Презентация и конспект урока лишайники 5 класс
Обновлено: 05.07.2024
1 УРОК БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ Лишайники
2 Лишайники – уникальная группа живых существ, представляющих собой симбиотических «организмов «, состоящей из гриба и водорослей. Лишайники – своеобразная группа живых организмов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду.
3 Слоевище состоит из двух разных организмов – гриба и водоросли. Они так тесно взаимодействуют между собой, что их симбиоз представляется единым организмом. Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф). Между ними группами или одиночно расположены клетки зелёных водорослей, а у некоторых – цианобактерий. Интересно, что виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, тогда как большинство водорослей, входящих в слоевище лишайника, встречается в свободноживущем состоянии, отдельно от гриба.
5 Кустистый лишайник Кустистые лишайники имеют вид кустов. Они растут вертикально или свисают вниз. Кустистые лишайники – эпифиты, покрывающие еловые ветви, напоминают седые или чёрные бороды.
6 Листоватый лишайник Листовые лишайники имеют форму мелких пластинок, чешуек, прикрепляются к поверхности тонкими нитями и довольно легко отделяются от неё.
7 Накипные лишайники Накипные лишайники похожи на плоские корки, плотно срастающиеся с корой, камнями, почвой, трудно отделяются от грунта, на ощупь бархатистые влажноватые.
8 Внутреннее строение лишайника на поперечном разрезе Слоевище состоит из двух разных организмов – гриба и водоросли. Они так тесно взаимодействуют между собой, что их симбиоз представляется единым организмом. Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф). Между ними группами или одиночно расположены клетки зелёных водорослей, а у некоторых – цианобактерий. Интересно, что виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, тогда как большинство водорослей, входящих в слоевище лишайника, встречается в свободноживущем состоянии, отдельно от гриба.
9 Строение лишайника – тело лишайника представлено слоевищем. Слоевища очень разнообразны по окрасе, размерам, форме и строению. Некоторые лишайники достигают длины более 1 м, но большинство имеют слоевище размером 3-7 см. Цвет слоевища может быть белый, розовый. Жёлтый, голубой, зелёный, серый и даже чёрный. Лишайники растут медленно. Возвраст слоевища нередко насчитывает несколько сотен и даже тысячу лет.
10 Питание лишайник Слоевище состоит из двух разных организмов – гриба и водоросли. Они так тесно взаимодействуют между собой, что их симбиоз представляется единым организмом. Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф). Между ними группами или одиночно расположены клетки зелёных водорослей, а у некоторых – цианобактерий. Интересно, что виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, тогда как большинство водорослей, входящих в слоевище лишайника, встречается в свободноживущем состоянии, отдельно от гриба.
11 Размножение Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками. Кроме того, грибы и водоросли сохранили и свои собственные способы размножения. Грибы образуют споры, водоросли размножаются вегетативным путём. Лишайники размножаются либо спорами, которые образуют микобионт половым или бесполым путём, либо вегетативно – фрагментами слоевища, соредиями и изидиями. При половом размножении на слоевищах лишайников формируются половые спороношения в виде плодовых тел. Среди плодовых тел у лишайников различают апотеции (открытые плодовые тела в виде дисковидных образований); перитеции (закрытые плодовые тела, имеющие вид маленького кувшина с отверстием наверху); гастеротеции (узкие плодовые тела удлинённой формы). Большинство лишайников (свыше 250 родов) формируют апотеции. В этих плодовых телах споры развиваются внутри сумок (мешковидных образований) или экзогенно, на вершине удлинённо-булавовидных гиф – базидий. Развитие и созревание плодового тела длится 4-10 лет, а затем в течение ряда лет плодовое тело способно продуцировать споры. Спор образуется очень много: так, один апотеций может продуцировать спор. Прорастают они не все. Для прорастания нужны условия, прежде всего определённые температура и влажность. Бесполое спороношение лишайников – конидии, пикноконидии и стилоспоры, возникающие экзогенно на поверхности конидиеносцев. Конидии образуются на конидиеносцах, развивающихся непосредственно на поверхности слоевища, а пикноконидии и стилоспоры – в особых вместилищах пикнидиях. Вегетативное размножение осуществляется кустиками слоевища, а также особыми вегетативными образованиями – соредиями (пылинки – микроскопические клубочки, состоящие из одной или нескольких клеток водорослей, окружённых гифами гриба, образуют мелкозернистую или порошкообразную беловатую, желтоватую массу) и изидиями (маленькие разнообразной формы выросты верхней поверхности слоевища, одного с ней цвета, имеют вид бородавочек, зёрнышек, булавовидных выростов, иногда маленьких листочков).
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: Познакомить учащихся с особыми организмами-лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей. Выяснить: как они устроены, где обитают, как питаются, размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в природе и жизни человека.
Решаемые проблемы:
- Почему лишайники относят к организмам – симбионтам?
- Почему лишайники называют индикаторами чистого воздуха?
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
- Сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники.
- Развить понятия: симбиоз, слоевище (таллом), гифы гриба, фотосинтез.
- Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особую группу.
- Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.
Метапредметные:
Познавательные: Работать с различными источниками информации, отличать главное.
Регулятивные: Организовывать выполнение заданий учителя, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные: Отвечать на вопросы, формулировать свой ответ.
Личностные:
- Формирование познавательного интереса к изучению биологии.
- Умение эстетически воспринимать объекты природы
- Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе
- Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.
Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз.
Вид учебной деятельности учащихся: работа с текстом и материалом учебника, с раздаточным материалом.
Методы урока: проблемного обучения, развивающего обучения.
Средства ведения урока: учебник 5 класса авторов В.В.Пасечник, раздаточный материал, презентация, созданная в программе POWER POINT, химические реактивы, интерактивная доска.
I. Организационный момент (слайды природы) музыка
Учитель:
Природа шлёт нам свет, дыханье.
Шлет счастье радости, тепла,
Шлёт мир, красу, своё создание,
Шлёт рай земной и чудеса.
II. Мотивация (включение в учебную деятельность)
Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет наш урок?
- Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?
- Но прежде давайте вспомним, какие царства живой природы мы с вами знаем?
П.О. (Бактерии, Грибы, Растения, Животные) (на доску)
- У меня в руках живой объект, что это за организмы?
П.О.: (Лишайники)
Лишайники часто называют изумительной выдумкой природы (слайд №2), а знаете почему?
Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству его отнести?
- Давайте попробуем разобраться?
- А для начала определим тему нашего урока?
П.О. (Лишайники – удивительная выдумка природы) (слайд №3)
Запись в рабочие листы, на доску.
- А теперь сформулируем цель нашей работы (познакомиться с новыми организмами)
П.О. - изучить особенности строения, жизнедеятельности, многообразия и значение лишайников (на доску. )
Великий русский учёный К.А.Тимирязев назвал их сфинксами. (слайд №4)
Сфинксы в древнегреческой мифологии мифической существо с головой женщины, телом льва и крыльями орла.
Так почему лишайники сравнивают с сфинксами? Начнём со строения. (доска. )
III. Первичное ознакомление
1. Давайте проведем практическую работу и рассмотрим строение тела (слоевища) лишайника: (слайд №5)
ТБ: мы работаем с острыми предметами, поэтому должны соблюдать максимальную осторожность
- Что вы увидели под микроскопом? (тонкие нити)
- Часть какого известного организма они вам напоминают?(гифы гриба)
Сделайте вывод о внутреннем строении лишайника.
П.О.: В теле лишайника совмещены два организма – гриб и водоросль. (слайд№6)
Вопрос: Как называется тип взаимоотношений, когда два организма живут совместно друг с другом? (Составление схемы)
Грибные нити поглощают воду и минеральные вещества
В клетках зелёных водорослей из них образуются органические вещества в процессе фотосинтеза, которыми они делятся с грибом
Такой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике называется - симбиоз
Так почему их сравнивают со сфинксами? (Двойственная природа)
Задание №1 (слайд №7) в рабочей листе (подпишите составные части слоевища лишайника, сделайте вывод)
2. Мы познакомились с внутренним строением лишайников, на какие группы можно разделить лишайники по внешнему виду работа в группах (слайд №8)
Задание №2 заполните таблицу в рабочем листе учебник стр.
– Сопоставьте особенности строения и их название (2 минуты)
Проверка написанного вместе со слайдом (накипные, листоватые, кустистые)
3. Обращение к доске.
Каковы особенности жизнедеятельности лишайников?(слайд №9)
Посмотрим видеофрагмент, а затем выполним новое задание в рабочих листах.
Задание №3. Вставьте пропущенные слова (2 мин)
Проверка (слайд №10) Теперь мы знаем! проговаривают.
4. Обращение к доске. Каково значение лишайников?
Заполнение схемы №4 в рабочих листах.
1. Слайд №11. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения.
2. Слайд №12. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется?
Если залить олений мох – ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные тундры-олени. Ягель - это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег, они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в калорийный корм.
3. слайд №13. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу - много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух). Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор - это показатель (греч.)
4. Лишайники употребляют в пищу.
Библейская легенда
5. слайд №15. Используют в медицине и парфюмерной промышленности.
6. слайд №16. Получают краску и лакмус.
Показ опыта с лакмусом. Из лишайников получают индикатор - лакмус. Вы познакомитесь с ним в курсе химии. Индикатор должен что-то определять. Лакмус определяет кислую и щелочную среду. Возьмём три пробирки с бесцветной жидкостью. Добавим лакмус. В одной пробирке раствор стал красным - это кислота. В другой – синим - это щелочь, в третьей, не изменился - вода. Используя лакмусовые бумажки, можно определить кислотность почвы на вашем участке. (Опыт с лимоном).
IV. Отработка изученного
Лишайники – удивительная выдумка природа (обобщение)
V. Контроль знаний
1.Тело лишайника называется слоевище.
2.Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.
3.Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.
4.Водоросль лишайника образует органические вещества в процессе фотосинтеза.
5.Лишайники приносят вред природе.
6.Лишайник имеет стебель с листьями.
7.Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.
8.Лишайники подразделяются на накипные, кустистые и листоватые.
9.Лишайниками питаются некоторые животные.
10.Размножаются лишайники спорами.
Ответы:
Лишайники - удивительные особи.
Они уникальны. Это значит, что лишайники единственные в своем роде существа.
Это два организма, которые приспособились жить вместе, приносить пользу друг другу, природе и человеку.
V. Подведение итогов урока (рефлексия)
Слайд №20. Лишайники – удивительная выдумка природы.
- Ребята, а что сегодня удивило вас?
- А меня больше всего удивило, что лишайники – являются индикаторами окружающей среды.
Так, с помощью лишайников можно определить чистый ли воздух вокруг вашего дома?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.doc
Методическая разработка урока по биологии
Урок разработала учитель биологии Лаптева Людмила Николаевна
УМК по биологии: И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология. Учебник для 5-го класса. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний на основе деятельностного подхода.
Планируемый результат: для учащихся: познакомиться с существенными признаками внешнего и внутреннего строения лишайников, закрепить простейшую классификацию, осознать ценность лишайников как живых организмов.
Задачи урока:
Воспитательная: формирование интереса к предмету, живым организмам; эстетическое воспитание учащихся.
Развивающая: умение сравнивать и классифицировать живые организмы, работать с учебником, тетрадью.
Обучающая: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, питание, размножение. Значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД:
Предметные УУД:
Овладеть новыми знаниями о лишайниках, их строении и жизнедеятельности.
Уметь характеризовать особенности внутреннего строения лишайников.
Рассказать на конкретных примерах значение лишайников в природе и для человека.
Метапредметные УУД:
1.Познавательные УУД (ПУУД): уметь давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основание для конкретной логической операции; строить логическое рассуждение; структурировать полученные знания, включая умение выделять главное и второстепенное.
2.Регулятивные УУД (РУУД): уметь определять тему, цель и планировать пути ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий как в конце работы, так и по ходу ее реализации.
3.Коммуникативные УУД (КУУД): уметь излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; слушать, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, а также сотрудничества с партнером, учителем; работать в парах (группе).
Личностные УУД (ЛУУД): воспитывать экологическое сознание, признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях.
Межпредметные связи: Опора на знания по природоведению (4 класс), географии (5 класс).
Используемые технологии: личностно-ориентируемое обучение, элементы технологии критического мышления.
проблемный (решение проблемных вопросов);
словесный (рассказ, беседа);
практический (определение типа лишайника)
частично-поисковый, репродуктивный (поиск и воспроизведение информации).
Форма организации учебной деятельности: урок изучения нового материала
Организация деятельности учащихся : групповая, индивидуальная, фронтальная (выдвигают гипотезы, предположения, анализируют информацию, делают выводы, публично выступают, отвечают на вопросы, формулируют тему, цель урока, вывод) .
Приемы деятельности учителя: мотивация учащихся (постановка проблемных вопросов, определение темы и цели урока), корректировка знаний (заполнение таблицы, анализ ее результатов), подготовка учащихся к рефлексии, подготовка к выводу; дифференциация работы учащихся.
План изучения лишайников:
Где обитают лишайники.
Особенности строения симбиотического организма.
Как питаются лишайники.
Как происходит размножение.
Значение в природе и жизни человека.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Виды формируемых
Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку, за активность и правильные ответы будут выдаваться жетоны, по их количеству –определится оценка за урок
-Какие царства природы вам известны?(слайд2)
-По каким признакам отличают царство бактерий?
-По каким признакам отличают грибы?
-По каким признакам отличают растения?
Бактерии, грибы, животные, растения
-имеют ядро, тело называется грибница
-имеют ядро, в клетках есть хлоропласты
Сегодня на уроке мы познакомимся с необычными организмами. Прослушайте внимательно, и попытайтесь определить о каких организмах идет речь. Источником мотивации являются два высказывания К. А. Тимирязева о лишайниках:
– О каком живом организме здесь идет речь? (Учащиеся дают самые различные ответы)
Учитель демонстрирует различные изображения лишайников.
Просит рассмотреть раздаточный материал
Встречали ли вы эти организмы в природе?
Как называются эти удивительные организмы?
К какому царству живых организмов их можно отнести?
Эти удивительные существа называют лишайниками.
Этим организмам будет посвящен сегодняшний урок
Что вы знаете о лишайниках?
Учащиеся выдвигают гипотезы, предположения
Работают с раздаточным материалом
Выдвигают гипотезы, предположений
Запись темы урока в тетрадь
Заполнение таблицы ЗИУ (графа знаю)
Отвечают, что видели в лесу, на деревьях
Регулятивные (целеполагания) , познавательные,
4.Целеполагания и планирования урока
Кто они: грибы, мхи, водоросли, а может быть это особая группа организмов. А как думаете вы?
Что мы должны будем узнать о лишайниках?
Слайд 8 (план урока)
Итак, цель нашего урока - изучить строение и жизнедеятельность лишайников, выяснить к какому царству природы их можно отнести.
Заполнение таблицы ЗИУ (графа интересуюсь, что хочу узнать?)
Отвечают - где обитают, как питаются, каково их строение, как они размножаются, их роль
Познавательные, коммуникативные, личностные
5.Изучение нового материала
Прежде, чем мы приступим к изучению необычного организма, посмотрите текст § 15 учебника и найдите незнакомые слова.
Работа с новыми словами.
А сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа будет работать со своим материалом, заполняя свою графу в таблице (продукт урока), через 10 минут вам нужно будет рассказать, что вы узнали о лишайнике.
Физкультминутка
Работа по группам по плану
1.Где обитают лишайники, их типы.
Практика- определение типа лишайника по гербарию.
2.Особенности внутреннего строения.
3.Как питаются лишайники?
4.Как размножаются лишайники?
5.Роль в природе и в жизни человека
Вопросы на понимание
-Где обитают лишайники(скалы, леса, умеренные и холодные области)
-Перечислите типы лишайников (кустистые, накипные, листовые)
Практика: определение в раздаточном материале типов лишайников
Слайд 12 (внутреннее строение)
Вопросы на понимание
-Что такое симбиоз? (взаимовыгодное сожительство)
-Как называется тело лишайника?
-Из каких организмов состоит слоевище лишайника?
на рисунке лишайника, подписать части
-Что получает гриб от водоросли?
-Что получает водоросль от гриба?
-как размножается лишайник?
-Почему лишайники называют пионерами растительности?
-Почему лишайники называют индикаторами чистоты воздуха?
Лишайники чувствительны к загрязнению атмосферы, они погибают при высоком содержании в воздухе различных загрязнителей. Поэтому их используют как индикаторы чистоты воздуха. 29 видов лишайников занесены в Красную книгу (демонстрация)
Называют незнакомые слова
Класс разделяется на 5 группы - работа с текстом учебника и дополнительным материалом.
Выполнение своей части работы
Задание 1 стр42 рабочая тетрадь.
Задание 3 стр42 рабочая тетрадь
Выступление 1 группы о распространении лишайников, и их типах.
Отвечают на вопросы, проверяют правильность заполнения таблицы
Выполняют практическую работу
Выступление 2 группы, рассказ о внутреннем строении лишайника, заполнение 3 графы в таблице,
Отвечают на вопросы, проверяют правильность заполнения таблицы
Задание 3 стр42 рабочая тетрадь
Выступление 3 группы, рассказ о питании лишайников, заполнение 4 графы
Отвечают на вопросы, проверяют правильность заполнения таблицы
Выступление 4 группы, рассказ о размножении, заполнение 5 графы
Отвечают на вопросы, проверяют правильность заполнения таблицы
Выступление 5 группы, заполнение 6 графы
Отвечают на вопросы, проверяют правильность заполнения таблицы
6.Закрепления и первичной проверки знаний
Итак, завершается наше знакомство с удивительным организмом. Повторим, что мы изучили и проверим наши знания.
Первичная проверка знаний
Выполнение проверочной работы
Регулятивные (коррекции, самооценивания),
Познавательные, коммуникативные, личностные
7.Итог( стадия рефлексии)
Вернемся к цели нашего урока
Выполнили ли мы намеченное? Разгадали загадки лишайника?
Что вы узнали на уроке?
Заполнение таблицы ЗИК
Выставление отметок, подсчет жетонов
Заполняют 3 графу таблицы (узнал)
Познавательные, коммуникативные, личностные
*Прочитать параграф 15.
Придумать викторину о лишайниках
Запись в дневник
Познавательные, коммуникативные, личностные
Используемые источники информации:
Выбранный для просмотра документ Открытый урок по биологии по теме
Описание презентации по отдельным слайдам:
Царства Бактерии Грибы Растения Животные
Вспомни то, что знаешь Что такое симбиоз? Какие примеры симбиоза ты уже изучал? Что такое экосистема?
Лишайники Что это?
Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников. План 1.Где обитают лишайники, их типы. 2.Особенности внутреннего строения. 3.Как питаются лишайники. 4.Как размножаются лишайники. 5.Роль в природе и в жизни человека. 6. Интересны факты.
Где обитают лишайники и их типы. В лесу, на коре деревьев На камнях На почве
Типы слоевищ лишайников накипные кустистные листоватые
КЛАДОНИЯ ЛЕКАНОРА ЛЕЦИДЕА ПАРМЕЛИЯ
Внутреннее строение лишайника Лишайник –это симбиоз 2 организмов: Гриба и Водоросли
Как питается лишайник?
Как размножается лишайник? Кусочки слоевища
Интересные факты Строение лишайников открыл Симон Швенденер в 1867 г. Лишайники растут всего лишь на несколько десятых миллиметра в год. Продолжительность жизни от 1000 до 4000 лет Устойчивость к высоким и низким температурам. Они способны выносить температурные пределы от - 196ºC до + 100ºC.
Выбери верные утверждения. Тело лишайника называется слоевище. Лишайники приносят вред природе. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания. Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт. Симбиоз – взаимовыгодное сожительство. Слоевище лишайника только зелёного цвета. Лишайниками питаются некоторые животные. Лишайники портят своими выделениями почву.
Что мы узнали на уроке?
Технология построения урока: системно-деятельностная.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее знаний о лишайниках как симбиотических организмах.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах.
Метапредметные: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.
Личностные: формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.
Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Приветствует учащихся, настраивает класс на активную работу.
Подготовка класса к работе
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности
Организует частично-поисковую беседу с учащимися.
Два организма взаимно полезны,
Связаны вместе просто железно.
Жить в одиночку? – огромный вопрос.
Такое сожительство есть симбиоз. (Слайд 1)
Какой пример симбиоза вам известен?
А могут ли гриб и дерево существовать друг без друга?
А как вы думаете, есть ли такие симбиотические организмы, которые не могут существовать друг без друга?
Есть такие организмы, это лишайники! (Слайд 2)
Что о лишайниках вы бы хотели сегодня узнать?
Отвечают на вопросы учителя. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Тема урока: Лишайники. Записывают тему в тетради.
Формулируют познавательную цель урока (как устроены лишайники, почему грибы и водоросли в составе лишайника не могут существовать друг без друга, узнать каково значение лишайников в природе и жизни человека), записывают ее в специальное поле на раздаточной карточке
Коммуникативные: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, логические – формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.
Выявляет уровень знаний.
Дайте характеристику уже известным вам организмам – грибам и водорослям. (Слайд 3)
Выбирает лучший ответ по каждой группе организмов, приглашает к доске двоих учащихся и задает вопрос: Как можно проиллюстрировать понятие симбиоз? (Слайд 4)
Дают индивидуальные ответы о строении грибов и водорослей.
Учащиеся выходят к доске и берутся за руки, иллюстрируя понятие симбиоз.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Первичное усвоение новых знаний
Рассказывает о строении лишайников, организует частично поисковую беседу по схеме на слайде (Слайд 5)
Какую роль играет гриб? Какую роль играет водоросль? Гифы гриба и клетки водоросли образуют слоевище лишайника.
Рассказ учителя о типах слоевищ лишайников (Слайд 6)
Демонстрирует слайды с фотографиями лишайников различных видов. (Слайд 7-11)
Определите к какому типу относится представленный вид
Динамическая пауза (Слайд 12-13)
Дает задание на работу с тестом учебника
Подводит итог работы с текстом
Лишайники – пионеры суши (Слайд 15)
Лишайники являются индикаторами чистоты атмосферного воздуха(Слайд 16)
Участвуют в почвообразовании
Служат кормом для животных
Являются источником веществ, необходимых промышленности
Используют в медицине
Являются индикаторами чистоты воздуха
Слушают учителя, рассматривают схему строения лишайника, отвечают на вопросы учителя.
Записывают в тетрадь схему: гифы гриба + одноклеточные водоросли = слоевище лишайника.
Определяют тип слоевища лишайника по внешнему виду.
Выполняют гимнастику для глаз.
Работают с текстом учебника, выписывают в тетрадь значение лишайников в природе и жизни человека.
Зачитывают написанное в результате работы с текстом.
Участвуют в обсуждении.
Сравнивают свой план текста и дописывают недостающие пункты.
Личностные: нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: планирование, прогнозирование, коррекция, саморегуляция.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками., постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение, логические – анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.
Организует обсуждение выполненного задания.
Выполняют задание ВПР
Участвуют в обсуждении
Работают с микроскопом
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Информирует о домашнем задании, проводит инструктаж об его выполнении (Слайд 19).
Домашнее задание дифференцированное:
§ 19, рабочая тетрадь № 65-67 (обязательное задание)
Записывают домашнее задание.
Регулятивные: целепологание, планирование, прогнозирование, саморегуляция.
Познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Рефлексия деятельности (итог урока)
Организует рефлексию учащихся и ее обсуждение по вопросам:
Самым интересным на уроке для меня было…
Самым сложным на уроке для меня было…
Настроение после урока
Цель урока достигнута/не достигнута
Подводит итоги урока. (Слайд 20)
Заполняют поля на специальной карточке и участвуют в обсуждении.
Регулятивные: коррекция, оценка.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Список использованной литературы и интернет - источников:
Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учебник / В. В. Пасечник. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016.
Балакина Н. А., Липина С.Н. Биология. 5 класс. 10 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР : учебное пособие / Балакина Н. А., Липина С.Н. Под. ред. П. М. Скворцова. – М. : Интеллект-Центр, 2017.
Читайте также: