Рассказ алтынсарина паук муравей и ласточка конспект

Обновлено: 05.07.2024

Дети рассматривают конверты и определяют литературные жанры предлагаемых произведений. Настраиваются на восприятие произведения.

Работа с художественным произведением. Воспитатель знакомит детей с портретом И. Алтынсарина рассказывает о жизни и деятельности известного казахского просветителя.

Чтение произведения.

Вопросы к детям:

- Чем занимался паучок?
- А чем занимался муравей?
- Для чего ласточка в клюве держит травинку?
- Как вы думаете, если бы отец не попросил сына, посмотреть на паучка, муравья и ласточку, мальчик сам заметил бы их?
- А для чего отец обратил внимание мальчика на паука, муравья и ласточку?
- И что сказал в конце отец своему сыну?
- А вы любите трудиться?
- Как трудятся ваши родители, братья, сёстры?
Билингвальный компонент: әке – отец, бала – мальчик, қумырсқа – муравей, қарлығаш – ласточка, шөп – трава.
Работа с малыми фольклорными жанрами. Воспитатель вскрывает второй конверт, зачитывает русские народные пословицы о труде:

Мала пчёлка, да и та работает.

Муравей не велик, а горы копает.

Старание и труд к счастью ведут.

Педагог разъясняет смысл пословиц, предлагает запомнить народную мудрость.

Внимательно слушают информацию о писателе, содержание рассказа.

Принимают активное участие в беседе по содержанию рассказа.

Закрепляют знакомые слова из текста на казахском языке.

Запоминают новые пословицы о труде.

Заключительная часть. Воспитатель сообщает, что пора завершить работу, благодарит детей за активное участие в беседе. Напоминает детям, что необходимо поблагодарить Прекрасную Айсулу и Почтового Сокола за подарки и сюрпризы.

Благодарят Прекрасную Айсулу, делятся своими впечатлениями от встречи с интересным рассказом и мудрыми пословицами.
Ожидаемый результат
Знать: фамилию, имя автора рассказа, название рассказа, содержание рассказа, казахские слова и словосочетания по тексту рассказа.
Иметь: пердставление об образе жизни насекомых, птиц.
Уметь: отвечать на вопросы по содержанию рассказа, рассуждать, делится впечатлениями, полученными от рассказа, давать оценку поведению героев рассказа, уметь выразить своё отношение к труду, отношение к труду своих близких.
Паук, муравей и ласточка
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец опросил сына:
— Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
— Он плетет свою паутину.
— А вон муравей, видишь?
— Вижу, он бежит с крошкой во рту.
— Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
— Вверху летит ласточка и в клюве держит травку. Тогда отец говорит сыну:
— Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.
Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, а ты создан богом не для того, чтобы бездельничать. Нужно привыкать к труду.


Содержимое разработки

Мектепалды тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в предшкольной группе

с применением элементов технологий В.Воскобовича, Г.Домана.

Өткізу күні/Дата проведения: 31.10.19г.

Тәрбиеші/Воспитатель: Чумак Г.М.

Пән/Предмет: развитие речи

Мақсаттары/Цели:

1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание трудолюбия у детей

2.Дамытушылық – развивающая: Развитие речи, мышления; Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов Казахстана.

Педагогикалық технологиялар / Педагогические технологии: здоровьесберегающие, элементы технологии В.Воскобовича и Г.Домана, ИКТ, личностно-ориентированная технология.

Көптілділік/Полиязычие:

Қазақ тілі: сәлеметсіз бе - здравствуйте, рақмет- спасибо, тәңір жарылқасын - пожалуйста паук- өрмекші, муравей- құмырсқа, ласточка- қарлығаш

English: здравствуйте - hello, спасибо - thank you , пожалуйста - please. Spider-паук, ant-муравей, swallow- ласточка.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной деятельности

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент:

-Какого качества не хватило Антошке?

Что значит трудолюбие?

Помогаете ли вы дома маме, папе, бабушке, дедушке или своим младшим братьям и сестрам?

-Как люди говорят о человеке, который много трудится? (трудолюбивый)

Сообщает тему занятия:

2. Негізі бөлімі/основная часть:

Вопросы по содержанию:

На кого обращал внимание сына отец, когда они шли по дороге?

-Что делала ласточка?

- Какие главные слова сказал отец сыну?

Чему учит отец сына?

- Какой вывод каждый из вас сделал для себя?

Организовывает видеофизминутку (на казахском языке). См. Медеотеку.

Цель: снятие мышечного напряжения

Предлагает вспомнить и назвать пословицы и поговорки о труде.

-Терпение и труд все перетрут

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

-Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Буду я сейчас водить,

Буду я произносить

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить.

Под мяч начинаем:


3. Қорытынды/итоговая часть:

С каким рассказом познакомились?

Чему же учил отец сына?

Мы с вами трудимся каждый день. В чем заключается ваш труд?

Читает стихотворение:

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба-

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями казахских писателей.

Задачи:

1. Знакомить с творчеством И. Алтынсарина. Помочь детям понять замысел автора о необходимости всем трудиться.

2. Воспитать положительное отношение к труду.

3. Обогащение и активация словаря, развитие связной речи и мышления.

4. Формировать интерес к пословицам о труде.

Словарная работа: лентяй, лодырь, терпение, труд.

Материалы и оборудование: портрет И. Алтынсарина, разрезные картинки паука, ласточки, муравья; иллюстрации к рассказу.

Полиязычие: труд – еңбек, work, лентяй - жағымсыз, lazy person

Воспитатель показывает портрет писателя И. Алтынсарина. Рассказывает о жизни и деятельности казахского просветителя.

Обращает внимание на разрезные картинки паука, муравья и ласточки.

Предлагает их правильно собрать.

Показывает другие картинки с паутиной, крошкой хлеба и гнездышка с птенцами.

- Рассмотрите внимательно и скажите, какие картинки подходят друг другу по смыслу.

- Понравился вам рассказ?

- О ком этот рассказ?

- Чем занимался паучок в рассказе?

- Что делал муравей и почему у ласточки в клюве травинки?

- Можно назвать паука, муравья и ласточку бездельниками?

- Как можно иначе назвать бездельника? (лентяй, лодырь)

- Наши герои любят трудиться, а вы любите?

- Как трудятся ваши родители, братья, сестренки?

И мы сейчас с вами потрудимся.

«Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (ходьба на месте)

Белый гриб в траве нашли. (приседания)

На пеньке растут опята

Наклонитесь к ним ребята,

И в лукошко набери! (наклоны)

Вон на дереве орех,

Кто подпрыгнет выше всех? (прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (потягивания – руки вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь –

- В казахском народе говорилось, если дети трудятся и помогают взрослым, то они станут сильными и крепкими.

- Как вы понимаете пословицы?

Муравей невелик, а горы копает.

Терпение и труд все перетрут.

Мала пчела, да и та работает. (обсуждают пословицы)

- Любую работу лучше выполнять вместе, поэтому нужны надежные друзья помощники.

Дети собирают конструктор все вместе, а воспитатель один. Необходимо определить разницу.

- И как лучше трудиться, одному или помогать друг другу? (обсуждают)

- На этом завершается занятие. Спасибо, ребята, за работу!

Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе.

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями казахских писателей.

1. Знакомить с творчеством И. Алтынсарина. Помочь детям понять замысел автора о необходимости всем трудиться.

2. Воспитать положительное отношение к труду.

3. Обогащение и активация словаря, развитие связной речи и мышления.

4. Формировать интерес к пословицам о труде.

Словарная работа: лентяй, лодырь, терпение, труд.

Материалы и оборудование: портрет И. Алтынсарина, разрезные картинки паука, ласточки, муравья; иллюстрации к рассказу.

Полиязычие: труд – еңбек, work, лентяй - жағымсыз, lazy person

Воспитатель показывает портрет писателя И. Алтынсарина. Рассказывает о жизни и деятельности казахского просветителя.

Обращает внимание на разрезные картинки паука, муравья и ласточки.

Предлагает их правильно собрать.

Показывает другие картинки с паутиной, крошкой хлеба и гнездышка с птенцами.

- Рассмотрите внимательно и скажите, какие картинки подходят друг другу по смыслу.

- Понравился вам рассказ?

- О ком этот рассказ?

- Чем занимался паучок в рассказе?

- Что делал муравей и почему у ласточки в клюве травинки?

- Можно назвать паука, муравья и ласточку бездельниками?

- Как можно иначе назвать бездельника? (лентяй, лодырь)

- Наши герои любят трудиться, а вы любите?

- Как трудятся ваши родители, братья, сестренки?

И мы сейчас с вами потрудимся.

«Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (ходьба на месте)

Белый гриб в траве нашли. (приседания)

На пеньке растут опята

Наклонитесь к ним ребята,

И в лукошко набери! (наклоны)

Вон на дереве орех,

Кто подпрыгнет выше всех? (прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (потягивания – руки вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь –

- В казахском народе говорилось, если дети трудятся и помогают взрослым, то они станут сильными и крепкими.

- Как вы понимаете пословицы?

Муравей невелик, а горы копает.

Терпение и труд все перетрут.

Мала пчела, да и та работает. (обсуждают пословицы)

- Любую работу лучше выполнять вместе, поэтому нужны надежные друзья помощники.

Дети собирают конструктор все вместе, а воспитатель один. Необходимо определить разницу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарная работа: прилагательные. Билингвальный компонент. Ползать-енбектеу, летать-ушпа, бегать- жугіру.

Этапы деятельности

Тәрбиешінің қызметі

Управленческие действия педагога

Балалардың іс-әрекеті

Деятельность детей

Мотивациялық

қозғаушылық

Мотивационно - побудительный

– Здравствуйте, ребята! Сегодня нам в группу принесли необычное письмо, давайте мы с свами посмотрим, что же в этом письме Слайд

Проявляют неподдельный интерес к происходящему, хотят по быстрее узнать, что же это за письмо.

Ұйымдастырушылық

ізденушілік

Проблемно - поисковый

Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?

Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?

Какого человека можно назвать трудолюбивым?

Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы..

Слайд: загадка

Наплетёт, наплетёт,
Сядет и добычу ждёт. (паук)

Слайд: загадка
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей,
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может…

Кто такие муравьи?

Слайд: загадка

Кто приклеил майским днём
Рукавичку над окном,
Поселил в неё жильцов —
Непоседливых птенцов

Кто такая ласточка?

Слайд: Физминутка:

Рассказ воспитателя.

Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:

– Видишь, вон ползет паук. Что он делает?

– Он плетёт свою паутину.

– А вон муравей, видишь?

– Вижу, он бежит с крошкой во рту.

– Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?

– Вверху летит ласточка и держит в клюве травку.

Тогда отец говорит сыну:

– Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером.

Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.

Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.

Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке?

Какой вывод каждый из вас сделал для себя?

Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными?

Предлагает поиграть игру наоборот. Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

Читайте также: