Удвоенные согласные 2 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Правописание слов с удвоенными согласными буквами.

2) Правила переноса слов с удвоенными согласными

Глоссарий по теме:

Удвоенные согласные буквы – это две одинаковые согласные буквы в слове, стоящие рядом.

Удвоенные согласные буквы в слове – это орфограмма.

Слова с удвоенными согласными буквами – это слова, в которых пишутся удвоенные согласные буквы

Правописание слов с удвоенными согласными буквами нужно проверять по орфографическому словарю.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 117-118.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.53-54.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 40.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 43-47.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Удивительно, но при помощи звуков общаются не только люди, но почти все животные на Земле! Речевой аппарат у животных не так развит, как у человека. Однако, и они способны искусно издавать звуки разной долготы.

Прислушайтесь: ваННа, каССа, жжётся. На письме такие согласные звуки обозначили двумя одинаковыми согласными буквами. И эти буквы стали называть удвоенными согласными.

Понять по произношению, нужно писать удвоенные согласные буквы или нет можно только в нескольких словах русского языка. В большинстве таких слов эти согласные звуки слышатся так же, как и остальные. Например, ПЕРРОН, КОЛЛЕКТИВ, ХОККЕЙ.

Вспомните то время, когда вы только учились читать. Тогда, если встречалось слово с удвоенной согласной буквой, вас просили произносить не два отдельных звука, а только один.

Написание слов с удвоенными согласными буквами нужно запомнить.

Удвоенные согласные буквы в корне слова – это орфограмма.

Грамотно писать слова с удвоенными согласными буквами вы сможете, если будете пополнять свой словарный запас словами с этой орфограммой. Но правописание слов с удвоенными буквами всегда проверяйте по орфографическому словарю.

Чтобы орфографический словарь всегда оставался вам другом, действуйте по следующему алгоритму:

Шаг 1. Определите слово, написание которого нужно проверить.

Шаг 2. Определите, с какой буквы начинается это слово.

Шаг 3. Найдите в словаре страницу со словами на эту букву.

Шаг 4. Чтобы быстрее найти нужное слово, определите вторую и третью буквы в этом слове.

5.Найдите в словаре страницу со словами, у которых вторая и третья буквы такие же.

6.Двигаясь дальше по списку слов в словаре, найдите нужное вам слово.

7.Сравните своё написание с написанием в словаре.

8.Если написание не совпадает, то исправьте написанное вами слово.

Большинство слов с удвоенными согласными буквами в корне пришли в русский язык от других народов. Например, слово шоссе французского происхождения, а слово группа - немецкого. А вот слово пассажир, по предположениям учёных, пришло к нам из средневековой Голландии.

Среди слов с удвоенными согласными буквами в корне есть и слова русского происхождения. Их очень немного. Например, Россия, русский, вожжи, жужжит.

Переносить слова с удвоенными согласными нужно по правилу. Если такие буквы находятся в середине слова, то при переносе одна из них останется на строке, а другая переносится на следующую. Если слово начинается или заканчивается удвоенными согласными буквами, то делиться при переносе они не будут. Например, в словах ван-на и шос-се при переносе мы разделим удвоенные согласные, а в словах килограмм и балл - нет.

Удвоенные согласные буквы в русском языке могут находиться в различных частях слова.

Пока, во 2 классе, вы познакомитесь только с правописанием удвоенных согласных в корне слова. Если хорошо научитесь этому, то в дальнейшем будете легко осваивать и другие случаи написания удвоенных согласных букв в словах русского языка.

Вы будете успешными учениками!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Зачеркивание элементов

Зачеркни неверные варианты переноса слов с двойной согласной буквой

ДРОЖ-ЖИ, ЖУ-ЖЖАТЬ, АЛ-ЛЕЯ, СУМ-МА, ГА-ММА, КРОС-С, ЭКСПРЕС-С, КЛАС-С, ПЕ-РРОН, ДОЛ-ЛАР, МАС-СА

Подсказка: Вспомни правила переноса слов с удвоенными согласными. Определи, соответствует ли предложенный вариант этому правилу. Если предложенный вариант переноса не соответствует правилу, то зачеркни его.

Правильный ответ: ДРОЖ-ЖИ, ЖУ-ЖЖАТЬ, АЛ-ЛЕЯ, СУМ-МА, ГА-ММА, КРОС-С, ЭКСПРЕС-С, КЛАС-С, ПЕ-РРОН, ДОЛ-ЛАР, МАС-СА

Задание. Поставьте слова в соответствующий столбец таблицы.

Определите, в корне каких слов пишется одна буква С, а в каких - удвоенные буквы С. Расположите слова в соответствующий столбец таблицы.

ПА__АЖИР, ШО__Е, ФА__ОЛЬ, КЛА__НЫЙ, ЧА__ОВЩИК, БА__ЕЙН, КА__А, КОНКУР__

Подсказка: Найди слово в орфографическом словаре и проверь свои предположения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, распределение работы; формулировать своё мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению точно и полно выражать свои мысли

Регулятивные: осуществление контроля процесса и результатов деятельности; принимать и сохранять учебную задачу, находить варианты решения учебной задачи, отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение применять полученные знания в нестандартной ситуации: проводить анализ учебного материала, ориентироваться в учебнике

Планируемый результат:

- Научаться слышать слова с удвоенными согласными в корне, правильно обозначать их на письме и обосновывать своё мнение;

- Смогут определять длинный и короткий звук в слове и обосновывать своё мнение;

- Используют приобретённые знания для выполнения творческого задания по данной теме.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Ч. 1. Стр.122 - 123.

Рабочая тетрадь Ч. 1 стр. 59

Имеется дополнительный материал для учащихся.

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_dvoynye_soglasnye.docx 105.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

Учитель Ручкина Наталья Захаровна

Тема: Слова с удвоенными согласными (2-й урок по теме)

Личностные : устанавливать связь между целью деятельности и её результатом определять правила работы в группе, положительное отношение к школе и учебной деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, распределение работы; формулировать своё мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению точно и полно выражать свои мысли

Регулятивные: осуществление контроля процесса и результатов деятельности; принимать и сохранять учебную задачу, находить варианты решения учебной задачи, отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение применять полученные знания в нестандартной ситуации: проводить анализ учебного материала, ориентироваться в учебнике

- Научаться слышать слова с удвоенными согласными в корне, правильно обозначать их на письме и обосновывать своё мнение;

- Смогут определять длинный и короткий звук в слове и обосновывать своё мнение;

- Используют приобретённые знания для выполнения творческого задания по данной теме.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Ч. 1. Стр.122 - 123.

Рабочая тетрадь Ч. 1 стр. 59

Имеется дополнительный материал для учащихся. См. приложение

Деятельность учителя и ученика.

3. Постановка цели урока.

4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

6.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

8.Работа в группах.

(применяется личностно-ориентированное обучение, проблемно-дискуссионное обучение)

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

И помните: как хорошо, что мы сегодня все здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

- Вспоминаем правила посадки при письме.

А теперь давайте сделаем гимнастику для пальчиков:

- Тесто мнём, мнём, мнём! – (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки, одновременно и поочередно).

- Тесто жмём, жмём, жмём! - Пироги мы испечём! – (руками совершаем движения, как будто лепим пирожки)

- На доске запись: бб, жк, нн, дк, кк, ск, лл, тр, ее, жж, зд, мм, пп, вс, рр, сс, тт

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. Прочитайте про себя буквосочетания. Слоги ли это? Почему? ( Нет, это не слоги. Здесь нет гласных. Они состоят только из согласных букв ).

- Запишите в тетрадь согласные буквы-близнецы, соблюдая правила каллиграфии. Какие правила каллиграфии – знаете. Назовите их. Проверим все ли верно.

На доске : 1. соответствие образцу;

2. одинаковый наклон,

3. одинаковая высота,

4. одинаковое расстояние между буквами.

Самые красивые буквы обводим карандашом в кружочек.

- Пальчики наши готовы к работе, подготовим внимание и память.

- А что вы запомнили про эти слова? ( Написание таких слов надо запомнить ).

-Назовите место удвоенной согласной в слове.

( В середине, в начале, в конце слова .)

-Что нам поможет написать слова правильно? (Орфографический словарь.)

- Как правильно переносить слова с удвоенными согласными? ( при переносе слов удвоенные согласные разделяются )

Ты одной закончи строчку,

А с другой её начни!

-Есть ли исключения в этом правиле?

( Нельзя переносить односложные слова и не разделяются удвоенные согласные в самом начале слова или в конце слова. )

- Какая цель нашего урока, если мы уже изучили данную тему ?

( Нам необходимо сегодня закрепить знания и умения по этой теме и применять их при выполнении различных заданий )

- Когда же надо писать двойные согласные в слове?

Когда при произношении согласный произносится долго.

- 1 задание. По нашей теме удвоенные согласные я приготовила интересное задание. Посмотрите внимательно, есть ли ошибка здесь? Не забудьте обсудить свое решение с соседом.

- На доске запись:
Я сегодня всем наврал - от стыда алею.
Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.
Учитель . Почему мальчику хочется спрятаться? А что лучше сделать, если, так уж получилось, ты обманул?
Уч-ся. Признаться и извиниться, больше так не делать.
Учитель . Есть ошибка здесь или нет?
Дайте правильный ответ.
Учитель. Как объяснить удвоение согласной в данных словах? Составьте пары предложений.

Грипп – гриб, металл - метал (мяч)
Учитель (помощь).
1. Гриб один в лесу растёт,
грипп другой вас с ног собьёт.
За первым - нагибаемся,
вторым - все заражаемся.
2. Оля ядра из металла
дальше всех в длину метала.
Олей мы теперь гордимся,
обижать её боимся.
Физминутка.
Учитель. Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши.
1 .Спросите, не повысив тона :
Что больше, центнер или тонна?
2 .Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
3 .Кто получит низкий балл ,
Не придёт на школьный бал .
4 . Если в доме много сора ,
Может в доме вспыхнуть ссора.

-Какие сложности встретились при выполнении задания? Какие слова требовали особого внимания?

Какие слова в тексте звучат похоже, а пишутся по – разному? ( тона, тонна, крупы, группы, бал, балл, сор, ссора ). Объясните значение этих слов.

Учитель . Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной ?
Уч-ся. Уточнить, находится ли двойная согласная в этом слова, и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.

- Открываем учебник на стр. 122, упр. 183. Прочитайте задание.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Прочитайте текст. Запишите его, вставляя подходящие по смыслу слова.

Подчеркните удвоенную согласную.

- Вспомните правило переноса слов с удвоенными согласными.

-Запишите слова с удвоенными согласными, разделяя для переноса.

Класс делится на группы по рядам. Каждой группе записать свои слова.

Составляют предложения с некоторыми словами.

- Группы выберите того ученика, который будет представлять ваше общее мнение при проверке задания.

(Представители от групп озвучивают правильные ответы .)

Упр.186. с. 123 (устно)

  • Чему учились на уроке?
  • Узнавали, когда и где в слове пишутся удвоенные согласные.
  • Упражнялись в написании слов с двойными согласными.
  • Пополняли словарный запас такими словами.

В рабочей тетради дано интересное задание на стр. 58, упр. 102 (открывают, читают задание). Устная работа с объяснением.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: открытие нового знания

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

• проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу

• понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

• определять цель деятельности на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

• делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

• слушать и понимать речь других;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками

предметные: правильно переносить слова с удвоенными согласными.

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым днём этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы сделаете еще одно важное открытие.

-Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?

(Трудиться, работать самому.)

– Зачем нужны знания?

( Чтобы быть умным, образованным .)

- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.

2. Актуализация знаний.

На доске: кк бб мм нн сс пп лл жж

- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать?

(Все согласные, строчные.)

- Определите закономерность написания букв?

(Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)

-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.

- Проверьте с образцом.

бб жж кк лл мм нн пп сс

- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)

- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.

– Какая буква может быть лишней?

(ж – обозначает всегда твёрдый согласный звук) (с – обозначает глухой согласный звук)

-Вспомните слова, которые пишутся с двумя сс ? Подсказка: мы их слышим на каждом уроке. (Классная, класс, русский)

-О каких словах мы будем говорить на уроке?

(О словах с удвоенной согласной).

-Какая у нас будет тема урока?

-Что заметили в названии темы урока?

(Есть слово с удвоенной согласной).

3. Постановка цели и задач урока.

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова:

• Познакомиться…со словами с удвоенной согласной

• Научиться …правильно, писать эти слова и правильно переносить слова с удвоенной согласной

- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.

4. Открытие нового знания.

-Ребята, я вчера, когда вы ушли домой, нашла на парте любопытную записку

(на доске запись):
Я сегодня всем наврал - от стыда алею.
Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.

hello_html_m4c5bffe8.jpg

hello_html_mf191ea4.jpg

алея – становиться ярко-красным .

-Чем интересно написание слов алея- аллея ?

(Проверь! или Запомни!).

-Как вы думаете, слова с удвоенной согласной к какой группе относится: Проверь! или Запомни!? -Давайте прочитаем об этом в учебнике. Откройте стр 120, прочитайте слова профессора Самоварова. (чтение правила на с.120)

-А где у нас живут слова написание которых надо запомнить? (В орфографическом словаре)

- Открываем наш словарь на стр 141.

- Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните эти слова. ( поиск)

- Проверяем, какие слова живут у нас в словаре?

( Аллея, группа, жужжать, пассажир, перрон, суббота, сумма, троллейбус, хоккей).

-Запишите эти слова, подчеркните удвоенную согласную.

(Учитель называет слова, если в слове нет двойных согласных, дети приседают.)

Сумма, сумка, теннис, тенистый, колонна, колонка, касса, косить, алый, аллея

7. Работа по учебнику.

- Ребята, когда вы записывали слова, я обратила внимание, что не все слова поместились у вас на строчке, и при переносе их вы допустили ошибки.

Давайте вспомним алгоритм деления слова для переноса.

1. Раздели слово на слоги.

2. Перенеси слово по слогам.

3. Если в слове один слог, его делить для переноса нельзя.

4. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку

-А теперь мы сможем выполнить Упражнение 179.

-Перед вами на карточках слова из упражнения 179, которые мы будем делить для переноса. Работаем по алгоритму. Сначала разделим слова на слоги. (Проверка)

-А делить для переноса вы будете слово при помощи ножниц – надо его правильно разрезать.

Класс, хок-кей, жуж-жит, рас-сказ, суб-бота, суббо-та, грипп, шо-ссе, ал-лея

- Итак, проверим. (Каждый выходит и объясняет, как разделил свое слово для переноса).

- А мы свами записываем слово и делим его для переноса.

-Как же переносить слова с удвоенной согласной?

- При переносе слов с удвоенной согласной одну букву оставляют на строчке, а другую переносят .

-Назовите слова, которые нельзя делить для переноса. (Класс, грипп)

-Какое слово можно перенести двумя способами?

8.Самостоятельная работа в парах.

Игра “Собери слова”. Работа в паре. Фронтальная проверка. (Из конверта достаются карточки со слогами)

- Сейчас вам предстоит поработать в парах.

- Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.

- Проверим, что у вас получилось.

-Назовите математическое слово (сумма)

-Назовите транспортное средство (троллейбус)

- Назовите человека, пользующего транспортом (пассажир)

- Назовите имя человека (Эмма)

-Запишите слова с удвоенной согласной.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Ванна, грамм, тонна, сумма, масса. (+ — + + +).

-У кого нет ошибок? Молодцы.

-У кого есть 2 и более ошибок? Не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?

(Больше тренироваться в выполнении таких заданий).

Б ( Б езымянный) – близость цели.

- Чему научились? (Научились писать слова с удвоенными согласными и правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.)

С ( С редний) – состояние духа.

-Кто доволен своей работой на уроке?

У ( У казательный) – услуга, помощь.

-Всем ли помогли понять новую тему учитель, одноклассники, вы сами другим?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления во 2 классе по программе "Перспектива". Тема урока "Слова с удвоенными согласными".

Тема урока: Слова с удвоенными согласными.

Цель: закрепить умение правильно писать слова с удвоенными согласными.

Планируемые результаты:

Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.

Познавательные учебные действия: наблюдать над положением двойных согласных в составе слова. Формировать умение слышать и обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить данные слова. Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию. Тренировать обучающихся в написании слов с двойными согласными, употреблении их в речи. Развивать умения видеть орфограммы. Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.

Коммуникативные действия: развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения в паре.

Личностные учебные действия: сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке

Ожидаемые результаты:

повышение активности учащихся на уроках;

улучшение результатов обучения;

использование учащимися приобретённых знаний и умений в

практической деятельности и повседневной жизни.

I. Оргмомент. Создание эмоционального настроя.

- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу успеха.

Я желаю тебе успеха.

Я желаю тебе доброты.

Я хочу, чтобы сердце твоё подарило

Всем живущим на свете много любви.

- Обратите внимание на правильную посадку. Садитесь.

- Сегодня на уроке русского языка вы ещё раз убедитесь в том, как сложен, красив и интересен русский язык. А эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица "Грамоте учиться - всегда пригодится”.

II. Актуализация знаний обучающихся.

Чистописание.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске записаны буквосочетания: бб, пп, рр, кк, сс, нн, мм, жж, лл,

Русский солдат не знает преград.

- -Вспомните, в каких словах вы могли встретить такие сочетания букв. (В словах с удвоенной согласной)

- Запишите буквы очень аккуратно на строке.

-Подчеркните самое красивое соединение.

- Объясните смысл пословицы. Спишите. Подчеркните орфограммы.

- Оцените свою работу в листе самоконтроля.

III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Прочитайте запись на доске:

Аннаиаллазаходятвкласс.

- Можно назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?

- Какое оно по цели высказывания? Какой знак препинания поставите в конце предложения?

- Запишите предложение, правильно оформляя при записи.

-Объясните правописание слов, подчеркните орфограммы.

- Оцените свою работу на полях.

- Назовите слова с удвоенными согласными. (Анна, Алла, класс)

- Как звучит удвоенный согласный в слове? (Протяжно).

- Закроем одну букву. Прочитайте слово. Что изменилось? (Звук звучит коротко)

- Какой вывод можно сделать? (Удвоенные согласные пишутся в словах, где при произношении слышится долгий согласный звук).

-Можно ли проверить написание двойных согласных в слове? (Нет)

- Где мы можем посмотреть написание этих слов? (В орфографическом словаре)

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Слова с удвоенными согласными)

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? Какую цель поставите на уроке?

- Будем учиться правильно писать слова с удвоенными согласными,

- Разделите слова в предложении для переноса. Какие правила переноса слов вы уже знаете?

-Чему еще будем учиться? (Правильно переносить слова с удвоенной согласной).

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со словами с удвоенной согласной.

-В русском языке много слов с удвоенными согласными. Познакомимся с ними.

С двойной согласной непременно
Пишем мы слова: антенна,
Килограмм и грамм, и тонна
Пассажир, шоссе, колонна,
Ссора, теннис и программа,
Группа, касса, телеграмма,
Русский, класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.

Все слова даны не зря,

Их запомните, друзья!

- Отгадайте некоторые из них.

1. Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда,

И называется…. (Перрон- пассажирская платформа на железнодорожной станции)

2. Проста загадка и легка

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я…(Хоккей- спортивная игра на льду)

3. В магазин с сестрой ходили,

Всё, что надо, там купили .

За батон, бутылку кваса

Деньги заплатили в…(Касса- аппарат, который распечатывает чеки и место, где находится аппарат, место, где продают билеты).

- В каком словаре можно посмотреть значение данных слов? (В толковом словаре)

- Запишите слова- отгадки, разделив их черточкой для переноса.

Пер-рон, хок-кей, кас-са.

- Как нужно переносить слова с удвоенными согласными с одной строчки на другую? (При переносе слов с удвоенными согласными одна согласная остаётся на строке, а другая переносится).

Эти буквы близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку
А с другой ее начни.

- Оцените свою работу в листе самоконтроля.

V. Динамическая пауза.

VI. Закрепление пройденного.

Работа в парах.

- Предлагаю поработать в парах. Упр. 185, с.123.

- Какими словами заменили каждое словосочетание? (Словами с удвоенными согласными)

- Запишите их. Разделите их для переноса.

- Расскажите своему соседу, как будете делить слова с удвоенной согласной для переноса.

- Оцените свою работу в листе самоконтроля.

Самостоятельная работа.

1.Найди слова с ошибкой, исправь их:

Класс, шоссе, телеграма, субота, хоккей, группа.

2. В каком ряду во всех словах пишется двойная согласная буква:

1. Хо… ей, шо… е, ра…каз;

2. Шири…а, дли…ый, весё…ый;

3. Ко… ектив, шко..а , кра…ный.

3. В каком ряду верно выполнен перенос слов:

1. Рас-свет, с-сора, грам-м;

2. От-те-пель, осен-ний, Ал-ла;

3. От-тянуть, ван-на, а-ллея.

- Оцените свою работу в листе самоконтроля.

VII. Рефлексия учебной деятельности.

- Оцените свою работу на уроке. Обратите внимание на лист самоконтроля.

!- Вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы активно работали на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

• проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу

• понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

• определять цель деятельности на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

• делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

• слушать и понимать речь других;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками

предметные: правильно переносить слова с удвоенными согласными.

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым днём этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы сделаете еще одно важное открытие.

-Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?

(Трудиться, работать самому.)

– Зачем нужны знания?

(Чтобы быть умным, образованным.)

- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.

2. Актуализация знаний.

На доске: кк бб мм нн сс пп лл жж

- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать?

(Все согласные, строчные.)

- Определите закономерность написания букв?

(Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)

-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.

- Проверьте с образцом.

бб жж кк лл мм нн пп сс

- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)

- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.

– Какая буква может быть лишней?

(ж – обозначает всегда твёрдый согласный звук) (с – обозначает глухой согласный звук)

-Вспомните слова, которые пишутся с двумя сс ? Подсказка: мы их слышим на каждом уроке. (Классная, класс, русский)

-О каких словах мы будем говорить на уроке?

(О словах с удвоенной согласной).

-Какая у нас будет тема урока?

-Что заметили в названии темы урока?

(Есть слово с удвоенной согласной).

3. Постановка цели и задач урока.

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова:

• Познакомиться…со словами с удвоенной согласной

• Научиться…правильно, писать эти слова и правильно переносить слова с удвоенной согласной

- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.

4. Открытие нового знания.

-Ребята, я вчера, когда вы ушли домой, нашла на парте любопытную записку

(на доске запись):
Я сегодня всем наврал - от стыда алею.
Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.



алея – становиться ярко-красным.

-Чем интересно написание слов алея- аллея ?

(Проверь! или Запомни!).

-Как вы думаете, слова с удвоенной согласной к какой группе относится: Проверь! или Запомни!? -Давайте прочитаем об этом в учебнике. Откройте стр 120, прочитайте слова профессора Самоварова. (чтение правила на с.120)

-А где у нас живут слова написание которых надо запомнить? (В орфографическом словаре)

- Открываем наш словарь на стр 141.

- Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните эти слова. ( поиск)

- Проверяем, какие слова живут у нас в словаре?

( Аллея, группа, жужжать, пассажир, перрон, суббота, сумма, троллейбус, хоккей).

-Запишите эти слова, подчеркните удвоенную согласную.

(Учитель называет слова, если в слове нет двойных согласных, дети приседают.)

Сумма, сумка, теннис, тенистый, колонна, колонка, касса, косить, алый, аллея

7. Работа по учебнику.

- Ребята, когда вы записывали слова, я обратила внимание, что не все слова поместились у вас на строчке, и при переносе их вы допустили ошибки.

Давайте вспомним алгоритм деления слова для переноса.

1. Раздели слово на слоги.

2. Перенеси слово по слогам.

3. Если в слове один слог, его делить для переноса нельзя.

4. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку

-А теперь мы сможем выполнить Упражнение 179.

-Перед вами на карточках слова из упражнения 179, которые мы будем делить для переноса. Работаем по алгоритму. Сначала разделим слова на слоги. (Проверка)

-А делить для переноса вы будете слово при помощи ножниц – надо его правильно разрезать.

Класс, хок-кей, жуж-жит, рас-сказ, суб-бота, суббо-та, грипп, шо-ссе, ал-лея

- Итак, проверим. (Каждый выходит и объясняет, как разделил свое слово для переноса).

- А мы свами записываем слово и делим его для переноса.

-Как же переносить слова с удвоенной согласной?

- При переносе слов с удвоенной согласной одну букву оставляют на строчке, а другую переносят.

-Назовите слова, которые нельзя делить для переноса. (Класс, грипп)

-Какое слово можно перенести двумя способами?

8.Самостоятельная работа в парах.

Игра “Собери слова”. Работа в паре. Фронтальная проверка. (Из конверта достаются карточки со слогами)

- Сейчас вам предстоит поработать в парах.

- Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.

- Проверим, что у вас получилось.

-Назовите математическое слово (сумма)

-Назовите транспортное средство (троллейбус)

- Назовите человека, пользующего транспортом (пассажир)

- Назовите имя человека (Эмма)

-Запишите слова с удвоенной согласной.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Ванна, грамм, тонна, сумма, масса. (+ — + + +).

-У кого нет ошибок? Молодцы.

-У кого есть 2 и более ошибок? Не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?

(Больше тренироваться в выполнении таких заданий).

Б (Безымянный) – близость цели.

- Чему научились? (Научились писать слова с удвоенными согласными и правильно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую.)

С (Средний) – состояние духа.

-Кто доволен своей работой на уроке?

У (Указательный) – услуга, помощь.

-Всем ли помогли понять новую тему учитель, одноклассники, вы сами другим?

Читайте также: