Конспект урока склонение личных местоимений

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока : Склонение личных местоимений (закрепление).

Закрепить умения учащихся изменять местоимения по падежам.

Задачи урока:

Формировать у мения находить личные местоимения в тексте;

правильно склонять личные местоимения;

употреблять личные местоимения в нужной форме;

Развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; способность анализировать предложенный материал; навыки устной и письменной речи; умение работать самостоятельно.

Личностные : проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимает причины успеха в учебной деятельности, умеет выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные : определяет цель деятельности на уроке; учится работать по совместно предложенному плану, умеет оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные : делает выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные : слушает и понимает речь других; умеет оформлять свои мысли в устной форме, договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в паре.

I . Организационный момент.

Откройте ваши тетради и запишите дату.

II . Актуализация знаний.

Словарь. (2-9 слайды)

Узнайте и запишите словарные слова по картинкам или описанию.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания вашим одноклассником. (слайд 10).

Оцените правильность и аккуратность выполнения задания с помощью линеечки. Верните тетради. Поднимите руки те, у кого не было ошибок. Замечательно.

Запись местоимений.

К какой части речи относятся записанные слова? (имя существительное)

Найдите внутри каждого слова спрятанное слово, которое относится к другой части речи. Запишите эти слова. (Работают цепочкой по 1 человеку у доски).

Прочитайте новые слова. К какой части речи они относятся? (местоимение)

Какое из них можно выделить лишним? Почему? ( ей , так как стоит в форме Д. п.)

III . Постановка учебной задачи.

Кто догадался, какая тема нашего урока? (Слайд 11 )

Какие цели поставите перед собой?

Сегодня мы будем закреплять умение склонять личные местоимения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи.

IV . Работа по закреплению и систематизации знаний.

Давайте проверим, как вы сможете узнать местоимения по описанию.

(слайд 12-13). У доски работает 1 человек с самооценкой.

Узнай местоимение:

1 лицо, мн. ч., в Р. п.

2 лицо, мн. ч., в Д. п.

3 лицо, мн. ч., в В. п.

3 лицо, ед. ч., ж. р., в Т. п.

Проверка: нас, вам, их, ею.

Тест. (слайды 14-20)

Проверьте себя. (слайд 21). Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Кто допустил ошибки, какой вывод сделаете? (повторить)

Работа с предложением. (слайд 22)

В следующем задании вам нужно составить предложение по схеме. Желательно использовать местоимения. Запишите предложение. Кто прочитает своё предложение? Оцените себя с помощью линеечки самооценки.

Работа с пословицами.

Откройте, пожалуйста упражнение 133. Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? (составить пословицы). Обсудите в парах. Кто хочет выполнить это задание у доски?

Как вы понимаете эти пословицы?

Запишите по 1 пословице и определите падеж местоимений (по рядам).

Кто хочет выполнить это задание у доски? (Самооценка) Проверьте себя.

Редактирование текста. (слайд 23-24).

Теперь я вам предложу побывать в роли редакторов. Кто знает, кто такой редактор?

Согласно толковому словарю, редактор – тот, кто работает с текстом, а именно проверяет и исправляет его содержание в соответствии с требованиями определённого жанра, с целью улучшения композиции, структуры произведения, устранения стилистических, логических и иных ошибок и недочетов.

Сейчас вы будете снова работать в парах. На партах у вас лежат карточки с текстом. Прочтите его.

Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о маме, береги маму. Мама заслужила это.

Что в нём не так? (Часто повторяется слово мама) Ваша задача заменить его местоимением так, чтобы получился красивый текст.

Проверять работу вы также будете в парах. Обменяйтесь работами, проверьте и оцените с помощью линеечки.

Творческая работа. (слайд 25).

Мы с вами многое повторили о местоимении. Теперь я вам предлагаю составить небольшой текст на тему “Мой друг”, используя в предложениях данные местоимения:

Я, мы, он, его, ему, у него, с ним, ко мне, со мной, о нём.

Подчеркните местоимения, которые были использованы вами в тексте.

Каким предложением можно начать рассказ? (У меня есть друг).

Кто прочитает свой текст? Оцените свою работу.

Загадки. (слайд 26-27).

А теперь отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь.

Эти два местоимения мешают движению на дорогах.

Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик, там это тоже второй слог.

Какое местоимение одинаково читается и слева, и справа?

Ответ: ямы, тыква, ящик, оно.

V . Итог урока, самооценка. (слайд 29).

Над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какие цели ставили?

Возьмите, пожалуйста карточку самооценки и оцените свою работу на уроке.

Оценивание учащихся.

Я могу оценить работу следующих учеников: …..

Кто хочет, чтобы я поставила отметку за работу на уроке в журнал, может сдать мне отдельно тетради.

VI . Домашнее задание . Слайд 30

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: совершенствование умений склонять личные местоимения.

Задачи урока:

Образовательные:

Коррекционно-развивающие:

работать над развитием и коррекцией воли, восприятия, речи, мышления, познавательного интереса, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей в процессе выполнения заданий.

Воспитательные:

поддерживать интерес к изучению предмета; воспитывать аккуратность, прилежание.

Организационный момент.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.

Посмотрите внимательно на изображения солнца на доске.

- Какое солнце больше всего соответствует вашему настроению? Почему так?

- У какого солнца очень хорошее настроение?

Надеюсь, что и вы уйдете с урока с хорошим настроением.

Словарная работа

- Открываем тетради запишем число и классная работа.

Проведем словарную работу.

Авиаци_я --- воздушный флот

Авт-оно-мия- --независимость, самоуправление

Едино-мы-шленник---союзник

Бет-он---цемент

-Запишите словарные слова.

В каждом словарном слове скрылось местоимение. Найдите их.

- Подчеркните данные местоимения.

- Укажите над ними число и лицо? - А местоимений какого лица нет?

- Назовите их? (ты, вы)

- Что мы сейчас делали? (вспомнили личные местоимения)

- Что такое местоимение?

- Расскажите, как изменяются местоимения по лицам и числам. (по таблице)

- Какую грам. категорию можно еще определить у местоимений? ( таблица)

- В каком падеже местоимения, спрятанные в словарных словах? – Как определили?

Летом ______ поеду на дачу. Там _________ много дел. _______ нужно поливать клумбы и ухаживать за цветами.

(Слова для вставки: мне, я, у меня)

-Спишите. - Подчеркните местоимения?– Это одно или несколько местоимений? (это формы)– Назовите его начальную форму. (я)

- Просклоняем по падежам данное местоимение (дополним запись)

- Замените вставленные местоимения ед.ч в нашем тексте на местоимения мн.ч.(устно)

(Слова для справки: нам, мы, у нас)

- Прочитайте. - Назовите начальную форму этих местоимений (мы)

- Что мы делали? (изменяли по падежам, т. е склоняли)

Физкультминутка.

Вы хорошо поработали, а сейчас пришло время немного отдохнуть. Встаём на лингвистическую разминку!

- Если слышим местоимение, то поднимаем руки вверх и хорошенько потягиваемся, если же это другая часть речи, то приседаем с прямой спиной.

Они дело она им мел пью его около мне ты вы дом

Наблюдение материала на странице 101 учебника и работа с таблицей по теме.

- Рассмотрите запись в рамке.

- Расскажите, какие грамматические признаки местоимения отражены в ней.

- Какой вывод сделаем? (Личные местоимения могут изменяться по л., ч., п.)

Выпиши личные местоимения.

Определи лицо, число, падеж местоимений.

Друзья подарили нам картину. Братья поехали к ним в гости.

Папа увидел их в лесу. Бабушка всегда думает о тебе.

Мне купили книги. Знаешь ли ты соседей?

Как приятно им быть в лесу! Меня расстроил рассказ.

Почему тебя это удивило? Я очень довольна вами.

нам (1 л., мн. ч., Д. п.); к ним (3 л., мн. ч., Д. п.)

их (3 л., мн. ч., В. п.); о тебе (2 л., ед.ч., П.п.)

мне (1 л., ед. ч., Д. п.); ты (2 л., ед. ч., И. п.)

им (3 л., мн. ч., Д. п.); меня (1 л., ед. ч., Р. п.)

тебя (2 л., ед. ч., В. п.); вами (2 л., мн.ч., Т.п.)

- Что мы делали?

Выбери правильную характеристику местоимения – я:

вы, Мчитесь, как, будто, же, я, изгнанники.

вас, же, Кто, судьбы, гонит, решение, ли?

на, Или, вас, преступление, тяготит?

Выбери правильную характеристику местоимения- вам.

родины, у, Нет, вас, изгнания, нет, вам.

лад, На, их, дело, пойдет, не.

друзья, вы, А, как, садитесь, ни.

нам, Чтоб, речей, по-пустому, не тратить.

V. Закрепление

1. Работа по группам

1 гр. – Выпиши личные местоимения, запиши их, рядом запиши их начальную форму (ед.ч., И.п.). Образец: их – они.

Из леса навстречу ему шел человек.

Открой мне правду.

Дар им не нужен.

Хозяин тебя пережил.

Расстаться настало нам время.

Проверка: 1) ему-он; 2) их- они; 3) мне – я; 4) им – они; 5) тебя – ты; 6) нам –мы.

2 гр. – Исправь ошибки. Запиши верно. Подчеркни местоимения и слова, на которые они указывают.

Я заходил к брату, но ее не было дома.

Враг был силен, но они скоро сдались.

Сестра вернулась, и с ним шел пес.

- Что делали?

Поиграем в игру “Я утверждаю”. Вы можете со мной соглашаться или нет, на полях ставите знаки + или - .

Местоимение с ним Я утверждаю, что:

Развивающая: обучение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности;

Воспитательная : привитие интереса к предмету.

Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные : выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.

Коммуникативные : слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.

Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

Подберите синоним к слову рисовать (изображать, чертить, малевать, живописать, описывать.

Писать картину; иллюстрировать)

- Прочитайте слова. На какие три группы их можно разделить?

она, в, на, ты, а, под, он, я, да, они, и, но, перед, оно.

- Запишите их в три столбика.

- Составьте предложение с однородными членами соединенными союзом. Графически их покажите.

- Составьте предложение с любым из предлогов. Разберите предложение по членам. Дайте характеристику предложению.

- Какая из этих частей речи имеет форму числа?

- Что вы знаете о местоимении? Составьте кластер (работа в группах)

- Для чего в речи употребляют местоимения? (они создают нам удобство, т.к. экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем их, чтобы не было повторения одного и того же слова.

  1. Постановка учебной задачи и решение проблемы.

- Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения.

1) Ветер, ветер!____ могуч! ___ гоняешь стаи туч. (А.С.Пушкин)

2) Взял____ вилы и топор и отправился в дозор. (П.П.Ершов)

3) Злой тоской удручена к муравью ползёт ____ (И.А.Крылов)

4) Всех ___ вас люблю сердечно,

Но другому ___ навечно отдана. (А.С.Пушкин)

5) «Ах ____, мерзкое стекло!

6)Не оставь___, кум милый.

Дай___ ____собраться с силой. (И.А.Крылов)

- Что заметили? Зачем это нужно? Где пригодится? Изменяются местоимения

- Какая учебная задача на уроке? Изменять местоимения по падежам.

-определять их лицо и число;

-правильно определять падеж местоимений и правильно употреблять местоимения в речи.

Рассмотрите таблицу. Прочитайте (вполголоса) каждый столбик. Вставьте пропущенные местоимения.

Понаблюдайте и сделайте вывод, как изменяется форма местоимения при склонении.

Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.
  • Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
  • Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.

I. Организационный момент

– Какие мы должны быть на уроке? (Мы – талантливые, мы – умные, мы – грамотные, мы – внимательные, мы – старательные, мы – сообразительные, мы – мыслящие, мы – рассуждающие…)

1. Отгадайте загадку: Какие два местоимения мешают автотранспорту?
Я–МЫ. Сколько букв и звуков в этом слове? (3 б, 4 зв)

Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его)

Откройте тетради и запишите число.

2. Выпишите личные местоимения. Определите число и лицо местоимений.

Да, она, ну, он, но, вы , со, ух, я, ты, при, оно, обо, они, без, мы.

3. Посмотрите внимательно на таблицу. Что заметили? (Есть ошибки)
Исправьте их.

III. Работа по теме урока

1. Самостоятельная работа (2 чел. у доски)
Просклоняйте по падежам местоимения

1 вариант – местоим-я ед .ч – ты он
2 вариант – местоим-я мн .ч – мы вы

2. Записать словосочетания (в скобках написать начальную форму), указать число, лицо, падеж местоимений (работа по цепочке).

Играю с ним – … (она, 3л, ед.ч, Т.п.)
думаю о ней – … ;(она, 3л, ед.ч, П.п)
приходил к нему – … ;(он,3л, ед.ч., Д.п.)
встречался у них – … ;(они,3л, мн.ч., Р.п.)
споём с ней – … . (она, 3л, ед.ч., Т.п.)

– местоимения в начальной форме, которые записали в скобках, начинаются с какой буквы? (Гласной)
– Что произошло, когда эти личные местоимения употребили с предлогами? (При произношении добавился звук ( н ), писать стали с буквы Н.)

Физминутка

3. – Для чего в речи употребляют местоимения? (Они создают нам удобство, т.к. экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем их, чтобы не было повторения одного и того же слова.)

– На столе лежат распечатанные карточки с текстом жёлтого цвета. (Чтение учителем)

Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая. А на стенах были изображены картинки мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь?

Вам предстоит поработать редакторами. Чтобы слова не повторялись, замените их местоимениями. Запишите слова прямо в тексте над повторяющимися словами.
– Что получилось? (Проверка по слайду)

Даны группы слов, одно из них в каждой группе лишнее. Нужно найти это слово и ответ обосновать.

  • Он, она, оно, я (я – 1л, остальные – 3л)
  • Я, ты, они, он (они – мн.ч., остальные – ед.ч. )
  • Мы, он, но, вы (но – союз, остальные – местоимения)
  • Ты, к, от, за (ты – местоим., остальные – предлоги)
  • Мне, мну, мни, мнём (мне – местоим., остальные – глаголы)

5) Перед вами пословицы. Ваша задача: Списать, вставляя пропущенные местоимения. Определить лицо, число, падеж:

1) Человека узнаешь, когда с _______ пуд соли съешь.

2) Если у ________ есть друг, советуйся с _________ .

3) Не хвали себя сам, пусть ________ другие похвалят.

  • Местоимение – это часть речи? Да
  • Личные местоимения ед.ч склоняются? Да
  • Личные местоимения мн.ч склоняются? Да
  • Предлоги с местоимения пишутся слитно? Нет
  • Мы, вы, они – это местоимения ед.ч.? нет
  • В русском языке шесть падежей? Да
  • Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок? Да

Оценка знаний.

– У вас на столе лежат красные круги и жёлтые квадраты. Оцените свою работу.
Красный круг – вы сегодня ответили на все вопросы правильно (даже если вас не спросили) и задания выполнены, верно.
Жёлтые квадраты – вы сегодня справились с работой чуть хуже, чем обычно, но затруднений в выполнении заданий не было.

На обратной стороне каждой фигуры записано домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Склонение личных местоимений

Вид урока: урок-диалог.

Образовательная: ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработка умения употреблять нужную форму местоимений, умения понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач;

Развивающая: обучение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности;

Воспитательная: привитие интереса к предмету.

Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.

Формы работы: общеклассная дискуссия, самостоятельная работа.

Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)

Технологическая карта урока

Формирование УУД

Организация начала урока

Организует ситуацию настроя детей на работу

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Зовут меня Анастасия Ивановна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка.

Посмотрю - ка я, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Настраиваются на активную работу на уроке

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Чистописание

- Откройте все, пожалуйста, свои тетради. Запишите сегодняшнюю дату и классную работу.

После чего отступите 1 строку вниз и с красной строки запишите ряд букв:

(всё заранее приготовлено на доске)

- Что вы можете сказать о этих буквах? Может, вы что-то заметили?

Записывают дату, классная работа.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, выполнение учебных действий в устной и письменной речи.

Актуализация знаний

С чем вы знакомились на прошлых уроках?

А что такое местоимение? Приведите примеры.

1.Назовите местоимения ед. числа….

2. В каком местоимении два звука, одна буква?

3.Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах?

4. Первый слог – личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издает лягушка.

С личными местоимениями

Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, на признаки предметов, но не называет их.

Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ТЕБЯ, ТОТ, ЭТА.

Я, ты, он, она, оно

Повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения данной темы.

Постановка учебной задачи.

Перед она усердные слуги, она бьет они за чупрун таскает.

Как смеешь ты, мужик, спорить со я, со я, дворянкой столбовою.

- Что вы заметили?

Запишите эти предложения.

- Как изменяются местоимения?

-Итак, какова тема сегодняшнего урока?

Перед ней усердные слуги, она бьет их за чупрун таскает.

Как смеешь ты, мужик, спорить со мной, со мною, дворянкой столбовою.

Местоимения употреблены в неправильной форме.

Нужно определить падежную форму местоимений.

Поставили местоимения в нужном падеже.

То есть склоняются.

Склонение личных местоимений.

Формулировка цели и доведение ее до осознания учащимися.

Обратите внимание на слайд.

Слайд . Рассмотрите таблицу. Прочитайте (вполголоса) каждый столбик. Вставьте пропущенные местоимения.

Понаблюдайте и сделайте вывод, как изменяется форма местоимения при склонении.

Читайте также: