Конспект урока по алгебре 11 класс никольский элементарные функции

Обновлено: 03.07.2024

Уроки по алгебре 11 класс и другие полезные материалы для учителя алгебры, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Учебник. Никольский С.М. и др. (2009, 464с.)

  • Все темы
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ФУНКЦИИ. ПРОИЗВОДНЫЕ. ИНТЕГРАЛЫ
  • § 1. Функции и их графики 3
  • 1.1. Элементарные функции 3
  • 1.2. Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции 5
  • 1.3. Четность, нечетность, периодичность функций 8
  • 1.4. Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции 14
  • 1.5. Исследование функций и построение их графиков элементарными методами 18
  • 1.6. Основные способы преобразования графиков 21
  • 1.7*. Графики функций, содержащих модули 34
  • 1.8*. Графики сложных функций 39
  • § 2. Предел функции и непрерывность 45
  • 2.1. Понятие предела функции 45
  • 2.2. Односторонние пределы 49
  • 2.3. Свойства пределов функций 56
  • 2.4. Понятие непрерывности функции 60
  • 2.5. Непрерывность элементарных функций 65
  • 2.6. Разрывные функции 67
  • § 3. Обратные функции 72
  • 3.1. Понятие обратной функции 72
  • 3.2*. Взаимно обратные функции 75
  • 3.3*. Обратные тригонометрические функции 80
  • 3.4*. Примеры использования обратных тригонометрических функций 85
  • § 4. Производная 89
  • 4.1. Понятие производной 89
  • 4.2. Производная суммы. Производная разности 96
  • 4.3*. Непрерывность функции, имеющей производную. Дифференциал 99
  • 4.4. Производная произведения. Производная частного . 101
  • 4.5. Производные элементарных функций 103
  • 4.6. Производная сложной функции 108
  • 4.7*. Производная обратной функции 111
  • § 5. Применение производной 114
  • 5.1. Максимум и минимум функции 114
  • 5.2. Уравнение касательной 121
  • 5.3. Приближенные вычисления 125
  • 5.4*. Теоремы о среднем 127
  • 5.5. Возрастание и убывание функции 129
  • 5.6. Производные высших порядков 134
  • 5.7*. Выпуклость графика функции 137
  • 5.8*. Экстремум функции с единственной критической точкой . 141
  • 5.9. Задачи на максимум и минимум 145
  • 5.10*. Асимптоты. Дробно-линейная функция 149
  • 5.11. Построение графиков функций с применением производных 156
  • 5.12*. Формула и ряд Тейлора 162
  • § 6. Первообразная и интеграл 167
  • 6.1. Понятие первообразной 167
  • 6.2*. Замена переменной. Интегрирование по частям 173
  • 6.3. Площадь криволинейной трапеции 175
  • 6.4. Определенный интеграл 178
  • 6.5*. Приближенное вычисление определенного интеграла . . . 181
  • 6.6. Формула Ньютона — Лейбница 185
  • 6.7. Свойства определенного интеграла 191
  • 6.8*. Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах 196
  • 6.9*. Понятие дифференциального уравнения 202
  • 6.10*. Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям . . 206
  • Исторические сведения 212
  • ГЛАВА II. УРАВНЕНИЯ. НЕРАВЕНСТВА. СИСТЕМЫ
  • § 7. Равносильность уравнений и неравенств 214
  • 7.1. Равносильные преобразования уравнений 214
  • 7.2. Равносильные преобразования неравенств 219
  • § 8. Уравнения-следствия 225
  • 8.1. Понятие уравнения-следствия 225
  • 8.2. Возведение уравнения в четную степень 229
  • 8.3. Потенцирование логарифмических уравнений 231
  • 8.4. Другие преобразования, приводящие к уравнению-следствию 233
  • 8.5. Применение нескольких преобразований, приводящих к уравнению-следствию 237
  • § 9. Равносильность уравнений и неравенств системам 240
  • 9.1. Основные понятия 240
  • 9.2. Решение уравнений с помощью систем 243
  • 9.3. Решение уравнений с помощью систем (продолжение) . . 247
  • 9.4*. Уравнения вида f(a (х)) = /"(Р (х)) 253
  • 9.5. Решение неравенств с помощью систем 256
  • 9.6. Решение неравенств с помощью систем (продолжение) . . 260
  • 9.7*. Неравенства вида /(а (х)) > f($ (x)) 263
  • § 10. Равносильность уравнений на множествах 266
  • 10.1. Основные понятия 266
  • 10.2. Возведение уравнения в четную степень 268
  • 10.3*. Умножение уравнения на функцию 270
  • 10.4*. Другие преобразования уравнений 273
  • 10.5*. Применение нескольких преобразований 277
  • 10.6*. Уравнения с дополнительными условиями 281
  • § 11. Равносильность неравенств на множествах 283
  • 11.1. Основные понятия 283
  • 11.2. Возведение неравенства в четную степень 285
  • 11.3*. Умножение неравенства на функцию 288
  • 11.4*. Другие преобразования неравенств 290
  • 11.5*. Применение нескольких преобразований 294
  • 11.6*. Неравенства с дополнительными условиями 298
  • 11.7*. Нестрогие неравенства 301
  • § 12. Метод промежутков для уравнений и неравенств 303
  • 12.1. Уравнения с модулями 303
  • 12.2. Неравенства с модулями 307
  • 12.3. Метод интервалов для непрерывных функций 311
  • § 13*. Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств 314
  • 13.1*. Использование областей существования функций . 314
  • 13.2*. Использование неотрицательности функций 317
  • 13.3*. Использование ограниченности функций 319
  • 13.4*. Использование монотонности и экстремумов функций . . 325
  • 13.5*. Использование свойств синуса и косинуса 328
  • § 14. Системы уравнений с несколькими неизвестными 331
  • 14.1. Равносильность систем 331
  • 14.2. Система-следствие 337
  • 14.3. Метод замены неизвестных 344
  • 14.4*. Рассуждения с числовыми значениями при решении систем уравнений 348
  • § 15*. Уравнения, неравенства и системы с параметрами 355
  • 15.1*. Уравнения с параметром 355
  • 15.2*. Неравенства с параметром 360
  • 15.3*. Системы уравнений с параметром 363
  • 15.4*. Задачи с условиями 367
  • Исторические сведения 374
  • ГЛАВА III. КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА
  • § 16*. Алгебраическая форма и геометрическая интерпретация комплексных чисел 379
  • 16.1*. Алгебраическая форма комплексного числа 379
  • 16.2*. Сопряженные комплексные числа 384
  • 16.3*. Геометрическая интерпретация комплексного числа . . . 386
  • § 17*. Тригонометрическая форма комплексных чисел 390
  • 17.1*. Тригонометрическая форма комплексного числа . 390
  • 17.2*. Корни из комплексных чисел и их свойства 396
  • § 18*. Корни многочленов. Показательная форма комплексных чисел 401
  • 18.1*. Корни многочленов 401
  • 18.2*. Показательная форма комплексного числа 405
  • Исторические сведения 408
  • ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 410
  • Приложения 437
  • 1. Таблица производных 437
  • 2. Таблица интегралов 438
  • 3. Свойства логарифмов 438
  • 4. Основные формулы тригонометрии 439
  • 5. Простейшие тригонометрические уравнения 439
  • Предметный указатель 440
  • Ответы 443


Технологическая карта урока. Алгебра 11 класс. Неравенства с модулями.

Уроки

Технологическая карта урока алгебры в 11 классе с использованием приемов смыслового чтения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

02.09.2020 Классная работа Элементарные функции

Описание презентации по отдельным слайдам:

02.09.2020 Классная работа Элементарные функции

02.09.2020 Классная работа Элементарные функции

Изучаем новый материал

Изучаем новый материал

Функция – это одно из основных математических и общенаучных понятий , выражаю.

Функция – это одно из основных математических и общенаучных понятий , выражающее зависимость между переменными величинами. Каждая область знаний: физика, химия, биология, социология, лингвистика и т.д. – имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и, что особенно важно, взаимосвязи этих объектов.

В различных науках и областях человеческой деятельности возникают количествен.

В различных науках и областях человеческой деятельности возникают количественные соотношения, и математика изучает их в виде свойств чисел. Математика рассматривает абстрактные переменные величины и в отвлеченном виде, изучает различные законы их взаимосвязи, которые на математическом языке называются функциональными зависимостями, или функциями.

Определение: Пусть даны два множества Х и Y. Определение 1. Если каждому элем.

Определение: Пусть даны два множества Х и Y. Определение 1. Если каждому элементу х из множества Х по определённому правилу или закону f ставится в соответствие один элемент у из множества Y, то говорят, что на множестве Х задана функция f и пишут , или у = f(x). X Y

Определение: , или у = f(x). При этом величина х называется аргументом функци.

Определение: , или у = f(x). При этом величина х называется аргументом функции f, а множество Х – областью определения функции f. Величина х называется также независимой переменной, а величина у – зависимой переменной. Множество Y называется областью значений функции f. Область определения функции f обозначается через D(f), а область значений – через E(f).

Определение: у = f(x) (1) Число, соответствующее для данной функции у(х), наз.

Определение: у = f(x) (1) Число, соответствующее для данной функции у(х), называют значением функции в точке х0 и обозначают у(х0) Если функция записана в виде (1), то число обозначают f(х0).

Определение функции: Какие из графиков являются графиками функций? Является ф.

Определение функции: Какие из графиков являются графиками функций? Является функцией у х х2 х1 у2 у1 О Не является функцией у х хо у1 у2 О Не является функцией у х хо у1 у2 О

Способы задания функции: Задать функцию – значит указать область её определен.

Способы задания функции: Задать функцию – значит указать область её определения и правило, по которому по данному значению независимой переменной можно найти соответствующее ему значение функции. Существует три основных способа задания функции:  аналитический,  табличный,  графический.

Способы задания функции: аналитический табличный графический зависимость межд.

Способы задания функции: аналитический табличный графический зависимость между переменными величинами задаётся с помощью формулы, указывающей, какие действия надо выполнить над аргументом, чтобы получить соответствующее ему значение функции. При этом функция может быть задана как одной формулой, например, так и несколькими формулами, например заключается в том, что зависимость между переменными задают с помощью таблицы. Хорошо известны, например, таблицы логарифмов, тригонометрических функций и др. состоит в том, что соответствие между переменными х и у задаётся с помощью графика функции. Графиком функцииy=f(x) называется множество всех точек (х, у) плоскостиXOY, координаты которых связаны соотношениемy = f(x). Так, графики вышеназванных функций:f(x) иg(x) х 0 1 2 3 4 у 0 1 4 9 16

Сложная функция Пусть функция z = g(x) определена на множестве Х, а функция y.

Сложная функция Пусть функция z = g(x) определена на множестве Х, а функция y = f(z) определена на множестве Z, причём область значений функции g содержится в области определения функции f. Функция y = f(g(x)) называется сложной функцией, или функцией от функции, или суперпозицией функций z = g(x) и y = f(z). y=f(g(x)) Y X y Z z y=f(z) z=g(x)

Сложная функция Переменная х называется независимой переменной функции у, а ф.

Сложная функция Переменная х называется независимой переменной функции у, а функция z = g(x) – зависимой переменной, или промежуточным аргументом функции y = f(x). y=f(g(x)) Y X y Z z y=f(z) z=g(x)

Примеры: z=g(x) y=f(z) y=f(g(x))

Примеры: z=g(x) y=f(z) y=f(g(x))

Примеры сложных функций Можно указать сложную функцию, в образовании которой.

Примеры сложных функций Можно указать сложную функцию, в образовании которой участвует более двух функций. Например:

Элементарные функции Основными элементарными функциями называются следующие ф.

Элементарные функции Основными элементарными функциями называются следующие функции: степенная функция показательная функция логарифмическая функция , тригонометрические функции

Элементарные функции ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Элементарной функцией называется функция, к.

Элементарные функции ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Элементарной функцией называется функция, которая может быть задана одной формулой у = f(x) , где f(x) – выражение, составленное из основных элементарных функций и действительных чисел с помощью конечного числа операций сложения, вычитания, умножения, деления и взятия функции от функции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитательные: воспитывать познавательную активность, коммуникативные навыки, мобильность, общей культуры.

Тип. Урок применения знаний, умений и навыков

Методы. Работа в парах

Оборудование. Учебник, карточки с самостоятельной работой.

1. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и опыта учащихся (подготовительные задачи).

Найти ошибку и доказать:


1) y=5x 5 +5е х +3lnх у / =25х 6 +5е х-1 +

2) y=8cos(7-x)+17 sin x-2 у / = -8 sin(7-x)-17cos-2

В любом из вариантов ЕГЭ присутствуют задания на вычисление производных. И именно по этому цель нашего урока…

3. Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения).

Работа в парах с проверкой по эталону

y=x 3 -2x 2 +е х +3

4. Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

Выполняют по очереди номера у доски:

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Производная произведения, частного равна ….

Найти производную функции f(x) = 3х 2 - 5х + 6.

Найти производную функции f(x) = е 2х + 3lnх + 1.

Найти производную функции f(x) = (х - 2) 2 cosx .

Найти производную функции у = (х 2 + 2х)( sin(7-x))

5. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Решение заданий банка ЕГЭ:

1.Материальная точка движется прямолинейно по закону x (t)=−t^3−8t^2+6t+2, где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t=3c.

2. Материальная точка движется прямолинейно по закону x (t)=−1/4t^4+2t^3+2t^2−2t+8, где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t=1c.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по алгебре "Свойства функций" 11 класс

Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе .

Учитель математики высшей категории

Юдинцева Валентина Николаевна

ШМОКУ СОШ с углублённым изучением

отдельных предметов пгт Ленинское

Шабалинского района Кировской области.

Развивающая: развивать аналитические способности и логическое мышление, учить адаптироваться в новой ситуации при решении нестандартных заданий.

Воспитательная: формировать активность личности школьника, взаимопомощь, коллективизм.

Алгоритм исследования функций.

задания для устной работы.

Памятка для командира.

Карточки с заданиями для группы.

Номер и название группы (для индукции).

Карточки для самостоятельной работы.

Карточки для индивидуального домашнего задания.

На отдельном столе:

Карточки с формулами различных функций для определения места ученика.

Дети заходят в класс, каждый берёт карточку с формулой функции, определяет её вид и садится за тот стол, где стоит соответствующее название функции:

Дробная рациональная ( например: )

Дать определение логарифма и логарифмической функции.

Перечислить свойства функции .

Перечислить свойства функции

Перечислить и записать на доске свойства логарифмов.

Вычислить : log 2 16 ; log 16 2 ; log 3 81 ; log ⅛ 2 ; ; ;

Log 3 21 – log 3 7 ; lg25 + lg4 ; log 9 5 ∙ log 5 3 ; lg2 + 2lg.

Найти х : log 9 x = log 9 4 ; log 4 3x = log 4 5 ; 5 x = 2 ; log 2 (-x) = 0.

Задание общее для всех: вычислить log a b , где а = р m , b = p n , используя

формулу перехода к новому основанию.

(Вывод нового свойства ). А потом вычислить по одному выражению: 1 – 3 группы, используя определение логарифма,

4 – 6 группы, используя новое свойство.

Задание для 1 и 4 групп:

Задание для 2 и 5 групп: =

Задание для 3 и 6 групп:

Два представителя выходят к доске, показывая своё решение. Остальные ребята записывают в тетрадь оба способа и делают вывод, что с помощью свойства вычисление идёт быстрее.

Рассказать схему исследования функций ( перечислить свойства, а потом открыть написанную на доске).

Дать определения области определения и области значений функции.

Сформулировать определения чётной и нечётной функций.

Сформулировать определения возрастающей и убывающей функций.

Сформулировать определение нуля функции.

Ребята берут карточку с заданием (для каждой группы разное). Они должны решить в группе и представить решение на доске.

При каких х не определена функция ? Найдите наибольшее целое число, не входящее в область определения функции.

На каком множестве совпадают функции и ?

На каком множестве не существует ни одна из функций

Найти число нулей функции .

Найти число нулей функции: .

Найдите количество целых чисел, принадлежащих области определения функции .

Каждая группа представляет своё решение с полным объяснением. Среди них обязательно найдётся такая группа (например 6), которой потребуется помощь других групп. Если появляются вопросы и сомнения в решении, то ребятам из других групп предлагается предложить решение или высказать гипотезы.

Всем группам предлагается одно задание: исследовать на чётность функцию

Детям даётся новое задание, идёт аналогичная работа.

Функция f ( x ) периодична с периодом Т = 11. Решите неравенство f ( x ) ≥ 0, если f ( x ) = 11 x – x 2 для всех х [ 0;11].

Подводятся итоги работы на уроке, объясняется индивидуальное домашнее задание, которое будет дано каждому ученику с учётом запросов, знаний и способностей (карточки приготовлены заранее и раздаются детям во время самостоятельной работы). Дети оценивают свою работу и работу других групп. Пример одной карточки для домашней работы:

1. Повторить монотонность функции, знакопостоянство, нахождение нулей функции и точек пересечения графика функции с осями координат.

2. Найдите количество целых чисел, принадлежащих множеству значений функции .

3. Найдите наименьшее значение функции .

4. Найдите наибольшее целое число, не входящее в область определения функции .

1. Дан график функции. Укажите промежуток, которому принадлежит наименьшее значение функции а) [-3;0]; b ) [-2;8] ; c ) [5;10]; d ) [1;3].


Найдите нули функции .

Найдите количество целых чисел, принадлежащих области определения функции .

Исследовать функцию на чётность .

Со звонком ребята сдают листочки с самостоятельной работой на отдельный стол, вкладывая в конверт с соответствующей надписью.

Читайте также: