Конспект урока научный стиль составление словарной статьи

Обновлено: 04.07.2024

Словарей на уроке нет, чтобы у ребят была воз можность самостоятельно выполнить

задание. Пословицы, написанные на листках разноцветной бу маги.

Цели: 1. Формирование начальных знаний о лексикографии, умения создавать

2. Развитие понятия о научном стиле, умения строить связное высказывание .

3. Воспитание вни мательного отношения к слов у , материалу, дающемуся в

Здравствуйте, ребята. Перед тем, как вы войдёте в класс, я предлагаю каждому выбрать

пословицу, которая вам понятна и близка более др угих. (На столе п еред входом в класс

лежит четыре группы пословиц, отпечатанных на листах разного цвета )

От слова до дела – бабушкина верста. (Верста – чуть больше километра)

Выбрали пословицы? Сядьте, пожалу йста, за стол, на к отором стои т карточка того же

• Составьте гр у ппой текст из 3 - 4 п редложений, объясняющий смысл вашей

• Скажите, пожалуйста, о чём все ваши пословицы? (о словах)

Множество очень древних слов и ко рней хранит язык в своей сокровищниц е… (Лев

• О какой сокровищнице говорит Лев Успенский? (словарный запас, лексикон)

• Где же хранятся эти сокровища, по - вашему? (в словаре)

Итак, сегодня мы б у дем говорить о словарях и с ловарных статьях. Вам предстоит стать

авторами словарных статей. У сокровищницы, с которой мы б у дем работать, есть свои

Г) Сопоставление словарных статей из лингвистического и э нциклопедического

ОБЛАКА, скоплени я вз вешенных в атмосфере водян ых капель и ледяных криста ллов. О.

образуются гл. обр. в тропосфере; их различают по высоте: О. верх. яруса (выше 6 км) –

перистые, перисто - сло истые, перисто - к учевые – состоят и з ледяных кристаллов; О. ср.

яруса (2 - 6 км) – высоко - слоистые и высоко - к учевые – сос тоят из мельчайших капель и

кристаллов льда; О. ниж. яруса (ниже 2 км) – слоистые, слоисто - кучевые и слоисто -

дождевые – состоят преим. и з капель. О. возникают в результате конденсации водяного

пара, содержащегося в возд у хе. Диаметры облачных капель – порядка неск. мкм,

содержание жидкой воды в О. – доли грамма или неск. граммов на м³. При укру пнении

части капель и кристаллов они выпадают из О. в виде атм. осадков. В стратосфере

наблюдаются также перламутровые, а в мезосфере – серебристые О.

ÓБЛАКО , - а, мн. – á, - óв, ср. 1. Светло - серые кл убы, волнистые слои в небе, скоплен ие

сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. Облака плывут по небу.

Ветер гонит о блака. Кучевые облака. Грозовое, дождевое о. До облаков (перен.: очень

высоко). Спуститься с облаков (перен.: от мечтаний обратиться к действительн ости;

ирон.). С облаков упасть или свалиться (перен.: о неожиданном появлении кого - н.;

разг.). 2. перен., чего. Сплошная масса каких - н. мелких летучих частиц. О. дыма, пара. //

уменьш. облачко, - а, мн. – á, - óв, ср.// прил. облачный, - ая, - ое (к 1 знач.). О. слой.

• Определите, из какого словаря эти статьи, докажите. (1 – эн циклопедический

словарь, т.к. описывается явление природы, 2 – ли нгвистический, т.к. описывается

• О чём рассказывается в слов арной статье энц иклопедического словаря? Каков

характер сведений, данн ых в эт ой статье? ( О природе облаков, о месте

образования, видах об лаков, сведения, данн ые в статье, н осят научный характер:

• Какие сведения можно п очерпнуть из другой словарной статьи? (Лексическое

значение слова, грамматические особенности, примеры у потребления…)

Учитель обращает внимание учащихся на стиль словарных статей.

Каждая группа получает свой набор карточек, на которых разные зоны словарной статьи.

ВÁЛЕНКИ , - нок, ед. –нок , - нка, м. Зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти.

Подшитые в. (с п ришитой кожаной или войлочной подошвой). // прил. вáленочный, -

ЗОДИÁК , - а, м. (спец .). Пояс неба, по которому Солнце сове ршает своё видимое

годовое движение. Знаки зодиака (обозначение 12 созвездий, через которые проходит

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет

родной язык (русский)

Класс: 6

Дата проведения:

Тема урока:

Цели:

углубление знаний о научной стиле, изучение особенностей словарной статьи; отработка умения уч-ся строить разговорную речь, составлять и анализировать тексты научного стиля , пользоваться алгоритмом рассуждения ; фор мирование у уч-ся УУД; развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитание нравственно-этических представлений.

Тип урока:

урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

личностные результаты : желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как ин­дивидуальности и одновременно как члена общества; понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку;

метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения.

предметные результаты: знать особенности научного стиля, словарной статьи; уметь пользоваться словарем, анализировать и составлять текст научного стиля, пользоваться алгоритмом рассуждения.

Основные понятия:

научный стиль, словарная статья

Методы и формы обучения:

наблюдение над языковыми явлениями; создание проблемных ситуаций; самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; творческая работа и др.

Ресурсы:

Автор УМК:

О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др.

Организационная структура (сценарий) урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные мат-лы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Л.: положительно относятся к учению, познавател. деятельности;

П.: осознают учебно-познавательную задачу.

Р.: планируют с учителем, одноклассниками или самостоятельно учебные действия

Актуализация изученного и пробное учебное действие

Учитель организует работу по актуализации знаний.

2) Лингвистическая разминка: языковые разборы (с объяснением у доски; подготовка к ВПР)

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

× Синтаксический разбор предложения.

× Морфемный и словообразовательный разбор слова: драгоценные

× Синоним к слову: излучают.

Выполняют задания, анализируют.

П.: выполняют учебно-познавательные действия;

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: обосновывают свою точку зрения.

Выявление места и причины затруднения. Создание проблемной ситуации

1)Аналитическое задание: наблюдение над языковым материалом (коллективная работа )

Объективность, точность, терминология, отсутствие эмоциональности, экспрессивности.

= Проанализируйте данные слова. По какому признаку они объединены?

- В чем особенности научного стиля?

2) Учебный диалог (коллективная работа )

- Почему не все выполнили задание? => не владеют лингвистической терминологией, не знают тему

- Какая учебная задача стоит перед нами?

Уч-ся выполняют задания

Л.: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Целеполагание

Учитель : организует беседу с обучающимися по определению темы урока, постановке целей урока.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

П.: формирование предметных понятий

Р.: планируют действия.

К.: составляют высказы­вания

Построение проекта выхода из затруднений

1)Аналитическое задание: сопоставление словарных статей из лингвистического и энциклопедического словарей (работа в парах с последующим обсуждением)

= Определите, из какого словаря эти статьи, докажите. ( 1 – энциклопедический словарь, т.к. описывается явление природы, 2 – лингвистический, т.к. описывается слово, единица языка )

- О чём рассказывается в словарной статье энциклопедического словаря? Каков характер сведений, данных в этой статье? ( О природе облаков, о месте образования, видах облаков, сведения, данные в статье, носят научный характер: терминология, числовые данные )

- Какие сведения можно почерпнуть из другой словарной статьи? ( Лексическое значение слова, грамматические особенности, примеры употребления…)

ОБЛАКА, скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. О. образуются гл. обр. в тропосфере; их различают по высоте: О. верх. яруса (выше 6 км) – перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые – состоят из ледяных кристаллов; О. ср. яруса (2-6 км) – высоко-слоистые и высоко-кучевые – состоят из мельчайших капель и кристаллов льда; О. ниж. яруса (ниже 2 км) – слоистые, слоисто-кучевые и слоисто-дождевые – состоят преим. из капель. О. возникают в результате конденсации водяного пара, содержащегося в воздухе. Диаметры облачных капель – порядка неск. мкм, содержание жидкой воды в О. – доли грамма или неск. граммов на м³. При укрупнении части капель и кристаллов они выпадают из О. в виде атм. осадков. В стратосфере наблюдаются также перламутровые, а в мезосфере – серебристые О.

ÓБЛАКО, -а, мн. –á, -óв, ср. 1. Светло-серые клубы, волнистые слои в небе, скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. Облака плывут по небу. Ветер гонит облака. Кучевые облака. Грозовое, дождевое о. До облаков (перен.: очень высоко). Спуститься с облаков (перен.: от мечтаний обратиться к действительности; ирон.). С облаков упасть или свалиться (перен.: о неожиданном появлении кого-н.; разг.). 2. перен., чего. Сплошная масса каких-н. мелких летучих частиц. О. дыма, пара. // уменьш. облачко, -а, мн. – á, -óв, ср.// прил. облачный, -ая, -ое (к 1 знач.). О. слой.

2) Составление алгоритма рассуждения (коллективная работа)

Выполняют задание, под руководством педагога составляют алгоритм работы, заполняют шаблон.

Задают вопросы для уточнения

Работают с материалом учебника.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Л.: проявление интереса к учению

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Учитель : создает условия для коллективной и индивидуальной работы для первичного закрепления

1)Изучение теоретического материала учебника: п. 22 (самостоятельная работа в парах с последующим обсуждением)

- Чем дополняет материал учебника составленный нами алгоритм?

2)Взаимообъяснения уч-ся по теме урока с использованием лингвистической терминологии (работа в парах).

3)Консультация учителя по вопросам уч-ся (по мере необходимости)

Физкультминутка

Выполняют задание, под руководством педагога составляют алгоритм работы, заполняют шаблон.

Задают вопросы для уточнения

Работают с материалом учебника.

Выполняют физические упражнения

Л.: участвуют в творческом процессе.

П.: выполняют учебно-познавательные действия;

Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Вклю­чение в систему знаний и повто­рение . Самостоятельная работа

1) Аналитическое задание: упр. на сравнение – упр. 178 (коллективная работа)

= Сравните словарные статьи, взятые из разных лингвистиче ских словарей. Какие сведения о слове героизм они содержат? Назовите словари, из которых взяты эти словарные статьи. Устно обоснуйте своё утверждение.

= Составьте и запишите словарные статьи одного-двух слов (на выбор), а затем проверьте составленные вами записи по словарям.

2) Р.р. Аналитическое задание: анализ словарной статьи, конструирование (работа в парах с последующим обсуждением) – упр. 179

= Внимательно прочитайте словарную статью из толкового сло варя С. И.Ожегова. Сколько значений имеет слово герой ? Расскажите, какие ещё сведения о нём вы узнали из словарной статьи.

= Составьте и запишите предложения со словом герой, употре бив его в каждом из значений.

3) Аналитическое задание: орфографический и пунктуационный практикум – упр. 184 (сам. работа с последующим обсуждением)

4) Р.р. Работа по развитию культуры речи уч-ся: работа с текстом (инд. работа с последующим обсуждением) – упр. 181

= Опираясь на содержание текста и свои представления, устно определите значение слова подвиг. Затем сопоставьте своё определение с тем, которое приводится в толковом словаре. Сделайте вывод.

= Вспомните известные вам имена героев Великой Отечественной войны. Расскажите об одном из подвигов, совершённых защитниками Отечества.

Л.: участвуют в творческом процессе.

П.: выполняют учебно-познавательные действия;

Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Тема: Составление словарной статьи для лингвистического и энциклопедического словарей.

Цели: 1. Формирование начальных знаний о лексикографии, умения создавать словарную статью.

2. Развитие понятия о научном стиле, умения строить связное высказывание.

3. Воспитание внимательного отношения к слову, материалу, дающемуся в словарях.

1. Приветствие, деление на группы.

Здравствуйте, ребята. Перед тем, как вы войдёте в класс, я предлагаю каждому выбрать пословицу, которая вам понятна и близка более других. (На столе перед входом в класс лежит четыре группы пословиц, отпечатанных на листах разного цвета)

Добрые слова лучше мягкого пирога. (желтый цвет)

Осла узнаешь по ушам, а дурака – по словам. (красный цвет)

От слова до дела – бабушкина верста. (Верста – чуть больше километра) (синий цвет)

Слово – серебро, молчание – золото. (зеленый цвет)

Выбрали пословицы? Сядьте, пожалуйста, за стол, на котором стоит карточка того же цвета, что и ваша пословица.

2. Постановка целей урока.

А) Групповая работа

Составьте группой текст из 3-4 предложений, объясняющий смысл вашей пословицы. (Чтение миниатюр, обсуждение)

Скажите, пожалуйста, о чём все ваши пословицы? (о словах)

Б) Запись и разбор предложения.

О какой сокровищнице говорит Лев Успенский? (словарный запас, лексикон)

Где же хранятся эти сокровища, по-вашему? (в словаре)

Итак, сегодня мы будем говорить о словарях и словарных статьях. Вам предстоит стать авторами словарных статей. У сокровищницы, с которой мы будем работать, есть свои секреты. Попробуем их раскрыть.

3. Знакомство с предметом изучения.

Б) Индивидуальные детские задания.

Г) Сопоставление словарных статей из лингвистического и энциклопедического словарей.

ОБЛАКА, скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. О. образуются гл. обр. в тропосфере; их различают по высоте: О. верх. яруса (выше 6 км) – перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые – состоят из ледяных кристаллов; О. ср. яруса (2-6 км) – высоко-слоистые и высоко-кучевые – состоят из мельчайших капель и кристаллов льда; О. ниж. яруса (ниже 2 км) – слоистые, слоисто-кучевые и слоисто-дождевые – состоят преим. из капель. О. возникают в результате конденсации водяного пара, содержащегося в воздухе. Диаметры облачных капель – порядка неск. мкм, содержание жидкой воды в О. – доли грамма или неск. граммов на м³. При укрупнении части капель и кристаллов они выпадают из О. в виде атм. осадков. В стратосфере наблюдаются также перламутровые, а в мезосфере – серебристые О.

ÓБЛАКО, -а, мн. –á, -óв, ср. 1. Светло-серые клубы, волнистые слои в небе, скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. Облака плывут по небу. Ветер гонит облака. Кучевые облака. Грозовое, дождевое о. До облаков (перен.: очень высоко). Спуститься с облаков (перен.: от мечтаний обратиться к действительности; ирон.). С облаков упасть или свалиться (перен.: о неожиданном появлении кого-н.; разг.). 2. перен., чего. Сплошная масса каких-н. мелких летучих частиц. О. дыма, пара. // уменьш. облачко, -а, мн. – á, -óв, ср.// прил. облачный, -ая, -ое (к 1 знач.). О. слой.

Определите, из какого словаря эти статьи, докажите. (1 – энциклопедический словарь, т.к. описывается явление природы, 2 – лингвистический, т.к. описывается слово, единица языка)

О чём рассказывается в словарной статье энциклопедического словаря? Каков характер сведений, данных в этой статье? (О природе облаков, о месте образования, видах облаков, сведения, данные в статье, носят научный характер: терминология, числовые данные)

Какие сведения можно почерпнуть из другой словарной статьи? (Лексическое значение слова, грамматические особенности, примеры употребления…)

Учитель обращает внимание учащихся на стиль словарных статей.

Каждая группа получает свой набор карточек, на которых разные зоны словарной статьи. Они вперемешку, надо разложить по порядку.

ВÁЛЕНКИ, -нок, ед. –нок, -нка, м. Зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти. Подшитые в. (с пришитой кожаной или войлочной подошвой). // прил. вáленочный, -ая, -ое.

ЗОДИÁК, -а, м. (спец.). Пояс неба, по которому Солнце совершает своё видимое годовое движение. Знаки зодиака (обозначение 12 созвездий, через которые проходит зодиак). // прил. зодиакáльный, -ая, -ое.

ЛИСИ́ЦА, -ы, ж. Хищное млекопитающее сем. псовых с длинным пушистым хвостом, а также мех его. Красная л. // уменьш. лиси́чка, -и, ж.

ПРИ́ГОРОД, -а, м. Посёлок, населённый пункт, примыкающий к большому городу. Жить в пригороде. // прил. при́городный, -ая, -ое.

4. Составление словарной статьи для энциклопедического и лингвистического словарей (групповая работа).

I. Составить статью для лингвистического словаря.

Указать ударение в ед.ч. и мн.ч.

Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах во мн.ч.

Дать предложенному слову толкование.

Привести пример использования данного слова в речи.

Записать уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы.

Записать прилагательное, образованное от данного слова, пример его употребления.

II. Составить статью для энциклопедического словаря.

Рассказать о природе предмета (что это?)

Описать основные свойства (какое это?)

Перечислить возможные виды.

Слова для работы по группам.

1. Цветок - желтый цвет

2. Овощ - красный цвет

3. Дерево - синий цвет

4. Ягода - зеленый цвет

5. Оформление словарных статей.

Статьи оформляются на листах А4, могут использоваться иллюстрации в словарной статье для энциклопедии.

6. Итог урока.

Цель: Научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на данный стиль, знать подстили.

    Развивать умение учащихся систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.
  1. Повысить общий уровень развития и культуры гимназистов.
  2. Ознакомить с фактами жизни и деятельности Д.И. Менделеева.
    Мультимедийный проектор
  1. Приложения
  2. Дидактический материал
  3. Портрет Д.И. Менделеева
  4. Учебник “Русский язык 10-11” /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2002.

II. Орфографическая разминка (работа у доски)

Элемент, периодическая система, прогрессивный, естествознание, диссертация, профессор, член-корреспондент, исследование, классификация, интеллигенция, фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент, объективность, концепция, авторитет, рациональный.

- Значение каких слов вам неизвестны?

Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.

Классификация – система, по которой что-либо классифицировано

Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.

Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях и закономерностях природы

Фундаментальный – основательный, глубокий

Монография – исследование, посвященное какому-либо одному вопросу, теме.

III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала

- Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):

“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”

(Г. Солганик)

- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?

- Какие стили речи вам известны?

- К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки?

- На каком учебном предмете вы могли бы встретить эти слова?

- Именно с химией будет связан наш урок, на котором узнаете некоторые факты из жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Мы поговорим о научном стиле, его жанровых и языковых особенностях.

  • сферу употребления;
  • основные функции;
  • стилевые черты;
  • языковые средства.

Расскажите о научном стиле, опираясь на обучающие схемы, в которых систематизирован материал, изученный вами ранее.( схемы находятся на столах, см. Приложение 1).

Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великом русском ученом – естествоиспытателе. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на ранее полученные знания и схему, предложенную в начале урока. Запишите их в тетради (Текст, спроецирован на доску)

В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название “менделевий” - в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов.

Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая энциклопедия знаний.

В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”.

Вторая служба – педагогическая деятельность.

Многогранной и полезной была “третья служба Родине” - на ниве промышленности и сельского хозяйства.

IV. Усвоение новых знаний

Учитель: В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей. Ознакомьтесь с ними самостоятельно на странице учебника 207-208 и законспектируйте в виде схемы.

(Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях)

V. Закрепление и проверка знаний.

Учитель: Перед вами на парте тексты. Определите, к какой разновидности научного стиля они относятся, сферу применения, аргументируйте свой выбор.

VI. Этап подведение итогов урока и выставление оценок

Учитель: Подводя итог, оцените самостоятельно свою работу и на полях выставьте оценки за каждый этап нашего урока, подсчитав затем средний балл. Это оценка результативности нашего урока.

VI. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (Подготовка к ЕГЭ)

Написать рецензию на статью научного стиля “Дмитрий Иванович Менделеев. Жизнь и деятельность” на ст. 187 в учебнике “Химия 8кл.” (под редакцией Л. С. Гузея и др.), опираясь на имеющиеся у вас критерии оценивания. (Приложение 2)

Читайте также: