Внутреннее строение птиц 7 класс биология конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской Федерации

Кафедра географии и экологии

Автор: учитель биологии и географии

Внутреннее строение птиц

Сформировать знания об особенностях внутреннего строения птиц

Обучающие: Раскрыть особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом и с высоким уровнем обмена веществ .

Воспитательные : Продолжить формирование навыков коллективной работы, работы в группах.

Развивающие: Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умений анализировать и сравнивать объекты

Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру; формирование личного представления о ценности полученных знаний и применение их в повседневной жизни.

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Дать определение понятиям: выделительная, пищеварительная, нервная, репродуктивная системы; объяснить характерные особенности всех систем.

Организация образовательного процесса

География, математика, экономика, экология

Анализ, сравнение, алгоритмизация, систематизация, конкретизация

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Используемые ЦОРы( цифровые образовательные ресурсы)

1.Социальная сеть работников образования nsportal . ru

Вводимые на уроке понятия: железистый желудок, мускульный желудок, воздушные мешки, нижняя гортань, голосовые перепонки.

Деятельность учителя (работа с ЦОРами, методы обучения) / деятельность ученика.

Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

- Ребята, здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим изучать строение птиц.

2. Актуализация опорных знаний

Устный фронтальный опрос по вопросам:

Рассказать о строении скелета птиц. Указать элементы скелета, указанные цифрами.

hello_html_m2bf17ed5.jpg

Назвать отделы позвоночника

(Шейный (9-25 позвонков), грудной (3-10 позвонков), поясничный, крестцовый, хвостовой)

Назвать элементы скелета, обозначенные цифрами

Назвать мышцы, имеющие важное значение для полета, указать их функции и расположение

(2-большие грудинные мышцы опускают крылья, 1-подключичные мышцы поднимают крылья).

Ответить на вопросы:

1. Исключите лишнее:

а) лопатки; в) вороньи кости; б) ключицы; г) плечевая кость.

2 . Между предложенным первым и вторым понятием существует определенное соответствие. Найдите аналогичное соответствие между третьим и одним из пяти данных понятий:

Локтевая кость – предплечье большая берцовая кость – ?

а) цевка; б) стопа; в) голень; г) бедро; д) кисть.

3. Обобщите следующие понятия одним:

локтевая кость, плечевая кость, кости кисти – .

а) шейный отдел; в) второй шейный позвонок;

б) первый шейный позвонок; г) крестец.

5. Наука о птицах — это:

а) птицеводство; в) кинология; б) орнитология; г) зоология.

Ответы: 1 – г; 2 – а; 3– передняя конечность; 4 – б ; 5 – б.

2.Изучение нового материала

- Ребята, мы уже изучили внешнее строение птиц и опорно- двигательную систему. Что мы должны изучать дальше?

Запишите число и тему урока в тетрадь.

Ребята, какие цели нужно поставить к сегодняшнему уроку?

- Изучить пищеварительную систему птиц;

-Сформировать знания о кровеносной системе птиц;

-Познакомиться с дыхательной системой птиц;

-Исследовать нервную систему птиц;

-Изучить органы чувств птиц.

- Углубить знания о выделительной системе птиц.

1. Пищеварительная система.

Пищеварительная система птиц по сравнению с таковой у пресмыкающихся имеет большое число отделов, выполняющих разные функции.

Зубы у птиц отсутствуют, их часто заменяет роговой клюв с острыми краями. Им птицы захватывают, удерживают, а иногда размельчают пищу. Во рту она смачивается слюной. Длинный пищевод у зерноядных и хищных расширяется в зоб . Под влиянием слюны пища размягчается и набухает, начинают перевариваться углеводы. Затем она поступает в железистый желудок, где подвергается воздействию желудочного сока. Отсюда пища переходит в мускулистый желудок . Стенки его образованы мощными мышцами, а в полости, выстланной плотной оболочкой, находятся мелкие камешки, проглоченные с пищей. При сокращении стенок пища перетирается. Непереваренные остатки (шерсть, кости, твердый хитин) отрыгиваются в виде так называемых погадок .

Обратите внимание на схему, представленную на слайде.

Толстая кишка и клоака

hello_html_m4761db95.jpg

Перетертая пища поступает в кишечник. В передний отдел тонкой кишки открываются протоки поджелудочной железы, желчного пузыря и печени. Под влиянием пищеварительных ферментов пища переваривается. На границе тонкого и толстого кишечника находятся два слепых отростка. Толстая кишка короткая, фекалии в ней не задерживаются, переходят в клоаку и быстро выбрасываются наружу, что важно для облегчения веса тела птицы в полете. В клоаку открываются также мочеточники и протоки половых желез.

- Ребята, обобщите, как происходит процесс пищеварения у птиц.

2. Дыхательная система .

Дыхательная система птиц имеет важные черты, связанные с полетом. От гортани отходит длинная трахея, которая разделяется на два центральных бронха. В месте разделения трахеи на бронхи имеется расширение – нижняя гортань голосового аппарата, - в ней находятся голосовые связки . Нижняя гортань хорошо развита у певчих птиц и видов, издающих громкие звуки.

Легкие птиц в отличие от легких рептилий представляют собой плотные губчатые тела. Основную их массу составляют многочисленные трубочки (вторичные и третичные бронхи) – результат ветвления центральных бронхов. Их стенки густо оплетены капиллярами: здесь происходит газообмен.

На вдохе центральные бронхи поставляют воздух и в легкие, и в задние воздушные мешки . На выдохе воздух из легких проходит в передние воздушные мешки, а из задних воздушных мешков – в легкие. Т.о., воздух, богатый кислородом, поступает в легкие и на вдохе и на выдохе. В легких кислород насыщает кровь. Остальной воздух проходит в передние воздушные мешки, из них – в центральные бронхи и через трахею – наружу. Воздух всегда идет в одном направлении – из задних мешков через легкие в передние мешки. Т.о., воздушные мешки играют важную роль в дыхании. Их объем в 10 раз больше, чем объем легких, что уменьшает плотность тела птицы. Поступление свежих порций воздуха в задние воздушные мешки, расположенные между органами, предохраняют тело птицы от перегрева во время полета

3. Кровеносная система .

В отличие от рептилий у птиц четырехкамерное сердце . Потоки крови не смешиваются. В левой половине сердца кровь артериальная (насыщенная кислородом). Она поступает ко всем органам и тканям по сосудам большого круга кровообращения . От левого желудочка отходит только один сосуд – правая дуга аорты, сохранившаяся от предков – пресмыкающихся. Спинная аорта распадается на артерии, несущие кровь к внутренним органам. От органов венозная (насыщенная углекислым газом) кровь по всем венам возвращается к сердцу и поступает в правое предсердие.

В правой половине сердца кровь венозная. Она направляется в легкие по сосудам малого круга кровообращения, который начинается в правом желудочке легочной артерией, разделяющейся на две ветви.

hello_html_115cf7fb.jpg

Интенсивный обмен веществ у птиц обеспечен эффективным газообменом в легких, быстрой доставкой кислорода и питательных веществ кровью к органам и тканям, углекислого газа – к легким, а продуктов обмена – к почкам. Быстрое движение крови достигается интенсивной работой сердца. Так у голубя оно сокращается 350 раз в минуту, у мелких певчих птиц – более 1000 раз.

4. Нервная система .

Центральная нервная система у птиц более сложная по сравнению с центральной нервной системой рептилий. Особенно хорошо развиты полушария переднего мозга, средний мозг и мозжечок.

Хорошее развитие полушарий переднего мозга связано со сложным поведением птиц при строительстве гнезд, уходе за потомством, во время миграций, при добывании корма и избегании опасности.

Рассмотрите схему нервной системы птиц, представленную на слайде. Назовите все элементы, обозначенные цифрами.

hello_html_f0ac578.jpg

hello_html_m328f7dcb.jpg

1-передний мозг
2-средний мозг
3-мозжечок
4-промежуточный мозг

У птиц быстро вырабатываются условные рефлексы. Птицы могут предвидеть наступление событий, то есть способны к экстраполяции (избегают человека с ружьем, находят спрятанный корм, искусно уходят от хищников, определяют угрозу по поведению других птиц). Хорошее развитие среднего мозга связано с совершенствованием органов зрения. Сложное строение мозжечка связано с точной координацией движений в полете.

5. Органы чувств .

Наиболее развиты у птиц зрение и слух. Зрение у них развито лучше, чем у всех позвоночных животных. Хищные птицы способны видеть подвижную добычу с расстояния 1 км. На сетчатке глаза у птиц больше чувствительных клеток, чем у человека, значит они могут лучше рассмотреть детали предмета. Птицы обладают цветным зрением : различают не только основные цвета, но и их оттенки и полутона.

Слух у птиц развит не хуже, чем у млекопитающих. Косвенно об этом свидетельствует разнообразие звуков, которые издают птицы. Особенно острый слух свойственен совам, способным поймать мышь, ориентируясь на слабый писк, который она издает.

Обоняние у большинства птиц развито слабо. Пожалуй, только новозеландские киви и некоторые падальщики (грифы) находят добычу по запаху.

6. Система органов выделения .

Система органов выделения у птиц приспособлена к интенсивному обмену веществ, в результате которого в организме увеличивается объем вредных продуктов белкового обмена, подлежащих быстрому удалению.

Крупные почки лежат в углублениях тазовых костей. От них отходят мочеточники, впадающие в клоаку. Основным продуктом выделения служит мочевая кислота, которая не требует большого расхода воды и быстро выводится в виде кашицеобразной массы через клоаку вместе с фекалиями.

Обмен веществ у птиц по сравнению с пресмыкающимися проходит гораздо интенсивнее. Это связано с быстрым перевариванием пищи, более совершенными дыханием и кровообращением. При окислении органических веществ в организме птиц выделяется много энергии, которая расходуется на работу мышц и поддержание высокой и постоянной температуры тела.

Обратите внимание на схему. С помощью учебника назовите все элементы выделительной системы.

IV. Рефлексия

1.Охарактеризуйте особенности строения и функций дыхательной системы птиц, связанные с полетом.

2. Выявите признаки, которые свидетельствуют о более совершенном устройстве нервной системы птиц по сравнению с пресмыкающимися и земноводными.

5.Домашнее задание

Список использованной литературы

Очень хорошо проводить при групповых формах обучения. А также можно использовать как кратковременные проекты. Совместная работа сближает ребят и делает учебу интересней.

ВложениеРазмер
vnutrennee_stroenie_ptic.docx 27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Внутреннее строение птиц.

  1. Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.
  2. Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
  3. Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.
  4. Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, работы в группе, частично-поискового метода.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Миллионы лет назад появились первые пернатые. И доселе мрачный, населенный лишь одними динозаврами мир, огласился птичьим пением. А ещё через миллионы лет зашагал по земле человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками!

Поднял человек голову вверх – аиста увидел, который свил гнездо на вершине высокого дуба, как раз над крышей его дома. Стоит аист на одной ноге, клювом щелкает, дробь выбивает, аистихе понравиться хочет!

Оканчивают военные училища молодые штурманы. Корабль, самолет в любую точку земли привести могут. Но и птицы, возвращаясь к нам после зимовки, находят известные только им ориентиры и приземляются точнехонько на ту же самую поляну, с которой они стартовали осенью!

Вот сегодня на уроке мы с вами будем юными исследователями, а я ваш научный руководитель. Мы должны будем вместе решить не простую задачу:

  1. Какие же особенности внутреннего строения позволяют птицам летать.

Но мы должны вспомнить из изученного материала:

  1. Какие особенности внешнего строения позволяют птицам подняться в небо?
  1. Обтекаемая форма тела
  2. Покрытая перьями
  3. Отсутствие зубов
  4. Полые кости
  5. Сросшийся скелет
  1. Индивидуальный опрос
  2. Работа по карточкам

Индивидуальная работа по карточкам.

Установите соответствие между костями и отделами конечностей, для которых они принадлежат.

а) Бедренная кость.
б) Плечевая кость.
в) Цевка.
г) Предплечье.
д) Голень.
е) Пальцы стопы.

1. Свободная нижняя конечность.
2. Свободная верхняя конечность.

Найдите ошибки в приведённом тексте, укажите номера предложений, которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Пояс передних конечностей образован: грудиной, двумя ключицами, двумя вороньими костями.
  2. Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков и длины их тел.
  3. Скелет свободной передней конечностей состоит из плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти.
  4. Цевка у птиц - результат приспособления к увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.

III. Изучение нового материала.

Ученики работают в паре. Каждая пара получает задание, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующие разделы учебника.

I группа.
Пищеварительная и выделительная системы.

1. Назовите органы пищеварительной системы.
У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе, связанные с полётом. Запишите их в тетради.

2. Назовите органы выделения птиц. Известно что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?

3. В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из-за отсутствия зубов?

II группа.
Дыхательная система.

1. Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.

2. Запишите особенности строение дыхательной системы птиц, связанные с полётом, в тетрадь.

3. Используя рисунок составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?

III группа.
Кровеносная система, обмен веществ.

1. Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на неё более сложные строение по сравнению с пресмыкающимися? Запищите их в тетрадь.

2. Используя рисунок, определите направления движения крови по сосудом. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.

3. Какое значение имеет наличие четырёхкамерного сердца у птиц? Какая кровь поступает к органам тела? В лёгкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обмена веществ у птиц?

IV группа.
Система органов размножения.

1. Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полётом.

2. На рисунке изображена система органов размножения. Назовите и раскройте значение каждого из них. Где происходит оплодотворенье птиц.

3. Выберите правильное утверждение:

а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.
б) В яичнике созревают сразу много яиц.
в) Собственным яйцом считается желток.
г) Оплодотворенье у птиц наружное.

V группа.
Нервная система птиц.

1. Рассмотрите рисунок. Запишите части нервной системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывает на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.

2. Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чём проявляется взаимосвязь поведения птиц и уровня организации их нервной системы?

3. Среди перечисленных ниже примеров приведите условный рефлекс:

а) постройка гнёзд;
б) высиживание птенцов;
в) цыплята бегут на голос хозяйки;
г) цыплята клюют всё подряд.

После завершения работы ученики в течение двух-трёх минут готовятся к устному ответу на вопросы задания, после чего по очереди выступают. Учащиеся других групп особенности каждой системы записывают себе в тетрадь, заполняя таблицу.

Функциональная приспособленность к полету

  1. Пищеварительная
  2. Выделительная
  3. Дыхательная
  4. Кровеносная
  5. Нервная
  6. Половая

1. Пищеварение у птицы происходит очень быстро. Мелкие совы (домовые сычи) переваривают мышь за 4ч, серый сорокопут – за 3ч. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8 – 10 мин. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5-6 раз в сутки, зерноядные – дважды. Один – два раза в сутки едят хищники.

Какое значение для природного сообщества имеет большая скорость пищеварения птиц?

2.У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела.

Как решается проблема обезвоживания у птиц? Одинаково ли осуществляется выделение у морских и лесных птиц? Как вы думаете почему у птиц нет мочевого пузыря?

1 .Какие же особенности внутреннего строения птиц позволяют им подняться в небо?

Выберите правильные ответы:

1. Признак приспособленности птиц к полёту:
а) появление четырехкамерного сердца
б) роговые щитки на ногах
в) наличие полых костей
г) наличие копчиковой желёзы

2. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:

а) характеру пищи
б) вскармливанию детёнышей
в) полёту
г) необходимости всё время запасать пищу

3. Приспособлением кровеносной системы птиц к полёту в большой степени является:

а) строение сердца
б) увеличение количества крови в организме
в) высокая скорость течения крови
г) невысокая скорость течения крови

4. Выберите правильные утверждения.

а) у мелких птиц частота дыхания ниже, чем у крупных
б) на земле около 9000 видов птиц
в) в процессе эволюции у птиц развивался головной мозг, и особенно мозжечок
г) у всех птиц пища удерживается зубами
д) все птицы теплокровные животные
е) скорость полёта птицы зависит от массы тела

5. Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются:

а) головной мозг из пяти отделов
б) интенсивный обмен веществ
в) смешанная кровь в сердце
г) костный череп
д) клюв без зубов
е) лёгкость и прочность скелета

6. Приспособлениями птиц к полёту можно считать:

а) видоизменённые конечности
б) хорошее обоняние
в) один круг кровообращения и легочное дыхание
г) полые кости в скелете
д) наличие двенадцатиперстной и прямой кишок
е) отсутствие мочевого пузыря

7. Выстройте путь прохождения пищи у птиц в правильной последовательности:

а) глотка
б) желудок
в) ротовая полость
г) пищевод
д) кишечник
е) клоака
ж) зоб

  1. Что сегодня узнали на этом уроке?
  2. Что понравилось?
  3. Что не получилось?

Оценки за урок можно выставить, используя различные подходы. Например, самой активной паре и самому активному участнику пары – оценка 5.


Конспект урока составлен по теме внутреннее строение птиц.

Содержимое разработки

Урок биологии в 8 классе


Тема урока: Внутреннее строение птиц

Цели урока:

Раскрыть особенности строения систем внутренних органов птиц, показать черты их приспособленности к полету.

Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Воспитывать бережное отношение к птицам как полезным животным.

Продолжить формирование умений работать с рисунками и текстом учебника, таблицами.

Продолжать развивать логическое мышление и познавательный интерес у школьников.

Оборудование:

Понятия и термины урока: зоб, железистый и мускульный отделы желудка, воздушные мешки, двойное дыхание, четырехкамерное сердце, половой диморфизм, безусловные и условные рефлексы.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний

перечислите особенности внешнего строения птиц, связанных с полетом;

перечислите особенности скелета птиц, связанных с полетом

(фронтальная беседа с классом)

тело птиц покрыто… (перьями);

форма тела… (обтекаемая);

отделы тела… (голова, шея, туловище, крылья, ноги);

шея птиц… (подвижна);

передние конечности видоизменены… (в крылья);

нижние конечности покрыты… (роговыми чешуями);

перья птиц подразделяют… (контурные, пуховые);

кожа птиц почти не имеет… (желез);

единственная железа… (копчиковая);

восковица является… (органом осязания);

клюв образован… (надклювьем и подклювьем);

пуховые перья сохраняют… (тепло тела)

самопроверка биологического диктанта (в парах).

Мотивация и актуализация учебной деятельности учащихся.

Вопрос урока: Почему летают птицы?

Этот вопрос всегда интересовал исследователей.

В начале ХІХ столетия считали, что птицы летают потому, что нагревают воздух, который вдохнули, и превращаются в своеобразные монгольфьеры (воздушные шары. Монгольфье – Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн – братья, французские изобретатели воздушного шара в 1783г.). Затем абсурдность этой теории была доказана и стали предполагать, что причина в неоычной легкости скелета, в также в наличии в костях полостей, наполненных воздухом. И никак не связано с весом птиц, многие еще думают, что облегченный скелет способствует этому. Но если взвесить скелеты птиц и других животных, то результаты окажутся неожиданными.

Вес скелета в процентах, от веса тела

У птиц относительно тяжелый скелет в животном мире.

Наша задача определить не только приспособления к полету в скелете птиц, но и во всех системах внутренних органов.

Изучение нового материала.

Птицы имеют такие системы органов как ранее изученные позвоночные.

(Предполагаемый ответ: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, половая, нервная).

Изучение пищеварительной системы

Рассмотрите рисунок 43.3. учебника. Назовите последовательно отделы пищеварительной системы.

По итогам работы с рисунком, таблицей учащиеся составляют опорный конспект с поясняющим текстом.

Схема опорного конспекта





челюсти в роговом чехле

у большинства есть зоб


Тонкий отдел кишечника








железистый (химическая обработка пищи)

мускульный (роговая кутикула, камешки – механическая обработка пищи)

переваривание пищи и всасывание питательных веществ

Открывается в клоаку


Зубы отсутствуют, язык имеет ороговевшую поверхность, вкусовых почек нет – они расположены на нёбе, под языком и в глотке. Птицы имеют чувство вкуса: различают сладкое, соленое, кислое, а некоторые и горькое.

У большинства обособляется зоб, богатое железами расширение пищевода. Может иметь роль:

резервуар для пищи;

например, у курообразных попугаев – предварительная обработка пищи;

у хищных птиц в зобе накапливаются непереваренные части пищи – кости, шерсть, перья.

Желудок подразделяется на 2 отдела: железистый и мускульный. Мускульный желудок имеет гастролиты – камешки, очень тяжел. Однако он расположен снизу птицы, таким образом центр тяжести птицы находится ниже геометрического центра, что придает ей устойчивость в полете и при плавании.

Задняя кишка укорачивается и уже не дифференцирована на толстую и прямую.

Пищеварительная система компактна, но может переваривать много пищи за счет скорости пищеварения.

Например: у насекомоядной пеночки пища проходит через пищеварительный тракт за 40 минут. У утки, вскрытой через 30 минут после того как она проглотила карася длиной 6 см, в кишечнике ничего не осталось.

Какова окраска рта птенцов?

(Предполагаемый ответ: красная, желтая, оранжевая).

Почему именно такая?

(Предполагаемый ответ: яркая окраска является возбудителем безусловного рефлекса – кормления. Яркий, широко открытый рот побуждает родителей к кормлению. Птенцов с закрытым ртом родители не кормят).

Есть ли птичье молоко?

Изучение органов дыхания птиц








(объем в 10 раз превышает объем легких).

сидящая, бродит по земле, перепрыгивает с ветки на ветку – птица дышит за счет расширения и сокращения объема грудной клетки;

при полете: грудина с помощью мышц фиксируется неподвижно и роль насоса выполняют воздушные мешки

Газообмен осуществляется и при вдохе, и при выдохе, что повышает уровень обмена веществ. Интенсивность дыхания у птиц изменяется в зависимости от потребности в кислороде.

Например: у голубя в состоянии покоя наблюдается 26 дыхательных движений в минуту, а во время полета до 400.

(Предполагаемый ответ: помогает, так как при этом птице не приходится затрачивать каких-либо мышечных усилий для вдоха, он свободно проникает в ее дыхательные пути. Чем быстрее летит птица, тем лучше снабжается свежим воздухом ее дыхательный аппарат.)

Изучение кровеносной системы

Работа с рисунком 43.5. учебника, таблицей.

Вопросы к учащимся:

Какое строение сердца у птиц? (Четырехкамерное)

Сравнить с пресмыкающимися.

Сколько кругов кровообращения? (Два: легочный – малый, большой круг кровообращения)

Огромная работа, совершаемая птицей в полете, требует мощного потока крови, несущей кислород и питание мышцам. Поэтому, относительное количество крови, объем кровеносных сосудов и сердце птиц больше, чем у других позвоночных.

Сердце четырехкамерное – в чем преимущество такого строения?

(Предполагаемый ответ: 1) не смешивается кровь артериальная и венозная, органы получают чистую, богатую О2 артериальную кровь; 2) интенсивный обмен веществ, что позволяет птицам иметь высокую температуру (t + 40 С° - + 45 С°). Птицы теплокровны.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода. Организована самостоятельная работа учащихся в парах. для урока создана презентация.

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанными с полетом, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися; продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями орга­нов; развивать логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы; воспиты­вать любознательность, желание глубже познавать окружающую природу.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Почему птицы летают?

Какие особенности внешнего строения птиц связаны с полетом?

Какие особенности строения скелета связаны с полетом?

наличие перьев (легких и прочных)

обтекаемая форма тела (при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения

наличие хвоста, служащего птице рулём

образование цевки, как посадочного устройства

лёгкий скелет (наличие в костях воздухоносных путей)

прочный скелет (за счет срастания костей)

Мотивация учебной деятельности.

Наверное, полет птиц вызывает у каждого человека восхищение и желание самому подняться в воздух. Способностью летать обладают и насекомые, но полет птиц более совершенен. Недаром говорят, что птицы рождены для полета.

Мы уже знаем, какие приспособления возникли у птиц в связи с полетом во внешнем строении и строении скелета.

На сегодняшнем уроке мы и попытаемся ответить на вопрос, что же еще помогает птицам летать.

IV.Изучение нового материала

Формулирование темы урока и задач урока.

2.Также мы должны на уроке выяснить, откуда птицы берут энергию для полета, ведь они могут пролетать большие расстояния, развивать высокую скорость (работа с таблицами).

Таблица 1. Расстояния, преодолеваемые при перелетах.

Перелет с возвращением

Таблица 2. Максимальная скорость полета

Скорость полета, км/час

Решение проблема: Какие особенности внутреннего строения помогают птицам приспособиться к полету?

3.Работа в малых группах.

1 группа. Пищеварение и выделительная система.

Задания для группы:

1. Назовите органы пищеварительной системы.

2. Какие особенности появились в строении пи­щеварительной системы, связанные с полетом?

3. Чем компенсируется отсутствие зубов у птиц?

4.Перечислите отделы желудка птиц. Какие функ­ции они выполняют? С чем связано их появ­ление?

5. Пища – основной источник энергии. Какие особенности пищеварения восполняют большие затраты энергии на полет?

6. Перечислите органы выделения птиц. Почему их почки имеют большие размеры?

Какой орган выделительной системы отсутству­ет у птиц? С чем это связано?

Отчет учащихся о выполнении задания

Ученик называет органы пищевари­тельной системы птиц: ротовая полость (язык, слюнные железы) глотка пищевод зоб — расширение пищевода желудок (железистый и мускульный) кишечник (тонкая, толстая и прямая кишка) клоака.

Учащийся отмечает особенности пищеваритель­ной системы птиц, связанные с полетом:

отсутствие зубов в ротовой полости облег­чает вес птиц;

появление мускульного отдела желудка компенсирует отсутствие зубов. Пища вна­чале попадает в железистый отдел, где пере­варивается под действием желудочного со­ка, а затем в мускульный отдел. Он обра­зован толстыми мышечными стенками, под действием которых пища перетирается до ка­шицеобразного состояния. Перетиранию пи­щи способствуют камешки, которые заглаты­вают птицы;

хорошо развиты пищеварительные желе­зы — поджелудочная железа и печень, что также способствует быстрому переварива­нию пищи;

кишечник птиц короче, чем у пресмыкаю­щихся. Экскременты в нем не накапливают­ся, и это также облегчает вес птиц.

- птицы много и часто едят. Чем меньше птица, тем больше пищи на каждый грамм массы тела ей требуется. Мелкие птицы теряют больше тепла, чем крупные. Мелкие птицы за день съедают количество корма, равняющееся 20 – 30% их собственной массы, крупные – 2 – 5%. Синица за день может съесть столько же насекомых, сколько весит сама, а крохотный колибри – выпить количество нектара, в 4 - 6 раз превышающее собственную массу.

У птиц переваривание пищи происходит быстро. Мелкие совы (домовые сычи) переваривают мышь за 4 часа, серый сорокопут – за 3 часа. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8 – 10 минут. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5 – 6 раз в сутки, зерноядные – трижды.

Следующий ученик знакомит класс с особенно­стями строения выделительной системы:

выделительная система представлена пар­ными тазовыми почками, от которых отхо­дят мочеточники;

мочеточники выводят продукты обмена в клоаку;

отсутствует мочевой пузырь — эта особен­ность способствует облегчению веса во вре­мя полета.

2 группа. Дыхательная система

Задания для группы:

Рассмотрите строение дыхательной системы птиц.

Запишите особенности строения связанные с полетом.

Как происходит дыхание птиц в покое и во время полета?

Что такое двойное дыхание, и какого его зна­чение?

Какие функции выполняют воздушные мешки?

3 группа. Кровеносная система и обмен веществ

Задания для группы

Какое строение имеет кровеносная система птиц?

2.Сравните кровеносную систему птиц и пресмыкающихся. В чем прояв­ляется более сложное строение кровеносной системы птиц?

3.Рассмотрите схему строения большого и малого кругов кровообращения.

4.Какие преимущества птицам по сравнению с пресмыкающимися дает четырехкамерное сердце?

5.Какая существует взаимосвязь между строением кровеносной системой и обменом веществ у птиц? Чем обеспечивается быстрое движение крови?

Отчет учащихся о выполнении задания

Учащиеся отмечают, что кровеносная система птиц, как и пресмы­кающихся, представлена двумя кругами кровообращения — малым и большим. В то же время существуют отличия кровеносной систе­мы птиц от кровеносной системы пресмыкающихся, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ и теплокровность птиц:

сердце четырехкамерное, имеется полная перегородка между левой и правой половинами сердца. Это приводит к полному разделению кро­ви на артериальную и венозную;

в большом круге кровообращения циркулирует артериальная кровь, а не смешанная, как у пресмыкающихся;

все органы снабжаются артериальной кровью, насыщенной кисло­родом, что приводит к повышению интенсивности обмена веществ у птиц и теплокровности. Температура тела птиц не зависит от темпе­ратуры окружающей среды.

Просмотр видеофрагмента схемы кровообращения у птиц (Уроки Кирилла и Мефодия).

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.

3. Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

1. Воспитывать интерес к познанию нового.

2. Воспитание культуры труда.

1. Развивать логическое мышление, умение выделять главное, формировать причинно – следственные связи.

2. Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.

3. Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Средства наглядности: презентация, видеофрагменты

Используемые технологии: ИКТ, личностно- ориентированное обучение, интерактивная технолог

Ход урока:

I. Организационный этап

На нашей планете живут

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Северо – Казахстанская область

район имени Габита Мусрепова

Открытый урок по биологии

для учащихся 7 класса

Подготовила и провела

Тема урока: Внешнее и внутреннее строение птиц.

Цель урока: найти приспособления птиц к полету

Задачи урока: I. Образовательные:

1. Углубить и расширить знания о птицах строении.

2. Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.

3. Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

1. Воспитывать интерес к познанию нового.

2. Воспитание культуры труда.

1. Развивать логическое мышление, умение выделять главное, формировать причинно – следственные связи.

2. Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.

3. Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Средства наглядности: презентация, видеофрагменты

Используемые технологии: ИКТ, личностно- ориентированное обучение, интерактивная технолог

I. Организационный этап

На нашей планете живут

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!

Тема урока: Класс птицы. Внешнее и внутреннее строение

I I. Актуализация знаний.

Почему птицы летают?

наличие перьев ( легких и прочных)

обтекаемая форма тела (при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения

наличие хвоста, служащего птице рулём

образование цевки, как посадочного устройства

лёгкий скелет ( наличие в костях воздухоносных путей)

I I I. Изучение нового материала.

1) Общая характеристика птиц.

Работа на листах.

Орнитология – наука о птицах

В Казахстане 500 видов

Теплокровные. Температура тела +40-44 0 С

Передние конечности – крылья

Приспособлены к полету

2) Внешнее строение птиц.

Отделы тела: голова, шея, туловище, хвост, 2 пары конечностей

Органы, располагающиеся на голове: клюв, ноздри, глаза, ушные отверстия

3) Покровы тела

Кожа сухая, тонкая. Развита только копчиковая железа

Роговые образования: клюв, цевка, когти, перья

Виды перьев по строению - контурные и пуховые

Строение перьев (работа с раздаточным материалом). Изобретения замка-молнии Джадсон

Виды контурных перьев – маховые, рулевые, покровные

4) Скелет и мышцы птиц

Особенности, связанные с полетом: кости легкие, многие кости срослись (череп, позвонки, ключицы, цевка, кисть)

На ногах 4 пальца (3+1)

На крыльях 3 пальца

Грудина имеет выступ - киль

Поднимают крылья подключичные мышцы, опускают грудные

5) Кровеносная система: 4-камерное сердце, 2 круга кровообращения

Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке, заканчивается в левом предсердии

Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, заканчивается в правом предсердии

6) Пищеварительная система

Нет зубов, есть зоб (расширение пищевода), в желудке 2 отдела (железистый и мускульный), есть клоака, быстрое пищеварение

7) Нервная система: головной мозг разделен на 2 полушария, есть кора, мозжечок с извилинами, развит средний мозг. Сложное поведение

Органы чувств: крупные зоркие глаза, хороший слух. Слабо развиты обоняние, осязание и вкус

8) Дыхательная система: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие, воздушные мешки (дыхание, уменьшают вес, защищают от перегрева). Двойное дыхание (газообмен на вдохе и на выдохе)

9) Выделительная система: почки, мочеточники (нет мочевого пузыря)

10) Размножение: внутреннее оплодотворение, откладывают и насиживают яйца

Типы птенцов: птенцовые, выводковые

11) Происхождение. Произошли от древних пресмыкающихся. Археоптерикс – первая птица

IV. Закрепление знаний.

Наука о птицах – ихтиология

В Казахстане 9000 видов птиц

У птиц температура тела зависит от температуры окружающей среды

Опахало контурных перьев состоит из бородок и бородочек

У птиц шея поворачивается на 90 градусов

Поднимают крылья грудные мышцы

Киль – это вырост ребра

Желудок птиц 2-камерный

У птиц газообмен происходит в воздушных мешках

У птиц двойное дыхание

Сердце птиц 3-камерное

Большой круг кровообращения начинается в правом желудочке

У птиц нет мочевого пузыря

У птиц мозжечок развит хуже, чем у пресмыкающихся

Птицы произошли от млекопитающих

V. Оценочно-рефлексивный этап.

Приспособления птиц к полету. Работа на доске. Добавление

VI. Домашнее задание.

Творческое задание 1) написать название птиц на все буквы алфавита

2) найти загадки о птицах

3) написать сочинение о полете птицы от имени птицы

Самоанализ урока по биологии

Урок проходил в 7 классе при изучении курса зоологии.

К моменту проведения урока учащиеся владеют первичными знаниями о строении рыб, пресмыкающихся, земноводных.

Характеристика класса

В классе 6 учащихся, 2 из них имеют хорошие оценки по многим предметам. Анализ результатов исследования сфер учебной деятельности учащихся 7 класса показывает:

1) достаточный уровень любознательности учащихся к предметам математического цикла, биологии и др.;

2) достаточно сформированными являются навыки мыслительной деятельности;

3) на недостаточно высоком уровне у учащихся развито умение работать с учебниками и дополнительной литературой.

Психологические исследования показали, что большинство учащихся класса всегда легко и быстро сосредоточивает свое внимание на объяснении учителя, не отвлекаются на уроке, ошибок по невнимательности практически не делают.

Исследования ведущих учебных мотивов показывает, что наиболее предпочтительными являются:

- мотивы общения – 100%;

- познавательные мотивы – 70 %;

- социальные мотивы – 70%.

Сочетание этих мотивов оптимально для формирования мотивации учебной деятельности по всем предметам.

Высокий уровень интереса к урокам биологии проявляет 75% учащихся, средний уровень – 10%.

Полное эмоциональное восприятие предмета проявляет 70% учащихся.

Полное эмоциональное принятие педагога – 90%.

Изучение общей тревожности в школе показало, что дети чувствуют себя в коллективе учителей и учащихся комфортно, спокойно, благоприятно действует на учащихся теплая атмосфера взаимоотношений в школе.

Профилактика переутомления, снятия психических напряжений и кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует познавательную деятельность учащихся.

Тема урока: Внешнее и внутреннее строение птиц.

Цель урока: найти приспособления птиц к полету

Задачи урока: I. Образовательные:

1. Углубить и расширить знания о птицах строении.

2. Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.

3. Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

1. Воспитывать интерес к познанию нового.

2. Воспитание культуры труда.

1. Развивать логическое мышление, умение выделять главное, формировать причинно – следственные связи.

2. Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.

3. Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Средства наглядности: презентация, видеофрагменты

Используемые технологии: ИКТ, личностно- ориентированное обучение, интерактивная технолог

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, общеклассная.

Мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль-контроль-анализ, оценка-коррекция-рефлексия.

Для поддержания активности учащихся на протяжении всего урока, организации произвольного и послепроизвольного внимания учащихся использовала смену форм (индивидуальная, групповая; фронтальная, самостоятельная) и видов деятельности (моделирование, наблюдение и анализ). Своевременное переключение внимания и использование динамической паузы позволило более полно реализовать поставленные задачи. Каждый этап урока логически завершался микрозакреплением.

На уроке обучающимся была предоставлена возможность проявить себя, свои идеи в нестандартной творческой форме (возможность фантазировать, вообразить что-либо, высказать свое мнение). Поощряя самостоятельность, давалось время обучающимся на поиск ответа, а не формулирование вопроса и ответа сразу же, возможность вариативности ответа.

Для рационализации и повышения эффективности урока контролировалось время, затраченное на определенный этап работы, планировалась деятельность в соответствии со значимостью темы. Расположение вспомогательных средств (таблицы, наглядные пособия), оформление стендов кабинета позволяет быстро и легко находить нужную информацию и материалы.

Для поддержания положительного эмоционального фона урока использовались приемы одобрения, похвалы, нацеливания на ожидаемый будущий успех обучающегося, положительные характеристики его работы.

Работоспособность учащихся на уроке хорошая, каждый работал в меру своих способностей, царила атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

Я считаю, что поставленные на уроке цели были достигнуты, учащиеся правильно и осознанно выполняли задания, удалось избежать переутомления, развить мотивацию учения, навыки поисковой работы, самореализоваться каждому ученику. На детей урок оказал глубокое эмоциональное воздействие.

Читайте также: