Металлы и способы их обработки технология 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цели: ознакомить учащихся с рабочим местом в слесарной мастерской, организацией рабочего места, правилами внутреннего распорядка и безопасностью труда при обработке металлов; раскрыть основные свойства и состав листового металла и проволоки, развивать умение читать и составлять чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки; воспитывать аккуратность, внимательность и бережливость при обработке тонколистового металла и проволоки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод обучения: беседа, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.

Инструменты и оборудование: слесарный верстак с комплектом инструментов, образцы металлов, компьютер.

1.Организационно-подготовительная часть

1). Приветствие учителя, контроль посещаемости.

2). Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Теоретическая часть.

Древесина - природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы

Как называется тонкий слой клеток, расположи корой и древесиной?

Какой слой древесины проводит соки, питающие

г) сердцевинные лучи.

Каким способом выполняется тангенциальный разрез дерева?

а) поперек оси ствола;

б) вдоль оси ствола, через сердцевину;

в) параллельно сердцевине с удалением на некоторое расстояние.

Какая из пород древесины не является хвойной?

Какая из пород древесины имеет белый с красноватым оттенком цвет и слабо выраженную текстуру? Она твердая, но быстро загнивает.

Какой из видов пиломатериалов называется брус?

а) пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины;

б) пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм;

в) боковые части бревна, оставшиеся после его распиловки

Тест 2: 1 - а, 2 - б, 3 - в, 4 - г, 5 - а, 6 - б,

Нас окружают самые различные предметы, изготовленные из металла. Мы никогда не задумываемся о том, что столовые приборы, транспорт, станки и оборудование могли бы быть изготовлены не из металла, а из других конструкционных материалов.

Почему именно из металла изготовляют многие инструменты, строительные конструкции, детали машин? (Ответы учащихся).

Ручная обработка металлов называется слесарной. Быстро и качественно изготовить какое-либо зделие из металла можно только научившись правильно и безопасно пользоваться слесарным инструментами и оборудованием.

Оборудование для работы с металлом.

Слесарный верстак является неотъемлемой частью рабочего места для ручной обработки металлов в учебных мастерсиких. Существует большое множество вариантов исполнения слесарных верстаков, но все они имеют основание (металлический каркас), столещницу (крышку), на которой закреплены тиски и защитный экран (рис.). Некоторые слесарные верстаки оборудованы ящиком для инструментов. В комплект верстака придется сиденье (табурет) (рис.).

Высота слесарного верстака должна соответствовать росту работающего.

Как это определить? (ответы учащихся). Учащиеся вспоминают, как определить высоту столярного верстака.

Для крепления деревянных заготовок на столярном верстаке используются зажимы. Чем закрепляются металлические заготовки при обработке ручным слесарным инструментом? (Ответы уч-ся).

Основное назначение слесарных тисков – закрепление заготовки. При вращении рукоятки по часовой стрелке подвижная губка будет перемещаться к неподвижной губке, сжимая заготовку, помещенную между ними. (показ).

Как в промышленном производстве на предприятиях при обработке металлов, труд в учебной мастерской требует соблюдения определенных правил культуры и безопасности труда, трудовой дисциплины и поведения.

Учитель рассказывает о ТБ.

Кроме верстака для обработки металла используются и другие инструменты и приспособления (показ): линейка (угольник), кусачки, ножницы слесарные, напильник, разметочный циркуль, кернер, молоток, киянки, свёрла, оправки (круглая, призматическая, уголковая, фигурная), чертилка, гибочные приспособления.

Тонколистовой металл и проволока.

Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов, прутков, труб, проволоки, что в значительной степени облегчает изготовление из них изделий.

Все металлы обладают некоторыми физическими свойствами, которые отсутствуют у древесины. Перечислим некоторые из них: электропроводность, намагничиваемость, тепловое расширение, температура плавления. Необходимо отметить, что механические свойства металлов (прочность и твердость) значительно выше, чем у древесины. В отличие от древесины, металлы обладают пластичностью. Чаще всего для производства изделий используется не сами металлы. А их сплавы. Все металлы делят на черные и цветные.

Черным металлам относится сталь и чугун. Эти металлы – сплавы. Если углерода до 2% в железе, то это сталь, более 2% и до 4% - алюминий, свинец и т.д. Наряду со сплавами из черных металлов широкое распространение нашли в легкой и тяжелой промышленности споавы цветных металлов: дюралюминий (алюминий с медью, магнием и др), бронза (медь со свинцом, оловом и др.), латунь (медь с цинком).

В нашей мастерской мы чаще всего будем использовать тонколистовой металл. Сущность листовой прокатки заключается в обработке металла давлением путем обжатия между вращающимися валками прокатного стана для уменьшения толщины прокатываемого металла. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины (рис).

Листовую сталь делят на тонколистовую (до 2 мм) и толстолистовую (более 2 мм). В свою очередь тонколистовая сталь бывает нескольких видов: кровельная сталь (от 0,5 до 0,8 мм), жесть (от 0,2 до 0,5 мм). Жесть, не имеющая защитного покрытия, называется черной, а покрытая с двух сторон тонким слоем олова – белой. Имея гладкую и блестящую поверхность за счет оловянного покрытия, жесть не ржавеет и широко используется для изготовления консервных банок, вёдер, игрушек, кухонной утвари, водосточных и вентиляционных труб, различной тары и т.д.

Знаете ли вы, что фольга – это тоже тонколистовой металл? (Ответы учащихся).

Фольга – тонкий, листовой металл толщиной до 0,2 мм. Применяют в радио- и электропромышленности, для упаковки пищевых продуктов, изготовления крышек для молочных бутылок, печатных форм, обкладки конденсаторов. Фольга находит различное применение в домашнем хозяйстве. Разновидностью фольги является станиоль.

Станиоль – очень тонкий листовой металл специальной прокатки. Применяют ее для упаковки пищевых продуктов (шоколада, чая), в парфюмерии для защиты летучих веществ от испарения, а также в электро- и радиопромышленности.

Одним из видов тонколистового металла является кровельная сталь. Название свое она получила от ее широкого применения для покрытия крыш зданий (кровли). Кровельная сталь бывает черной, или обыкновенной, то есть без покрытия, а также оцинкованной, или обыкновенной, то есть без покрытия, а так же оцинкованной, покрытой тонким слоем цинка. Выпускает промышленность такую листовую сталь ввиду активного воздействия окружающей среды в виде влажности, а цинк предотвращает листовую сталь от ржавчины. Кровельную сталь часто покрывают масляными или нитрокрасками.

Жесть и кровельная сталь обладают хорошей пластичностью – свойством не разрушаясь изменять свою форму под действием внешних сил и сохранять эту форму после прекращения действия этих сил.

На заводах прокатные станы для получения тонколистового металла обслуживают вальцовшики, а изготовлением изделий из тонколистового металла занимаются жестянщики. Из тонколистового металла делают корпусы деталей машин, приборов, изготовляют трубы, самый разный хозяйственный инвентарь.

Где используется проволока? (Ответы учащихся).

Медная и алюминиевая проволока используются не только для производства электрических проводов, но и для заклепок, гвоздей, шурупов, винтов. Из твердой стальной проволоки делают пружины, струны и т.д. Стальная проволока наиболее прочная, чем из цветных металлов, а следовательно, она и более трудоемкая при обработке. При обработке она может быть хрупкой и ломаться при сгибании.

Проволоку толщиной более 5 мм получают прокаткой нагретых заготовок между валками, имеющими канавки (рис). Такую проволоку называют катанкой. Более тонкую проволоку получают волочением – протягиванием катанки через фильеры = детали с отверстиями, выполненные из очень твердых материалов и даже из алмазов.

Гибка – это способ обработки металла давлением, при котором заготовке или её части придаётся изогнутая форма.

Зенкование – процесс обработки с помощью зенковки отверстия в детали для образования гнёзд под потайные головки крепёжных элементов (заклёпок, болтов, винтов).

Зенкерование – (от нем. Senken – проходить, углублять (шахту)) – вид механической обработки резанием, в котором с помощью специальных инструментов (зенкеров) производится обработка цилиндрических и конических отверстий в деталях с целью увеличения их диаметра, повышения качества поверхности и точности.

Опиливанием – называется операция по обработке металлов и других материалов снятием небольшого слоя напильниками вручную или на опиловочных станках.

Правка – слесарная операция, при которой деформированным, покоробленным металлическим заготовкам или деталям придают правильную плоскую форму.

Развёртка – это режущий точный инструмент, используемый для чистовой обработки различных форм отверстий, придания им требуемой точности и шероховатости.

Рубкой – называется слесарная операция, при которой с помощью режущего (зубила, крейцмейселя и др.) и ударного (слесарного молотка) инструмента с поверхности заготовки (детали) удаляются лишние слои металла или заготовка разрубается на части.

Сверлением называется образование снятием стружки отверстий в сплошном материале с помощью режущего инструмента – сверла.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня на уроке мы рассмотрим основные операции по обработке металлов. Эти операции обычно дополняют станочную механическую обработку или завершают изготовление металлических изделий соединением деталей, сборкой машин и механизмов, а также их регулированием. Слесарные работы выполняются с помощью ручного или механизированного слесарного инструмента либо на станках.

До начала работы необходимо: надев спецодежду, проверить, чтобы у неё не было свисающих концов; рукава надо застегнуть или закатать выше локтя; подготовить рабочее место; освободить нужную для работы площадь, удалив все посторонние предметы; обеспечить достаточную освещённость; заготовить и разложить в соответствующем порядке требуемые для работы инструменты, приспособления, материалы и т. п.; проверить исправность инструмента, правильность его заточки и доводки; проверить исправность рабочего оборудования и его ограждения;

Во время работы необходимо: прочно зажимать в тисках деталь или заготовку, а во время установки или снятия её соблюдать осторожность, так как при падении деталь может нанести травму; опилки с верстака или обрабатываемой детали удалять только щёткой; не пользоваться при работах случайными подставками или неисправными приспособлениями; не допускать загрязнения одежды керосином, бензином, маслом

Правка слесарная операция, при которой деформированным, покоробленным металлическим заготовкам или деталям придают правильную плоскую форму. Правку применяют перед разметкой, после резки ножницами, рубки зубилом и др. операциями. Инструменты: киянка, молоток, чугунная правильная плита.

Разметка представляет собой процесс нанесения на обрабатываемую заготовку рисунка, определяющего контур детали и места обработки. Разметочные инструменты: измерительные линейки, угольники, чертилки, циркули, кернеры, молотки, центроискатели, штангенциркули, рейсмусы.

Перед разметкой следует провести подготовительные работы: изучить чертёж изделия, продумать наметить план разметки; измерить и заготовку и убедиться в её соответствии размерам изделия по чертежу; установить пригодность заготовки, очистить и выровнять; окрасить заготовку чтобы разметочные линии были хорошо видны.

Резание, распространённая слесарная операция, широко применяемая при разделении металла на части, при вырезании углов, фигур, пазов. Ручные ножницы изготавливают и стали У 7 и У 8, состоят из двух пластин, шарнирно соединённых между собой.

Прямолинейные ножницы служат для резания тонколистового металла по прямым и кривым линиям внешнего контура без резких поворотов. Криволинейные ножницы, режущая часть которых выполнена в форме кривой, применяются для вырезки внутренних контуров заготовки. В заготовке вырубают отверстие для прохода ножниц, затем прорезают внутренний контур.

Для резки листового металла сечением больше 3 – 5 мм, а также сортового проката применяются ножовки. Операция называется пиление. Сортовой прокат более крупного сечения режут на приводных ножовках, дисковых пилах и специальных станках. Ручная ножовка состоит из рамки и полотна. Натяжение выполняется натяжным винтом. Ножовочное полотно представляет собой тонкую и узкую стальную пластину с двумя отверстиями и с зубьями на одном или обеих рёбрах. Полотна изготавливают из сталей У 10 А и Х 6 ВФ,

Ножовочное полотно устанавливают в прорези головки так, чтобы зубья были направлены от рукоятки, а не к ней. При этом сначала вставляют конец полотна в неподвижную головку и фиксируют его штифтом, затем вставляют второй конец полотна в прорезь подвижного штыря и также закрепляют штифтом. При этом из-за опасения разрыва полотна ножовку держат в удалении от лица. Степень натяжения полотна проверяют, легко нажимая на него пальцем сбоку; если полотно не прогибается, натяжение достаточно.

Положение корпуса работающего. При резке ручной ножовкой становятся перед тисками прямо, свободно и устойчиво, в пол оборота по отношению к губкам тисков или оси обрабатываемой заготовки. Ступни ног ставят так, чтобы образовали угол 60… 70 градусов при определённом расстоянии между пятками. Положение рук (хватка). Рукоятку обхватывают четырьмя пальцами правой руки так, чтобы она упиралась в ладонь; большой палец накладывают сверху вдоль рукоятки. Пальцы правой руки обхватывают гайку и подвижную головку ножовки.

В процессе резки осуществляется два хода – рабочий, когда ножовка перемещается вперёд от работающего, и холостой, когда к работающему. При холостом ходе на ножовку не нажимают, в результате чего зубья только скользят, а при рабочем ходе обеими руками создают лёгкий нажим так, чтобы ножовка двигалась прямолинейно.

Рубкой называется слесарная операция, при которой с помощью режущего (зубила, крейцмейселя и др.) и ударного (слесарного молотка) инструмента с поверхности заготовки (детали) удаляются лишние слои металла или заготовка разрубается на части.

В зависимости от назначения обрабатываемой детали рубка может быть чистовой и черновой. При рубке осуществляется резание – процесс удаления режущим инструментом с обрабатываемой заготовки (детали) лишнего слоя металла в виде стружки. Режущая часть (лезвие) представляет собой клин (зубило, резец).

Зубило – это простейший режущий инструмент, в котором форма клина выражена особенно чётко. Чем острее клин, т. е. чем меньше угол, образованный его сторонами, тем меньше усилие потребуется для его углубления в материал.

Крейцмейсель отличается от зубила более узкой режущей кромкой и предназначен для вырубания узких канавок, шпоночных пазов и т. п. Для вырубания профильных канавок – полукруглых, двугранных и других – применяют специальные крейцмейсели, называемые канавочниками. Канавочники изготовляют из стали У 8 А длиной 80, 100, 120, 150, 200, 300 и 350 мм с радиусом закругления 1; 1, 5; 2; 2, 5 и 3 мм.

При ручной рубке металлов следует выполнять следующие правила безопасности: Рукоятка ручного слесарного молотка должна быть хорошо закреплена и не иметь трещин; При рубке зубилом и крейцмейселем необходимо пользоваться защитными очками; При рубке твёрдого и хрупкого металла следует обязательно использовать ограждение: сетку, щиток.

Опиливанием называется операция по обработке металлов и других материалов снятием небольшого слоя напильниками вручную или на опиловочных станках.

С помощью напильников обрабатывают плоскости, криволинейные поверхности, пазы, канавки, отверстия любой формы, поверхности, расположенные под разными углами, и т. п. Припуски на опиливании оставляются небольшими – от 0, 5 до 0, 25 мм. Точность обработки опиливанием составляет 0, 2… 0, 05 мм (в отдельных случаях – до 0, 001 мм).

Напильник представляет собой стальной брусок определённого профиля и длины, на поверхности которого имеются насечки (нарезки), образующие впадины и острозаточенные зубцы (зубья), имеющие в сечении форму клина. Напильники изготавливают из стали У 10 А, У 13 А, ШХ 15, 13 Х, после насекания подвергают термической обработке. Напильники подразделяют по размеру насечки, её форме, по длине и форме бруска.

Гибка – это способ обработки металла давлением, при котором заготовке или её части придаётся изогнутая форма.

Слесарная гибка выполняется молотками (лучше с мягкими бойками) в тисках, на плите или с помощью специальных приспособлений.

Тонкий листовой металл гнут киянками, изделия из проволоки диаметром до 3 мм – плоскогубцами или круглогубцами. Гибки подвергают только пластичный материал.

Сверлением называется образование снятием стружки отверстий в сплошном материале с помощью режущего инструмента – сверла. Сверление применяют для получения отверстий не высокой степени точности, и для получения отверстий под нарезание резьбы, зенкерование и развёртывания.

Зенкерование (от нем. Senken – проходить, углублять (шахту)) – вид механической обработки резанием, в котором с помощью специальных инструментов (зенкеров) производится обработка цилиндрических и конических отверстий в деталях с целью увеличения их диаметра, повышения качества поверхности и точности. Зенкерование является получистовой обработкой резанием.

Зенкование – процесс обработки с помощью зенковки отверстия в детали для образования гнёзд под потайные головки крепёжных элементов (заклёпок, болтов, винтов). Как большинство слесарных терминов в русском языке, слово заимствовано из немецкого языка от Senkung – спуск; склон, погружение, опускание.

Развертка – это режущий точный инструмент, используемый для чистовой обработки различных форм отверстий, придания им требуемой точности и шероховатости.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Из приведённых ниже вариантов выберите разметочные инструменты:

  1. Плашка
  2. Чертилка
  3. Кернер
  4. Угольник
  5. Отборник
  6. Зубило
  7. Штагенциркуль

Правильный ответ: 2;3;4;7.

Задание 2. Продолжите предложение, выбрав из перечисленных ниже вариантов правильный. Подчеркните правильный ответ. Перед разметкой необходимо?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по технологии

I. Предметные УУД

-познакомить учащихся с образцами черных и цветных металлов;

-научить определять сравнительную ковкость и твердость металлов;

-освоить правила ТБ при расплющивании и рубке металла.

II. Метапредметные УУД

-Познавательные: формировать умения анализировать, осуществлять поиск информации, работать со схемами.

-Регулятивные: формировать умения постановки цели, анализировать и моделировать ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и действия.

-Коммуникативные: развивать навыки построения диалога/монолога, организовать учебное сотрудничество.

III. Личностные УУД

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

-развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

-проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

-сформировать представление о профессиях, связанных с ручной обработкой металлов

-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности.

Методическое оснащение урока

Учебные мастерские, слесарный верстак, слесарные тиски, наковальня образцы черного и цветного металла, проволока из стали и алюминия, молоток, напильник, пружины из стальной и медной проволоки

Устный опрос, рассказ, демонстрация, показ, практическая работа

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Черные и цветные металлы, сплав, чугун, сталь, углерод, алюминий, медь, латунь, бронза

Комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного, применение новых знаний на практике)

1.Организационный момент

-готовность учителя к уроку

-готовность учащихся к уроку

2.Актуализация знаний учащихся.

ТБ в учебной мастерской, опрос учащихся.

3.Изложение нового материала

Тема урока: Свойства черных и цветных металлов

-Способствовать формированию и развитию первоначальных знаний о черных и цветных металлах, их свойствах;

-Способствовать соблюдению учениками правил ТБ;

-Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Изложение программного материала

Черные и цветные металлы и сплавы. Механические и технологические свойства металлов и сплавов.

4. Вводный инструктаж

Объект труда: образцы металлов и сплавов.

Цель практической работы: сформировать у учащихся первоначальные знания и навыки определения механических и технологических свойств металлов и сплавов.

Объяснение технологии выполнения практических работ.

Критерии оценки : норма времени, точность обработки, правильность выполнения трудовых приемов, организация рабочего места, соблюдение ПТБ и СГТ.

5. Практическая работа

Изучение свойств металлов и сплавов

6. Текущий инструктаж

Анализ и исправление ошибок. Разбор причин неправильной работы и допущенных ошибок при выполнении практической работы. Показ правильных приемов работы, повторение их с учащимися и продолжение работы.

7. Завершение практической работы

8. Заключительный инструктаж.

- Анализ допущенных ошибок.

- Инструктаж по выполнению домашней работы.

9. Уборка рабочих мест

Конспект урока:

1. Организационный момент

- проверка явки учащихся;

- заполнение учителем классного журнала;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- проверка исправности техники и инструментов

2. Актуализация знаний учащихся

Сегодня наше занятие проходит в слесарной мастерской. Не забываем, что необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безопасности, так как нарушение этих правил может привести к порезам, травмам, ушибам, тем самым принося вред вашему здоровью. Все требования техники безопасности перечислены на стенде.

Нашей сегодняшней темой будет изучение свойств черных и цветных металлов.

Давайте повторим пройденный материал, ответив на следующие вопросы:

1)Что такое металл?

2)Какие виды металла вам знакомы?

3)С каким металлическим материалом вам приходилось работать?

4)С какими видами слесарных работ вы уже знакомы?

5)Какие графические изображения металлических предметов вы изучали ранее?

6)Какие инструменты используются при обработке металлов?

3.Изложение нового материала

Тема урока: Свойства черных и цветных металлов

-Способствовать формированию и развитию первоначальных знаний о черных и цветных металлах, их свойствах;

-Способствовать соблюдению учениками правил ТБ;

-Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Изложение программного материала

Черные и цветные металлы и сплавы

Приступая к изготовлению какого-либо изделия, в должны правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. Как вы знаете, металлы в технике применяют не в чистом виде, а в виде сплавов. Сплав получают путем смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определенном соотношении. Правильный выбор подходящего для вашего изделия металла или сплава можно сделать, зная его свойства. Все металлы и сплавы подразделяют на черные и цветные. К черным относят железо и сплавы на его основе — сталь и чугун. Все остальные металлы и сплавы — цветные.

Железо-металл серебристо-белого цвета с характерным блеском .Пластичен, хорошо обрабатывается, широко распространен в природе, но в чистом виде почти не встречается. Железо находится в земной коре в составе соединения с кислородом и другими элементами. Эти соединения называют железными рудами. Из них получают железо, которое применяют в виде различных сплавов с углеродом – чугунов и сталей.

Часто сплавы обладают лучшими свойствами, чем их составные части. Например, чистое железо имеет очень низкую прочность, а сплавы железа с углеродом — гораздо более высокую. Если углерода в сплаве меньше 2%, то такой сплав называется сталью. Если углерода от 2 до 4%, то это — чугун.

Сталь не только прочный, но и пластичный материал, хорошо поддающийся механической обработке. Из конструкционной стали делают детали машин и конструкций, а добавляя в сталь хром, вольфрам и другие металлы, получают очень твердые инструментальные стали, из которых изготавливают режущие инструменты для обработки металлов .

Чугун — хрупкий сплав, в связи, с чем его используют для изделий, которые впоследствии не будут подвергаться ударам. Чугун обладает очень хорошей жидкотекучестью, поэтому из него получают качественные и сложные отливки: станины, станков, радиаторы отопления и другие изделия .

Из цветных сплавов наибольшее распространение в технике получили медь, алюминий и сплавы на их основе, а также олово, цинк и другие .

Медь -металл розовато-красного цвета, обладающий электропроводимостью и теплопроводностью, пластичностью, но сравнительно невысокой прочностью, хорошо обрабатывается. Применяется в электро промышленности и химическом машиностроении.

Латунь — сплав меди с цинком желтого цвета. Обладает высокой пластичностью, твердостью и коррозионной стойкостью. Применяется для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности и в электротехнике.

Бронза — сплав меди со свинцом, алюминием, оловом и другими элементами, желто-красного цвета. Имеет высокую прочность, твердость, хорошо обрабатывается резанием и обладает коррозионной стойкостью. Применяется для изготовления водопроводных кранов и зубчатых колес, для отливки художественных изделий (скульптур, украшений и других элементов), в электротехнике.

Алюминий - металл серебристо-белого цвета, легкий, мягкий, вязкий, хорошо отливается и прокатывается в листы и проволоку. Широко используется в авиастроении, в электротехнике, при изготовлении предметов быта.

Дюралюминий — сплав алюминия с медью, магнием, цинком и другими элементами, серебристого цвета. Хорошо обрабатывается, обладает высокой коррозионной стойкостью. Применяется в авиации, машиностроении и строительстве, где требуются легкие и прочные конструкции.

Цинк - светло-серый металл с голубым оттенком. Обладает высокой коррозионной стойкостью. Применяется для покрытия стальных изделий в целях защиты от коррозий.

Олово - металл серебристо-белого цвета, мягкий и пластичный,. Олово можно легко раскатать в тонкие пласты, называемые фольгой. Применяют для покрытия тонких листов стали и получения белой жести.

Механические и технологические свойства металлов и сплавов.

Каждый металл и сплав обладает определенными механическими и технологическими свойствами.

К механическим свойствам относят прочность, твёрдость, упругость, вязкость, пластичность. Прочность - способность металла или сплава воспринимать действующие нагрузки не разрушаясь. Например, если сделанные вами подвески для стенда не разрушаются от его веса при закреплении на стене, значит, он обладают достаточной прочность .

Твердость — свойство материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого материала. Например, если на стальную и медную пластины нанести лунки с помощью кернера, ударив по нему молотком с одинаковым усилием, то в медной пластине глубина лунки будет больше, чем в стальной. Это свидетельствует о том, что сталь тверже меди .

Упругость — свойство металла или сплава восстанавливать первоначальную форму после устранения внешних сил. Если положить на две опоры металлическую линейку и в центре ее поместить небольшой груз, то она прогнется на некоторую величину, а после снятия груза примет первоначальное положение. Это показывает, что материал линейки обладает упругостью .

Вязкость — свойство тел поглощать энергию при ударе.

Пластичность — способность изменять форму под действием внешних сил не разрушаясь. Это свойство используют при правке, гибки , прокатке, штамповке заготовок.

К технологическим свойствам относят ковкость, жидкотекучесть, обрабатываемость резанием, свариваемость и др.

Ковкость — свойство металла или сплава получать новую форму под действием удара. Это свойство основано на использовании механического свойства — пластичности.

Жидкотекучесть — свойство металла в расплавленном состоянии хорошо заполнять литейную форму и получать плотные отливки.

Обрабатываемость резанием — свойство металла или сплава подвергаться обработке резанием различными инструментами.

Свариваемость — свойство металлов соединяться в пластичном или расплавленном состоянии.

Коррозионная стойкость — свойство металлов и сплавов противостоять коррозии.

4. Вводный инструктаж

Объект труда: образцы металлов и сплавов.

Цель практической работы: сформировать у учащихся первоначальные знания и навыки определения механических и технологических свойств металлов и сплавов.

Критерии оценки: норма времени, точность обработки, правильность выполнения трудовых приемов, организация рабочего места, соблюдение ПТБ и СГТ.

Инструктаж по технике безопасности при ручной рубке металла

Перед проведением рубки необходимо внимательно осмотреть весь инструмент и приспособления. Инструменты, находящиеся в работе, должны соответствовать следующим условиям:

1) Молотки должны быть прочно насажены на рукоятки и расклинены в отверстии стальными клиньями; рабочая часть молотка должна иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без трещин и отколов, а рукоятка – овальное сечение с равномерным утолщением к концу; поверхность рукоятки должна быть чистой, гладкой, без сучков, трещин и отколов.

2) Зубила и крейцмейсели не должны иметь трещин и отколов; ребра боковых сторон средней части должны быть закругленными и зачищенными, поверхность ударной части – гладкой и слегка выпуклой, длина зубила или крейцмейселя должна быть такой, чтобы его ударная часть находилась на расстоянии 25 мм от большого пальца. Угол заострения зубила колеблется в пределах 45 – 60 – 70 ° в зависимости от твердости обрабатываемого металла. Режущая кромка зубила должна представлять собой прямую или слегка выпуклую линию с одинаковой шириной фасок.

3) Во время проведения рубки необходимо следить, чтобы заготовка была надежно закреплена в тисках во избежание ее вылета из губок.

4) Необходимо следить, чтобы обрубаемые куски металла отлетали в сторону защитной сетки, а работающий имел защитные очки.

5. Практическая работа

Указания по выполнению практической работы:

1) Рассмотрите образцы металлов и сплавов, определите их цвет.

2) Положите справа от себя образцы из черных металлов и сплавов, а слева - из цветных. Определите вид металлов, из которых сделаны образцы.

3) Растяните и отпустите пружины из стальной и медной проволоки. Сделайте вывод, об упругости стали и меди.

4) Положите на плиту для рубки металла образцы из стальной и алюминиевой проволоки и попытайтесь расплющить их молотком. Сделайте вывод, о ковкости стали и алюминия.

5) Закрепите в тисках стальной и латунный образцы и проведите по ним напильником. Сделайте вывод, об обрабатываемости стали и латуни.

6) Все выводы зафиксируйте в рабочей тетради.

6. Текущий инструктаж

Формирование новых умений:

- проверка организованности начала работы учащихся;

- проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, образцы металлов и сплавов);

- соблюдение правил техники безопасности при выполнении задания;

Усвоение новых знаний:

- инструктирование по выполнению задания в соответствии с указаниями по выполнению практической работы.

Целевые обходы:

- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

- рациональное использование учебного времени учащимися.

7. Завершение практической работы

8. Заключительный инструктаж

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. С помощью исследования определить механические свойства металлов.

Развивающая: Развитие творческой активности учащихся, технического мышления.

Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия.

Тип урока: комбинированный.

Ведущий вид деятельности: игра, познание, общение

Методы и приемы:

- наблюдения;
- исследовательская работа;
- эвристическая беседа;
- работа с учебником;
- сравнительно-сопоставительный анализ.

Форма работы: групповая, индивидуальная, коллективная

Технологии: коммуникативные, диалоговые

Оборудование: компьютер, презентация, карточки для групповой работы,

предметы для исследования, словарь Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: эмоционально-положительного настрой на урок, создание успеха, доверия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами урок технологии. Я вижу у вас прекрасное настроение. Пусть оно сохранится до конца урока.

Надеюсь вам понравится наш урок. Вы узнаете много интересного. Вас жду открытия.

1. Постановка проблемной ситуации.

Ребята, перед вами образцы различных предметов. Найдите в чашке металлические предметы. Как вы определили, что этот предметы металлические? По каким признакам, свойствам? ( Прочность, твердость).

Давайте проведем исследование. Ребята, зажмите в ладошках предметы. В одной зажмите ключ, в другой – деревянную геометрическую фигуру и закройте глаза. Почувствуйте, какой предмет холоднее? Почувствовали? Теперь откройте глаза и скажите. (Ключ холоднее, а фигурку теплее)

Так какое же ещё свойство имеет металл? ( Теплопроводность)

А теперь проведем другое исследование.

Ребята, у каждого из вас дощечки, попробуйте процарапать ключом, а потом деревянной фигуркой. Какой вывод можно сделать? ( Металлический ключ тверже, поэтому оставляет царапины).

3-е исследование. Возьмите гвоздь, попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой. Те же действия сделайте с пластмассовой пробкой.

Металлы твердые, но пластичные. Возьмите медную проволоку и попробуйте ее согнуть. (Вывод: металлы пластичны)

Учитель: Да, ребята металлы пластичны.

Их можно ковать. При нагревании они расплавляются и их можно разливать в формы, в итоге они приобретут нужную форму.

Послушайте загадку, кто в силу своей профессии, каждый день проводит опыты по ковкости? (Кузнец).

- Правильно с помощью молота раскаленный добела кусок железа можно расплющить, изогнуть, растянуть – придать нужную форму. Благодаря этому свойству мастера изготовляют необыкновенно красивые изделия.

Показать розу из железа.

Какой вывод можно сделать? (Металл имеет твердость).

Чем отличается металл от древесины, бумаги, пластмасса?

Металл отличается от древесины тем, что он тверже, прочнее, обладает теплопроводностью.

Ребята! Как вы думает , о чем пойдет речь на уроке? ( О металлах)

- Ребята, сегодня мы начинаем знакомый вам уже раздел “Технология обработки металлов”, но мы расширим ваши знания по этому разделу, а тему урока я вам предлагаю отгадать. У вас на столе лежат карточки, возьмите карточку №1, в них зашифрованы 4 слова. Собрав все эти слова вместе, вы отгадаете тему урока.

(свойства черных и цветных металлов)

Презентация №1

Цель нашего урока:

Развитие технического мышления.

3.Что такое металл? Найдите значение этого слова в словаре Ожегова.

4.Каково происхождение слова “металл”? Откуда оно пришло к нам?

означает шахта, рудник, руда. В латинском языке слово “metallum” получило значение “руда и выплавляемый из неё металл” и уже в виде французского metal перекочевал в Россию.

2. В глубокой древности люди познакомились с железом, которое

содержалось в метеоритах – египтяне называли их небесными,

греки – звездными. Метеоритное железо вначале ценилось

дороже золота. Железные украшения носили самые богатые,

знатные люди. Любая современная страна должна иметь много

хорошего металла, т.к. это не только вилки, ложки, а прежде

всего техника, танки и т.д.

Но прежде чем приступить к изготовлению какого-либо

изделия, нужно правильно выбрать подходящий для него

материал. Металлы в технике применяются не в чистом виде,

а в виде сплавов, которые получаются путем смешивания в

расплавленном состоянии двух или нескольких металлов

в точно определенном соотношении. Правильный выбор

подходящего для изделия металла или сплава можно сделать,

зная его свойства. (Например, броня, подводная лодка).

3.На заре цивилизаций
Человек еще не знал,
Погружая камни в пламя,
Что он выплавит металл.
Что металл для человека
Будет важен, словно хлеб,
Не мечтал об этом даже
Первобытный человек.

II. Формирование новых знаний

Все металлы подразделяются на черные и цветные.

К черным металлам относятся: железо, сталь , чугун.

К цветным металлам относятся: алюминий, медь, бронза, латунь, олово, дюралюминий и другие металлы.

Черные и цветные металлы в производстве используют не только в чистом виде, но в виде сплавов.

Приступая к изготовлению какого-либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. С развитием металлургической промышленности значительно возрос объем металлических изделий: возводят металлические каркасы промышленных и гражданских зданий, мосты, изготавливают арматуру, а также различные предметы, необходимые в домашнем хозяйстве: посуду, украшения, заклепки, болты, гайки и многое другое. Производство металлов – огромная отрасль современного производства, но, к сожалению, производство металлов сопряжено с загрязнением окружающей среды.

А какие металлургические предприятия Ростовской области вы знаете?

( электрометаллургический завод в г. Ростове-на – Дону, в г. Таганроге, в Б.Калитве, в Новочеркасске, в Красном Сулине)

Но металлы, ребята, используют не в чистом виде, а в виде сплавов, так как металлы обладают худшими свойствами в отличие от сплавов.

Сплавы получают путем смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определенном соотношении например: латунь, бронза, дюралюминий. Правильный выбор подходящего для изделия металла или сплава можно сделать, зная его свойства.

Всего свойств у любого материала четыре большие группы:

Физические - отличительные стороны материалов, которые проявляются при взаимодействии их с окружающей средой;
Механические - отличительные стороны материалов, которые проявляются в способности сопротивляться воздействию внешних механических усилий,
Химические – способность материалов взаимодействовать с окружающей средой при различных температурах,
Технологические – способность материалов подвергаться обработки.

Презентация №3-20 (Раздать карточки с таблицей №1)

Читайте также: