Конспект урока опасные растения 3 класс

Обновлено: 04.07.2024

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема: какие опасности таят в себе живая и неживая природа?

Задачи: познакомить с опасными природными явлениями.

Предметные результаты

Научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные:

действовать по плану, вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

извлекать нужную информацию, понимать информацию.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные результаты

Развитие самостоятельности и личной ответственности

Основные понятия и определения

Гроза, ядовитые растения, ЧС

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, в каких случаях человеку приходится защищаться от природы. Будем учиться пра­вильно вести себя во время грозы, распозна­вать ядовитые растения и грибы, избегать опас­ности при встречах и общении с животными.

Вспомни правила безопасного поведения на водоёме и в лесу. Какие ты знаешь ядовитые ягоды и грибы?

Подумай, какие опасности может нести че­ловеку неживая природа; живая природа.

Изучение нового материала

Природа и наша безопасность

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ

Гроза — красивое и величественное явление природы. Но гроза несёт и огромную опас­ность — удары молний. Чтобы уберечься от них, нужно соблюдать некоторые правила.

1.Нельзя прятаться во время грозы под вы­сокие деревья, особенно отдельно стоящие.

2.Нельзя купаться во время грозы.

3.Нельзя находиться возле металлических пред­метов (например, металлических заборов, решё­ток) и прикрываться от дождя металлическими предметами (ведром, тазом и т. д.).

Где спрятаться, если гроза застала на откры­том месте? Можно в какой-нибудь сухой яме, траншее, зарослях кустарника. Но лучше, заме­тив приближение грозы, поскорее покинуть от­крытое место.



ОПАСНЫЕ РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ

Внимательно рассмотрите рисунки. По каким признакам можно узнать эти растения и грибы?

В атласе-определителе найдите информацию о них.


Мухомор красный Ложнодождевик Ложноопёнок


Мухомор пантерный Бледная поганка ложноопёнок серо-жёлты

1.Ниогда не берите в рот плоды или дру­гие части растений, если хотя бы немного со­мневаетесь в том, что они съедобны.

2.Никогда не собирайте грибы, в съедобнос­ти которых хотя бы немного сомневаетесь.

ЖИВОТНЫЕ И НАША БЕЗОПАСНОСТЬ

Что ты знаешь о правилах безопасности при общении с животными?

Многие очень боятся змей, считая, что все они ядовиты. На самом деле ядовитых змей не так уж много. В нашей стране особенно рас­пространена гадюка обыкновенная. Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.


Змеи — пугливые существа. Просто так они не нападают на человека. Могут укусить только с целью самозащиты. Поэтому, соблюдая в лесу осторожность, ты, скорее всего, избежишь укуса змеи. Если же всё-таки змея укусила, нужно немедленно обратиться в больницу. Только там тебе смогут оказать настоящую помощь.

Человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. Поэтому, даже об­щаясь с любимыми нашими кошками и собака­ми, нужно соблюдать правила безопасности.

После игры с кошкой или собакой надо обя­зательно помыть руки — на шерсти животных могут быть, к примеру, яйца глистов. Нельзя гладить незнакомых кошек и собак. Неизвестно, понравится ли им это. Когда кошка или собака ест или охраняет детёнышей, её нельзя трогать. В такой момент даже самое дружелюбное жи­вотное может оцарапать или укусить.

Нельзя убегать от собаки. Она может решить, что ты боишься, и помчится за тобой. Встре­тившись с собакой на улице, лучше остановить­ся и пропустить её. Если тебя укусила собака, нужно обязательно обратиться в больницу.


Осмысление и понимание полученных знаний

1.По каким признакам можно узнать о при­ближении грозы? Обсудите, опираясь на свои наблюдения.

2.Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными?

3.Есть животные, которых многие люди счита­ют опасными. На самом же деле они безобидны.

О каких животных идёт речь? Как нужно к ним относиться?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

Как уберечься от удара молнии? 2. Как из­бежать отравления растениями и грибами? 3. Как избежать укуса змеи? Что делать, если она уку­сила? 4. Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой?

Некоторые природные явления (например, гро­за), растения, грибы, дикие и домашние жи­вотные могут быть опасны. Чтобы избежать опасности, нужно знать и выполнять опреде­лённые правила

Задания для домашней работы

1.Придумай и нарисуй в рабочей тетради условные знаки к правилам безопасности, изучен­ным на уроке.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ

Правила поведения на природе

Список ядовитых растений

Растения убивающие людей

Не рви, не ешь, не наступай!

Почему грибы бывают ядовитыми? -

10 - САМЫХ ЯДОВИТЫХ ГРИБОВ

Несъедобные и ядовитые грибы

"Уроки осторожности" тетушки Совы

Образовательные: познакомить детей с ядовитыми растениями; дать представление об опасности, исходящей от ядовитых растений (обонятельная, тактильная, пищевая); учить различать ядовитые растения.

Развивающие: развивать кругозор детей при ознакомлении с окружающим миром; развивать чувство осторожности и ответственности за свою жизнь и здоровье; развивать наблюдательность в природе.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе; воспитывать у детей бережное отношение ко всем растениям.

Оборудование: конверты с загадками, иллюстрации растений : ландыш, крушина (волчья ягода, вороний глаз, лютик, кувшинка, болиголов, вех ядовитый (цикута, аконит, наперстянка, рисунки - раскраски с ядовитыми растениями, слайд-презентация.

Ход занятия:

Они бывают разные:

С листьями, колючие.

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят.

Земли они творенья,

Зовём мы их. (растения).

И так, мы отправляемся в царство растений. Нашим специальным заданием будет изучение особых растений. И сначала, мы отправимся в лес. (Слайд 2) Что же нам здесь искать? Я вижу подсказку. (Вскрывает конверт) Слушайте загадку:

Цветёт он майскою порой,

Его найдё шь в тени лесной:

На стебельке, как бусы вряд,

Цветы душистые висят.

Дети среди растений леса находят ландыш (слайд3).

Слушайте следующую загадку:

На кусту развешанные,

Зовут к себе, краснеют,

Да взять никто не смеет.

(Волчья ягода - крушина)

Как думаете, что же это за ягоды такие бешеные? В народе их называют волчьи ягоды. Почему волчьи? Наверно, потому, что в народе волки издавна считались коварными, жестокими и злыми. Красивые ягоды, но смертельно опасны.

Дети среди растений леса находят крушину (слайд 4).

Слушайте следующую загадку леса:

Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке.

Кругом четыре листика,

А в самой глубине

Чернее ночи – ягода

Да сильный яд во мне.

(Вороний глаз) (Слайд 5)

Легенда о вороньем глазе.

По старинному преданию многие годы в дупле могучего дерева жил старик-кудесник со своим верным другом – чёрным вороном, которого он выучил предсказывать будущее. Когда старик умер, стал ворон летать каждый день над лесом, оплакивая волшебника, и там, где роняла птица на землю свои слёзы, каждую весну вырастал цветок. (слайд 6)

Загадки леса закончились. Нравится вам наш поход? Прежде чем продолжить наш путь, сделаем привал. Пусть отдохнут наши глазки, а поработают ручки и ножки.

В круг сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись.

Руки вверх и руки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы. Ребятишки.

Замедляем дети шаг.

И на месте стой! Вот так.

Продолжаем наш поход. Куда нас завела лесная тропинка? На луг!

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

На лугу растут ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка. (Слайд 8)

Гвоздика, смолка, колокольчик, (Слайд 9)

Хвощ - как ёлка. (Слайд 10)

Подорожник, васильки, (Слайд 10)

Граммофончики - вьюнки. (Слайд 11)

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок.

И красивых, и пушистых!

Разноцветных и душистых! (Слайд 12)

-Какое же растение нам нужно найти на лугу?)

Или вправду верят люди,

Или делают лишь вид,

Говоря, что лютик лютый,

Говоря, что ядовит.

Огорчённо никнет лютик,

Разливая жёлтый свет –

С давних пор поныне люди

Не берут его в букет. (слайд 13

Что ж, лютик, мы не берем тебя с собой

Следующее растение чистотел - содержащит млечный сок, попадая на кожу или глаза, вызывает покраснение кожи, и даже ожог. (Слайд 14)

Вышли дети на поляну,

Там высокий рос укроп.

Ты не тронь его руками –

Это страшный болиголов (Слайд 15)

Белладона или красавка - Особо опасен плод. Часто дети путают её с вишней. Вызывает сильнейшее отравление. (Слайд 16)

Вот и подошел к концу наш поход в мир растений. Давайте посмотрим, с какими же особыми растениями мы сегодня познакомились.

Называйте растения, которые вы запомнили.

(Ландыш, волчьи ягоды, вороний глаз, лютик едкий, чистотел, белладонна, дурман). (Слайд 17)

Как вы думаете, почему мы собрали эти растения вместе? Даю подсказку. В разговоре о них очень часто упоминается одно слово, какое? (ядовитый). Значит, что можно сказать про эти растения? (ядовитые растения). Правильно, эти растения содержат яды, смертельно опасные для жизни человека.

У ландыша ядовиты и стебель, и цветы, и ягоды, и листья, и даже вода из-под букетика также является ядовитой!

У крушины ядовиты не только ягоды, но и листья.

У вороньего глаза особенно ядовиты корни и ягода.

Но это совсем не значит, что мы должны уничтожить эти растения. Вредных растений не существует. То, что вредно и опасно для человека, нередко полезно для некоторых животных. Большинство растений, которые мы называем лекарственными, могут быть ядовитыми, если не знать, как их использовать.

Просто мы должны с вами соблюдать простые правила. Давайте подумаем какие.

Дети формулируют правила (Слайд18)

Правило 1: Не торопись срывать и пробовать на вкус незнакомые ягоды.

Правило 2: Не торопись срывать и брать в рот незнакомые и знакомые растения (например лютик, ландыш).

Правило 3: Не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь (лютик)

Правило 4: Во время прогулок нужно наблюдать за растениями, а не рвать их.

Итог занятия :

О каких растениях сегодня говорили?

Почему их так называют?

Какой вред приносят человеку?

Назовите, какие ядовитые растения вы сегодня узнали? Перечислите.

(Ландыш, волчьи ягоды, вороний глаз, лютик едкий, чистотел, болиголов,белладонна, дурман).

Вы смотрите на картинки -

Эти ягоды, друзья, собирать в лесу нельзя!

В каждой яд опасный есть.

Если их однажды съесть,

Можно сильно отравиться,

И придётся вам лечиться.

Сейчас я раздам вам листки-памятки с изображениями ядовитых растений. Раскрасьте их. Вместе с мамой или папой придумаете значок, который будет отличать ядовитые растения от других растений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомятся с опасностями в природе. Приведут примеры опасных для человенка растений и животных, научатся правильно себя вести во время грозы.

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме:

Задачи урока: создать условия для знакомства детей с опасными природными явлениями.

Планируемые результаты:

-предметные: приводить примеры опасных растений и животных; научиться правильно себя вести во время грозы; распознавать ядовитые растения и грибы.

-личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группе; развитие самостоятельности, развитие внимания; наблюдают, делают выводы.

-метапредметные:

Познавательные: делать выводы на основе обобщения; определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Регулятивные: участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

Коммуникативные: подтверждать аргументы фактами; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе; участвовать в учебном диалоге.

1.Организационный этап

-Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами.

2.Актуализация знаний. Постановка целей и задач

-С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

-Выберите цвет вашего настроения при помощи звёздочек, которые лежат у вас на парте:

синяя- хорошее, жёлтая-очень хорошее, зелёная –прекрасное.

-Я вижу, что у большинства из вас (хорошее, очень хорошее, прекрасное) настроение.

-Давайте вспомним, с какими опасными местами в квартире, доме и ближайших окрестностях вы познакомились на прошлом уроке.

-Назовите опасные места в квартире и доме. В ближайших окрестностях.

-Я уверенна, вы знаете, как правильно вести себя в этих местах.

-А на сегодняшнем уроке, мы продолжим знакомиться с опасностями, которые могут нам встретиться.

-Определить тему нашего урока помогут загадки:

Дуб свалила у села. (молния)

Брать её опасно-

Укусит. Ясно? (змея)

3. А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки.(мухомор)

-Как можно, одним словом назвать эти предметы? (К чему мы их можем отнести?)

- О каких опасностях пойдёт речь на уроке?

-Что бы вы хотели узнать по этой теме?

(на экране появляются задачи : узнаем какие опасности может нести человеку природа; познакомимся с правилами безопасного поведения в природе).

3.Работа по теме урока.

- Над проектом мы будем работать в группах.

-Что изучают учёные-метеорологи? (погодные явления)

-Вы будете готовить рубрику о правилах безопасности во время грозы.

2 группа- ботаники

-Что изучают учёные-ботаники? (растения)

-Вы будете готовить рубрику об опасных растениях и грибах.

3 группа- зоологи

-Что изучают учёные-зоологи? (животных)

-Вы будете готовить рубрику о правилах поведения при встрече с домашними и дикими животными.

- Перед вами карточки-помощницы с планом работы. Познакомьтесь с ними.

1.Изучите материал учебника на с.25.

2.Составьте на листе памятку безопасного поведения во время грозы.

3. Нарисуйте условный знак к правилам безопасности во время грозы и объясните его.

4.Распределите, кто будет представлять вашу группу.

Своё выступление начните со слов:

Мы хотим помочь вам обезопасить своё поведение во время грозы…

1.Изучите материал учебника на с.26-27, на карточке подпишите название ядовитых растений и грибов.

2.Составьте на листе памятку безопасного поведения при сборе растений и грибов.

3.Нарисуйте знак к правилам безопасности во время прогулки по лесу и объясните его.

4. Распределите, кто будет представлять вашу группу.

Своё выступление начните со слов:

Мы хотим помочь вам обезопасить своё поведение во время прогулки по лесу…

2. Составьте на листе памятку безопасного поведения при встрече с дикими и домашними животными.

3. Нарисуйте знак к правилам безопасности при встрече с дикими и домашними животными и объясните его.

4. Распределите, кто будет представлять вашу группу.

Своё выступление начните со слов:

Мы хотим помочь вам обезопасить своё поведение при встрече с домашними и дикими животными…

-Что нужно сделать в 1 задании? Во втором? В третьем? В четвёртом? Представлять группу могут несколько человек.

-Выступление каждой группы будем оценивать по следующим критериям: правильно, понятно, интересно. Помогут вам в оценке звёздочки.

-Прежде, чем начать работу я предлагаю нам отдохнуть.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

- На работу над заданиями вам отводиться 10 минут.

(Читаете вместе. Помочь распределить работу. Кто будет, что делать. Где будете искать информацию? Кто хорошо рисует, будет рисовать знак. Кто будет представлять группу?)

-Внимательно слушайте и не забудьте оценить работу группы.

Выступление групп у доски.

(табличку вывешиваю на доску)

-Кто представляет вашу группу?

-Вам понравилось выступление? Посоветуйтесь и выберете звёздочку для оценки группы. (одну от группы)

(табличку вывешиваю на доску)

-Кто представляет вашу группу?

-Вам понравилось выступление? Посоветуйтесь и выберете звёздочку для оценки группы. (одну от группы)

(табличку вывешиваю на доску)

-Кто представляет вашу группу?

-Вам понравилось выступление? Посоветуйтесь и выберете звёздочку для оценки группы. (одну от группы)

4.Рефлексия учебной деятельности.

-Мы закончили работу над проектом. У нас получилась информационная газета, в которой говорится о правилах безопасности в природе.

- Но мне хочется добавить, что в природе всё взаимосвязано, и названные вами ядовитые растения, грибы, опасные животные могут быть полезны. Так, например: лоси, белки, лисы, - лечатся мухоморами, яд гадюки используется в медицине для изготовления лекарств, а как прекрасен ландыш, люди рвут их ради красивых букетов. В связи с этим ландыш занесён в Красную книгу и требует защиты.

-Нашу газету вы подарите первоклассникам. А с кем бы ещё вы хотели поделиться знаниями, полученными на уроке?

-Подводя итог нашего, урока продолжите фразу.

Я могу похвалить себя…

-Как вы считаете задачи, которые мы ставили в начале урока, выполнены?

- Узнали , какие опасности может нести человеку природа?

-Познакомились с правилами безопасного поведения в природе?

-А теперь мне хотелось бы узнать изменилось ли ваше настроение после выполненной работы.

Цель: познакомить с опасными природными явлениями.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: памятки; цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

(Учитель проводит выставку рисунков дворов с обозначением опасных мест.)

— Что обозначают эти знаки?

— Какой знак кажется вам самым точным и ясным?

III. Самоопределение к деятельности

— Вспомним формулу безопасности.

(Учитель записывает на доске.)

1. Предвидеть опасность.

2. По возможности избегать ее.

3. При необходимости действовать решительно и четко.

4. Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.

— Какие опасности для человека может таить неживая природа?

— Какие опасности для человека кроются в живой природе?

Сегодня на уроке мы будем говорить об опасностях, которые таят в себе живая и неживая природа.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Как вести себя во время грозы

Все промыла и ушла.

Все сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза.)

Вот по небу мчится конь —

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Где он тяжело бежит,

Там внизу земля дрожит. (Гром.)

Гроза — красивое и величественное явление природы.

— Что же произошло в небе? Отчего бывает гроза? (Ответы учеников.)

Водяной пар, поднявшись с земли высоко вверх, сильно охлаждается и превращается в капельки воды. Капельки сливаются, становятся крупнее, потоки воздуха носят их вверх-вниз, вверх- вниз. А чем выше, тем холоднее, и вот уже вода превращается в льдинки. Льдинки сталкиваются с капельками, вода обволакивает их пленочкой, которая тоже замерзает. Льдинка делается тяжелее, она падает в нижнюю часть облака, где теплее, и там начинает таять. Но снова подхватывают ее стремительные вихри и несут вверх, и снова сталкиваются льдинки и капельки, и снова вода замерзает, льдинки увеличиваются, тяжелеют. И вот они уже не могут удержаться в облаке и падают из него вниз. Ближе к земле они тают, и получается дождь. Иной раз они так и не успевают растаять и падают на землю кусочками льда. Идет град!

А движение капелек и льдинок внутри тучи не затихает. Они ударяются друг о друга, сталкиваются, трутся, заряжаются электричеством. И вот уже верхняя часть тучи несет положительный электрический заряд, а нижняя — отрицательный, между ними проскакивает искра. Молния! Она мгновенно нагревает окружающий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром! Отбушует гроза, рассеются темные тучи, станет свежо, легче дышится. Ливень омоет и землю, и небо. Недаром древние славяне почитали бога грозы — не только грозного, но и милостивого.

В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и маленькие. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Гроза несет и огромную опасность — удары молнии.

— Что страшнее — гром или молния? (Ответы учеников.)

От грома нет никакого вреда. Опасаться надо молнии, которая его породила. Молния — это огромная электрическая искра. В считанные доли секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух на всем ее пути мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом.

С молнией шутки плохи. Ударит в вековой дуб — разнесет в щепки, угодит в сарай, в копну сена — подожжет, пожар устроит. Поэтому жилые дома, заводские трубы и стальные мачты для электрических проводов приходится защищать молниеотводом. Это такой металлический стержень: один его конец возвышается над высокими постройками, другой закопан в землю. Могучая небесная искра сразу находит самую легкую, самую короткую дорожку и, не причинив никому и ничему вреда, уходит по ней в землю.

А чтобы уберечься, людям надо знать правила.

(Учитель раздает детям распечатки памятки.)

Обычно можно заранее понять, что собирается гроза: когда солнце сильно печет, а в воздухе накапливается влага, затем начинает по-особенному меняться небо и виден особый предгрозовой свет.

Как вести себя во время грозы

1. Если вы находитесь на возвышении, немедленно спуститесь вниз. На открытом пространстве держитесь подальше от высоких предметов. Не ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.

2. Если почувствуете щекотание кожи или волосы на голове поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит поблизости от вас. Не раздумывая бросайтесь ничком на землю: это уменьшит риск вашего поражения.

3. Если вы находитесь среди высоких объектов, сядьте на что-нибудь сухое, постарайтесь убрать с земли ноги. Очень важно, чтобы вы сидели именно на сухом, так как мокрые предметы не защитят вас от молний: они являются прекрасными проводниками.

4. Сожмите колени и обхватите их руками, опустив пониже голову.

5. Если вы в лодке, немедленно гребите к берегу: быть на воде во время грозы очень опасно.

6. Если вы едете в машине, оставайтесь в ней. Это наиболее безопасное место во время грозы. Металлический корпус автомобиля защитит вас: даже если молния ударит прямо в него, она уйдет в землю, не причинив вам никакого вреда. А вот передвигаться на мотоцикле или велосипеде в такое время не стоит. Резиновые сапоги на ногах хоть и предохраняют в какой-то мере, но не гарантируют безопасности.

7. В городе держитесь подальше от металлических заборов и вообще от всего металлического.

8. Находясь дома, выключите радио и телевизор. При грозе первым делом нужно закрыть окна.

9. Молния может убить человека, если ударит в голову и пройдет через тело. Кроме того, она может вызвать сильные ожоги и такие судороги мышц, что даже кости иногда не выдерживают и ломаются.

— Какие правила поведения во время грозы вы уже знали?

— Какие правила поведения во время грозы вы услышали впервые?

Опасные растения и грибы

Кто из нас не любит растений, их красивых цветов и листьев? Люди разводят растения в саду и дома. Без них наша жизнь была бы тусклой и скучной. Растения приносят нам огромную пользу — выделяют кислород, синтезируют органические вещества, дают пищу людям и животным.

— Чем опасны ядовитые растения и грибы? (Ответы учеников.)

Они могут вызвать сильную боль в животе, понос и даже судороги. Съев некоторые растения, человек рискует умереть. Даже если чуть-чуть пожевать кусочек ядовитого растения и выплюнуть, все равно капелька сока попадет в желудок, и этого будет достаточно, чтобы вызвать недомогание. У некоторых растений ядовиты только отдельные части. Так, у ревеня ядовиты листья, а из стеблей можно сварить вкусный компот. У нарцисса ядовиты луковицы, а лютик, если его наешься, может стать причиной сильного расстройства желудка, рвоты и судорог.

Ядовитыми могут быть и грибы.

2. Работа в парах

— Рассмотрите в учебнике иллюстрации на с. 26—27.

— Работая в парах, назовите опасные растения и грибы.

— С помощью атласа-определителя опишите эти растения и грибы. Расскажите, как они выглядят.

— Как избежать отравления ядовитыми растениями и грибами?

3. Беседа

Животные и наша безопасность

На планете живет много людей, а насекомых еще больше. Когда-то эти мелкие существа представляли для нас грозную опасность. Всего двести лет назад целые города вымирали от эпидемий чумы и тифа, которые распространяли крошечные насекомые: блоха и вошь.

Уже никто в развитых странах не боится этих болезней, но заболевания, которые вызывают насекомые, еще остались. Это малярия — передается при укусе зараженного комара, клещевой энцефалит — передается при укусе лесного клеща.

— Какие правила защиты от укусов насекомых вы знаете? (Примерный ответ. Отправляясь на прогулку, нужно надеть длинные брюки и рубашку с длинными рукавами. Открытые участки тела следует намазать или побрызгать репеллентом — средством, отпугивающим насекомых, чаще осматривать друг друга. При укусе насекомого надо удалить жало, промыть ранку перекисью водорода или марганцовкой.)

— Прочитайте в учебнике текст на с. 28—29.

— Как избежать укуса змеи? (Не ходить по лесу в открытой обуви, не трогать змей.)

— Что делать, если она укусила?

— Какие правила безопасности надо соблюдать при общении с кошкой и собакой?

(Учитель раздает ученикам распечатки памятки.)

Любой ребенок, когда видит собаку, хочет погладить ее. Но это не всегда безопасно.

Что делать, если на вас напала собака?

1. Остановитесь и постарайтесь понять, чем собака недовольна.

2. Встаньте боком к собаке.

4. Не делая резких движений, позовите хозяина.

5. Если помочь вам некому, уходите от собаки медленно, не ускоряя шага.

6. Не пытайтесь кричать, махать руками или палкой, кидать что-либо в собаку, топать ногами или убегать от нее; не смотрите ей в глаза: это может спровоцировать животное на активные действия.

7. Если собака приседает, она готовится прыгнуть. Защитите горло (прижмите подбородок к груди и выставите вперед локоть).

8. Если собака все-таки укусила вас, немедленно сообщите об этом взрослым и обратитесь к врачу.

V. Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Заниматься нам пора!

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Прочитайте задание. Какие правила поведения во время грозы вы запомнили?

— Допишите предложения. (Нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие. Нельзя находиться возле металлических предметов. Нельзя прикрываться от дождя металлическими предметами. Нельзя купаться во время грозы.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

— Прочитайте задание. Вырежьте из приложения и наклейте рисунки ядовитых растений.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте задание. Соедините линиями названия грибов и рисунки.

(После выполнения задания проводится проверка по учебнику.)

— Прочитайте задание. Придумайте условные знаки к правилам безопасности.

VII. Рефлексия

— Кого бы вы похвалили сегодня на уроке? За что?

— По каким признакам можно узнать о приближении грозы? Обсудите с ребятами, опираясь на свои наблюдения.

— Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными?

— Есть животные, которых многие люди считают опасными.

На самом же деле они безобидны. О каких животных идет речь? Как нужно к ним относиться?

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие опасности для человека таит живая природа?

Итак, некоторые природные явления (например, гроза), растения, грибы, дикие и домашние животные могут быть опасны. Чтобы избежать опасности, нужно знать и выполнять определенные правила.

Домашнее задание

2. Рабочая тетрадь: № 4, 6, 7 (с. 15—17).

Дополнительный материал

Белена

Белена — сорняк. Растет по обочинам дорог, на пустырях, во дворах, на огородах. Стебель растения толстый, высотой до 150 см. Листья удлиненной овальной формы, темно-зеленые. Цветки крупные, грязножелтого цвета. Плод — коробочка или кувшинчик — сверху закрывается круглой крышечкой. Семена напоминают маковые — мелкие, темно- коричневого цвета.

Ядовиты все части растения. Дети путают семена белены с семенами мака.

Дурман

Растет как сорняк вокруг жилищ, у дорог, иногда образуя заросли. Это красивое растение так и просится на клумбу.

Стебель прямой, внутри полый, голый. Отходящие от него черешки на внутренней стороне мягковолосистые. Листья крупные, заостренные, крупнозубчатые. Цветки с белыми венчиками, похожие на воронку. Плоды — коробочки яйцевидной формы с колючими шипами. Семян много. Они черные, почти круглые.

Ядовиты все части растения, особенно — цветки и плоды.

Ландыш

Ландыш является украшением майского леса. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевернутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льется на лужайку тонкий аромат. Его хрупкие белоснежные колокольчики изящной кистью свисают со стройного, в обертке блестящих листьев, стебля.

Цветки появляются позже листьев. Сначала появляется тонкая веточка с мелкими зеленоватыми шариками-бутонами. Потом бутоны белеют, и наконец раскрываются чудесные благоухающие снежно-белые цветки. Цветение идет снизу вверх — первым распускается самый нижний цветок.

Все части растения ядовиты.

К осени у ландыша созревают плоды — оранжевые ягоды величиной с горошину, а листья засыхают. Считают, что это не ягоды, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной. Но запомни: это очень ядовитые ягоды! Есть их ни в коем случае нельзя. Две-три ягодки ландыша могут оказаться для ребенка смертельной дозой.

Читайте также: