Конспект урока по биологии 6 класс по фгос пасечник

Обновлено: 02.07.2024

Слайд 4. Психотрия - народе называют “горячие губки”, растет в тропиках, любит влагу.

Слайд 5. Орхидея калания внешне напоминает летящую уточку. Произрастает она в Восточной и Южной Австралии, в основном под эвкалиптовыми деревьями

Слайд 6. Гиднора африканская –-паразит, живущий в пустынях Африки. Он присасывается к корням других растений и питается от них. В основном находится под землёй, и только когда в пустыне выпадает необходимое количество осадков – он появляется на поверхности и распускается. В высоту достигает 15-20 см.

Слайд 7. Пассифлора – в диаметре достигает 10 см. Растёт в основном в Латинской Америке.

Слайд 8. Росянка – плотоядное растение. Благодаря выделяемым капелькам слизи она ловит насекомых, которыми и питается.

Слайд 9. Непентес Аттенборо был обнаружен в только 2000 году. Непентес-хищник, который “питается” грызунами

-Умение сотрудничать в поисках и систематизации результатов(К)

- Умение выделять основную информацию (П)

- Умение строить логические рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий (П)

-Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника (М)

- Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное (Л)

3.Формулирование темы урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (ответы учащихся)

Запись числа и темы урока учителем на доске.

Учитель: А сейчас вы нарисуйте, пожалуйста, любой цветок в тетради, и один нарисуем на доске.

-Умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий (П)

-Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника (М)

4. Постановка целей и задач урока.

Учитель: вы нарисовали цветы, покажите, что у вас получилось? Одинаковые ли цветы? А почему?

  • как вы думаете, а можно ли по-вашему рисунку изучить строение цветка?
  • Почему?
  • А давайте сейчас подумаем, зачем растению нужен цветок? Чем он является?
  • Как он устроен?

-умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять (П)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

Учитель: У каждого из вас на столе есть карта лабораторной работы (Приложение 1.) с заданиями. Ребята, что мы будем делать в лабораторной работе? А для чего? (Дети отвечают) – Правильно, чтобы узнать, зачем цветку нужны эти органы. Самостоятельно запишите цель лабораторной работы. (Изучить строение цветка, определить функции основных частей, его составляющих )

Какие глаголы мы используем для постановки целей, ребята? (Выявить, определить, распознать, узнать). Прочтите, что у вас получилось?

(На экране изображение цветка яблони)


Учитель:Кто узнал, скажите мне на ушко (прием гуманной педагогики Ш.Амонашвили), цветок какого растения изображен на экране, а остальные – подумайте.

Учитель: ответ на первый вопрос лабораторной работы вы найдете на стр. 135 учебника, используя рисунок 97. (обозначают составные части, зачитывают результат) Скажите, чем отличается цветок в лабораторной работе от цветка, который нарисовали вы в начале урока? (Дети отвечают)

Учитель: Ребята, перед выполнением второго задания давайте условно разделимся на две команды, команду мальчиков и команду девочек.

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

-Умение делать выводы по результатам работы(Р)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

- Уважительное отношение к учителю и одноклассникам (Л)

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)

-контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

6.Первичная проверка понимания, промежуточная рефлексия.

Учитель: Во втором задании необходимо понять, какие функции выполняют те или иные части цветка. Вы будете их записывать в карту работы.

Венчик – это лепестки. Какие они бывают? (Яркие, крупные - насекомоопыляемые или невзрачные- ветроопыляемые), значит, для чего служит венчик цветка? Впишем в карту работы.

Дети: Венчик – привлечение внимания насекомых

Учитель: Что образуется в цветоложе?

Учитель : Значит функция цветоложа - …. .

Дети: Цветоложе – формирование плода.

Учитель: Чашечка представлена пятью сросшимися у основания листочками, за которыми находится самое заветное – цветоложе, из которого формируется что? (плод), если листья плотно прилегают, значит, какую функцию они выполняют? (…) Запишите.

Дети: Чашечка – защитная функция

Учитель: самостоятельно сформулируйте назначение цветоножки. Прочитайте, что у вас получилось?

Дети :Цветоножка – служит для прикрепление цветка, а в последствие плода.

А могли ли вы себе представить, что пыльцевые зерна способны выдержать температуру до 300 градусов Цельсия!

Учитель : Ребята, как образуется завязь вы подробно будете изучать в будущем, но могу вам сказать, что завязь образуется и развивается внутри пестика! Значит, каким органом он является (Мужским или женским?)

Учитель: А цветки бывают обоеполые (тычинки и пестики находятся внутри одного цветка ) и раздельнополые (цветки содержат либо тычинки, либо пестики). Каким является цветок яблони? Можете привести пример растения, содержащего раздельнополые цветки. (Цветки огурца)

Учитель : Коноплю, тополь, иву, осину, щавель кислый и шпинат называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные на других Поэтому , ребята, весной мы можем видеть , что одни тополя усеяны пухом, а на других пуха совсем нет. Объясните, почему? ( Дети отвечают.) Однодомные растения - растения, у которых однополые цветки мужские (тычиночные) и женские (пестичные) находятся на одном растении. К однодомным растениям относятся береза, орешник, дуб, бук, многие осоки, тыквенные.

-Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л);

- Уважительное отношение к учителю и одноклассникам (Л)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

-Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли(К)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)

· - Умение отработки на уроке биологических терминов, понятий, определений (П)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

- Умение делать выводы по результатам работы(Р)

- Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное (Л)

7. Первичное закрепление.

Учитель: Скажите, пожалуйста, на все ли пункты работы вы смогли ответить?

Что вызвало затруднение?

Какие выводы мы можем сделать, исходя из цели нашей лабораторной работы?(Дети отвечают, формулируют совместно с учителем вывод работы: Цветок- это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения, состоящий из венчика, цветоложа, цветоножки, пестика, тычинок. Пестик и тычинки – женский и мужские органы соответственно. Плод созревает в цветоложе. )

- Умение делать выводы по результатам работы(Р)

- Умение отработки на уроке биологических терминов, понятий, определений (П)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

-Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли(К)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

8. Закрепление изученного материала. Итоговая рефлексия.

Учитель: Давайте теперь вспомним те вопросы, что мы задали в начале урока.

Сможете вы рассказать, что такое цветок и из чего же он состоит ? (Дети отвечают). Сможете ли вы нарисовать строение цветка? (Дети отвечают). Ответили мы на них? (Дети отвечают)

Учитель:НО Еще один немаловажный вопрос мы с вами упустили! Кто-нибудь заметил?

…Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или топтать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

Учитель: Какой заказник находится на территории Курского района? (Степан Бугор, близ п.Мирный).

Как нужно относиться к растениям? (Дети отвечают)

Учитель: Огромное разнообразие цветков вызывает искреннее восхищение перед мастером, который их создал. И мастер этот- великая и всемогущая Природа. Будем же беречь и сохранять ее шедевры.

- Уение отработки на уроке био-логических терминов, понятий, определений (П)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

-Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли(К)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

- Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное (Л)

9. Самоанализ и самооценка.

Учитель: Давайте подумаем, как же вы сегодня поработали, все ли у вас получилось? (Дети отвечают)

Учитель: Теперь из маленького конвертика на вашем столе возьмите цветок, у которого будет столько же лепестков, какую оценку бы вы поставили нашему уроку, нашей общей работе и самим себе.

И конечно, ребята, цветы – это прекрасно, дарите цветы близким: мамам, бабушкам, сестрам и даже папам и дедушкам. И вы увидите их счастливые улыбки! А я в свою очередь хочу подарить в ваш классный кабинет этот прекрасный цветок (Декоративное цветущее растение в горшке).

- Уважительное отношение к учителю и одноклассникам (Л)

- Развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценки достигнутого посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действии-тельности.

- Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное

Работу выполнил(а): _______________________________________________


1. Подпишите части цветка (учебник. Стр. 135)

1- ________________________________________________ 6- _________________________________________________

2- _________________________________________________ 7- _________________________________________________

4- _________________________________________________ 9-__________________________________________________

5- _________________________________________________ 10- ________________________________________________

2. Впишите функции, которые выполняют части цветка:

Тычинки, пестик – _________________________________________________

3. Вывод: ______________________________________________________________________________________________________

Литература и интернет-ресурсы:

1. В.В.Пасечник Биология 6 класс.

2. И.В.Ишкина Биология Поурочные планы. 6 класс.

3. Биология. Бактерии, Грибы. Растения 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника, автор – составитель Н.И.Галушкова.

Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.

Цель урока : познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Задачи , которые я ставила перед собой

· раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;

· дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений.

· развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

· формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;

· развивать умение работать с учебником.

· развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

развивать наблюдательность, речь учащихся.

· продолжить формирование научного мировоззрения.

· Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

· развитие инициативы, уверенности в своих силах.

Методы обучения: частично – поисковый, проблемный, исследовательский

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический и др.

На уроке формировались следующие компетенции : личностного совершенствования, ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная.

Урок состоит из этапов:

1. Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы ( эмоциональный и психологический настрой, рефлексия настроения).

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы, где будут использоваться знания в дальнейшем . Проверка знаний по предыдущей теме фронтально и индивидуально в форме тестирования, взаимопроверка, оценивание.

4. Проверка знаний учащихся (тест), задача которого - проверить знания учащихся, взаимопроверка.

5. Информирование о домашнем задании. Задача - разъяснить методику и мотивирование его выполнение (из учебника, творческое задание по интересам и степени сложности)

6. Рефлексия. Задача этапа - осмысление деятельности ученика и учителя на уроке, оценка собственного продвижения в изучении темы. Анкета, оцени урок. Деятельность учащихся – указывать сильные и слабые стороны своей деятельности на уроке. А также проведена рефлексия настроения в начале и конце урока.

Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся была на высоком уровне. Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием. Использование компьютера позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным.

Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке. Методы и приемы, использованные на уроке, способствуют развитию познавательного интереса учащихся к изучаемой теме, развивают мыслительные способности детей, соответствуют возрастным особенностям учащихся, применялись в рамках здоровьесберегающей технологии.

Считаю, что урок цели достиг.

По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что дети удовлетворены результатами своей работы, урок им понравился, настроение в ходе урока улучшилось.

Конспект открытого урока по биологии 6 класс.

Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Задачи урока

Обеспечить достижение предметных результатов обучения:

сформировать знания о строении семян однодольных растениях и двудольных растениий.

Сформировать умения описывать внешнее строение семени, определять и называть части семени, выделять существенные признаки однодольных и двудольных растений.

Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

- самостоятельно формулировать тему урока, определять цель учебной деятельности;

- у меть работать с учебником (текстом, рисунками), дидактическим материалом; п реобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

- работая в паре учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.

- о сознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Формы работы: в парах, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный, исследовательский (лабораторная работа).

I. Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас и наших гостей сегодня на уроке биологии. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг – друга словами

Давайте проверим, как вы готовы к уроку. У вас на столах должны быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Молодцы! Садитесь.

II . Актуализация опорных знаний. (5 мин)

Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному царству растений, нас ждет интересное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.

1.Давайте вспомним, какие растения мы изучаем (цветковые)

2.Почему они получили такое название? (на этих растениях образуется цветок)

3.Что образуется на месте цветка? (плод)

4.на какие группы можно разделить плоды по строению околоплодника? (сухие и сочные)

5.На какие группы можно разделить плоды по количеству семян? (односемянные и многосемянные)

А теперь проведем небольшую разминку, все внимание на экран.

III . Самоопределение к деятельности. (2 мин) послушайте стихотворение и попытайтесь понять о че пойдет речь на уроке?

У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут они в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе,
А пока зима вьюгою все воет
Спит и дышит жизнь у меня в руке
Будущий побег и могучий корень.

А сейчас отгадайте загадку и определите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

В землю ляжет, чтобы встать и до солнышка достать. (Семя)

1.Можно про семя сказать, что это будущая жизнь? Почему? (из семян появляется новое растение)

2.что вы знаете, о семени? (Обычно находятся в плоде, разной окраски, формы, размеров)

3. что хотели бы еще узнать, чему научиться? Давайте мы с вами сформулируем цели урока?

1.изучить строение семян

2.разобраться все ли семена одинаковы по строению

3. запомнить на какие группы делят растения по строению семян

Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее, чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года.

2.Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г.

3. Есть семена лекарственные.

а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

в) Семя укропа огородного применяется при болезнях печени, для возбуждения аппетита, при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма.

4. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат равен

Молодцы! Интересная информация

Открыли тетради и записали число и тему урока. Давайте дадим определение понятию семя.

Что же такое семя – это орган, предназначенный для размножения и распространения семян!

IV . Работа по новой теме. (9 мин)

Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем- то отличаются? Для этого посмотрим обучающий фильм, а потом отправимся в лабораторию, где проведем исследовательскую работу.

А сейчас все внимание на экран! (1м 50с)

Что вы запомнили? из чего состоит семя?

Пользуясь учебником с. 8, запишите определение зародыша и семядолей. Прочитайте.

Перед трудной работой надо размяться!

Физминутка (1 минута):

А сейчас немного отдохнем:

Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, незабудки, ландыш).

V . Лабораторная работа. (12 мин), Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семян однодольных и двудольных растений на примере семени фасоли и пшеницы. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).

Инструктаж. Как мы работаем: Перед вами, ребята, инструктивные карты, натуральные объекты- семена растений, необходимое оборудование для работы: лупы. Поэтапно мы будем выполнять задания, согласно инструктивной карте.

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться инструментом

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат. Итак, мы с вами выяснили, что: Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок- сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок я провела в 6 классе в декабре 2016-го года в форме урока-лаборатории, на котором присутствовали родители учащихся. Мной были показаны приёмы и методы работы проведения урока по ФГОС с формированием универсальных учебных действий при изучении нового материала в результате коллективного исследования.

Перевалова А.Н., учитель биологии

Тема: Плоды. Их классификация. Способы распространения плодов и семян.

– добиться усвоения учащимися понятия плод.

- создать усовия, способствующие развитию следующих умений:

учебно-коммуникативных умений (собственно психологические умения): слушать учителя, адекватно воспринимать разнообразную учебную информацию, запоминать увиденное, услышанное, учебный материал, управлять своим вниманием, владение монологичной и диалогичной речью;

учебно-интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное, умение классифицировать плоды и определять признаки принадлежности к той или иной группе;

учебно-познавательных (учебно-информационных) умений: практические исследовательские умения (умение работать с натуральными объектами, наблюдать, делать вывод), работать с рисунками учебника;

учебно-организационные учебные умения: работать в команде, сотрудничать при решении учебных задач (объяснять, оказывать и принимать помощь), проводить рефлексию (размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление своих собственных действий, размышление о своём внутреннем состоянии).

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-лаборатория.

1. Предметные

В познавательной сфере: организовать деятельность учащихся по изучению строения и функциям плодов, разобрать классификацию и виды плодов; давать определение понятиям: плод, значение плода, строение и виды плодов.

В ценностно-ориентационной сфере:

Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.

2.Метапредметные

Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка

Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности

Методы: 1. По источнику изложения учебного материала:словесные, наглядные, практические.

2. По характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковый, проблемный.

Печатные учебники, рабочие тетради на печатной основе. карточки с заданиями.

Электронные образовательные ресурсы (слайд-шоу для физкультминутки, презентация)

Учебные приборы (препаровальные ванночки, набор препаровальных инструментов из микролаборатории)

Натуральные объекты (плоды и корнеплод моркови, видоизменённого побега - лука)

Учебник: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений /Пасечник В.В.– 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 207: ил.

Цель: познакомить с разнообразием плодов, процессом их образования.

Оборудование: рабочая карта, которая включает схемы, задания (рабочих листов может быть несколько вариантов, так как можно включить различные примеры, а также творческие и исследовательские задания); презентация “Типы плодов”, коллекция плодов.

I. Организация работы

А) Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз)

Б) Золотое решето черных домиков полно,
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Формирование темы урока учащимися. (2 кадр презентации)

III. Изучение нового материала

1. Строение плода. (3 кадр презентации)

Из какой части пестика образуется плод?

Работа по схеме рабочей карты. (4 кадр), Приложение 1.

  1. По количеству воды в околоплоднике;
  2. По количеству семян;
  3. По количеству пестиков, участвующих в образовании плода.

2. Исследовательская лаборатория.

Задание группам: Разделите все плоды на две группы.

Вопрос к классу: По какому принципу вы разделили плоды?

Сухие и сочные.

Заполняем схему. Плоды по количеству воды в околоплоднике.

Задание группам: Сравните плод томата и финика.

Вывод: сочные плоды могут быть двух типов - односемянные и многосемянные.

Задание группам: Сравните плод фисташки и фасоли.

Вывод: сухие плоды тоже двух типов - односемянные и многосемянные.

Заполнение схемы: примеры разных типов плодов с использованием презентации. Начиная с 5 кадра.

3. Работа со схемой. Типы плодов по количеству пестиков, участвующих в их образовании.

На кадре презентации даны два плода. Начиная с 20 кадра. Что между ними общего и в чем их разница?

Задания в рабочей карте.

V. Домашнее задание: § 30, индивидуальное творческое или исследовательское задание в рабочей карте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План открытого урока по биологии в 6 классе

На тему: СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

Подготовила и провела

Тема урока: Строение цветка

Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

Задачи:

Образовательные:

изучить особенности строения цветка,

показать связь строения цветка с выполняемой функцией,

сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Воспитательные:

умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,

прививать бережное отношение к природе,

Развивающие:

развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,

оценивать и сравнивать.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: репродуктивный, проблемный, практический.

Опережающее задание учащимся:

Подготовить интересные факты о цветах.

План урока:

Изучение нового материала

4. Интересные факты о цветах

6. Первичное закрепление материала (работа по карточкам)

7. Вторичное закрепление материала (лабораторная работа)

9. Подведение итогов урока

10.Задание на дом

Ход урока:

Организационный момент

Активизация внимания учащихся

Актуализация материала

Вводное слово:

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.

Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.

Цветочный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб сегодня отличиться,

Надо очень потрудиться.

Уметь мыслить, рассуждать,

По чаще руку поднимать.

Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.

Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.

Перед вами листок и карандаши. Вы должны нарисовать свой любимый цветок.

Во время работы учеников звучит музыка “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” Чайковского П.И.

Рассматриваем работы что общего и различного в изображении цветов

- Одинаковы ли цветы?

?А чем они отличаются?

?А что у них общего?

(разнообразие цветков по форме, окраске, размерам, строению)

-Давайте докажем, что цветы, какими бы разными они не были, имеют одинаковое строение.

Цветы возникли задолго до появления человека.

? Как вы думаете для чего растениям цветок?

Это генеративный орган, то есть орган полового размножения.

На месте цветка появляется плод и семена. Например, после цветков рябины появляются ягоды рябины, на месте цветков виолы – коробочки с семенами, а после цветения одуванчика разлетаются парашютики с семенами.

Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание.

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.

А по ходу объяснения давайте попробуем своими руками сделать цветок и посмотрим, что у нас получится.

Во время работы учащиеся выполняют аппликацию по готовым шаблонам

Изучение нового материала

Пестик – часть цветка, образующая плод.

1.Пестик подразделяется на:

Рыльце - верхняя часть из особой ткани, служит для улавливания пыльцы,

Столби к и завязь -нижняя расширенная часть, в которой созревают женские гаметы – яйцеклетки.

Если в пестике нет столбика и рыльце располагается на завязи, то оно называется сидячим.

Из пестика цветка развивается плод с семенами.

2.Тычинка состоит из :

тычиночной нити, с помощью которой она крепится к цветоложу

пыльника, который содержит пыльцу с мужскими гаметами – спермиями.

Если тычиночной нити нет и пыльник располагается прямо на цветоложе, он называется сидячим.

Пестик и тычинки главные части цветка, в них образуются половые клетки – гаметы.

Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – это пестичные, или женские, цветки, а другие – только тычинки, это тычиночные, или мужские, цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.

Бесполыми называют такие цветки, у которых отсутствуют все главные части: и тычинки, и пестики. Они выполняют только функцию привлечения насекомых-опылителей к другим цветкам, в которых главные части имеются. Бесполые цветки есть в соцветиях василька, подсолнечника и других растений.

3.Околоцветник, самая красивая часть цветка, состоит обычно из ярко окрашенных крупных лепестков, которая служит для привлечения насекомых.

Околоцветник состоит из лепестков, который составляет венчик растения. И из мелких листочков чашелистиков, которые составляют чашечку.

Чашечка образует наружный круг околоцветника. При распускании цветка в некоторых случаях чашечка опадает, но чаще сохраняется и во время цветения.
Чашечка выполняет следующие функции:

1) защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона.
2) в зеленых чашелистиках протекает процесс фотосинтеза.

Венчик содействует опылению цветка, привлекая насекомых-опылителей. Благодаря яркой окраске лепестков, венчик способен отражать солнечные лучи, предохраняя главные части цветка от перегрева. Закрываясь на ночь, венчик создает своего рода камеру, препятствующую охлаждению цветка или повреждению его холодной росой.

У одних растений (душистый табак, паслен черный, примула) лепестки венчика срастаются, образуя сростнолепестный венчик; у других (капуста, яблоня, вишня) венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным, или свободнолепестным.

У некоторых растений, главным образом у однодольных (лилия, амариллис, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым . У одних растений, например у тюльпана, рябчика или орхидеи листочки простого околоцветника крупные и яркие, как лепестки, – это простой венчиковидный околоцветник.

У других растений, например у ситника, свеклы, крапивы листочки простого околоцветника мелкие, невзрачные, обычно зеленого цвета, похожи на чашелистики, – это простой чашечковидный околоцветник.

Существуют цветки, не имеющие околоцветника (ясень, осока, ива), их называют голыми.

Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько осей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну ось симметрии (горох, шалфей) или ни одной (канна), называют неправильными.

4.Цветоложе и цветоножка .

Ось цветка – называется цветоложем. Цветоложе, разрастаясь, принимает различную форму плоскую, вогнутую, выпуклую, полушаровидную, конусовидную, удлиненную, колончатую. Цветоложе внизу переходит в цветоножку, соединяющую цветок со стеблем или цветоносом.

Для условного обозначения строения цветка используют формулы. Для составления формулы используют следующие обозначения:

О – простой околоцветник;
Ч – чашелистики;
Л – лепестки:
Т – тычинки;
П – пестик.

Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком .
Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в скобках.
Правильный цветок изображают звездочкой *;
неправильный – стрелкой ;
однополые мужские (тычиночные) цветки – ;
женские (пестичные) – знаком ;
обоеполые – знаком .


формула тычиночного цветка огурца: *Ч(15)Л(5)Т(5)По;


формула обоеполого цветка вишни: *Ч5Л5Т5П1.

Читайте также: