Конспект знакомство с вышивкой

Обновлено: 07.07.2024

"Красна птица перьем, а девица – уменьем" (Русская пословица).

1. Дать понятие о вышивке, как традиционном русском виде рукоделия, ознакомить с основными понятиями вышивки, оборудованием и материалами для вышивки.
2. Развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся.
3. Воспитывать уважение к народным традициям Руси, интерес к традиционным видам рукоделия.

1. Выставка изделий, вышитых различными видами вышивки.
2. Иллюстрации предметов старинной одежды, быта русской деревни, куклы в русских народных костюмах.
3. Образцы материалов и инструментов для вышивки.
4. Таблицы:

1). "Старинные символы в русской вышивке";
2). "Виды швов в вышивке".

5. Раздаточный материал:

1). Карточка-задание "Составление технологической цепочки изготовления русской льняной рубашки";
2). Инструкционная карта "Оборудование и материалы для вышивки".

6. Образцы рисунков для вышивки различных видов.

7. Для лабораторно-практической работы: альбом, карандаш, линейка, краски или цветные карандаши, образец рисунка свободного контура (для каждого учащегося).

I. Организационная часть урока

II. Подготовка к восприятию нового материала: беседа-обобщение с ориентировкой на жизненный опыт учащихся

Осмотр выставки вышитых изделий и беседа с учащимися о месте вышивки в жизни людей в наши дни, применении вышивки для отделки одежды и создания интерьера жилища.

Примерные вопросы беседы:

1. Нравятся ли вам изделия, представленные на этой мини-выставке?

2. Есть ли в ваших домах вышитые вещи? Какие?

3. Кто выполнял вышивку на этих вещах?

4. С какими изделиями приятнее иметь дело: с купленными в магазине или сделанными своими руками? Почему?

5. Как вы думаете, актуальна ли вышивка в наши дни или она только дань прошлому?

6. Какие изделия вы хотели бы вышить сами для своих друзей и близких?

7. Что в доме можно украсить, применяя вышивку?

III. Изучение нового материала

1. Реферат по истории вышивки, подготовленный одной из учащихся

(См. приложение 5).

2. Краткий экскурс в историю с элементами лекции.

Учитель, используя иллюстрации и кукол в народных костюмах, рассказывает о старинных русских традициях, связанных с девушкой 13–15 лет, с приготовлением приданого, замужеством, обязанностью женщины шить одежду для всех членов семьи, ее украшении вышивкой, об изначальном обереговом предназначении вышивки.

Во время рассказа учащиеся конспективно делают записи в тетради.

3. Практическая работа учащихся по карточкам обратной связи.

Индивидуальная работа учащихся по карточкам-заданиям "Составление технологической цепочки изготовления русской льняной рубашки" (см. приложение 1).

Учитель предлагает выполнить задание на составление технологии изготовления рубашки и представить, как бы учащиеся сами справились с этой нелегкой работой, если бы они жили в XV – XVI в. в.

4. Творческое задание "Русские загадки"

Учитель предлагает учащимся разгадать русские народные загадки об одежде.

1. Сверху голо, снизу лохмато, а теплом богата, что твоя хата. (ШУБА)

2. День-деньской скачет, пляшет и на покой идет со мной. (РУБАШКА)

3. Маленькая, горбатенькая в переулочке завязла. (ПУГОВИЦА)

4. Из липы свито дырявое корыто. По дороге идет, клетки кладет. (ЛАПТИ)

5. Шел по одной, вышел из двух. (ШТАНЫ)

6. Привяжешь – пойдут, отвяжешь – останутся. (ЛАПТИ)

7. Сижу верхом, не ведаю на ком. Знакомца встречу – соскочу, привечу.

5. Путешествие в историю русского костюма

1). Используя иллюстрации народного костюма, учитель в форме беседы предлагает определить, к какому народу принадлежал, какого пола, какого возраста, семейного и материального положения был человек, носивший ту или иную одежду.

Во время беседы учащиеся записывают, что можно было узнать по вышивке на одежде человека:

  • национальность;
  • климат и природу родного края;
  • семейное положение и состав семьи (особенно у женщины);
  • социальное и экономическое положение;
  • умение и мастерство рукодельницы;
  • иногда даже мысли и мечтания.

2). Практическая работа учащихся по зарисовке основных элементов одежды.

Вместе с учащимися учитель зарисовывает основные элементы одежды русской девушки-крестьянки с указанием линий, по которым делалась вышивка. Рядом с рисунками делают краткое описание.

Основа русского костюма – рубаха.

Нижняя часть из более грубой ткани,

верхняя частьиз более тонкой.

На Севере Россиис длинными рукавами,

собранными у запястья.

На Югес поликамивставками на плечах.

Украшали: ворот, оплечья, низ рукава и подол.

Сарафан – исконно русская одежда, закрывала тело женщины от линии груди почти до земли.

Украшали: подол, середину и бретели.

Часто поверх него носили пояс.

Рисунок 1

3). Игра "Хоровод" (с использованием музыкального оформления).

Демонстрация кукол в народных костюмах и беседа о значении символов в вышивке по таблице "Старинные символы в русской вышивке" (см. приложение 2).

Учащиеся записывают таблицу в тетрадь.

IV. Самостоятельное изучение оборудования и материалов для вышивки учащимися

1. Работа учащихся по инструкционной карте

Задание: Рассмотреть предложенные образцы материалов и инструментов для вышивки. Внимательно прочитать карту "Оборудование и материалы для вышивки" (см. приложение 3), переписать ее в тетрадь и приготовиться отвечать на вопросы.

2. Фронтальная беседа с учащимися по назначению и применению оборудования для вышивки и повторение техники безопасности при работе с ним

Примерные вопросы беседы:

1. Что нужно учитывать при выборе ткани для вышивки? (Назначение и характер изделия).

2. На что ориентируются при подборе ниток для вышивания? (На фактуру и свойства ткани).

3. Каковы особенности иглы для вышивки, чем она отличается от обычной иглы?

(Игла для вышивания тонкая, с длинным ушком и закругленным острым концом).

4. Где располагаются иглы на рабочем месте? (В игольнице).

5. Сколько видов ножниц нужно иметь при вышивании, для чего они предназначены? (Два вида: с прямыми концами - для разрезания ткани, с закругленными концами - для обрезания ниток, чтобы не прорезать ткань).

6. Как передают ножницы друг другу? (Острыми концами к себе).

7. Пяльцами из какого материала удобнее пользоваться? (Из дерева, они лучше держат ткань, экологически чистые).

8. Зачем нужен наперсток? (Для предохранения пальцев от укола иглой).

9. Какой стороной следует накладывать на ткань копировальную бумагу? (Блестящей стороной).

10.Сколько и какие карандаши нужны при вышивании? (Два: твердый – для перевода рисунка на ткань, мягкий - для прорисовки контуров рисунка).

V. Знакомство с видами вышивки

Используя выставку вышитых изделий в ходе беседы, учащиеся и учитель определяют основные виды вышивки и составляют схему "Виды вышивки".

Рисунок 2

VI. Обзорное ознакомление с видами швов в вышивке

Работа с таблицей

Знакомство с видами швов в вышивке по таблице "Виды швов в вышивке" (см. приложение 4).

Учащиеся перечерчивают таблицу в тетрадь.

VII. Анализ рисунков для составления схемы

Учитель предлагает учащимся рассмотреть и сравнить рисунки для вышивки различных видов. Проведя совместный анализ рисунков, в ходе беседы учащиеся и учитель составляют схему "Виды рисунков для вышивки".

Рисунок 3

Сделаны "от руки". Их можно стилизовать, менять размер и расположение элементов, от этого смысл и содержание не меняется. Ограничены рамками сетки и длиной стежка. Не допускают изменений.

VIII. Практическая работа учащихся

Учащиеся выполняют работу по увеличению или уменьшению рисунка свободного контура.

План проведения работы:

1. Рассмотрение учащимися рисунка.

2. Изображение рисунка в натуральную величину и нанесение на него сетки.

3. Дифференцированное увеличение или уменьшение рисунка (по заданию учителя).

4. Подведение итога практической работы.

IX. Заключительная часть урока

1. Закрепление изученного материала.

Фронтальная беседа по основным понятиям урока.

2. Подведение итога урока, выставление оценок.

3. Домашнее задание:

    • Повторить изученное на уроке.
    • Принести материалы и инструменты для вышивки.

    Карточка обратной связи "Составление технологической цепочки изготовления русской льняной рубашки" для индивидуальной работы учащихся

    Перед Вами этапы изготовления русской льняной рубашки. Ваша задача – составить технологическую цепочку, проставив соответствующие номера от 1 до 15 в окошках напротив каждого этапа.


    Работа познакомит учащихся с историей вышивки, инструментами и приспособлениями для вышивки, а также организацией рабочего места для ручных работ.

    Описание разработки

    Цели урока:

    Ознакомить учащихся с вышивкой.

    Способствовать развитию творческого мышления.

    Воспитывать вдумчивость, деловитость, самостоятельность.

    Объяснительно - иллюстративный - объяснение, демонстрация.

    Оборудование и инструменты: иголка, нитки.

    Межпредметные связи: история, черчение, рисование.

    Содержание урока:

    Теоретическая часть: Наиболее интересные и нужные сведения о вышивке.

    Структура урока:

    1. Организационный момент

    2. Изложение нового материала

    3. Практическая работа учащихся

    4. Закрепление нового материала

    5. Подведение итогов урока

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    проверка готовности к уроку

    2. Изложение нового материала

    Вышивка.

    Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.

    Девочка семи - восьмилетнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати - шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.

    Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

    Человек всегда стремился украсить свое жилье да и себя разными поделками. Изыскания археологов показывают, что еще в каменном веке человек расписывал стены пещер, носил украшения из камня, а затем и из металла. Конечно, древняя одежда из шкур, кожи и ткани не могла сохраниться, ее век недолог. Однако в музеях можно познакомиться с замечательными, изысканными по технике вышивками XV и XVI веков.

    И вышивали-то с помощью крючка, располагая моток пряжи под пяльцами и протаскивая петельки нити крючком с изнанки на лицо. На поверхности ткани образовывались узоры из ряда петелек - то, что мы теперь называем тамбурным швом. Впоследствии научились выполнять этот шов иглой, а вязание крючком очень часто по всему миру называют тамбурным вязанием.

    Рукоделием занимались женщины на селе преимущественно в зимнюю пору, когда освобождались от работы в поле, в лесу и на огороде. Зимний день короткий, а работать можно было только днем, лишь в исключительных случаях при лучине или, позже, при свече.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Тема занятия: Традиционная русская вышивка.

    Цель : обучающая -систематизация и обобщение знаний о традиционной русской вышивке, о видах вышивки; о роли вышивки в русской культуре.

    развивающая - развитие познавательного интереса обучающихся к народному творчеству;

    воспитывающая – воспитание художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

    Задачи:

    Систематизировать и обобщить знания о традиционной русской вышивки.

    Знакомство с видами вышивки: крестом, бисером, гладью, лентами. Формирование навыков работы в технике вышивки.

    Планируемые результаты:

    Личностными результатами является формирование следующих умений:

    - объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

    - самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

    Метапредметными результатами на занятии является формирование следующих универсальных учебных действий:

    - определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;

    - учиться совместно с педагогом, выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

    - учиться планировать практическую деятельность на занятии;

    - с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

    - работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),

    - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

    - Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

    - Развивать творческие способности при работе;

    - умение выражать свои мысли;

    - слушать и понимать речь других;

    - вступать в беседу и обсуждение на уроке (средством формирования этих действий служит технология сотрудничества).

    Ход урока

    I Организационный этап.

    Все расселись по местам.

    Никому не тесно?

    По секрету скажу вам:

    II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

    Сегодня мы с вами начинаем изучать один из больших и значимых разделов программы. Но чему он посвящен мы будем узнавать на занятии по этапам. Сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы, получить конверт, что в конверте секрет. Распечатайте его и вы узнаете тему нашего занятия.

    По одному из команды предлагаю выйти к доске с листом и встать поочерёдно.

    Подвожу итог.

    Я:- Скажите, пожалуйста, кто из вас знает пословицы и поговорки о труде. (Ответы детей)

    Я : Мы продолжаем работать. Я предлагаю вам поработать в группах,играем в пазлы. Соберите пазлы и вы узнаете о чём пойдёт дальше речь.

    Какие получились у вас картинки?

    Предлагаю выйти к доске и показать. Выходят девочки и говорят, что с другой стороны написан текст. Прочитываем и узнаём, что это виды вышивки.

    В кластере на доске записываем. Виды вышивки.

    Для того, чтобы вышивать нам ведь нужны какие-то приспособления, предметы. Какие давайте узнаем:

    1 Загадка о ножницах

    Инструмент бывалый – небольшой, не малый.

    У него полно забот, он и режет и стрижет. (Ножницы)

    2 Загадка о игле

    Конь стальной, хвост льняной. (Игла)

    4 Термин Пяльца собрать у доски (из картона вырезаны треугольники разного размера, на которых пропечатаны буквы П, Я, Л, Ь,Ц, А) – выходят два человека.

    Так вот мы с вами узнали, что нам потребуется, для вышивки. Этими предметами пользовались и наши с вами бабушки, когда садились за вышивание.

    Как и в любой другой работе, так и в вышивке есть правила, которые мы должны соблюдать.

    А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

    Цель этапа: Снять усталость в процессе умственных занятий.

    Ну-ка дружно по порядку

    Выходите на зарядку!

    Руки мы в локтях согнули

    Вверх подняли, замахали,

    Спрятали за спину их

    Ах, давайте оглянемся

    Через правое плечо

    Через левое еще!

    Тихо все сейчас присели,

    А теперь друзья встаем

    И за парты все идем.

    Самостоятельная работа учащихся в группах:

    Девочкам раздаются заранее вырезанные заготовки разных по форме цветов. Задача состоит в том, что каждая должна вышить лепестки швом вперёд иголку. На карточках показана технология выполнения стежка.

    Работа индивидуальная.

    В работу можно добавить бисер.

    Я говорю, что существует огромное количество видов стежков, но о них мы узнаем на следующих занятиях

    Итог самостоятельной работы: прошу каждую девочку поднять, то, что получилось. А теперь на столе положите вместе цветы, которые вы сделали. Что получилось? Правильно букет. А теперь каждая группа поочерёдно выходит к доске и прикрепляет цветы на полотно.

    Посмотрите, что=же у нас получилось? Получилось панно. Цветы выполнены из фетра, но вышиты стежком «Вперёд игла, с элементами вышивки бисером.

    Рефлексия.

    -С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

    - А что мы должны ещё сделать? (Ответы детей: - Поблагодарить друг друга за работу)

    - Если вы в работе испытывали затруднения, то возьмите кружочек тёмного цвета для серединки вашего цветка, а если вам было легко и всё понятно, то возьмите яркий цвет кружочка для серединки вашего цветка. Девочки крепят серединки цветков на панно.

    Заключительный этап.

    Учитель:

    Девочки, огромное вам спасибо за урок. Я, считаю, что мы отлично справились с заданием.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Развивающая – развивать познавательный интерес, художественный вкус, внимательность способность сравнивать и анализировать, формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к виду рукоделия, развитию самостоятельности;.

    Мотивационная – побудить интерес к творческой работе (проекту).

    Воспитательная – воспитывать аккуратность, точность в работе, эстетичность, трудолюбие.

    Оборудование: инструкционные карты, линейка, карандаш, нож, мультимедийный проектор, магнитофон, готовые вышитые изделия, готовые папки с творческими проектами обучающихся.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    2. Повторение ранее изученного материала.

    Мы сегодня заканчиваем работу с вышивкой, но прежде, чем назвать тему урока, давайте немного поиграем и вспомним то, что уже изучили.

    За каждый правильный ответ – 1 знайка. (Слайд 1)

    Какие виды рукоделия вам известны? (вышивка, вышивка лентами, шерстяными нитками, нитками мулине, бисером, тестопластика и т.д.) (Слайд 2,3)

    Где зародилась вышивка? (Слайд 4)

    Здесь на столе инструменты для разных видов рукоделия. Выберите те инструменты которыми мы пользовальсь при вышивке и кратко расскажите о них. (Дети выбирают пяльца, ножницы, нитки, канву)

    А теперь проведём небольшой тест.

    Назовите виды швов.

    1. (Простой крест). (Слайд 5)

    2. Перечислите способы выполнения этих швов (по горизонтали, по вертикали, по диагонали). (Слайд 6)

    1. Какие требования предъявляются к вышивке? (Слайд 10)

    (Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Правильно выполненный крест

    На изнаночной стороне образует ровные полосы в одном направлении: по вертикали или по горизонтали. На изнаночной стороне работы допустимы протяжки ниток в пределах трёх клеток )

    1. В какой технике рукоделия созданы эти панно? Вспомните отличительную особенность этой техники. (Слайд 11)
    2. Назовите этапы проекта и охарактеризуйте их. (Подготовительный: обдумывание предстоящей работы, технологический: выполнение работы, заключительный: проверка качества, защита) (Слайд 12)
    3. На каком этапе мы сейчас находимся? (На технологическом)

    Помните что наша работа может превратится в великолепный проект или подарок.

    Для этого мы не просто должны выполнить вышивку, а уметь красиво ее оформить.

    Все выполнили домашнее задание?

    Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? Ведь вышивку вы уже закончили, что же можно сделать еще? ( Оформление готовой вышивки) Правильно.

    Многие из вас могут выбрать вышивку крестом темой творческого проекта и сегодняшний материал использовать для правильного его оформления.

    Сегодня мы научимся оформлять готовые работы в рамочку или Паспарту.

    Рама — отдельный элемент работы, задающий её границы, неотъемлемая часть художественного замысла при обрамление рисунка, текста, вышивки, фотографии или какого-либо другого арт-объекта. Обычно рама призвана показать, что автор считает свою работу завершенной и готовой для публикации или выставки. (Слайд 14)

    Рамы бывают различной формы, например, квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, фигурная. В современной интерпретации рама может отражать и служить продолжением заключенного в ней изображения, становясь логичным дополнением к сюжету. (Слайд 15)

    Паспарту? (фр. passe partout) — кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием под рамку, в которую вставляют фотографию, рисунок или гравюру. Это позволяет свободнее подбирать размер рамки под размер изображения. Кроме того, на паспарту часто располагают поясняющие подписи, автограф автора. (Слайд 16, 17)

    Имея богатую палитру цветов и оттенков, паспарту служит инструментом для достижения цветового баланса между изображением и рамой; а также стеной, где расположена картина.

    Мы сегодня с вами научимся оформлять открытку-паспарту.

    Открытки-паспарту - это очень удобное изобретение для тех, кто любит делать подарки своими руками. В такую открытку Вы можете оформить вышивку, рисунок, аппликацию, фотографию, коллаж. Да все, что угодно. Использование открытки-паспарту ограничено только Вашей фантазией.

    Магазины рукоделия полны открыток с одним или с двумя сгибами самых разных размеров, форм и цветов, однако очень просто изготовить и собственные открытки, используя имеющийся в продаже цветной картон. Чем мы сегодня и займемся. (Слайд 18, 19)

    Для работы вам потребуется:

    • плотный картон, цвет – по вашему выбору;

    • подложка для резки;

    • нож и металлическая линейка;

    • двухсторонний скотч или клей-карандаш;

    • салфетка для удаления лишнего клея;

    А также технологическая карта, которая поможет изготовить открытку.

    1. Выберите картон для открытки, цвет которого сочетается с вышивкой. Осторожно согните открытку пополам, уровняв края и воспользовавшись тупой стороной ножа. Получится открытка размером 30х20 см
    1. Найди центр на одной из сторон открытки и проведя диагонали.
    2. В центральной части (или любой другой, по замыслу) открытки отметьте место для отверстия, немного меньше, чем размер готовой вышивки, оставив припуск 1см сверху, снизу и по бокам.
    1. Положите открытку на основание (подложку) для резки и вырежьте отверстие при помощи металлической линейки и ножа, аккуратно и осторожно выполняя разрезы по углам.
    1. Отогните с помощью линейки припуск на изнаночную сторону, закрепив его двухсторонним скотчем. Открытка готова для того, чтобы в неё была вставлена вышивка.
    1. Сверху на припуск нанесите двухсторонний скотч и приложив свою вышивку по центру, плотно прижмите ее.
    1. Открытка готова для того, чтобы в нее вставить вышивку. Размер полотна вышивки должен быть немного больше размера окошечка, узор должен точно соответствовать размеру окошечка. Обрежьте края полотна, на котором выполнена вышивка, оставив вокруг вышивки припуск, который должен на 2,5 см превышать размер окошечка.
    1. Взять готовую вышивку, приложить к окошечку лицевой стороной вниз и приклеить на двухсторонней скот.
    1. Для того, чтобы с изнаночной стороны работа выглядела аккуратно, вырежьте из бумаги квадрат, размером с вашу вышивку плюс 1-2 см. с каждой стороны и закрепите его с помощью двухстороннего скотча или клея.
    1. С изнанки по периметру открытки приклеить двухсторонней скотч.
    1. Чтобы придать открытке индивидуальность, можете украсить её добавлением лент, шнуров, бантов, пуговиц и других симпатичных мелочей. (Слайд 35)

    Итак, открытка готова.

    Физминутка (Слайд 20)

    Самостоятельное изготовление открытки с одним сгибом.

    Для этого у вас на столе есть все необходимое для выполнения работы.

    Во время работы следует помнить о правилах безопасной работы. (Слайд21)

    Как вы думаете, какие правила мы должны соблюдать, при работе с инструментами?

    (продемонстрировать опасные инструменты)

    1.Правильно хранить необходимые материалы и инструменты.

    2.Правильно организовать рабочее место

    3.Следить за положением корпуса и рук во время работы.

    4.При работе с ножом, будьте предельно осторожны.

    5.Производить работы по резке, только на специальной подложке.

    6.Не отвлекайтесь во время работы

    Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям (Слайд 22)

    Помощь обучающимся в практической работе.

    Подводится итог практической работы.

    Все справились со своей работой, теперь организуем экспресс – выставку.

    (прикрепить на доске с помощью магнита свою работу)

    Теперь оценим работы по названным критериям. (Слайд 24)

    Читайте также: