Конспект урока форматирование текста 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Форматирование текста

Цель:способствовать формированию представленияо форматировании как этапе создания текстового документа

Обучающая: способствовать формированию умения оформления текстовых документов в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Развивающая: создать условия для развития внимательности, наблюдательности

Воспитательная: содействовать в воспитании самостоятельности, дисциплинированности, умение слушать

Тип: усвоение новых знаний

Вид: комбинированный (беседа, практикум)

Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, компьютер для учителя

Проектируемые результаты:

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Р1- Самостоятельно организовывать своё рабочее место

Коммуникативные УУД

К1 - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

К2 - Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

К3 - Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное

Познавательные УДД

П2 - Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

П7 - Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Л3 - Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Способствовать формированию умения форматировать несложные текстовые документы

2.Актуализация знаний

Скажите мне, что такое документ?

Из каких этапов состоит подготовка документа на компьютере?

Расскажите мне про ввод текста?

Какие основные объекты текстового документа вы знаете?

Что называют фрагментом текста?

Сегодня мы подробно разберем этап подготовки текста, который называется форматированием.

Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включённым в него нетекстовыми материалами называют документом (доклад, открытка).

ввод, редактирование, форматирование печать.

Ввод текста, как правило, осуществляется с помощью клавиатуры. Место для ввода символа текста указывается на экране монитора с помощью мигающей вертикальной черты – курсора.

При вводе текста придерживаются правил

Редактирование – это этап подготовки документа, начинающийся вслед за вводом информации, в результате которого происходит проверка документа на его правильность и исправляются обнаруженные ошибки, а так же вносятся необходимые изменения.

Основами объекта текстового документа являются: символ, слово, строка, абзац, страница, фрагмент.

Произвольная последовательность символов. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст

3. Усвоения новых знаний

Форматирование текста — (преобразование текста) средства его изменения, такие как выбор начертания шрифта и использование эффектов, позволяющих менять вид текста .Это один из этапов подготовки документа, в ходе которого совершаются различные операции по оформлению документа (слайд 2).

На этапе форматирования совершаются различные операции по оформлению документа это выравнивание абзацев (по центру, по левому краю, по правому краю, по ширине), форматирование шрифта (изменение шрифта, изменение начертания, цвета, размера), нумерация страниц, изменение полей, изменение расстояния между строками. Вначале абзацы текста выравниваются.

Выравнивание текста может осуществляться:

- по правому краю;

Изменение выравнивания для абзаца можно осуществить, выбрав команду Абзац в контекстном меню Отступы и Интервалы в поле Выравнивание или с помощью соответствующих кнопок панели инструментов Форматирование - (слайд 3).

Давайте откроем учебник на стр. 61 и посмотрим на кнопки выравнивания абзаца.

Использовали данные кнопки, чтобы выравнивать текст? Молодцы!

Когда текст выровнен влево, левая граница абзаца образует прямую линию. При этом все строки имеют одинаковые отступы от края страницы. Данный абзац выровнен влево.

Когда текст выровнен вправо, правая граница абзаца образует прямую линию. Каждая строка абзаца заканчивается на одном и том же расстоянии от края страницы. Данный абзац выровнен вправо.

Выравнивание по центру, или центрирование, текст располагается так: с обеих сторон каждой строки ширина свободного пространства одинакова. С обеих сторон края абзаца получаются неровными. Данный абзац выровнен по центру.

Выравнивание по ширине используется для равномерного заполнения области текста на странице.

Ребят скажите, что такое шрифт?

Молодцы! Нормальный (обычный) шрифт ничем не выделяется.

Полужирный шрифт темнее, он хорошо заметен. Курсивный шрифт имеет наклон. Подчёркнутый шрифт имеет линию, которая подчеркивает слово (слайд 4).

Ребята, что такое дюйм?

Для вывода документа на бумагу к компьютеру подключается печатающее устройство, как оно называется? (слайд 5)

Верно, а какие существуют типы принтеров?

Правильно, матричный принтер печатает с помощью металлических иголок, который прижимают к бумаге красящую ленту. Ударяя по ленте, они оставляют на бумаге узор их точек – матрицу букв.

Струйный принтер наносит буквы на бумагу, распыляя над ней капли жидких чернил.

В лазерном принтере для печати символов используется лазерный луч. Это позволяет получать типографское качество печати.

Представляю урок в 5 классе. Форматирование текста. Урок с элементами поиска.

Вызовом для меня было следующее:

Задача урока – научиться оформлять несложный текстовый документ.

Особенно интересным считаю домашнее задание, которое предполагает поисковую деятельность, работу с различным материалом, а также с электронной почтой.

ВложениеРазмер
конспект урока "Форматирование текста", 5 класс 520 КБ
Форматирование текста в 5 классе. 1.52 МБ

Предварительный просмотр:

в 5 классе по теме [1]

Учитель первой категории

Степанова Татьяна Александровна

  • формирование представления о форматировании как этапе создания текстового документа;
  • расширение представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации;
  • развитие эстетического вкуса при оформлении текста.
  • свободное изложение теоретического материала;
  • использование приобретенных знаний и умений при выполнении практической работы;
  • оформление текста с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру, цвету, выравниванию;
  • создание несложного текстового документа;
  • развитие терпимости и мобильность в совместном выполнении заданий;

УУД, формируемые на данном уроке:

регулятивные: оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок, развитие внимательности при работе с различными информационными моделями;

познавательные: ориентироваться в разнообразии приемов форматирования текста , строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов, контролировать действия партнера;

Внеурочная деятельность : поиск различных шрифтов среди вывесок, рекламных щитов, объявлений, афиш, в публицистической литературе и т.п.

Дидактическая модель педагогического процесса

Ведущая деятельность на уроке

Формы организации взаимодействия на уроке

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Формирование УУД в условиях решения практических задач

  • Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся;
  • обмен информацией между учителем и детьми;
  • работа с раздаточным материалом;
  • организация парной работы.
  • Фронтальная форма обучения;
  • групповая (парная) форма обучения

Презентация к уроку

Дополнительный материал к уроку:

Оборудование: мультимедиапроектор, персональные компьютеры.

I – II . ВЫЗОВ : формулирование темы урока, постановка целей и задач, активизация познавательного интереса к уроку.

III. ОСМЫСЛЕНИЕ : работа с презентацией, построение в тетрадях кластеров.

IV . РЕФЛЕКСИЯ : Теоретическая.

V . РЕФЛЕКСИЯ : Практическая работа и выставление отметок.

(1 вариант) ( работа со слайдом 2 )

- Чтобы сформулировать тему урока, вспомните, пожалуйста, как вы пишите домашнее сочинение по литературе? ( Сначала думаем, делаем наброски на черновик, исправляем ошибки, даем проверить маме, переставляем предложения, формулируем мысли по другому … Затем красиво и аккуратно переписываем в рабочую тетрадь )

- Хорошо. А как бы вы назвали последнее действие, с уже готовым сочинением?( оформление, переписывание…)

- Молодцы! А как называется процесс оформления текстового документа на компьютере? ( форматирование )

- Теперь откройте любую страницу вашего учебника. Что общего вы видите у текста? ( текст набран буквами одинакового размера, заголовки больше, чем основной текст, заголовок по центру, красная строка, ровные края ).

- Посмотрите на слайд, какими разными могут быть тексты (работа со слайдами 3, 4).

- Догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? (слушаем предложения ребят и записываем правильный ответ в тетрадях и на доске).

Что такое текстовый документ?

Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включенными в него нетекстовыми материалами.

Назовите этапы создания текстового документа.

Ввод, редактирование, форматирование.

Что значит редактировать?

Исправление ошибок, внесение необходимый изменений.

Назовите клавиши для работы с буфером обмена: скопировать -, вырезать - , вставить -

Что такое буфер обмена?

Специальное место в памяти вашего компьютера, в котором временно хранятся данные, которые были вырезаны или скопированы.

Как вызвать контекстное меню?

Контекстное меню вызывается правой кнопкой мыши.

Что можно назвать фрагментом текста?

Символ, слово, строка, предложение, абзац, любая последовательность текста, весь текст.

Как быстро выделить : слово - , строку - , абзац -, весь текст - ?

- двойной щелчок (л.к.м.) по слову;

- щелчок (л.к.м.) слева от строки;

- двойной щелчок (л.к.м.) слева от абзаца;

- тройной щелчок (л.к.м.) слева от текста.

Как с помощью горизонтальной линейки установить отступ(выступ), левую и правую границу текста?

За отступ(выступ), границы текста отвечают маркеры(треугольники) на горизонтальной линейке.

Поможет вам в оформлении текста Панель форматирования.

А теперь построим кластер и узнаем, что можно сделать с помощью этой панели. В центре страницы напишите главное слово нашего урока (форматирование) и будем рядом записывать главные слова, относящиеся к нему. (Учитель устно поясняет каждое понятие, ребята слушают, дома закрепляют, читая параграф.)

с засечками рубленый

красная строка межстрочный

по левому по правому по центру по ширине

Итак, прежде чем вы перейдете к практической части урока, давайте подведем итог теоретической части нашего урока. Я приготовила для вас 6 вопросов.

Простой: Что такое форматирование?

Уточняющий: Я правильно поняла, что форматирование текста, это профессиональное требование, а правило хорошего тона?

Оценочный: В чем разница между форматированием текста и форматированием диска?

Объясняющий: Объясните, как можно форматировать текст? ( здесь можно обсудить различные виды, способы форматирования )

Практический: Где, зачем может пригодится умение форматировать текст в вашей учебной деятельности?

Творческий: А это задание для вас будет домашним. Найдите и сфотографируйте (принесите вырезки) примеры различных шрифтов. Это могут быть вывески магазинов, надписи, реклама, газеты, журналы и т.д. Материал можно прислать на электронную почту учителя или принести на следующий урок в распечатанном виде.

  1. Решение учебных задач. Практическая работа (10 мин) ( работа со слайдом 12 )

Переходим к практической части урока. На столах лежат листы с заданием и образцом, который у вас должен получиться. У вас 15 минут. Читайте внимательно каждый пункт и у вас все получится. Удачи!

С помощью различных параметров форматирования приведите текст в соответствие с указанным образцом:

Картофель – 3 шт

Соленые огурцы – 2 шт

Лук зеленый – 50 г

Масло растительное – 2 ст. ложки

Перец молотый, горчица, укроп – по вкусу

При подаче на стол винегрет уложить горкой в салатник, украсить зеленым салатом, посыпать укропом.

  1. Не забывайте перед форматированием выделять нужный фрагмент текста.
  • 1 строку отцентрировать;
  • 2- 5 строки - выравнивание по левому краю;
  • 6-9 строки - выравнивание по правому краю;
  • В первом абзаце после списка продуктов установить абзацный отступ – 1,5 см, левую границу – 0 см, правую границу – 13 см, выравнивание по ширине;
  • Во втором абзаце после списка продуктов установить абзацный отступ – 9 см, левую границу – 8 см, правую границу – 16 см, выравнивание по ширине.
  1. Использовать следующие шрифты:
  • Заголовок – Arial, полужирный, подчеркивание, размер 18;
  • Названия продуктов – Times New Roman, курсив, размер – 14;
  • Текст рецепта – Courier New, размер 14.
  1. Сохраните текст под именем Винегрет в своей личной папке.
  1. Проверка выполненного задания и выставление отметок. (1-2 мин)

Ребята, спасибо за работу на уроке, все молодцы! Жду ваших творческих работ. До свидания.

1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 5 класс.

1. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

2. Шафрин Ю. А. Информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.

[1] На предыдущих уроках изучены понятия: текстовый документ, этапы создания текстового документа, буфер обмена и работа с ним, работа с горизонтальной линейкой.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Как вы пишите домашнее сочинение? Делаем наброски . Думаем Проверяем и исправляем ошибки Аккуратно переписываем в тетрадь Попробуйте сформулировать тему урока……

Посмотрите на фрагменты текста и сравните их

Попробуйте сформулировать тему урока ….

К размер Ж Ч начертания цвет ФОРМАТИРОВАНИЕ символов шрифт с засечками рубленый каллиграфический декоративный

ФОРМАТИРОВАНИЕ абзацев красная строка межстрочный интервал выравнивание по левому по правому по центру по ширине краю краю

Панель форматирования Сегодня мы освоим только некоторые кнопки этой панели. Но постепенно, работая с текстовыми документами в 6, 7, 8 классах, вы изучите все ее возможности .

Рефлексия Простой: Что такое форматирование? Уточняющий: Я правильно поняла, что форматирование текста, это не профессиональное требование, а правило хорошего тона? Оценочный: В чем разница между форматированием текста и форматированием диска? Объясняющий: Объясните, как можно форматировать текст? Практический: Где, зачем может пригодится умение форматировать текст в вашей учебной деятельности? Творческий : А это задание для вас будет домашним. Найдите и сфотографируйте (принесите вырезки) примеры различных шрифтов. Это могут быть вывески магазинов, надписи, реклама, газеты, журналы и т.д . Материал можно прислать на электронную почту учителя или принести на следующий урок в распечатанном виде.

Спасибо за урок! Жду ваших творческих работ! Урок подготовила учитель информатики Т. А. Степанова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Практическая работа для 8 класса: "Форматирование текста"

Цель данной практическрй работы: ученик научится создавать понятные и грамотные тексты для обмена информацией через овладение способами форматирования текста.

Урок информатики в 5 классе "Форматирование текста - изменение формы представления информации"

Представлена разработка урока информатики в 5 классе по теме "Форматирование текста - изменение формы представления информации" с использование интерактивной доски Smart Board в приложении Smart.


Форматирование текста. 5 класс (КРО)


Разработка открытого урока 5 класс "Форматирование текста"

Техналогическая карта урока Презентация к уроку.


Раздаточный материал. Информатика 4 класс. Форматирование текста.

Раздаточный материал. Информатика 4 класс. Форматирование текста.



Презентация к уроку информатики 8 класс "Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице"

Презентация к уроку № 2 по теме "Разработка Web - сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML".

Планируемые образовательные результаты:
• предметные – представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовыедокументы;
• метапредметные – основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
• личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Цели урока:
• систематизировать представления учащихся об этапе форматирования текстового документа;
• актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых документов в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.




Разработка урока по теме "Форматирование текста". Структура урока с целями и решаемыми задачами на уроке. Технологическая карта урока.

Содержимое разработки

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Конспект урока по информатике в 5 классе

«Форматирование текста

г. Биробиджан, 2020 г.

Структура конспекта урока

· класс: 5 класс

· продолжительности урока: 45 мин.

· номер урока в данной теме: седьмой урок.

· тип урока: освоение нового материала.

· Цель урока: Систематизация представления учащихся о форматировании текстового документа.

Решаемые учебные задачи:

систематизировать представления учащихся об этапе форматирования текстового документа;

2) актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых документов в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Основные понятия:

форматирование текстового документа;

o по левому краю;

o по правому краю;

Средства обучения:

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса ФГОС.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса ФГОС.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Презентация к уроку.

Карточки для работы детей в группе.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД: - убежденность в необходимости использования знаний по данной теме при выполнении заданий из других предметных областей; отношение к информатике, как к предмету позволяющему удовлетворять потребности окружающей действительности.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы с учетом сделанных ошибок, развитие внимательности при работе с различными информационными моделями.

Познавательные УУД: - ориентироваться в разнообразии приемов форматирования текста, строить речевое высказывание в устной и письменной формах.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов, контролировать действия партнера.

Методы обучения

Современные образовательные технологии и методики

Цель использования технологий и методик

Результат использования технологий и методик

создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности, в результате чего и происходит творческое овладение и развитие мыслительных способностей

активация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобладающий характер деятельности

Словесные, наглядные, практические

создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоре для самостоятельного учения и систематизации изученного

при помощи слов, наглядности учатся применять полученные знания на практике

формирования умения находить главное в процессе работы,

находят главное в процессе работы

формирование навыков здорового образа жизни

Повышение мотивации учащихся к ЗОЖ. Положительная динамика влияния занятий спортом на вредные привычки

Использование мультимедиа технологий в учебном процессе предполагает и допускает более полное, более глубокое управление непосредственно самим учебным процессом

Применение ИКТ - технологии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. Их использование дает хорошие результаты, повышает интерес к уроку

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы; метапредметные – основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

коммуникативные - ученик получит возможность выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!

Читайте также: