Конспект урока много дел для рук умелых

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: расширить знания учащихся о разнообразном мире профессий

1.Формировать умение называть наиболее распространенные профессии людей.

2.Формировать умение подбирать орудия труда и действия людей к соответствующей профессии;

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий

Организационный момент

С каким настроением вы пришли на урок? Покажите с помощью карточек (тучка или солнышко.

2. Минутка календаря

- А урок мы начнем с минутки календаря. Постарайтесь найти самое яркое, самое точное слово для описания сегодняшнего утра.

Сегодня….(число, месяц, день недели)
Температура воздуха…
Ветер….
Осадки…

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого

человека. Но сначала заполним кроссворд.

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Салаты, винегреты? (Повар)

Кто снимается в кино или выступает на сцене? (Артист)

Кто строит жилье? (Строитель)

Встаем мы очень рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу. (Шофер)

Кто нас одевает в красивые платья,

Кто шьет нам наряды,

Чтоб было приятно? (Швея)

Кто дарит нам сказки,

Рассказы и басни,

Кто мир для читателя

Делает прекрасней? (Писатель)

Кто рано встает и коров выгоняет,

Чтоб вечером мы напились молока? (Пастух)

Мы учим детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

Кто знает дороги отлично воздушные

И нас перевозит туда, куда нужно? (Летчик)

Учитель: - Какое ключевое слово в этом кроссворде? (Профессия)

- Сегодня на занятии мы повторим и закрепим наши знания о разных профессиях.

4. Работа над новым материалом.

Трактор водит… (тракторист), В шахте трудится … (шахтёр),

Электричку – … (машинист), В доме свет провёл… (монтёр),

Стены выкрасил … (маляр), В жаркой кузнице – … (кузнец),

Доску выстругал… (столяр), Кто всё знает – молодец!

- А что же такое профессия?

(Ответы учеников: - Профессия- это название человека, который занимается работой.

- Профессия- это кем ты работаешь.

- Профессия - это важная работа.)

- Учитель. У каждого на столе листок с заданием. Возьмите ручку и соедините стрелочкой

название профессии и место, где используется эта профессия.

детский сад рабочий

Мы в профессии играли –

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь у нас в руках -

Быстро едим по горам!

А теперь на стройке мы,

Кладём ровно кирпичи.

Раз - кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Снова сесть нам всем пора.

Учитель. По опорным словам отгадайте профессию,

Карточки с опорными словами: небо, самолёт, штурвал, аэропорт, трап (Лётчик);

расческа, ножницы, зеркало, лак для волос, фен (Парикмахер);

тетради, школа, доска, мел, журнал (Учитель);

участок земли, машины, скот, урожай, ферма (Фермер).

колесо, дорога, руль, машина

Каждой профессии присущи свои предметы труда, важные и необходимые. По предметам

можно догадаться, о какой профессии идёт речь. Этим мы с вами сейчас и займемся. Я

(Дети вынимают предметы из мешочка и говорят в какой профессии нельзя обойтись без этого

Кисть (художник), гвоздь (строитель), расчёска (парикмахер), конверт (почтальон), шприц

(врач), нитки (портной), ключ (механизатор), ручка(учитель), фонендоскоп(врач).

7. Подведение итогов урока

Урок подошёл к концу.

-Дети, о чем мы сегодня говорили на уроке?

- Какое больше всего задание вам понравилось выполнятт?

- Молодцы! Сегодня на уроке все старались, очень хорошо работали на уроке. Вы сейчас сами оцените свою работу. Если вы справились с заданиями, у вас все получилось - показывайте солнышки, если не очень хорошо работали – солнышко и тучку, если плохо – тучку.

8. Рефлексия

Труд строителя всем нужен? Да

Нужен всем вкусный ужин? Да

Доктор, чтобы всех лечил? Да

И учитель, чтоб учил? Да

Летчик нужен, чтоб летать? Да

Ну, а ты кем хочешь стать?

Сейчас мы встанем вкруг, возьмемся за руки и проведём игру «Я мечтаю стать…, потому что…, а

Учитель: Профессий на свете очень много, никто даже сказать не может точно, сколько их всего.

А что их всех объединяет? (Что они трудятся не только для себя, но и для других людей.) Спасибо

9. Домашнее задание.

-На этом урок закончен. Спасибо всем за работу.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 227 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.11.2020 148
  • DOCX 20.1 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ходунова Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; карточки с изображением людей различных профессий; изображения сказочных героев – Емели и Золушки; высказывания о труде, смайлики для рефлексии.

Ход занятия

1. Оргмомент

(Задача: настроить ребят на доброжелательное рабочее настроение.)

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками.

Введение в тему

- Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия, а чтобы узнать её, давайте послушаем наших ребят, которые выучили стихотворения.
(Задача: развивать познавательный интерес, память, внимание, речь.)

Стол, за которым мы сидим,
Кровать, в которой мы спим,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.

По душе найди работу,
Будь в ней мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!

Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.

Воспитатель: - Как вы думаете, о чём эти стихотворения? (Ответы детей).

2. Основная часть

- Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду.

Работа над высказываниями. На доске

- Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.

- В первую очередь человек для чего трудится? (Чтобы прокормить себя, семью, обеспечить всем необходимым.)

То есть труд – это добывание пропитания.

Но ведь не всякий труд ради добывания пропитания считается достойным человека. Все мы знаем, что некоторые зарабатывают деньги воровством, стараются словчить, обмануть другого, получить больше, чем заслуживают.

Можно ли уважать таких людей?

Каким должен быть труд? (честным)

Правильно. Главная составляющая любого труда – это честность.

- Труд всегда был основой нашей жизни. Недаром народ слагал сказки о труде и лени и высмеивал в них лень и славил трудолюбие. Назовите героев сказок – лентяев и трудолюбивых. Назовите название сказки. (Морозко, 12 месяцев, Золушка, По щучьему веленью)

- Сегодня к нам в гости пришли некоторые из них. Вы узнали их? Кто это?

На доске 2 сказочных героя – Емеля и Золушка.

- К какому герою больше всего подходит пословица

- Послушайте внимательно, какую загадку вам хочет загадать Золушка. О чем эта загадка? (3 слайд)

Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за горами –
День и ночь со мной:
Целый десяток верных ребяток. (Руки)

- А как вы думаете, почему, Золушка загадала загадку про руки, если тема нашего занятия - труд? Правильно, все что мы делаем, мы делаем с помощью рук.

Погляди дружок на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Все, решительно все, сделали человеческие руки. Все могут, все умеют, со всем справляются. Надо только приучить их к хорошему делу. И у каждого из вас, я уверена, руки уже умелые и быстрые, как у Золушки. Много дел она успевает делать за день. И вас хочет проверить, как быстро у вас работают руки. Она предлагает вам такую игру: кто быстрее смотает веревочку.

Правила: На конце палочки закреплена веревочка, нужно смотать на палочку веревку, кто быстрее это сделает.

Цель: Развитие мелкой моторики

- Все люди живут на свете по правилам. По каким? (Ответы детей)

Но у наших гостей таких правил нет. И им тяжело жить без них. Попробуем им помочь.

(На доске в разброс расположены правила для ленивых и тружеников, нам нужно составить правила для Емели и для Золушки)

Для Емели

  • Никогда не причесывайся, пальчики натрудишь.
  • Не берись за веник, спинка заболит.
  • Не клади в рот кашу, устанешь жевать.
  • Побольше спи, поменьше разговаривай, язычок намозолишь.
  • Не смотри телевизор, а то глазки устанут.
  • Никуда не ходи, ножки устанут.
  • Ходи в дырявых штанах, не бери в руки иголку, пальчики уколешь.

Для Золушки

  • Вставай пораньше, успеешь больше.
  • В доме содержи порядок.
  • Следи за своим внешним видом.
  • Помогай старшим и младшим.
  • Выполняй все то, о чем попросят тебя родители.
  • Учись любому делу, оно всегда пригодиться в жизни.

А вам какие правила больше нравятся? Если нам не нужны правила ленивых, давайте их порвем и выбросим.

Золушка предлагает проверить, умеет ли наша голова думать, а руки работать.

Выберите то дело, которое вы умеете делать.

На карточках изображены люди, которые делают, какое либо дело, дети выбирают то дело, которое им по душе. На обороте карточки написана незаконченная мысль, ребята пытаются ее закончить.

Цель: Развитие логического мышления, словарного запаса.

Образец: Если я умею мыть пол, то в моем доме всегда будет чисто и уютно.

- Если я умею шить, то….
- Если я умею мыть посуду, то….
- Если я умею делать скворечники, то…
- Если я умею копать картофель, то …
- Если я умею готовить еду, то….
- Если я занимаюсь спортом, то…
- Если я умею пылесосить , то…..
- Если я умею ухаживать за цветами, то…
- Если я умею сажать деревья, то…..
- Если я умею мыть пол, то в моем доме всегда будет чисто и уютно.

А может быть можно пролежать всю жизнь на печи, как Емеля? Что же может произойти? (Оценить рассуждения детей, выделить более ценную мысль)

- Я предлагаю на минутку задуматься, что жизнь человека без работы, без труда. И дома, и на работе никто ничего не делает, не хотят работать на заводах и на фабриках, в больнице, в магазине.

Представьте себе, что на заводах, фабриках, в селе, в больницах, в школах трудятся одни Емели.

- Произошла авария, а Емеля-электрик лежит на печи.

Дети: - Нет электричества, не работают стиральные машины, утюги, телевизоры, компьютеры и т.д.

В.: - Емеля - портной.

Дети: - Все люди останутся без одежды.

В.: - Емеля - строитель.

Дети: - Не будет домов, и людям негде будет жить, а на улице они заболеют, замерзнут.

В. Емеля - хлебороб не хочет выращивать хлеб.

В.: -Емеля – повар не желает слезать с печи.

Дети: - Все будут без пищи, а без пищи человек долго не проживет, и жизнь тогда прекратится.

- Правильно, люди работают везде и в городах, и в селах, на заводах, фабриках, в поле, на ферме.

Нужны ли нам такие Емели?

5. Инсценировка “Сказка про лень”

(действующие лица: лодыри, аптекарь)

Лодыри: Дайте средство нам от лени, от не могу и не хочу.

Аптекарь:

Есть душистое втиранье от укусов комаров,
Есть микстура от чиханья, проглотил – и будь здоров
Есть микстура от мигрени, а лекарства нет от лени.

Лентяй:

Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства принимать его могли
Появись лекарство это, я купил бы два пакета.
Нет не два, а целых три нужно, что не говори.

Аптекарь:

Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.

- Ребята, а вы как считаете, нужно ли лекарство от лени? (Нет, это зависит от самого человека)

Труд – основа жизни, по отношению к труду судят о человеке, кто он?

Слова, которыми называют ленивого и трудолюбивого человека разлетелись по классу (лодырь, лентяй, бездельник, неумеха, тунеядец).. Нам нужно найти их и собрать все вместе.

Как относятся к лентяям люди? (смеются над ними, не уважают)

И, наоборот, как относятся люди к труженикам? Как называют такого человека? (труженик, трудяга, мастер - золотые руки)

6. Словарная работа

Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек. (4 слайд)

Трудолюбивый – любящий трудиться.

7. Физминутка

- Ребята, а Емеля с нами не согласен, он говорит, что тоже много дел делает, лежа на печи: спит, ест, лежит. Вот эта жизнь!

А давайте попробуем научить Емелю трудиться. Покажем ему, что у нас есть такое умение – как видеть работу, потому что, сейчас везде очень ценятся люди, которые обладают этим умением.

На столах приготовлены виды работ:

Ребята находят себе работу, выполняют ее. Показывают друг другу.

Если ты, Емеля, научишься видеть работу и качественно ее выполнять, то в будущем сможешь работать, где угодно и люди будут относиться к тебе с уважением.

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Читаю пословицы, дети хором отвечают. >(6 слайд)

  • Терпенье и труд. (все перетрут).
  • Без труда. (не вытащишь и рыбку из пруда).
  • Маленькое дело. (лучше большого безделья).
  • Не спеши языком - . (спеши делом).
  • Сделал дело, …(гуляй смело).
  • Не пеняй на соседа, когда спишь до…(обеда).

В: - Вы сейчас учитесь в школе – это ваш труд. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и по, возможности готовиться к этой профессии. Золушка хочет вам напомнить, что все профессии нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

10. Работа с презентацией

(7-14 слайды) Помогите Емеле: уберите лишнее из картинок.

11. Игра на внимание

Ну и давайте проверим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть предложение - загадку, а вы будете определять, что это за профессия.

12. Загадки о профессиях

1 уч.

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.

2 уч.

Кто любит труд,
Тот всегда найдёт
Дело нужное и полезное.
Всегда найдётся дело
Для умных рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.

3 уч.

Всё делать должны сами,
Умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.

13. Итог занятия

О чем мы с вами говорили на нашем занятии? А так ли важен труд в нашей жизни? (Ответы детей) (15 слайд)

Стало быть, так и выходит,
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

На этом наше занятие закончено, хотелось бы вам пожелать найти свое любимое дело в жизни, стать мастерами – золотые руки.

14. Рефлексия

- Поднимите нужный смайлик: понравилось занятие, остались ещё вопросы, не понравилось занятие. (16 слайд)



- Вся жизнь человека наполнена трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. О труде сложено очень много пословиц. Давайте некоторые из них угадаем.
Коррекционное упражнение: Найди вторую часть пословицы.



Славен человек не словами, потехе час.
Делу время - а человека труд.
Делано наспех - не знают скуки.
Землю красит солнце, - гуляй смело.
Умелые руки - сделано на смех.
Кончил дело- а славен делами.
- Ни одно живое существо не обходится без труда. Трудятся птицы, звери, муравьи, пчелы и т.д. Ваши родители каждое утро уходят на работу, вы спешите в школу т.к. учеба - ваш основной труд в данное время.

Очень полезно трудиться на свежем воздухе. Ваши легкие дышат, они получают чистый воздух богатый кислородом, затем он поступает в кровь и разносится по всему организму и мы с вами получаем здоровье, которое нам дарят не лекарства, а сама природа.
- На сегодняшнем классном часе мы будем говорить о труде, которым занимаются для души.( Труд –хобби –увлечение). О своих увлечениях немного расскажу я, ваши родители, а затем Даниил Лебедев покажет мастер-класс и вы тоже поучаствуете в интересной работе.


Ошибана – пресованная флористика. Флора – растения. Значит для своего творчества я использую необычный материал – это цветы, листья, травы, ветки, кора деревьев, засушенных под прессом так искусно, что они сохраняют цвет и форму.





Полина Клеофастова гордится своей мамой. Она всегда с увлечением рассказывает о том, как вкусно готовит ее мама. Сейчас мы послушаем - Елену Геннадьевну (выступление родителя).
У мамы Данила Максимова – Аксиньи Федоровны, увлечения связаны с народными традициями, это выделка шкур, шитье унтов и их украшение бисером, кожей. Это довольно трудный и кропотливый труд.




Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект классного часа "Мой труд дома и в школе"

Мой труд дома и в школе.

Краснощёкова Анна Михайловна

учитель начальных классов

Вот и наши первые гости.

Гигиена: (выталкивая Лентяйкина)

Тротуар ему не нужен,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок,

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, неприятно,

Что ты делал? Где ты был?

Как на лбу возникли пятна

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином?

И расстегнут воротник?

Кто он — этот ученик? Ребята, вы догадались?

Учитель: Так это же Лентяйкин! Он живет в городе Лентяйске, что рядом со станцией Грязнулька. Люди, проживающие в них, очень похожи, ведь грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, не любят чисто писать в своих тетрадях и читать книжки. Они любят мечтать.

Лентяйкин: Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать,

И само меня бы мыло —

Хорошо бы это было!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все свои места —

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай гуляй да отдыхай!

Тут и мама перестала б

Говорить, что я лентяй.

Учитель: Страшный лентяй! Да, у каждой вещи долж­но быть свое место, но это должен знать ты, а не книжки и тет­радки. Если все вещи будут под руками — их не надо будет ис­кать, когда они понадобятся.

А вспомни свой короткий день!

Ты искал с утра ремень.

А потом резинки, а потом ботинки!

Убирай все с вечера —

Искать будет нечего!

От себя прогонишь лень —

И длиннее станет день!

Учитель: Ребята, а как же нам помочь Лентяйкину избавиться от лени и неряшливости?

Девочки из класса: А можно мы? (берут за руки Лентяйкина)

Если лень к тебе привяжется случайно,

Прогони ее подальше в тот же час,

Потому что это стыдно и печально,

Если лодыри растут еще у нас.

Если долго ты в постели провалялся,

Если выучить уроки не успел,

Если маме помогать ты отказался,

Значит, ленью ты серьезно заболел.

Ленью можно друг от друга заразиться,

Лень прилипчива, как клей или смола,

И одно лекарство только есть — трудиться,

Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

- Кто догадался и понял о чём сегодня пойдёт речь?

- Верно, тема классного часа звучит так…

Мой труд в школе и дома.

Дети. С трудом мы очень дружим,

Ведь это нам знакомо.

Сейчас мы вам расскажем,

Как помогаем дома.

Учитель. Работы много вокруг, только должно быть желание выполнять эту работу.

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг:

Цыпленка надо напоить,

Котенка надо накормить,

И посуду, и посуду,

И посуду перемыть.

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг:

И грядку надо поливать,

И куклу надо обшивать,

И картинки, и картинки,

И картинки рисовать.

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

А тот, кто дела не найдет,

Пускай скучает целый год.

- А как вы помогаете своим родителям? Что вы уже умеете делать сами? Какую работу вам доверяют?

- Раз вы такие умелые, пора поделиться своими знаниями. Сделаем это через разбор ситуаций.

Давайте представим такую си­туацию. Вы пришли из школы домой. На улице грязь. Что вы должны будете делать? ( Снимаем обувь и переодеваемся. )

- Переобулись и переоделись, а дома вас ждет работа. В какой последовательности нужно выполнять эту работу? Давайте по­смотрим картинки, на которых дети и зверушки заняты домашними делами.

- Объясните, что мы будем чистить в первую очередь - обувь или школьный костюм. ( Вначале чистим костюм, потому что он чище обуви. )

- Докажите, что нужно сначала стирать белье, а после мыть по­суду. ( Сначала стираем белье, потому что ему нужно время высо­хнуть, и после стирки руки чистые - можно мыть посуду. )

- Обоснуйте правило: сначала следует ухаживать за цветами, а потом убираем полы. ( Когда занимаешься цветами, то комья земли, засохшие листья, капли воды при опрыскивании попадают на пол. Значит, вначале занимаемся цветами, а потом - полами. )

- Убедите, что сначала моем полы, а затем гладим белье. ( Гла­дим белье после того, как вымоем полы, так как чистое белье мо­жет касаться пола, а если полы грязные, то белье испачкается. )

1-я девочка. Подружка моя,

Как тебе не стыдно?

Папе ты не помогаешь.

Думаешь, не видно?

2-я девочка. Подружка моя,

1-я девочка. Подружка моя,

Как тебе не стыдно?

Маме ты не помогаешь.

Думаешь, не видно?

2-я девочка. Подружка моя,

Все тарелки перебила,

Учитель. Ребята, вы бы обрадовались такой помощи? Делать нужно только то, что умеешь и делать только хорошо!

Этот чистит валенки,

Моет сам калоши.

Он хотя и маленький,

Но вполне хороший.

Учитель. Кто расскажет, как ухаживать за обувью.

( Наливаем в ведро для мытья полов теплую во­ду, берем тряпочку, обтираем внешнюю сторону обуви, промываем подошву, вытираем насухо, намазываем обувь кремом и ставим сушить.)

- А можно ли намазывать обувь кремом перед выходом на улицу? Почему?

Учитель. Молодец! Вот так все должны ухаживать за своей обувью.

Учитель. Кто покажет как ухаживать за цветами. ( Цветок поставить на лоток или в таз. Удалить сухие листья ножницами. Прорыхлить землю. Промыть листья цветка или обрызгать их из распылителя. Полить водой. Дать постоять. Вернуть на место.)

Все ли ребята помогают маме? Давайте-ка за­глянем в одну из квартир.

Ведущий. Вова плачет тонко-тонко

И глаза трет кулаком.

Вова. Я вам вовсе не девчонка,

Не пойду за молоком!

Ведущий. Мама смотрит без улыбки.

Мама. Что же, сделаешь ошибку:

Мне не будешь помогать,

Не пущу тебя гулять.

Ведущий. Постоял, подумал он.

Вова. Ну, давай уж свой бидон.

Ведущий. Вове грустно и обидно,

Он шагает стороной.

Вова. Может, так не будет видно

Всем бидона за спиной?

Ведущий. Дядя с длинными усами,

Высоченный, как отец,

Дядя. Видно, маме помогаешь.

Ведущий. Тетя девочке в панаме говорит.

Тетя. Смотри сюда.

Помогает мальчик маме,

Это ведь не ерунда.

Ведущий. И уже не стороной

Вова гордо шел домой.

Хоть по лестнице скакал,

Молоко не расплескал.

Вова. Мама, что еще купить?

Я могу сейчас сходить!

Учитель. Ребята, не надо стыдиться никакой работы. Сейчас проведем конкурс на сноровку . Кто быстрей сметет вени­ком мусор на совок? ( Мусором являются мелко нарезанные клочки газеты.)

Давайте представим себе на время жизнь без работы: и в школе, и дома никто ничего не делает, в магазинах, больницах, на заводах, на фабриках, на фермах все отдыхают, потому что люди разных профессий поспорили, какая из них важнее и нужнее всем людям.

- Подумайте, что было бы
Когда б сказал портной:
- Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!

И все портные в городе
За ним ушли домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой!

- Подумайте, что было бы
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!

- Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.

-Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофёр:
- Возить людей не хочется, –
И выключил мотор.

- Троллейбусы, автобусы,
Засыпаны снежком.
Рабочие на фабрику
Ходили бы пешком.

- Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!

- Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А мы бы неучёными
До старости росли.

Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!

Многие люди считают, что всю работу нужно поделить на женскую и мужскую список женских работ почему то в несколько раз длиннее, чем мужской. Правильно ли это?

Три мальчишки вечерком

Болтали, сидя за столом…

Стихотворение Э.Успенского “Если был бы я девчонкой”

Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял:
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл.

Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.

Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам.

Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!

3 мальчик: Мама сразу бы сказала:

Все: “Молодчина ты, сынок!”

-Все эти дела могут делать только девочки или только мальчики?

- Что мешает нашим героям помогать маме?

- Что бы вы им посоветовали?

У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда и всем хочется прийти. Каждому хочется иметь такой дом.

Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим. Когда в комнате порядок, чистота, то и настроение хорошее, и работа лучше спорится.

А сейчас, вы попробуйте самостоятельно сформулировать правила-обязанности по дому, по моему наводящему слову.

(Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро.)

Книги и учебные принадлежности

(После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место)

(Если насорил – собери мусор, вытри пыль.)

(следи за своими вещами, за чистотой обуви).

(Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимательным, спроси, надо ли что-нибудь сделать.)

- Какие у вас обязанности по дому?

- Что можно и нужно каждый день делать самим?

(Ежедневно умываться, чистить зубы, мыть после себя посуду, застилать кровать, прибирать в комнате, ухаживать за одеждой и обувью, следить за носовым платком и др.)

- А вот как наши ребята дома помогали родителям.

Дорогие наши гости,
Мы частушки вам споем.
Как трудиться мы умеем
Утром, вечером и днём.

Подгорели суп и каша,
Соль насыпана в компот,
Как пришла с работы мама,
Было много ей хлопот.

Вот начистить раз в году
Я решил сковороду,
А потом четыре дня
Не могли отмыть меня.

Рисовал картинку Вася.
Он художник, спору нет,
Но зачем свой нос раскрасил,
В красный, желтый, синий цвет?

В кухне веник я нашёл,
И квартиру всю подмёл,
Но осталось от него
Три соломинки всего.

Вова пол натёр до блеска,
Приготовил винегрет.
Ищет мама, что же делать,
Никакой работы нет.

Мы частушки петь кончаем,
И сейчас всем обещаем:
Слушать мам всегда во всём,
Утром, вечером и днём!

- Вы – школьники, ученики. А чем вы помогаете своей Родине? В чём заключается ваш основной труд? (Ответы детей)

- Ваш долг перед Родиной – учиться. Вдумайтесь в смысл этих слов. И вам станет ясно: ты учишься и для себя, и для папы с мамой. Но главное – учишься для Родины. Как сможете вы трудиться на её блага, не овладев знаниями? Как защитите её в трудный час?

-Поэтому учёба и хорошие знания – ваш главный труд. Но помимо этого вы должны уметь себя обслужить, помочь взрослым. А ещё вашей помощи ждут ваши младшие сестрёнки и братишки.

На свете есть страна одна, где труд всегда в почёте.

И эта умная страна – страна, где вы живёте.

Участвуя в общественно полезном труде в образовательном учреждении, вы учитесь жить в коллективе, приобретаете навыки коллективного труда, постоянно чему-то учитесь друг у друга.

О труде и об отношении к труду русский народ создал много ПОСЛОВИЦ. Какие пословицы о труде вы знаете?

Труд кормит и одевает.

Кто не работает, тот не ест.

Труд кормит, а лень портит.

Землю красит солнце, а человека труд.

Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

Муравей не велик, а горы копает.

-А что необходимо человеку для того, чтобы приобрести любимую профессию и приносить как можно больше пользы своей Родине.

Надо одиннадцать лет учиться,

Не лениться, а трудиться.

Что нового вы для себя взяли с классного часа?

Подпрыгните те, кому все понравилось.

Больше всего мне понравилось…

Я теперь точно знаю, что …

- Хочется пожелать вам – расти трудолюбивыми и сильными, мужественными и добрыми. Расти всесторонне развитыми!

Все трудовые умения, привычка трудиться, приобретённые дома и в классе, пригодятся вам и во взрослой жизни.

Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы. Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.

Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.

Читайте также: