Конспект урока обобщающие слова при однородных членах 11 класс

Обновлено: 21.07.2024

  • повторим синт. разбор предложения,
  • вспомним значение терминов и понятий русского языка.

В конце урока – диагностическая работа на проверку усвоения сегодняшнего материала.

– Начнем с частичной проверки д.з, и повторения орфоэпии.

III. Повторение, проверка д./з.

1) Работа по индивидуальным карточкам (орфоэпия)

– что такое орфоэпия? (система единых норм произношения слов)

2) Коллективная работа по транскрипции (у доски):

– что такое транскрипция? (обозначение слова звуками)

– Напишите транскрипцию слов:

3) Разбор предложения из домашней работы. (синтаксический)

На юбилей турфирма заказала цветы: орхидеи, розы и хризантемы, которые были закуплены по каталогу.

Чем осложнена 1 часть предложения? (обобщ. словом при однор. членах предложения)

– Что же такое обобщающее слово? (Ответы учащихся.)

Вывод: Обобщающие слова – это одно общее наименование всем однородным членам.

Это один из примеров предложения с обобщ.словом при однородных членах предложения.

Давайте проанализируем предложения из таблицы и объясним в них пунктуационные правила.

IV. Основная часть

(Запись темы урока, работа с таблицей, анализ предложений из худ. лит-ры)

1) №4 – а именно, например – уточняющие слова; №5 – короче говоря, одним словом – вводные слова

2) Обратите внимание, что при обобщающем слове, стоящем перед однородными членами, обобщающее слово произносится с логическим ударением и интонацией предупреждения. Перед однородными членами пауза и они читаются пониженным тоном с перечислительной интонацией.

3) (Доп: ДВОЕТОЧИЕ не ставится

Перед одн. чл.предл., выраж. именами собств., геогр. наим, назв. лит. произв.,

ЕСЛИ им предшествует ОБЩЕЕ ДЛЯ НИХ ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО, не выступающее в роли обобщающего слова.

Туристы побывали в городах Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге.)

ВЫВОД: Обобщающие слова включают в себя следующие грамматические признаки:

  • равенство понятий обобщающего слова и однородных членов предложения;
  • способность обобщающего слова быть любым членом предложения (как главным, так и второстепенным);
  • возможность быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологическим оборотом и даже предложением;
  • способность находиться как впереди, так и позади однородных членов и даже разрывать их;
  • определенное интонационное оформление обобщающих слов.

V. Закрепление темы

1) (запись предложений под диктовку, разбор на доске и индив., сост. схем одн. чл. предл. с обобщ.)

а) В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.П.Чехов)
б) Среди птиц, насекомых – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени. (И. Тургенев)
в) Мне казалось, что все это: и крики газетчиков, и заводские гудки,и торопливые свистки паровозов – имеет какое-то отношение к моему приезду. (М. Горький)

Урок проводился в 11 классе по программе Гольцовой. На уроке ребята самостоятельно готовили материал по теме и объясняли его для всех.

ВложениеРазмер
obobshchayushchie_slova_pri_odnorodnyh_chlenah_predlozheniya.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе

Тема: Обобщающие слова при однородных членах.

  1. обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и обобщающих словах при них;
  2. закрепить умения и навыки выделять обобщающие слова и однородные члены предложения при них;
  3. развивать навык построения рассуждения на лингвистическую тему;
  4. формировать личность, адаптированную к современному, информационному обществу.

Задание: расставить знаки препинания , подчеркнуть однородные члены предложения, объяснить знаки препинания; дать синтаксическую характеристику последнего предложения.

Отсчитав вторую налево комнату, я вошел в нее и сначала никого не заметил. Были там только: скамья, два стула, стол и какие-то растения у окна.
Высокий, тучный, пожилой и бритый человек с белой колючей щетиной на подбородке появился в дверях. …

Я робко присел на свою парту, открыл отведенный мне еще пустой ящик, опять захлопнул и начал смотреть перед собой.

- Назвать однородные члены предложения.

- Объяснить постановку знаков препинания.

Обратить внимание на второе предложение. НО ОСОБО НЕ ЗАОСТРЯТЬ (Поговорим позднее)

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим наши знания об обобщающих словах и вспомним, какие знаки препинания необходимо ставить в этом случае, рассмотрим употребление обобщающих слов в разных стилях речи.

Обобщающими называются слова или словосочетания, выступающие в функции члена предложения, который служит более общим обозначением находящихся при нем однородных членов.

Между обобщающим словом однородными членами устанавливаются смысловые отношения родового понятия (грамматической формой его выражения является обобщающее слово) и видовых понятий (грамматической формой их выражения являются однородные члены):

На следующих станциях жадно хватали все газеты : центральные, местные, краевые .

Между обобщающим словом и однородными членами могут быть также отношения целого и части:

Только нам троим : отцу, мне и Евсеичу – было не грустно и не скучно смотреть на серое небо.

Однородные члены конкретизируют содержание понятия, выраженного обощающим словом, поэтому между ним и однородными членами существует пояснительная связь, которая находит свое выражение в наличии или возможности вставки слов а именно, как-то, то есть и др.

Хорь понимал действительность , то есть : обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями .

Грамматически однородные члены являются уточняющими словами по отношению к обобщающему слову и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию, согласуясь с ним в падеже.

Вся наигранная веселость, самообладание, сдержанность – все покинуло Титка в этот момент. Шолохов

- Что мы можем сказать об однородных членах предложения?

/-Обобщающее слово – это широкое, родовое понятие, однородные члены – более узкое, видовое понятие;

-отвечает на одни и тот же вопрос;

-выражено одним словом или сочетанием;

-одинаковая синтаксическая роль./

б) Знаки препинания при однородных членах предложения

-Вспомним, какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах.

Презентации учеников. /Записать только схемы/

1. (УСТНО. Представляет предложение без знаков препинания и просит ребят эти знаки расставить, затем спрашивает правильный ответ и объясняет)

Все хорошо: и песни , и работа , и право у костра встречать рассвет. (Р.Казаков)

А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги , листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчащие из-под снега.(К.Паустовский)

Ни музы, ни труды, ни радости досуга– ничто не заменит единственного друга.(А.Пушкин)

А снаружи всё: и оконницы, и коньки, и ворота - оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы. ( Б. Полевой)

Везде : над головой, под ногами и рядом с тобой – живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.(М. Горький)

Если автору необходимо предупредить читателя о последующем перечислении, то ставится двоеточие.

-Как называется такой знак? Авторский

Например: В моем распоряжении были: касторовое масло, карболка, йод. А.И. Куприн. Олеся

  1. Если основной упор делается не на перечисление, а на обобщающее слово, при котором перечисление является дополнительным уточнением (отсутствует предупреждающая пауза), то после обобщающего слова ставится тире и после однородных членов тоже ставится тире. Все присутствующие – мужчины, женщины, дети – сразу устремились за ним.
  2. Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие.
  1. Если после однородных членов стоит вводное слово, то перед ним ставится тире, а после - запятая.

Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом , всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени. (Арсеньев)

  1. Если обобщающее слово повторяется два раза, то после него ставится двоеточие, а после однородных членов ставится тире.

Все имущество: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одежда – все , что находилось в лодке, погибло. (В.К. Арсеньев)

  1. В нашем районе имеются следующие породы лиственных деревьев: дуб, вяз, клен, липа, осина и ясень.
  2. Старые, молодые и дети — все одинаково безмолвны, однообразно спокойны.
  3. Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника. /градация/
  4. Всё это: цветы, блески, звуки и запахи – давило на глаза.
  5. В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро. /эпитеты/
  6. Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было.
  1. Употребление однородных членов предложения и обобщающих слов.

Учитель: Какие художественно-выразительные средства используются в этих предложениях. В каких стилях речи употребляются однородные члены? Значительно различается, в зависимости от стиля речи, употребление обобщающих слов при однородных членах.

Сравните 1 и 4 предложение. Какие стили речи здесь используются?

В научном и деловом языке обобщающие слова, как правило, указывают ближайшее родовое понятие, виды которого и перечисляются однородными членами. Такое обобщающее слово стоит впереди однородных членов:

Однородные члены предложения в официально-деловом и научном стилях служат для детального описания явления, портрета, для классификации. Для научной речи характерны полнота, исчерпанность перечисления, поэтому здесь распространены бессоюзные конструкции с замыкающим союзом перед последним членом перечисления.

В художественных произведениях такое логическое использование обобщающих слов нередко затемнено и осложнено. Так, с одной стороны, обобщающее слово часто не является ближайшим родовым понятием, а указывает очень широкое понятие, к которому однородные члены не являются ближайшими видами, а между собой они не выступают как соподчиненные понятия. Введение в предложение двух рядов однородных членов может служить средством создания контраста. Перечисление однородных членов, особенно распространенных, придает речи интонационную плавность, выразительность.

Как в 4 примере, обобщающими словами нередко выступают предельно широкие слова: все, повсюду, везде, всегда, при отрицании никто, ничто, нигде, никогда и т. д. Они и придают оттенок экспрессивного подчеркивания, усиления того, что по частям выражено отдельными однородными членами: Такие обобщающие слова могут употребляться и после однородных членов, чего не наблюдается тогда, когда обобщающее слово обозначает ближайшее родовое понятие: (пример

Обобщение знаний и умений.

Тестовая работа. /Несколько человек составляют текст по слайду./

-– Наш урок подходит к концу. В заключение ответим на вопросы:

1. Послушаем несколько текстов

2. Какие знаки препинания мы ставим при обобщающих словах.

3. Как, в зависимости от стиля речи, различается употребление обобщающих слов при однородных членах.

Ответ: Обобщающее слово обозначает родовое понятие, как правило, в научном стиле, а в художественной речи обобщающее слово чаще всего имеет довольно широкое значение.

  1. Домашнее задание: Параграф 79-84, анализ текста

Небольшой памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев 1185 года, оказался одной из самых больших и радостных побед русского слова.

Задание: Определите стилевую принадлежность текста. Укажите признаки стиля. Какие функции в нем выполняют однородные члены предложения? Определите тему, идею текста. Проанализируйте синтаксис и пунктуацию данного текста. Какие виды осложнений встречаются в тексте? Объясните знаки препинания при однородных членах. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Краткий ответ: Данный текст принадлежит к публицистическому стилю речи. Однородные члены предложения способствуют повышению информативности, образности текста. Во многом благодаря однородным членам автор достигает наибольшего эмоционального воздействия на читателя и слушателя.

формировать личность, адаптированную к современному, информационному обществу.

Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения, объяснить знаки препинания; дать синтаксическую характеристику последнего предложения.

Отсчитав вторую налево комнату, я вошел в нее и сначала никого не заметил. Были там только: скамья, два стула, стол и какие-то растения у окна.
Высокий, тучный, пожилой и бритый человек с белой колючей щетиной на подбородке появился в дверях. …

Я робко присел на свою парту, открыл отведенный мне еще пустой ящик, опять захлопнул и начал смотреть перед собой.

(Н.Крашенинников)

- Назвать однородные члены предложения.

- Объяснить постановку знаков препинания.

Обратить внимание на второе предложение. НО ОСОБО НЕ ЗАОСТРЯТЬ (Поговорим позднее)

Объяснение нового материала.

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим наши знания об обобщающих словах и вспомним, какие знаки препинания необходимо ставить в этом случае, рассмотрим употребление обобщающих слов в разных стилях речи.

Презентации учеников.

Обобщающими называются слова или словосочетания, выступающие в функции члена предложения, который служит более общим обозначением находящихся при нем однородных членов.

Между обобщающим словом однородными членами устанавливаются смысловые отношения родового понятия (грамматической формой его выражения является обобщающее слово) и видовых понятий (грамматической формой их выражения являются однородные члены):

На следующих станциях жадно хватали все газеты: центральные, местные, краевые.

В. Кетлинская

Между обобщающим словом и однородными членами могут быть также отношения целого и части:

Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу – было не грустно и не скучно смотреть на серое небо.

Однородные члены конкретизируют содержание понятия, выраженного обощающим словом, поэтому между ним и однородными членами существует пояснительная связь, которая находит свое выражение в наличии или возможности вставки слов а именно, как-то, то есть и др.

Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями.

Грамматически однородные члены являются уточняющими словами по отношению к обобщающему слову и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию, согласуясь с ним в падеже.

Вся наигранная веселость, самообладание, сдержанность все покинуло Титка в этот момент. Шолохов

Подведем итоги:

- Что мы можем сказать об однородных членах предложения?

/-Обобщающее слово – это широкое, родовое понятие, однородные члены – более узкое, видовое понятие;

-отвечает на одни и тот же вопрос;

-выражено одним словом или сочетанием;

-одинаковая синтаксическая роль./

б) Знаки препинания при однородных членах предложения

-Вспомним, какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах.

Презентации учеников. /Записать только схемы/

1. (УСТНО. Представляет предложение без знаков препинания и просит ребят эти знаки расставить, затем спрашивает правильный ответ и объясняет)

Все хорошо: и песни, и работа, и право у костра встречать рассвет. (Р.Казаков)

А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчащие из-под снега.(К.Паустовский)

Ни музы, ни труды, ни радости досуга–ничто не заменит единственного друга.(А.Пушкин)

А снаружи всё: и оконницы, и коньки, и ворота - оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы. ( Б. Полевой)

Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.(М. Горький)

Дополнения учителя.

Вспомнить первый пример.

Если автору необходимо предупредить читателя о последующем перечислении, то ставится двоеточие.

-Как называется такой знак? Авторский

Например: В моем распоряжении были: касторовое масло, карболка, йод. А.И. Куприн. Олеся

Если основной упор делается не на перечисление, а на обобщающее слово, при котором перечисление является дополнительным уточнением (отсутствует предупреждающая пауза), то после обобщающего слова ставится тире и после однородных членов тоже ставится тире. Все присутствующие – мужчины, женщины, дети – сразу устремились за ним.

Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие.

Если после однородных членов стоит вводное слово, то перед ним ставится тире, а после - запятая.

Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени. (Арсеньев)

Если обобщающее слово повторяется два раза, то после него ставится двоеточие, а после однородных членов ставится тире.

Все имущество: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одежда – все, что находилось в лодке, погибло. (В.К. Арсеньев)

Закрепление полученных знаний

В нашем районе имеются следующие породы лиственных деревьев: дуб, вяз, клен, липа, осина и ясень.

Старые, молодые и дети — все одинаково безмолвны, однообразно спокойны.

Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника. /градация/

Всё это: цветы, блески, звуки и запахи – давило на глаза.

В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро. /эпитеты/

Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было.

Употребление однородных членов предложения и обобщающих слов.

Учитель: Какие художественно-выразительные средства используются в этих предложениях. В каких стилях речи употребляются однородные члены? Значительно различается, в зависимости от стиля речи, употребление обобщающих слов при однородных членах.

Сравните 1 и 4 предложение. Какие стили речи здесь используются?

В научном и деловом языке обобщающие слова, как правило, указывают ближайшее родовое понятие, виды которого и перечисляются однородными членами. Такое обобщающее слово стоит впереди однородных членов:

Однородные члены предложения в официально-деловом и научном стилях служат для детального описания явления, портрета, для классификации. Для научной речи характерны полнота, исчерпанность перечисления, поэтому здесь распространены бессоюзные конструкции с замыкающим союзом перед последним членом перечисления.

В художественных произведениях такое логическое использование обобщающих слов нередко затемнено и осложнено. Так, с одной стороны, обобщающее слово часто не является ближайшим родовым понятием, а указывает очень широкое понятие, к которому однородные члены не являются ближайшими видами, а между собой они не выступают как соподчиненные понятия. Введение в предложение двух рядов однородных членов может служить средством создания контраста. Перечисление однородных членов, особенно распространенных, придает речи интонационную плавность, выразительность.

Как в 4 примере, обобщающими словами нередко выступают предельно широкие слова: все, повсюду, везде, всегда, при отрицании никто, ничто, нигде, никогда и т. д. Они и придают оттенок экспрессивного подчеркивания, усиления того, что по частям выражено отдельными однородными членами: Такие обобщающие слова могут употребляться и после однородных членов, чего не наблюдается тогда, когда обобщающее слово обозначает ближайшее родовое понятие: (пример

Обобщение знаний и умений.

-– Наш урок подходит к концу. В заключение ответим на вопросы:

1. Послушаем несколько текстов

2. Какие знаки препинания мы ставим при обобщающих словах.

3. Как, в зависимости от стиля речи, различается употребление обобщающих слов при однородных членах.

Ответ: Обобщающее слово обозначает родовое понятие, как правило, в научном стиле, а в художественной речи обобщающее слово чаще всего имеет довольно широкое значение.

Домашнее задание: Параграф 79-84, анализ текста

Небольшой памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев 1185 года, оказался одной из самых больших и радостных побед русского слова.

Задание: Определите стилевую принадлежность текста. Укажите признаки стиля. Какие функции в нем выполняют однородные члены предложения? Определите тему, идею текста. Проанализируйте синтаксис и пунктуацию данного текста. Какие виды осложнений встречаются в тексте? Объясните знаки препинания при однородных членах. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Краткий ответ: Данный текст принадлежит к публицистическому стилю речи. Однородные члены предложения способствуют повышению информативности, образности текста. Во многом благодаря однородным членам автор достигает наибольшего эмоционального воздействия на читателя и слушателя.


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Обобщающие слова при однородных членах"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является восстановление и углубление знаний учащихся об обобщающих словах при однородных членах предложния. Урок начинается с опроса.который состоит из синтаксического разбора предложения, фронтальной беседы и работой со схемами.Опираясь на записанное в тетради предложение, учащиеся самостоятельно ставят цели к уроку. Изучают тему, закрепляют разными видыми письменных и устных работ, а в конце урока пишут небольшой тест по изученныму материалу с целью проверки усвоения и понимания услышанного на уроке. В конце урока рефлексируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы: Сегодня я узнал. Я научился. В качестве домашнего задания дается работа с комплексным анализом текста.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1) восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах; углубить и расширить знания по теме;
2) продолжить формирование пунктуационного навыка;
3) развивать логическое мышление, умение делать вывод;
4) развивать навыки креативного мышления при усвоении информации;
5) воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.

1. Организационный момент.

1.Синтаксический разбор предложения на доске (1 ученик на оценку, остальные в тетрадях):

Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревцо, трепещущее листьями, каждое облачко, плывущее по бледному и высокому небу. (К. Пау­стовский.)

? Назови однородные члены предложения. Найти изобразительные средства языка, использо­ванные писателем.

2. Фронтальный опрос.

? Вспомните, какие члены предложения называются однородными?

? Как связываются между собой однородные члены предложения?

? В каких случаях перед союзами и, да запятая не ставится?

3. Расставить знаки препинания в схемах. (самостоятельно, затем 1 уч-ся у доски на оценку)

не только О но и О.

4. Синтаксическая пятиминутка

В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

? В чём особенность этого предложения?

? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её.

? Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока. (дополнить начатые фразы)

Цель урока: уточнить и расширить знания…

учиться ставить …

3. Объяснение нового материала

Чтение § __ на с. ____.

? Каково значение обобщающего слова?

? Каким членом предложения является обобщающее слово?

? Какие слова используются в роли обобщающих слов?

? Какими ещё словами могут быть выражены обобщающие слова?

? Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах?

? Что нового вы узнали из прочитанного параграфа?

4. Актуализация опорных знаний.

1. Вернёмся к нашему последнему предложению

В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

Перестройте данное предложение в соответствии схемам, данным в теории.

В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки, лисы.

Лоси, медведи, волки, лисы – разные звери водятся в наших лесах.

Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы – водятся в наших лесах.

Учащиеся анализируют предложения, делают вывод о месте обобщающих слов в предложении (есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами и обобщающим словом при них), об их синтаксической роли (тот же член предложения, что и однородные члены), составляют схемы.

4. Закрепление материала

1) Подберите к данным существительным обобщающие слова.

1) Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –…

2) Сказуемое, определение, обстоятельство –…

3) Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна – …

2) Работа с учебником упр. ___

3) Тест

1. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах.

(знаки препинания не расставлены).

А) Запах черемухи чувствовался всюду в саду в доме на улице.

Б) Все и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.

В) Дни стояли синеватые пасмурные.

Г) Туча росла и захватывала запад и восток

2. Укажите, в каких предложениях с обобщающим словом при однородных членах

неверно расставлены знаки препинания.

А) На деревьях, стогах, домах – всюду лежал снег.

Б) Юные деревья ель и сосна, клен и вязь – все растут дружно.

В) Восход осыпал все: сосну, утес, реку, облака потоками золотой пыли.

Г) Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

3. Укажите слово, которое не может быть обобщающим.

4.Укажите предложения, в которых знаки препинания при обобщающем слове расставлены верно.

А) В лесах, на лугах, в поле – всюду стали распускаться первые цветы.

Б) Небо становилось разноцветным – белесым, розовым, красным.

В) Всегда: зимой и летом, осенью и весной – хорош русский лес.

Г) Лесная ягода малина и земляника раньше поспевают на полях.

Взаимопроверка поверка по ключу

4) Рефлексия.

- Сегодня я узнал …

Задание на дом.

Комплексная работа с текстом

(1) В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова, Васильева, Куинджи, Левитана и других. (2) Один из лучших художников этого жанра - Шишкин. (3) Русская природа - основная тема его творчества. (4) В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. (5) Цветушие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника.

(6) Широко известны многие его картины: "Сосновый бор", "Лесная глушь", "Рожь", "Среди долины ровная. ", "На севере диком", "Корабельная роща" и другие.

(7) "Утро в сосновом бору" - одна из лучших картин художника. (8) Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате - в разные времена года, в различные часы дня. (9) Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы - привлекало внимание художника.

(10) Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. (11) Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. (12) Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.

Определите стиль и тип речи.

Какова основная мысль текста?

Выполните задания к тексту. Ответы запишите.

B1. Из предложений 9–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения, присоединения.

Ответ: ________________________

В2. Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

Ответ: ______________________________________

В3. Укажите номер предложения, в котором обобщающее слово находится перед однородными членами, но предложение после них продолжается.

В4. Составьте схему 4-го предложения. ____________________________________

В5. Укажите способ выражения сказуемого в предложении 10. ________________

В6. Из предложений 5-7 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова. ____________________

Приложение №1

Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах (теория)

Место обобщающего слова

В саду росли цветы: фиалки, тюльпаны, розы.

ʘ : , , .

После однородных членов предложения

В лесах, на лугах, в поляхвсюду лежит снег.

, , - ʘ.

Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается

Грибы: белые, грузди, маслята – лежали на столе.

ʘ : , , - … .

После обобщающего слова, которое стоит впереди однородных членов, могут быть слова: как-то, а именно, например, которые предупреждают о перечислении.

Перед словами как-то, а именно, например ставится запятая, а после них двоеточие.

Ему подавались обычные в трактирах блюда, как-то: щи, мозги с горошком, сосиски с капустой.

Некоторые грибы очень ядовиты, например: бледная поганка, сатанинский гриб, мухомор.

Для выработки навыков грамотного письма требуются три условия, а именно: знание правил, внимание, умение пользоваться справочником.

4. Сеть магазинов, прачечных, культурнобытовых учреждений — словом, всё необходимое предусмотрено для жителей каждого микрорайона города-спутника.


4) воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Упражнение 3 (выборочная проверка)

2. Фронтальный опрос учащихся

Какие члены предложения называются однородными?

Как связываются между собой однородные члены предложения?

В каких случаях перед союзами и, да запятая не ставится?

1. Расставить знаки препинания в схемах.

не только О но и О.

Составьте предложения по первой и шестой схемам (I вариант) и третьей и пятой схемам (II вариант).

2. Синтаксическая пятиминутка.

В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

В чём особенность этого предложения?

Укажите имеющееся при однородных членах явление, которое до сих пор не встречалось вам при изучении данной темы. Подумайте, какое значение оно имеет и как в связи с этим может называться. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её.

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: уточнить и расширить знания…

III. Объяснение нового материала.

Определите, с каким из трёх значений слова “обобщить” связан термин “обобщающие слова при однородных членах”. Выделите это значение, а в нём самом – главное, ключевое слово:

ОБОБЩИТЬ (несов. обобщать) –

Соединить вместе, объединить вместе, объединить в нечто общее.

Конспект урока по русскому языку на тему Обобщающие слова при однородных членах предложения

Придать общее значение чему-либо частному, единичному.

Вскрыть общее в отдельных явлениях, вещах; сделать выводы из наблюдений отдельных фактов, выразив их в форме общего положения.

3. Подберите к данным существительным обобщающие слова.

1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие – (части речи изучаются в морфологии)

2). Сказуемое, определение, обстоятельство – (члены предложения выражаются разными частями речи)

3). Фортепиано, виолончель, скрипка – (музыкальные инструменты используются для исполнения классической музыки)

Для справки.

(Высвечивается на доске или экране)

Обобщающие слова (или словосочетания) обозначают общее для нескольких предметов понятие, так называемый род предметов.

Однородные члены называют понятие, которые входят в более широкое родовое понятие, обозначают его конкретные виды.

Главный опознавательный признак обобщающего слова: оно стоит в том же падеже, что и однородные члены.

Каково значение обобщающего слова?

Каким членом предложения является обобщающее слово?

Какие слова используются в роли обобщающих слов?

Какими ещё словами могут быть выражены обобщающие слова?

– Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах?

Что нового вы узнали из прочитанного параграфа?

– А теперь составьте кластер к данному параграфу.

Для справки.

(Высвечивается на доске или экране)

В роли обобщающих слов выступают:

1) местоимения и местоимённое наречие: все, всё это, вот что, везде, всегда, всюду, никто, ничто, никогда, нигде;

2) слово или словосочетание, которое является родовым названием (мебель, фрукты, ископаемые, одежда и т. д.) и слова, обобщающие какие-нибудь понятия;

3) цельные словосочетания и фразеологизмы.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Вернёмся к нашему предложению

В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

Перестройте данное предложение в соответствии схемам, данным в учебнике-теории.

В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки, лисы.

Лоси, медведи, волки, лисы – разные звери водятся в наших лесах.

Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы – водятся в наших лесах.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения

1) восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах; углубить и расширить знания по теме;
2) продолжить формирование пунктуационного навыка;
3) развивать логическое мышление, умение делать вывод;
4) воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, ПК, проектор, экран, тетради, учебники, дидактический материал

Тип урока: урок-закрепление полученных знаний

Вид урока: урок-практикум

ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания. 1. Упражнение 3 (выборочная проверка) 2. Фронтальный опрос учащихся Какие члены предложения называются однородными?

Как связываются между собой однородные члены предложения?

В каких случаях перед союзами и, да запятая не ставится?

1. Расставить знаки препинания в схемах.

не только О но и О.

Составьте предложения по первой и шестой схемам (I вариант) и третьей и пятой схемам (II вариант).

В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

В чём особенность этого предложения?

Укажите имеющееся при однородных членах явление, которое до сих пор не встречалось вам при изучении данной темы. Подумайте, какое значение оно имеет и как в связи с этим может называться. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её.

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: уточнить и расширить знания…

учиться ставить …

Определите, с каким из трёх значений слова “обобщить” связан термин “обобщающие слова при однородных членах”. Выделите это значение, а в нём самом – главное, ключевое слово:

ОБОБЩИТЬ (несов. обобщать) –

Соединить вместе, объединить вместе, объединить в нечто общее.

Придать общее значение чему-либо частному, единичному.

Вскрыть общее в отдельных явлениях, вещах; сделать выводы из наблюдений отдельных фактов, выразив их в форме общего положения.

3. Подберите к данным существительным обобщающие слова.

1). Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие – (части речи изучаются в морфологии)

2). Сказуемое, определение, обстоятельство – (члены предложения выражаются разными частями речи)

3). Фортепиано, виолончель, скрипка – (музыкальные инструменты используются для исполнения классической музыки)

ДЛЯ СПРАВКИ

(Высвечивается на доске или экране)

Обобщающие слова (или словосочетания) обозначают общее для нескольких предметов понятие, так называемый род предметов.

Однородные члены называют понятие, которые входят в более широкое родовое понятие, обозначают его конкретные виды.

Главный опознавательный признак обобщающего слова: оно стоит в том же падеже, что и однородные члены.

Каково значение обобщающего слова?

Каким членом предложения является обобщающее слово?

Какие слова используются в роли обобщающих слов?

Какими ещё словами могут быть выражены обобщающие слова?

– Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах?

Что нового вы узнали из прочитанного параграфа?

– А теперь составьте кластер к данному параграфу.

ДЛЯ СПРАВКИ

(Высвечивается на доске или экране)

В роли обобщающих слов выступают:

1) местоимения и местоимённое наречие: все, всё это, вот что, везде, всегда, всюду, никто, ничто, никогда, нигде;

2) слово или словосочетание, которое является родовым названием (мебель, фрукты, ископаемые, одежда и т. д.) и слова, обобщающие какие-нибудь понятия;

3)цельные словосочетания и фразеологизмы.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Вернёмся к нашему предложению

В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.

Перестройте данное предложение в соответствии схемам, данным в учебнике-теории.

В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки, лисы.

Лоси, медведи, волки, лисы – разные звери водятся в наших лесах.

Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы – водятся в наших лесах.

Учащиеся анализируют предложения, делают вывод о месте обобщающих слов в предложении (есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами и обобщающим словом при них), об их синтаксической роли (тот же член предложения, что и однородные члены), составляют схемы.

2.Работа с учебником

1) Упражнение № 2 (по вариантам) – отработка умения выделять все члены предложения, расставлять знаки препинания.

2) Проверка понимания темы. (Для контроля параллельно используется доска). Графический диктант.

Учитель читает предложения, а ученики записывают схемы этих предложений.

В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. Чехов.)

И кочи, и моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным. (Н.Некрасов.)

Всё в тающей дымке: холмы, перелески. (Н.Рыленков.)

IV. Итог урока. Оценки.

Расскажите об обобщающих словах при однородных членах и знаках препинания при них. Выполнять эту работу будем по вариантам. Один вариант воспроизводит пункты нового правила. Учащиеся другого варианта приводят к ним соответствующие примеры.

V. Домашнее задание: Составить 3-4 предложения с обобщающими слова при однородных членах предложения, нарисовать схему.

Читайте также: