Конспект уроку 6 клас числівник

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: знакомство с признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Целеполагающие задачи:

метапредметные: обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые имена числительные: приводить примеры.

личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.

1. Организационный момент. Этап самоопределения к учебной деятельности

Предполагаемый итог этапа:

готовность класса к уроку.

Начнем урок. Сегодня работаем на опорных листах. По окончанию работы вы сдадите листы на проверку. Работа каждого из вас будет оценена. Итак, начнем, запишем, какое сегодня число.

Включение в работу.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения Цель этапа для учителя:

организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала.

Цель этапа для учащихся:

Предполагаемый итог этапа:

- установление уровня знаний по изученному материалу;

- формирование умения нахождения слов с числовым значением.

3 . Этап выявления места и причины затруднения Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Цель этапа для учителя:

определить тему, цели и задачи изучения нового материала.

- подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы, цели урока;

- привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы.

Цель этапа для учащихся:

сформулировать при помощи учителя тему и цель урока.

- проявление активности в постановке целей и задач урока;

- осознанное понимание целей и задач урока.

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения, реализации построенного проекта, составление связного рассказа об изучаемом явлении.

Цель этапа для учителя:

Сформулировать определение имени числительного

- подведение учащихся к самостоятельному формулированию определения

- привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы.

Цель этапа для учащихся:

сформулировать при помощи учителя определение имени числительного

- осознанное понимание целей и задач урока.

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель этапа для учителя:

помочь учащимся в восприятии, осознании, первичном обобщении и систематизации новых знаний об имени числительном

- обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала, организация деятельности учащихся в процессе изучения и закрепления нового материала.

Цель этапа для учащихся:

получить представление о числительном

умение находить числительное в предложении, конструировать предложения с числительным.

Предполагаемый итог этапа:

6. Физминутка

7. Закрепление изученного .

Цель этапа для учителя: Организовать самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний, создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.

Задача: 1) научить обучающихся находить имя числительное

2) проверить первичное усвоение материала по теме.

Цель этапа для учащихся:

Воспроизвести полученные новые знания;

Предполагаемый итог этапа:

8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель этапа для учителя: Организовать самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний, создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.

Задача: 1) научить обучающихся находить числительное в тексте,

2) проверить первичное усвоение материала по теме.

Цель этапа для учащихся:

Воспроизвести полученные новые знания;

Предполагаемый итог этапа:

9 . Этап рефлексии учебной деятельности. Домашнее задание.

Цель этапа для учителя:

дать анализ и оценку успешности достижения целей и задач урока, определить перспективу дальнейшей работы, сообщить о домашнем задании.

- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом;

- оценка работы класса и отдельных учащихся;

- формирование у учащихся навыков самоанализа;

- проведение инструктажа по выполнению домашнего задания.

Цель этапа для учащихся:

учиться сопоставлять оценку своей деятельности на уроке с оценкой учителя.

- осмысление своей деятельности на уроке;

- понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

Предполагаемый итог этапа:

обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников.

На доске (слайде) ряды слов: пятый, пятерка, пятак, пятерня. Тройка, троица, третий, трояк.

-Что они обозначают! На какие вопросы отвечают?

Третий, пятый - эти слова коренные жители одной из частей речи, которая…

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы Который? и Сколько?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

- Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Где в жизни вы встречаетесь с числительными?

(математика, история, география, биология, литература)

Посмотрим на записанные предложения (слайд)

Десятиминутный перерыв заканчивается.

Построили новую трехэтажную школу.

Четыре братца под одной крышей живут

Попробуем заменить слова с числовым значением цифрами. Что получается? Все эти слова можно заменить цифрами? Почему?

Значит, у нас пока недостаточно знаний о числительном.

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?. Используйте опорные фразы.

1.Познакомиться с … как… частью речи ;

2.Учиться отличать имя числительное … от других частей речи . (Запись темы)

Утверждения:

2….имен числительных в языке очень немного;

3…имена числительные изменяются по падежам;

4…эта часть речи может быть только определением;

5. числительные имеют общие признаки с существительными;

6…они имеют общие признаки с прилагательными;

7….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

8….числительное не может состоять из 3 слов;

(работа с толковым или этимологическим словарем)

Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

А знаете ли вы, что сначала люди использовали для счета только такие слова: один, два, три и много. Когда же возникала необходимость в более точном подсчете (например, домашних животных), стали считать и десятками. Десять стало главным словом: числа от 11 до 19 так и образовались: один на десяти — одиннадцать, два на десяти — двенадцать.

Два десятка — двадцать, три десятка — тридцать. Четыре десятка — . Да, по законам логики должно было бы получиться слово четыредцать или четыредесят. Но такого числительного в русском языке нет, а есть слово сорок. Откуда же оно взялось? В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур — набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков. От пять десятков образовалось пятьдесят. От шесть десятков — . (и так до 80). И вот опять нарушение закономерности. Вместо девятьдесят мы имеем девяносто.

- Вернемся к нашим словам: третий, четыре. Давайте вместе определим круг наших задач, подумаем, какие вопросы нам необходимо задать числительным, чтобы узнать их получше.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные" в 6 классе разработан в соответствии с ФГОС основного общего образования и ориентирован на работу с учебником: Разумовская М.М. и др. Русский язык. 6 класс. Урок четко структурирован, что позволяет учителю увидеть учебный материал системно, целостно, применять эффективные формы вэаимодействия на уроке, осуществлять интегративный контроль результатов деятельности.

Суворина Евгения Николаевна

Русский язык 6 класс

Тема: «Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые

Цель деятельности учителя: Создавать условия для объяснения понятия числа и формирования умений отличать имена числительные, различать порядковые и количественные числительные, правильно строить словосочетания с числительным.

Планируемые результаты:

Предметные - имеют представление о числительном, умеют определять их в тексте; знают особенности порядковых и количественных числительных, различают их в тексте; образовывают порядковые и количественные числительные; осуществляют правильный выбор написаний гласных в числительных.

Метапредметные:

Личностные - оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после ее завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные - умеют формулировать собственное мнение и позицию; строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.

1.Организационный момент. (Слайд 1).

Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас открытый урок, Я надеюсь урок пройдёт успешно, с пользой для вас. Вступлением к уроку станет текст о нашем селе, который подготовила Гончарова Даша.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

(Цель: самостоятельно определить тему урока).

Учитель: 1) А тему урока вы определите сами, выполнив следующее задание: прослушайте внимательно текст, ответьте на вопросы.

В ста тридцати километрах (130) от Хабаровска по извилистому берегу одной (1) из проток Амура пятикилометровой лентой растянулось мое село с загадочным названием Синда. Это одно (1) из тринадцати (13) замечательных сел Нанайского района. В две тысячи тринадцатом (2013) году Синде испол нилось*100 лет.

Целое столетие назад *первые (1) переселенцы из Белоруссии прибыли в этот

богатый таежный край и полюбили его навсегда.

В суровые годы Великой Отечественной войны из Синды ушли на фронт пятьдесят (50) человек. Их боевой путь отмечен наградами: восемь (8) орденов Красной Звезды, семнадцать (17) медалей, три (3) Ордена Славы третьей (3) степени и др. Двадцать четыре (24) синдинца отдали жизнь за свободу и счастье нашей Родины. Каждый второй (2) фронтовик не вернулся с войны.

Сегодня Синда живет, развивается и процветает: семь (7) улиц, утопающих в зелени, двести восемнадцать (218) одноэтажных домов с цветниками и садами, в которых проживает тысяча пятьдесят два (1052) синдинца. За прошлый год Синда пополнилась *шестнадцатью (16) маленькими сельчанами. В селе пять (5) магазинов, одиннадцать (11) предприятий, шесть (6) учреждений, и все это для улучшения благосостояния и культурного развития жителей Синды. (Приложение1)

Учитель: Ещё раз внимательно просмотрите текст. Что показалось вам необычным в этом тексте? (В тексте много чисел).

Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа.

Подумайте, к какой части речи относятся эти слова. (Имя числительное)

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

( Об имени числительном).

3.Формулирование темы и целей урока.

Учитель: Запишите число, сформулируйте сами тему сегодняшнего

Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

Используйте опорные фразы. (Слайд 6).

1.Познакомимся с именем числительным как … ;

2.Научимся отличать имя числительное … .

(Цель нашего урока: (Слайд 7)

1. Познакомимся с именем числительным как

частью речи;

2. Научимся отличать имя числительное от других

частей речи со значением числа; правильно употреб

лять их в речи).

4. Формирование новых знаний с элементами закрепления.

(Цели: - познакомиться с Именем числительным как частью речи;

- научиться находить Имя числительное в тексте, отличая его от

других частей речи.)

Учитель: Как вы думаете, зачем нам нужны числительные?

Послушайте информацию, которую подготовил Воробьев Виталий.

Учитель: Вспомните, что нужно сделать, чтобы определить, какой частью речи

На какие признаки следует обращать внимание?

1.Грамматическое значение слова

2.Вопросы, на которые отвечает слово

3.Морфологические признаки слова

4.Синтаксическая роль

Работа в парах: (Слайд 8).

Задание: Давайте продолжим работу с текстом о Синде. Прочитайте последнее предложение первого абзаца, выпишите имена числительные, поставьте к ним вопросы, определите, что они обозначают?

(Числит. "сто" отвечает на вопрос сколько? и обозначает

количество предметов: числит. "2013-й" отвечает на вопрос какой?

и обозначает порядок при счете).

Учитель: На основании своих наблюдений сделайте вывод, что обозначает

имя числительное и на какие вопросы отвечает.

Вывод: числительные отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов или число, и на вопрос какой и обозначают порядок предметов при счёте.

1) Как бы вы назвали имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов? (количественные)

2) Как можно назвать имена числительные, которые отвечают на вопрос какой? какие? который? и обозначают порядок при счете? (порядковые) (Слайд9).

( 3) Назовите все числительные в тексте о Синде.)

Работа в группах: (Слайд 10).

Задание: 1гр.: из 3-го абзаце текста выписать в две колонки числитель

ные - количественные и порядковые.

Проверка: Самоконтроль! Сверьте свои ответы с ответами на Слайде 11

2гр.: в последнем абзаце текста преобразуйте записанные

количественные числительные в порядковые и запишите их.

Проверка: Самооценка! Оцените задания, используя оценочный лист.

(Приложение 3)

Справились? Молодцы. Продолжаем работу.

Подготовленное индивидуальное задание: (Слайд 12).

Даша продолжит урок и расскажет нам как изменяются имена числительные и какова их синтаксическая роль.

Даша: Имена числительные изменяются: количественные изменяются по

падежам: порядковые по падежам, родам , числам.

В (в скольких?) ста тридцати (П. п) километрах от Хабаровска.

(Какие?) Первые (И. п, мн. ч.) переселенцы из Белоруссии прибыли.

Даша: Определим синтаксическую роль отмеченных в тексте числительных

и сделаем вывод о синтаксической роли имени числительного. (Слайд 13).

(Исполнилось (что?) сто лет, переселенцы (какие?) первые,

пополнилась (кем?) шестнадцатью сельчанами ).

Вывод: Количественные числит. могут быть любым членом предложения

(сочетание числительного с существительным рассматривается как

один член предложения);

Порядковые числительные обычно являются определением.

Физминутка ( Слайд 14).

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.

5. Закрепление изученного материала.

(Цель: правильно применить новые знания по теме "Имя числительное как

с заданием посложнее. Будьте внимательны!

а) Исследование в парах по группам. (Слайд15).

Учитель: Проведём небольшое исследование. Подберите к числительным

однокоренные слова (глагол, существительное, прилагательное), сделайте

вывод, какие ещё части речи могут иметь числовое значение?

Проверим! Каждая группа зачитывает свои слова.

(Два – удвоить, двойка, двойной, двоечник, удвоенная, двоится, двухэтажный.

Три – тройка, троечник, утроить, тройной, троекратно, троится, трояк.)

Вывод: Существительные, прилагательные, глаголы, наречия тоже имеют

числовое значение. Различать мы их будем при помощи вопросов.

Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи –

только словами.

В этом мы сейчас потренируемся и сразу оценим сою работу.

б) Работа в группах: (Раздаточный материал на столах).

Задание: Если в словосочетании есть числительное, то в клетку с соответствую щим номером впишите букву ч, а если числительного нет, то поставьте прочерк.

(При правильном ответе ученики, соединив буквы ч, получат пятёрки.)

- закрепление навыков самоконтроля и самопроверки, взаимопроверки.

- научить детей отличать имя числительное от слов других частей речи.

1. Образовательные: формировать умение о тличать имя числительное от слов других

частей речи ; развить умение выражать свои мысли, восприн имать и усваивать

2. Развивающие: осуществление системно - деятельностного подхода; развитие

критического мышления; развитие внимания; формирование УУД.

3. В оспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание

ценностного отношения к слову; воспитание ценностного отношения к науке и книге.

- знание условий выбора имен числительных от других частей речи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на

- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; контролирова ние

- выполнение учебно - познавательных действий в умственной форме;

- осуществление дл я решения учебных задач операций анализа, синтеза, сравнения,

- проведение сравнения, сериации и классификации по заданным критериям, устанавление

- использование знаково - символических средств, в том числе модел ей и схем;

- вносить необходимые коррективы в действие после е го завершения на основе его оценки

учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.

Образовательные технологии: личностно - ориентированное обучение , проблемное

обучение, элементы здоровьесберегающей технологии, исследовательская деятельность.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

- планировать свои действия в соответствии с постав ленной з адачей и условиями её

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

- планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности . Включение в деловой

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, на нём при сутствую т

- Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословиц ы «Каждый день жизнь прибавляет

- Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Какие слова будут ли шними? Почему? ( лиш ние слово в первом ряду: пя тый, во втором

ряду третий, они отвечают на другой вопрос и не являются существительными ).

- К какой части речи можно отнести эт и слова? ( В этой ситуации ученики чаще всего

- Докажите, что эти слова – при лагательные (при лагательные обозначают признак

предмета, а слова третий и пятый обозначают что - то другое).(Не могут доказать).

- Каких знаний нам не хватает? ( не знаем , к какой части речи отнести эти слова) .

- Что же нам надо делать в этой ситуации? (узнать о новой части речи)

4 . Этап целеполагания и построения проекта выхода из создавшейся ситуации

- Выделите корни этих слов. Какое значение несут корни? (Значение числа).

- Как называется часть речи, обозн ачающие чи сла? (Числительные - тема упоминается в 4

- Какой будет цель нашего урока? (Узнать, что называется числительным ).

- Скажите, какие характеристики мы изучаем при изучении любой части речи? Или что

мы определяем у слова при морфологическом разборе? (Что обозначает (грамматический

признак), как изменяется (морфологиче ские приз наки) и каким членом предложения

- Посмотрите на слова: Один, пять, пятнадцать, три миллиона двести пятьдесят

- Что они обозначают? (Числа). А слова третий и пятый? (тоже обозначают числа)

- Ещё раз посмотрите и сравните слов а оди н, пять, пятнадцать, три миллиона двести

пятьдесят тысяч, сто сорок два и трет ий и п ятый ( Они и меют разную форму.

третий и пятый имеют окончания, как у прилагательных).

- Почему они имеют другую форму? Посмотрите на зн ачения первой и второй группы.

(Одни обозначают число, количество, другие обозначают порядок при сч ёте.)

- Да, правильно. И поэтому первая группа называется количественные числительные, а

- Мы узнали, что обозначает числительн ое. (Одни обозначают число, коли чество, другие

- Проведём небольшое исследование, чтобы узн ать, как изменяется и каким членом

предложения подчёркивается числительное. Работаем по групп ам. Одн а груп па работает с

Прочитайте предложения . Выполните задания: 1.Найдите в них числительные.

2.Определите, что они обозначают. 3) В первом предложении числительное три измените

по падежам, родам, числам. 4)Во втором предложении числительное первый также

измените по падежам, родам, числам. 5)Сделайте выводы. 6)Подчеркните числительные

1.Количественные числительные изменяются только по падежам . 2.Порядковые

числительные изменяются по падежам, родам и числам. 3.Первая группа затруднилась с

ответом по подчёркиванию количественного числительного. Вторая группа подчеркнула

- Давайте сверим наши выводы с правилом. Самостоятельное чтение пра вила.

- Обращаю ваше внимание на тот пункт правила, где говорится о том, что количественные

числительные могут быть любым членом предложе ния совместно с рядом стоящим

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней ре чи

- Я вам раздаю карточки с заданием, вы должны постараться правильно определить часть

речи слова и у числительных определить разряд : порядковое или количественное.

Единица, двойка, второй, вторник, тройник, утроить, четверг, пять, пятница, сто,

семнадцатый, пятак, тысяча, третий, единичный, шестой, удвоить, четвёрка.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Задание. Распределите выделенные имена числительные на две группы.

Три пальмы, пятидесяти человек, первый день, шестьдесят деревьев, одиннадцать

часов, пятьсот книг, тринадцатый по счёту, семьсот тонн, двенадцатого числа, сотый

покупатель, двенадцать страниц, четырнадцатый ряд, четырнадцать файлов.

Количественные: три, пятидесяти, шестьдесят, одиннадцать, пятьсот, семьсот,

Порядковые: первый, тринадцатый, двенадцатого, сотый, четырнадцатый .

- Составьте 2 предложения, где бы использовались количественные и порядковые

8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание

Предлагаю домашнее задание. Каждый из вас выбирает одно из них. Первое задание

1. Задание. Распределите выделенные имена числительные на две группы.

Две девочки, сорока человек, второй день, семьдесят деревьев, десять часов, семьсот

книг, пятый по счёту, двести тонн, восьмого числа, миллионный покупатель, сто

пятьдесят страниц, шестнадцатый ряд, шестнадцать файлов.

2. Запишите предложения. Числа замените словами. Надпишите над каждым

числительным П - если оно порядковое, К - если оно количественное. Подчеркните

1) Юрий Алексеевич Гагарин был 1 капитаном 1 косм ического корабля. 2) Поезд отходил

ровно в 11 часов 30 минут. 3) Почти 2 недели я не видел Олесю. 4)Выхожу 1 я на дорогу.

5)С ним было 1500 солдат и казаков,500 калмыков и 12 пушек. 6) 3 братца пошли

купаться;2 купаются, а 3 на берегу валяется. 7)На олимпиаду по русскому языку приехали

ученики из 25 территорий России и 16 мест стран СНГ.

- Вспомните, какую цель мы с вами ставили в начале урока? ( Узнать, что такое

- Что называется числительным? (часть речи, которое означает число, количество и

порядок при счёте. Отвечае т на вопросы Скольк о? Какой? Который? Имена ч исли тельн ые

делятся на количественные (Сколько?)и порядковые (Какой? Который?) Количественные

числительные изменяются только по падежам. Порядковые числительные изменяются по

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Количественные и порядковые числительные.

Цель урока: Научиться определять разряд имен числительных.

Ожидаемые результаты: предметные: распознавать количественные и порядковые имена числительных; метапредметные: извлекать информацию, представленную в разных формах; создавать и применять модели для решения учебных и познавательных задач; регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; коммуникативные: работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; личностные: сформировать патриотизм, уважение к Отечеству, ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию.

Оборудование: учебник, тетради, раздаточный материал, маленькая елка и игрушки.

Проверка домашнего задания;

Изучение нового материала;

Закрепление изученного - самостоятельная работа с карточками;

Рефлексия, оценки и домашнее задание.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Настроение, самочувствие - все в порядке? Присаживайтесь.

Посмотрите, кто сегодня присутствует у нас на уроке. Как вам такая елочка? Давайте попробуем ее нарядить.

Проверка домашнего задания:

Слово учителя: Но, прежде, чем мы начнем, давайте проверим ваше домашнее задание.

У доски отвечает три человека. Все по порядку устно отвечают отличия простых, сложных и составных числительных.

Изучение нового материала:

Слово учителя: Для того, чтобы наша елочка прихорошилась, нам нужно изучить новую тему и правильно ответить на вопросы.

Давайте отгадаем загадки: Два брюшка, четыре ушка (подушка); Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет и растет (дождь, земля и растения). Назовите числительные в этом предложении. А чем отличаются числительные в первой загадке от числительных во второй?

Выделяют два разряда числительных: порядковые и количественные. Давайте запишем тему нашего урока: Количественные и порядковые числительные.

Откройте учебник и давайте вместе составим схему разрядов имен существительных. (За активную работу и правильные ответы ученик получает возможность выбрать игрушку и украсить елку).

Что обозначают количественные числительные, приведите пример?

Что обозначают порядковые числительные?

На какие вопросы отвечают порядковые числительные, а на какой - количественные?

Как они могут изменяться?

Каким членом предложения могут быть?

Для того, чтобы ответить на последний вопрос давайте определим члены предложения в предложении: “Я учусь в шестом классе”.

В итоге получается такая схема:

Разряды числительных по значению

Количественные (сколько?), обозначают число, количество предметов: семь, десятеро

Порядковые (какой?), обозначают порядок предметов при счёте: седьмой, десятый

Количественные изменяются по пад., не имеют рода и числа (кроме один, два, тысяча, миллион,

Порядковые изменяются по пад., числам, в ед.ч. – по родам.

Могут быть разными членами пр-я. Чаще всего – определения.

Слово учителя: Теперь вы должны поработать индивидуально, сейчас вы получите индивидуальные карточки, по результатам вашей работы с индивидуальными заданиями, вы получите оценки за урок.

Рефлексия, оценки и домашнее задание.

Запишите числительные из предложений словами.

В Москве учёные обнаружили клад из старинных монет и белокаменные надгробия 16-17 веков. 2) Во время раскопок при строительстве парка Зарядье было найдено 15 тысяч древностей. 3) В Успенском соборе Ростова Великого был обнаружен пустой саркофаг 13 века. 4) В 2018 году российские палеонтологи описали ранее неизвестных науке древних ящеров, которые обитали на Земле 120 миллионов лет назад.

Выпишите из текста порядковые и количественные числительные в два столбика.

Мы подошли к шестиэтажному дому. У второго подъезда на двух скамейках сидело пятеро подростков. Один из них показался мне знакомым. Оказалось, что это был приятель моего брата, учившегося в пятом классе. Они были знакомы с семилетнего возраста. В 2008 году они первый раз побывали вместе в летнем спортивном лагере, где мой брат занял третье место по прыжкам в длину.

Читайте также: