Понятия проблема и позиция при осуществлении проектирования конспект

Обновлено: 06.07.2024

2. Постановка проблемы

В
процессе
постановки
следующие ее этапы:
• формулирование,
• оценка,
• обоснование,
• структурирование
проблемы
выделяют

3. Формулирование проблемы

4. Оценка проблемы

5. Оценка проблемы

методы исследования;
источники информации;
источники финансирования;
виды научного обсуждения программы и
методик исследования;
перечень оборудования;
вероятные партнеры;
конечные и промежуточные результаты и
др.

6. Обоснование проблемы

В детальное обоснование проблемы входят
следующие компоненты:
определение содержательных,
аксиологических (Аксиология - теория
ценностей) и генетических связей данной
проблемы с другими;

7. Обоснование проблемы

поиск аргументов в пользу необходимости
ее решения, научной или практической
ценности ожидаемых результатов;
выдвижение самим исследователем
возможных возражений против
существования проблемы, возможности ее
разрешения, научной или практической
значимости.

8. Структурирование проблемы

Процесс структурирования начинается с
расщепления проблемы, предполагающей
поиск дополнительных вопросов, без которых
невозможно
ответить
на
главный
проблемный вопрос.

9. Структурирование проблемы

Затем следуют локализация – ограничение
объекта изучения реально обозримыми и
посильными для исследования пределами с
учетом наличных условий и средств и
упорядочение
всего набора вопросов в
соответствии с логикой исследования.

10. Типичные ошибки при выборе и определении проблемы исследования

• отождествление темы и проблемы;
• отождествление проблемы исследования с
социальной проблемой в целом.
Оба понятия во многом сходны, но
проблема исследования — лишь часть
социальной проблемы, ее конкретная сторона

11. Типичные ошибки при выборе и определении проблемы исследования

• отождествление проблемы и задач
исследования.
Важно помнить, что задачи исследования
носят конкретно-практический характер, а
проблема исследования — абстрактнотеоретический

12. Проблема

описывает, почему возникла необходимость
выполнения проекта;
ясно, какие обстоятельства побудили
написать проект;
проблема выглядит значимой для вашей
территории, в целом для общества;
масштабы проекта разумны, он не делает
попытки решить все мировые проблемы
сразу;

13. Проблема

Индивидуальный проект десятиклассника

Елена Боронова

Елена Боронова
запись закреплена

Наталия Васенина

Добрый день! Спасибо Вам за актуальные, интересные материалы по предмету Индивидуальный проект. Могли бы вы прикрепить презентацию к темам?

Елена Боронова


Елена Боронова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструирование (от лат. CONSTRUO - строю, создаю) — процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов.
Конструирование в процессе обучения - это средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей обучаемых.

Виды конструирования:
- Умственное (система мыслительных операций);
- Графическое (выполнение эскизов, схем);
- Предметно-манипулятивное (постройка опытного образца).

Суть проектного замысла
Проектный замысел указывает нам, что и как нужно сделать для его реализации, или воплощения в жизнь.

Как рождается проектный замысел.
В основе замысла проекта лежит проблема. Как правило, замысел проекта рождается в ситуации неопределённости, интуитивных догадок и эмоциональных оценок. Участники проекта хотят перемен, хотят создать что-то свое, новое. Участники проекта представляют область, в которой собираются делать изменения, но у них нет понимания того, что и как конкретно надо делать. Поэтому на этом этапе очень важно зафиксировать замысел проекта (его идею).

Проектный замысел и проектирование

Проектирование - есть процесс разработки проектного замысла и его фиксации в какой-то внешне выраженной знаковой форме — буквенно-цифровом тексте, графическом изображении, объемном макете, действующей модели и т.д.

Стадии проекта:
1. Выдвигается исходно-плодотворная гипотетическая идея, содержательное ядро, зародыш смысла, способный к дальнейшему росту и развитию.
2. Из первоначально туманной идеи вырисовывается постепенно усложняющийся проектный образ, возникает некая морфология — детальная картина, многоплановая панорама, ясно представимые сцены желаемого будущего. Предметом такого опережающего образного представления может быть что угодно — какой-то неизвестный продукт .
3. Составление проектно-технологической документации. Там подробно описываются все операции и процедуры, которые нужно произвести для того, чтобы реализовать проектный замысел.

Связь темы проекта и проблемы

Первая ступень в процессе выполнения проекта – поиск проблемы.
Тематика индивидуального проекта непосредственно связана с постановкой проблемы проекта. (Тематика индивидуальных проектов по дисциплинам разрабатывается преподавателями. Обучающемуся предоставляется право выбора темы индивидуального проекта). Обучающийся имеет право предложить свою тематику с обоснованием целесообразности ее разработки.

Проблема - это в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели.

Разрешение всякой проблемы можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека …

Постановка проблемы влияет на выбор методов и методик.
Обоснование проблемы – это поиск аргументов в пользу необходимости ее решения, научной или практической ценности ожидаемых результатов.

Ситуация имеет проблемный характер, если:
- есть противоречия, которые необходимо разрешить;
- нужно установить связи между явлениями;
- нужно установить сходство и (или) различия;
- нужно выявить или доказать достоинства и недостатки того или иного явления (или выбора);
- знания о явлении недостаточны и это мешает принятию решения, чтоб это явление изменить в лучшую сторону.

Примеры проблем:
- проблемы курения в подростковой среде;
- проблемы формировании зависимости детей от компьютерных игр или от некоторых продуктов питания;
- проблемы отношений в классе;
- проблемы выпускников при выборе профессии;
- проблемы учебной мотивации школьников;
- проблемы отношений подростков и их родителей;
- проблемы формирования нравственных ценностей у детей и т.д.

Условия выбора темы

Тема должна быть интересна, должна увлекать. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Условия выбора темы
Тема должна быть значимой. Teмы нужно выбирать из современного мира, а не из прошлого. Желательно, чтобы тема была связана с реальным миром и предлагала что-то нужное сейчас: современные навыки, умения, знания.

При выборе темы важно, какой тип проекта вы хотите выбрать, какой будет "уклон":
- Проект получится социальный /творческий /исследовательский и т.д.?
- Будет ли какой-то "эксперимент"?
- Какую проблему будет решать проект?
- Какой "продукт" вы собираетесь получить "на выходе": праздник; проведенная социальная акция; плакаты-буклеты; выставка; "научное" мероприятие; какая-то разработка и пр. (В Интернете есть сформулированные темы - чтобы сориентироваться).


Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная проектно- исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? Зачем это? Какое это?

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Проект – это одна из форм исследовательской работы

Цель учебного проекта - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

Учебный проект с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

2.2. Какие именно универсальные учебные действия формируются в проектной деятельности?

Коммуникативные умения:

Навыки коллективного планирования

Умение взаимодействовать с любым партнером

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Регулятивные умения:

Умение проектировать процесс (изделие).

Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)

Поисковые (исследовательские) умения:

Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

Самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

Запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

Находить несколько вариантов решения проблемы;

Навыки монологической речи

Умение уверенно держать себя во время выступления

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

Умение отвечать на незапланированные вопросы

Рефлексивные умения:

Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

В учебном процессе используются различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.

Исследовательские проекты совпадают со структурой научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, вывод.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории. Выход такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете.

Особое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат четко обозначенные результаты учащихся, ориентированные на социальные запросы участников.

Классификация проектов может основываться по профилю знаний:

  • монопроекты - в рамках одного учебного предмета, при этом выбираются наиболее сложные темы или разделы; укладываются в классно-урочную систему;
  • межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
  • надпредметные – выходят за рамки предметов.

Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:

  • внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;
  • внутришкольные – проекты, организуемые одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
  • региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
  • международные – в них реализуется диалог культур.

Классификация может основываться по числу участников:

  • индивидуальные (личностные);
  • парные;
  • групповые;
  • общеклассные.

По продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочные (1 урок, максимум 3-6);
  • среднесрочные (1-2 месяца);
  • долговременные (до года).

Организация проектной деятельности в начальной школе.

Начиная работу над проектами, нужно продумать следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь:

  1. Какими учебными и вспомогательными источниками информации можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, энциклопедии, хрестоматии, сборники, периодическую печать, Интернет и т.п.).
  2. Какие виды деятельности возможны в работе? (использование методов анализа; проведение анкетирования, опрос, наблюдение; работа индивидуально, в парах, в группах; логическое рассуждение).
  3. Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?
  4. Какие критерии позволят учителю и ученику оценить успехи? (активность на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся).
  5. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? (собеседование в процессе работы, анкетирование).

При работе над проектом используются следующие этапы:

На данном этапе выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности учащимися. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать практическое применение знаний, полученных в ходе проекта. Первоначально темы предлагаются учителем. В дальнейшем тематика проектов может выбираться детьми.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках), распределяются роли: главный редактор, авторы статей, художники.

Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию.

На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. По итогам защиты поощряются не только те, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности те дети, кто задавал умные, интересные вопросы. Особое внимание хочется обратить на то, что учитель не должен допустить присуждения мест за проект. В начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта.

Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Проблема – Проектирование (планирование) –Поиск информации –Продукт – Презентация.

Когда и как начинать работу с детьми в направлении проектного обучения? В проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учетом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

В первом и во втором классе учить работать в группе, так как детям очень трудно договориться между собой, прийти к единому мнению. Наша задача – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. В этот период ребята учатся работать с книгой в библиотеке, находить нужную информацию в различных источниках по заданной теме, оформлять проекты и их защищать. Применение метода проекта в полном объеме начинается в 3-4 классах.

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения.

Успешное осуществление проектной деятельности возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя.Каждая из участвующих сторон играет определенную роль в совместной работе.

Что значит проект для ученика?

Проект для ученика - это средство самореализации, это возможность творчески раскрыть, проявить себя индивидуально или в коллективе.

  • определить проблему, интересующую его самого и интересную для окружающих, желательно, чтобы эта проблема была актуальной;
  • поставить перед собой цель и определить пути достижения этой цели;
  • вести дневник работы над проектом или собирать материалы в папку;
  • научиться самостоятельно добывать информацию из различных источников;
  • привлечь как можно больше людей для консультаций по данному вопросу;
  • не отступать от графика работы над проектом, составленного совместно с руководителем.

Проект для учителя – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.

Роль учителя как руководителя проектной работой:

  • организация образовательной среды для учащегося: доступ к источникам информации: книгам, компьютеру, консультантам из состава учителей-предметников (договорённость с ними о помощи), организация экскурсий, если проект коллективный;
  • создание комфортных условий для работы;
  • составление удобного графика работы для ученика;
  • изучение личности каждого учащегося для выявления интересов, склонностей, способностей к тому или иному виду деятельности, состояния здоровья, психологических качеств личности, от которых зависит продолжительность работы над проектом или количество участников проекта;
  • постоянная поддержка высокого уровня мотивации к работе;
  • помощь на каждом этапе работы в качестве сотрудника;
  • организация предварительного выступления перед учащимися класса и родителями.
  1. Заключение.

Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через сознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом, с другими людьми. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, активизируется мыслительная деятельность.

К важным факторам проектной деятельности можно отнести:

  • рост познавательной, творческой активности учащихся;
  • раскрытие их творческого потенциала;
  • формирование самостоятельности и ответственности;
  • повышение мотивации к обучению;
  • активное вовлечение родителей;
  • расширение кругозора учащихся;
  • создание условий для отношений сотрудничества.

Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.

Без проблемы не существует проекта. Поэтому, в первую очередь необходимо определить, какова проблема проекта, которую хотелось бы разрешить.

Проблема проекта

Каждая мечта тебе даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления. Однако, тебе, возможно, придётся для этого потрудиться. Ричард Бах

Проблема проекта

В какие сроки реализуется среднесрочный …?

Может ли продуктом … быть поиск информации?

Проблема проекта

Наверное вы замечали, что в жизни часто одна и та же ситуация для одного ПРОБЛЕМА, а для другого не составляет никакой сложности.

Проблема проекта

На улицах города много мусора и грязи. Их становится всё больше. Взрослые и дети, не задумываясь, выбрасывают различный мусор: фантики, бутылки и т. д. Тем самым, портится окружающая среда.

Проблема проекта

Ситуация с мусором на улицах города – это ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – условия, порождающие проблему.

Проблема проекта

Вы собираетесь реализовать Ваш проект именно потому, что имеется НЕКАЯ ПРОБЛЕМА. Вы хотите приложить необходимые усилия (посильные для Вас) для её решения.

Проблема проекта

КАКУЮ ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАТЬ ?

1) Если Вы – ученик, то оказать помощь с выбором проблемы проекта Вам может учитель.

2) Может быть и так, что проблему Вы знаете.

Проблема проекта

Проблема проекта

В идеале лучше формулировать

Проблема проекта

Вернёмся к нашей ситуации с экологической проблемой.

Проблема проекта

• Самым интересным было…

Проблема проекта

Похожие статьи:

Презентации по проектной деятельности © 2022
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Вы можете отозвать свое согласие в любое время, используя кнопку "ОТОЗВАТЬ СОГЛАСИЕ". / You can withdraw your consent at any time by using the "WITHDRAW CONSENT" button. ОТОЗВАТЬ СОГЛАСИЕ / WITHDRAW CONSENT

Читайте также: