Роспись матрешки конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. В старину рукодельницы, долгими зиними вечерами пытались украсить свой костюм разнообразными вышивками, орнаментами. Использовали в своей работе ленты, тесьму, бусины и бисер.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая коробочка у меня в руках, хотиите узнать, что в ней? А чтобы коробочка раскрыла свой секрет, давайте отгадаем загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Дети: Матрешка (хором)

2 Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. (достает матрешку из коробочки)

Но матрешка нам расскажет сказку лишь тогда, когда мы расскажем стих про нее.

Матрешка, матрешка – русская краса,

Румянные щечки, глазки-бирюза,

Белая рубаха и русский сарафан,

На голове платочек- не найдешь изъян,

На первый взгляд простая, но радуется взор,

На росписи одежды – затейливый узор,

Милая улыбка, загадка внутри….

Сколько же в ней кукол? Ну-ка, разбери!

А теперь садитесь на коврик, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.

Звучит русская народная музыка. Дети садятся на ковёр рядом с воспитателем. На столе, возле воспитателя стоят игрушки (герои сказки) и ширма.

Воспитатель: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек? Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры (подарки на память родственникам и друзьям). И в нашей огромной стране, кто из вас знает, как называется наша страна?

Воспитатель: Правильно, ребята, в России тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? Дети: Матрёшка

Воспитатель: Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают матрёшек, потому что все эту куклу делают только в России.

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: (обращаясь к матрёшке) Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка. Знает весь огромный мир этот русский сувенир.

Воспитатель: А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки.

Интересно, что же там?

Дети: Там еще одна матрешка,

Воспитатель: Улыбается, смеется,

Хоть и жаль ее ломать,

Будем дальше разбирать.

Разбираем и считаем

Дети: Раз, два, три

Воспитатель: Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?

Воспитатель: Значит, какие они?

Воспитатель: Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают.

Воспитатель: Какие они становятся?

Дети: Нарядные, красивые, цветные, яркие

Воспитатель: У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Хотите рассмотреть внимательно узоры на одежде матрёшек.

Воспитатель: Какие общие элементы (рисунки) вы видите?

Дети: Цветы, ягодки, листики.

Воспитатель: Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вам тоже хочется танцевать?

Воспитатель: Ребята, а ведь у наших матрешек есть подружка, только она не деревянная, из чего же сделана эта матрешка?

Воспитатель: Значит, она какая?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту матрешку, почему она такая грустная? Сравните её с деревянной, чем они отличаются?

Дети: Матрешка не нарядная, не украшен платочек, сарафан.

Воспитатель: Скажите, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы бумажная матрешка стала нарядная, красивая, как её деревянная подружка?

Дети: Раскрасить её

Воспитатель: Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.

Воспитатель: Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Декоративно – прикладное искусство. Роспись русской матрёшки.

Цель урока: Познакомить учащихся с русской матрёшкой как с предметом народного творчества.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с историей русской матрёшки и особенностями матрёшки из разных областей России;

2. Развивать эстетическое восприятие; художественный вкус;

3. Воспитывать интерес и любовь к декоративно – прикладному искусству нашей Родины; аккуратность и творческое воображение.

Оборудование : презентация; выставка игрушек – матрёшек из Семенова, Загорска, Полхов – Майдана; музыка на мотив русских народных песен, раздаточный материал шаблоны ; акварель, кисти, палитра, непроливайки, тряпочки; простой карандаш, ластик.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Постановка темы урока (слайд 1)

Сели дети по порядку

Отгадайте вы загадку.

Чудо русское вот есть

Очень трудно глаз отвесть.

Но не кружка и не ложка –

- Долго дети не гадайте

Урока тему угадайте.

Все мы здесь хотим узнать –

Что мы будем рисовать? (ответы детей)

- Молодцы! Вы угадали. (показ матрёшек)

Актуализация знаний учащихся (слайд 2)

Русская матрёшка – один из самых известных и любимых сувениров в нашей стране и за рубежом. Нашу Матрёшку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Чтение стихотворения (Козлова Ангелина)

У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.

Раскрываешь расписную,
Глядь - а в ней ещё одна,
И похожа на большую -
Распрекрасная краса!

Только милая девица,
Развернув гармонь слегка,
Песню распевает лихо.
А за ней ещё одна.

На трещётке, изловчившись,
Такт весёлый отстучит,
Половинкою раскрывшись,
К нам меньшую пригласит.

Пять красавиц расчудесных,
В сарафанах, что в цветах,
В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.

Учитель: Замечательно, друзья! Ну, что ж, продолжу я.

Учитель: Матрёшка – удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром. В детстве мы играли этой удивительной куколкой, и никогда не задумывались о её происхождении.

А знаете, ли вы, ребята, что матрёшка имеет удивительную историю?

Работа по теме урока

1. Вводная беседа ( слайд 3)

- Матрёшка – известный во всём мире талисман России, символ русского духовного изобилия, а так же великолепное изделие декоративно-прикладного искусства.

- Город Загорск считается родиной русской расписной матрёшки – точёной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы. Но на самом деле, рассказывают, что в конце 19 века, в 1890 году, в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.… Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе крестьянской девочки.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. ( слайд 4)

Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад Сергей Васильевич Мамонтов, а выточил её токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. (4 слайд)

Учитель: Кто из вас знает, как получила матрёшка это имя и что оно обозначает? (дети высказывают мнения)

В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

2. Знакомство с разными видами матрёшек( слайд 5)

Учитель : Много видов у матрёшки

Ведь она из разных мест.

Есть загорская, тверская,

И семёновская есть,

Полховская, вятская – Вот какая разница!

- Давайте их сейчас сравним.

Наряд её определим.

Ведь чтоб её нарисовать,

Отличия необходимо знать.

1) Старейшая русская матрёшка - Сергиево-Посадская . ( слайд 6)

Матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий. Сочетанием красного, синего, жёлтого и зелёного цветов добивались красочности, нарядности.

2) ( слайд 7) В это же время производство матрёшек началось и в Семёновском уезде Нижегородской губернии.

Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища.

Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Края платка украшены цепью небольших бутонов. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.

3) ( слайд 8) Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане. Эти матрёшки очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой, с покатыми плечиками.

Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку. Рядом с малиновым ложится тёмно-зелёный цвет, а синий – с жёлтым цветом. Все элементы объединяет чёрный контур.

Расписаны они, как и семёновские, анилиновыми красителями.

В сарафане и платке.

А в руках держит корзину

Может и держать цветы.

Что ещё заметил ты?

На голове у матрёшки разноцветные платки в цветочек или в горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу.

Посмотрите вы немножко

Побыстрей и посмелей.

Что заметили на ней?

Вятская матрёшка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен.

Вятская матрёшка отличается яркой росписью, лица матрёшек светятся добротой и теплом.

Традиционно матрёшка имеет свой особенный наряд , состоящий из сарафана, платка, вышитой рубахи и фартука.

Одевание матрёшки на интерактивной доске. ( слайд 11)

- Как вы думаете легко или трудно расписывать матрёшку? Почему?

Видеофрагмент : Поэтапное рисование матрёшки ( слайд 12)

Физкультминутка( слайд 13)

Учитель : Наверно хватит объяснять,

Давайте будем рисовать!

Но сначала повторим,

Знания наши, закрепим.

3. Отличительные особенности матрёшек( слайд 14)

Давайте вспомним отличительные особенности матрёшек.

Практическая часть

Учитель: Ребята, я предлагаю вам стать настоящими мастерами и расписать модель матрёшки. Обращаю ваше внимание на этапы росписи: от крупных деталей к мелким

2. Самостоятельная работа учащихся в группах

«Нарисуй свою матрёшку.

(Во время работы звучит русская народная музыка, задавая рабочее настроение).

- Итак, ребята, а теперь расскажите, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке.

- выставка работ учащихся

- Что вызвало наибольший интерес?

- Хотели бы вы продолжить работу, которую мы начали сегодня на уроке?

- Молодцы! Спасибо за урок.

Урок : Изобразительное искусство

Тема урока: Декоративно – прикладное искусство. Роспись русской матрёшки.

Цель урока: Познакомить учащихся с русской матрёшкой как с предметом народного творчества.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с историей русской матрёшки и особенностями матрёшки из разных областей России;

2. Развивать эстетическое восприятие; художественный вкус;

3. Воспитывать интерес и любовь к декоративно – прикладному искусству нашей Родины; аккуратность и творческое воображение.

Оборудование : презентация; интерактивная доска; выставка игрушек – матрёшек из Семенова, Загорска, Полхов – Майдана; музыка на мотив русских народных песен, раздаточный материал шаблоны ; акварель, кисти, палитра, непроливайки, тряпочки; простой карандаш, ластик.

Автор: Кодаш Светлана Викторовна

Организация: МБОУ СОШ №12

Населенный пункт: Краснодарский край, Ленинградский р-н, ст. Ленинградская

Тема урока: Рисование матрешки.

Цель урока: Совершенствование навыков в выполнении декоративных работ.

Задачи урока:

Продолжать развивать умения выполнять декоративное оформление традиционной русской игрушки – матрешка.

Расширять кругозор о декоративном оформлении.

Воспитывать эстетические, нравственные, патриотические чувства у детей.

Планируемые результаты:

  • Ученик узнает об особенностях декоративно – прикладного искусства.
  • Ученик научится определять виды Матрешек.
  • Ученик получит возможность научиться определять степень успешности выполнения своей работы.

Личностные: Проявлять доброжелательность, внимание, помощь.

  • Регулятивные УУД: Выстраивать последовательность необходимых операций.Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.
  • Коммуникативные УУД: Развивать умение общаться, взаимодействовать с людьми
  • Познавательные УУД: Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания.

Оборудование: Для педагога: инструкционно-технологическая карта, образец.

Для детей: альбом,краски,кисточка,баночка с водой

I.Организационно-мотивационный.

Сейчас начнется в нашем классе,

Надеюсь, все у вас в порядке

Краски, кисточки, альбом

И вы готовы все ребятки

Тихо сядем и начнем!

Организация рабочего места.

Сегодня на уроке нам понадобятся следующие принадлежности:

Краски, кисточка, непроливайка, бумага, простой карандаш, ластик и ножницы.

А теперь отгадайте загадку.

Первая сестра — большая,

В ней прячется сестра вторая,

Сломаешь, третью ты найдешь,

И так до маленькой дойдешь.

В самой серединке — крошка,

Игрушку ту зовут…

Организация рабочего места.

II.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Итак, ребята, назовите тему нашего урока….

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Формулируем цели урока и запись в инструкционной карте.)

  1. создать эскиз матрешки
  2. узнать историю матрешки

Что вы знаете о Матрешках?

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

А знаете ли вы как появилась матрешка?

Однажды в Японии русский художник Сергей Васильевич Малютин увидел интересную игрушку – большеголового деревянного японца, раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Малютин придумал нарядить игрушку в русский наряд, такая игрушка очень понравилась русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. Так и появились матрешки.

Существует три вида наиболее известных матрешек: Семеновская матрешка, Сергиево- Посадская матрешка, Полхов- Майданская матрешка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте рассмотрим все три вида матрешек.

Я из тихого зеленого городка Семёнова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бардовых

В подарок принесла. .

а) Семеновскую матрешку отличает от других большой букет цветов, занимающий весь фартук. Край платка украшает цепь небольших бутонов.

Я из Сергиева Посада

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

-А ещё эту матрешку называют Загорская .

б) Сергиево-Посадские расписываются по-разному. Одни матрешки в ярких сарафанах, другие в зимних шубах, иные сплошь расписаны цветами и ягодами, а некоторые букеты в руках держат.

На Сергиев-Посадской матрешке четко обозначены силуэты головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука.

А я, подружки – из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными

Спелыми и красными.

IV.Основной этап.1)Изучение нового материала.

А сейчас, ребята я предлагаю вам собрать матрешку и посмотреть из каких деталей она состоит:

Анализ Матрешки
Давайте рассмотрим ее повнимательнее (рассматриваем фото).
Матрешка состоит из частей и деталей.

-Лицо (глаза, нос, рот, брови, щеки, челка),
-Руки,

-Платье с узором.
А сейчас мы приступим с вами к практической части нашего урока. Каждый из вас сейчас станет художником. Но прежде чем начать рисовать, мы рассмотрим этапы нашей работы.

У вас на столах лежит шаблон Матрешки. Положите его перед собой.

Начинаем с лица, нарисуем волосы, выглядывающие из-под верхней части платка,глаза изображаем в виде кругов и здесь же закрашиваем их, оставив по одному белому блику в каждом глазу. Чуть выше глаз изображаем в виде коротких дуг брови, можно добавить пару ресниц, нарисуем также по одной дуге под глазами.

Дальше совсем всё просто — рисуем нос, который выглядит как пара точек, затем — пухлые губы и круги румян на щеках.

Теперь нам нужно изобразить руки, для этого мы дугообразными линиями намечаем рукава и прорисовываем кисти рук. Дорисуем косынку, добавим узелок в виде круга и два хвостика.

Остаётся украсить Матрешку орнаментом и узором. На платье можно изобразить цветок с листочками, а края платка украсить ещё нераспустившимися бутонами или сделать его в горошек. Вы можете выбрать узор по своему желанию, главное, чтобы он сохранял общую стилистику рисунка, то есть был похож на русскую народную роспись.

Пятым шагом будет работа в цвете. Цвета выбираем яркие и насыщенные.

Прежде чем приступить к работе, проведем разминку для рук. Повторяйте за мной.


1.Познакомить учащихся с произведениями народно-прикладного искусства (русская матрёшка).

2.Дать доступные сведения о декоративной росписи деревянных игрушек, о прославленных центрах народного творчества.( Загорск, Семёнов, Полхов-Майдан).

3.Учить детей самостоятельно расписывать игрушки, используя творчество. Закрепить навыки простых приёмов рисования.

4.Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

5.Развивать чувство прекрасного и эстетического.

6.Учить определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

Содержимое разработки

Открытое занятие по изобразительному

Тема: Роспись матрёшки.

Цели и задачи:

1.Познакомить учащихся с произведениями народно-прикладного искусства (русская матрёшка).

2.Дать доступные сведения о декоративной росписи деревянных игрушек, о прославленных центрах народного творчества.( Загорск, Семёнов, Полхов-Майдан).

3.Учить детей самостоятельно расписывать игрушки , используя творчество. Закрепить навыки простых приёмов рисования.

4.Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

5.Развивать чувство прекрасного и эстетического.

6.Учить определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

Оборудование:

Презентация о русских матрёшках из Загорска, Семёнова, Полхов-Майдана; шаблоны матрёшек, краски, кисточки, баночки с водой.

1.Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

2.Постановка темы урока.

Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем уроке мы с вами отправимся в путешествие, но прежде чем мы это сделаем, я хотела бы у Вас попросить помощи. Мы живем в меленьком поселке Новоселенгинск, который расположен на реке Селенга. Скажи мне пожалуйста, что это за река?

А знаете ли Вы, что река Селенга является главной артерией озера Байкала?

(Да). А скажите мне пожалуйста, а что это за озеро Байкал?

Молодцы ребята озеро Байкал самое большое и самое чистое озеро в мире и мы должны сохранить его красоту.

Что бы полюбоваться красотой нашего озера к нам приезжают много туристов из разных стран.

И к нам в Новоселенгинск едут туристы что бы посмотреть на самую главную артерию озера Байкала на реку Селенга. И вот у нас возникла проблема, как мы встретим наших туристов с разных стран. Нам нужно подарить им сувениры. Как Вы думаете какой сувенир мы можем подарить у нас в России туристам из разных стран?

Молодцы ребята, конечно, наш Русский сувенир – МАТРЕШКА.

- И тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всём мире талисману России- матрёшке.

3.Актуализация знаний учащихся.

-У кого из вас дома есть матрёшка?

-Почему она вам нравится?

4.Вводная беседа

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

Шли матрёшки по дорожке

Было их немножечко,

Две Матрёны, три Матрёшки

И ещё Матрёшечка.

Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка. В руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное – это куколка с секретом.

-А хотите, я вам расскажу, как появилась матрёшка? Давным-давно ,100 лет назад, жил один мастер- Сергеем Малютин. Пошёл он как-то на ярмарку и увидел на ней игрушку в форме яйца. Это был старик с седой бородой. Открыл Малютин эту игрушку, а в ней ещё и ещё. И так 12 старичков. Эту игрушку-старичка привезли из Японии. Малютин посмотрел на японскую игрушку и решил попробовать сделать игрушку схожую с той, японской. Только вместо старичка, весёлую матрёшку в красивом сарафанчике. Он попросил токаря чтобы он выточил из дерева матрёшку, а затем сам расписал её красивыми узорами. Матрёшку мы все прекрасно знаем с детства. С ней мы можем играть и поиграть, и подарить её кому-нибудь.

5.Анализ произведений декоративно-прикладного искусства.

- На Руси самыми прославленными центрами народного творчества были города Загорск, Семёнов, а также Полхов-Майдан. Матрёшка, которую изготавливали в Загорске называется"Загорская".В городе Семёнове- "Семёновская". В городе Полхов-Майдане -"Полхов-Майданская".

-Давайте посмотрим , чем же отличаются наши матрёшки. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие на ковре самолете.

(растелаю ковер дети все встают на него)

Чтоб взлетел наш ковер нам нужно сказать заклинание.

Мы летим на ковре-самолёте,
А внизу - город ярких огней.
Не бывает такого в природе?-
Распахните же окна скорей.

Посмотрите мы с Вам попали в Сергиевский – Посад

Я из Сергиева Посада

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

-А ещё эту матрешку называют Загорская .

Посмотрите внимательно элементы Загорской матрешки - светловолосые, маленькие, толстенькие. Внизу на сарафане и на рукавах мелкие цветочки. Сарафан обведён чёрной полосой.

Мы летим на ковре-самолёте,
А внизу - город ярких огней.
Не бывает такого в природе?-
Распахните же окна скорей.

Посмотрите ребята, куда же это мы с Вами попали?

Правильно, попали мы с Вами город Семенов Нижегородской области

Основной центр по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов, где родилась знаменитая хохломская роспись.

Я из тихого зеленого городка Семёнова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бардовых

В подарок принесла.

Посмотрите внимательно элементы Семёновские матрёшки -

-черноволосые, сарафан, как цветущий луг. В центре сарафана три больших цветка, а также по бокам маленькие цветочки.

-Ну что отправляемся дальше? (ДА)

Мы летим на ковре-самолёте,
А внизу - город ярких огней.
Не бывает такого в природе?-
Распахните же окна скорей.

И где же мы с Вами очутились?

( В селе Полховский Майдан Нижегородской области )

А я, подружки – из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными

Спелыми и красными.

- Полхов-Майданские матрёшки отличаются более удлинённой формой туловища и головы. Волосы кучерявые. Цветы на сарафане красные или розовые и обязательно обведены чёрной полоской, косынка не завязана.

- Ну вот ребята мы с вами и познакомились с разными видами матрешек, теперь нам пора отправляться в нашу мастерскую и сделать свою матрешку. Вы согласны? (Да)

Мы летим на ковре-самолёте,
А внизу - город ярких огней.
Не бывает такого в природе?-
Распахните же окна скорей.

6.Объяснение выполнения рисунка.

-И так вот мы и очутились в нашей мастерской. И сейчас мы будем художниками-оформителями. Вы самостоятельно раскрасите матрёшку, как захотите. Вы сами создадите свою матрёшку. Для того чтобы быстрее начать работу я вам раздам шаблоны матрёшки.

-Давайте повторим , как нужно правильно работать ?(ответы детей)

7.Практическая работа.

- Приступайте к работе. Ваша задача: раскрасить матрешку, так как вам нравится. Вы можете использовать элементы росписи тех матрешек которые мы с вами видели .

-Закончили выполнять работу, положите кисточки.

8.Физминутка.

- Мы будем петь и танцевать, так как мы рисуем матрёшек будем петь песенку про кукол.

Дин- дон, дин- дон, что за странный перезвон.

Слышен он со всех сторон, дили- дон, дили- дон.

Мы милашки, куклы-неваляшки, яркие рубашки .

Мы милашки, куклы-неваляшки, яркие рубашки .

9.Продолжение выполнения рисунка.

10.Итог урока.

-Давайте посмотрим, чья работа вам лучше всех понравилась?

-С какими центрами народного творчества по изготовлению матрёшек вы сегодня познакомились?

-Кто запомнил отличительные особенности этих матрёшек?

-Кто первый сделал матрёшку?

-А сейчас давайте посмотрим где какая матрёшка?(Учитель показывает матрёшек, нужно назвать их названия).

-Ребята вы сегодня работали хорошо.

- Посмотрите ребята, какие красивые сувениры мы сделали для наших заграничных туристов, они очень будут рады принять такой сувенир.

Спасибо Вами большое за такие сувениры.


-75%

Читайте также: