Внутренние воды южной америки 7 класс конспект урока фгос

Обновлено: 07.07.2024

Цель у рока: Сф ормировать и класси фицировать з нания об ос обенностях рек и озер Ю.

- дать представлен ие об особ енностях вну тренних вод Ю жной Америки ;

- активизировать познавательну ю деятельность у чащихся .

- Развивать у мение выявлять з акономер ности, обобщать и устанавливать

- Развивать сам остоятельность учащихся, у мения систематизировать у чебный

- Продолжить ф ормирование навыков работы с дополнитель ными источникам и

- Выявлять тру дности в организа ции и осу ществлении собс твенной учебно -

- Воспитывать взаи моуважение между партнёрам и, понима ние и взаимодейств ие

Тип урока : у рок изучения нового у чебного мате риала .

Оборудовани е : муль тимедиа - проектор , экран, компьютер, заготовки табл ицы –

опорного конспекта , атласы, физическа я карта Южно й Америки.

Используемые методы : эврист ическая беседа, метод крити ческого мышле ния

1. Определение те мы, цели у рока и мотива ция учебной деятельности.

2. Подготовка к изу чению н ового матери ала и акту ализации опорных з наний.

3. Ознакомление с мат ериалом у рока и организация г рупповой работы.

4. Первичное осмы сление и з акрепление с вязей и отноше ний в объекта х изу чения.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегод ня мы проведе м с вами у рок географии. Я очень

надеюсь на ваши на копленные з нания по п редмету и верю, что урок будет полезным и

Ребята, взглянит е, пож - та, на пре дмет, который я держу в руках. Как вы ду маете,

зачем я его с с обой принесла ?! Вглядит есь внимательно, обратите вн имание на форму

внутреннего с осуда - ,что он вам напом инает?(пред положения у чащихся: вин оград,

Хорошо, а как г роздь виног рада может б ыть связана с тем ой нашег о урока?

(предположен ия учащихся : материк Юж. Америка по ф орме напом инает гроздь

А что находится в ну три сосуда? (пре дположения у чащихся: вода)

Правильно, вну три сосуда нах одится жид кость без к оторой невозмож на жизнь – вода!

Значит, о чем ж е мы сегодня п оговорим?! (п редположения учащихся: о в одах Юж.

Совершенно вер но, о водах, а если быть точнее, о вну тренних в одах Юж. Америки . А

как Вы ду маете, какие задачи нам предс тоит решить п ри изу чении данной темы ? !

(предположен ия учащихся : ________) Ребята, как вы думаете, почему я назвал а тему

сказать что за о бъект я назвала 8 чу дом света ? (предположе ния учащихся :________ )

Нет, значит нам п редстоит изу чить внутренние воды м атерика, выявить их основные

Запишите, п ож - та, тему у рока в своих сопроводитель ных листка х .

Ребята, а что отн осится к вну тренним во дам? (предп оложения у чащихся: реки, озера)

Хорошо, значит речь пойдет о реках и о зерах Юж. Америк и. Давайте откроем а тласы

на с. и определ им, какие кру пные реки протекают на ее терр итории? (пре дположени я

учащихся: Амазо нка, Парана, М араньон, Укаял и, Мадейра, Риу - Негру, Ориноко…)

Хорошо, молод цы! У всех рек необычные назван ия, правда? А х отите у знать, что они

По - ходу ознакомления с эт ими рекам и я попрошу Вас проделать сл едующу ю работу:

на доске прикре плены назв ания рек, с одной сторон ы и перевод назва ний этих рек на

язык индейцев ( коренного населен ия Юж. Амери ки) - с другой. Ваша за дача –

соотнести назван ие реки и ее з начение и расстав ить все на д оске в правил ьном

Взгляните, п ож - та, на экран, перед в ами самая знамен итая река Юж.А мерики (слайд)

…как вы ду маете, что это за река ? (предположен ия учащихся: Амазонк а) А чем она

знаменита? (п редположе ния учащихся: самая длинна я, самая полнов одная река мира)

Вы абсолютно правы, ребята, эт о Амазонка – самая полнов одная река ми ра. (слайд) А

кто - нибудь может предп оложить, почем у она полнов одна? В чем п ричина

многоводности данной реки ? (предпол ожения учащихся: выпа дает много д ождей;

находится в экват ориальном п оясе, где выпа дает много д ождей)

Правильно, река А мазонка находитс я в экваториаль ном поясе, где очень часто бывают

проливные д ожди. Река Амазо нка, ребят а, не только сама я полноводная р ека мира, о на

еще и кру пнейшая в мире по длине (ок оло 6, 5 тыс.км.) и по разме рам бассейна (более

7 млн. кВ. км.). Для сравнения : на площади ее б ассейна уместился б ы весь материк

Австралия или та кая страна, ка к США) Впечатляет, не правда ли ?! Давайте п одумаем,

какое название дал и индейц ы Амазонке? (пр едположен ия учащихся, вых одят к доске

Крупнейшая речная система после Амазонки –Парана. (сла йд) Стекает с Бразиль ского

плоскогорья, т ечет по Ла - Платской н изменности. Дж. Ка бот – у видел у индейц ев

серебряные у крашения и всю жизнь посвятил п оискам сере бряного царства в низовьях

реки Парана. Имеет ярко выражен ную сезонность режим а: с приходом сезо на дождей

разливается, в су хой пери од сильно мел еет. На одном из притоков реки Па рана

расположен о дин из крас ивейших вод опадов Южной Аме рики : вод опад Игуасу

Самый большо й левый приток Амазонк и — Риу - Негру. (слайд) Часть п ритоков,

размывая глини стые породы, несу т очень му тную воду , другие — темную от

растворенных о рганических веществ. П осле впаде ния Риу - Негру в Амазонку светлые

и темные вод ы текут параллельн о, не смешива ясь, на прот яжении пример но 20 - 30 км,

Третья по велич ине река Ю жной Амери ки — Ориноко.(слайд)

Гвианском нагорье. Уровень в оды в Ори ноко целиком зав исит от дождевых оса дков,

которые выпа дают в север ной части ее бассейна лет ом (с мая по сент ябрь). Река имеет

Следующий о бъект – Озеро Тити кака - самое боль шое по запасам пресной воды озер о

в Южной Аме рике. Высочайшее в м ире су доходное озеро. Н аходится в Андах .

Название сост оит из сл ов языка индейцев кечу а : кака — скала и тити — пу ма —

священного жив отного племён кечу а. Существу ет легенда, что на дне глу бокого

Озеро Маракайб о – самое большое озеро Юж. Америк и. Распол ожено в межг орной

тектонической в падине, берега за болоченные . Его побе режье и дно — ме сто добычи

нефти и газа. Уника льное явление на озере это мол нии, которые м ожно на блюдать 150

Разработка открытого урока по ФГОС в 7 классе по теме "Внутренние воды Южной Америки" с маршрутным листом и презентацией к уроку.

ВложениеРазмер
Конспект урока "Внутренние воды Южной Америки" 115 КБ

Предварительный просмотр:

- Здравствуйте, ребята. Прежде чем приступать к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы с вами изучали на прошлом уроке? (Климат Ю.А.)

- Что мы узнали из материалов этого урока? (Ю.А. – самый влажный материк на Земле)

- Каким образом мы это узнали ? (Собрали доказательства 1,2,3,4)

- Итак, в результате нашего исследования мы выяснили, что одной из особенностей климата Ю.А. является то, что на материке выпадает очень много осадков. И что же дальше? Куда девается вся эта вода? (…………) Поэтому какая тема будет у сегодняшнего урока? (………..)

Этап 2 - Целеполагание

- Какую цель на сегодняшнем уроке мы себе поставим? (Изучить реки и озёра Ю.А. и их особенности)

- А я хотела бы поставить вам ещё одну цель – выяснить, какая существует связь между климатом материка и его водами.

Попробуйте нанести эти реки на к/карту в вашем маршрутном листе. Кто сделает это на доске?

- Хорошо, продолжаем исследование и переходим к следующей цели нашего урока – познакомится с реками Ю.А. Какие реки вы видите на карте? (………….).Какая из них самая крупная? К бассейну какого океана относится большинство рек Южной Америки? Почему?

- Давайте проведём сравнительный анализ основных речных систем Южной Америки и выясним, чего больше у рек Ю.А. – сходства или различия?

Где расположены истоки рек

Где протекают крупные реки

Источники питания рек

- Какая самая значительная речная система материка? (речная система Амазонки). Слайд

(опережающее задание) Амазо́нка — река в Южной Америке, крупнейшая в мире по размерам бассейна, полноводности и длине речной системы. Образуется от слиянием рек Мараньон и Укаяли. Длина от главного истока Мараньона и от истока Укаяли свыше 7000 км. Площадь бассейна реки - 7180 тыс. км².- почти равна площади Австралии.(Слайд) Протекая большей частью по Амазонской низменности вблизи экватора, Амазонка впадает в Атлантический океан, образуя самую большую в мире дельту. (Слайд) Амазонку питают многочисленные притоки; около 20 из них длиной более 1500 км. Главное русло Амазонки судоходно на 4300 км (до Анд). До города Манаус (1690 км от устья) поднимаются океанские суда.

- Амазонка – река, которая полноводна весь год. Но подъем воды в северных и южных притоках Амазонки бывает в разное время года. Почему? ( Притоки расположены в субъэкваториальном поясе, где осадки выпадают по сезонам) Размеры Амазонки впечатляют. Найдите в учебнике данные о ширине русла реки. Животный мир Амазонки очень своеобразен. Какая самая известная и опасная рыба обитает в Амазонке? Какие ещё животные? (работа с текстом, слайд)

(опережающее задание) На одном из притоков Ориноко находится водопад А́нхель — самый высокий в мире водопад, общая высота 979 метров, высота непрерывного падения воды 807 метров. Назван в честь лётчика Джеймса Эйнджела, который пролетел над водопадом в 1933 году. Водопад находится в тропических лесах Венесуэлы, на территории Гвианского плоскогорья. Высота падения настолько велика, что, прежде чем достичь земли, вода распыляется на мельчайшие частички и превращается в туман.

(Слайд) А на одном из притоков Параны находится пользующийся особой известностью водопад Игуасу. За 20—25 км слышен его рокот. Река здесь разбивается на 300 струй и потоков, разделенных скалистыми островками с густой растительностью. Это один из красивейших водопадов на Земле.

Что ещё относится к внутренним водам? (Озёра) Найдите на карте крупные озёра. Какой вывод вы можете сделать, поработав с картой?(Крупных озёр на материке немного). Самое большое озеро – Маракайбо лежит на севере во впадине земной коры и соединяется узкой протокой с заливом Карибского моря. (Слайд) В Андах расположено озеро Титикака — самое большое высокогорное озеро мира.

Давайте подумаем, как люди используют реки и озёра Ю.А. (Слайд)

А ещё некоторые водные объекты Ю.А. привлекают множество туристов. Попробуйте составить рекламный мини – проект об одном из наиболее интересных с вашей точки зрения водных объектов для туристов, желающих посетить достопримечательности Южной Америки.

Итак, ребята, давайте ещё раз повторим, какие реки и озёра мы с вами сегодня изучали. (…….). Что мы ещё должны сделать, чтобы лучше закрепить материал урока? (показать и нанести на к/к) – Кто выйдет к доске и покажет реки и др. на карте?

В завершении урока давайте ещё раз вспомним, какие цели мы ставили перед собой (Слайд). Какая существует связь между климатом материка и его водами? Какие крупные речные системы есть на материке? Каковы их особенности? Заполните схему в маршрутном листе.

Как вы считаете, достигли мы сегодня на уроке своих целей?

Кому из своих одноклассников вы сегодня поставили бы оценку за урок?

А какое домашнее задание вы себе определите? (выучить карту, прочитать параграф, подготовить презентацию)

Урок – исследование по теме ____________________________________________________

Маршрутный лист _____________________________________________________________

- Что мы с вами изучали на прошлом уроке? - Что мы узнали из материалов этого урока?

- Каким образом мы это узнали ?

Закончите фразу «Одной из особенностей климата Ю.А. является _______________________________________________________________________________________

На контурной карте Южной Америки попробуйте изобразить, где могут находиться реки. При этом учитывайте количество осадков и рельеф.

Сделайте вывод о размещении рек ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 этап исследования – работа с картой

Какие реки мы видим на карте? Какая из них самая крупная? К бассейну какого океана относится большинство рек Южной Америки

Сравнительный анализ основных речных систем Юж. Америки (по карте атласа и материалам п.43)

Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; познакомить их с новыми терминами и понятиями; продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы; развивать познавательный интерес к предмету; воспитание любви к природе.

Оборудование урока:

Физическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером, слова для глоссария и магниты с магнитной доской, атласы, кроссворды (распечатанные для каждого учащегося в двух вариантах), таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня у нас будет урок-экскурсия. Я – ваш экскурсовод. Вы – экскурсанты. Но наша экскурсия не совсем обычная. Чтобы её провести, нам не придётся выходить из кабинета. Это будет виртуальная экскурсия. К её проведению необходимо выполнить некоторые требования:

  • Наличие путеводных дневников и карт, в которых мы будем делать заметки;
  • Вы должны быть внимательны и помогать вашему экскурсоводу.

2. Изучение нового материала:

Начиная наше виртуальное путешествие, мы должны ввести ключевые слова, чтобы получить допуск к экскурсии. Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда.

Учащиеся: Это - Южная Америка

На экране открывается слайд № 1 – Южная Америка.

Учитель: Мы ввели пароль. И сегодня продолжим знакомство с этим материком. А экскурсия наша пройдёт по его водным объектам.

Открывается слайд № 2 – Внутренние воды.

Учитель: Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, запишите тему урока.

ель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, значением, с организмами, населяющими их.

Слайд № 3– Очертания материка с крупными речными системами и озёрами.

Учитель: А теперь обратите внимание на карту, где для лучшей наглядности выделены условными знаками только крупнейшие водные объекты.

  • Что вы можете сказать о речной системе материка?

Учащиеся: На материке много рек.

  • А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?

Учащиеся: Климат и рельеф.
Учитель: Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами.

Слайд № 4 – заголовок – Реки Южной Америки.

Теперь откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:

  • К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки?

Учащиеся: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов.
Учитель:

  • Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

Учащиеся: На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных систем (объяснение причинно-следственных связей).
Учитель: Давайте эти заметки занесём в свои дневники, а сделаем это в схематичном виде.

Слайд № 5 – схема –опора. ( Анды – главный водораздел между реками БТО и БАО)

Учитель: Так как бассейн Атлантического океана (БАО) значительно больше, чем бассейн Тихого океана (БТО), то мы обозначим на схеме только три наиболее крупные и значимые реки, по которым и пройдёт наша экскурсия.

Слайд №6 – значение названия рек в переводе на русский язык.

Учитель: Внесите эти сведения к себе в дневники. Чуть позже вы узнаете, почему реки получили такие названия.

Слайд №7 – дополняется схема фрагментом о климате.

Учитель: Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть густая, хорошо развита. Но на схеме над всем этим стоит вопрос – почему?

Слайд № 8 – схема дополняется заключительным фрагментом.

Учащиеся: Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка.

  • А теперь кто повторит, что мы зашифровали на схеме?

(Учащиеся, опираясь на схему, повторяют всё вышесказанное)

Учитель: Таким образом, мы выяснили, что оказывает наибольшее влияние на густоту и полноводность рек Южной Америки.

Учитель: А теперь посмотрите на таблицу. Из неё вы можете получить ещё дополнительные сведения о реках: сравнить их длину, площадь бассейна, притоки.

(Такие же таблички, распечатанные на листах лежат у ребят на партах).

Глядя в таблицы, ответьте на следующие вопросы:

  • Самая длинная река Южной Америки?
  • Самая короткая река Южной Америки?
  • Самая маленькая по площади бассейна река?

(Учащиеся, глядя в таблицу, отвечают на вопросы учителя).

Учащиеся: Водопад Анхель.

А теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта.

Слайд № 11 – Амазонка.

Это река Амазонка.

Глоссарий – Амазонка.

Учитель: Найдите у себя на путеводителях место нашей остановки.

В верховьях реки Укаяли - притока Амазонки, время от времени слышатся загадочные глухие удары, похожие на раскаты грома.

Глоссарий – барранко.

Это барранко – поединок реки с лесом – вода подмывает берега, и деревья с шумом падают в воду.

Слайд № 12 – река. На слайде видно, как близко находятся деревья у воды.

И в Амазонке, и в Укаяли вода оранжево-жёлтая, мутная. А почему, об этом вы узнаете, посмотрев сюжет фильма о реке.

Слайд № 13 – кинофрагмент об Амазонке.

Несмотря на то, что вода в реках мутная и не видно, что творится на глубине, воды рек богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту

Слайд № 14 – дельфины

и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды.

Глоссарий – пираруку

Слайд № 15 – пираруку (иллюстрация)

Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг.

Слайд № 16 – пираруку ( фотоснимок в воде).

Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи.

Слайд № 17 – пираньи (иллюстрация)
Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы.
Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются.
Слайд № 18 – пираньи (фотоснимок)
Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.
Слайд № 19 – стая пираний (фотоснимок).
Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.

Учащиеся: Это вид крокодилов.
Слайд № 20 – кайман, слайд № 21 – (кайман во время охоты на пираний).
В этих же водах обитает самая большая змея в мире.

Учащиеся: Это удав анаконда.
Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки, но нам пора продвигаться дальше.

Следующая наша остановка – река Ориноко.

Слайд № 22 – река Ориноко.

Глоссарий – Карони, Анхель

Слайд № 23 – водопад Анхель.

А мы продолжаем своё путешествие дальше. Следующая наша остановка – река Парана.
Слайд № 24 – река Парана.

Слайд № 25 – водопад Игуасу (1)

Глоссарий – Игуасу. (находим его на картах)

Слайд № 26 – водопад Игуасу (2)

Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа.
Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275.
Давайте посмотрим на это живописное зрелище поближе.

Слайд № 27 – кинофрагмент о водопаде.

Наше путешествие по рекам и водопадам завершилось, но экскурсию мы ещё не закончили. Чтобы продолжить её дальше, вам необходимо ответить на несколько вопросов.

  • С какими реками Южной Америки вы познакомились?
  • Какой тип питания у этих рек преобладает?
  • Почему на некоторых реках Южной Америки встречаются пороги и водопады?

(Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.)

Учитель: Мы можем продолжить нашу экскурсию. Она была бы неполной, если бы мы ничего не узнали об озёрах этого материка. Посмотрите в путеводные карты, прежде, чем путешествовать дальше.

  • Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?

Учащиеся: Озёр на материке мало.

Глоссарий – Маракайбо.

Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Найдите его на картах.
Оно находится на севере Южной Америки.
А теперь я хочу рассказать вам о наиболее интересном из этих озёр, которое играет
важное значение для жизни людей этого материка.
Следующая наша остановка – озеро Титикака.

Глоссарий – Титикака.

Слайд № 29 – схема –опора – начало

Учитель: Давайте сделаем в своих путеводных дневниках ещё некоторые заметки на память.

Слайд № 30-33 – построение схемы- опоры об озере Титикака.

(Построение схемы сопровождается комментариями учителя, затем учащиеся повторяют рассказ по этой схеме самостоятельно).
Учитель: А теперь мы можем посмотреть, как выглядит это озеро.

по мнению этнографов (учёных, занимающихся изучением культуры и быта разных народов), Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник - тотора.

Из него индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь.

Слайд № 35 – озеро Титикака (2).

Сейчас на озере функционирует плавучая церковь и школа.

У побережий озёр, которые расположены так же высоко в горах, как озеро Титикака, могут образовываться айсберги, когда вдруг с гор начинают сползать ледники. Таким примером может служить озеро Лаго на территории Аргентины.

Слайд № 36 – озеро Лаго.

3. Заключение:

Учитель: Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо выполнить небольшое задание.
В ваших файл-папках под табличками находятся листы с заданиями для двух вариантов. Это чайнворды. Из его результатов я узнаю, как внимателен был каждый из вас сегодня, а для меня это будет своего рода лицензия – разрешение на право быть экскурсоводом и дальше. Надеюсь, вы меня не подведёте.

4. Проверка усвоения материала:

Учащиеся выполняют проверочную работу по теме урока в виде чайнворда, выполненного в двух вариантах. На работу отводится 5 – 7 минут. Затем ребята сдают свои работы учителю.
По окончании работы учитель поочерёдно открывает для каждого варианта чайнворды уже с ответами на экране.

Слайд № 37 – 1 вариант.
Слайд № 38 – 2 вариант.

5. Домашнее задание: (выдаётся в распечатанном виде персонально для каждого учащегося).

Используя п.43 учебника, конспекты урока, таблицы, дополнительную литературу и сведения, которые получили на уроках, составить памятку для туриста, какие места ему следует посетить и чего надо опасаться во время путешествия по водным объектам Южной Америки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:
• сформировать представление о внутренних водах Южной Америки;
• рассмотреть распределение внутренних вод по материку, характер режима питания, особенности течения;
• познакомить с крупнейшими реками, озерами, водопадами;
• продолжить формирование умения составлять характеристику реки;
• воспитать бережное отношение к природе.

Задачи:
учебные:
• определить ГП крупных рек и озер;
• объяснить особенности питания, характера течения и режима рек.
развивающие:
• отработать навыки сравнения особенностей рек разных бассейнов;
• обобщить, систематизировать воздействие внешних факторов и свести их в таблицу;
• отработать использование при ответе метод аналогий.
воспитательные:
• воспитать бережное отношение к природе;
• сформировать у школьников активную жизненную позицию по сохранению и преумножению богатства земли.

Этап. Актуализация прежних знаний.

создать психологический и эмоциональный настрой на уроке

проверить качество знаний

подготовить к усвоению новой темы через повторение

Приветствие, психологический настроить класс на урок, целеполагание.

Проверка домашнего задания

Ответить на вопросы
• Какие причины влияют на формирование климата Южной Америки? (значительная часть материка лежит в экваториальных широта;, увеличению количества осадков способствуют теплые течения: Гвианское и Бразильское; холодные Перуанское и Фолклендское течения уменьшают количество осадков на западном и юго-восточном побережье материка; благодаря горам Андам материк открыт влиянию Атлантического океана).
• Как изменяется климат материка при движении с севера на юг?
(при движении с севера на юг климат Южной Америки различается так: на севере – субэкваториальный, вдоль экватора – экваториальный, затем опять субэкваториальный. Вдоль южного тропика - тропический, который сменяется на субтропический, и заканчивается Южная Америка умеренным климатическим поясом.)
• Как изменяется климат материка при движении с востока на запад? Объясните причины. (при рассмотрении климатической карты Южной Америки и определении климата с востока на запад, можно сказать, что на востоке климат соответствует данной широте до самых Анд, в горах начинается климат высокогорный. На побережье Тихого океана Перуанское холодное течение, проникающее почти до экватора, несет холодные воды и снижает температуру в экваториальной зоне. Анды являются климатическим барьером для воздушных масс с Тихого океана, поэтому в умеренном поясе на востоке мало выпадает осадков. К северу от экватора на тихоокеанском побережье тепло и влажно. Вся восточная часть открыта пассатам, поэтому она влажная в летний период.)

  1. этап Формирование понятий и новых способов действия.

Цель: создать максимально педагогические и психологические условия для осмысления учащимися новой темы.
Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы.
(Слайд № 1) Сегодня на уроке мы познакомимся с внутренними водами Южной Америки. Перед нами поставлены следующие цели:(Слайд № 2) сформировать представление о внутренних водах Южной Америки; распределении их по материку, характер режима питания, особенности течения; познакомиться с крупнейшими реками, озерами, водопадами; продолжить формирование умения составлять характеристику рек.

Цель: научить применять знания на практике- взаимный обмен ценностями, развитие контактирующий культур, человеческое единство, братство.
Проводится в виде теста(Слайд № 16,17).
Характеристика Амазонки
Исток – горы Анды
Устье – Атлантический океан
Характер течения – равнинная
Режим – полноводна в течение всего года
Использование – рыбная ловля, судоходство, орошение

продолжать формирование умения работать с картами атласа и климатическими диаграммами.

Оборудование : атлас, физическая карта

Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверка домашнего задания

Какими океанами омывается Южная Америка

а) Тихий, Атлантические океаны

б) Индийский, Южный

в) Северно Ледовитый, Атлантический

Южная Америка на севере соединена с Северной Америкой ….

а) заливом Ла - Плата

б) Панамским перешейком

в) ничем не соединена

В каком полушарии находится Южная Америка?

а) Северном полушарии

б ) Южном полушарии

Каким путешественником – мореплавателем была открыта Америка?

б) Америго Веспуччи

в) Александр Гумболь

Кто из ученых – мореплавателей описал особенности природы многих территорий

а) Америго Веспуччи

б ) Александр Гумбольт

в) Николай Иванович Вавилов

Изучение новой темы

Южная Америка — самый богатый водными ресурсами континент. Речной сток материка в два раза превосходит средний сток рек земного шара. Главный источник питания рек — дождевые осадки. Ледниковое питание имеют реки только на юге Анд. Роль снегового питания невелика. Для материка характерны большие речные системы. Их формированию способствуют равнинный рельеф восточной части и высокогорные хребты материка, большие контрасты высот, влажный климат.

Южная Америка - четвертый по величине континент Земли. Это южная часть суши, которую называют Новым Светом, Западным полушарием или просто Америкой. Материк имеет форму треугольника, он широкий на севере и постепенно сужается к южной точке - мысу Горн.

Предполагается, что континент возник, когда суперконтинент Пангея раскололся несколько сотен миллионов лет назад. Эта теория гласит, что на протяжении всей палеозойской эры и мезозойской эры Южная Америка и Африка были единой сушей. По этой причине, оба современных континента имеют схожие минеральные ресурсы и типы горных пород.

Крупнейшими островами являются Огненная земля, Галапагос, Чилоэ, остров Веллингтон и группа Фолклендских островов. К большим полуостровам относят Вальдес, Паракас, Тайтао и Брансуик.

Южная Америка поделена на 7 природных регионов: Бразильское плоскогорье, Равнина Ориноко, Пампа, Патагония, Северные Анды, Центральные и Южные Анды.

В состав континента входят 12 независимых стран и 3 территории без суверенитета. Большинство государств относятся к развивающимся. Самая большая по площади стана - Бразилия, является португалоязычной. Прочие страны говорят на испанском. Всего на материке проживает около 300 млн. чел, и численность населения продолжает расти. Этнический состав сложный в силу особого заселения материка. Большинство людей проживают на побережье Атлантического океана.

Реки Южной Америки

Горы Анды являются главным водоразделом материка. К востоку от Анд текут крупные и полноводные реки, относящиеся к бассейну Атлантического океана. Они дают 90 % речного стока. Среди них — Амазонка, Ориноко, Парана. На западных склонах Анд берут начало короткие реки, которые относятся к бассейну Тихого океана. (Определите по карте бассейны рек.) Область внутреннего стока незначительна (около 6 %).

В горах Андах берет начало самая длинная и самая полноводная река на Земле — Амазонка и многие ее крупные притоки.

Бассейн Амазонки расположен в обильно и равномерно увлажняемой области, где выпадает 1500—3000 мм осадков.

Река Амазонка имеет длину 7100 км (с истоком Апачета).

Река собирает многочисленные притоки со склонов Анд, Бразильского и Гвианского плоскогорий. Речной бассейн Амазонки — самый большой в мире (около 7 млн км2). По площади он почти равен Австралии.

Воды Амазонки составляют 1/5 всех вод, выносимых в Мировой океан реками нашей планеты. Опресняющее влияние вод Амазонки на океан проявляется на протяжении 400 км от устья реки.

После слияния рек Укаяли и Мараньон Амазонка имеет ширину 1—2 км. Вниз по течению ширина возрастает до 5 км, а в нижнем течении до 20 км.

В устье ширина главного русла с многочисленными островами достигает 80 км.

Амазонка полноводна весь год, так как она питается тысячами притоков.

Крупнейшие притоки: правый — Мадейра и левый — Рио-Негру . Наибольший уровень воды в Амазонке бывает после периода дождей в Южном полушарии (в мае), когда основную массу несут ее правые притоки. Уровень воды в районе Манауса поднимается на 12—15 метров. Наименьший уровень воды — в августе и сентябре.

Вместе с притоками Амазонка образует величайшую в мире систему внутренних водных путей протяженностью более 25 тыс. км. От устья до города Манаус, а это 4300 км, Амазонка доступна для крупных судов.

Река обладает огромными ресурсами гидроэнергии. В водах Амазонки обитает 1/3 видов пресноводных рыб нашей планеты. Это в 6 раз больше, чем в водах всей Европы. Амазонка признана одним из семи природных чудес мира.

Как и Амазонка, она имеет два истока (Риу-Гранди и Паранаиба) на Бразильском плоскогорье.

Парана в отличие от Амазонки пересекает несколько климатических поясов. Вот почему количество осадков, поступающих в разные части бассейна реки, неодинаково. В верховьях Параны больше всего дождей выпадает летом, в нижнем течении — зимой.

Река прокладывает свое течение сквозь твердые породы фундамента платформы, поэтому для нее характерны пороги и водопады. Самый крупный из них водопад Игуасу. Это не просто водопад, а целая система водопадов, протянувшихся почти на три километра. Расположенный на границе Бразилии и Аргентины, водопад Игуасу является одним из самых величественных в мире чудес природы. Водопад спадает в ущелье с двух отвесных базальтовых ступеней 275 струями и потоками, разделенными скалистыми островами. Общая высота падения — 72 м, ширина — 2700 м. Рокот воды слышен за 20—25 километров.

Третья по величине река Южной Америки — Ориноко (2730 км) берет начало на Гвианском плоскогорье. Ориноко разливается летом благодаря дождям. Притоки ее бурные, на них много порогов и водопадов, поэтому они не пригодны для судоходства. Река Ориноко — важнейший торговый путь. Бассейны рек Параны и Ориноко расположены преимущественно в субэкваториальных поясах, поэтому имеют выраженную сезонность стока — бурное половодье летом и резкий спад воды зимой. На одном из притоков Ориноко находится самый высокий водопад мира — Анхель (1054 м). Огромный столб из воды, пены и пара с могучим грохотом низвергается, словно из облаков. Водопад внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Озера Южной Америки

Южная Америка не очень богата озерами.

По происхождению они делятся на :

Наиболее крупные ледниковые озера сосредоточены на западе в южной части Анд. На внутренних плато Анд, на равнине ГранЧако, озера тектонические, бессточные, засоленные. Вдоль низменных берегов Атлантического океана и Карибского моря есть большие озера-лагуны — мелководные части океана, отделенные от него сушей и соединяющиеся с ним протокой.

Самое крупное высокогорное озеро Титикака находится в Андах на границе Перу и Боливии. Его площадь — 8300 км2. Озеро расположено на высоте 3812 м, занимая глубокую тектоническую впадину. Глубина озера — 304 м. Это самое большое горное озеро в мире по запасам пресной воды. Предполагают, что озеро является остатком морского залива. Вокруг озера растут бальсовые деревья, из которых индейцы изготавливают плоты-лодки.

На севере материка, в Венесуэле, расположено крупнейшее озеро-лагуна Маракайбо площадью более 16 000 км2. Оно соединено узкой протокой с заливом Карибского моря. Озеро играет важную роль в рыболовном промысле. Наиболее ценный продукт его промыслов — креветки. На территории Южной Америки расположено примерно 2000 водохранилищ.

Река Парана представляет собой каскад водохранилищ. Артезианские воды широко используются в водоснабжении аридных территорий Южной Америки (равнина Гран-Чако, межгорные котловины).

Самые мощные ледники Южной Америки находятся в южных Андах Чили и Аргентины. Там они спускаются до самого моря и образуют обширные ледяные поля. Оледенение развито в Патагонских Андах.

Самый крупный ледник — Перито-Морено . Территория ледника включена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его площадь — 250 км2, ширина — около 5 км.

Южная Америка — самый богатый водными ресурсами континент, имеет густую речную сеть. Большая часть стока приходится на Атлантический океан. Здесь протекает самая длинная и самая полноводная река мира — Амазонка, находятся два крупнейших озера — Титикака и Маракайбо. Главный источник питания рек — атмосферные осадки. Реки используются как источники пресной воды, они обладают большими запасами энергетических ресурсов и являются важными транспортными путями.

Анхель- самый высокий водопад в мире . Он находится на территории Венесуэлы, на Гвианском плоскогорье на маленькой речушке Чурун. Водопад был открыт только в ХХ веке, так как был скрыт плотной густой растительностью. Анхель- невероятно высокий – в километр!- упругий пенисто-белый водяной столб; тугая струя потока низвергается с плоскогорья в пропасть, на дне которой возрождается река Чуруми. Высота падения воды здесь настолько велика, что поток, не достигая дна пропасти, обращается в водяную пыль, которая оседает на камни дождем.

Подведение итогов урока

Назовите реки Южной Америки и Африки, сходные по водному режиму.

Почему вы так думаете? (Амазонка и Конго, находясь на экваторе, несут много воды; Нигер, Замбези и Ориноко, Парана – меньше, т. к. они удалены от влажных экваториальных широт).

Читайте также: