Конспект гололед старшая группа

Обновлено: 06.07.2024

Цель: приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков безопасного поведения на дорогах в холодное время года.

Обучающие задачи: - расширение кругозора по проблеме влияния погоды на безопасность участников дорожного движения и как с этим справляются;- формирование практических умений пешеходов; - работа в группах.

Воспитательные задачи: - формирование культуры поведения пешеходов на скользкой дороге.

Развивающие задачи: - развитие самостоятельности и умения организовывать свою деятельность в опасной ситуации.

Ход.Ребята, погода очень часто меняется и зимой, и летом. Но, в холодное время года это бывает не безопасно! Потому, что на дорогах возникают опасные ситуации: и для водителей, и для пешеходов. Послушайте, пожалуйста, загадку про такое явление природы, которое может принести много огорчений! Илья приготовил для вас загадку.

Ох, сегодня очень скользко!

Поскользнулся бедный Колька!

И барахтался на льду

У девчонок на виду.

Чтоб никто не падал с ног,

Сыпят дворники песок.

В: правильно, ребята! Гололед – это слой плотного льда. Он образуется на поверхности дорог, тротуарах, а на поверхности земли образуется гололедица. На транспорте должна быть зимняя шипованная резина. Водители должны быть очень внимательными, так же, как и пешеходы. Не в коем случае нельзя бегать около проезжей части, а идти спокойно. Егор и Аня М. приготовили вам стихи про эти опасные природные явления.

Лед у дома, у ворот.

Я люблю скользить по льду,

Хоть куда по льду пойду.

Но едва лишь сделал шаг,

На дорожку тут же – шмяк!

Как же в садик мне дойти?

Не ползком туда ж ползти?!

По чуть-чуть скольжу вперед.

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица.

В: как вы думаете, что люди придумали, для того, чтобы опасный лед стал безопасным?

Д: есть специальные посыпочные машины, которые посыпают дороги песком. Дорожники посыпают песком тротуары, дороги во дворах. В детском саду посыпает дорожки дворник.

В: все правильно сказали! Еще есть специальная техника, которая посыпает проезжую часть песком (показ). Еще придумали специальные накладки на обувь с шипами (показ). А что же делать, если закончился песок? Сломалась машина? Сильный ветре сдул с дорожки песок?

Д: нужно идти очень осторожно, держаться за руки, не бежать, не толкаться.

В: все правила безопасного поведения знаете! Сейчас мы проверим ваши умения! Давайте представим, что сегодня ужасный гололед, а мы отправились на прогулку. Ваша задача перейти на другую сторону дороги по пешеходному переходу, соблюдая все правила дорожного движения.

В:(напоминает детям) на тротуаре у пешеходного перехода остановились, посмотрели направо, налево, убедились в безопасности, перешли дорогу! Готовы?

В:отлично! Посмотрели на право, на лево, убедились в безопасности, перешли дорогу! Никто не поскользнулся, не упал, никто не толкался. Не все ребята были внимательными, не смотрели под ноги! В следующий раз будьте внимательнее! Ребята, а вы любите кататься на санках? Вы знаете, как правильно пересекать дорогу на санках? Подъезжая на санках к проезжей части нужно остановиться, слезть с санок, и идти рядом со взрослымВы такие молодцы, давайте немного отдохнем!

Физ. Минутка:

Внимание, зима идет

На дорогах гололед!

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Дворник улицу метет,

Стороной идет народ.

Очень скользкая дорога,

Сколько бед от гололеда!

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях – гололеде, гололедице.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о способах безопасного поведения на улице во время гололеда на дороге. Формировать целостную картину мира, расширить кругозор в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, правил поведения в стандартных опасных ситуациях. Развивать художественное восприятие.

Словарная работа: гололед, гололедица.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы живем в красивом городе Красноуральске. Особенно прекрасен наш город зимой: кругом много снега, деревья покрыты серебристым инеем. По широким заснеженным улицам движутся автомобили, едут автобусы, по тротуару ходят пешеходы, и никто ни кому не мешает, потому что все выполняют правила дорожного движения.

Зима (хорошо много снега, дети лепят снежные постройки; плохо на дорогах пробки, заносы).

Лед (катание на коньках, играем в хоккей, зимняя рыбалка; плохо аварии на дорогах, падение людей).

Зимой очень часто на дороге образуется гололед и гололедица.

Гололед – это слой плотного льда, который образовался на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах.

Гололедица образуется только на поверхности земли. И сегодня мы с вами поговорим о том, как надо себя вести на скользкой дороге.

Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!

Воспитатель: Как вы думаете, почему никто не радуется тому, что на улице гололедица?

Дети: (скользко, падают)

Воспитатель: Может кто-нибудь еще знает стихотворение про гололед.

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела,

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа.

Соль насыпать и песок

Чтоб пройти мог пешеход.

Пешеходы в гололед тоже должны быть внимательными и осторожными. Обувь должна быть на пористой основе, так как она меньше скользит по льду.

По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка.

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! Ответил ей мальчик. – Это просто старушка.

Воспитатель: Почему старушка упала?

Дети: Она упала потому что скользко, гололед.

Воспитатель: а что бы вы сделали если бы оказались рядом с бабушкой (ответы детей)

Воспитатель: А какой мальчик?

Дети: добрый, внимательный, отзывчивый.

Воспитатель: Ребята как надо передвигаться по дороге (смотреть себе под ноги, стараться обходить опасные места).

Когда дорога очень скользкая и по ней тяжело идти, необходимо соблюдать определенные правила.

Правила:

По возможности нужно обходить скользкие участки; идти нужно осторожно, наступая на всю стопу. Чтобы не получить травму – надо уметь падать правильно: если вы поскользнулись, постарайтесь упасть вперед, на живот, вытянув вперед руки, слегка согнутые в локтях – чтобы не было перелома, ладони смягчают удар. При падении голову нужно приподнять, чтобы не поранить лицо; не падайте на колени: лучше запачкать одежду, нежели получить серьезную травму. Если вы падаете назад, успейте сгруппироваться , округлив спину и поджав колени к животу. (Падение на спину плашмя может привести к травме позвоночника).

Воспитатель: что может произойти, если вы неправильно упали?

Дети: сломать руку, ногу, получить травму и попасть в больницу.

И еще одно важное правило, которое обязательно нужно помнить: будьте особенно внимательными, когда переходите дорогу! Ни в коем случае не нарушайте правила перехода через улицу. На гололеде автомобиль может занести, и он не успеет вовремя затормозить.

Проведем эксперимент: сначала надо толкнуть машинку по ковру, а затем по гладкому полу. Почему по ковру машина проехала меньше расстояние, чем по гладкой поверхности?

Дети: чем более скользкой будет поверхность, тем дальше укатится машинка.

Ребята, многие из вас не раз ездили с папой на машине. А как папа должен вести машину, чтобы избежать заносов на дороге?

Дети: двигаться с невысокой скоростью. Держать дистанцию между машинами, избегать резкого торможения на поворотах, плавно поворачивать руль, ехать с включенными фарами.

Ребята, а какие вы знаете пословицы о дороге?

Тише едешь – дальше будешь. В темную ночь дорога далека. Дорога даже в ухабах, лучше бездорожью И на ровной дороге люди ломают ноги.

игра "Прокати на саночках безопасно"

(на листах из картона - это воображаемые санки, дети везут игрушку до ориентира и обратно. 2 команды.)

игра "Хоккей"

(2 команды, 2 клюшки, 2 воздушных шара. 2 е ворот (стулья стоят на определённом расстоянии от команд) Клюшкой довести воздушный шарик и загнать "шайбу"между ножек стула "ворота"

игра "Поровозик"

(2 команды, первый ребёнок бежит, оббегает ориентир, бежит к команде, второй зацепляется руками за первого, бегут вдвоём, оббегают ориентир, бегут за третьим и т.д.)

Вед: спасибо вам, ребята, что помогли мне, всё правильно объяснили коту и лисе, о опасностях на дороге, на тонком льду, о опасных спусках с горы. Молодцы, а самое главное сами помните о правилах безопасности и выполняйте их. До новых встреч.

при неблагопр иятных пого дных условиях - гололеде, гол оледице.

- Уточнить и раз решить представлен ия детей о спосо бах безопасного

поведения на у лице во время гололед а на дороге. - Формиров ать целостну ю

картину мира, расширить кругозо р в части представле ние о возможных

опасностях, с пособа их избеган ия, способах со хранения здоровь я и жизни.

- Развивать своб одное общение со вз рослыми и де тьми в пр оцессе освоения,

способов без опасного поведения, правил поведения в стандартных опас ных

Воспитатель: Ре бята мы живем в красивом городе Саранс ке. Особенно

прекрасен наш г ород зимой: кру гом много снега, де ревья покрыты

серебристым инеем. По шир оким заснеженным у лицам движется

автомобили, е дут автобусы, по тр отуарам ходят пеше ходы и никто ник ому не

мешает, потому что все выполняют правила дорожн ог о движения.

Зима (хорошо мн ого снега, дети леп ят снежные п остройки; плохо на дорогах,

Лед ( катание на к оньках, играем в х оккей, зимняя рыб алка; Плохо ава рии на

Зимой очень часто на дороге об разуется гололедица и гололед.

Гололед - это сло й плотного льда, кот орый образу ет на поверхности земл и,

Гололедица о бразуется только на поверхности земли И сегодня мы с вам и

поговорим о т ом, как надо себя вести на скользкой доро ге.

Воспитатель: Как в ы думаете, почему ни кто не радуется тому , что на улице

Воспитатель: М ожет кто - нибудь еще знает стихотворен ие про гололе д.

Пешеход в гололе д должны б ыть вниматель ны и осторожными. Обу вь

должна быть на пористой основе, т ак как она меньше сколь зит по льду.

По ул ице шли мальчик и девочка. А впереди их шла ст арушка. Было оче нь

- Подержи мои к нижки! - крикнул мальчик, передал девочк е свою сумку и

бр осился н а помощь стару шке. Когда он верну лся, девочка спросила его :

- Да нет же! Ответи л ей мальчик. - Это п росто старушка.

Воспитатель: А то бы вы сделали, есл и оказались ряд ом с бабушкой

Воспитатель: ре бята как над о передвигаться по дороге ( см отреть себе п од

Когда дорога оч ень скользкая, и п о ней тяжело идт и, необходимо со блюдать

По возможност и нужно обходить ск ользкие у частки; идти ну жно осторожно,

наступать на вся ст опу. Чтобы не п олучить травму - надо у меть падать

правильно: е сли вы подскользнет есь, постарайтесь у пасть вперед, на ж ивот,

вытянув в пере д руки, слегка согну тые в локтях - чтобы не б ыло перелома,

ладони смягчают удар. При па дении голову нужно при поднять,что бы не

поранить лицо ; не падайте на коле ни: лу чше запачкать одежду , нежели

получить серьез ную травме. Если вы падаете наза д, успейте

сгруппироваться, о кругл ив спину , и поджав коле ни к животу . ( Падение на

спину плашмя мо жет привести к травм е позвоночника).

Воспитатель: Чт о может произойти е сли вы неправиль но упали?

Дети: СЛОМАТ Ь руку, ногу, полу чить травму и попасть в больницу .

И Еще одно важ ное правило, к оторое обязательно нужно помнить : Будьте

особенно внимат ельны, когда пе реходите дор огу! Ни в коем случае не

нарушайте пр авила перехода че рез улицу. Н а гололеде автомобиль мо жет

Проведем экспе римент: Сначала нужно толкну ть машинку по ков ру, а затем

по гладкому полу. Почему по к овру машина проехала м еньше расст ояние,

Дети: Чем более скользкой бу дет поверхность, тем дальше укатится

Воспитатель: Ре бята, многие из вас не раз ездил и с папой на машин е. А как

папа должен в ести машину , чтобы избежать заносов на дороге?

Дети:Двигаться с невысокой ско ростью. Держать диста нцию между

машинами, изб егать резкого т орможения на пов оротах, плавно пов орачивать

2 команды, 2 клю шки, 2 мяча, 2 - е ворот( Стулья) Ворота стоя т на

Дети сидят на сту льчиках воспитател ь называет различ ные предметы, если

предмет имеет отношение к до рожному движению ( например, троту ар,

пешеход, свет офор, дорожный зна к, автомобили, м остовая, трамвай, автобус,

автобусная оста новка, путь, перекресток, опасность, метро, машина, игра,

развлечение, от дых, возду шный шар, кукла, мяч), то дети поднимаю т руки.

Цель : продолжать ознакомить с сезонным явлением — гололедом, со свойствами льда.

Обогащение словаря : не едется, гололедица, забита лужа, стужа. Почему дорожки посыпаны песком? (Скользко). Как называется это явление природы? Гололёд.

Кто может объяснить это явление? Вчера была оттепель, а ночью ударил мороз, и на улице появился гололед.

Не идёт и не едется,

Потому что гололедица!

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется?! (В. Берестов)

Почему появился лёд? Назовите свойства льда. Лёд, какой? (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий; по нему можно кататься на коньках). Как сделать, чтобы было не скользко.

Снег на улице и стужа.
Крепким льдом забита лужа. (В. Ланцетти)

Дидактические игры.

"Было — будет". Воспитатель предлагает глагол в прошедшем времени, дети образуют форму будущего времени.

Цель - проследить за правильным использованием слов в прошлом, настоящем и будущем временах.

"Какой лёд?" — дети дают описание льда.

Цель : научить детей подбирать относительные прилагательные, расширить их словарный запас.

"Составь узор"- составить узор из цветных льдинок. Цель: развитие мелкой моторики рук. Подвижные игры.

Ровным кругом, друг за другом, мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе сделаем . вот так.

Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действия вратаря в хоккее, а также любое другое действие, характерное для одного из зимних видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь другого из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения спортсменов, не повторять уже показанных. Цели: развивать внимание, воображение.

Индивидуальная работа.

Трудовая деятельность. Посыпать дорожки песком. Расчистить место для ледяной дорожки.

Читайте также: