Презентация и конспект урока лишайники 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

1 УРОК БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ Лишайники

2 Лишайники – уникальная группа живых существ, представляющих собой симбиотических «организмов «, состоящей из гриба и водорослей. Лишайники – своеобразная группа живых организмов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду.

3 Слоевище состоит из двух разных организмов – гриба и водоросли. Они так тесно взаимодействуют между собой, что их симбиоз представляется единым организмом. Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф). Между ними группами или одиночно расположены клетки зелёных водорослей, а у некоторых – цианобактерий. Интересно, что виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, тогда как большинство водорослей, входящих в слоевище лишайника, встречается в свободноживущем состоянии, отдельно от гриба.

5 Кустистый лишайник Кустистые лишайники имеют вид кустов. Они растут вертикально или свисают вниз. Кустистые лишайники – эпифиты, покрывающие еловые ветви, напоминают седые или чёрные бороды.

6 Листоватый лишайник Листовые лишайники имеют форму мелких пластинок, чешуек, прикрепляются к поверхности тонкими нитями и довольно легко отделяются от неё.

7 Накипные лишайники Накипные лишайники похожи на плоские корки, плотно срастающиеся с корой, камнями, почвой, трудно отделяются от грунта, на ощупь бархатистые влажноватые.

8 Внутреннее строение лишайника на поперечном разрезе Слоевище состоит из двух разных организмов – гриба и водоросли. Они так тесно взаимодействуют между собой, что их симбиоз представляется единым организмом. Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф). Между ними группами или одиночно расположены клетки зелёных водорослей, а у некоторых – цианобактерий. Интересно, что виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, тогда как большинство водорослей, входящих в слоевище лишайника, встречается в свободноживущем состоянии, отдельно от гриба.

9 Строение лишайника – тело лишайника представлено слоевищем. Слоевища очень разнообразны по окрасе, размерам, форме и строению. Некоторые лишайники достигают длины более 1 м, но большинство имеют слоевище размером 3-7 см. Цвет слоевища может быть белый, розовый. Жёлтый, голубой, зелёный, серый и даже чёрный. Лишайники растут медленно. Возвраст слоевища нередко насчитывает несколько сотен и даже тысячу лет.

10 Питание лишайник Слоевище состоит из двух разных организмов – гриба и водоросли. Они так тесно взаимодействуют между собой, что их симбиоз представляется единым организмом. Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф). Между ними группами или одиночно расположены клетки зелёных водорослей, а у некоторых – цианобактерий. Интересно, что виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, тогда как большинство водорослей, входящих в слоевище лишайника, встречается в свободноживущем состоянии, отдельно от гриба.

11 Размножение Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками. Кроме того, грибы и водоросли сохранили и свои собственные способы размножения. Грибы образуют споры, водоросли размножаются вегетативным путём. Лишайники размножаются либо спорами, которые образуют микобионт половым или бесполым путём, либо вегетативно – фрагментами слоевища, соредиями и изидиями. При половом размножении на слоевищах лишайников формируются половые спороношения в виде плодовых тел. Среди плодовых тел у лишайников различают апотеции (открытые плодовые тела в виде дисковидных образований); перитеции (закрытые плодовые тела, имеющие вид маленького кувшина с отверстием наверху); гастеротеции (узкие плодовые тела удлинённой формы). Большинство лишайников (свыше 250 родов) формируют апотеции. В этих плодовых телах споры развиваются внутри сумок (мешковидных образований) или экзогенно, на вершине удлинённо-булавовидных гиф – базидий. Развитие и созревание плодового тела длится 4-10 лет, а затем в течение ряда лет плодовое тело способно продуцировать споры. Спор образуется очень много: так, один апотеций может продуцировать спор. Прорастают они не все. Для прорастания нужны условия, прежде всего определённые температура и влажность. Бесполое спороношение лишайников – конидии, пикноконидии и стилоспоры, возникающие экзогенно на поверхности конидиеносцев. Конидии образуются на конидиеносцах, развивающихся непосредственно на поверхности слоевища, а пикноконидии и стилоспоры – в особых вместилищах пикнидиях. Вегетативное размножение осуществляется кустиками слоевища, а также особыми вегетативными образованиями – соредиями (пылинки – микроскопические клубочки, состоящие из одной или нескольких клеток водорослей, окружённых гифами гриба, образуют мелкозернистую или порошкообразную беловатую, желтоватую массу) и изидиями (маленькие разнообразной формы выросты верхней поверхности слоевища, одного с ней цвета, имеют вид бородавочек, зёрнышек, булавовидных выростов, иногда маленьких листочков).

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: Познакомить учащихся с особыми организмами-лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей. Выяснить: как они устроены, где обитают, как питаются, размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в природе и жизни человека.

Решаемые проблемы:

  • Почему лишайники относят к организмам – симбионтам?
  • Почему лишайники называют индикаторами чистого воздуха?

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

  • Сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники.
  • Развить понятия: симбиоз, слоевище (таллом), гифы гриба, фотосинтез.
  • Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особую группу.
  • Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: Работать с различными источниками информации, отличать главное.

Регулятивные: Организовывать выполнение заданий учителя, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные: Отвечать на вопросы, формулировать свой ответ.

Личностные:

  • Формирование познавательного интереса к изучению биологии.
  • Умение эстетически воспринимать объекты природы
  • Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе
  • Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз.

Вид учебной деятельности учащихся: работа с текстом и материалом учебника, с раздаточным материалом.

Методы урока: проблемного обучения, развивающего обучения.

Средства ведения урока: учебник 5 класса авторов В.В.Пасечник, раздаточный материал, презентация, созданная в программе POWER POINT, химические реактивы, интерактивная доска.

I. Организационный момент (слайды природы) музыка

Учитель:

Природа шлёт нам свет, дыханье.
Шлет счастье радости, тепла,
Шлёт мир, красу, своё создание,
Шлёт рай земной и чудеса.

II. Мотивация (включение в учебную деятельность)

Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет наш урок?

- Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?

- Но прежде давайте вспомним, какие царства живой природы мы с вами знаем?

П.О. (Бактерии, Грибы, Растения, Животные) (на доску)

- У меня в руках живой объект, что это за организмы?

П.О.: (Лишайники)

Лишайники часто называют изумительной выдумкой природы (слайд №2), а знаете почему?

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству его отнести?

- Давайте попробуем разобраться?

- А для начала определим тему нашего урока?

П.О. (Лишайники – удивительная выдумка природы) (слайд №3)

Запись в рабочие листы, на доску.

- А теперь сформулируем цель нашей работы (познакомиться с новыми организмами)

П.О. - изучить особенности строения, жизнедеятельности, многообразия и значение лишайников (на доску. )

Великий русский учёный К.А.Тимирязев назвал их сфинксами. (слайд №4)

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифической существо с головой женщины, телом льва и крыльями орла.

Так почему лишайники сравнивают с сфинксами? Начнём со строения. (доска. )

III. Первичное ознакомление

1. Давайте проведем практическую работу и рассмотрим строение тела (слоевища) лишайника: (слайд №5)

ТБ: мы работаем с острыми предметами, поэтому должны соблюдать максимальную осторожность

- Что вы увидели под микроскопом? (тонкие нити)

- Часть какого известного организма они вам напоминают?(гифы гриба)

Сделайте вывод о внутреннем строении лишайника.

П.О.: В теле лишайника совмещены два организма – гриб и водоросль. (слайд№6)

Вопрос: Как называется тип взаимоотношений, когда два организма живут совместно друг с другом? (Составление схемы)

Грибные нити поглощают воду и минеральные вещества

В клетках зелёных водорослей из них образуются органические вещества в процессе фотосинтеза, которыми они делятся с грибом

Такой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике называется - симбиоз

Так почему их сравнивают со сфинксами? (Двойственная природа)

Задание №1 (слайд №7) в рабочей листе (подпишите составные части слоевища лишайника, сделайте вывод)

2. Мы познакомились с внутренним строением лишайников, на какие группы можно разделить лишайники по внешнему виду работа в группах (слайд №8)

Задание №2 заполните таблицу в рабочем листе учебник стр.

– Сопоставьте особенности строения и их название (2 минуты)

Проверка написанного вместе со слайдом (накипные, листоватые, кустистые)

3. Обращение к доске.

Каковы особенности жизнедеятельности лишайников?(слайд №9)

Посмотрим видеофрагмент, а затем выполним новое задание в рабочих листах.

Задание №3. Вставьте пропущенные слова (2 мин)

Проверка (слайд №10) Теперь мы знаем! проговаривают.

4. Обращение к доске. Каково значение лишайников?

Заполнение схемы №4 в рабочих листах.

1. Слайд №11. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения.

2. Слайд №12. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется?

Если залить олений мох – ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные тундры-олени. Ягель - это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег, они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в калорийный корм.

3. слайд №13. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу - много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух). Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор - это показатель (греч.)

4. Лишайники употребляют в пищу.

Библейская легенда

5. слайд №15. Используют в медицине и парфюмерной промышленности.

6. слайд №16. Получают краску и лакмус.

Показ опыта с лакмусом. Из лишайников получают индикатор - лакмус. Вы познакомитесь с ним в курсе химии. Индикатор должен что-то определять. Лакмус определяет кислую и щелочную среду. Возьмём три пробирки с бесцветной жидкостью. Добавим лакмус. В одной пробирке раствор стал красным - это кислота. В другой – синим - это щелочь, в третьей, не изменился - вода. Используя лакмусовые бумажки, можно определить кислотность почвы на вашем участке. (Опыт с лимоном).

IV. Отработка изученного

Лишайники – удивительная выдумка природа (обобщение)

V. Контроль знаний

1.Тело лишайника называется слоевище.

2.Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.

3.Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.

4.Водоросль лишайника образует органические вещества в процессе фотосинтеза.

5.Лишайники приносят вред природе.

6.Лишайник имеет стебель с листьями.

7.Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.

8.Лишайники подразделяются на накипные, кустистые и листоватые.

9.Лишайниками питаются некоторые животные.

10.Размножаются лишайники спорами.

Ответы:

Лишайники - удивительные особи.

Они уникальны. Это значит, что лишайники единственные в своем роде существа.

Это два организма, которые приспособились жить вместе, приносить пользу друг другу, природе и человеку.

V. Подведение итогов урока (рефлексия)

Слайд №20. Лишайники – удивительная выдумка природы.

- Ребята, а что сегодня удивило вас?

- А меня больше всего удивило, что лишайники – являются индикаторами окружающей среды.

Так, с помощью лишайников можно определить чистый ли воздух вокруг вашего дома?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.doc

Методическая разработка урока по биологии

Урок разработала учитель биологии Лаптева Людмила Николаевна

УМК по биологии: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология. Учебник для 5-го класса. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний на основе деятельностного подхода.

Планируемый результат: для учащихся: познакомиться с существенными признаками внешнего и внутреннего строения лишайников, закрепить простейшую классификацию, осознать ценность лишайников как живых организмов.

Задачи урока:

Воспитательная: формирование интереса к предмету, живым организмам; эстетическое воспитание учащихся.

Развивающая: умение сравнивать и классифицировать живые организмы, работать с учебником, тетрадью.

Обучающая: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, питание, размножение. Значение в природе и жизни человека.

Формируемые УУД:

Предметные УУД:

Овладеть новыми знаниями о лишайниках, их строении и жизнедеятельности.

Уметь характеризовать особенности внутреннего строения лишайников.

Рассказать на конкретных примерах значение лишайников в природе и для человека.

Метапредметные УУД:

1.Познавательные УУД (ПУУД): уметь давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основание для конкретной логической операции; строить логическое рассуждение; структурировать полученные знания, включая умение выделять главное и второстепенное.

2.Регулятивные УУД (РУУД): уметь определять тему, цель и планировать пути ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий как в конце работы, так и по ходу ее реализации.

3.Коммуникативные УУД (КУУД): уметь излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; слушать, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, а также сотрудничества с партнером, учителем; работать в парах (группе).

Личностные УУД (ЛУУД): воспитывать экологическое сознание, признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях.

Межпредметные связи: Опора на знания по природоведению (4 класс), географии (5 класс).

Используемые технологии: личностно-ориентируемое обучение, элементы технологии критического мышления.

проблемный (решение проблемных вопросов);

словесный (рассказ, беседа);

практический (определение типа лишайника)

частично-поисковый, репродуктивный (поиск и воспроизведение информации).

Форма организации учебной деятельности: урок изучения нового материала

Организация деятельности учащихся : групповая, индивидуальная, фронтальная (выдвигают гипотезы, предположения, анализируют информацию, делают выводы, публично выступают, отвечают на вопросы, формулируют тему, цель урока, вывод) .

Приемы деятельности учителя: мотивация учащихся (постановка проблемных вопросов, определение темы и цели урока), корректировка знаний (заполнение таблицы, анализ ее результатов), подготовка учащихся к рефлексии, подготовка к выводу; дифференциация работы учащихся.

План изучения лишайников:

Где обитают лишайники.

Особенности строения симбиотического организма.

Как питаются лишайники.

Как происходит размножение.

Значение в природе и жизни человека.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Виды формируемых

Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку, за активность и правильные ответы будут выдаваться жетоны, по их количеству –определится оценка за урок

-Какие царства природы вам известны?(слайд2)

-По каким признакам отличают царство бактерий?

-По каким признакам отличают грибы?

-По каким признакам отличают растения?

Бактерии, грибы, животные, растения

-имеют ядро, тело называется грибница

-имеют ядро, в клетках есть хлоропласты

Сегодня на уроке мы познакомимся с необычными организмами. Прослушайте внимательно, и попытайтесь определить о каких организмах идет речь. Источником мотивации являются два высказывания К. А. Тимирязева о лишайниках:

– О каком живом организме здесь идет речь? (Учащиеся дают самые различные ответы)

Учитель демонстрирует различные изображения лишайников.

Просит рассмотреть раздаточный материал

Встречали ли вы эти организмы в природе?

Как называются эти удивительные организмы?

К какому царству живых организмов их можно отнести?

Эти удивительные существа называют лишайниками.

Этим организмам будет посвящен сегодняшний урок

Что вы знаете о лишайниках?

Учащиеся выдвигают гипотезы, предположения

Работают с раздаточным материалом

Выдвигают гипотезы, предположений

Запись темы урока в тетрадь

Заполнение таблицы ЗИУ (графа знаю)

Отвечают, что видели в лесу, на деревьях

Регулятивные (целеполагания) , познавательные,

4.Целеполагания и планирования урока

Кто они: грибы, мхи, водоросли, а может быть это особая группа организмов. А как думаете вы?

Что мы должны будем узнать о лишайниках?

Слайд 8 (план урока)

Итак, цель нашего урока - изучить строение и жизнедеятельность лишайников, выяснить к какому царству природы их можно отнести.

Заполнение таблицы ЗИУ (графа интересуюсь, что хочу узнать?)

Отвечают - где обитают, как питаются, каково их строение, как они размножаются, их роль

Познавательные, коммуникативные, личностные

5.Изучение нового материала

Прежде, чем мы приступим к изучению необычного организма, посмотрите текст § 15 учебника и найдите незнакомые слова.

Работа с новыми словами.

А сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа будет работать со своим материалом, заполняя свою графу в таблице (продукт урока), через 10 минут вам нужно будет рассказать, что вы узнали о лишайнике.

Физкультминутка

Работа по группам по плану

1.Где обитают лишайники, их типы.

Практика- определение типа лишайника по гербарию.

2.Особенности внутреннего строения.

3.Как питаются лишайники?

4.Как размножаются лишайники?

5.Роль в природе и в жизни человека

Вопросы на понимание

-Где обитают лишайники(скалы, леса, умеренные и холодные области)

-Перечислите типы лишайников (кустистые, накипные, листовые)

Практика: определение в раздаточном материале типов лишайников

Слайд 12 (внутреннее строение)

Вопросы на понимание

-Что такое симбиоз? (взаимовыгодное сожительство)

-Как называется тело лишайника?

-Из каких организмов состоит слоевище лишайника?

на рисунке лишайника, подписать части

-Что получает гриб от водоросли?

-Что получает водоросль от гриба?

-как размножается лишайник?

-Почему лишайники называют пионерами растительности?

-Почему лишайники называют индикаторами чистоты воздуха?

Лишайники чувствительны к загрязнению атмосферы, они погибают при высоком содержании в воздухе различных загрязнителей. Поэтому их используют как индикаторы чистоты воздуха. 29 видов лишайников занесены в Красную книгу (демонстрация)

Называют незнакомые слова

Класс разделяется на 5 группы - работа с текстом учебника и дополнительным материалом.

Выполнение своей части работы

Задание 1 стр42 рабочая тетрадь.

Задание 3 стр42 рабочая тетрадь

Выступление 1 группы о распространении лишайников, и их типах.

Отвечают на вопросы, проверяют правильность заполнения таблицы

Выполняют практическую работу

Выступление 2 группы, рассказ о внутреннем строении лишайника, заполнение 3 графы в таблице,

Отвечают на вопросы, проверяют правильность заполнения таблицы

Задание 3 стр42 рабочая тетрадь

Выступление 3 группы, рассказ о питании лишайников, заполнение 4 графы

Отвечают на вопросы, проверяют правильность заполнения таблицы

Выступление 4 группы, рассказ о размножении, заполнение 5 графы

Отвечают на вопросы, проверяют правильность заполнения таблицы

Выступление 5 группы, заполнение 6 графы

Отвечают на вопросы, проверяют правильность заполнения таблицы

6.Закрепления и первичной проверки знаний

Итак, завершается наше знакомство с удивительным организмом. Повторим, что мы изучили и проверим наши знания.

Первичная проверка знаний

Выполнение проверочной работы

Регулятивные (коррекции, самооценивания),

Познавательные, коммуникативные, личностные

7.Итог( стадия рефлексии)

Вернемся к цели нашего урока

Выполнили ли мы намеченное? Разгадали загадки лишайника?

Что вы узнали на уроке?

Заполнение таблицы ЗИК

Выставление отметок, подсчет жетонов

Заполняют 3 графу таблицы (узнал)

Познавательные, коммуникативные, личностные

*Прочитать параграф 15.

Придумать викторину о лишайниках

Запись в дневник

Познавательные, коммуникативные, личностные

Используемые источники информации:

Выбранный для просмотра документ Открытый урок по биологии по теме

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лишайники Презентацию подготовила учитель биологии Лаптева Л.Н. МОУ «ООШ с.По.

Царства Бактерии Грибы Растения Животные

Царства Бактерии Грибы Растения Животные

Вспомни то, что знаешь Что такое симбиоз? Какие примеры симбиоза ты уже изуча.

Вспомни то, что знаешь Что такое симбиоз? Какие примеры симбиоза ты уже изучал? Что такое экосистема?

«Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломает.


Лишайники Что это?

Лишайники Что это?

Знаю Хочу узнать Узнал

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников. План 1.Гд.

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников. План 1.Где обитают лишайники, их типы. 2.Особенности внутреннего строения. 3.Как питаются лишайники. 4.Как размножаются лишайники. 5.Роль в природе и в жизни человека. 6. Интересны факты.

 Где обитают лишайники и их типы. В лесу, на коре деревьев На камнях На почве

Где обитают лишайники и их типы. В лесу, на коре деревьев На камнях На почве

 Типы слоевищ лишайников накипные кустистные листоватые

Типы слоевищ лишайников накипные кустистные листоватые

КЛАДОНИЯ ЛЕКАНОРА ЛЕЦИДЕА ПАРМЕЛИЯ

КЛАДОНИЯ ЛЕКАНОРА ЛЕЦИДЕА ПАРМЕЛИЯ

Внутреннее строение лишайника Лишайник –это симбиоз 2 организмов: Гриба и Вод.

Внутреннее строение лишайника Лишайник –это симбиоз 2 организмов: Гриба и Водоросли

Как питается лишайник?

Как питается лишайник?

Как размножается лишайник? Кусочки слоевища

Как размножается лишайник? Кусочки слоевища


Интересные факты Строение лишайников открыл Симон Швенденер в 1867 г. Лишайни.

Интересные факты Строение лишайников открыл Симон Швенденер в 1867 г. Лишайники растут всего лишь на несколько десятых миллиметра в год. Продолжительность жизни от 1000 до 4000 лет Устойчивость к высоким и низким температурам. Они способны выносить температурные пределы от - 196ºC до + 100ºC.

Делаем вывод по проблеме урока. Почему лишайники называют «изумительной выдум.

Выводы Лишайники - это представители царства Грибы ; Лишайники состоят из 2 о.

Выбери верные утверждения. Тело лишайника называется слоевище. Лишайники прин.

Выбери верные утверждения. Тело лишайника называется слоевище. Лишайники приносят вред природе. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания. Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт. Симбиоз – взаимовыгодное сожительство. Слоевище лишайника только зелёного цвета. Лишайниками питаются некоторые животные. Лишайники портят своими выделениями почву.

Что мы узнали на уроке?

Что мы узнали на уроке?

Домашнее задание Прочитать параграф 15. Написать сказку «Как гриб с водоросль.

Технология построения урока: системно-деятельностная.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее знаний о лишайниках как симбиотических организмах.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах.

Метапредметные: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.

Личностные: формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Приветствует учащихся, настраивает класс на активную работу.

Подготовка класса к работе

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности

Организует частично-поисковую беседу с учащимися.

Два организма взаимно полезны,
Связаны вместе просто железно.
Жить в одиночку? – огромный вопрос.
Такое сожительство есть симбиоз. (Слайд 1)

Какой пример симбиоза вам известен?

А могут ли гриб и дерево существовать друг без друга?

А как вы думаете, есть ли такие симбиотические организмы, которые не могут существовать друг без друга?

Есть такие организмы, это лишайники! (Слайд 2)

Что о лишайниках вы бы хотели сегодня узнать?

Отвечают на вопросы учителя. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Тема урока: Лишайники. Записывают тему в тетради.

Формулируют познавательную цель урока (как устроены лишайники, почему грибы и водоросли в составе лишайника не могут существовать друг без друга, узнать каково значение лишайников в природе и жизни человека), записывают ее в специальное поле на раздаточной карточке

Коммуникативные: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, логические – формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Выявляет уровень знаний.

Дайте характеристику уже известным вам организмам – грибам и водорослям. (Слайд 3)

Выбирает лучший ответ по каждой группе организмов, приглашает к доске двоих учащихся и задает вопрос: Как можно проиллюстрировать понятие симбиоз? (Слайд 4)

Дают индивидуальные ответы о строении грибов и водорослей.

Учащиеся выходят к доске и берутся за руки, иллюстрируя понятие симбиоз.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Первичное усвоение новых знаний

Рассказывает о строении лишайников, организует частично поисковую беседу по схеме на слайде (Слайд 5)


Какую роль играет гриб? Какую роль играет водоросль? Гифы гриба и клетки водоросли образуют слоевище лишайника.

Рассказ учителя о типах слоевищ лишайников (Слайд 6)


Демонстрирует слайды с фотографиями лишайников различных видов. (Слайд 7-11)

Определите к какому типу относится представленный вид

Динамическая пауза (Слайд 12-13)

Дает задание на работу с тестом учебника

Подводит итог работы с текстом

Лишайники – пионеры суши (Слайд 15)

Лишайники являются индикаторами чистоты атмосферного воздуха(Слайд 16)

Участвуют в почвообразовании

Служат кормом для животных

Являются источником веществ, необходимых промышленности

Используют в медицине

Являются индикаторами чистоты воздуха

Слушают учителя, рассматривают схему строения лишайника, отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь схему: гифы гриба + одноклеточные водоросли = слоевище лишайника.

Определяют тип слоевища лишайника по внешнему виду.

Выполняют гимнастику для глаз.

Работают с текстом учебника, выписывают в тетрадь значение лишайников в природе и жизни человека.

Зачитывают написанное в результате работы с текстом.

Участвуют в обсуждении.

Сравнивают свой план текста и дописывают недостающие пункты.

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, коррекция, саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками., постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение, логические – анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.

Организует обсуждение выполненного задания.

Выполняют задание ВПР

Участвуют в обсуждении

Работают с микроскопом

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информирует о домашнем задании, проводит инструктаж об его выполнении (Слайд 19).

Домашнее задание дифференцированное:

§ 19, рабочая тетрадь № 65-67 (обязательное задание)

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: целепологание, планирование, прогнозирование, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию учащихся и ее обсуждение по вопросам:

Самым интересным на уроке для меня было…

Самым сложным на уроке для меня было…

Настроение после урока

Цель урока достигнута/не достигнута

Подводит итоги урока. (Слайд 20)

Заполняют поля на специальной карточке и участвуют в обсуждении.

Регулятивные: коррекция, оценка.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Список использованной литературы и интернет - источников:

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учебник / В. В. Пасечник. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016.

Балакина Н. А., Липина С.Н. Биология. 5 класс. 10 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР : учебное пособие / Балакина Н. А., Липина С.Н. Под. ред. П. М. Скворцова. – М. : Интеллект-Центр, 2017.

Читайте также: