Роспись матрешки конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Воспитатель: Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. В старину рукодельницы, долгими зиними вечерами пытались украсить свой костюм разнообразными вышивками, орнаментами. Использовали в своей работе ленты, тесьму, бусины и бисер.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая коробочка у меня в руках, хотиите узнать, что в ней? А чтобы коробочка раскрыла свой секрет, давайте отгадаем загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Дети: Матрешка (хором)
2 Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. (достает матрешку из коробочки)
Но матрешка нам расскажет сказку лишь тогда, когда мы расскажем стих про нее.
Матрешка, матрешка – русская краса,
Румянные щечки, глазки-бирюза,
Белая рубаха и русский сарафан,
На голове платочек- не найдешь изъян,
На первый взгляд простая, но радуется взор,
На росписи одежды – затейливый узор,
Милая улыбка, загадка внутри….
Сколько же в ней кукол? Ну-ка, разбери!
А теперь садитесь на коврик, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.
Звучит русская народная музыка. Дети садятся на ковёр рядом с воспитателем. На столе, возле воспитателя стоят игрушки (герои сказки) и ширма.
Воспитатель: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек? Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.
(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)
Дети: высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры (подарки на память родственникам и друзьям). И в нашей огромной стране, кто из вас знает, как называется наша страна?
Воспитатель: Правильно, ребята, в России тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? Дети: Матрёшка
Воспитатель: Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают матрёшек, потому что все эту куклу делают только в России.
Дети: высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель: (обращаясь к матрёшке) Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка. Знает весь огромный мир этот русский сувенир.
Воспитатель: А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки.
Интересно, что же там?
Дети: Там еще одна матрешка,
Воспитатель: Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Будем дальше разбирать.
Разбираем и считаем
Дети: Раз, два, три
Воспитатель: Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?
Дети: высказывают свое мнение, размышляют.
Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?
Воспитатель: Значит, какие они?
Воспитатель: Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают.
Воспитатель: Какие они становятся?
Дети: Нарядные, красивые, цветные, яркие
Воспитатель: У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Хотите рассмотреть внимательно узоры на одежде матрёшек.
Воспитатель: Какие общие элементы (рисунки) вы видите?
Дети: Цветы, ягодки, листики.
Воспитатель: Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вам тоже хочется танцевать?
Воспитатель: Ребята, а ведь у наших матрешек есть подружка, только она не деревянная, из чего же сделана эта матрешка?
Воспитатель: Значит, она какая?
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту матрешку, почему она такая грустная? Сравните её с деревянной, чем они отличаются?
Дети: Матрешка не нарядная, не украшен платочек, сарафан.
Воспитатель: Скажите, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы бумажная матрешка стала нарядная, красивая, как её деревянная подружка?
Дети: Раскрасить её
Воспитатель: Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.
Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.
Воспитатель: Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема урока: Декоративно – прикладное искусство. Роспись русской матрёшки.
Цель урока: Познакомить учащихся с русской матрёшкой как с предметом народного творчества.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с историей русской матрёшки и особенностями матрёшки из разных областей России;
2. Развивать эстетическое восприятие; художественный вкус;
3. Воспитывать интерес и любовь к декоративно – прикладному искусству нашей Родины; аккуратность и творческое воображение.
Оборудование : презентация; выставка игрушек – матрёшек из Семенова, Загорска, Полхов – Майдана; музыка на мотив русских народных песен, раздаточный материал шаблоны ; акварель, кисти, палитра, непроливайки, тряпочки; простой карандаш, ластик.
Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Постановка темы урока (слайд 1)
Сели дети по порядку
Отгадайте вы загадку.
Чудо русское вот есть
Очень трудно глаз отвесть.
Но не кружка и не ложка –
- Долго дети не гадайте
Урока тему угадайте.
Все мы здесь хотим узнать –
Что мы будем рисовать? (ответы детей)
- Молодцы! Вы угадали. (показ матрёшек)
Актуализация знаний учащихся (слайд 2)
Русская матрёшка – один из самых известных и любимых сувениров в нашей стране и за рубежом. Нашу Матрёшку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
Чтение стихотворения (Козлова Ангелина)
У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.
Раскрываешь расписную,
Глядь - а в ней ещё одна,
И похожа на большую -
Распрекрасная краса!
Только милая девица,
Развернув гармонь слегка,
Песню распевает лихо.
А за ней ещё одна.
На трещётке, изловчившись,
Такт весёлый отстучит,
Половинкою раскрывшись,
К нам меньшую пригласит.
Пять красавиц расчудесных,
В сарафанах, что в цветах,
В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.
Учитель: Замечательно, друзья! Ну, что ж, продолжу я.
Учитель: Матрёшка – удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром. В детстве мы играли этой удивительной куколкой, и никогда не задумывались о её происхождении.
А знаете, ли вы, ребята, что матрёшка имеет удивительную историю?
Работа по теме урока
1. Вводная беседа ( слайд 3)
- Матрёшка – известный во всём мире талисман России, символ русского духовного изобилия, а так же великолепное изделие декоративно-прикладного искусства.
- Город Загорск считается родиной русской расписной матрёшки – точёной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы. Но на самом деле, рассказывают, что в конце 19 века, в 1890 году, в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.… Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе крестьянской девочки.
Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. ( слайд 4)
Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад Сергей Васильевич Мамонтов, а выточил её токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. (4 слайд)
Учитель: Кто из вас знает, как получила матрёшка это имя и что оно обозначает? (дети высказывают мнения)
В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
2. Знакомство с разными видами матрёшек( слайд 5)
Учитель : Много видов у матрёшки
Ведь она из разных мест.
Есть загорская, тверская,
И семёновская есть,
Полховская, вятская – Вот какая разница!
- Давайте их сейчас сравним.
Наряд её определим.
Ведь чтоб её нарисовать,
Отличия необходимо знать.
1) Старейшая русская матрёшка - Сергиево-Посадская . ( слайд 6)
Матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий. Сочетанием красного, синего, жёлтого и зелёного цветов добивались красочности, нарядности.
2) ( слайд 7) В это же время производство матрёшек началось и в Семёновском уезде Нижегородской губернии.
Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища.
Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Края платка украшены цепью небольших бутонов. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.
3) ( слайд 8) Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане. Эти матрёшки очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой, с покатыми плечиками.
Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку. Рядом с малиновым ложится тёмно-зелёный цвет, а синий – с жёлтым цветом. Все элементы объединяет чёрный контур.
Расписаны они, как и семёновские, анилиновыми красителями.
В сарафане и платке.
А в руках держит корзину
Может и держать цветы.
Что ещё заметил ты?
На голове у матрёшки разноцветные платки в цветочек или в горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу.
Посмотрите вы немножко
Побыстрей и посмелей.
Что заметили на ней?
Вятская матрёшка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен.
Вятская матрёшка отличается яркой росписью, лица матрёшек светятся добротой и теплом.
Традиционно матрёшка имеет свой особенный наряд , состоящий из сарафана, платка, вышитой рубахи и фартука.
Одевание матрёшки на интерактивной доске. ( слайд 11)
- Как вы думаете легко или трудно расписывать матрёшку? Почему?
Видеофрагмент : Поэтапное рисование матрёшки ( слайд 12)
Физкультминутка( слайд 13)
Учитель : Наверно хватит объяснять,
Давайте будем рисовать!
Но сначала повторим,
Знания наши, закрепим.
3. Отличительные особенности матрёшек( слайд 14)
Давайте вспомним отличительные особенности матрёшек.
Практическая часть
Учитель: Ребята, я предлагаю вам стать настоящими мастерами и расписать модель матрёшки. Обращаю ваше внимание на этапы росписи: от крупных деталей к мелким
2. Самостоятельная работа учащихся в группах
«Нарисуй свою матрёшку.
(Во время работы звучит русская народная музыка, задавая рабочее настроение).
- Итак, ребята, а теперь расскажите, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке.
- выставка работ учащихся
- Что вызвало наибольший интерес?
- Хотели бы вы продолжить работу, которую мы начали сегодня на уроке?
- Молодцы! Спасибо за урок.
Урок : Изобразительное искусство
Тема урока: Декоративно – прикладное искусство. Роспись русской матрёшки.
Цель урока: Познакомить учащихся с русской матрёшкой как с предметом народного творчества.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с историей русской матрёшки и особенностями матрёшки из разных областей России;
2. Развивать эстетическое восприятие; художественный вкус;
3. Воспитывать интерес и любовь к декоративно – прикладному искусству нашей Родины; аккуратность и творческое воображение.
Оборудование : презентация; интерактивная доска; выставка игрушек – матрёшек из Семенова, Загорска, Полхов – Майдана; музыка на мотив русских народных песен, раздаточный материал шаблоны ; акварель, кисти, палитра, непроливайки, тряпочки; простой карандаш, ластик.
Автор: Кодаш Светлана Викторовна
Организация: МБОУ СОШ №12
Населенный пункт: Краснодарский край, Ленинградский р-н, ст. Ленинградская
Тема урока: Рисование матрешки.
Цель урока: Совершенствование навыков в выполнении декоративных работ.
Задачи урока:
Продолжать развивать умения выполнять декоративное оформление традиционной русской игрушки – матрешка.
Расширять кругозор о декоративном оформлении.
Воспитывать эстетические, нравственные, патриотические чувства у детей.
Планируемые результаты:
- Ученик узнает об особенностях декоративно – прикладного искусства.
- Ученик научится определять виды Матрешек.
- Ученик получит возможность научиться определять степень успешности выполнения своей работы.
Личностные: Проявлять доброжелательность, внимание, помощь.
- Регулятивные УУД: Выстраивать последовательность необходимых операций.Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.
- Коммуникативные УУД: Развивать умение общаться, взаимодействовать с людьми
- Познавательные УУД: Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания.
Оборудование: Для педагога: инструкционно-технологическая карта, образец.
Для детей: альбом,краски,кисточка,баночка с водой
I.Организационно-мотивационный.
Сейчас начнется в нашем классе,
Надеюсь, все у вас в порядке
Краски, кисточки, альбом
И вы готовы все ребятки
Тихо сядем и начнем!
Организация рабочего места.
Сегодня на уроке нам понадобятся следующие принадлежности:
Краски, кисточка, непроливайка, бумага, простой карандаш, ластик и ножницы.
А теперь отгадайте загадку.
Первая сестра — большая,
В ней прячется сестра вторая,
Сломаешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке — крошка,
Игрушку ту зовут…
Организация рабочего места.
II.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Итак, ребята, назовите тему нашего урока….
Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Формулируем цели урока и запись в инструкционной карте.)
- создать эскиз матрешки
- узнать историю матрешки
Что вы знаете о Матрешках?
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.
А знаете ли вы как появилась матрешка?
Однажды в Японии русский художник Сергей Васильевич Малютин увидел интересную игрушку – большеголового деревянного японца, раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Малютин придумал нарядить игрушку в русский наряд, такая игрушка очень понравилась русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. Так и появились матрешки.
Существует три вида наиболее известных матрешек: Семеновская матрешка, Сергиево- Посадская матрешка, Полхов- Майданская матрешка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте рассмотрим все три вида матрешек.
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла. .
а) Семеновскую матрешку отличает от других большой букет цветов, занимающий весь фартук. Край платка украшает цепь небольших бутонов.
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
-А ещё эту матрешку называют Загорская .
б) Сергиево-Посадские расписываются по-разному. Одни матрешки в ярких сарафанах, другие в зимних шубах, иные сплошь расписаны цветами и ягодами, а некоторые букеты в руках держат.
На Сергиев-Посадской матрешке четко обозначены силуэты головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука.
А я, подружки – из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными
Спелыми и красными.
IV.Основной этап.1)Изучение нового материала.
А сейчас, ребята я предлагаю вам собрать матрешку и посмотреть из каких деталей она состоит:
Анализ Матрешки
Давайте рассмотрим ее повнимательнее (рассматриваем фото).
Матрешка состоит из частей и деталей.
-Лицо (глаза, нос, рот, брови, щеки, челка),
-Руки,
-Платье с узором.
А сейчас мы приступим с вами к практической части нашего урока. Каждый из вас сейчас станет художником. Но прежде чем начать рисовать, мы рассмотрим этапы нашей работы.
У вас на столах лежит шаблон Матрешки. Положите его перед собой.
Начинаем с лица, нарисуем волосы, выглядывающие из-под верхней части платка,глаза изображаем в виде кругов и здесь же закрашиваем их, оставив по одному белому блику в каждом глазу. Чуть выше глаз изображаем в виде коротких дуг брови, можно добавить пару ресниц, нарисуем также по одной дуге под глазами.
Дальше совсем всё просто — рисуем нос, который выглядит как пара точек, затем — пухлые губы и круги румян на щеках.
Теперь нам нужно изобразить руки, для этого мы дугообразными линиями намечаем рукава и прорисовываем кисти рук. Дорисуем косынку, добавим узелок в виде круга и два хвостика.
Остаётся украсить Матрешку орнаментом и узором. На платье можно изобразить цветок с листочками, а края платка украсить ещё нераспустившимися бутонами или сделать его в горошек. Вы можете выбрать узор по своему желанию, главное, чтобы он сохранял общую стилистику рисунка, то есть был похож на русскую народную роспись.
Пятым шагом будет работа в цвете. Цвета выбираем яркие и насыщенные.
Прежде чем приступить к работе, проведем разминку для рук. Повторяйте за мной.
1.Познакомить учащихся с произведениями народно-прикладного искусства (русская матрёшка).
2.Дать доступные сведения о декоративной росписи деревянных игрушек, о прославленных центрах народного творчества.( Загорск, Семёнов, Полхов-Майдан).
3.Учить детей самостоятельно расписывать игрушки, используя творчество. Закрепить навыки простых приёмов рисования.
4.Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
5.Развивать чувство прекрасного и эстетического.
6.Учить определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.
Содержимое разработки
Открытое занятие по изобразительному
Тема: Роспись матрёшки.
Цели и задачи:
1.Познакомить учащихся с произведениями народно-прикладного искусства (русская матрёшка).
2.Дать доступные сведения о декоративной росписи деревянных игрушек, о прославленных центрах народного творчества.( Загорск, Семёнов, Полхов-Майдан).
3.Учить детей самостоятельно расписывать игрушки , используя творчество. Закрепить навыки простых приёмов рисования.
4.Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
5.Развивать чувство прекрасного и эстетического.
6.Учить определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.
Оборудование:
Презентация о русских матрёшках из Загорска, Семёнова, Полхов-Майдана; шаблоны матрёшек, краски, кисточки, баночки с водой.
1.Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
2.Постановка темы урока.
Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем уроке мы с вами отправимся в путешествие, но прежде чем мы это сделаем, я хотела бы у Вас попросить помощи. Мы живем в меленьком поселке Новоселенгинск, который расположен на реке Селенга. Скажи мне пожалуйста, что это за река?
А знаете ли Вы, что река Селенга является главной артерией озера Байкала?
(Да). А скажите мне пожалуйста, а что это за озеро Байкал?
Молодцы ребята озеро Байкал самое большое и самое чистое озеро в мире и мы должны сохранить его красоту.
Что бы полюбоваться красотой нашего озера к нам приезжают много туристов из разных стран.
И к нам в Новоселенгинск едут туристы что бы посмотреть на самую главную артерию озера Байкала на реку Селенга. И вот у нас возникла проблема, как мы встретим наших туристов с разных стран. Нам нужно подарить им сувениры. Как Вы думаете какой сувенир мы можем подарить у нас в России туристам из разных стран?
Молодцы ребята, конечно, наш Русский сувенир – МАТРЕШКА.
- И тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всём мире талисману России- матрёшке.
3.Актуализация знаний учащихся.
-У кого из вас дома есть матрёшка?
-Почему она вам нравится?
4.Вводная беседа
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.
Шли матрёшки по дорожке
Было их немножечко,
Две Матрёны, три Матрёшки
И ещё Матрёшечка.
Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка. В руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное – это куколка с секретом.
-А хотите, я вам расскажу, как появилась матрёшка? Давным-давно ,100 лет назад, жил один мастер- Сергеем Малютин. Пошёл он как-то на ярмарку и увидел на ней игрушку в форме яйца. Это был старик с седой бородой. Открыл Малютин эту игрушку, а в ней ещё и ещё. И так 12 старичков. Эту игрушку-старичка привезли из Японии. Малютин посмотрел на японскую игрушку и решил попробовать сделать игрушку схожую с той, японской. Только вместо старичка, весёлую матрёшку в красивом сарафанчике. Он попросил токаря чтобы он выточил из дерева матрёшку, а затем сам расписал её красивыми узорами. Матрёшку мы все прекрасно знаем с детства. С ней мы можем играть и поиграть, и подарить её кому-нибудь.
5.Анализ произведений декоративно-прикладного искусства.
- На Руси самыми прославленными центрами народного творчества были города Загорск, Семёнов, а также Полхов-Майдан. Матрёшка, которую изготавливали в Загорске называется"Загорская".В городе Семёнове- "Семёновская". В городе Полхов-Майдане -"Полхов-Майданская".
-Давайте посмотрим , чем же отличаются наши матрёшки. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие на ковре самолете.
(растелаю ковер дети все встают на него)
Чтоб взлетел наш ковер нам нужно сказать заклинание.
Мы летим на ковре-самолёте,
А внизу - город ярких огней.
Не бывает такого в природе?-
Распахните же окна скорей.
Посмотрите мы с Вам попали в Сергиевский – Посад
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
-А ещё эту матрешку называют Загорская .
Посмотрите внимательно элементы Загорской матрешки - светловолосые, маленькие, толстенькие. Внизу на сарафане и на рукавах мелкие цветочки. Сарафан обведён чёрной полосой.
Мы летим на ковре-самолёте,
А внизу - город ярких огней.
Не бывает такого в природе?-
Распахните же окна скорей.
Посмотрите ребята, куда же это мы с Вами попали?
Правильно, попали мы с Вами город Семенов Нижегородской области
Основной центр по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов, где родилась знаменитая хохломская роспись.
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Посмотрите внимательно элементы Семёновские матрёшки -
-черноволосые, сарафан, как цветущий луг. В центре сарафана три больших цветка, а также по бокам маленькие цветочки.
-Ну что отправляемся дальше? (ДА)
Мы летим на ковре-самолёте,
А внизу - город ярких огней.
Не бывает такого в природе?-
Распахните же окна скорей.
И где же мы с Вами очутились?
( В селе Полховский Майдан Нижегородской области )
А я, подружки – из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными
Спелыми и красными.
- Полхов-Майданские матрёшки отличаются более удлинённой формой туловища и головы. Волосы кучерявые. Цветы на сарафане красные или розовые и обязательно обведены чёрной полоской, косынка не завязана.
- Ну вот ребята мы с вами и познакомились с разными видами матрешек, теперь нам пора отправляться в нашу мастерскую и сделать свою матрешку. Вы согласны? (Да)
Мы летим на ковре-самолёте,
А внизу - город ярких огней.
Не бывает такого в природе?-
Распахните же окна скорей.
6.Объяснение выполнения рисунка.
-И так вот мы и очутились в нашей мастерской. И сейчас мы будем художниками-оформителями. Вы самостоятельно раскрасите матрёшку, как захотите. Вы сами создадите свою матрёшку. Для того чтобы быстрее начать работу я вам раздам шаблоны матрёшки.
-Давайте повторим , как нужно правильно работать ?(ответы детей)
7.Практическая работа.
- Приступайте к работе. Ваша задача: раскрасить матрешку, так как вам нравится. Вы можете использовать элементы росписи тех матрешек которые мы с вами видели .
-Закончили выполнять работу, положите кисточки.
8.Физминутка.
- Мы будем петь и танцевать, так как мы рисуем матрёшек будем петь песенку про кукол.
Дин- дон, дин- дон, что за странный перезвон.
Слышен он со всех сторон, дили- дон, дили- дон.
Мы милашки, куклы-неваляшки, яркие рубашки .
Мы милашки, куклы-неваляшки, яркие рубашки .
9.Продолжение выполнения рисунка.
10.Итог урока.
-Давайте посмотрим, чья работа вам лучше всех понравилась?
-С какими центрами народного творчества по изготовлению матрёшек вы сегодня познакомились?
-Кто запомнил отличительные особенности этих матрёшек?
-Кто первый сделал матрёшку?
-А сейчас давайте посмотрим где какая матрёшка?(Учитель показывает матрёшек, нужно назвать их названия).
-Ребята вы сегодня работали хорошо.
- Посмотрите ребята, какие красивые сувениры мы сделали для наших заграничных туристов, они очень будут рады принять такой сувенир.
Спасибо Вами большое за такие сувениры.
-75%
Читайте также: