Конспект урока музыка 8 класс в крови горит огонь желанья

Обновлено: 05.07.2024

– Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы поговорим с вами о романтической любви в творчестве А.С. Пушкина, вспомним женщин, которых, бесспорно, можно назвать музами великого поэта и сделаем каждой женщине музыкальное посвящение.

Женщины в жизни Пушкина – это прекрасная романтическая тема.
Как творческий человек, А.С.Пушкин много увлекался, он умел восхищаться женской красотой, воспевал ее в своих стихах.

Закон любви, закон пыланья, не дай обрушиться во тьму.
Веди сквозь годы и восстанья к преображенью моему!
Не дай в иллюзии угаснуть иль к безразличию прийти,
Чтоб мысль и грозно, и прекрасно венчала все мои пути.

Напрасно воспевать мне ваши именины
При всем усердии послушности моей;
Вы не милее в день Екатерины,
Затем, что никогда нельзя быть вас милей.

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина…

Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений…

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…

– Ребята, я надеюсь, вы почувствовали, как в музыке романса прослеживается вся история любви А. Пушкина к Анне Керн: от робкого, зарождающегося до глубокого и страстного чувства.

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман…

Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей:
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледных круг
В ее сиянье исчезает…

– Скажите, пожалуйста, ребята, в каком жанре написано это произведение?

– Молодцы! Совершенно верно.

Итак, сегодня мы вспомнили некоторых женщин, сыгравших в жизни поэта не последнюю роль. Их красота, талант и обаяние вдохновляли А.С.Пушкина, пополняя его творчество новыми прекрасными творениями. И всякий раз убеждаешься, какая сила в этом слове – любовь, какие чудеса способно творить это чувство, чувство любви.

Певцы любви! Младую пойте радость;
Склонив уста к пылающим устам,
В объятиях любовниц умирайте;
Стихи любви тихонько воздыхайте!
Завидовать уже не смею вам…

ВложениеРазмер
Урок музыки для 8 класса "Пушкинские образы" 53.96 КБ
Текст для работы в группах 15.67 КБ
Таблица для заполнения учащимися 14.05 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке для учащихся 8 класса по теме

Автор: учитель музыки

высшей категории Кудакова С.А.

Тип урока: урок открытия нового знания

● дать представление об особенностях поэзии А.С Пушкина;

● укрепить понимание взаимосвязи литературы и музыкального искусства;

● совершенствовать навыки анализа музыкального произведения и вокально–хорового исполнения.

● продолжить приобщение учащихся к сокровищам отечественной музыкальной классики;

● создать эмоционально – положительную, творческую атмосферу на уроке, способствующую более полной реализации творческого потенциала учащихся.

● продолжить формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы искусства;

● развивать творческо – поисковые и вокально-хоровые навыки учащихся.

Оборудование: баян, проектор, компьютер, фортепиано, схемы, тексты .

  1. Орг. Мин. Мотивирование (1 мин )
  2. Актуализация знаний

-пение с аккомпанементом ( 3 мин )

-викторина ( 3 мин )

-блиц опрос (1 мин )

  1. Учебно-познавательная деятельность. Постановка цели урока.

-знакомство с проектом

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-работа с текстом

-слушание и сравнительный анализ музыкальных произведений

-работа с кластером

- как вы думаете, на что настроила нас такая песня?

Ученик: конечно, на хороший, позитивный урок.

Учитель: и позитивное настроение на время урока. Начинаем работать.

- вы разделены на группы, я предлагаю вам поиграть в музыкальную викторину, вспомнить какие произведения мы изучили и ответить по схеме, которую вы видите на экране, работаем мы в группе, значит есть возможность обсудить, но совсем не долго.

Схема работы: узнать рассказать пояснить

(назвать музыкальное произведение) (когда появилось) (что –то интересное)

Ну, что вы молодцы, справились с заданием

И предлагаю вам ответить на вопросы блиц – опроса. Блиц – опрос – это быстрый вопрос и быстрый ответ, без раздумий.

  1. Что является основой оперы или балета? (литературное либретто)
  2. Назовите композиторов – классиков (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. В. Бетховен)
  3. Назовите имя композитора – сказочника (Н.А. Римский – Корсаков)
  4. Кто является основоположником романтизма в музыке? (Ф. Шуберт)
  1. Учебно-познавательная деятельность. Постановка цели урока.

Учитель: мы переходим с вами к изучению нового материала

Работать сегодня мы будем с кластером, напомните, что означает такая форма работы.

В течение урока мы изучаем основное понятие и расписываем его в овалах, так, чтобы потом можно было объяснить это понятие.

Схема кластера, кластер в переводе означает гроздья, т. е схема может расти и разветвляться.

В конце урока мы проверим, как вы заполнили кластер. Обратите внимание, основные моменты схемы уже прописаны, чтобы немного сэкономить время, т.к. урок у нас открытый, но не отмечено основное понятие, о котором мы узнаем, когда познакомимся с проектом.

Учитель: группа ребят в классе работала над проектом, что у них получилось, об этом они вам расскажут, их работа это эпиграф к нашему уроку, что то вы уже заполните в схеме кластера, но самое главное вы должны определить тему и цель нашего урока.

Учитель: замечательную работу продемонстрировали нам ребята, а мне хочется спросить о чём пойдёт речь и как мы назовём наш урок.

Какое основное понятие будет в кластере: пушкинские образы

В человеческой истории известны случаи, когда великие поступки, совершаемые персонажами художественных произведений, определяли последующее развитие искусства, становились своеобразными символами реальной жизни.

Судьба Татьяны имела предопределяющее значение для русской музыки. Давайте послушаем Сцену письма из оперы и выполним задание: внимательно послушайте отрывок и опишите Татьяну. Какая она, какой образ передаёт музыка?

Учитель: как описывает Татьяну музыка? Подберите прилагательные.

-Татьяна любящая, трогательная, смелая

Что Татьяна делает? Подберите глаголы

-любит, страдает, пишет признание, надеется на взаимность.

Учитель: как вы думаете её любовь ответная или безответная? ( можно найти ответ в учебнике на стр. 63, 1 абзац )

Образ Татьяны - это женский образ искренности и красоты, который повлиял на дальнейшее развитие русской музыки.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель: в произведениях искусства любовь не всегда является в страдающем обличье, она знает минуты воодушевления и страстного порыва.

М. И Глинка и А.С. Пушкин были современниками, они были знакомы, у них было много общего.

Задание: у каждой группы на столах есть текст об этих замечательных творцах. Вам нужно прочитать текст и заполнить по нему таблицу. Вы работаете в команде, заполняете таблицу вместе, затем проверяем, что у вас получилось и кто справился с заданием раньше и правильнее. Обратите внимание в тексте на то, что вас заинтересовало или поразило.

Задание: послушайте и сравните эти два произведения Чайковского и Глинки.

Глинка – любовь утверждение, воодушевление, радостное волнение.

Чайковский – смятение, тревога, неопределённость, столкновение надежд и скорби.

Вывод: мы познакомились с 2 образами любви, данных Пушкиным и воплощённых в музыке двумя гениальными композиторами Глинкой и Чайковским. Каждый из них по- своему прекрасен. Музыка Глинки – особенно вокальная отмечена светлой теплотой. Чайковский с его талантом музыкально – психологических портретов создал лучший образ в музыке, образ который определил последующее развитие музыкального искусства. Образ Татьяны Лариной предопределил судьбу великой поэтессы Марины Цветаевой.

Учитель: подведём итог нашей работы. Посмотрите, что у вас получилось в схеме кластера. Проверка работы.

  1. Домашнее задание: прочитать стихотворение Марины Цветаевой на стр. 66, ответить на вопрос № 2 стр. 67.

Предварительный просмотр:

Текст, для работы с таблицей.

В нашей благодарной памяти неразрывно и прочно связаны два гения русского искусства – Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Пушкин. Их объединило глубокое уважение к делам, мыслям и идеям друг друга, а самое главное, огромная любовь к родине, глубочайшая вера в русский народ. И композитор, и поэт горячо отстаивали приоритет русской национальной культуры.

М. Глинка и А. Пушкин были почти ровесники и родились в один месяц, в июне. Их дружба длилась около 10 лет, до самой трагической гибели поэта. В творчестве же они оказались связанными на века.

Воплощением единства двух величайших гениев русской культуры стали романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина, которые стали совершенным претворением в музыке жизненных впечатлений и поэта и композитора.

А. Пушкина и М. Глинку соединяли не только любовь к искусству, но и любовь к женщине. Навеки связаны имена А. Пушкина, А. Керн, М. Глинки и дочери А. Керн – Екатерины.

Анна Керн уроженка Орловского края. В Орле бывали и М. Глинка, и А. Пушкин.

Семья М. Глинки провела в Орле зиму 1812 года. Много лет спустя композитор снова посетил Орловщину. Он останавливался на несколько дней в городе, а в селе Сергиевском слушал знаменитый хор сергиевских мужиков, о котором восторженно отзывался И. Тургенев.

В мае 1829 года Орел посетил А. Пушкин, направляясь из Москвы на Кавказ. Он сделал 200 верст лишних, чтобы повидать А. Ермолова.

Стихи Пушкина. Кто не восхищался ими? Совершенно особое ощущение вызывает их красота, их певучесть, присущая им поэтичность, одухотворённость. Соприкосновение с ними оставляет ощущение чего-то прекрасного, гармоничного.

Сколько раз поэзия Пушкина привлекала и продолжает привлекать композиторов! Сколько сочинений возникло в вязи с ней! Известно около 70 романсов и песен, написанных на тексты поэта при его жизни. А сколько из них сочинено потом? К этому надо добавить произведения других жанров.

Многие крупные композиторы, вдохновлённые бессмертными стихами Пушкина, сами создали бессмертные произведения. Среди этих композиторов почётное место принадлежит Глинке.

Поэт и композитор были знакомы и встречались лично, но близость их творчества была рождена не биографическими моментами, а внутренним родством художественных натур. Дети сложного, насыщенного тревогами времени, они оба умели и в гуле исторических потрясений, и в шуме повседневной суеты расслышать гармонию и передать её в своём творчестве.

К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далёких времён и стран.

В произведениях искусства любовь далеко не всегда является в своём страдающем обличье, знает она и минуты воодушевления, страстного порыва.

В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.

Склонись ко мне главою нежной,
И да почию безмятежный,
Пока дохнёт весёлый день
И двинется ночная тень.

Лобзать - то же, что целовать. Толковый словарь Ожегова.
Мирра – ароматическая смола деревьев. Применяется при религиозных обрядах.
Почить – здесь: успокоиться, уснуть.

Образ же, предстающий в Сцене письма Татьяны, сложен и многогранен; в нём сталкиваются и светлые надежды, и скорбные предчувствия, вся радость и боль истинной любви.

Не потому ли нам и сейчас так близка судьба Татьяны, что она не исчерпана, не досказана до конца, не осмыслена во всём своём значении? Великий женский образ, перевернувший традиционные представления о женском предназначении и одновременно утверждающий святость традиций, святость верности этим традициям. Деревенская барышня первой половины XIX века, предопределившая судьбу великой поэтессы века двадцатого, Марины Цветаевой, признающейся в этом смело, открыто и почтительно .

Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, -
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,

И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох .
И как сердце мне испепелил
Этот даром растраченный порох.

О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале .
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы - если б знали -
Почему мои речи резки…

…Сколько тёмной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.

(М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня. )

Вопросы и задания:

1. Сравните содержание двух рассмотренных произведений – романса М. Глинки и фрагмента оперы П. Чайковского. Объясните, что их объединяет. Какие особенности образа делают их непохожими друг на друга?

2. Созвучен ли образ стихотворения М. Цветаевой, приведённого выше, характеру пушкинской Татьяны? А Татьяны Чайковского? Поясните свой ответ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 14. Пушкинский образ в музыке П. Чайковского

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— чуткость и отзывчивость к воплощению темы любви в искусстве.

Личностные:

Предметные:

Форма проведения занятий: Аналитический урок, посвящённый воплощению пушкинского образа в музыке.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Виды деятельности учащихся: Участие в беседе о воплощении темы любви в искусстве. Участие в беседе о пушкинских сюжетах, темах, образах в музыке. Слуховой анализ музыки. Знакомство и обсуждение книжных иллюстраций. Выразительное чтение вслух и обсуждение фрагмента прозы М. Цветаевой. Сравнительный анализ иллюстраций и музыкального фрагмента. Разучивание и исполнение песенного материала.

Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о воплощении темы любви в искусстве. Контроль участия в беседе о пушкинском образе Татьяны Лариной в музыке. Контроль сравнительного анализа образа Татьяны в музыке и иллюстрациях. Контроль понимания содержания прозаического отрывка М. Цветаевой.

КОНСПЕКТ УРОКА

Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний

Вопросы:

Какие проблемы и страдания людей отражаются в искусстве настоящего времени? Как они воплощаются?

И эти вечные темы - темы смысла жизни, жизни и смерти, борьбы человека (в том числе с самим собой) за своё счастье, темы любви и предательства - встречаются не только в музыке, они обозначены в разных видах искусства – литературе, живописи, скульптуре - уже на протяжении нескольких веков. Это темы, всегда волнующие людей и никогда не теряющие своей уникальности даже с течением времени.

Ведь что такое искусство? Искусство — это образ, который выражает взгляд художника на мир, это и реализация человеческой потребности сделать мир чуточку красивее.

Введение в тему урока

«Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а ОНА встаёт. Оба стоят. И говорит только он, всё время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю… что ЭТО – любовь: когда скамейка, на скамейке – она, потом приходит он и всё время говорит, а она не говорит ни слова…

Скамейка, на которой они НЕ сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда ЦЕЛОВАЛИСЬ, всегда – когда расставались. Никогда – когда сходились, всегда – расходились. Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он НЕ любил… потому и не сел, любила ОНА, потому и встала, они ни минуты не были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушёл, она осталась, так что если поднять занавес – она одна стоит, а может быть, опять сидит, потому что стояла она только потому, что ОН стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно…

Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви…

Образ Татьяны Лариной - для русской музыки

И может быть, судьба Татьяны имела предопределяющее значение для развития также и русской музыки, в которой впервые воплотился женский образ такой искренности и такой высоты.

Онегин, Ленский, Гремин с их превосходными музыкальными характеристиками (эти роли входят в репертуар лучших певцов мира) стали неотъемлемой частью не только литературной, но и музыкальной жизни России. Однако с особой теплотой и глубиной трактован в музыке образ Татьяны – любящей, благородной, страдающей и непреклонной.

Чайковский – вслед за Пушкиным – рисует образ искренний и глубоко человечный, страдающий со всей непосредственностью живого чувства. Любовь героини знала и трепет, и надежду, особенно очевидные в тот единственный раз, когда Татьяна в письме Онегину открыла тайну своего сердца.

Татьяна пишет Онегину своё письмо-признание. На сцене не происходит никакого действия, но музыка так полна еле уловимыми оттенками чувств. Выраженные в музыке чувства невозможно точно описать словами. Их надо почувствовать.

Послушайте, как выразительно передаёт музыка Чайковского смятение и горячность, глубину и нежность любви, особенно трогательной оттого, что мы уже знаем: Онегин не примет этот редкий и потому столь драгоценный дар, но без всякого сожаления отвергнет его.

Музыкальный анализ

Вся сцена письма состоит из ряда контрастных эпизодов. Мелодическое богатство сцены письма поистине изумительно. Сменяя одна другую, эти мелодии раскрывают сложный мир пылких и противоречивых чувств Татьяны. Настроение героини всё время меняется: мучительное душевное состояние, связанное с неизвестностью, боязнь остаться неуслышанной, и чисто девичий страх перед решительным поступком сменяются уверенностью в своих чувствах и сознанием своей правоты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический урок, посвящённый воплощению пушкинского образа в музыке.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— чуткость и отзывчивость к воплощению темы любви в искусстве.

Личностные:

Предметные:

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 14. Пушкинский образ в музыке П. Чайковского

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— чуткость и отзывчивость к воплощению темы любви в искусстве.

Личностные:

Предметные:

Форма проведения занятий: Аналитический урок, посвящённый воплощению пушкинского образа в музыке.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Виды деятельности учащихся: Участие в беседе о воплощении темы любви в искусстве. Участие в беседе о пушкинских сюжетах, темах, образах в музыке. Слуховой анализ музыки. Знакомство и обсуждение книжных иллюстраций. Выразительное чтение вслух и обсуждение фрагмента прозы М. Цветаевой. Сравнительный анализ иллюстраций и музыкального фрагмента. Разучивание и исполнение песенного материала.

Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о воплощении темы любви в искусстве. Контроль участия в беседе о пушкинском образе Татьяны Лариной в музыке. Контроль сравнительного анализа образа Татьяны в музыке и иллюстрациях. Контроль понимания содержания прозаического отрывка М. Цветаевой.

КОНСПЕКТ УРОКА

Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний

Вопросы:

Какие проблемы и страдания людей отражаются в искусстве настоящего времени? Как они воплощаются?

И эти вечные темы - темы смысла жизни, жизни и смерти, борьбы человека (в том числе с самим собой) за своё счастье, темы любви и предательства - встречаются не только в музыке, они обозначены в разных видах искусства – литературе, живописи, скульптуре - уже на протяжении нескольких веков. Это темы, всегда волнующие людей и никогда не теряющие своей уникальности даже с течением времени.

Ведь что такое искусство? Искусство — это образ, который выражает взгляд художника на мир, это и реализация человеческой потребности сделать мир чуточку красивее.

Введение в тему урока

«Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а ОНА встаёт. Оба стоят. И говорит только он, всё время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю… что ЭТО – любовь: когда скамейка, на скамейке – она, потом приходит он и всё время говорит, а она не говорит ни слова…

Скамейка, на которой они НЕ сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда ЦЕЛОВАЛИСЬ, всегда – когда расставались. Никогда – когда сходились, всегда – расходились. Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он НЕ любил… потому и не сел, любила ОНА, потому и встала, они ни минуты не были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушёл, она осталась, так что если поднять занавес – она одна стоит, а может быть, опять сидит, потому что стояла она только потому, что ОН стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно…

Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви…

Образ Татьяны Лариной - для русской музыки

И может быть, судьба Татьяны имела предопределяющее значение для развития также и русской музыки, в которой впервые воплотился женский образ такой искренности и такой высоты.

Онегин, Ленский, Гремин с их превосходными музыкальными характеристиками (эти роли входят в репертуар лучших певцов мира) стали неотъемлемой частью не только литературной, но и музыкальной жизни России. Однако с особой теплотой и глубиной трактован в музыке образ Татьяны – любящей, благородной, страдающей и непреклонной.

Чайковский – вслед за Пушкиным – рисует образ искренний и глубоко человечный, страдающий со всей непосредственностью живого чувства. Любовь героини знала и трепет, и надежду, особенно очевидные в тот единственный раз, когда Татьяна в письме Онегину открыла тайну своего сердца.

Татьяна пишет Онегину своё письмо-признание. На сцене не происходит никакого действия, но музыка так полна еле уловимыми оттенками чувств. Выраженные в музыке чувства невозможно точно описать словами. Их надо почувствовать.

Послушайте, как выразительно передаёт музыка Чайковского смятение и горячность, глубину и нежность любви, особенно трогательной оттого, что мы уже знаем: Онегин не примет этот редкий и потому столь драгоценный дар, но без всякого сожаления отвергнет его.

Музыкальный анализ

Вся сцена письма состоит из ряда контрастных эпизодов. Мелодическое богатство сцены письма поистине изумительно. Сменяя одна другую, эти мелодии раскрывают сложный мир пылких и противоречивых чувств Татьяны. Настроение героини всё время меняется: мучительное душевное состояние, связанное с неизвестностью, боязнь остаться неуслышанной, и чисто девичий страх перед решительным поступком сменяются уверенностью в своих чувствах и сознанием своей правоты.

Читайте также: