Конспект урока вода в природе 3 класс планета знаний

Обновлено: 06.07.2024

– закрепить знания о свойствах полезных ископаемых;
– познакомить с тремя состояниями воды и её свойствами;
– развивать бережное отношение к водным богатствам нашей планеты.

Оборудование:

– карточки–тесты,
– глобус,
– диаграмма водных пространств на Земле,
– фотография гейзера,
– плакат с ребусом и свойствами воды,
– стаканы с водой и молоком для опытов, соль, сахар, ложка,
– доклады детей о вкусе воды, о минеральной воде.

Подготовка урока:

На доске написано: ткань, песок, кирпич, гранит, пластмасса, торф, уголь.
Для каждого ребенка подготовлена карточка-тест для проверки домашнего задания.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

– Какую тему изучали на предыдущих занятиях?
– Что называем полезными ископаемыми?
– Из ряда перечисленных на доске предметов назвать только полезные ископаемые.
– На какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные). Приведите примеры.

1.2. Индивидуальная работа по карточкам – тестам. Учитель читает каждое задание, а ученики дописывают ответ или обводят верный из данных.

2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: прочный, тяжелый, состоит из отдельных зерен серого и темного цвета? Обведи правильный ответ.

3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ.

4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: плотный, тяжелее воды, белого или серого цвета, под действием кислоты вскипает? Обведи правильный ответ.

5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ.

По окончании работы физкультминутка.

2. Постановка цели урока.

Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Но есть одно богатство, без которого вообще невозможно обойтись. Что это за богатство, мы узнаем из загадки.

“Что в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?” (Вода).

Почему в “гору не выкатить”? (Течет сверху вниз)

Почему в “решете не унести”? (Сквозь дырочки вытечет)

А в “руках не удержать” почему же? (Выльется)

Сегодня на уроке мы поговорим о воде. Тема нашего занятия – “Вода в природе”. (Тему учитель записывает на доске, а дети в тетрадях).

3. Объяснение нового материала.

3.1. Роль воды в жизни человека, растений и животных.

Ребята, какую роль вода играет в жизни человека? Зачем и почему она необходима? Как человек использует воду? (Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается, в отопительных системах и т.д.).

Кровь человека состоит на 98% из воды, мышцы человека – на 70% из воды и вообще организм человека, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Недостаток воды для человека опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше одного месяца, а без воды – всего лишь несколько дней. Человек в сутки потребляет от 3 до 6 литров воды (в зависимости от климата).

Вода необходима и животным, и растениям. Все растения “пьют” воду и получают необходимые вещества для роста и развития. Вода содержится в корне, листьях, стволе, коре дерева.

Например, чтобы вырастить 1 кг картофеля, необходимо 300 л воды.

Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода. Например, упитанная собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды – менее 10 дней.

Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод: Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным, людям. Без воды не будет жизни.

3.2. Сколько воды на планете Земля?

Как вы думаете, можно ли воду назвать полезным ископаемым? Докажите? (Находится под землей, на земле, используется в хозяйстве).

Вода – это жидкое полезное ископаемое, минерал.

Перед вами глобус – модель Земли. На нем такие же условные обозначения, как и на карте. Вспомните, что обозначает синий и голубой цвета? (Воду). Зеленый и коричневый? (Равнины и горы).

На глобусе – это материки или суша. Раскручиваю глобус вокруг оси. Какой цвет преобладает? (синий). Что из этого следует?

На Земле большую часть занимают водные пространства (океаны).

На доске плакат с диаграммой.

Рис. 1.

Три четверти Земного шара занято водой.

3.3. Бережное отношение к воде.

Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?

Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.

Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.

А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).

Можно показать плакаты, рисунки, призывающие экономить воду.

“Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”.
“Экономно воду лей, дорожить водой умей”.

3.4. Вода в природе.

Ребята, где в природе вы встречали воду? (Реки, озера, моря, родники, колодцы, лужи, роса, дождь, туман, облака, лед, снег, град, иней).

Верно. Все это холодная вода в природе. А вот интересно, существует ли такая горячая вода в природе, чтобы она нагревалась сама, без помощи человека? (рассказ детей о гейзерах, фотография гейзера).

Гейзеры – уникальное явление природы.

3.5. Три состояния воды.

Вот вы сказали, что облако (туман), роса, снег – это вода. Но чем – то она непохожа в росе, снеге, тумане. Чем непохожа? (Облако, туман – это пар (вода в виде пара), роса – вода в жидком виде, снег – вода в твердом виде, кристаллы).

Какое же вещество вода: жидкость, твердая или пар?

Вывод. Вода – особый минерал, т. к. она одновременно может находиться в трех состояниях.

На доске и в тетрадях рисуется схема.

Рис. 2

Приведите примеры, где в домашних условиях можно увидеть воду в виде жидкости (из крана), в виде пара (варим еду – пар), в твердом виде (в холодильнике)?

Интересно, может ли вода перейти из жидкого состояния в парообразное? (Да).

При каких условиях это произойдет быстрее? (Ее надо нагреть).

А из жидкого в твердое? (Охладить).

А наоборот из твердого в жидкое? (Надо нагреть, ведь лед и снег тают в тепле).

А из твердого состояния перейти в пар? (Да)

Приведите примеры. (Зимой сушит мама бельё на балконе. Оно сразу замерзает, т. е. жидкая вода становится льдом, но все – таки оно высыхает (почти), следовательно, твердая вода может переходить в пар.)

Может ли пар снова стать жидкостью или перейти в твердое состояние? (Да, если охладить. Облака, капли в ванной на потолке, град).

Вывод: Вода – чудесный минерал. Он может быть сразу в трех состояниях и переходить из одного в два другие. Другого такого полезного ископаемого нет!

3.6. Свойства воды.

Рассмотрим свойства воды и определим, какими свойствами она обладает.

На доске плакат “Свойства воды”. Перечисленные свойства открываются постепенно по мере их определения в результате опытов.

Рис. 3

Какое слово зашифровано? Как догадались?

Проведем опыты и разгадаем, какие свойства воды спрятаны на плакате.

Опыт № 1. Что произойдет с водой, если я капну ее на стекло? (Растечется)

Вода не держит форму. Перелью воду из банки в стакан. Какую форму приняла вода? (Форму стакана).

Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается.

Какое свойство воды позволяло нам переливать ее из банки в стакан? (Текучесть).

Опыт № 2. Два стакана – с молоком, с водой, ложка. Что можно сказать о цвете молока? (Белое) А воды? (бесцветная) Ложку погружаем в стакан с водой. Ложку видим со всех сторон.

Вывод: Следовательно, вода прозрачная.

Опыт № 3. Беру сахар, соль. Что из них является полезным ископаемым? (Соль) Почему не сахар? (Изготавливается людьми). Сахар и соль по ложке кладу в стаканы с водой, перемешиваю. Что произошло с солью и сахаром? (Растаяли) Почему? (Вода их растворила)

Вывод: Вода – универсальный растворитель. Она растворила полностью соль и сахар и осталась прозрачной.

Опыт № 4. Если мы понюхаем простую воду, то какой у нее запах? А вкус?

Вывод: Вода без запаха и без вкуса.

Какая вода покажется вкуснее дождевая, водопроводная или родниковая? Почему? Вы же сказали, что вода не имеет вкуса.

Дождевая вода не имеет нужных организму солей, поэтому кажется невкусной. Водопроводная вода плохо очищена, нужны фильтры – средства для очистки воды. Родниковая – растворяет минералы под землей, проходит сквозь песок (природный фильтр), но перед употреблением лучше кипятить.

От чего же зависит вкус воды?

Рассказ ученика о вкусе воды.

Чем отличается минеральная вода от обычной?

Рассказ ученика о минеральной воде.

В сказках часто говорится о живой и мертвой воде. Скорее всего эти сказки родились из жизни. Неужели на самом деле есть вода, обладающая живительной, лечебной силой?

Рассказ о лечебных водах.

Можно ли воду назвать чудом природы?

4. Работа по учебнику (стр. 40 – 42) [1].

Давайте повторим все, что услышали о воде, прочитав статью учебника.

Где в природе встречается вода?

О каких свойствах воды вы узнали?

5. Подведение итогов урока.

Какое свойство воды вы используете, когда стираете белье?

Когда пьете воду?

Когда умываетесь? Когда поливаете цветы?

6. Домашнее задание.

Стр. 40 – 42[1], ответы на вопросы.

Литература.

1. Клепинина З.А. “Природоведение. 3-5 класс”. – Москва, Просвещение, 1995 г.
2. Сухарев Ю.Ф. “Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ”. Самарская область, г. Чапаевск, 1996 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемый объем учебного материала и сложность информации учтены с учетом психофизиологических особенностей школьников и учебными возможностями учащихся 3 -го класса.

ВОДА В ПРИРОДЕ

формирование у учащихся знаний о воде; целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность.

Развивающие:

развитие осознанного отношения к результату своего учебного труда;

развитие приемов умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ и синтез;

Воспитательные:

воспитание чувства сотрудничества и взаимопомощи по отношению к друг другу.

Расширить представления детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, через связи и зависимости содержательно-смысловых фрагментов о воде.

Создать условия для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать или опровергать представленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путем лабораторных опытов).

Развивать самоконтроль и оценочную самостоятельность учащихся.

4. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к тому, что нас окружает.

Планируемые УУД

Регулятивные:

формировать учебную задачу;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Личностные :

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

принятие образа “хорошего ученика”;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

экологическая культура, ценностное отношение к природе, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Коммуникативные:

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

проявлять активность во взаимодействии для решения коммутативных и познавательных задач.

1. Организационный момент

- Вам тепло? (да)

- Вам светло? (да)

- Прозвенел звонок? (да)

- Уже закончился урок? (нет)

- Хотите учиться? (да)

Учитель: Прочитайте запись на слайде. Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?

Что это? (ЗАГАДКА) Кто отгадал?

Как вы думаете, почему урок начала с загадки? (Потому что будем говорить о воде)

Расскажите, что вы о ней уже знаете? (3 состояния воды, св-ва воды, бывает пресная и минеральная)

Как используется пресная, минеральная вода? (в быту, для здоровья)

Для чего нужна вода?

В оценочных листах группы, поставьте себе самооценку

(красный -отл, зеленый – хорошо, синий удовл)

Посмотрите на слайд, что это? (РОДНИК) (СЛАЙД 2)

Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой?

Что такое родник, как он образуется и какие водные объекты бывают.

Посмотрите на экран. (СЛАЙД 3)

Эти капельки помогут узнать, кем вы будете на уроке. (исследователь) (СЛАЙД 4)

- Исследователь: человек, который занимается научными исследованиями.

- Сегодня наш класс превратится в исследовательскую лабораторию, то есть место, где проводят научные опыты.

Сегодня нашу лабораторию ожидают

Хлопоты: Вопросы, ответы, опыты

Желаю вам на творческом отчете

Уменье и старанье показать.

Чтобы ответить на возникшие вопросы, проделаем опыт.

Так как мы исследователи, то обязательно должны знать правила безопасности.

Правила безопасности:

Проводя опыт, быть аккуратными и осторожными. При необходимости работать в перчатках.

Не пробовать на вкус незнакомые вещества.

При определении запаха не подносить вещество близко к носу, не вдыхать резко, направлять воздух над веществом к себе с помощью руки.

- Наша цель: узнать, как образуется родник. Для этого в группе проведете опыт.

(Распределите между собой должности, взяв любую капельку, на которой написано кто за какую работу отвечает.

Лаборант 1 – заправляет 1 воронку

Лаборант 2 – заправляет 2 воронку

Исследователь 1 – наливает воду и начинает наблюдать

Исследователь 2 – делает тоже самое;

Консультант читает в полголоса текст учебника на с. 34 и направляет действия лаборантов и исследователей.

По ходу выполнения опыта, заполняйте таблицу.

1.Какое вещество лучше всего попускает воду?

2.Какой слой является водопроницаемым, а какой водоупорным?

3.Изменился ли цвет воды?

Консультанты, вывесить результаты исследования.

Какой вывод сделали? (ПО ГРУППАМ)

Песок хорошо пропускает воду, а глина задерживает.

Найдите в учебнике предложение, подтверждающее наш вывод. (с.34-35)

Оцените свою работу.

Такие явления можно наблюдать и в природе, когда выпадает дождь или тает снег, то часть воды испаряется, другая ручьями течёт по поверхности земли, а третья уходит в землю. (СЛАЙД 5)

Что происходит с водой под землёй? ОТВЕТЫ УЧ-СЯ

Посмотрите на слайд, так ли это? (СЛАЙД 6)



Хорошо поработали, давайте отдохнем.

–Закройте глаза и представьте себе, что находитесь рядом с чудесным родником. Послушайте как чудесно он журчит, как прекрасно поют птицы. (слайд 7-8)

Найдите карточки с определением последовательности образования родника.

Задание: разложить карточки по порядку

Вода впитывается в почву.

Холодная чистая вода выходит на поверхность.

Вода скапливается над водоупорным слоем.

Вода просачивается сквозь водопроницаемые породы.

Вода течет по водоносному слою до выхода на поверхность Земли.

Группа, которая первой справилась с заданием, выходит к доске и прикрепляет карточки, остальные проверяют. ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

Ваша задача обсудить в группе, какие слова характеризуют родниковую воду.

МУТНАЯ, ЧИСТАЯ, ХОЛОДНАЯ, ГРЯЗНАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ, ГОРЯЧАЯ, ВКУСНАЯ.

На доске должно остаться: ЧИСТАЯ, ХОЛОДНАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ, ВКУСНАЯ.

Работа в группах

Посмотрите на слайд, и скажите какого больше всего цвета присутствует на глобусе? (голубого). Почему? А какие водоемы вы знаете?

Кто не хочет работать в группе, будет работать индивидуально. Есть такие ребята?

И месяц и звезды -

В нём все отражается .

Как это зеркало называется?

Озеро – это природный водоём, расположенный в углублении суши, питающийся подземными и поверхностными водами.

Озеро не имеет непосредственного соединения с морем (океаном). Озёрная вода никуда не течёт. Есть озёра, из которых вытекают реки, а есть такие, из которых не вытекают. В сами озёра могут впадать разные реки. Например, в озеро Байкал впадает 336 рек.

Самое крупное озеро мира – Каспийское. Его называют Каспийское море.

Самое глубокое озеро в мире – озеро Байкал.

АННА Недалеко от Хороля (в Ханкайском районе) находится озеро Ханка (СЛАЙД11), оно является самым крупным в Приморском крае. Воды озера Ханка омывают территорию Хорольского района. В районе села Сиваковка находится озеро Кочковатое. В селе Стародевица и Сиваковка находится часть Ханкайского заповедника.

Чтобы вода в озёрах всегда была чистая, необходимо бережно относиться к водоёмам.

Река – природный водный поток, текущий в углублении, выработанном им самим и питающийся подземными и поверхностными водами.

Углубление, по которому течёт река, называется руслом. Место зарождения реки называется истоком. Место впадения реки в море, озеро или другую реку - это устье. Другие реки, впадающие в главную реку, называются притоками.

Самая длинная река в мире – Амазонка. (7000 км)

Самая длинная река в России – Лена. (4400 км)

На территории нашего района немного рек, все они мелководные и часто перемерзают зимой. Наиболее крупные реки протекают по границе района — Илистая, Нестеровка, Абрамовка, Мельгуновка.

Река Абрамовка - самый большой приток р. Илистая - берет начало в заболоченной ложбине, в 1км от с. Прилуки у подножий холмистой гряды, служащей водоразделом с р. Мельгуновка, впадает в р. Илистая. Длина реки 102 км.

Река протекает по холмистой местности, частично покрытой зарослями кустарника, местами распаханной или поросшей чахлой травяной растительностью.

Река Мельгуновка или, по старому – река Мо, впадает в юго-западную часть озера Ханка. Река образована слиянием рек Нестеровка и Студеная. Длина реки вместе с Нестеровкой – около 165 км. В нижнем течении Мельгуновка протекает по ханкайской низменности.

Река Илистая по-прежнему называется Лифа. Эти реки, благодаря соединенению с озером Ханка богаты рыбой, хотя и страдают от браконьеров.

- Как вы думаете, о чём надо задуматься человеку, чтобы рыба совсем не исчезла из водоёмов?

В Хороле, в районе рынка протекает речка Грязнуха или Переплюйка, которая является притоком реки Хантыхезы. Реки района и их притоки в зимнее время перемерзают, поэтому нет возможности человеку использовать их в естественном виде. Реки используют для орошения рисовых полей и других сельскохозяйственных культур, водоснабжения населения, рыборазведения, а также является зоной отдыха трудящихся. Жители и гости района всегда должны помнить о бережном отношении к природе.

День и ночь о берег бьётся.

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона. (Море)

Море – часть Мирового океана, окружённая сушей или возвышениями подводного рельефа. Это очень крупный водоём. Морская вода солёная.

Моря подразделяются на внутренние, окраинные и межостровные.

Всего в мире насчитывают 63 моря.

В 1978 году Международная морская организация учредила Всемирный день моря. Этот день входит в систему всемирных и международных дней ООН

Самое солёное и самое тёплое море на планете – Красное море.

Самое глубокое море на свете – Филиппинское море.

Самое мелководное море – Жёлтое море.

Самая прозрачная вода в Средиземном море.

Самое маленькое среди морей – Белое море.

Берега Приморского края на всём протяжении омываются водами Японского

моря, которое относится к числу одних из самых глубоких окраинных морей и в далеком прошлом открыто соединялось с Тихим океаном. Японское море омывает берега края с востока и юго-востока, оно бурное. Штормы в нем вызываются циклонами, а особенно сильные — тайфунами. На побережье Японского моря (залив Петра Великого) в 1978 году организован морской заповедник, где живут и разводятся обитатели моря.

Человек должен всегда помнить о бережном отношении к водоёмам.

4 группа. ПОДЛИШИТЕ, КАК НАЗЫВАЮТСЯ ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, НАЙДИТЕ ОТЛИЧИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ ТЕСТ УЧЕБНИКА С.36

Дается время, затем уч-ся у доски рассказывают о водных объектах.

4 группа подводит итог

Оцените свои действия.

– Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 3 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку для жизни нужна чистая пресная вода, он на 80% состоит из воды.

Родниковая вода называется "живой" водой, т.к. она проходит многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами и фильтруется.

Вода используется человеком быту, для орошения полей, садов. Много воды идёт в производство. Водяные богатства надо беречь и охранять. (Cлайд 17)

- Молодцы, мне сегодня понравилось, как вы работали.

Весь урок мы говорили о воде.

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у вас,

Любовь к предмету будет. Д/З с.34-37 пересказ

– А сейчас поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя такие слова… слайд

–больше всего понравилось…

Вода в природе учитель начальных классов высшей категории Шохалевич Ирины Дмитриевны

Вода в природе

учитель начальных классов

Шохалевич Ирины Дмитриевны


- Исследователь: человек, который занимается научными исследованиями. Сегодня нашу лабораторию ожидают Хлопоты: Вопросы, ответы, опыты Желаю вам на творческом отчете Уменье и старанье показать. Правила безопасности: Проводя опыт, быть аккуратными и осторожными. При необходимости работать в перчатках. Не пробовать на вкус незнакомые вещества.

- Исследователь: человек, который занимается научными исследованиями.

Сегодня нашу лабораторию ожидают

Хлопоты: Вопросы, ответы, опыты

Желаю вам на творческом отчете

Уменье и старанье показать.

Правила безопасности:

  • Проводя опыт, быть аккуратными и осторожными. При необходимости работать в перчатках.
  • Не пробовать на вкус незнакомые вещества.


ОЗЕРО

Река

Море

Океан

Река Абрамовка Река Абрамовка

Река Абрамовка

Река Абрамовка

Мельгуновка Мельгуновка

Мельгуновка

Мельгуновка

Значение водоёмов

Значение водоёмов

Берегите воду

Вода используется человеком для питья и мытья, для орошения полей, садов. Много воды идёт в производство. Водяные богатства надо беречь и охранять.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, об образовании родников, о водных объектах; значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.

Образовательные: через практическую деятельность познакомить учащихся как образуются родники; повторить значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды.

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; развивать навыки экспериментального исследования; развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать готовность к сотрудничеству, умение работать в парах, в группах; воспитывать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде.

Планируемые результаты:

Метапредметные

- знать, почему вода необходима для жизни на земле,

- уметь определять признаки воды,

- уметь проводить несложные исследования,

- освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей

- понимать и принимать учебную задачу,

- планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей,

- работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

- оценивать себя, границы своего знания и незнания,

- соблюдать экологическую культуру

Используемые технологии: технология современного проектного обучения; проблемного обучения; личностно-ориентированного; игровая; информационно-коммуникационная технология.

Межпредметные связи: математика, литературное чтение, история,изобразительное искусство.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка; репродукции картин, показывающие красоту моря, реки, водопада, родника; инструкции для выполнения практической работы; оборудование для проведения опытов; ёмкости разного объёма и формы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Психологический настрой на урок

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Тихо садитесь.

И начинаем работать.

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг природа!

Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем открывать его тайны.

Учащиеся настраиваются на работу.

II.Актуализация опорных знаний

– Для того, чтобы вспомнить, о чём мы говорили на прошлом уроке, отгадайте загадку:

Я и льдинка голубая.

Я и капля дождевая.

Я снежинка вырезная.

Я по травке разлитая.

– Правильно. На прошлом уроке мы с вами говорили о воде.

Дети отгадывают загадку.

III.Проверка домашнего задания

А) работа по карточкам

- Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?

- Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?

- Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?

- Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?

- Верите ли вы, что лёд легче воды?

- Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?

- Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?

Г) стихотворение о воде (по желанию)

Без воды на планете немыслимо что-то живое,
И вода вездесуща – и в недрах и под землей.
И планету Земля, во вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землей, а Водой.

Мы не ценим ее, мы как дети с игрушкой играем.
С этим главным сокровищем, таинством жизни, водой.
Загрязняем ее, отравляем ее, убиваем.
Ну, а если когда-то игра обернется бедой?
Очень хочется верить, что люди
Данный источник жизни на этой Земле сохранят.
И в бездонном пространстве планета Земля голубая,
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.

Вода – это наше богатство,

Это важный источник Земли.

И от качества водных ресурсов

Зависит здоровье страны.

Берегите реки и озёра!

Чтобы процветал родной наш край.

И тогда, увидите, что скоро

Превратится он в цветущий рай!

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.

Посмотрите вот сюда. Есть беззубка, прудовик,

Тихо плещется вода, Водомерка вот бежит.

Ряска, лилии, рогоз, Всюду бурно жизнь кипит.

И кубышка, и тростник. Это пресный ….(водоём).

Посмотрите на слайд, что это? (РОДНИК)

Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой?

Что такое родник, как он образуется и какие водные объекты бывают.

Кем вы будете на уроке? (исследователями)

- Исследователь: человек, который занимается научными исследованиями.

- Сегодня наш класс превратится в исследовательскую лабораторию, то есть место, где проводят научные опыты.

Сегодня нашу лабораторию ожидают

Хлопоты: Вопросы, ответы, опыты.

Желаю вам на творческом отчете

Уменье и старанье показать.

Чтобы ответить на возникшие вопросы, проделаем опыт.

Так как мы исследователи, то обязательно должны знать правила безопасности.

Правила безопасности:

Проводя опыт, быть аккуратными и осторожными. При необходимости работать в перчатках.

Не пробовать на вкус незнакомые вещества.

При определении запаха не подносить вещество близко к носу, не вдыхать резко, направлять воздух над веществом к себе с помощью руки.

- Наша цель: узнать, как образуется родник. Для этого в группе проведете опыт.

(Распределите между собой должности, взяв любую капельку, на которой написано кто за какую работу отвечает.

Лаборант 1 – заправляет 1 воронку

Лаборант 2 – заправляет 2 воронку

Исследователь 1 – наливает воду и начинает наблюдать

Исследователь 2 – делает тоже самое;

Консультант читает вполголоса текст учебника на с. 34 и направляет действия лаборантов и исследователей.

По ходу выполнения опыта, заполняйте таблицу.

1.Какое вещество лучше всего попускает воду?

2.Какой слой является водопроницаемым, а какой водоупорным?

3.Изменился ли цвет воды?

Консультанты, вывесить результаты исследования.

Какой вывод сделали? (ПО ГРУППАМ)

Песок хорошо пропускает воду, а глина задерживает.

Найдите в учебнике предложение, подтверждающее наш вывод (с.34-35)

Оцените свою работу.

Такие явления можно наблюдать и в природе, когда выпадает дождь или тает снег, то часть воды испаряется, другая ручьями течёт по поверхности земли, а третья уходит в землю.

Что происходит с водой под землёй? ОТВЕТЫ УЧ-СЯ

Посмотрите на слайд, так ли это?



Хорошо поработали, давайте отдохнем.

–Закройте глаза и представьте себе, что находитесь рядом с чудесным родником. Послушайте, как чудесно он журчит, как прекрасно поют птицы.

Найдите карточки с определением последовательности образования родника.

Задание: разложить карточки по порядку

Вода впитывается в почву.

Холодная чистая вода выходит на поверхность.

Вода скапливается над водоупорным слоем.

Вода просачивается сквозь водопроницаемые породы.

Вода течет по водоносному слою до выхода на поверхность Земли.

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ.

Ваша задача обсудить в группе, какие слова характеризуют родниковую воду.

МУТНАЯ, ЧИСТАЯ, ХОЛОДНАЯ, ГРЯЗНАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ, ГОРЯЧАЯ, ВКУСНАЯ.

На доске должно остаться: ЧИСТАЯ, ХОЛОДНАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ, ВКУСНАЯ.

Работа в группах

Посмотрите на слайд, и скажите, какого больше всего цвета присутствует на глобусе? (голубого).

Почему? А какие водоемы вы знаете? Отгадайте загадку

Повторю знакомый материал.

Узнаю что-то новое о воде. Хорошо поработаю на уроке.

Получу положительную оценку…

V. Изучение нового материала

И месяц и звезды -

В нём все отражается .

Как это зеркало называется?

Озеро – это природный водоём, расположенный в углублении суши, питающийся подземными и поверхностными водами.

Озеро не имеет непосредственного соединения с морем (океаном). Озёрная вода никуда не течёт. Есть озёра, из которых вытекают реки, а есть такие, из которых не вытекают. В сами озёра могут впадать разные реки. Например, в озеро Байкал впадает 336 рек.

Самое крупное озеро мира – Каспийское. Его называют Каспийское море.

Самое глубокое озеро в мире – озеро Байкал.

2) То быстра я и игрива,
То теку неторопливо.
Мелкою бываю в русле,
Или же глубокою.
Я вверху бываю узкой,
а внизу – широкою. (Река)

Река – природный водный поток, текущий в углублении, выработанном им самим и питающийся подземными и поверхностными водами.

Углубление, по которому течёт река, называется руслом. Место зарождения реки называется истоком. Место впадения реки в море, озеро или другую реку - это устье. Другие реки, впадающие в главную реку, называются притоками.

Самая длинная река в мире – Амазонка. (7000 км)

Самая длинная река в России – Лена. (4400 км)

3)С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (Водопад)

Есть ли под Москвой водопады.

Водопады редко можно увидеть там, где рельеф не горный. Но все-таки два водопада краеведы обнаружили. В 16 км от Сергиева Посада с 30 метровой высоты по крутому склону мчится поток. Это Гремячий ключ, а второй водопад находится близ д.Горки по старому Калужскому шоссе. Здесь из известняковых расщелин с высоты 5 метров падает вода, дробясь на неисчислимое множество капель.

День и ночь о берег бьётся.

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона. (Море)

Море – часть Мирового океана, окружённая сушей или возвышениями подводного рельефа. Это очень крупный водоём. Морская вода солёная.

Всего в мире насчитывают 63 моря.

В 1978 году Международная морская организация учредила Всемирный день моря. Этот день входит в систему всемирных и международных дней ООН.

Самое солёное и самое тёплое море на планете – Красное море.

Самое глубокое море на свете – Филиппинское море.

Самое мелководное море – Жёлтое море.

Самая прозрачная вода в Средиземном море.

Самое маленькое среди морей – Белое море.

Повторю знакомый материал.

Узнаю что-то новое о воде. Хорошо поработаю на уроке.

Получу положительную оценку…

- Многие писатели, поэты, художники любовались красотой водной стихии, сочиняли стихи, рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде.

- Вспомните, какие пословицы о воде вы знаете.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

- Объясните смысл следующих фразеологизмов:

Как в воду глядел.

Воды в рот набрал.

Сухим из воды вышел.

Как с гуся вода.

- Поработайте в парах и постарайтесь дать ответ на вопросы: Какая вода? Что можно делать с помощью воды?

- Учеными-исследователями было доказано, что вода впитывает в себя негативные и положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! И тогда вода будет вам только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте! Вода – это настоящая и будущая жизнь на Земле!

Учащиеся рассматривают выставку репродукций картин русских художников.

Вода – всему голова.

У воды нос остёр – всюду пробьётся.

Была бы водица, а зелень народится. И др.

Ученики объясняют смысл фразеологизмов.

Чистая, светлая, святая.

Напоит, умоет, вылечит.

Нужно её беречь.

– Итак, с какими водными объектами мы с вами сегодня познакомились?

– А сейчас поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя такие слова…

–больше всего понравилось…

- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый цвет, если вы были любознательными – зелёный.

- Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать.


Цель: Знать значение воды для жизни на Земле.

Задачи:

  1. Вспомнят и назовут свойства воды.
  2. Оценят роль воды в жизнеобеспечении всего живого на Земле. В группах проведут эксперимент и сделают вывод о способах очистки воды.

Содержимое разработки

Учитель начальный классов Горбачева Е.Ю.

КГУ СОШ №30 г.Караганда

Урок познания мира в 3 классе.

Тема урока: Вода в природе. Охрана воды

Цель: Знать значение воды для жизни на Земле.

Вспомнят и назовут свойства воды.

Оценят роль воды в жизнеобеспечении всего живого на Земле. В группах проведут эксперимент и сделают вывод о способах очистки воды.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Оборудование, наглядность, ТСО:

1. Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) — у учителя и каждого ученика;

Пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой; бу­мажный фильтр; штатив - на каждый стол (практическую работу можно проводить и по группам);

Толченый мел; песок; кристаллы медного купороса и марган­цовки;

Базовые знания: Распространение воды на земле. Поверхностные и под­земные воды. Три состояния воды. Роль воды в процессе изменения земной поверхности.

Опорные знания: Знания, усвоенные учениками на прошлых занятиях об облаках и осадках. Наблюдения за природой.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Проверка домашнего задания.

Перечисли свойства воздуха.

Почему при нагревании воздух расширяется, а при охлажде­нии сжимается?

Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании ?

Отчего загрязняется воздух?

Что надо делать для охраны чистоты воздуха ?

Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света.

Р а б о т а п о г р у п п а м: какая группа последней назовет примету осени, та и выигрывает.

Пока ведется работа с классом, некоторые ученики получают карточки с индивидуальным заданием:

- Какие свойства имеет воздух? Ответ напишите.

Воздух плохо проводит тепло.

Какое значение имеет это свойство для жизни животных,
растений? Ответ напишите.

(Ответ: Зимой растения не замерзают под снегом. Температура под снегом выше, чем температура воздуха. Между перьями птицы находится воздух, тепло тела птицы сохраняется.)

- Почему травянистые растения, находящиеся зимой под
снегом, не замерзают? Ответ напишите.

(Ответ: Зимой растения не замерзают под снегом, потому что воздух, который находится в снегу, плохо проводит тепло, и темпе­ратура под снегом выше, чем температура воздуха.)

- Почему легче дышать в местах, где растет много растений?
Ответ напишите.

(Ответ: Растения - зеленые легкие планеты. Они выделяют ки­слород и поглощают углекислый газ.)

- А теперь ответьте на вопросы и выпишите буквы с правиль­ными ответами:

1. Что такое воздух?

в) Воздух - смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и угле­
кислого газа.

б) Воздух - вещество, в котором много других веществ, напри­мер, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.

2. В каком случае основные свойства воздуха указаны верно?

а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет за­паха, прозрачный;

о) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, про­зрачный.

3. Что происходит с воздухом при нагревании?

д) при нагревании воздух расширяется;

г) при нагревании воздух сжимается.

4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

к) углекислый газ; а)кислород; т) азот.

(Ответ: ВОДА)

Знакомство с новой темой.

Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы уз­наете из загадки:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

— Жить нельзя нам без. (воды.)

Я мягкая, послушная,

Но когда захочу

Даже камень источу. (Вода)

- Тема нашего урока — вода.

Что такое вода — лекция учителя

Как вы думаете, много ли воды на Земле ?

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из кос­моса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцвет­ный — голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.

Вода есть и под землей (родники и др.). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно по­мять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода со­держится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в пло­дах - арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.

В теле животных вода обычно составляет больше половины мас­сы. Тело медузы на 90—95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему орга­низму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей ко­жи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима на­шему организму для удаления разных вредных веществ.

Много ли воды в твоем теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее по­полнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни пти­цы, ни люди.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.

Вот она какая, вода!

Но это все стало доступно человеку только после того, как он хо­рошо изучил свойства этого вещества.

Физкультминутка

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки? (Вода — растворитель; текучесть воды.)

Сравни свойства воды и свойства воздуха. В чем сходство, а в чем различие?

Работа над новым материалом.

Два братца через мать

Друг на друга глядят. (берега)

2.Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море. (река)

3. К маме- речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился весной. ( ручей)

Работа по учебнику. стр 51

Чтение 1 и 2 абзаца текста. По ходу чтения составляем цепочку.

Вопросы перед чтением текста.

1.Как вы думаете, почему одни реки имеют бурное течение, а другие текут медленно, плавно?

2. Знаете ли вы , как люди используют речную воду?

3. Отдыхали ли вы на реке? Расскажите об этом.

Работа по учебнику. Подземные воды. Колодец.

Отгадай загадки и реши кроссворд.


По горизонтали:

6. Посреди поля лежит зеркало – стекло голубое, рама зеленая.

7. Кто бежит по горным склонам,
Тараторит сам с собой
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой?

8. Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется?

9. Искусственное русло, наполненное водой.

10. Часть водного пространства, вдающаяся в сушу.

По вертикали:

1. Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.

3. Водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.

4. Кругом вода, а с питьем беда.

5. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе:
Узкий кончик – в родничке,
А широкий – в море.

6. Узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части.

По горизонтали: 6. Пруд. 7. Ручей. 8. Озеро. 9. Канал. 10. Залив.

По вертикали: 1. Болото. 3. Океан. 4. Море. 5. Река. 6. Пролив.

Читайте также: