Игровой и культурно досуговый проект понятие особенности конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Данное методическое пособие содержит основные сведения о типах досуговой деятельности. Раскрыты особенности досуговой деятельности, различие культурно-досуговой деятельности от образовательной программы дополнительного образования, структура досуговой деятельности , а также общие рекомендации по разработке и методы осуществления.

Введение
1. Что представляют досуговые программы
2. Организация деятельности образовательных программ
3. Типы досуговой деятельности
4. Структура досуговой программы
5. Содержание досуговой деятельности
Заключение
Список использованных источников

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно- нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно - досуговых центров.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно - досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно – досуговых учреждений, происходит развитие вне-институциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно - досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Совершенствования деятельности по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, ее расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.
Организация досуга - традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и форами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в ассоциативные группировки, препятствовали развитию вредных привычек и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.
Досуговые программы - определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий детей - от дошкольников до подростков. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на расширение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности.

Организация досуга - традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования.
Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только одна-жды. Досуговая программа может быть организованна как массовый детский праздник, может носить камерный характер. В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать отдельные коллективы, педагоги. Это может быть коллективное творчество нескольких подразделений, например детские новогодние праздники. Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие в программе становится важным фактором развития самосознания. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремление наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.

Вслед за А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой мы выделяем следующие типы культурно-досуговых программ:
- разовая игровая программа;
- конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
- игра-спектакль;
- театрализованная игра;
- зрелище;
- праздник;
- длительная досуговая программа.
В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень со-участия детей в программе и ее протяженность во времени.

Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть коротким и привлекательным.
• Пояснительная записка, которая включает в себя актуальность, рекламу планируемой деятельности с указанием тех потребностей, которые она планирует удовлетворить, продолжительность программы и ее адресат, количество занятий и учебных часов в неделю и наполняемость группы.
• Целевое назначение программы, ее задачи.
• Примерное тематическое планирование, которое включает предполагаемые формы деятельности.
• Краткое содержание предполагаемой досуговой деятельности.
• Характеристика деятельности, которая включает в себя информацию о возможных вариантах участия детей в программе, традициях и законах, характеристику контингента, на который рассчитана программа (возрастные особенности, потребности, интересы и т.д.), технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей.
• Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы.
• Факторы риска (которые говорят о гибкости программы).
• Условия, необходимые для реализации программы (кадровое обеспечение и материально-техническое).
• Список литературы, необходимой для освоения программы (по педагогике, психологии, обязательная и дополнительная, для организаторов и для участников).
• Приложения (которые могут включать в себя анкеты, фиксирующие уровень удовлетворенности и ожидаемых результатов участников про-граммы, сценарии, методические разработки и т.д.).
Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.

В чем же заключается сущность досуга детей , каковы функции и виды досуговых программ. Для решения этой задачи была изучена и проанализирова-на специальная литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и рас-крыть его основные функции. Досуг это часть социального времени личности , группы , или общества в целом, которая используется для сохранения, восста-новления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллекту-ального совершенствования, поэтому проведение досуговых игр очень важно для развития личности ребенка.

1. Особенности культурно - досуговых программ [Электронный ресурс]
2. Организация досуговой деятельности [Электронный ресурс]
3. Особенности и типы досуговых программ [Электронный ресурс]

Слайды и текст этой презентации

Тема: Понятие культурно-досуговой деятельности План 1.Понятие культурно-досуговой деятельности; 2. Формы культурно-досуговой деятельности; 3. Виды

Тема: Понятие культурно-досуговой деятельности План 1.Понятие культурно-досуговой деятельности; 2. Формы культурно-досуговой деятельности; 3. Виды досуговой деятельности, определение досуговой деятельности.

1. Понятие

1. Понятие "досуг"- чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий "рабочего", "внерабочего" и "свободного времени".
Человеческая деятельность является тем общим, что объединяет данные понятия, поскольку именно она выступает в качестве специфической формы проявления времени на уровне общественного бытия.

"Рабочее время" и часть "внерабочего времени" или" необходимое внерабочее время" определяется с "непреложными занятиями", которые включают в себя трудовую деятельность, дающую человеку необходимые средства к существованию, а также деятельность по организации собственного быта, способствующую восстановлению физических и психических сил человека, затраченных в сфере производства.

Под целью досуга - понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных

Под целью досуга - понимаются представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые.


Культурно-досуговая деятельность направлена на освоение человеком мира культуры. Побудительным моментом для нее являются культурные потребности личности: в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях.

2.Формы могут быть классифицированы по разным основаниям: - по субъекту деятельности (культурно-досуговая деятельность в форме массовой, групповой

2.Формы могут быть классифицированы по разным основаниям:
- по субъекту деятельности (культурно-досуговая деятельность в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности);
- по месту осуществления деятельности (домашние и внедомашние формы культурно-досуговой деятельности);
- по характеру организации деятельности (общественно организованные и неорганизованные формы культурно-досуговой деятельности);
- по наличию творческого элемента (активные и пассивные формы культурно-досуговой деятельности).

3.Досуг - это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации

3.Досуг - это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная. Виды досуговой деятельности: 1. Самообразование; 2. Общественная деятельность; 3. Потребление культурных ценностей; 4. Занятие спортом; 5. Туризм и путешествия; 6. Развлечения; 7.Общение с людьми 8. Общение с природой; 9. Пассивный отдых. Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Это может быть (просмотр газет, настольная

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы.
Это может быть (просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка).
Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям,

Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня.
Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. (Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки). К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.
Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта.

Рациональный досуг - это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный

Рациональный досуг - это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей.

В основе организации досуга лежат следующие методы:1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы,

В основе организации досуга лежат следующие методы:
1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)
2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)
Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.)
Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.

Тема: Методика культурно - досуговой деятельности

Тема:
Методика культурно - досуговой деятельности

Методика культурно-досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функционирования как специфический

Методика культурно-досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функционирования как специфический вид деятельности.
Методика - представляет собой центральный блок в культурно-досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в способ эмоционального воздействия.

Методика культурно-досуговой деятельности – это творческий, перцептивно-коммуникативный процесс, где перцепция – восприятие, а коммуникация – общение.

Методика культурно-досуговой деятельности – это творческий, перцептивно-коммуникативный процесс, где перцепция – восприятие, а коммуникация – общение.

Под общей методикой понимается система знаний о средствах, формах и методах, применяемых учреждениями дополнительного образования. Частной методикой


Под общей методикой понимается система знаний о средствах, формах и методах, применяемых учреждениями дополнительного образования.
Частной методикой называют совокупность средств, форм и методов, используемых при решении отдельных задач, стоящих перед учреждениями дополнительного образования.

К закономерностям методики культурно-досуговой деятельности можно отнести: 1.Неразрывную связь социальных и культурологических задач; 2.Соответствие содержания и формы;3.

К закономерностям методики культурно-досуговой деятельности можно отнести:
1.Неразрывную связь социальных и культурологических задач;
2.Соответствие содержания и формы;
3. Последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы;
4. Активно-деятельностный подход в создании программы;
5.Активизация аудитории;
6. Постоянная смена эмоциональных состояний;
7.Постепенное вовлечение во все более сложную деятельность участников программы.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Тема: Индивидуальные формы культурно-досуговой деятельности План: 1. Понятие. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Тема: Индивидуальные формы культурно-досуговой деятельности План: 1. Понятие методики индивидуальных форм к.д.д. 2. Организация индивидуальной к.д.д.

1. Методика индивидуальных форм к.д.д - предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на каждого человека с целью раскрытия его внутреннего мира, выявление его духовных потребностей интересов. Культурно досуговое воздействие на сознание людей предполагает обязательный учёт социальных и национальных особенностей, психологических и эмоциональных черт, возрастных и демографических данных, образовательных и профессиональных качеств человека. 1. Методика индивидуальных форм к.д.д - предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на каждого человека с целью раскрытия его внутреннего мира, выявление его духовных потребностей интересов. Культурно досуговое воздействие на сознание людей предполагает обязательный учёт социальных и национальных особенностей, психологических и эмоциональных черт, возрастных и демографических данных, образовательных и профессиональных качеств человека.

Человек - многообразный по духовным запросам, уникальный, неповторимый по своим индивидуальным особенностям. Методика индивидуального воздействия на сознание человека приносит необходимую результативность тогда, когда она опирается на индивидуальный подход.

Начальный этап организации индивидуальной работы заключается в том, чтобы глубже узнать человека и учитывать личностные особенности. Методика индивидуальной к.д.д. очень многообразна по содержанию и формам. Она направлена на работу с трудными подростками, неблагополучными семьями, с людьми нуждающихся в моральной помощи и т.д. Начальный этап организации индивидуальной работы заключается в том, чтобы глубже узнать человека и учитывать личностные особенности. Методика индивидуальной к.д.д. очень многообразна по содержанию и формам. Она направлена на работу с трудными подростками, неблагополучными семьями, с людьми нуждающихся в моральной помощи и т.д.

2.Организация индивидуальной к.д.д. начинается с создание актива. Чёткость, справедливость, чуткость – качества членов актива. В состав его подбираются: врачи, учителя (педагоги), психологи. Количественный и качественный состав актива в различных населённых пунктах зависит от наличие людей, нуждающихся в индивидуальном воздействии, его интересов и запроса.

Организация и методика индивидуальной к.д.д. во многом определяется, тем насколько систематически и тщательно изучаются особенности характера, личностные увлечения, жилищные условия, взаимоотношение в семье, на кого будет направлено воспитательное воздействие. Организация и методика индивидуальной к.д.д. во многом определяется, тем насколько систематически и тщательно изучаются особенности характера, личностные увлечения, жилищные условия, взаимоотношение в семье, на кого будет направлено воспитательное воздействие. Особенно важен индивидуальный подход в работе с трудными подростками, где следует изучить различные факторы: психологию подростка, возраст, его культурный уровень. Наиболее распространённая форма индивидуальной работы является индивидуальная беседа.

Личностный подход к объекту формирования - это подход к нему как к целостной личности с учётом всей её сложности и индивидуального своеобразия. В личностном подходе на смену представлениям о человеке приходит его понимания, в котором раскрывается направленность личности, её ведущие потребности, интересы, взгляды, ценности, переживания и другие важные особенности.

Методику проведения индивидуальных бесед трудно выразить в какой-то схеме. Каждая индивидуальная беседа неповторима и определяется объёмом сведений о собеседнике, его настроением, степенью откровенности и многими другими причинами. Методику проведения индивидуальных бесед трудно выразить в какой-то схеме. Каждая индивидуальная беседа неповторима и определяется объёмом сведений о собеседнике, его настроением, степенью откровенности и многими другими причинами.

Индивидуальная беседа - это искусство, при которой требуется знания, опыт, требует знания психологии, педагогики, умение обращаться с людьми, достижение благородной цели. Индивидуальная беседа - это искусство, при которой требуется знания, опыт, требует знания психологии, педагогики, умение обращаться с людьми, достижение благородной цели. Беседа- литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации.

Важную роль в воздействии на сознание людей, в развитии их общественной и личностной активности, организаторских способностей, формирование отдельных интересов играют индивидуальные поручения. Поручения, нужно подбирать, в соответствии с желанием и интересами. Важную роль в воздействии на сознание людей, в развитии их общественной и личностной активности, организаторских способностей, формирование отдельных интересов играют индивидуальные поручения. Поручения, нужно подбирать, в соответствии с желанием и интересами.

Значительное место в методике к.д.д. занимают индивидуальные занятия. Значительное место в методике к.д.д. занимают индивидуальные занятия. Занятия такие должны проводится с активистами, выступающими в качестве массовиков или затейников. Поиск повышения эффективности индивидуальной к.д.д. приносят положительный результат, когда учитывается адекватный к рыночным отношениям человеческий материал. Необходимо глубоко и всесторонне изучить его, опираясь на данные социологических исследований, и найти наиболее рациональные пути построения воспитательного процесса на основе органического сочетания различных форм, средств и методов.

Культурно-досуговая деятельность младших школьников

Актуальность темы заключается в том, что организация досуговой деятельности играет особую роль в развитии младших школьников. Наряду с процессом обучения, задача современного образовательного учреждения – правильно организованная внеурочная деятельность школьника.

Досуг – свободное от обязательных дел (работы, домашних обязанностей, уроков и т.д.) время. В нашем случае, время, которое ребенок должен провести с пользой для себя.

Одной из таких задач ставит перед собой внеурочная деятельность, составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащегося. Особенно важно организовать досуг младшего школьника, когда ребенок сам не может определиться в том, что ему нужно и будет полезным для него, и смело доверяется предложениям взрослого в выборе досуга.

Досуг ребёнка – это мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга – поддержать ребёнка как человека и деятеля. Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация.

Внеурочная деятельность младшего школьника включается в себя несколько направлений:

-Пропаганда здорового образа жизни;

Функции досуговой деятельности младшего школьника следующие:

Досуг ребенка может быть:

-пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный);

-организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования ребенком свободного времени);

-контролируемым и неконтролируемым;

-коллективным и индивидуальным;

-подражательным и творческим;

-опережающим и нормативным.

Виды досуговой деятельности

Познавательная деятельность осуществляется в ходе при­влечения учеников к чтению, проведения познаватель­ных игр, турниров, игр-путешествий, бесед, внеклассных мероприятий.

Трудовая деятельность. Целью трудовой деятельности является фор­мирование положительного отношения к труду, желания трудить­ся, убеждения в том, что трудиться необходимо.

Социально-ориентационная деятельность богата и разнообразна по своему содержанию. У детей формируется отношение к обществу, Родине, своему народу, к себе как гражданину.

Ценностно-ориентировочная деятельность. Ее назначение — создавать определенные связи с явлениями окружающего мира, формировать внутреннюю по­зицию личности по отношению к высшим ценностям.

Художественно-эстетическая деятельность направлена на воспи­тание у школьников отношения к прекрас­ному.

Физкультурно-спортивная (оздоровительная) деятельность формирует отношение к своему организму, здоровью, здоровому образу жизни.

По времени проведения все формы можно разделить на:

- кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

- продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

По количеству участников формы могут быть:

- индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

- групповые (воспитатель — группа детей);

- массовые (воспитатель — несколько групп, классов);

Технология проведения досуга :

1. Подготовительный этап, призванный вызвать у участников желание играть.

2. Психологический настрой- оформление помещения, атрибутика, внешний вид участников.

3. Содержание (т.е. сам досуг)

4. Финал – эмоциональное, четкое завершение мероприятия( благодарности, общая песня, призы, сюрприз…)

5. Педагогические последствия- анализ ( проводится за границами мероприятия).

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей. Дети младшего школьного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и другие. Игра в шашки, шахматы воспитывает ценные качества характера, развивает память, внимание, логическое мышление. Таким образом, ребята рано обретают независимость мышления, способность отстаивать свою точку зрения. Они учатся принимать и осуществлять собственные решения и нести за них ответственность.

В начальной школе целесообразно использовать следующие формы досуговой деятельности:

- встречи с интересными людьми

Эффективные формы организации досуга в начальной школе:

Агитбригада – одна из наиболее действенных коллективных форм политического, нравственного, экологического, оздоровительного воспитания, которая чаще всего носит просветительский характер. Учитывая большую подготовительную работу, публичный характер выступления агитбригады, данная форма деятельности лучше всего подходит для учащихся 3-4 классов.

Аукцион – это публичная продажа, в процессе которой вещи приобретаются теми, кто предложит большую плату. В процессе работы с учащимися начальной школы аукцион может проводиться как элемент какого-нибудь праздника, конкурса, Часа здоровья и т.д. или как самостоятельное мероприятие.

Брейн-ринг – командная игра, участие в которой могут принимать и взрослые и дети. В процессе подготовки к игре класс делится на две или три команды, каждая из которых придумывает себе название и выбирает капитана. Команды рассаживаются за своими столами в максимальном удалении друг от друга, у каждой команды должен быть чистый лист бумаги и ручка, у капитана – флажок, который он поднимает в том случае, когда команда знает правильный ответ.

Викторина – занимательная игра, в процессе которой перед учащимися ставятся вопросы, на которые они должны дать ответ в устной или письменной форме. По своему содержанию викторины могут быть литературными, музыкальными, смешанными, юмористическими, мини-викторины и т.д.

Встречи с интересными людьми могут быть проведены как серия мероприятий, в ходе которых происходит знакомство с людьми различных профессий, ветеранами войны и труда, дедушками и бабушками, родителями и др. Подобные встречи рекомендуется проводить в начальной школе несколько раз в течение учебного года.

Выставки и ярмарки семейного творчества проводятся в рамках любого совместного мероприятия или как самостоятельный праздник.

Игры-конкурсы, игры-состязания – это игры, обязательным условием которых являются элементы состязательности. Таким состязанием может стать вся игра или отдельные ее этапы, фрагменты. При подготовке заданий для подобных соревнований педагогу следует обратить внимание на то, что задания командам должны быть примерно одинаковыми по содержанию и степени сложности. Команды для таких соревнований могут формироваться только из детей или детей и их родителей.

Конкурс или конкурсная программа – один из видов состязаний, задача которых поддерживать и развивать у детей желание творить, сочинять, соревноваться в силе, ловкости, умении рисовать, инсценировать песни, сказки, стихи.

Спортландия – коллективное спортивное мероприятие, которое может быть организовано как внутри класса, так и между классами одной параллели. В сценарии спортландии можно предусмотреть семейные конкурсы, конкурсы для пап и мальчиков, мам и девочек, смешанные семейные эстафеты и др.

Творческая мастерская или мастерская добрых дел – коллективное творческое дело. Она может быть посвящена подготовке любого праздника, благотворительной акции в помощь пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, воспитанникам детского сада и или школы-интерната; трудовой акции по наведению порядка или благоустройству школьного двора, сквера, сада, классного помещения; разнообразной природоохранной деятельности.

Трудовой десант, или День добрых дел – операция, которая может быть проведена как совместная трудовая деятельность детей, педагогов, родителей в течение учебного года. Например, уборка помещения, кормление птиц зимой, сбор макулатуры. Совместная трудовая деятельность детей и взрослых хорошо объединяет коллектив класса и родителей, развивает у детей самостоятельность, умение распределять свои силы, учит приносить пользу, трудиться на благо других.

Путешествие – это познавательное обозрение, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предположениями о той или иной стороне окружающей жизни. При проведении путешествия используется прием ролевой игры, который позволяет организовать обмен опытом, развивает любознательность, ум, находчивость, творческое воображение детей.

Турнир – одна из форм познавательной деятельности учащихся. При подготовке к турниру каждая команда в зависимости от его темы придумывает название, эмблему, приветствие соперникам, при необходимости выполняет домашнее задание. Для проведения турнира необходимо определить состав жюри, подготовить бланки для их работы, продумать призы для команд и т.д.

Театр-экспромт – это спектакль, который разыгрывается на глазах у зрителей, при этом никто из участников не знает какие роли ему придется исполнять. При подготовке к празднику, частью которого будет театр-экспромт, необходимо заранее оставить сюжет будущего спектакля, определить его действующих лиц. На карточках, которые также готовятся заранее, следует написать имя действующего лица и его реплики. Во время мероприятия карточки раздаются участникам спектакля, с которыми проводится разъяснительная беседа, касающаяся характера разыгрываемого персонажа.

Читайте также: