План конспект урока в 8 классе при высокой степени гиперметропии

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по биологии 8 класс

по теме «Роль кожи в терморегуляции.

Тип урока: изучение нового материала (по дидактической цели),

комбинированный (по способам организации деятельности).

образовательные:

- конкретизировать знания о строении кожи;

- сформировать знания о коже как органе теплоотдачи;

развивающие:

- развивать умение устанавливать взаимосвязь между температурой окружающей среды и процессах происходящих в коже;

- развить умения оказывать первую помощь при перегревании, обморожении и ожогах кожи.

Задачи урока:

- познакомиться с ролью кожи как органом теплоотдачи;

- раскрыть секреты теплорегуляции;

- выявить взаимосвязь между температурой окружающей среды и процессами происходящими в коже;

- закрепить знания по оказанию первой помощи при перегревании, обморожении и ожогах кожи.

I этап урока – организационный (1 мин.).

Подготовка учащихся к уроку.

Проблемная ситуация.

- Вычисления показали, что у людей, занимающихся тяжелым физическим трудом, в организме в течение суток образуются около 21000 кдж тепла, что могло бы привести к перегреванию и гибели организма. Но этого не происходит. Почему? (Терморегуляция)

На предыдущем уроке мы приступили к изучению покровной системы человека.

-Как терморегуляция связана с кожей? (Одна из ее функций)

-Итак, какова тема урока?

Тема: Роль кожи в терморегуляции. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

- Какие цели мы будем достигать сегодня на уроке?

Цель: сформировать знания о коже как органе теплоотдачи.

III этап урока (10 мин.). Повторение пройденного материала.

Сегодня в начале мы вспомним материал прошлого урока, что в свою очередь позволит нам перейти к изучению нового материала.

Фронтальная и индивидуальная работа

Верхний наружный (эпителиальный)

Поверхностный (роговой) слой из плотно прилегающих друг к другу погибших клеток. Клетки постоянно слущиваются и заменяются новыми. Более глубокие слои образованы живыми клетками. В них находится пигмент.

Защита от внешних воздействий, от проникновения инфекции. Защита от ультрафиолетовых лучей.

Внутренний (собственно кожа)

Образован соединительной тканью, много эластических волокон

Придаёт коже упругость, она легко растягивается при движении

Воспринимают холод, тепло, прикосновение, боль

Питают клетки кожи, участвуют в терморегуляции

Выделительная функция и терморегуляция

Предохраняют кожу от высыхания

Волосы на теле развиты слабо, обильнее на голове

Защита от воздействий лучей солнца

Индивидуальная работа по карточкам.

Работа в группах по карточкам.

IV этап урока (15 мин.). Ознакомление с новым материалом.

Температура окружающей среды постоянно меняется. Она действует на живые организмы, которым необходимо к ней приспосабливаться. У теплокровных за этот процесс отвечает терморегуляция.

- Какие организмы называются теплокровными? (Организмы с постоянной температурой тела)

- Перечислите эти организмы? (Птицы, Млекопитающие, Человек)

Терморегуляция — это способность живых организмов поддерживать температуру тела в определённых границах.

- Температура тела здорового человека составляет? (36,6 градусов)

Если температура тела человека опускается ниже 35 и выше 37,5 градусов это говорит о заболевании организма.

- Как производится изменение температуры тела ? (Ртутный градусник)

Первое измерение температуры тела человека было проведено в Германии в 1851 году. С помощью одного из образцов появившихся ртутных термометров.

Температура различных областей тела человека разная.

-Где самая низкая и самая высокая?

Самая низкая отмечается на коже пальцев нижних конечностей 22 – 20 градусов.

В подмышечной впадине: 36,6– 37.

Температура головы 33,5, а живота 31,1 градуса.

Чем глубже расположен орган, тем выше его температура. Органы, в которых происходит наибольший обмен веществ теплее, к ним относят, например, сердце и печень.

У здорового человека температура тела остаётся на постоянном уровне за счёт двух процессов, которые непрерывно взаимодействуют друг с другом.

Один из них — это теплообразование, то есть образования тепла в организме, а второй теплоотдача, выделение тепла из организма во внешнюю среду.

Температура тела остаётся постоянной, если теплообразование работает с той же силой что и теплоотдача.

Что же происходит с нашим организмом, когда температура окружающей среды повышается или понижается?


Гиперметропия - это один из самых распространенных рефракционных дефектов зрения.

Нормальный глаз фокусирует световые лучи от удаленных объектов точно на сетчатке глаза, что позволяет получать четкое изображение наблюдаемого объекта.

При гиперметропии световые лучи от удаленных объектов формируются не на сетчатке, а позади нее, если глаз не напряжен (при покое аккомодации).Это может происходить либо потому, что глазное яблоко короче нормального (расстояние от роговицы до сетчатки слишком маленькое для имеющейся оптической силы глаза), либо у глаза по сравнению с нормой слишком слабая оптическая сила (для размера глазного яблока, соответствующего норме).

Гиперметропия или дальнозоркость. При гиперметропии зрение вдаль будет нормальным (если нет пресбиопии), а зрение вблизи может быть плохим. Для того чтобы хорошо видеть удаленные объекту гиперметропу приходится напрягать аккомодацию: за счет увеличения оптической силы хрусталика удается увеличить преломляющую силу глаза в целом и перенести фокус на сетчатку.

Гиперметропия или дальнозоркость.

При гиперметропии зрение вдаль будет нормальным (если нет пресбиопии), а зрение вблизи может быть плохим. Для того чтобы хорошо видеть удаленные объекту гиперметропу приходится напрягать аккомодацию: за счет увеличения оптической силы хрусталика удается увеличить преломляющую силу глаза в целом и перенести фокус на сетчатку.

Гиперметропия или дальнозоркость. Однако для зрения вблизи гиперметропу надо еще сильнее напрягать аккомодацию и имеющегося ее объема может оказать недостаточно для фокусирования световых лучей на сетчатке глаза. Даже если гиперметроп будет хорошо видеть на близких расстояниях, при длительной нагрузке у него из-за постоянного напряжения аккомодации может появиться зрительная усталость (трудно фокусироваться), головная боль и затуманивание зрения. Могут появляться также жжение в глазах, их покраснение, слезотечение.

Гиперметропия или дальнозоркость.

Однако для зрения вблизи гиперметропу надо еще сильнее напрягать аккомодацию и имеющегося ее объема может оказать недостаточно для фокусирования световых лучей на сетчатке глаза. Даже если гиперметроп будет хорошо видеть на близких расстояниях, при длительной нагрузке у него из-за постоянного напряжения аккомодации может появиться зрительная усталость (трудно фокусироваться), головная боль и затуманивание зрения. Могут появляться также жжение в глазах, их покраснение, слезотечение.

Гиперметропия или дальнозоркость.

  • Гиперметропия слабой и даже средней степени может оставаться не выявленной до тех пор, пока у пациента с возрастом не возникнут трудности при зрении вблизи (например, при чтении) из-за недостатка объема аккомодации (скрытая гиперметропия).
  • Считается, что гиперметропия - врожденный дефект зрения. Диабет, удаление хрусталика и некоторые другие патологии в некоторых случаях могут вызвать появление гиперметропии.
  • Для предотвращения появления симптомов зрительной усталости при выполнении работы на близких расстояниях необходимо следить, чтобы рабочее место было хорошо освещено и не было раздражающих бликов. Полезно периодически (минут через 30-45) давать глазам отдохнуть (во время отдыха надо перевести взгляд на удаленные объекты, чтобы расслабить аккомодацию).
  • Если у Вас гиперметропия, но нет признаков зрительной усталости при работе на малых расстояниях, то врач может не назначить Вам средства коррекции, так как имеющегося объема аккомодации достаточно для комфортного зрения вблизи. Если у Вас гиперметропия очень высокой степени или слабой/средней, но уже наблюдаются признаки пресбиопии, то Вам потребуют средства коррекции зрения (очки или контактные линзы).

Причины развития пресбиопии

Наш глаз - это сложная оптическая система, состоящая из череды линз. Зрение начинается с момента прохождения света через роговицу глаза. Затем через прозрачную внутриглазную жидкость свет попадает в отверстие в радужной оболочке (зрачок). Хрусталик глаза - вторая линза в оптической системе после роговицы, позволяет точно фокусировать изображение на сетчатку. Благодаря способности хрусталика изменять свою кривизну (процесс аккомодации) мы можем четко видеть предметы находящиеся на разном расстоянии от нас.

Причины развития пресбиопии

Вот примерный список жалоб, с которым пациенты приходят к окулисту:

- трудно разглядеть мелкие предметы вблизи;

- мелкий шрифт выглядит неконтрастным, буквы расплываются;

- чтобы прочитать текст, нужно отвести его на большое расстояние от глаз;

- усталость и напряжение глаз при чтении.

Что может сделать врач? Пресбиопия обнаруживается при проверке зрения и рефракции у офтальмолога. В зависимости от степени нарушения зрения вам понадобятся различные очки. Если зрение вдаль хорошее, и присутствуют проблемы только со зрением вблизи, проще всего подобрать очки для близи. В другой ситуации понадобятся бифокальные очки (с коррекцией для дали и для близи) или две пары очков - одна для дали, другая для близи. Кроме того, на сегодняшний день разработан целый ряд хирургических и лазерных методов коррекции зрения. Врач посоветует операцию, если сочтет, что она может быть полезна для вашего варианта снижения зрения.

Что может сделать врач?

  • Пресбиопия обнаруживается при проверке зрения и рефракции у офтальмолога.
  • В зависимости от степени нарушения зрения вам понадобятся различные очки. Если зрение вдаль хорошее, и присутствуют проблемы только со зрением вблизи, проще всего подобрать очки для близи. В другой ситуации понадобятся бифокальные очки (с коррекцией для дали и для близи) или две пары очков - одна для дали, другая для близи. Кроме того, на сегодняшний день разработан целый ряд хирургических и лазерных методов коррекции зрения. Врач посоветует операцию, если сочтет, что она может быть полезна для вашего варианта снижения зрения.


-75%

За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукость присуща в основном молодым. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2% и более. У студентов вузов этот процент ещё выше. И хотя довольно большое значение в развитии миопии имеет наследственный фактор, он далеко не всегда является определяющим.

Если вовремя не принять мер, то близорукость прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие – к частичной или полной утрате трудоспособности.

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово “миопс”, означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин “миопия”.

Миопия

Миопия (близорукость) является сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображения отдаленных предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо – на близком расстоянии.

Принято выделять три степени миопии: слабую – до 3.0 дптр, среднюю – 6.0 дптр, высокую – свыше 6.0 дптр.

По клиническому течению различают миопию не прогрессирующую и прогрессирующую.

Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно. достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 дптр.), сопровождается рядом осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется злокачественной – миопической болезнью. Не прогрессирующая миопия является аномалией рефракции. Клинически она проявляется снижением зрения вдаль, хорошо корригируется и не требует лечения. Благоприятно протекает и временно прогрессирующая миопия. Постоянно прогрессирующая миопия – всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

Клиническая картина миопии связана с наличием первичной слабости аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего сегмента глаза, происходящим после остановки роста глаза.

Аккомодативная мышца в миопических глазах развита слабо, но так как при рассматривании близко расположенных предметов напряжения аккомодации не требуется, клинически это обычно не проявляется, однако по данным, способствует компенсаторному растяжению глазного яблока и увеличению близорукости.

Несбалансированность слабой аккомодации со значительным напряжением конвергенции может привести к спазму ресничной мышцы, развитию ложной близорукости, которая со временем переходит в истинную. При миопии выше 6.0 дптр постоянное напряжение конвергенции, обусловленное близким расположением дальнейшей точки ясного зрения, является большой нагрузкой для внутренних прямых мышц, в результате чего возникает зрительное утомление – мышечная астенопия.

Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и физиологическим изменениям. Особенно резко, на зрительной функции сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна.

Причины миопии

В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.

1. Генетический, несомненно, имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов среди студентов достигает 15%, а в Японии – 85%.

2. Неблагоприятные условия внешней Среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.

4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.

При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о преимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено одним из факторов или имеет сложный генез.

Лечение миопии

В период роста организма миопия прогрессирует чаще, поэтому особенно тщательно следует проводить ее лечение в детском и юношеском возрасте. Обязательны рациональная коррекция, устранение спазмов ресничной мышцы и явлений астенопии. Рекомендуются специальные упражнения для тренировки ресничной мышцы.

При высокой осложненной миопии, кроме того, показан общий щадящий режим: исключают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т. п.) и зрительные перегрузки. Назначают общеукрепляющее лечение и специальную терапию.

Занятия физической культурой и спортом при близорукости

Близорукость у детей школьного возраста нередко сочетается с такими заболеваниями, как ревматизм, рахит, хронический тонзиллит, нарушение опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями. При определении медицинской группы по физической культуре для детей с близорукостью учитываются острота зрения, рефракция и состояние глазного дна.

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и в профилактике ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии. Спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности учащихся при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов, проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И. Курпан обосновал методику физического воспитания учащихся, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Физическая культура для учащихся с близорукостью

Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры.

Обязательные занятия школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.
В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной в таблице далее (табл.1 Приложения 2).

Для школьников, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Как уже отмечалось выше, значительная часть учащихся страдают близорукостью. По мере перехода в старшие классы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических требований труда и быта.

Учащиеся с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени, учащихся включают в подготовительную медицинскую группу. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для учащихся подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальной медицинской группе. Используются следующие формы физического воспитания:

а) обязательные и факультативные занятия;
б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.

Физические упражнения и спорт – это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы специальные комплексы упражнений.

Существует также общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движениями глаз:

  1. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.
  2. И. п. – лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку с мячом вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз каждой рукой. При поднимании руки – вдох, при опускании выдох.
    Мужчинам эти два упражнения можно выполнять с гантелью весом 1-3 кг.
  3. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 сек. Дыхание произвольное.
  4. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15-20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
  5. И. п. – то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15-20 сек.
  6. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх – влево. То же левой ногой вверх – вправо. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
  7. И. п. – то же, прямая нога слегка поднята. Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10-15 сек. каждой ногой.
  8. И. п. – стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться – вдох, опустить палку – выдох. Смотреть на палку. Повторить 6-8 раз.
  9. И. п. – стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15-20 сек. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном.

Занятия физкультурой при слабой степени близорукости

Как уже отмечалось, люди, имеющие близорукость слабой степени, могут использовать разнообразные средства физкультуры и спорта. Исключение составляют только те, при которых возможны удары по голове, резкие сотрясения всего организма, общее большое и продолжительное напряжение занимающихся. К ним относятся бокс, борьба, прыжки в длину, высоту, в воду и с трамплина на лыжах, а также хоккей и регби.

Физкультура при средней степени близорукости (от 3 до 6 диоптрий)

Круг средств физкультуры и спорта, которые можно рекомендовать лицам с близорукостью средней степени, сужен по сравнению с теми, у кого миопия слабой степени. Они могут заниматься некоторыми видами спорта лишь при не прогрессирующей близорукости – бегом на средние и длинные дистанции, спортивной ходьбой, плаванием, парусным спортом, художественной гимнастикой, гимнастикой по программе III – II спортивных разрядов, лыжными гонками. Заключение о возможности занятий даже названными видами спорта должен сделать окулист.

Важно помнить о том, что следует избегать упражнений с резкими движениями головой. Поэтому наклоны туловища вперёд лучше выполнять в положении сидя на полу. Комплексы упражнений для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут использоваться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия.

Существуют ограничения к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.

Физкультура при высокой степени близорукости (свыше 6 диоптрий)

Занятия лечебной гимнастикой продолжительностью до 10 мин. и физкультурную паузу необходимо выполнять ежедневно со средней нагрузкой.

Лицам с близорукостью свыше 8 диоптрий с коррекцией зрения и без патологических изменений в глазу показаны только занятия лечебной физкультурой, которые желательно проводить ежедневно. Комплекс лечебной гимнастики должен содержать 10-12 общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений, выполняемых в медленном темпе без резких движений туловищем и с небольшой нагрузкой. Рекомендуется также ходьба в среднем темпе.

Близорукость появляется и прогрессирует чаще всего в тех случаях, когда дети и взрослые нарушают нормальный режим зрительной работы, по много часов читают, особенно в положении лёжа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также не выполняют рекомендуемых упражнений для глаз или занимаются противопоказанными видами спорта, превышая допустимый уровень физической нагрузки. (См. таблицу противопоказаний – Приложение 3)

Как дополнение к теме, в Приложении 4 предлагается памятка для учащихся начальных классов для профилактики зрительного утомления и близорукости (автор метода Э.С. Аветисов).


А те, что располагаются вдалеке, наоборот, видны четко: это объясняется падением изображения не на сетчатку глаза, а за ней. Гиперметропия является очень частой патологией – около 40% взрослого населения и 90% детей в возрасте до 3 лет имеют ее в той или иной степени. Но в случае c детьми дальнозоркость имеет физиологический характер и не требует в лечения.

По степени нарушения зрения гиперметропию разделяют на слабую, среднюю и высокую.

Слабая (до +2 диоптрий)

Несмотря на то, что изменение зрения в случае этой степени дальнозоркости небольшое, она считается очень опасной, потому что на ее симптомы обычно не обращают внимания. Такой дальнозоркости больше всего подвержены дети и молодые люди, которые нередко отмечают у себя головные боли из-за зрительной нагрузки и чувствуют жжение в глазах. Само же зрение вблизи снижается несущественно, поэтому к окулисту обращаются редко.

Однако слабая гиперметропия может возникнуть и после 40 лет – люди отмечают, что им становится труднее найти нужную кнопку на компьютере, вставить нитку в иголку и т.п. К сожалению, этот процесс уже не остановить, можно только замедлить развитие других степеней дальнозоркости путем ношения очков, выполнения особых упражнений и др. В этом возрасте симптомами проблемы также являются слезотечение и размытость зрения.

Если оставить слабую степень гиперметропии без внимания, это чревато развитием ряда осложнений – у молодых людей и детей могут наблюдаться воспалительные болезни глаз (блефарит или халазион и т.д.) либо образоваться сходящий страбизм или косоглазие. У людей старшего возраста воспалительные процессы могут принять хронический характер, к тому же головная боль и головокружение тоже могут стать постоянными. Однако данная степень дальнозоркости не требует хирургического лечения – достаточно ношения очков, специальных витаминных препаратов и проведения ряда физиотерапевтических процедур.

Средняя (до +5 диоптрий)

Вторая стадия развития гиперметропии, которая возникает, если осталась без лечения или диагностики первая степень. Причины дальнозоркости в таком случае могут быть связаны с возрастными переменами в хрусталике глаз или с проявлением врожденных отклонений развития глаз, которые не были обнаружены ранее. На данной степени изменения зрения все, расположенные на расстоянии ближе протянутой руки, предметы видятся смутно. При этом глаза довольно быстро устают от чтения и привычной работы за компьютером.

Средняя степень дальнозоркости чревата серьезными осложнениями: проблемы с оттоком внутриглазной жидкости (следствием чего может стать глаукома), воспалительные недуги глаз и дополнительное развитие близорукости, что существенно ухудшит качество жизни. Если такая степень обнаруживается у ребенка, то это может привести к косоглазию и еще так называемому синдрому ленивого глаза или амблиопии. Поэтому лечение обязательно.

Наиболее эффективным способом терапии средней гиперметропии считается ее лазерная коррекция, но к этому варианту прибегают только тогда, когда консервативные методы не помогли. Очки, линзы и специальные упражнения для глаз в такой ситуации обязательны.

Высокая (после +5 диоптрий)

На этом этапе симптомы гиперметропии уже ярко выражены – четкость зрения пропадает в принципе, невзирая на то, располагаются ли предметы близко или далеко. Даже если их поднести непосредственно к глазу, картинка остается размытой. Это объясняется тем, что размер изображения на сетчатке меняется, а ресничная мышца находится в непрерывном гипертонусе. Из-за этого почти безостановочного напряжения возникает головная боль и сухость в глазах. А со временем глаз начинает меняться и внешне – зрачок сужается и т.д.

Высокая степень дальнозоркости лечится только путем лазерной коррекции, хотя от очков это человека не избавляет. Однако стоит учитывать, что до достижения 20 лет операция не проводится, поэтому так важно успеть перехватить проблему на ее начальном этапе, ведь третья, самая серьезная стадия гиперметропии возникает поэтапно, вследствие постоянно ухудшающегося состояния глаз из-за уже начавшихся проблем со зрением. Отказываться от лечения дальнозоркости не следует, потому что она обязательно приведет к глаукоме.

Диагностика гиперметропии начинается с визометрии (таблицы с символами), после чего уже подключаются методы периметрии, тонометрии, офтальмоскопии глазного дна и др. Своевременная постановка диагноза позволит сохранить остроту зрения и качество жизни без резких ухудшений. Это же касается и профилактических мер против дальнозоркости.

Читайте также: