Конспект урока нартский эпос

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ план-конспект урока.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

АДЫГСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС “НАРТЫ” НА УРОКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА “АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА”.

ТЕМА: Сказания адыгского героического эпоса "Нарты". УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ : Найти выразительные средства в отрывках пшинатлей о нартах, определить их роль в тексте, охарактеризовать героя эпоса (словесное рисование), пересказать одно из нартских сказаний, рассказывающих о подвигах главного героя эпоса, нарта Саусоруко (“Как Саусоруко добыл огонь”, или “Как Саусоруко вернул нартам семена проса”), сохраняя художественные особенности текста.

ЦЕЛЬ УРОКА: Активизировать творческое воображение учащихся в создании образа нартского богатыря Саусоруко художественными средствами текста, учить умению использовать выразительные средства языка (тропы, стилистические фигуры) для передачи зрительного образа, воспитывать эстетическое отношение к красоте подвигов нартских богатырей.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Для учителя:

Формула синквейна и заданные рифмы на доске для выполнения творческого задания

танцевальные мелодии адыгейской национальной музыки;

звукозаписи отрывков нартских сказаний о подвигах Саусоруко;

фотоизображения видов кавказской природы.

I. Организационный момент. Установка на внимание. Создание особой творческой атмосферы урока.

II. Объявление темы занятия. Активный диалог с классом:

преподнести учащимся героический эпос “Нарты” адыгских народов как выдающийся памятник мировой художественной культуры;

познакомить учащихся с содержанием отдельных фрагментов содержания эпоса, характеризующих богатырский образ Саусоруко и других нартов

обеспечить создание психологических условий для образного восприятия содержания сказаний эпоса и его главного героя Саусоруко;

раскрыть учащимся художественно-выразительные средства языка в отрывках из эпоса “Нарты”.

III. Самостоятельная работа над композицией иллюстрации на один из выбранных сюжетов нартского сказания “Как Саусоруко вернул огонь нартам” или “Как Саусоруко вернул нартам семена проса”).

IV. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

I. Создание особой творческой атмосферы урока . В классе звучит

мелодия адыгейской танцевальной музыки. На экране изображения кавказской природы, адыгского воина в традиционной экипировке.

II. Объявление темы занятия. Активный диалог учителя с классом.

Учитель: Эпос “Нарты” - уникальный памятник духовной культуры адыгского народа, его самобытности, олицетворяющей свободолюбивый дух адыгов, их многовековую борьбу против иноземных захватчиков. Герои эпоса - суровые богатыри, они не страшатся трудностей , способны перенести любые лишения и невзгоды, готовы пойти на любые испытания, защищая честь человека, его свободу и счастье. Идеал нарта - стойкость, бесстрашие, утверждение правды и справедливости, помощь слабому, свобода человека. Всё это составляет своеобразный моральный кодекс, выработанный зихо-меото-адыгами на протяжении тысячелетий. Само слово “нарт” означает – “глаз дарящий”, то есть готовый оказывать помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое - свою жизнь, свой глаз.

Прежде чем говорить об образе нарта Саусоруко (Саусорыко), ответим на ряд вопросов:

1. Кто из вас читал нартские сказания и какое впечатление они произвели?

Ответ: Мы читали о том, как нарт Саусоруко победил злобного Тутарища благодаря мудрым советам своей матери Сэтэнай – гуащэ.

2. Кто помнит какой год был объявлен ЮНЕСКО Годом эпоса “Нарты?” Ответ: Годом эпоса "Нарты" был объявлен ЮНЕСКО 2000 год .

3. Известны ли Вам художники Адыгеи, которые иллюстрировали эпос “Нарты?”

Ответ: Одним из первых иллюстрации к эпосу "Нарты" создал народный художник Адыгеи Давлет Меретуков.

4. А что означает имя Саусоруко?

Ответ: Имя нарта Саусорыко (“сао”-сыр) - “мальчик горячий”, “мальчик огнем горящий” или “пылающий”. Это имя связано с легендой о чудесном рождении мальчика из камня в горячем, пылающем огнем состоянии.

5. Как вы понимаете главный девиз нартов: “Только тот достоин счастья, кто добудет счастье людям!”

Ответ: Этот девиз означает, что ради счастья других нартский герой должен жертвовать собой, должен совершать невозможное в борьбе со злом.

Учитель: Именно Саусоруко является таким героем, который со своим верным конём Тхожием совершил много подвигов ради благополучия и счастья людей. Но главный подвиг Саусоруко заключается в том, что он вернул огонь людям .

Вот как описывается образ Саусоруко в одном из пщинатлей эпоса:

Саусоруко наш кан воспитанник,
Саусоруко наш свет,
Чей меч большой золотого цвета,
Чья кольчуга до колен,
Чей верх шапки, как солнце, сияет,
Ударив ладонями, садится на коня.

Не менее ярко описывает образ нартского воина культуролог Клара Меретукова - Хагурова: «Нарт - воин радостен, прекрасен перед боем, во время боя, во время игры, в поединке, в состязании. Его одежда, оружие блестят, конь под ним прекрасен “с лебединой шеей…готов к взлёту”. Для мужчины участвовать в сражениях, битвах, набегах, походах не только естественно, но и необходимо. Красота мужчины - это красота воина, тело его стальное, булатное, выкованное кузнецом (кузнец кормил нарта железной кашей), у него “стальные усы”, “железные глаза”, “железное лицо”[ 3] .

Вот такой типичный образ нартского воина воссоздал в своих графических листах талантливый адыгский художник Айса Хапишт. Это, например, такие запоминающиеся образы нартских богатырей как “Ащамэз и его камыль” (рисунок 1). “Нартский лучник” (рисунок 2), “Саусоруко с огнем” (рисунок 3). Айса Хапишт восхищен своими предками, их историей и культурой. Адыг по национальности, он любит героический эпос адыгского народа, где святым делом была забота о родной земле, он не просто любит, боготворит его, черпая в сказаниях и произведениях большую нравственную силу.

III . Определите, какие выразительные средства использованы в поэтическом отрывке пшинатля о Саусоруко. ( Учитель читает и показывает на презентации поэтический отрывок. )

Ответы: сравнения: как солнце, словно солнечный свет; эпитеты: воин статный, нарт булатный, сильнорукий; метафоры: тело зазвенело песней. Обсуждается роль тропов в тексте.

Ответы: эпитеты: огонь горячий, статный воин, всадник ратный – помогают ярче представить себе облик героя, охарактеризовать его. Ряд однородных сказуемых: обезглавил, направил, прискакал, развел – передают быструю смену событий, насыщенность действием.

Учитель:Кроме Саусоруко, в адыгском эпосе много героев, заслуживающих внимания. Это и Ащамэз, красавец и удалец, мастер играть на флейте (показ слайда презентации), это и Пшибадыноко (Бадыноко) – единственный герой эпоса, не любящий пиры и пляски. Он говорит: (читает со слайда стихотворный отрывок из пшинатля о Пшибадыноко). Определите, какая строка пшинатля ярче всего характеризует героя.

Ответ: Мой удел – защита правды.

Ответы: эпитеты: тонкобровой, метафоры: добро излучаешь, сверкаешь красотою девичьей, украшение пира, украшение мира – помогают ярче, полнее воссоздать образ Сатаней-гуаще.

Учитель: Мы заканчиваем работу над иллюстрацией, посвященной героическому образу Саусоруко и других богатырей из сказаний нартского эпоса. Очень важно в связи с этим особо поговорить о красоте одежды и воинского снаряжения адыгского воина. Известно, что адыги придавали большое значение легкости и изяществу костюма и предметов воинского снаряжения, потому что характер их натуры не позволял носить на себе грубые и тяжелые вещи. И хотя адыгский воин традиционно носил на себе много оружия (шашку, кинжал, копье, ружье и т.д.), оно не бренчало на нем, не мешало ему двигаться, не беспокоило во время езды, потому что было хорошо пристроено.

Вопрос классу: Кто из великих русских поэтов и в каком произведении отразил яркий образ адыгского воина?

Ответ:(подготовленный ученик). Об этом образно написал Александр Сергеевич Пушкин в своем бессмертном произведении “Кавказский пленник”:

Черкес оружием обвешан:
Он им гордится, им утешен:
На нем броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга.
Ничто его не тяготит,
Ничто не брякнет; пеший, конный -
Все тот же он; все тот же вид,
Непобедимый, непреклонный [ 5] .

Учитель: Вот этим удивительным поэтическим строкам А.С.Пушкина соответствует образ адыгского воина документально и с любовью переданный в прекрасном живописном рисунке русского художника XIX века Гагарина Григория Григорьевича. Мы видим на этом рисунке красивого мужественного защитника, потомка нартских богатырей. И эта красивая работа может помочь нам в завершении словесного портрета нарта Саусоруко (рисунок 4).


http://festival.1september.ru/articles/417202/img4.jpg

Вопрос классу: Что мы еще можем сказать об эстетике цвета костюма адыгского воина, глядя на этот рисунок?

Ответ: Этот рисунок говорит о том, что многоцветье, яркость и пестрота в мужском костюме адыгов по канонам национальной эстетики считались признаками безвкусицы. Цвета в костюме очень сдержанны и гармоничны.

Учитель: Очень верно! Не менее значима для создания образа Саусоруко эстетика цвета нартского костюма, которая отличалась сдержанностью цветового решения, ограниченного гармонией монохромных и приглушенных хроматических оттенков от светлого до темного с вкраплениями золотисто-желтого или серебряного цветов. Но это касается тех авторов, избравших полихромную версию выполнения иллюстрации акварелью. Но для нас очень важно увидеть иллюстрации к эпосу “Нарты” и в черно-белом исполнении.

Вопрос классу: Кто из современных художников Адыгеи создал иллюстрации к эпосу “Нарты” в монохромной штриховой технике форта?

Ответ подготовленного ученика: Очень интересный цикл иллюстраций к эпосу “Нарты” выполнил в технике форта известный график Адыгеи Феликс Петуваш.

Учитель: Обратите внимание, как красив и выразителен лист, изображающий в профиль нарта Саусоруко на своем верном коне Тхожие. (Лист “Как Саусоруко вернул нартам семена проса” (рисунок 5). Штрих рисунка лаконичный и красивый, порой виртуозно изящный. Сопоставление белого и черного, особенно в пейзажном фоне, их ритмичность достигают яркой полифоничности звучания.

Опираясь на увиденное и услышанное, вам нужно выполнить творческую работу: создать синквейн иди сочинить небольшое стихотворение, характеризующие нартского героя или героиню. (На доске формула синквейна и заданные рифмы для четверостишия)

IV. Самостоятельная творческая работа учащихся над синквейном или стихотворением к эпосу “Нарты”.

V.. Подведение итогов учебного занятия. Чтение творческих работ с комментариями учащихся и учителя.

1. Гадагатль А.М. Память нации. Идейно-тематическое и художественное своеобразие героического эпоса “Нартхэр” адыгских народов. Монография. - Майкоп: ГУРИПП “Адыгея”, 2002. - 440с.

2. Гадагатль А.М., Ветрова А.Д. Серп Тлепша.: Адыгские сказания о нартах. - Майкоп: Адыг. отделение Краснодарского книжного издательства, 1985.-96с.

3. Меретукова-Хагурова К.Х. Представление о красоте в адыгском эпосе “Нартхэр” // Нартский эпос и кавказское языкознание (составитель А.М.Гадагатль). Материалы VI коллоквиума европейского общества кавказологов. - Майкоп, 1994.- с.117-121.

4. Непсо М.С. Адыгская художественная культура. – Майкоп, РИПО “Адыгея”, 200. – 204с.

Цель: Приобщение детей к национальной культуре.

Познакомить детей с героями нартском эпосе.

Учить регулировать силу нажима при создании изображения на фольге

Развивать умения высказывать свою точку зрения, слушать взрослого и сверстников, поддерживать беседу

Сохранять и укреплять физическое здоровье детей.

Прививать любовь, уважение к истории родной земли через знакомство с героями нартского эпоса

Формировать у детей чувства сплоченности, взаимопомощи, доброжелательности.

Интеграция образовательных областей:

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, канат, импровизированные камни, подготовленные мечи для чеканки, иллюстрации: с изображением чеканки, спец. инструменты мастера по чеканки. книга Нартский эпос, свирель,меч

Предварительная работа: Беседы по теме, чтение нартских сказаний, заучивание осетинских пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций по теме, прослушивание осетинских мелодий, разучивание танцевальных движений, подвижные и хороводные осетинские народные игры, заучивание считалочки на осетинском языке.

Словарная работа: чеканка, чеканщик

Ход НОД:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

2. Основная часть

заиграла осетинская музыка

Воспитатель обращает внимание на книгу

Воспитатель: - Ребята, что это за книга?

Ответы детей: - Это книга Сказание о нартах.

Воспитатель: - Нартские сказания дошли до нас через века. Как вы думаете каким образом эти сказания дошли до нас?

Дети:- Сказания о Нартах до нас дошли благодаря сказителям

Воспитатель:- Нужны ли нам сегодня Нартские сказания, нужно ли нам беречь эти сказания и передавать из поколения в поколение? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо познакомиться с героями Нартских сказаний

Воспитатель: - Ребята, скажите кто были наши предки?

Дети: Аланы - это древний осетинский народ, предки осетин.

Воспитатель: - Нарты – это поэтическое название осетинского народа. В нартских сказаниях изображена жизнь древних осетин.

Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на эти предметы.

( на столе лежит: свирель, чаша для пива, меч)

Воспитатель: - Как вы думаете, кому из Нартов принадлежали эти предметы?

Ответы детей: - Мы незнаем кому из Нартов они принадлежали, но мы знаем кто нам поможет разобраться в этом.

Воспитатель: - И кто же нам поможет?

Дети: -: - Помните к нам в гости приходил дедушка Дадо, вот он нам подскажет чьи эти предметы

Воспитатель:- Но вот беда дедушка Дадо живет на другом берегу реки. Как же нам добраться до него?

Ответы детей: - Надо пройти через реку вон по тем большим камням

Дети проходят реку через препятствие : переход по камням

Звучит музыка свирели

Возле сакли сидит дедушка Дадо

Воспитатель: - А вот и дом дедушки Дадо

Дети:- Здравствуйте,дедушка Дадо

Дадо: - Здравствуйте, ребята! Как я рад видеть вас.

Дети:- Дедушка Дадо, нам нужна ваша помощь. Мы не знаем кому из Нартов принадлежат эти предметы

Дадо: - (берет чашу для пива в руки) Ребята, скажите пожалуйста, что подают на стол у нас в Осетии в честь любого праздника?

Дети:- Три пирога

Дадо: - Правильно три пирога.

Дадо:- Что означают три пирога?

Дадо:- Правильно. Они символизируют солнце, воду и землю.

Дадо: Как вы думаете, какие напитки пили за праздничным столом?

Дадо:-Любое торжество у осетин начиналось с молитвы старшего к Богу Перед ним на столе — три осетинских пирога, а в руках — чаша с осетинским пивом. Когда молитва была закончена, то к старшему подходит самый младший и отрывал частичку от верхнего пирога, стоящих на столе возле него трех пирогов и запивал эту частичку из рук старшего осетинским пивом. После этого чаша шла по кругу стола и все участники застолья отпивали от неё несколько глотков, после чего возвращалась опять к старшему, который допивал оставшееся пиво до конца.

Дадо:- Это чаша у меня сломалась, а когда вы ее соберете то узнаете кто первым изобрел этот напиток.

Воспитатель: -Ребята, пройдите к столам. Девочки к синему столу, мальчики к красному столу

На экране появляется слайд Сатана

Сатана: (голос) - Я, Сатана дочь бога Уастырджи, меня родила мёртвая Дзерасса. Я спасаю нартов от голодной смерти, устраиваю пир, на который созываю всех жителей нартского села. Вы слышали про такой напиток, как осетинское пиво… Так это пиво я сама изобрела

Дадо: Сатана – мудрая женщина, все нарты шли к ней за советом. Она – волшебница, могла превращаться в молодую красавицу или старуху. Понимала язык зверей и птиц, могла вызвать бурю и снег. Шатана вырастила и воспитала Батраза и Сослана.

Дети:- Дедушка Дадо,а вот это что такое? (показывает на свирель)

Воспитатель: - Ребята как вы думаете какой человек мог играть на такой свирели?

Воспитатель: -А какую музыку он играл по характеру?

Воспитатель: -Как вы думаете откуда у него этот музыкальный инструмент?

Воспитатель:- А кто под эту музыку мог танцевать?

На экране появляется слайд Ацамаз

Ацамаз: (голос) - Я, Ацамаз герой осетинского нартского эпоса, сын нарта Ацы, я певец и музыкант, обладаю чудесной золотой свирелью. Это чудодейственная свирель, осталось мне от отца.

Дадо: Среди нартов музыка была в большом почёте; они все играли на фандыре, но никто не достиг такого мастерства, какого достиг Ацамаз. Игра Ацамаза пробуждает и очаровывает природу. Когда он играет на

свирели, все звери танцевали под его музыку, горы приходили в движение, солнце и луна светили намного ярче.

Дети:- Дедушка Дадо,а кому принадлежал этот меч?

Дадо: -Меч, ребята – это не просто колюще рубящее оружие, это символ средних веков, знак статуса и символ чести. Мечам давали имена собственные, их знали по характеристикам, считалось, что меч может обладать своим характером.

Дадо:- Ребята, из чего изготовливали меч?

Дадо: -Как вы думаете какому человеку по характеру мог принадлежать этот меч?

Дадо: - Этот меч принадлежал самому отважному нарту,он был железный человек. Очень сильный и непобедимый. Он всегда помогал нартам, защищал свой народ от врагов. А имя его вы узнаете когда поможете

починить мне мой меч.

Воспитатель:- Ребята из какого материала сделан меч?

Воспитатель: - Изображение на листе металла называется чеканка. (показывает иллюстрацию с изображением чеканки).Давайте вместе повторим это новое слово

Воспитатель: -Изображение на листе железа получают с помощью специальных инструментов – чеканов и деревянного молотка. (показывает иллюстрацию с изображением инструментов)

Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, как называется профессия человека, который занимается этим ремеслом?

Воспитатель: -Правильно. Чеканщик. Давайте вместе повторим это новое слово

Воспитатель: -Ребята, берите каждый по мечу и попробуйте отчеканить рисунок

На экране появляется слайд Батраз

Батраз: (голос) - Я, нарт Батраз один из самых главных персонажей в осетинском нартском эпосе, дух грозы, сын Хамыца и девушки из рода Бицента, который принадлежал владыке водного царства Донбеттыру

Дадо:- Народ с особой щедростью наделил Батрадза чертами, в которых видел идеал мужчины, воина. Его сила, отвага, не знающая границ, всегда честное, открытое и стремительное нападение, презирающее хитрости и уловки, неукротимая ярость к врагам, все это в соединении со стальным неуязвимым телом, закаленным в кузнице, делает из него железного человека.

Дети:- Спасибо тебе Дедушка Дадо,теперь мы будем знать героев Нартов.

Дадо: -Но эта не все герои в следующий раз я вам расскажу и про других героев

Дети прощаются с дедушкой Дадо

Воспитатель: - Нам пора возвращаться в детский сад

Дети проходят реку через препятствие : переход навесной мост

3. Итог занятия

Воспитатель: - Ребята скажите пожалуйста узнали ли мы кому из Нартов принадлежали эти предметы?

Воспитатель: -А кто нам помог в этом?

Воспитатель: - Как зовут героев Нартов и кому принадлежали эти предметы?

Дети: -Герой – это такой человек, который сделал много хорошего для своего народа, ради Родины готов принести в жертву даже жизнь свою.

Воспитатель: -Давайте коротко охарактеризуем главных героев Нартского эпоса, можно ли их действительно назвать героями.

Воспитатель:- Каким качеством обладали герои Нартского эпоса?

Дети:- Все герои эпоса были преданы своему народу, были патриотами.

Воспитатель: - В начале беседы был задан вопрос: Почему мы называем Нартские сказания книгой мудрости и самым дорогим богатством, оставленным нам предками, и нужно ли их хранить, передавая из поколения в поколение? К каким выводам вы пришли, какие мысли у вас возникли в ходе этого занятия?

Воспитатель: - С каким ремеслом мы сегодня познакомились?

Воспитатель: - Сегодня вы очень порадовали меня своими знаниями, заинтересованностью. Я еще раз убедилась в том, что пока у нас такое прекрасное подрастающее поколение, наша Осетия будет развиваться и цвести на радость всем нам. Поэтому я благодарю вас всех, вы все молодцы.

План-конспект обобщающего занятия по адыгейской литературе

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

План-конспект обобщающего занятия "Адыгский героический эпос "Нарты" предназначен дляучащихся 8 класса. На занятии учащиеся повторяют материал об эпосе "Нарты", знакомятся с бытом, традициями нартских героев, повторяют материал о выразительных средствах языка, убеждаются в поэтичности и благозвучии языка древнего эпоса адыгов.План-конспект обобщающего занятия "Адыгский героический эпос "Нарты" предназначен дляучащихся 8 класса. На занятии учащиеся повторяют материал об эпосе "Нарты", знакомятся с бытом, традициями нартских героев, повторяют материал о выразительных средствах языка, убеждаются в поэтичности и благозвучии языка древнего эпоса адыгов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: мольберты, магнитофон, краски, планшетки.

Пятый класс: «Можем ли мы увидеть музыку?

«НАРТСКИЙ ЭПОС В МУЗЫКЕ И

Учитель: САВЛАЕВА З.Т. МКОУ СОШ с.Црау 2012год.

Художественно-педагогическая цель урока:

С помощью глубокой выразительности художественных средств способствовать развитию национальных традиций осетинского народа и его менталитета.

Вызывать у детей чувства патриотизма, долга, взаимовыручки и любовь к Родине

Глубокая содержательность литературного языка способствует развитию эстетических чувств ученика.

Учить детей понимать замысел композитора, изображать картины природы при помощи художественных средств.

Зрительный ряд: иллюстрации к нартовским сказаниям М. Туганова

Оборудование: мольберты, магнитофон, краски, планшетки.

Пятый класс: «Можем ли мы увидеть музыку?

Тема урока: «Нартский эпос в музыке и

«Истинно велик тот человек,

«То слово не исчезнет совершенно,

Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.)

древнегреческий поэт.

«Мы восхищаемся древностью,

Овидий (43 г. до н.э.)- поэт.

«Чем можно покорить Нарта,

Мне приятно всех вас сегодня видеть.

-Как называется произведение, под которое вы вошли в класс?

-А кто такие нарты?

На прошлом уроке мы говорили об этом. (Нарты -поэтический псевдоним алан, а Нартский эпос - фантастическая биография народа в древнейший период жизни. Написан эпос в стихах. Это летопись народа).

Нарты были земными героями, они имели земные заботы, радости и печали, высоко ценили честность и благородство, верность слову и долгу.

Да, они были земными героями, но для них не было никаких запретных зон - они водили дружбу с небожителями, спускались в Царство морское, Царство подземное, переходили границы страны бесов.

Под тяжестью мяса ломились столы в громадных котлах, ронг и пиво лились через край. Кульминации своей достигало пиршество, когда начинался знаменитый нартский пляс - симд. На прошлом уроке вы слушали этот танец.

-Что вы можете о нем рассказать? (ответы детей).(Танец исполняют дети)

Кроме хороводного симда, в сказаниях описываются сольные танцы требовавшие от исполнителя виртуозного искусства и ловкости. Например: надо было проплясать по краям фынга, не задев ничего из стоявших на нем сосудов и не уронив ни одной крошки.

И вскочил тут Сослан,

Да и начал пляску,

Он сперва на земле проплясал немало,

А затем на фынге продолжал он пляску,

Тут он начал плясать еще искуснее,

Закружился волчком по самому краю,

Ни капли не пролил, не сбросил ни крохи.

Сослану под ноги мечи подставляли,

Мечи уставили остриями кверху,

А Сослан пляшет - на мечах вертится,

Будто бы вертится колесо мельницы.

Что вы видите на этой картине?

Картина пронизана светлым, жизнеутверждающим

началом. От нее веет могучей силой. Можно сказать, что это история, быт, культура осетинского народа, воспетая в красках! Вот он! Богатырь, герой эпоса Сослан! Он был безупречным танцором. Проплясав на краях большой чаши (кахц), наполненной пивом, умудрился даже не пошатнуть ее.

Сослан отличался силой, отвагой, хитростью. Он слегка хромал, в одном его глазу было два зрачка, на спине между лопатками – родимое пятно в виде луны и солнца.

- Вам было задано на дом нарисовать рисунок по нартским сказаниям, и я их включила в презентацию, пожалуйста расскажите коротко каждый о своем рисунке.( Показ рисунков учащихся) .

Сегодня вы услышите этот замечательный танец на носках (къах-къухтыл кафт) в исполнении нашего музыканта, композитора, гармониста Булата Газданова.

Слушание танца на носках.

-Понравился вам этот танец?

- Какой темп, характер?

Равдздар у да бынат ар,

Къахта иума, къухта андагъд,

Ама фандыр равдздар цагъд.

Гапп,гапп каныс манма

Обратите внимание на эти высказывания:

«Истинно велик тот человек,

«То слово не исчезнет совершенно,

Эти слова сказал древнегреческий поэт Гесиод. И это VII в. до н.э.!

-Как вы понимаете эти слова?

Слава нартов имеет продолжение в своих песнях.

Веточки и листья тянутся к первым лучам солнца…

…И вот взошло солнце, поплыло по небу величаво и добро.. и теплые лучи стали согревать землю, траву, луга и горы.

Новый день – всегда радость, мы ждем только приятных впечатлений.

- Какими звуками можно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца? (Мелодичными, ласковыми, волшебными, чудесными, волнующими, приветливыми, спокойными, прозрачными, веселыми, чарующими, величавыми)

Художники пользовались желтой, оранжевой, розовой, голубой и зеленой

Попробуем давайте и мы изобразить утро .Время года можете выбрать любое.

Сколько будет существовать человечество, столь долго будет существовать неразрывная, тесная связь между литературой и музыкой, музыкой и изобразительным искусством. Образы прошлого и настоящего воплощались и будут воплощены в скульптурах, чеканках. Одним словом, все, что происходит в жизни людей, отражено в искусстве.

«Мы восхищаемся древностью,

-сказал Овидий - поэт. И это 43 год до н.э.

Мы должны сохранять культурное наследие Осетии. Должны знать родной язык, литературу, историю прошлого.

Итог урока: - Что нового вы сегодня услышали?

- Каков образ нартского героя - Сослана?

- Действительно ли музыка может озвучить природу?

Да музыка всегда помогает в работе.

В заключение урока я хотела чтобы Ирина прочитала стихотворение известной осетинской поэтессы Ирины Гурджибековой. Мне кажется, она в своем стихотворении объединила и связь поколений, прошлого и будущего, любовь к Родине и патриотизм.

Читайте также: