Конспект урока склонение личных местоимений
Обновлено: 06.07.2024
Тема урока : Склонение личных местоимений (закрепление).
Закрепить умения учащихся изменять местоимения по падежам.
Задачи урока:
Формировать у мения находить личные местоимения в тексте;
правильно склонять личные местоимения;
употреблять личные местоимения в нужной форме;
Развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; способность анализировать предложенный материал; навыки устной и письменной речи; умение работать самостоятельно.
Личностные : проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимает причины успеха в учебной деятельности, умеет выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные : определяет цель деятельности на уроке; учится работать по совместно предложенному плану, умеет оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные : делает выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные : слушает и понимает речь других; умеет оформлять свои мысли в устной форме, договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в паре.
I . Организационный момент.
Откройте ваши тетради и запишите дату.
II . Актуализация знаний.
Словарь. (2-9 слайды)
Узнайте и запишите словарные слова по картинкам или описанию.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания вашим одноклассником. (слайд 10).
Оцените правильность и аккуратность выполнения задания с помощью линеечки. Верните тетради. Поднимите руки те, у кого не было ошибок. Замечательно.
Запись местоимений.
К какой части речи относятся записанные слова? (имя существительное)
Найдите внутри каждого слова спрятанное слово, которое относится к другой части речи. Запишите эти слова. (Работают цепочкой по 1 человеку у доски).
Прочитайте новые слова. К какой части речи они относятся? (местоимение)
Какое из них можно выделить лишним? Почему? ( ей , так как стоит в форме Д. п.)
III . Постановка учебной задачи.
Кто догадался, какая тема нашего урока? (Слайд 11 )
Какие цели поставите перед собой?
Сегодня мы будем закреплять умение склонять личные местоимения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи.
IV . Работа по закреплению и систематизации знаний.
Давайте проверим, как вы сможете узнать местоимения по описанию.
(слайд 12-13). У доски работает 1 человек с самооценкой.
Узнай местоимение:
1 лицо, мн. ч., в Р. п.
2 лицо, мн. ч., в Д. п.
3 лицо, мн. ч., в В. п.
3 лицо, ед. ч., ж. р., в Т. п.
Проверка: нас, вам, их, ею.
Тест. (слайды 14-20)
Проверьте себя. (слайд 21). Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Кто допустил ошибки, какой вывод сделаете? (повторить)
Работа с предложением. (слайд 22)
В следующем задании вам нужно составить предложение по схеме. Желательно использовать местоимения. Запишите предложение. Кто прочитает своё предложение? Оцените себя с помощью линеечки самооценки.
Работа с пословицами.
Откройте, пожалуйста упражнение 133. Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? (составить пословицы). Обсудите в парах. Кто хочет выполнить это задание у доски?
Как вы понимаете эти пословицы?
Запишите по 1 пословице и определите падеж местоимений (по рядам).
Кто хочет выполнить это задание у доски? (Самооценка) Проверьте себя.
Редактирование текста. (слайд 23-24).
Теперь я вам предложу побывать в роли редакторов. Кто знает, кто такой редактор?
Согласно толковому словарю, редактор – тот, кто работает с текстом, а именно проверяет и исправляет его содержание в соответствии с требованиями определённого жанра, с целью улучшения композиции, структуры произведения, устранения стилистических, логических и иных ошибок и недочетов.
Сейчас вы будете снова работать в парах. На партах у вас лежат карточки с текстом. Прочтите его.
Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это.
Что в нём не так? (Часто повторяется слово мама) Ваша задача заменить его местоимением так, чтобы получился красивый текст.
Проверять работу вы также будете в парах. Обменяйтесь работами, проверьте и оцените с помощью линеечки.
Творческая работа. (слайд 25).
Мы с вами многое повторили о местоимении. Теперь я вам предлагаю составить небольшой текст на тему “Мой друг”, используя в предложениях данные местоимения:
Я, мы, он, его, ему, у него, с ним, ко мне, со мной, о нём.
Подчеркните местоимения, которые были использованы вами в тексте.
Каким предложением можно начать рассказ? (У меня есть друг).
Кто прочитает свой текст? Оцените свою работу.
Загадки. (слайд 26-27).
А теперь отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь.
Эти два местоимения мешают движению на дорогах.
Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик, там это тоже второй слог.
Какое местоимение одинаково читается и слева, и справа?
Ответ: ямы, тыква, ящик, оно.
V . Итог урока, самооценка. (слайд 29).
Над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какие цели ставили?
Возьмите, пожалуйста карточку самооценки и оцените свою работу на уроке.
Оценивание учащихся.
Я могу оценить работу следующих учеников: …..
Кто хочет, чтобы я поставила отметку за работу на уроке в журнал, может сдать мне отдельно тетради.
VI . Домашнее задание . Слайд 30
Цель: совершенствование умений склонять личные местоимения.
Задачи урока:
Образовательные:
Коррекционно-развивающие:
работать над развитием и коррекцией воли, восприятия, речи, мышления, познавательного интереса, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей в процессе выполнения заданий.
Воспитательные:
поддерживать интерес к изучению предмета; воспитывать аккуратность, прилежание.
Организационный момент.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.
Посмотрите внимательно на изображения солнца на доске.
- Какое солнце больше всего соответствует вашему настроению? Почему так?
- У какого солнца очень хорошее настроение?
Надеюсь, что и вы уйдете с урока с хорошим настроением.
Словарная работа
- Открываем тетради запишем число и классная работа.
Проведем словарную работу.
Авиаци_я --- воздушный флот
Авт-оно-мия- --независимость, самоуправление
Едино-мы-шленник---союзник
Бет-он---цемент
-Запишите словарные слова.
В каждом словарном слове скрылось местоимение. Найдите их.
- Подчеркните данные местоимения.
- Укажите над ними число и лицо? - А местоимений какого лица нет?
- Назовите их? (ты, вы)
- Что мы сейчас делали? (вспомнили личные местоимения)
- Что такое местоимение?
- Расскажите, как изменяются местоимения по лицам и числам. (по таблице)
- Какую грам. категорию можно еще определить у местоимений? ( таблица)
- В каком падеже местоимения, спрятанные в словарных словах? – Как определили?
Летом ______ поеду на дачу. Там _________ много дел. _______ нужно поливать клумбы и ухаживать за цветами.
(Слова для вставки: мне, я, у меня)
-Спишите. - Подчеркните местоимения?– Это одно или несколько местоимений? (это формы)– Назовите его начальную форму. (я)
- Просклоняем по падежам данное местоимение (дополним запись)
- Замените вставленные местоимения ед.ч в нашем тексте на местоимения мн.ч.(устно)
(Слова для справки: нам, мы, у нас)
- Прочитайте. - Назовите начальную форму этих местоимений (мы)
- Что мы делали? (изменяли по падежам, т. е склоняли)
Физкультминутка.
Вы хорошо поработали, а сейчас пришло время немного отдохнуть. Встаём на лингвистическую разминку!
- Если слышим местоимение, то поднимаем руки вверх и хорошенько потягиваемся, если же это другая часть речи, то приседаем с прямой спиной.
Они дело она им мел пью его около мне ты вы дом
Наблюдение материала на странице 101 учебника и работа с таблицей по теме.
- Рассмотрите запись в рамке.
- Расскажите, какие грамматические признаки местоимения отражены в ней.
- Какой вывод сделаем? (Личные местоимения могут изменяться по л., ч., п.)
Выпиши личные местоимения.
Определи лицо, число, падеж местоимений.
Друзья подарили нам картину. Братья поехали к ним в гости.
Папа увидел их в лесу. Бабушка всегда думает о тебе.
Мне купили книги. Знаешь ли ты соседей?
Как приятно им быть в лесу! Меня расстроил рассказ.
Почему тебя это удивило? Я очень довольна вами.
нам (1 л., мн. ч., Д. п.); к ним (3 л., мн. ч., Д. п.)
их (3 л., мн. ч., В. п.); о тебе (2 л., ед.ч., П.п.)
мне (1 л., ед. ч., Д. п.); ты (2 л., ед. ч., И. п.)
им (3 л., мн. ч., Д. п.); меня (1 л., ед. ч., Р. п.)
тебя (2 л., ед. ч., В. п.); вами (2 л., мн.ч., Т.п.)
- Что мы делали?
Выбери правильную характеристику местоимения – я:
вы, Мчитесь, как, будто, же, я, изгнанники.
вас, же, Кто, судьбы, гонит, решение, ли?
на, Или, вас, преступление, тяготит?
Выбери правильную характеристику местоимения- вам.
родины, у, Нет, вас, изгнания, нет, вам.
лад, На, их, дело, пойдет, не.
друзья, вы, А, как, садитесь, ни.
нам, Чтоб, речей, по-пустому, не тратить.
V. Закрепление
1. Работа по группам
1 гр. – Выпиши личные местоимения, запиши их, рядом запиши их начальную форму (ед.ч., И.п.). Образец: их – они.
Из леса навстречу ему шел человек.
Открой мне правду.
Дар им не нужен.
Хозяин тебя пережил.
Расстаться настало нам время.
Проверка: 1) ему-он; 2) их- они; 3) мне – я; 4) им – они; 5) тебя – ты; 6) нам –мы.
2 гр. – Исправь ошибки. Запиши верно. Подчеркни местоимения и слова, на которые они указывают.
Я заходил к брату, но ее не было дома.
Враг был силен, но они скоро сдались.
Сестра вернулась, и с ним шел пес.
- Что делали?
Поиграем в игру “Я утверждаю”. Вы можете со мной соглашаться или нет, на полях ставите знаки + или - .
Местоимение с ним Я утверждаю, что:
Развивающая: обучение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности;
Воспитательная : привитие интереса к предмету.
Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные : выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.
Коммуникативные : слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Подберите синоним к слову рисовать (изображать, чертить, малевать, живописать, описывать.
Писать картину; иллюстрировать)
- Прочитайте слова. На какие три группы их можно разделить?
она, в, на, ты, а, под, он, я, да, они, и, но, перед, оно.
- Запишите их в три столбика.
- Составьте предложение с однородными членами соединенными союзом. Графически их покажите.
- Составьте предложение с любым из предлогов. Разберите предложение по членам. Дайте характеристику предложению.
- Какая из этих частей речи имеет форму числа?
- Что вы знаете о местоимении? Составьте кластер (работа в группах)
- Для чего в речи употребляют местоимения? (они создают нам удобство, т.к. экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем их, чтобы не было повторения одного и того же слова.
- Постановка учебной задачи и решение проблемы.
- Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения.
1) Ветер, ветер!____ могуч! ___ гоняешь стаи туч. (А.С.Пушкин)
2) Взял____ вилы и топор и отправился в дозор. (П.П.Ершов)
3) Злой тоской удручена к муравью ползёт ____ (И.А.Крылов)
4) Всех ___ вас люблю сердечно,
Но другому ___ навечно отдана. (А.С.Пушкин)
5) «Ах ____, мерзкое стекло!
6)Не оставь___, кум милый.
Дай___ ____собраться с силой. (И.А.Крылов)
- Что заметили? Зачем это нужно? Где пригодится? Изменяются местоимения
- Какая учебная задача на уроке? Изменять местоимения по падежам.
-определять их лицо и число;
-правильно определять падеж местоимений и правильно употреблять местоимения в речи.
Рассмотрите таблицу. Прочитайте (вполголоса) каждый столбик. Вставьте пропущенные местоимения.
Понаблюдайте и сделайте вывод, как изменяется форма местоимения при склонении.
Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
- Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.
- Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
- Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.
I. Организационный момент
– Какие мы должны быть на уроке? (Мы – талантливые, мы – умные, мы – грамотные, мы – внимательные, мы – старательные, мы – сообразительные, мы – мыслящие, мы – рассуждающие…)
1. Отгадайте загадку: Какие два местоимения мешают автотранспорту?
Я–МЫ. Сколько букв и звуков в этом слове? (3 б, 4 зв)
Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его)
Откройте тетради и запишите число.
2. Выпишите личные местоимения. Определите число и лицо местоимений.
Да, она, ну, он, но, вы , со, ух, я, ты, при, оно, обо, они, без, мы.
3. Посмотрите внимательно на таблицу. Что заметили? (Есть ошибки)
Исправьте их.
III. Работа по теме урока
1. Самостоятельная работа (2 чел. у доски)
Просклоняйте по падежам местоимения
1 вариант – местоим-я ед .ч – ты он
2 вариант – местоим-я мн .ч – мы вы
2. Записать словосочетания (в скобках написать начальную форму), указать число, лицо, падеж местоимений (работа по цепочке).
Играю с ним – … (она, 3л, ед.ч, Т.п.)
думаю о ней – … ;(она, 3л, ед.ч, П.п)
приходил к нему – … ;(он,3л, ед.ч., Д.п.)
встречался у них – … ;(они,3л, мн.ч., Р.п.)
споём с ней – … . (она, 3л, ед.ч., Т.п.)
– местоимения в начальной форме, которые записали в скобках, начинаются с какой буквы? (Гласной)
– Что произошло, когда эти личные местоимения употребили с предлогами? (При произношении добавился звук ( н ), писать стали с буквы Н.)
Физминутка
3. – Для чего в речи употребляют местоимения? (Они создают нам удобство, т.к. экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем их, чтобы не было повторения одного и того же слова.)
– На столе лежат распечатанные карточки с текстом жёлтого цвета. (Чтение учителем)
Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая. А на стенах были изображены картинки мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь?
– Вам предстоит поработать редакторами. Чтобы слова не повторялись, замените их местоимениями. Запишите слова прямо в тексте над повторяющимися словами.
– Что получилось? (Проверка по слайду)
Даны группы слов, одно из них в каждой группе лишнее. Нужно найти это слово и ответ обосновать.
- Он, она, оно, я (я – 1л, остальные – 3л)
- Я, ты, они, он (они – мн.ч., остальные – ед.ч. )
- Мы, он, но, вы (но – союз, остальные – местоимения)
- Ты, к, от, за (ты – местоим., остальные – предлоги)
- Мне, мну, мни, мнём (мне – местоим., остальные – глаголы)
5) Перед вами пословицы. Ваша задача: Списать, вставляя пропущенные местоимения. Определить лицо, число, падеж:
1) Человека узнаешь, когда с _______ пуд соли съешь.
2) Если у ________ есть друг, советуйся с _________ .
3) Не хвали себя сам, пусть ________ другие похвалят.
- Местоимение – это часть речи? Да
- Личные местоимения ед.ч склоняются? Да
- Личные местоимения мн.ч склоняются? Да
- Предлоги с местоимения пишутся слитно? Нет
- Мы, вы, они – это местоимения ед.ч.? нет
- В русском языке шесть падежей? Да
- Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок? Да
Оценка знаний.
– У вас на столе лежат красные круги и жёлтые квадраты. Оцените свою работу.
Красный круг – вы сегодня ответили на все вопросы правильно (даже если вас не спросили) и задания выполнены, верно.
Жёлтые квадраты – вы сегодня справились с работой чуть хуже, чем обычно, но затруднений в выполнении заданий не было.
На обратной стороне каждой фигуры записано домашнее задание.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Склонение личных местоимений
Вид урока: урок-диалог.
Образовательная: ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработка умения употреблять нужную форму местоимений, умения понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач;
Развивающая: обучение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности;
Воспитательная: привитие интереса к предмету.
Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.
Формы работы: общеклассная дискуссия, самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)
Технологическая карта урока
Формирование УУД
Организация начала урока
Организует ситуацию настроя детей на работу
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Зовут меня Анастасия Ивановна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка.
Посмотрю - ка я, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Настраиваются на активную работу на уроке
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Чистописание
- Откройте все, пожалуйста, свои тетради. Запишите сегодняшнюю дату и классную работу.
После чего отступите 1 строку вниз и с красной строки запишите ряд букв:
(всё заранее приготовлено на доске)
- Что вы можете сказать о этих буквах? Может, вы что-то заметили?
Записывают дату, классная работа.
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, выполнение учебных действий в устной и письменной речи.
Актуализация знаний
С чем вы знакомились на прошлых уроках?
А что такое местоимение? Приведите примеры.
1.Назовите местоимения ед. числа….
2. В каком местоимении два звука, одна буква?
3.Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах?
4. Первый слог – личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издает лягушка.
С личными местоимениями
Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, на признаки предметов, но не называет их.
Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ТЕБЯ, ТОТ, ЭТА.
Я, ты, он, она, оно
Повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения данной темы.
Постановка учебной задачи.
Перед она усердные слуги, она бьет они за чупрун таскает.
Как смеешь ты, мужик, спорить со я, со я, дворянкой столбовою.
- Что вы заметили?
Запишите эти предложения.
- Как изменяются местоимения?
-Итак, какова тема сегодняшнего урока?
Перед ней усердные слуги, она бьет их за чупрун таскает.
Как смеешь ты, мужик, спорить со мной, со мною, дворянкой столбовою.
Местоимения употреблены в неправильной форме.
Нужно определить падежную форму местоимений.
Поставили местоимения в нужном падеже.
То есть склоняются.
Склонение личных местоимений.
Формулировка цели и доведение ее до осознания учащимися.
Обратите внимание на слайд.
Слайд . Рассмотрите таблицу. Прочитайте (вполголоса) каждый столбик. Вставьте пропущенные местоимения.
Понаблюдайте и сделайте вывод, как изменяется форма местоимения при склонении.
Читайте также: