Национализм и сепаратизм как антиценности для россии и башкортостана конспект 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

• Способствовать формированию гражданского и толерантного сознания учащихся через содержание учебного материала, групповые формы работы.

• Создать условия для формирования убеждений у обучающихся, что национализм нередко перерастает в межнациональную вражду, сопровождающуюся, геноцидом другого народа, поэтому человечеству, нужно стремиться к взаимопониманию и справедливости.

Задачи урока

1. Формировать умения строить причинно-следственные связи, выделять главное;

2. Формировать умения работать с документами, таблицами, умения составления схем, формулировать выводы;

3. Формировать навыки толерантного общения. показать на примере Холокоста, что фашизм-это великое зло, против которого нужно бороться всем вместе.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят и др. ученики в ходе урока.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).

Развитие мыслительных операций:

• умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия;

• ставить и решать проблему;

• высказывать и аргументировать различные мнения историков и своё мнение.

Развитие коммуникативных умений;

Развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях.

Необходимое оборудование и материалы

1. Обществознание. 11класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова;

2.Брухфельд С., Левин П. Передайте об этом детям вашим… М. 2000.

3.Клокова Г.В. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). М. 1995.

4.Свердлов В.Д. (состав.). Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии. М. 1996.

5.Сборник Кодексов Российской Федерации. Любое издание.

6. Проектор и компьютер;

7.Тексты документов (у каждого на парте);

На доске написаны афоризмы:

Нет такого народа, который не искал бы в своей жизни утверждения национальной гордости. ( Л.Н. Толстой, великий русский писатель)

Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всём его своеобразии. ( И.А. Ильин)

Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы… (Д.С. Лихачев)

Национализм .. самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. ( Д.С. Лихачев)

Вступительное слово учителя. Учитель сообщает тему и разъясняет задачи, которые будут решаться на занятии.

Как показывает история, национализм является естественным и неизбежным идеологическим основанием новой государственности, а межнациональные столкновения во многих полиэтнических странах по своим масштабам, продолжительности и интенсивности значительно превосходят классовые и иные типы социальных конфликтов. Можно утверждать, что национальные трения существовали и будут существовать до тех пор, пока сохранятся национальные различия.

В рамках общепризнанного подхода различаются две основные формы национализма: гражданский (или государственный) и культурный (или этнический)).

Первый основывается на понятии нации как политической общности или согражданства; второй рассматривает нацию как этнокультурную категорию, как общность, имеющую глубокие исторические корни, социально — психологическую или даже генетическую природу. Первый чаще всего отождествляется с патриотизмом, но в своих крайних политических формах может обретать формы государственной агрессивности, шовинизма или изоляционизма.

Чтобы разобраться в данном противоречии мы подробно разберем разные стороны этих процессов. (учитель обращает внимание на цитаты, которые служат подтверждением противоречивости национализма)

Класс делится на 3 группы:

1 группа – историки. Анализируют формы проявления крайнего национализма, на примере Холокоста.

Ребята заранее готовили свои презентации, аргументы, которые служат подтверждением их позиции.

Национализм — идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.

• зарождение фашизма, (подготовленная презентация)

• нацистская идеология, расовая теория (презентация)

• нацистская политика (презентация)

Ребята в классе работают со своими конспектами.

Вывод: попытка жить за счет других народов порождает войны, ненависть и обречена на провал.

Учитель предлагает учащимся обсудить данную проблему. Для обсуждения используются два высказывания и организуется дискуссия. Сторонникам каждого высказывания можно в течении дискуссии переходить на свободное пространство, чтобы в случае изменения мнения в ходе обсуждения свободно переместиться в любую из групп.

Учитель: Возникает вопрос: можно ли исключить проявление конфликтов с этнической составляющей? Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений.

Свои предложения дает вторая группа.

2 группа – социологи представляют свои аргументы.

• причины межнациональных конфликтов (итоги социологического опроса представителей разных возрастных групп)

• пути урегулирования конфликтов

Причины межнациональных конфликтов:

Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей.

Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Учитель анализирует данные диаграмм. Выслушиваются мнения ребят.

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Учитель : Что могут власть и общество противопоставить дискриминации и ксенофобии? (выслушиваются предположения ребят)

Пути разрешения межнациональных конфликтов:

Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;

проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;

Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов:

Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:

Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Учитель: Национальная политика – составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические отношения в различных сферах жизни общества.

Мы живем в правовом государстве, поэтому основное внимание уделяется охране прав и свобод человека и гражданина, его жизни и здоровью.

Что делает государство для защиты своих граждан?

На этот вопрос дает ответ 3 группа — правоведы.

Работа с Конституцией Российской Федерации и Уголовным Кодексом РФ.

Ребята делают записи в тетрадях.

На горе Памяти (Хар Азикарон) в Иерусалиме расположился Яд Вашем – Мемориальный комплекс Катастрофы и героизма еврейского народа. Яд Вашем бережно хранит память о Шоа и является всемирно известным центром увековечения и изучения трагедии.

Более пятидесяти лет Яд Вашем собирает имена жертв, документы и свидетельства, связанные с Шоа, проводит научные исследования, занимается учебно-воспитательной работой.

Презентация о Яд-Вашеме.

Учитель. В завершении нашего урока давайте сделаем выводы. Предполагаемы выводы ребят обсуждаем и записываем.

попытка жить за счет других народов порождает войны, ненависть и обречена на провал. (Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. Н.Добролюбов.)

признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, согласия, неприятия насилия в отношениях между народами.

Нацеленность государственных органов, СМИ, всех форм литературы и искусства на формирование культуры межэтнического отношения и воспитания толерантности.

Древняя легенда о манкуртах.

Рабовладельцы из племени жуаньжуанов на чисто выбритые головы молодых пленников надевали выйную часть только что убитого верблюда. Парная верблюжья шкура прилипала к черепу, ссыхалась и, подобно мощным тискам, сжимала голову. Волосы врастали в верблюжью шкуру, но чаще загибались и уходили концами снова в кожу головы. И человек, утрачивая память, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, какого рода – племени, не ведал своего племени, не помнил детства, отца и матери, — одним словом, не осознавал себя человеком.

( необходимость изучать историю, что бы не превратиться в людей без памяти, манкуртов).

Домашнее задание:

Задание – написать сочинение-эссе, используя свои знания по праву, обществознанию и истории. Темой эссе может стать тема урока или одно из обсуждаемых высказываний.

Мусульмане на улице у уфимской мечети Ляля Тюльпан во время намаза в день праздника Ураза-байрам

Насколько сильны сейчас националистические и сепаратистские настроения в Башкортостане?

Юнусова: Национализм и сепаратизм — разные понятия, и смешивать их не надо. Причем важно понимать, что сепаратизм не всегда имеет национальную окраску. Сепаратистские настроения могут возникнуть, например, на приграничных территориях в ситуации, когда ослабляются связи с центром и усиливается влияние одного или нескольких соседних государств. Экономические факторы здесь гораздо важнее национальных или религиозных.

Применительно к Башкортостану говорить о сепаратизме не приходится. Башкиры ощущают себя коренным народом России, живущем в самом ее сердце — на Урале, и сепаратизм не соответствует их исторической традиции.

Время расцвета башкирского национализма прошло, все возможности национально-государственного суверенитета исчерпаны. Это не значит, что нет людей, озабоченных национальным вопросом, проблемами развития национального языка, культуры, места этноса в обществе и его роли в государственном управлении. Но национализм как инструмент внутренней политики и взаимоотношений с федеральной властью уже давно неактуален.

Айслу Юнусова

Но националистические движения существуют? Насколько они активны?

То есть молодежь слабо реагирует на эти идеи?

Насколько известно, в Башкортостане, помимо самих башкир, проживает сопоставимое число татар и русских. Существуют ли между ними межнациональные и межрелигиозные противоречия? Как уживаются в республике ислам и православие?

Да, этническая и конфессиональная пестрота населения — это характерная особенность Башкортостана, которая во многом определяет направление его этнокультурного и общественно-политического развития.

Так сложилось исторически. В 80-е годы XIX века мусульмане составляли более 52 процентов от двухмиллионного населения Уфимской губернии, православные — 42,8 процента. Иные верования были представлены католиками, лютеранами, баптистами, иудеями, местными языческими народами, при этом мордовское и подавляющая часть чувашского населения формально числились православными, но большинство марийцев и удмуртов сохраняли традиционные языческие представления, не переходя ни в христианство, ни в магометанство.

Например, протестантские общины Башкортостана сегодня на 30 процентов состоят из татар и башкир. Динамичное развитие протестантских общин вызывает недовольство со стороны духовенства так называемых традиционных конфессий, особенно православного, которое определяет протестантизм как сектантство.

Существует ли в Башкортостане тенденция роста влияния радикального ислама? И насколько сильно его воздействие?

Известно, что проникновение идеологии радикализма и экстремизма в мусульманскую среду республики связано с усилением потока мигрантов из стран Центральной Азии. В составе трудовой миграции в республику выходцы из стран с мусульманским населением составляют подавляющее большинство (85 процентов). Более половины населения Башкортостана относятся к числу так называемых этнических мусульман (башкиры, татары), мусульманские религиозные объединения здесь составляют 68 процентов от общего числа и значительно превосходят количество объединений Русской православной церкви (19 процентов) и других христианских конфессий (12 процентов). Поэтому в контексте распространения экстремизма на почве ислама проблема миграции очевидна.

Сегодня на 4 с лишним миллиона населения приходится 450 тысяч людей, ставших гражданами Российской Федерации в течение последних 20 лет, то есть население Республики Башкортостан фактически на 11 процентов состоит из мигрантов. Это повлекло за собой изменение этнической карты региона, в городах сформировались точки концентрации представителей мигрантов той или иной национальности.

Насколько успешны в своей деятельности проповедники радикального ислама?

Вообще, сайты и социальные сети стали основным неконтролируемым информационным и пропагандистским каналом радикальных движений. По данным мониторинга распространения экстремизма в Башкортостане, Челябинской и Свердловской областях, в 2014 году именно сетевая активность экстремистских сообществ и сетевые способы рекрутирования в международные террористические организации и отряды боевиков на Ближнем Востоке стали новым фактором роста радикальных настроений среди местного мусульманского населения.

В этой связи существует ли реальная угроза исхода русского населения, как это уже произошло в странах Центральной Азии и некоторых республиках Северного Кавказа?

В этой связи нет. Исхода нет, существует обычная миграция людей. Поэтому об исходе именно русского населения я бы не говорила. Выезд трудоспособного населения за пределы республики не имеет определенной этнической окраски. Республика Башкортостан занимает второе место в России по оттоку своих жителей. С каждым годом увеличивается число людей, желающих уехать, предпочитающих работодателей из других регионов и стран, где оплата труда выше, чем в республике. Многие жители республики трудятся в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, молодые люди отправляются в Москву.

Большинство выезжающих — люди с образованием и опытом работы. В 2013 году республику покинули более 135 тысяч человек, в 2014-м — примерно столько же.

Национализм неизменно порождает сепаратизм. Задачей национализма является объединение однородного и отделение чужеродного. Всё, что не укладывается в прокрустово ложе национальной идеи, отрезается, сепарируется. Национализм – это сепаратор, разделяющий общество на фракции. В отличие от промышленных сепараторов, которые молча отделяют одну фракцию от другой, общественный сепаратор обвиняет полученную им фракцию в сепаратизме.

Лица, раздувающие в многонациональном государстве националистические настроения, раздувают и сепаратистские. На Украине, реанимировав на общегосударственном уровне бандеровские ошмётки, сдохших в схронах идей, делают вид, что не понимают истинных причин отделения Крыма, Донбасса.

Древние греки знали, что содержание и форма взаимосвязаны. Гегель говорил о взаимопревращении содержания и формы, называл их диалектическими противоположностями. Новое местечковое содержание государства Украина потребовало новой формы. Бандеровское содержание Украины неизбежно сокращает её территорию до размеров Галичины, Бандерштата. И никакой кровью это сокращение не остановишь! Можно обвинять в этом Гегеля или Россию, но бандеризацию, украинизацию, десоветизацию не они придумали.

Следовательно, когда в Киеве начинают бороться с бытовым сепаратизмом, обвинять в своих бедах Россию я смеюсь. Я говорю:

- Придурки! Это вы разделили Украину и развалили её. Это вы проливаете украинскую кровь, насаждая узкое для Украины бандеровское содержание. Что хорошо для двух-трёх областей, то плохо для всей Украины. Вытрусите из Киева узколобый, националистический, местечковый мусор, дайте Украине содержание, которое соответствует её форме (границам), и в стране исчезнет сепаратизм и прекратится война.

Интересно сравнение с технологическим процессом.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

У тамошних русских несколько больше, наверное, чем у наших одноплеменников в других субъектах развито чувство самосохранения и коллективной самоорганизации. Они там реально ежедневно борются за свои права и сохраняют этническое самосознание: чтят память наших национальных героев, проводят фестивали, создают активно работающие организации, устраивают праздники русской песни, вечера романса, лекции по истории, борются против навязывания башкирского в школах, доминируют в крупном и среднем бизнесе. Делают то, что должны делать русские общины в любых других регионах РФ. Эта активность видна и в социальных сетях ."

Читайте также: