Удвоенные согласные 2 класс перспектива конспект урока
Обновлено: 08.07.2024
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Правописание слов с удвоенными согласными буквами.
2) Правила переноса слов с удвоенными согласными
Глоссарий по теме:
Удвоенные согласные буквы – это две одинаковые согласные буквы в слове, стоящие рядом.
Удвоенные согласные буквы в слове – это орфограмма.
Слова с удвоенными согласными буквами – это слова, в которых пишутся удвоенные согласные буквы
Правописание слов с удвоенными согласными буквами нужно проверять по орфографическому словарю.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 117-118.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.53-54.
Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 40.
Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 43-47.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Удивительно, но при помощи звуков общаются не только люди, но почти все животные на Земле! Речевой аппарат у животных не так развит, как у человека. Однако, и они способны искусно издавать звуки разной долготы.
Прислушайтесь: ваННа, каССа, жжётся. На письме такие согласные звуки обозначили двумя одинаковыми согласными буквами. И эти буквы стали называть удвоенными согласными.
Понять по произношению, нужно писать удвоенные согласные буквы или нет можно только в нескольких словах русского языка. В большинстве таких слов эти согласные звуки слышатся так же, как и остальные. Например, ПЕРРОН, КОЛЛЕКТИВ, ХОККЕЙ.
Вспомните то время, когда вы только учились читать. Тогда, если встречалось слово с удвоенной согласной буквой, вас просили произносить не два отдельных звука, а только один.
Написание слов с удвоенными согласными буквами нужно запомнить.
Удвоенные согласные буквы в корне слова – это орфограмма.
Грамотно писать слова с удвоенными согласными буквами вы сможете, если будете пополнять свой словарный запас словами с этой орфограммой. Но правописание слов с удвоенными буквами всегда проверяйте по орфографическому словарю.
Чтобы орфографический словарь всегда оставался вам другом, действуйте по следующему алгоритму:
Шаг 1. Определите слово, написание которого нужно проверить.
Шаг 2. Определите, с какой буквы начинается это слово.
Шаг 3. Найдите в словаре страницу со словами на эту букву.
Шаг 4. Чтобы быстрее найти нужное слово, определите вторую и третью буквы в этом слове.
5.Найдите в словаре страницу со словами, у которых вторая и третья буквы такие же.
6.Двигаясь дальше по списку слов в словаре, найдите нужное вам слово.
7.Сравните своё написание с написанием в словаре.
8.Если написание не совпадает, то исправьте написанное вами слово.
Большинство слов с удвоенными согласными буквами в корне пришли в русский язык от других народов. Например, слово шоссе французского происхождения, а слово группа - немецкого. А вот слово пассажир, по предположениям учёных, пришло к нам из средневековой Голландии.
Среди слов с удвоенными согласными буквами в корне есть и слова русского происхождения. Их очень немного. Например, Россия, русский, вожжи, жужжит.
Переносить слова с удвоенными согласными нужно по правилу. Если такие буквы находятся в середине слова, то при переносе одна из них останется на строке, а другая переносится на следующую. Если слово начинается или заканчивается удвоенными согласными буквами, то делиться при переносе они не будут. Например, в словах ван-на и шос-се при переносе мы разделим удвоенные согласные, а в словах килограмм и балл - нет.
Удвоенные согласные буквы в русском языке могут находиться в различных частях слова.
Пока, во 2 классе, вы познакомитесь только с правописанием удвоенных согласных в корне слова. Если хорошо научитесь этому, то в дальнейшем будете легко осваивать и другие случаи написания удвоенных согласных букв в словах русского языка.
Вы будете успешными учениками!
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Зачеркивание элементов
Зачеркни неверные варианты переноса слов с двойной согласной буквой
ДРОЖ-ЖИ, ЖУ-ЖЖАТЬ, АЛ-ЛЕЯ, СУМ-МА, ГА-ММА, КРОС-С, ЭКСПРЕС-С, КЛАС-С, ПЕ-РРОН, ДОЛ-ЛАР, МАС-СА
Подсказка: Вспомни правила переноса слов с удвоенными согласными. Определи, соответствует ли предложенный вариант этому правилу. Если предложенный вариант переноса не соответствует правилу, то зачеркни его.
Правильный ответ: ДРОЖ-ЖИ, ЖУ-ЖЖАТЬ, АЛ-ЛЕЯ, СУМ-МА, ГА-ММА, КРОС-С, ЭКСПРЕС-С, КЛАС-С, ПЕ-РРОН, ДОЛ-ЛАР, МАС-СА
Задание. Поставьте слова в соответствующий столбец таблицы.
Определите, в корне каких слов пишется одна буква С, а в каких - удвоенные буквы С. Расположите слова в соответствующий столбец таблицы.
ПА__АЖИР, ШО__Е, ФА__ОЛЬ, КЛА__НЫЙ, ЧА__ОВЩИК, БА__ЕЙН, КА__А, КОНКУР__
Подсказка: Найди слово в орфографическом словаре и проверь свои предположения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, распределение работы; формулировать своё мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению точно и полно выражать свои мысли
Регулятивные: осуществление контроля процесса и результатов деятельности; принимать и сохранять учебную задачу, находить варианты решения учебной задачи, отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение применять полученные знания в нестандартной ситуации: проводить анализ учебного материала, ориентироваться в учебнике
Планируемый результат:
- Научаться слышать слова с удвоенными согласными в корне, правильно обозначать их на письме и обосновывать своё мнение;
- Смогут определять длинный и короткий звук в слове и обосновывать своё мнение;
- Используют приобретённые знания для выполнения творческого задания по данной теме.
Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Ч. 1. Стр.122 - 123.
Рабочая тетрадь Ч. 1 стр. 59
Имеется дополнительный материал для учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_dvoynye_soglasnye.docx | 105.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка 2 класс
Учитель Ручкина Наталья Захаровна
Тема: Слова с удвоенными согласными (2-й урок по теме)
Личностные : устанавливать связь между целью деятельности и её результатом определять правила работы в группе, положительное отношение к школе и учебной деятельности
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, распределение работы; формулировать своё мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению точно и полно выражать свои мысли
Регулятивные: осуществление контроля процесса и результатов деятельности; принимать и сохранять учебную задачу, находить варианты решения учебной задачи, отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение применять полученные знания в нестандартной ситуации: проводить анализ учебного материала, ориентироваться в учебнике
- Научаться слышать слова с удвоенными согласными в корне, правильно обозначать их на письме и обосновывать своё мнение;
- Смогут определять длинный и короткий звук в слове и обосновывать своё мнение;
- Используют приобретённые знания для выполнения творческого задания по данной теме.
Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Ч. 1. Стр.122 - 123.
Рабочая тетрадь Ч. 1 стр. 59
Имеется дополнительный материал для учащихся. См. приложение
Деятельность учителя и ученика.
3. Постановка цели урока.
4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.
6.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
8.Работа в группах.
(применяется личностно-ориентированное обучение, проблемно-дискуссионное обучение)
Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
И помните: как хорошо, что мы сегодня все здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Вспоминаем правила посадки при письме.
А теперь давайте сделаем гимнастику для пальчиков:
- Тесто мнём, мнём, мнём! – (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки, одновременно и поочередно).
- Тесто жмём, жмём, жмём! - Пироги мы испечём! – (руками совершаем движения, как будто лепим пирожки)
- На доске запись: бб, жк, нн, дк, кк, ск, лл, тр, ее, жж, зд, мм, пп, вс, рр, сс, тт
Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. Прочитайте про себя буквосочетания. Слоги ли это? Почему? ( Нет, это не слоги. Здесь нет гласных. Они состоят только из согласных букв ).
- Запишите в тетрадь согласные буквы-близнецы, соблюдая правила каллиграфии. Какие правила каллиграфии – знаете. Назовите их. Проверим все ли верно.
На доске : 1. соответствие образцу;
2. одинаковый наклон,
3. одинаковая высота,
4. одинаковое расстояние между буквами.
Самые красивые буквы обводим карандашом в кружочек.
- Пальчики наши готовы к работе, подготовим внимание и память.
- А что вы запомнили про эти слова? ( Написание таких слов надо запомнить ).
-Назовите место удвоенной согласной в слове.
( В середине, в начале, в конце слова .)
-Что нам поможет написать слова правильно? (Орфографический словарь.)
- Как правильно переносить слова с удвоенными согласными? ( при переносе слов удвоенные согласные разделяются )
Ты одной закончи строчку,
А с другой её начни!
-Есть ли исключения в этом правиле?
( Нельзя переносить односложные слова и не разделяются удвоенные согласные в самом начале слова или в конце слова. )
- Какая цель нашего урока, если мы уже изучили данную тему ?
( Нам необходимо сегодня закрепить знания и умения по этой теме и применять их при выполнении различных заданий )
- Когда же надо писать двойные согласные в слове?
Когда при произношении согласный произносится долго.
- 1 задание. По нашей теме удвоенные согласные я приготовила интересное задание. Посмотрите внимательно, есть ли ошибка здесь? Не забудьте обсудить свое решение с соседом.
- На доске запись:
Я сегодня всем наврал - от стыда алею.
Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.
Учитель . Почему мальчику хочется спрятаться? А что лучше сделать, если, так уж получилось, ты обманул?
Уч-ся. Признаться и извиниться, больше так не делать.
Учитель . Есть ошибка здесь или нет?
Дайте правильный ответ.
Учитель. Как объяснить удвоение согласной в данных словах? Составьте пары предложений.
Грипп – гриб, металл - метал (мяч)
Учитель (помощь).
1. Гриб один в лесу растёт,
грипп другой вас с ног собьёт.
За первым - нагибаемся,
вторым - все заражаемся.
2. Оля ядра из металла
дальше всех в длину метала.
Олей мы теперь гордимся,
обижать её боимся.
Физминутка.
Учитель. Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши.
1 .Спросите, не повысив тона :
Что больше, центнер или тонна?
2 .Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
3 .Кто получит низкий балл ,
Не придёт на школьный бал .
4 . Если в доме много сора ,
Может в доме вспыхнуть ссора.
-Какие сложности встретились при выполнении задания? Какие слова требовали особого внимания?
Какие слова в тексте звучат похоже, а пишутся по – разному? ( тона, тонна, крупы, группы, бал, балл, сор, ссора ). Объясните значение этих слов.
Учитель . Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной ?
Уч-ся. Уточнить, находится ли двойная согласная в этом слова, и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.
- Открываем учебник на стр. 122, упр. 183. Прочитайте задание.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
Прочитайте текст. Запишите его, вставляя подходящие по смыслу слова.
Подчеркните удвоенную согласную.
- Вспомните правило переноса слов с удвоенными согласными.
-Запишите слова с удвоенными согласными, разделяя для переноса.
Класс делится на группы по рядам. Каждой группе записать свои слова.
Составляют предложения с некоторыми словами.
- Группы выберите того ученика, который будет представлять ваше общее мнение при проверке задания.
(Представители от групп озвучивают правильные ответы .)
Упр.186. с. 123 (устно)
- Чему учились на уроке?
- Узнавали, когда и где в слове пишутся удвоенные согласные.
- Упражнялись в написании слов с двойными согласными.
- Пополняли словарный запас такими словами.
В рабочей тетради дано интересное задание на стр. 58, упр. 102 (открывают, читают задание). Устная работа с объяснением.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тип урока: открытие нового знания
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Планируемые результаты:
• проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу
• понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
• определять цель деятельности на уроке;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
• делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
• слушать и понимать речь других;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками
предметные: правильно переносить слова с удвоенными согласными.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым днём этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы сделаете еще одно важное открытие.
-Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?
(Трудиться, работать самому.)
– Зачем нужны знания?
( Чтобы быть умным, образованным .)
- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.
2. Актуализация знаний.
На доске: кк бб мм нн сс пп лл жж
- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать?
(Все согласные, строчные.)
- Определите закономерность написания букв?
(Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)
-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.
- Проверьте с образцом.
бб жж кк лл мм нн пп сс
- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)
- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.
– Какая буква может быть лишней?
(ж – обозначает всегда твёрдый согласный звук) (с – обозначает глухой согласный звук)
-Вспомните слова, которые пишутся с двумя сс ? Подсказка: мы их слышим на каждом уроке. (Классная, класс, русский)
-О каких словах мы будем говорить на уроке?
(О словах с удвоенной согласной).
-Какая у нас будет тема урока?
-Что заметили в названии темы урока?
(Есть слово с удвоенной согласной).
3. Постановка цели и задач урока.
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова:
• Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
• Научиться …правильно, писать эти слова и правильно переносить слова с удвоенной согласной
- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.
4. Открытие нового знания.
-Ребята, я вчера, когда вы ушли домой, нашла на парте любопытную записку
(на доске запись):
Я сегодня всем наврал - от стыда алею.
Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.
алея – становиться ярко-красным .
-Чем интересно написание слов алея- аллея ?
(Проверь! или Запомни!).
-Как вы думаете, слова с удвоенной согласной к какой группе относится: Проверь! или Запомни!? -Давайте прочитаем об этом в учебнике. Откройте стр 120, прочитайте слова профессора Самоварова. (чтение правила на с.120)
-А где у нас живут слова написание которых надо запомнить? (В орфографическом словаре)
- Открываем наш словарь на стр 141.
- Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните эти слова. ( поиск)
- Проверяем, какие слова живут у нас в словаре?
( Аллея, группа, жужжать, пассажир, перрон, суббота, сумма, троллейбус, хоккей).
-Запишите эти слова, подчеркните удвоенную согласную.
(Учитель называет слова, если в слове нет двойных согласных, дети приседают.)
Сумма, сумка, теннис, тенистый, колонна, колонка, касса, косить, алый, аллея
7. Работа по учебнику.
- Ребята, когда вы записывали слова, я обратила внимание, что не все слова поместились у вас на строчке, и при переносе их вы допустили ошибки.
Давайте вспомним алгоритм деления слова для переноса.
1. Раздели слово на слоги.
2. Перенеси слово по слогам.
3. Если в слове один слог, его делить для переноса нельзя.
4. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку
-А теперь мы сможем выполнить Упражнение 179.
-Перед вами на карточках слова из упражнения 179, которые мы будем делить для переноса. Работаем по алгоритму. Сначала разделим слова на слоги. (Проверка)
-А делить для переноса вы будете слово при помощи ножниц – надо его правильно разрезать.
Класс, хок-кей, жуж-жит, рас-сказ, суб-бота, суббо-та, грипп, шо-ссе, ал-лея
- Итак, проверим. (Каждый выходит и объясняет, как разделил свое слово для переноса).
- А мы свами записываем слово и делим его для переноса.
-Как же переносить слова с удвоенной согласной?
- При переносе слов с удвоенной согласной одну букву оставляют на строчке, а другую переносят .
-Назовите слова, которые нельзя делить для переноса. (Класс, грипп)
-Какое слово можно перенести двумя способами?
8.Самостоятельная работа в парах.
Игра “Собери слова”. Работа в паре. Фронтальная проверка. (Из конверта достаются карточки со слогами)
- Сейчас вам предстоит поработать в парах.
- Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.
- Проверим, что у вас получилось.
-Назовите математическое слово (сумма)
-Назовите транспортное средство (троллейбус)
- Назовите человека, пользующего транспортом (пассажир)
- Назовите имя человека (Эмма)
-Запишите слова с удвоенной согласной.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Ванна, грамм, тонна, сумма, масса. (+ — + + +).
-У кого нет ошибок? Молодцы.
-У кого есть 2 и более ошибок? Не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?
(Больше тренироваться в выполнении таких заданий).
Б ( Б езымянный) – близость цели.
- Чему научились? (Научились писать слова с удвоенными согласными и правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.)
С ( С редний) – состояние духа.
-Кто доволен своей работой на уроке?
У ( У казательный) – услуга, помощь.
-Всем ли помогли понять новую тему учитель, одноклассники, вы сами другим?
Урок закрепления во 2 классе по программе "Перспектива". Тема урока "Слова с удвоенными согласными".
Тема урока: Слова с удвоенными согласными.
Цель: закрепить умение правильно писать слова с удвоенными согласными.
Планируемые результаты:
Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.
Познавательные учебные действия: наблюдать над положением двойных согласных в составе слова. Формировать умение слышать и обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить данные слова. Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию. Тренировать обучающихся в написании слов с двойными согласными, употреблении их в речи. Развивать умения видеть орфограммы. Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.
Коммуникативные действия: развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения в паре.
Личностные учебные действия: сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке
Ожидаемые результаты:
повышение активности учащихся на уроках;
улучшение результатов обучения;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в
практической деятельности и повседневной жизни.
I. Оргмомент. Создание эмоционального настроя.
- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу успеха.
Я желаю тебе успеха.
Я желаю тебе доброты.
Я хочу, чтобы сердце твоё подарило
Всем живущим на свете много любви.
- Обратите внимание на правильную посадку. Садитесь.
- Сегодня на уроке русского языка вы ещё раз убедитесь в том, как сложен, красив и интересен русский язык. А эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица "Грамоте учиться - всегда пригодится”.
II. Актуализация знаний обучающихся.
Чистописание.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На доске записаны буквосочетания: бб, пп, рр, кк, сс, нн, мм, жж, лл,
Русский солдат не знает преград.
- -Вспомните, в каких словах вы могли встретить такие сочетания букв. (В словах с удвоенной согласной)
- Запишите буквы очень аккуратно на строке.
-Подчеркните самое красивое соединение.
- Объясните смысл пословицы. Спишите. Подчеркните орфограммы.
- Оцените свою работу в листе самоконтроля.
III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
Прочитайте запись на доске:
Аннаиаллазаходятвкласс.
- Можно назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?
- Какое оно по цели высказывания? Какой знак препинания поставите в конце предложения?
- Запишите предложение, правильно оформляя при записи.
-Объясните правописание слов, подчеркните орфограммы.
- Оцените свою работу на полях.
- Назовите слова с удвоенными согласными. (Анна, Алла, класс)
- Как звучит удвоенный согласный в слове? (Протяжно).
- Закроем одну букву. Прочитайте слово. Что изменилось? (Звук звучит коротко)
- Какой вывод можно сделать? (Удвоенные согласные пишутся в словах, где при произношении слышится долгий согласный звук).
-Можно ли проверить написание двойных согласных в слове? (Нет)
- Где мы можем посмотреть написание этих слов? (В орфографическом словаре)
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Слова с удвоенными согласными)
- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? Какую цель поставите на уроке?
- Будем учиться правильно писать слова с удвоенными согласными,
- Разделите слова в предложении для переноса. Какие правила переноса слов вы уже знаете?
-Чему еще будем учиться? (Правильно переносить слова с удвоенной согласной).
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со словами с удвоенной согласной.
-В русском языке много слов с удвоенными согласными. Познакомимся с ними.
С двойной согласной непременно
Пишем мы слова: антенна,
Килограмм и грамм, и тонна
Пассажир, шоссе, колонна,
Ссора, теннис и программа,
Группа, касса, телеграмма,
Русский, класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.
Все слова даны не зря,
Их запомните, друзья!
- Отгадайте некоторые из них.
1. Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
И называется…. (Перрон- пассажирская платформа на железнодорожной станции)
2. Проста загадка и легка
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я…(Хоккей- спортивная игра на льду)
3. В магазин с сестрой ходили,
Всё, что надо, там купили .
За батон, бутылку кваса
Деньги заплатили в…(Касса- аппарат, который распечатывает чеки и место, где находится аппарат, место, где продают билеты).
- В каком словаре можно посмотреть значение данных слов? (В толковом словаре)
- Запишите слова- отгадки, разделив их черточкой для переноса.
Пер-рон, хок-кей, кас-са.
- Как нужно переносить слова с удвоенными согласными с одной строчки на другую? (При переносе слов с удвоенными согласными одна согласная остаётся на строке, а другая переносится).
Эти буквы близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку
А с другой ее начни.
- Оцените свою работу в листе самоконтроля.
V. Динамическая пауза.
VI. Закрепление пройденного.
Работа в парах.
- Предлагаю поработать в парах. Упр. 185, с.123.
- Какими словами заменили каждое словосочетание? (Словами с удвоенными согласными)
- Запишите их. Разделите их для переноса.
- Расскажите своему соседу, как будете делить слова с удвоенной согласной для переноса.
- Оцените свою работу в листе самоконтроля.
Самостоятельная работа.
1.Найди слова с ошибкой, исправь их:
Класс, шоссе, телеграма, субота, хоккей, группа.
2. В каком ряду во всех словах пишется двойная согласная буква:
1. Хо… ей, шо… е, ра…каз;
2. Шири…а, дли…ый, весё…ый;
3. Ко… ектив, шко..а , кра…ный.
3. В каком ряду верно выполнен перенос слов:
1. Рас-свет, с-сора, грам-м;
2. От-те-пель, осен-ний, Ал-ла;
3. От-тянуть, ван-на, а-ллея.
- Оцените свою работу в листе самоконтроля.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
- Оцените свою работу на уроке. Обратите внимание на лист самоконтроля.
!- Вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы активно работали на уроке.
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Планируемые результаты:
• проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу
• понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
• определять цель деятельности на уроке;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
• делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
• слушать и понимать речь других;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками
предметные: правильно переносить слова с удвоенными согласными.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым днём этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы сделаете еще одно важное открытие.
-Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?
(Трудиться, работать самому.)
– Зачем нужны знания?
(Чтобы быть умным, образованным.)
- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.
2. Актуализация знаний.
На доске: кк бб мм нн сс пп лл жж
- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать?
(Все согласные, строчные.)
- Определите закономерность написания букв?
(Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)
-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.
- Проверьте с образцом.
бб жж кк лл мм нн пп сс
- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)
- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.
– Какая буква может быть лишней?
(ж – обозначает всегда твёрдый согласный звук) (с – обозначает глухой согласный звук)
-Вспомните слова, которые пишутся с двумя сс ? Подсказка: мы их слышим на каждом уроке. (Классная, класс, русский)
-О каких словах мы будем говорить на уроке?
(О словах с удвоенной согласной).
-Какая у нас будет тема урока?
-Что заметили в названии темы урока?
(Есть слово с удвоенной согласной).
3. Постановка цели и задач урока.
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова:
• Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
• Научиться…правильно, писать эти слова и правильно переносить слова с удвоенной согласной
- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.
4. Открытие нового знания.
-Ребята, я вчера, когда вы ушли домой, нашла на парте любопытную записку
(на доске запись):
Я сегодня всем наврал - от стыда алею.
Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.
алея – становиться ярко-красным.
-Чем интересно написание слов алея- аллея ?
(Проверь! или Запомни!).
-Как вы думаете, слова с удвоенной согласной к какой группе относится: Проверь! или Запомни!? -Давайте прочитаем об этом в учебнике. Откройте стр 120, прочитайте слова профессора Самоварова. (чтение правила на с.120)
-А где у нас живут слова написание которых надо запомнить? (В орфографическом словаре)
- Открываем наш словарь на стр 141.
- Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните эти слова. ( поиск)
- Проверяем, какие слова живут у нас в словаре?
( Аллея, группа, жужжать, пассажир, перрон, суббота, сумма, троллейбус, хоккей).
-Запишите эти слова, подчеркните удвоенную согласную.
(Учитель называет слова, если в слове нет двойных согласных, дети приседают.)
Сумма, сумка, теннис, тенистый, колонна, колонка, касса, косить, алый, аллея
7. Работа по учебнику.
- Ребята, когда вы записывали слова, я обратила внимание, что не все слова поместились у вас на строчке, и при переносе их вы допустили ошибки.
Давайте вспомним алгоритм деления слова для переноса.
1. Раздели слово на слоги.
2. Перенеси слово по слогам.
3. Если в слове один слог, его делить для переноса нельзя.
4. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку
-А теперь мы сможем выполнить Упражнение 179.
-Перед вами на карточках слова из упражнения 179, которые мы будем делить для переноса. Работаем по алгоритму. Сначала разделим слова на слоги. (Проверка)
-А делить для переноса вы будете слово при помощи ножниц – надо его правильно разрезать.
Класс, хок-кей, жуж-жит, рас-сказ, суб-бота, суббо-та, грипп, шо-ссе, ал-лея
- Итак, проверим. (Каждый выходит и объясняет, как разделил свое слово для переноса).
- А мы свами записываем слово и делим его для переноса.
-Как же переносить слова с удвоенной согласной?
- При переносе слов с удвоенной согласной одну букву оставляют на строчке, а другую переносят.
-Назовите слова, которые нельзя делить для переноса. (Класс, грипп)
-Какое слово можно перенести двумя способами?
8.Самостоятельная работа в парах.
Игра “Собери слова”. Работа в паре. Фронтальная проверка. (Из конверта достаются карточки со слогами)
- Сейчас вам предстоит поработать в парах.
- Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.
- Проверим, что у вас получилось.
-Назовите математическое слово (сумма)
-Назовите транспортное средство (троллейбус)
- Назовите человека, пользующего транспортом (пассажир)
- Назовите имя человека (Эмма)
-Запишите слова с удвоенной согласной.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Ванна, грамм, тонна, сумма, масса. (+ — + + +).
-У кого нет ошибок? Молодцы.
-У кого есть 2 и более ошибок? Не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?
(Больше тренироваться в выполнении таких заданий).
Б (Безымянный) – близость цели.
- Чему научились? (Научились писать слова с удвоенными согласными и правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.)
С (Средний) – состояние духа.
-Кто доволен своей работой на уроке?
У (Указательный) – услуга, помощь.
-Всем ли помогли понять новую тему учитель, одноклассники, вы сами другим?
Читайте также: