Конспект урока н рубцов березы тихая моя родина

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развивать речь учащихся, умения высказывать свои мысли; развивать навыки анализа литературного произведения и умения выразительно читать его.

Воспитывать патриотизм к малой родине; нравственность и культуру общения.

Оборудование: проектор, магнитофон, репродукции картин, словари, карточки.

Форма организационно-познавательной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная.

тип урока : изучение нового материала

методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Актуализация (мотивация, цели, тема)

Изучение новой темы:

а) биография автора;

б) чтение стихотворения;

в) работа по восприятию стихотворения;

г) лексическая работа (в группах).

3. Минутка отдыха.

- работа в группах

6. Домашнее задание

-Тихонько встаньте, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

- Сегодня мы будем работать в группах.

- В каждой группе есть ведущий ученик, который как всегда будет отвечать за работу и организованность всей группы.

Группу, которая хорошо будет работать в течение урока, ждет награда.

2.Мотивация. ( Чтение стихотворения )

Для каждого человека важно,

Иметь и семью, и дом,

И город у тихой речки,

И сад под резным окном

И чтоб не случилось в жизни,

Пусть помнит он об одном,

Что где-то, родной и близкий,

Что где-то его ждет дом!

- Ребята, что вы сейчас представили??

- Какие чувства у вас возникли, слушая это стихотворение?

- Чем для вас является ваше село?

- Это для нас большая или малая родина?

- Почему вы так думаете?

- А как мы относимся к своей малой родине?

- У каждого из вас своё мнение о родине.

3 . Изучение новой темы.

Но сначала, мне бы хотелось поближе познакомить вас с этим замечательным поэтом.

Мать умерла, отец ушёл на фронт.

Соседка злая не даёт проходу

Я смутно помню утро похорон

И за окошком скудную природу.

- Таким грустным было детство поэта, Николая Михайловича Рубцова. Слайды

Родился он в 1936 году, в селе Емецк Архангельской области. В начале войны поэт оказался в детском доме села Никольское Вологодской области. С детства поэт мечтал быть моряком. И его мечта сбылась, он служил в армии на северном флоте

4 года. Был отличным моряком и душой команды. Здесь и началась его литературная деятельность – он начал печатать свои стихи во флотской газете. После армии вернулся в Ленинград, снова работал на заводе, выступал на литературных вечерах,

печатался в газете. Затем приехал в Москву и поступил в Литературный институт.

Но где бы он ни был, он всегда вспоминал свой родной дом и село, в котором родился и вырос.

Вопросы по восприятию произведения:

- Скажите, почему же автор назвал своё стихотворение

-Какое настроение у вас вызвало это стихотворение

- Для того, чтобы подробнее познакомиться с этим стихотворением, откройте учебники на 79-ой странице.

- Ваша задача прочитать стихотворение вполголоса, чтобы не мешать, друг другу, и выделить в тексте слова, которые вам будут непонятны, карандашом.

- Ребята, какие слова были для вас непонятны?

-Как вы думаете, почему они для вас незнакомы?

- А где можно узнать значение этих слов?

Работа в группах.

- У каждой группы на столе лежит толковый словарь.

- Сейчас каждая группа получит карточку, на которой написано одно из этих слов. Ваша задача найти значение этого слова.

На работу я даю 3 минуты. Как только группа закончит, ведущий поднимет руку.

-Ребята, а для чего мы провели работу со словарем?

Релаксация под музыку.

- Ребята, закройте глаза, расслабьтесь и на минуточку представьте, что вы в лесу, вокруг шелестят кроны деревьев, шумит от тихого ветерка зеленая трава. А сколько цветов! Цветы, ах, как они пахнут, вдохните и почувствуйте их аромат. Чувствуете, какой легкий, приятный запах. А небо, оно такое голубое, голубое. А на нём солнышко протягивает к вам свои лучи и нежно касается вашей кожи, чувствуете, как они коснулись вашего лица, рук. А, теперь прислушайтесь, слышите, как поют птицы? Они поют о весне, о лете, о теплых и сказочно красивых краях.

-Ну, вот мы отдохнули, побывали в воображаемом лесу.

- Продолжаем работу над стихотворением . Для этого вы снова будете работать в группах. Каждая группа получит индивидуальное задание. На выполнение этой работы я даю 5 минут. Прочитайте и если что-то непонятно, спросите. Если все понятно, можете приступать к выполнению.

1 группа – подготовит выразительное чтение.

2 группа – выпишет эпитеты и сравнения и объяснит их;

подберет картины, которые соответствуют стихотворению.

3группа – находит подходящие по смыслу пословицы (Приложение)

Проверяем интонацию, выразительность, с каким чувством

2 группа – называет эпитеты и сравнения и объясняет их.

Что значит: тихая родина, яркой травой, словно ворона

веселая, жгучая, смертная связь, зеленый простор, речка

3 группа – читает пословицы.

Объясняют только одну на выбор учителя.

- Молодцы, все справились со своими заданиями,

потому что работали дружным и сплоченным коллективом.

- Ребята, какую работу мы сейчас провели?

- Что для себя вы возьмете с этого урока?

- А теперь, мне бы хотелось поблагодарить вас за вашу работу на уроке и наградить каждую группу вот такой медалью.

- Молодцы, вы все очень хорошо знаете и любите свой город. - Что бы вы ему пожелали?

( дети высказывают свои пожелания )

- Ребята, с каким автором мы сегодня познакомились?

- Какое стихотворение он посвятил своей малой родине?

- О чем хотел рассказать Н.М. в своем стихотворении?

- Теперь переходим к Д./З. Я предлагаю вам 4 варианта Д/З.

5. Домашнее задание.

1 . Выучить отрывок из стихотворения, а кто захочет, может выучить всё.

3. Нарисовать рисунок к стихотворению

4. Сделать фотоснимки знакомых мест города.

- Откройте дневники и запишите то задание, которое вам понравилось больше всего.

– Ребята, каждый человек по-своему выражает любовь к родине: кто в стихах, кто в поступках, кто в песнях.

Планируемые результаты:

Предметные: научатсяпрогнозировать содержание произведения; узнавать художественные приёмы.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; уметь работать коллективно по составленному алгоритму действия.

Познавательные:добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; делать выводы о результатах совместной работы.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; выполнять исполнителя.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; сохранять мотивацию к учёбе; выражать положительное отношение к процессу познания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I . Мобилизующая часть

1) Приветствие

- Добрый день, ребята.

Смолкли шаги в коридоре,

Урок нам пора начинать.

Поэзии тонкие струны

Будут сегодня звучать.

II . Проверка домашнего задания

- О каком писателе мы говорили на прошлом уроке? ( о Н. А. Заболоцком)

1) Чтение стихотворений наизусть

III . Определение темы и целей урока

- Обратите внимание на слайд и скажите, с какими авторами вы уже знакомы?

- А сегодня мы познакомимся с еще одним выдающимся русским писателем Николаем Михайловичем Рубцовым.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (о березе)

- Да, березка – это милое, очаровательное дерево, одно из самых красивых деревьев нашей Родины, ее издавна считают символом России. Воспета она в музыке, живописи и конечно, поэзии.

- Что вы видите на картине?

-Как вы думаете, нравится ли картина автору?

- Да, я согласна, художник написал картину с большой любовью, восхищением перед красотой русской природы и русской березы.

С помощью учителя формулируют тему и цели урока.

- Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок с помощью слов помощников

IV . Подготовка к восприятию текста

- Какие стихи о березе вы помните? Тогда я вам помогу (отрывок стихотворения на слайде)

-Да, ребята, береза вдохновила на творчество, не только художников и музыкантов, но и простого мальчишку, ставшего впоследствии известным русским поэтом Николая Михайловича Рубцова. (Фото Николая Рубцова)

2) Справка о истории создания стихотворения

3) Словесное рисование

- Ребята, закройте глаза, расслабьтесь и на минуточку представьте, что вы в лесу, вокруг шелестят кроны деревьев, шумит от тихого ветерка зеленая трава. А сколько цветов! Цветы, ах, как они пахнут, вдохните и почувствуйте их аромат. Чувствуете, какой легкий, приятный запах. А небо, оно такое голубое, голубое. А на нём солнышко протягивает к вам свои лучи и нежно касается вашей кожи, чувствуете, как они коснулись вашего лица, рук. А, теперь прислушайтесь, слышите, как поют птицы? Они поют о весне, о лете, о теплых и сказочно красивых краях.

-Ну, вот мы, побывали в воображаемом лесу, и наступило время поэзии.

Участвуют в беседе, знакомятся с историей создания стихотворения.

V . Первичное восприятие текста

1) Прослушивание аудиозаписи

- Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

Чтение стихотворения диктором.

VI . Эмоционально – оценочная беседа

- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.

- Какое настроение хотел передать поэт? (Дети высказывают различные точки зрения.)

- Какое же настроения испытывает герой Рубцова? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом сложном вопросе.

2) Словарная работа

- Какие незнакомые слова вам встретились в тексте?

- Оград, проза, невольно.

- Кто может объяснить значение этих слов?

- Давайте обратимся к слайду презентации и узнаем значение данных слов. ( Ограда - стена, забор, решетка: то, чем огорожено или отгорожено что-нибудь. Проза – это устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи. Невольно - непроизвольно, безотчетно, бессознательно, инстинктивно, машинально, механически. )

3) Физультминутка
На зарядку становись!
Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Раз - вперёд наклонимся.
Два - назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать?
(Приседания.)
На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.)
И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.)

Отвечают на вопросы учителя.

VII . Повторное чтение и языковой анализ

1) Чтение про себя

- Прочитайте стихотворение про себя и определите, какие темы затронуты в данном стихотворении?

2) Беседа - Только ли тема березы затронута в стихотворении?

- Тема Родины. Найдите слова в тексте.

- Тема детства. Найдите в тексте.

- Тема гибели отца. Найдите в тексте.

- А при помощи чего автор сумел передать красоту родной природы? ( При помощи слов).

- А какие слова украшают это стихотворение?

(Эпитеты - на слайде, олицетворения – на слайде,

сравнения – на слайде)

- Так какие воспоминания пробуждают березы? (вспоминает детство, берёзу над могилой матери, гибель отца на войне)

- Почему при виде берез у поэта набегают слезы? Как поэт сам отвечает на этот вопрос? (с первых лет я с ними жил и рос)

Участвуют в анализе стихотворения, читают стихотворение.

VIII . Первичное восприятие текста

1) Прослушивание аудиозаписи

(Звучит песня в исполнении Геннадия Заволокина на стихи Николая Рубцова "Тихая моя родина" )

IX . Эмоционально – оценочная беседа

- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.

- Какое настроение хотел передать поэт? ( печаль от встречи с изменившимися родными местами. )

Отвечают на вопросы учителя.

X . Повторное чтение и языковой анализ

1) Чтение стихотворения про себя

- Для того, чтобы подробнее познакомиться с этим стихотворением, откройте учебники на 109 странице, ваша задача прочитать стихотворение вполголоса, чтобы не мешать, друг другу, и выделить в тексте слова, которые вам будут непонятны.

2) Языковой анализ

- Ребята, какие слова были для вас непонятны?

Погост - кладбище, обычно сельское (в старину - церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем)

Обо́з - вереница повозок, саней и тому подобное, перевозящих какие-либо грузы или людей.

Обитель - то же, что монастырь.

- Для чего он их использует? ( Для передачи настроения героя и для описания его малой родины)

- В учебнике дана иллюстрация к данному стихотворения, я предлагаю вам найти строки из стихотворения, к которым нарисована данная иллюстрация.

Анализируют стихотворение, отвечают на вопросы учителя.

XI . Выразительное чтение

- Поэтическое слово эмоционально, выразительно и наша задача – научиться читать эти стихотворения так, чтобы передать душевное состояние.

- От чьего имени написаны эти произведение?

- Да, ребята, это грустный рассказ лирического героя о себе.

- Как мы должны читать эти стихотворения? (Плавно, мелодично)

- А почему оно плавно и мелодично? (Потому что использованы рифмы).

- А что такое рифма?

- Сейчас мы устроим конкурс на лучшего чтеца, только вы должны помнить правила чтения стихотворения и соблюдать их. Остальные ребята оценивают выступающего и выбирают победителя.

- Вспомним алгоритм выразительного чтения:

1) проставь паузы;

2) подчеркни слова, которые нужно выделить голосом при чтении;

3) читай не торопясь, соблюдай паузы, вдумывайся в то, что читаешь.

(Выразительное чтение 5 учащихся.)

- Кому из ребят, на ваш взгляд, удалось наиболее точно передать настроение главного героя?

Участвуют в конкурсе на лучшего чтеца.

X . Итог урока

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Вспомним , какие цели ставили?

1. Познакомиться со стихотворением.

3. Научиться читать выразительно.

- Достигли поставленных целей? Докажи.

- С какими стихотворениями познакомились?

- Стихотворения Рубцова затронули самые сокровенные струны моего сердца. Приложите свою ладошку на грудь, послушайте… А вашего?

Отвечают на вопросы учителя

XI . Задание на дом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая – создать условия

для формирования в каждом ученике творческого читателя, внимательного к отдельным деталям, чуткого к поэтическому слову;

для развития рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение и высказывать своё мнение о прочитанном;

совершенствовать речевые умения через составление синквейна.

Воспитательная – способствовать формированию у школьников интереса к поэзии Н. Рубцова; формировать через литературное произведение нравственные понятия, чувства патриотизма и любви к малой родине, показать величие и значимость родины в жизни человека, учить понимать язык природы, музыки.

Тип учебного занятия – заключительный урок по лирике Н. Рубцова в форме эвристической беседы с использованием интерактивной доски. Урок проводится в 5-м классе по программе В. Я. Коровиной (региональный компонент).

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Средства обучения: тексты поэтических произведений, музыкальные произведения, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер.

Оформление урока:

презентация к уроку,

музыкальные произведения на стихи Рубцова,

Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шёпот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Чтение эпиграфа Слайд 1

I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме (работа с эпиграфом)

-Эти проникновенные строки принадлежат перу Николая Рубцова. Какие картины вы представили, слушая их? (густые леса, луга, полные цветов, весёлая речка, голубые высокие небеса…)

-Что вы почувствовали, ощутили?

-Какие чувства испытывает поэт? (любовь к родной земле)

-О чём сегодня пойдет речь на уроке?

- Как содержание эпиграфа связано с темой урока?

Родина… Отечество… Отчизна… — для жителей нашей страны - это Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок на Земле, где мы родились, учились, росли, сделали первые шаги в жизнь. И это место принято называть “малая родина”.

Работа над словом Слайд 2

-Родина… Произнесите про себя это слово.

-Что вы представляете, когда слышите слово родина?

-Запишите свои ассоциации в рабочий лист. А начните со слов: Моя родина – это… (это Россия, родной дом, место, где родилась, родители, моя семья…)

Вывод: у каждого из нас своя родина: могущественная и беззащитная, нежная и суровая, процветающая и скромная.

Сегодня мы будем говорить о поэте Н. Рубцове, через творчество которого красной нитью прошла тема России и его “малой родины”.

запись в рабочем листе

-Ребята, попытайтесь сформулировать проблемный вопрос сегодняшнего урока.

Какой видит родину поэт Н. Рубцов в своих стихах? Почему родина для Рубцова тихая?

-Сегодня на занятии мы прикоснемся к творчеству великого поэта, почувствуем музыкальность его стихов, представим образ лирического героя его произведений. Нас ждет и творческая работа. Всё это поможет ответить на поставленный вопрос.

II. Работа с текстом (в процессе работы заполняется кластер в рабочих листах)

Задание: какие чувства выражает автор во время чтения стихотворения?

Вы согласны, что это лирическое стихотворение? Докажите. (Поэт выразил чувства.)

Какие чувства хотел донести до нас поэт и как он это сделал? (грусти, лёгкой печали о невозвратно ушедших годах, радости от встречи с родными местами, любви к родине)

Попробуйте объяснить значение некоторых слов:

ПОГОСТ (сельское кладбище в старину)

ОБОЗ (повозки, едущие друг за другом)

ОБИТЕЛЬ (монастырь-храм-церковь) Слайд 5

А с какими образами ассоциирует родина у героя? (ивы, река, соловьи, могила матери, церковь, школа, зелёный простор. ) Как рисует Рубцов свою “малую родину”?

Что из этого стихотворения вы узнали о жизни поэта?

(Родился в деревне, в детстве умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.)

Изменилась ли родина Рубцова за время его отсутствия?
Подтвердите это текстом.

8. А что услышали? Какие звуки слышатся в стихотворении? (тишина…, скрип колес, шуршание, приглушённые голоса людей, негромкий звук пения птиц, шелест листочков деревьев) Слайд 6

9. Какие уловили запахи? Что почувствовали? (запах трав, цветов, сухого сена, запах сырости болотной)

10. Найдите цветообразы у Рубцова (зелёный простор, яркая трава, речка туманная)

В поэзии Рубцова чрезвычайно мало цвета. Вспомните стихотворения Сергея Есенина, в которых можно выделить большое количество цветовых образов, обилие звуков, запахов.

Синий плат небес.

(Тишина, покой встречают героя в родном краю (родных нет, он одинок) Здесь все просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов. Повтор используется автором, чтобы показать гармонию, размеренный ритм жизни: природа, люди, события. Всё идет своим чередом.)

Тихий - слабо звучащий, едва слышный, негромкий, исполненный
тишины, безмолвный, ставший молчаливым, притихший, где нет шума,
большого движения, суеты, нет развлечений (академический словарь русского языка)

Обратите внимание на знаки препинания. Поэт читал негромко, тихо. Почему же в стихотворении встречаются восклицательные знаки? (О САМОМ ДОРОГОМ НЕЛЬЗЯ КРИЧАТЬ, можно говорить тихо, но очень проникновенно, восклицательная интонация предполагает не громкую речь, а речь с особым чувством)

Рубцов говорил о самом дорогом для него, родине, простыми словами. Для этого нужно обладать особым даром, талантом, который не возможен без труда. Заглянем в мастерскую поэта. Какие средства худ. выразительности использовал Н. Рубцов для того, чтобы выразить свои чувства? Слайд 8

Эпитеты (тихая родина, яркая трава, зелёный простор (случаен ли этот эпитет? Какие чувства он вызывает? (Радость от встречи.), речка туманная, жгучая, смертная связь (Чувство кровной, неразрывной связи со своей родиной, тихим уголком. Смертная — связь до смерти, до конца дней, святая связь)

Тайна поэтического мастерства поэта лежит в умении совмещать звуковое, визуальное и эмоциональное решения.

15. Найдите строфу, в которой выражена главная мысль стихотворения! (читаем последнюю строфу)

-Так о чём нам говорит поэт, какова его жизненная позиция? (Рубцов написал это стихотворение будучи взрослым, состоявшимся, уже многое повидавшим, испытавшим человеком. Он признается в любви к родине, приходит к выводу, что до последних дней родина и человек неразделимы, это одно целое)

16. Попробуйте выразительно прочитать стихотворение, чтобы передать чувства лирического героя, чтобы мы могли услышать тишину, почувствовать запах травы и цветов, увидеть убегающую вдаль реку.

III. Работа по группам

-Николай Михайлович Рубцов, поэт с необыкновенным даром. Сейчас его считают одним из наиболее выдающихся лирических поэтов. За свою жизнь он успел издать лишь 4 поэтических сборника, но оставил свой неповторимый, добрый и прекрасный след в поэзии.

Вот как о нём вспоминает Виктор Коротаев. Слайд 9

“Повышенная ранимость, застенчивость и целомудрие уживались в нём с безоглядной русской удалью, доверчивость и открытость души соседствовали с замкнутостью. Но вот он становился ясным и добрым, как солнечное утро. Ходил по улицам, улыбаясь знакомым, разговаривал с детьми, дарил им конфеты или жёлтые листья. И дети, безошибочно чувствуя доброту, тянулись к нему”.

-А другой критик, Юрий Селезнёв сказал ещё об одном достоинстве поэзии Рубцова:

“Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, её нужно улавливать в них, слышать её… Многие стихи Рубцова — это песни в их эпическом смысле”.

-Не правда ли, красиво? Душевно?

- А каким, ребята, вы представляете человека, создавшего эти строчки? (используйте синтаксические конструкции в рабочих листах)

(этот человек любит свой дом, край, он нежный, злой, чувственный, эгоистичный, внимательный, жестокий, чуткий к изменениям, жестокий, грустный, думающий, с надеждой смотрит в будущее)

Расставить факты из биографии Рубцова в хронологической последовательности, подумать, какие события повлияли на становление его характера. Слайд 12

В: Сиротство, детдомовщина, отрыв от корней – всё это большая беда, неизлечимая грусть, которые легли на плечи ещё юного Рубцова. Окунувшись с детства в мир грубости и одиночества, трудно быть уравновешенным. Поэтому детдомовец Рубцов так обострённо описал в своих стихах тихие радости деревенского лада, которых сам был лишён.

Давайте немножко побудем поэтами. Попробуем восстановить стихотворение Николая Рубцова. Ниже даны слова для справок.

Я так люблю осенний___________ лес

Над ним - сияние___________ небес

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий__________, лист

Иль в дождевой весёлый_______, свист

Но, превратившись, возродиться

И возвратиться в отчий___________, дом

Чтобы однажды в__________ том

Перед дорогою большою

Сказать: - я был в лесу_________! листом

Сказать: _ я был в лесу__________!дождём

Поверьте мне: я чист__________. душою

Я так люблю осенний лес,

Над ним - сияние небес,

Что я хотел бы превратиться.

Или в багряный тихий лист,

Но, превратившись, возродиться

И возвратиться в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: - Я был в лесу листом! -

Сказать: - Я был в лесу дождем! -

Поверьте мне: я чист душою

Слова для справок: небес, лес, свист, лист, дом, душою, доме, большою, дождём, листом.

-А какова главная мысль этого стихотворения? (единение человека с природой, родиной, отчим домом)

В: Поэзия Н.Рубцова - это живой родник русского слова, настоящих, а не выдуманных переживаний, высшей человеческой мудрости, трепетной любви к жизни, к Родине. Любовь, нежность к своей Родине, ранимость, чувственность, открытость, музыкальность отличают поэзию Рубцова.

Определить настроение художественных полотен, чувства, передаваемые авторами, цветовую гамму, характерную для произведений Рубцова. Слайд 14

В: Рубцов, изображая родину, говорит о самых простых вещах: отчий дом, речка, церковь, берёза, звезда, мать. Выбирает спокойные, чистые цвета: голубой, зелёный.

IV. Рефлексия

Я уплыву на пароходе,

Потом поеду на подводе,

Потом ещё на чём-то вроде,

Потом верхом, потом пешком

Пройду по волоку с

И буду жить в своём народе.

Он, конечно, будет жить в своём народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос, призывающий нас с вами любить свою родину. Какую? (тихую, негромкую, скромную, ласковую, печальную, родную, сильную, трогательную…)

А какой видите родину вы? Отобразите свои размышления в виде синквейна.

V. Итог

Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом, природой северного края, людьми – тружениками. Это - "тихая родина", царство красоты и первозданной гармонии. Возможно, у вас другой образ родины. Но какой бы мы ее не представляли, чувство привязанности, заботы и любви к своей родине объединяет всех людей.


Урок будет развивать навыки анализа поэтического текста, выразительно читать, воспитывать любовь к родным местам, к прекрасному.

Описание разработки

Цели урока: развивать навыки анализа поэтического текста, выразительно читать, воспитывать любовь к родным местам, к прекрасному.

Ход урока:

І. Проверка домашнего задания.

- Какие мысли передают нам поэты( В. Брюсов, С. Есенин…), рассказывая о родине и о родной природе?

- Какие строки понравились, запомнились?

2) Чтение наизусть стихотворений поэтов.

1) Слово учителя о поэте.

Н. Рубцов (1936-1971) - вологодский поэт. Судьба его драматична. Детство поэта было сиротским: с начала войны отец ушёл на фронт (1941), в 1942 году умерла мать (мальчику было 6 лет); некогда большая, дружная семья распалась; мальчик вырос в детском доме и собственного дома никогда не имел. Трагически погиб.

Кровная привязанность к родным местам, народная жизнь, народная речь - вот что лежит в основе его творчества, как и в основе любого большого русского поэта.

(По ходу урока ученики ведут записи в таблице)

Конспект урока по литературе по теме Н. Рубцов Тихая моя родина

2) Чтение стихотворения.

«И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства.

Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростнее тянуло меня обратно…

Вы почувствовали, что рассказ В. Белова - великолепный образец лирической прозы.

4) Беседа по прочитанным произведениям.

- Какая тема объединяет эти произведения? (Возвращение на родину).

- Какие чувства испытывает лирический герой? (Тихая грусть, печаль, чувство жалости, трогательные воспоминания о прошлом, радость встречи с родными местами, чувство неразрывной связи с родиной. Эффект стихотворения - в единстве контрастных чувств, их нарастающей силе).

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Цели урока: развивать навыки анализа поэтического текста, выразительно читать, воспитывать любовь к родным местам, к прекрасному.

Словарная работа: погост, обитель.

Мать России целой – деревушка,

Может быть, вот этот уголок.

І. Проверка домашнего задания.

- Какие мысли передают нам поэты( В. Брюсов, С. Есенин…) , рассказывая о родине и о родной природе?

- Какие строки понравились, запомнились?

2) Чтение наизусть стихотворений поэтов.

1) Слово учителя о поэте.

Н. Рубцов (1936-1971) - вологодский поэт. Судьба его драматична. Детство поэта было сиротским: с начала войны отец ушёл на фронт (1941), в 1942 году умерла мать (мальчику было 6 лет); некогда большая, дружная семья распалась; мальчик вырос в детском доме и собственного дома никогда не имел. Трагически погиб.

Кровная привязанность к родным местам, народная жизнь, народная речь - вот что лежит в основе его творчества, как и в основе любого большого русского поэта.

(По ходу урока ученики ведут записи в таблице)

Вологодский поэт, жил с 1936 по 1971 годы, трагически погиб. Человек и природа - основные темы его творчества.

2. Основная тема стихотворения.

Возвращение на родину.

3. Мысли и чувства автора.

Любовь к деревне и к людям, живущим на северной земле.

4. Главная мысль (идея).

выражена в последней строфе: кровная привязанность к родным местам.

5. Художественные средства, использованные автором.

Эпитеты (тихая родина), сравнения (словно ворона весёлая), повторы (тихо-тихо), метафоры (с небом, готовым упасть).

2) Чтение стихотворения.

«И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишечьи богатства.

Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростнее тянуло меня обратно…

Вы почувствовали, что рассказ В. Белова - великолепный образец лирической прозы.

4) Беседа по прочитанным произведениям.

- Какая тема объединяет эти произведения? (Возвращение на родину).

- Какие чувства испытывает лирический герой? (Тихая грусть, печаль, чувство жалости, трогательные воспоминания о прошлом, радость встречи с родными местами, чувство неразрывной связи с родиной. Эффект стихотворения - в единстве контрастных чувств, их нарастающей силе).

- Какие литературные приёмы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю? ( Эпитеты, сравнения, повторы, метафоры).

Погост - кладбище, обычно сельское.

Обитель - 1. То же, что монастырь. 2. Место, где кто-то живёт, жилище.

6. Обратите внимание на картины художников - пейзажистов. Подумайте, что объединяет их со стихами Н. Рубцова?

7. Проверим, как вы заполнили таблицу.

8. Выразительное чтение стихотворения.

9. А теперь, ребята, скажите, почему в качестве эпиграфа мы взяли эти слова? (Простая русская деревня с её привычным видом, простые деревенские люди - добрые, размеренная жизнь человека в труде и повседневных человеческих заботах - вот тот нравственный идеал поэта, который реализуется в его творчестве.)

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение.


-75%

Читайте также: