Конспект гололед старшая группа
Обновлено: 06.07.2024
Цель: приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков безопасного поведения на дорогах в холодное время года.
Обучающие задачи: - расширение кругозора по проблеме влияния погоды на безопасность участников дорожного движения и как с этим справляются;- формирование практических умений пешеходов; - работа в группах.
Воспитательные задачи: - формирование культуры поведения пешеходов на скользкой дороге.
Развивающие задачи: - развитие самостоятельности и умения организовывать свою деятельность в опасной ситуации.
Ход.Ребята, погода очень часто меняется и зимой, и летом. Но, в холодное время года это бывает не безопасно! Потому, что на дорогах возникают опасные ситуации: и для водителей, и для пешеходов. Послушайте, пожалуйста, загадку про такое явление природы, которое может принести много огорчений! Илья приготовил для вас загадку.
Ох, сегодня очень скользко!
Поскользнулся бедный Колька!
И барахтался на льду
У девчонок на виду.
Чтоб никто не падал с ног,
Сыпят дворники песок.
В: правильно, ребята! Гололед – это слой плотного льда. Он образуется на поверхности дорог, тротуарах, а на поверхности земли образуется гололедица. На транспорте должна быть зимняя шипованная резина. Водители должны быть очень внимательными, так же, как и пешеходы. Не в коем случае нельзя бегать около проезжей части, а идти спокойно. Егор и Аня М. приготовили вам стихи про эти опасные природные явления.
Лед у дома, у ворот.
Я люблю скользить по льду,
Хоть куда по льду пойду.
Но едва лишь сделал шаг,
На дорожку тут же – шмяк!
Как же в садик мне дойти?
Не ползком туда ж ползти?!
По чуть-чуть скольжу вперед.
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
В: как вы думаете, что люди придумали, для того, чтобы опасный лед стал безопасным?
Д: есть специальные посыпочные машины, которые посыпают дороги песком. Дорожники посыпают песком тротуары, дороги во дворах. В детском саду посыпает дорожки дворник.
В: все правильно сказали! Еще есть специальная техника, которая посыпает проезжую часть песком (показ). Еще придумали специальные накладки на обувь с шипами (показ). А что же делать, если закончился песок? Сломалась машина? Сильный ветре сдул с дорожки песок?
Д: нужно идти очень осторожно, держаться за руки, не бежать, не толкаться.
В: все правила безопасного поведения знаете! Сейчас мы проверим ваши умения! Давайте представим, что сегодня ужасный гололед, а мы отправились на прогулку. Ваша задача перейти на другую сторону дороги по пешеходному переходу, соблюдая все правила дорожного движения.
В:(напоминает детям) на тротуаре у пешеходного перехода остановились, посмотрели направо, налево, убедились в безопасности, перешли дорогу! Готовы?
В:отлично! Посмотрели на право, на лево, убедились в безопасности, перешли дорогу! Никто не поскользнулся, не упал, никто не толкался. Не все ребята были внимательными, не смотрели под ноги! В следующий раз будьте внимательнее! Ребята, а вы любите кататься на санках? Вы знаете, как правильно пересекать дорогу на санках? Подъезжая на санках к проезжей части нужно остановиться, слезть с санок, и идти рядом со взрослымВы такие молодцы, давайте немного отдохнем!
Физ. Минутка:
Внимание, зима идет
На дорогах гололед!
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололед,
И машины все несет.
Дворник улицу метет,
Стороной идет народ.
Очень скользкая дорога,
Сколько бед от гололеда!
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях – гололеде, гололедице.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о способах безопасного поведения на улице во время гололеда на дороге. Формировать целостную картину мира, расширить кругозор в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, правил поведения в стандартных опасных ситуациях. Развивать художественное восприятие.
Словарная работа: гололед, гололедица.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы живем в красивом городе Красноуральске. Особенно прекрасен наш город зимой: кругом много снега, деревья покрыты серебристым инеем. По широким заснеженным улицам движутся автомобили, едут автобусы, по тротуару ходят пешеходы, и никто ни кому не мешает, потому что все выполняют правила дорожного движения.
Зима (хорошо много снега, дети лепят снежные постройки; плохо на дорогах пробки, заносы).
Лед (катание на коньках, играем в хоккей, зимняя рыбалка; плохо аварии на дорогах, падение людей).
Зимой очень часто на дороге образуется гололед и гололедица.
Гололед – это слой плотного льда, который образовался на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах.
Гололедица образуется только на поверхности земли. И сегодня мы с вами поговорим о том, как надо себя вести на скользкой дороге.
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!
Воспитатель: Как вы думаете, почему никто не радуется тому, что на улице гололедица?
Дети: (скользко, падают)
Воспитатель: Может кто-нибудь еще знает стихотворение про гололед.
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололед,
И машины все несет.
Тротуары как каток,
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела,
Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда!
Есть для дворников работа.
Соль насыпать и песок
Чтоб пройти мог пешеход.
Пешеходы в гололед тоже должны быть внимательными и осторожными. Обувь должна быть на пористой основе, так как она меньше скользит по льду.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! Ответил ей мальчик. – Это просто старушка.
Воспитатель: Почему старушка упала?
Дети: Она упала потому что скользко, гололед.
Воспитатель: а что бы вы сделали если бы оказались рядом с бабушкой (ответы детей)
Воспитатель: А какой мальчик?
Дети: добрый, внимательный, отзывчивый.
Воспитатель: Ребята как надо передвигаться по дороге (смотреть себе под ноги, стараться обходить опасные места).
Когда дорога очень скользкая и по ней тяжело идти, необходимо соблюдать определенные правила.
Правила:
По возможности нужно обходить скользкие участки; идти нужно осторожно, наступая на всю стопу. Чтобы не получить травму – надо уметь падать правильно: если вы поскользнулись, постарайтесь упасть вперед, на живот, вытянув вперед руки, слегка согнутые в локтях – чтобы не было перелома, ладони смягчают удар. При падении голову нужно приподнять, чтобы не поранить лицо; не падайте на колени: лучше запачкать одежду, нежели получить серьезную травму. Если вы падаете назад, успейте сгруппироваться , округлив спину и поджав колени к животу. (Падение на спину плашмя может привести к травме позвоночника).
Воспитатель: что может произойти, если вы неправильно упали?
Дети: сломать руку, ногу, получить травму и попасть в больницу.
И еще одно важное правило, которое обязательно нужно помнить: будьте особенно внимательными, когда переходите дорогу! Ни в коем случае не нарушайте правила перехода через улицу. На гололеде автомобиль может занести, и он не успеет вовремя затормозить.
Проведем эксперимент: сначала надо толкнуть машинку по ковру, а затем по гладкому полу. Почему по ковру машина проехала меньше расстояние, чем по гладкой поверхности?
Дети: чем более скользкой будет поверхность, тем дальше укатится машинка.
Ребята, многие из вас не раз ездили с папой на машине. А как папа должен вести машину, чтобы избежать заносов на дороге?
Дети: двигаться с невысокой скоростью. Держать дистанцию между машинами, избегать резкого торможения на поворотах, плавно поворачивать руль, ехать с включенными фарами.
Ребята, а какие вы знаете пословицы о дороге?
Тише едешь – дальше будешь. В темную ночь дорога далека. Дорога даже в ухабах, лучше бездорожью И на ровной дороге люди ломают ноги.
игра "Прокати на саночках безопасно"
(на листах из картона - это воображаемые санки, дети везут игрушку до ориентира и обратно. 2 команды.)
игра "Хоккей"
(2 команды, 2 клюшки, 2 воздушных шара. 2 е ворот (стулья стоят на определённом расстоянии от команд) Клюшкой довести воздушный шарик и загнать "шайбу"между ножек стула "ворота"
игра "Поровозик"
(2 команды, первый ребёнок бежит, оббегает ориентир, бежит к команде, второй зацепляется руками за первого, бегут вдвоём, оббегают ориентир, бегут за третьим и т.д.)
Вед: спасибо вам, ребята, что помогли мне, всё правильно объяснили коту и лисе, о опасностях на дороге, на тонком льду, о опасных спусках с горы. Молодцы, а самое главное сами помните о правилах безопасности и выполняйте их. До новых встреч.
при неблагопр иятных пого дных условиях - гололеде, гол оледице.
- Уточнить и раз решить представлен ия детей о спосо бах безопасного
поведения на у лице во время гололед а на дороге. - Формиров ать целостну ю
картину мира, расширить кругозо р в части представле ние о возможных
опасностях, с пособа их избеган ия, способах со хранения здоровь я и жизни.
- Развивать своб одное общение со вз рослыми и де тьми в пр оцессе освоения,
способов без опасного поведения, правил поведения в стандартных опас ных
Воспитатель: Ре бята мы живем в красивом городе Саранс ке. Особенно
прекрасен наш г ород зимой: кру гом много снега, де ревья покрыты
серебристым инеем. По шир оким заснеженным у лицам движется
автомобили, е дут автобусы, по тр отуарам ходят пеше ходы и никто ник ому не
мешает, потому что все выполняют правила дорожн ог о движения.
Зима (хорошо мн ого снега, дети леп ят снежные п остройки; плохо на дорогах,
Лед ( катание на к оньках, играем в х оккей, зимняя рыб алка; Плохо ава рии на
Зимой очень часто на дороге об разуется гололедица и гололед.
Гололед - это сло й плотного льда, кот орый образу ет на поверхности земл и,
Гололедица о бразуется только на поверхности земли И сегодня мы с вам и
поговорим о т ом, как надо себя вести на скользкой доро ге.
Воспитатель: Как в ы думаете, почему ни кто не радуется тому , что на улице
Воспитатель: М ожет кто - нибудь еще знает стихотворен ие про гололе д.
Пешеход в гололе д должны б ыть вниматель ны и осторожными. Обу вь
должна быть на пористой основе, т ак как она меньше сколь зит по льду.
По ул ице шли мальчик и девочка. А впереди их шла ст арушка. Было оче нь
- Подержи мои к нижки! - крикнул мальчик, передал девочк е свою сумку и
бр осился н а помощь стару шке. Когда он верну лся, девочка спросила его :
- Да нет же! Ответи л ей мальчик. - Это п росто старушка.
Воспитатель: А то бы вы сделали, есл и оказались ряд ом с бабушкой
Воспитатель: ре бята как над о передвигаться по дороге ( см отреть себе п од
Когда дорога оч ень скользкая, и п о ней тяжело идт и, необходимо со блюдать
По возможност и нужно обходить ск ользкие у частки; идти ну жно осторожно,
наступать на вся ст опу. Чтобы не п олучить травму - надо у меть падать
правильно: е сли вы подскользнет есь, постарайтесь у пасть вперед, на ж ивот,
вытянув в пере д руки, слегка согну тые в локтях - чтобы не б ыло перелома,
ладони смягчают удар. При па дении голову нужно при поднять,что бы не
поранить лицо ; не падайте на коле ни: лу чше запачкать одежду , нежели
получить серьез ную травме. Если вы падаете наза д, успейте
сгруппироваться, о кругл ив спину , и поджав коле ни к животу . ( Падение на
спину плашмя мо жет привести к травм е позвоночника).
Воспитатель: Чт о может произойти е сли вы неправиль но упали?
Дети: СЛОМАТ Ь руку, ногу, полу чить травму и попасть в больницу .
И Еще одно важ ное правило, к оторое обязательно нужно помнить : Будьте
особенно внимат ельны, когда пе реходите дор огу! Ни в коем случае не
нарушайте пр авила перехода че рез улицу. Н а гололеде автомобиль мо жет
Проведем экспе римент: Сначала нужно толкну ть машинку по ков ру, а затем
по гладкому полу. Почему по к овру машина проехала м еньше расст ояние,
Дети: Чем более скользкой бу дет поверхность, тем дальше укатится
Воспитатель: Ре бята, многие из вас не раз ездил и с папой на машин е. А как
папа должен в ести машину , чтобы избежать заносов на дороге?
Дети:Двигаться с невысокой ско ростью. Держать диста нцию между
машинами, изб егать резкого т орможения на пов оротах, плавно пов орачивать
2 команды, 2 клю шки, 2 мяча, 2 - е ворот( Стулья) Ворота стоя т на
Дети сидят на сту льчиках воспитател ь называет различ ные предметы, если
предмет имеет отношение к до рожному движению ( например, троту ар,
пешеход, свет офор, дорожный зна к, автомобили, м остовая, трамвай, автобус,
автобусная оста новка, путь, перекресток, опасность, метро, машина, игра,
развлечение, от дых, возду шный шар, кукла, мяч), то дети поднимаю т руки.
Цель : продолжать ознакомить с сезонным явлением — гололедом, со свойствами льда.
Обогащение словаря : не едется, гололедица, забита лужа, стужа. Почему дорожки посыпаны песком? (Скользко). Как называется это явление природы? Гололёд.
Кто может объяснить это явление? Вчера была оттепель, а ночью ударил мороз, и на улице появился гололед.
Не идёт и не едется,
Потому что гололедица!
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?! (В. Берестов)
Почему появился лёд? Назовите свойства льда. Лёд, какой? (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий; по нему можно кататься на коньках). Как сделать, чтобы было не скользко.
Снег на улице и стужа.
Крепким льдом забита лужа. (В. Ланцетти)
Дидактические игры.
"Было — будет". Воспитатель предлагает глагол в прошедшем времени, дети образуют форму будущего времени.
Цель - проследить за правильным использованием слов в прошлом, настоящем и будущем временах.
"Какой лёд?" — дети дают описание льда.
Цель : научить детей подбирать относительные прилагательные, расширить их словарный запас.
"Составь узор"- составить узор из цветных льдинок. Цель: развитие мелкой моторики рук. Подвижные игры.
Ровным кругом, друг за другом, мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе сделаем . вот так.
Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действия вратаря в хоккее, а также любое другое действие, характерное для одного из зимних видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь другого из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения спортсменов, не повторять уже показанных. Цели: развивать внимание, воображение.
Индивидуальная работа.
Трудовая деятельность. Посыпать дорожки песком. Расчистить место для ледяной дорожки.
Читайте также: