Конспект математической викторины в старшей группе
Обновлено: 06.07.2024
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Закрепить знание детей о геометрических фигурах, закрепить знания детей о цифрах и числах, прямой и обратный счет в пределах 10, знания о мерах измерения длины, веса;
2. Формировать умение решать и составлять задачи;
3. Развивать логическое и образное мышление;
4. Воспитывать чувства коллективизма, командный дух, сознание ответственности каждого за общий результат.
Материалы и оборудование: набор цифр, набор геометрических фигур, мяч, картинки для решения задач, мешочек с объёмными геометрическими фигурами, карандаши, листы бумаги с изображением круга, ростомер, весы, медали, фишки, конверт, магнитофон.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришло письмо. Вам хочется узнать, от кого оно?
Воспитатель открывает конверт и читает:
Дети делятся на две команды. Задания расположены по всей группе.
Команды вместе становятся в круг, передают мяч, считая до десяти и обратно.
Предлагается каждой команде картинка с математическим содержанием для составления задач на сложение и вычитание.
Команды в конверте получают геометрические фигуры, называют и характеризуют их (можно загадывать соперникам):
«Эта фигура похожа на пирамиду, крышу дома, морковь (треугольник).
На столах лежат перевернутые цифры от 1 до 9. На одном столе красные цифры на другом — черные, цвет цифр распределяется между командами. Команды бегают под звон бубна. Как только удары перестают звучать, команды берут со столов цифры и выстраиваются по порядку в две колонны по цвету цифр. Затем задания для команд:
1. Пусть тот, у кого цифра 3, присядет 5 раз.
2. Пусть тот, у кого цифра 5, назовет число на одну единицу больше.
3. Пусть тот, у кого цифра семь, топнет ногой 2 раза.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы из карточек, на которых изображены цифры от 0до 9, должны составить числа, например, 10 (1 и 0),12 (1 и 2).
Воспитатель: По моему заданию вы выкладываете необходимое количество фигур, затем действуйте по моему заданию.
Выложите 5 треугольников, квадратов на 1 меньше.
Сделайте фигур поровну (два способа: добавить один квадрат или убрать один треугольник).
Дети выполняют задание, воспитатель спрашивает, каким способом ребёнок добился равенства.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы должны измерить цветные ленточки с помощью мерки. (Используется две мерки разной длины, дети измеряют цветные ленточки).
Воспитатель: Ребята, сейчас ответьте на вопросы:
— Чем измеряют вес?
— Что тяжелее 1 кг железа или 1 кг пуха?
— Какой день недели был вчера?
— Назови пятый день недели.
Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из участников команды на ощупь определяет и называет объёмную геометрическую фигуру и на столе находят такую же плоскостную.
Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из вас дорисует рисунок, оживляя круг, например, рисует лицо или яблоко, или руль и т.д.
За каждое правильно выполненное задание дети получают фишки, в конце игры воспитатель подводит итог, выигрывает та команда, у которой больше фишек. Детям обеих команд вручаются медали за первое и второе места.
Воспитатель: Ребята, чьи задания вы выполняли, как мы это делали?
Используемая литература:
1. Волина В.В. Праздник числа: Книга для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2003г.
2. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011г.
3. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009г.
Главная Викторины
- Овчинникова Елена Владимировна
- Усербаева Айгуль Максутовна
Цель:
Проверка умения детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Создание позитивного настроя. Сплочение коллектива группы.
Материал:
Правила:
Участники делятся на две команды. За каждый правильный ответ ведущий раздает звездочки. По количеству звезд выявляется победитель.
Ход викторины:
Необходимо внимательно посмотреть на рисунок двух котов, и указать, чем они отличаются друг от друга. За каждое найденное отличие команда получает звездочку.
Воспитатель читает стихотворение:
Маленькая кошка
Прыгнула в лукошко,
Потянулась, облизнулась
И калачиком свернулась!
На окошко черный котик
Сел вылизывать животик,
Во дворе увидел кошку
И скорее– прыг с окошка!
Воспитатель читает математические загадки:
Нет углов у меня,
У Наташи кукла Маша,
Мишка плюшевый у Паши,
У Танюшки -кошка,
У Жени -матрёшка,
Лошадка у Павлуши.
Сколько же всего игрушек? (пять)
Чтобы кошка ножки не промочила,
Сколько бы сапожек она купила? (четыре)
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши
Сколько же карандашей
У обоих малышей? (два)
Четыре вороны на крышу сели
И одна к ним прилетела.
Отвечайте быстро, смело:
Сколько их на крышу село? (пять)
Расскажите, как расположены элементы узора на карточке? Что расположено в левом верхнем углу? Какая геометрическая фигура расположена в правом нижнем углу? И.т. д.
На столе лежат карточки, перевернутые. Взрослый предлагает ребенку взять карточку и подумать, на какой предмет похожа та или иная геометрическая фигура; затем наоборот – воспитатель называет предмет, а ребенок выходит и выбирает карточку с геометрической фигурой.
Сколько уток плавает в пруду? Сколько больших? Сколько маленьких?
Воспитатель: На столах у вас лежат цифры. Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде, а вы должны будете выбрать цифру, соответствующую правильному ответу и поднять её.
Сколько глаз у человека? (2)
Сколько дней в неделе? (7)
Как-то ночью под кусточком
Грибы выросли опять.
2 грибочка и 3 грибочка
А всего их ровно … (5)
Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, 2 синицы.
Сколько птиц? Ответь скорей! (3)
У животного: 2 правые ноги,
Сколько ног у животного? (4)
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать –
Кто их может сосчитать? (4)
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой. Сколько их? (8)
В снег упал Серёжка,
А за ним Алёшка,
А за ним Маринка,
А за ней Иринка,
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят? (5)
У меня и Аллочки Две из них сломались.
Десять счётных палочек. Сколько их осталось? (8)
Необходимо правильно собрать мухоморы, т. е. добавить на шляпку гриба фишки (точки, в соответствии с цифрой изображенной на ножке гриба. Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпке совпадает с цифрой на ножке.
Сейчас я представлю вам наши команды.
Давайте поприветствуем их:
Для оценки конкурсов я представляю компетентное и объективное жюри:
Итак, наша викторина начинается (команды стоят напротив друг друга).
Но чтобы узнать, как же называются наши команды надо расшифровать их название.
На столах лежат карточки, на которых написаны буквы и цифры. Нужно цифры поставить по порядку и тогда расшифруется название команды.
Й
А
З
К
Н
6
4
3
1
5
2
Е
И
М
У
К
4
3
6
2
1
5
Итак, наша викторина начинается (команды стоят напротив друг друга).
Под музыку в зал входят Мальвина и Буратино
Мальвина: Здравствуйте, ребята, я – Мальвина, а кто это?
Ребята: Буратино!
Мальвина: Ребята! Мы пришли к вам в гости и хотим научиться считать и писать. Буратино, пора заниматься! Садись за парту… (Буратино сел и развалился на стуле)
Буратино: Мальвина, но ведь я уже все знаю! Пойдем лучше погуляем. Посмотри, как на улице хорошо.
Мальвина: Делу время потехи час! Буратино, сначала надо все выучить, а потом можно пойти гулять с ребятами! А что это ты как некрасиво сидишь! Ребята, расскажите Буратино, что он сделал неправильно. Вы ведь будущие первоклассники!
Ребята: Нужно сесть ровно, руки положить на парту, если хочешь ответить на вопрос надо поднять руку. (Буратино садится правильно)
Буратино: 3 яблока!
Мальвина: Нет, Буратино, подумай…
Буратино: А что тут думать… ТРИ! Я Артемону своё яблоко не отдам!
Мальвина: Буратино, ты не прав, во-первых нельзя быть жадным, а во-вторых ты не умеешь считать! Ребята, помогите Буратино решить эту задачу.
Ребята: У Буратино останется 2 яблока, потому что от трёх отнять один будет два.
Воспитатель: Мальвина давайте вместе будем заниматься, вы попали как раз к нам на математическую викторину, садитесь с нами и будем учиться считать правильно.
Конкурсы: Сначала проведем небольшую разминку.
Каждой команде предлагается по 8 вопросов, (вопросы в 2-х конвертах, конверты разыгрывают капитаны)
- Сколько месяцев в году (12);
- Лошадь в детстве (жеребёнок);
- Что нужно делать, если случиться пожар? (позвать на помощь и позвонить 01);
- Назовите дни недели (Пн., Вт., Ср., Чт., Пт., Сб., Вс.);
- Прибор для глажки белья (утюг);
- В какое время года птицы улетают на юг? (осенью);
- Соседи числа 8 (7 и 9);
- Страна, где мы живем? (Россия).
Вижу, вы хорошо подготовились к соревнованиям, и мы можем продолжать наш конкурс.
Команды занимают места за столами.
Команды получают карточки с графическим изображением. Участникам нужно выложить эти фигуры на столах из счетных палочек.
Ребята, в детском саду мы часто играем в математические игры и сейчас мы проверим ваши знания.
1-й команде:
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать –
Кто их может сосчитать? (четыре)Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
пять румяных, наливных,
Три с кислинкой. Сколько их? (восемь)
2-й команде:
В снег упал Серёжка,
А за ним Алёшка,
А за ним Маринка,
А за ней Иринка,
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят? (пятеро)У меня и Аллочки
Десять счётных палочек.
Две из них сломались.
Сколько их осталось? (восемь)
(Физкульт-разминка, без оценки жюри)
Команды стоят напротив друг друга, в руках у каждого цифры от 1 до 10.
Ведущий посередине с набором цифр.
Участники получают карточки с математическими примерами, в которых надо дать правильный ответ.
Участники получают задание: передвинуть метку-игрушку в определенное место на листе ватмана.
По готовому рисунку каждая команда составляет задачу для другой команды. Жюри оценивает умение составлять и решать задачу.
Детям предлагаются карточки с нарисованными звездами. На каждой звезде написана пара цифр: 6 и 8, 7 и 4, 2 и 5, 8 и 10, 5 и 5, 6 и 6 и т.д.
Между цифрами, нужно правильно расставить знаки сравнения.
Седьмой конкурс капитанов
У каждой команды листок с графическим изображением геометрической фигуры.
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье -
Целый день я отдыхал.
Вот подошла к концу наша математическая викторина.
И я предоставляю слово жюри.
Подведение итогов математической викторины
Вы все были просто самые настоящие умейки и знайки. Все участники игры награждаются призами.
Буратино и Мальвина вам понравилась наша викторина (Да), приходите к нам в гости обязательно еще раз.
2. Закреплять знание числового ряда, чисел (последующего и предыдущего) в пределах 10.
3. Закреплять умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
4. Закреплять знания о геометрических фигурах.
5. Развивать логическое мышление, быстроту реакции. внимание, память.
6. Воспитывать умение работать в коллективе, дружеские взаимоотношения – умение поддерживать друг друга
Сегодня я приглашаю вас, поучаствовать в математической викторине и проверить насколько крепко вы дружите с математикой.
Каждый ребёнок берёт с подноса одну карточку с цифрой. Под музыку дети свободно перемещаются по залу, а по окончании музыки им нужно найти свой стул с такой же цифрой.
Теперь у нас есть две команды, но для проведения викторины нужно выбрать капитана и название команды. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать одну фишку. Если команда неправильно выполняет задание, то другая команда может выполнить это задание и за правильное решение получить одну дополнительную фишку.
А жюри у нас будет… (заходит профессор-ученный, садится)
Как вы уже догадались, жюри у нас будет наш гость - профессор.
Профессор:
Здравствуйте, юные математики! И я пришёл не с пустыми руками. Подарок в этом чудесном ларце. Я слышал, что вы очень умные, хочу, чтобы вы сами догадались, какой подарок я приготовил.
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке,
Но совсем не горячи
Дети: Цветок.
Профессор: Ой, какие молодцы! Действительно, я приготовил для вас вот этот чудесный цветик с волшебными лепестками.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой чудесный цветик-шестицветик! С его помощью мы отправимся в путешествие за новыми знаниями и открытиями.
Чтобы оно началось, нужно сорвать лепесток. (дети срывают лепесток, звучит колокол). Посмотрите, лепесток не простой, на нём цифра! Подскажите мне, что это за цифра?
1. Дети: Два.
Воспитатель: Два жадных медвежонка. Они никак не могут разделить между собой вкусности. И хотят, чтобы вы проверили, правильно ли они поделились. Расставьте знаки >, Все записи автора
Читайте также: