Рассказ алтынсарина паук муравей и ласточка конспект
Обновлено: 05.07.2024
Дети рассматривают конверты и определяют литературные жанры предлагаемых произведений. Настраиваются на восприятие произведения.
Работа с художественным произведением. Воспитатель знакомит детей с портретом И. Алтынсарина рассказывает о жизни и деятельности известного казахского просветителя.
Чтение произведения.
Вопросы к детям:
- Чем занимался паучок?
- А чем занимался муравей?
- Для чего ласточка в клюве держит травинку?
- Как вы думаете, если бы отец не попросил сына, посмотреть на паучка, муравья и ласточку, мальчик сам заметил бы их?
- А для чего отец обратил внимание мальчика на паука, муравья и ласточку?
- И что сказал в конце отец своему сыну?
- А вы любите трудиться?
- Как трудятся ваши родители, братья, сёстры?
Билингвальный компонент: әке – отец, бала – мальчик, қумырсқа – муравей, қарлығаш – ласточка, шөп – трава.
Работа с малыми фольклорными жанрами. Воспитатель вскрывает второй конверт, зачитывает русские народные пословицы о труде:
Мала пчёлка, да и та работает.
Муравей не велик, а горы копает.
Старание и труд к счастью ведут.
Педагог разъясняет смысл пословиц, предлагает запомнить народную мудрость.
Внимательно слушают информацию о писателе, содержание рассказа.
Принимают активное участие в беседе по содержанию рассказа.
Закрепляют знакомые слова из текста на казахском языке.
Запоминают новые пословицы о труде.
Заключительная часть. Воспитатель сообщает, что пора завершить работу, благодарит детей за активное участие в беседе. Напоминает детям, что необходимо поблагодарить Прекрасную Айсулу и Почтового Сокола за подарки и сюрпризы.
Благодарят Прекрасную Айсулу, делятся своими впечатлениями от встречи с интересным рассказом и мудрыми пословицами.
Ожидаемый результат
Знать: фамилию, имя автора рассказа, название рассказа, содержание рассказа, казахские слова и словосочетания по тексту рассказа.
Иметь: пердставление об образе жизни насекомых, птиц.
Уметь: отвечать на вопросы по содержанию рассказа, рассуждать, делится впечатлениями, полученными от рассказа, давать оценку поведению героев рассказа, уметь выразить своё отношение к труду, отношение к труду своих близких.
Паук, муравей и ласточка
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец опросил сына:
— Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
— Он плетет свою паутину.
— А вон муравей, видишь?
— Вижу, он бежит с крошкой во рту.
— Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
— Вверху летит ласточка и в клюве держит травку. Тогда отец говорит сыну:
— Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.
Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, а ты создан богом не для того, чтобы бездельничать. Нужно привыкать к труду.
Содержимое разработки
Мектепалды тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в предшкольной группе
с применением элементов технологий В.Воскобовича, Г.Домана.
Өткізу күні/Дата проведения: 31.10.19г.
Тәрбиеші/Воспитатель: Чумак Г.М.
Пән/Предмет: развитие речи
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание трудолюбия у детей
2.Дамытушылық – развивающая: Развитие речи, мышления; Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов Казахстана.
Педагогикалық технологиялар / Педагогические технологии: здоровьесберегающие, элементы технологии В.Воскобовича и Г.Домана, ИКТ, личностно-ориентированная технология.
Көптілділік/Полиязычие:
Қазақ тілі: сәлеметсіз бе - здравствуйте, рақмет- спасибо, тәңір жарылқасын - пожалуйста паук- өрмекші, муравей- құмырсқа, ласточка- қарлығаш
English: здравствуйте - hello, спасибо - thank you , пожалуйста - please. Spider-паук, ant-муравей, swallow- ласточка.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/ Ход организованной учебной деятельности
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент:
-Какого качества не хватило Антошке?
Что значит трудолюбие?
Помогаете ли вы дома маме, папе, бабушке, дедушке или своим младшим братьям и сестрам?
-Как люди говорят о человеке, который много трудится? (трудолюбивый)
Сообщает тему занятия:
2. Негізі бөлімі/основная часть:
Вопросы по содержанию:
На кого обращал внимание сына отец, когда они шли по дороге?
-Что делала ласточка?
- Какие главные слова сказал отец сыну?
Чему учит отец сына?
- Какой вывод каждый из вас сделал для себя?
Организовывает видеофизминутку (на казахском языке). См. Медеотеку.
Цель: снятие мышечного напряжения
Предлагает вспомнить и назвать пословицы и поговорки о труде.
-Терпение и труд все перетрут
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
-Птицу узнают в полете, а человека в работе.
Буду я сейчас водить,
Буду я произносить
Вам нужно повторить,
Потом на части разделить.
Под мяч начинаем:
3. Қорытынды/итоговая часть:
С каким рассказом познакомились?
Чему же учил отец сына?
Мы с вами трудимся каждый день. В чем заключается ваш труд?
Читает стихотворение:
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба-
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
-75%
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями казахских писателей.
Задачи:
1. Знакомить с творчеством И. Алтынсарина. Помочь детям понять замысел автора о необходимости всем трудиться.
2. Воспитать положительное отношение к труду.
3. Обогащение и активация словаря, развитие связной речи и мышления.
4. Формировать интерес к пословицам о труде.
Словарная работа: лентяй, лодырь, терпение, труд.
Материалы и оборудование: портрет И. Алтынсарина, разрезные картинки паука, ласточки, муравья; иллюстрации к рассказу.
Полиязычие: труд – еңбек, work, лентяй - жағымсыз, lazy person
Воспитатель показывает портрет писателя И. Алтынсарина. Рассказывает о жизни и деятельности казахского просветителя.
Обращает внимание на разрезные картинки паука, муравья и ласточки.
Предлагает их правильно собрать.
Показывает другие картинки с паутиной, крошкой хлеба и гнездышка с птенцами.
- Рассмотрите внимательно и скажите, какие картинки подходят друг другу по смыслу.
- Понравился вам рассказ?
- О ком этот рассказ?
- Чем занимался паучок в рассказе?
- Что делал муравей и почему у ласточки в клюве травинки?
- Можно назвать паука, муравья и ласточку бездельниками?
- Как можно иначе назвать бездельника? (лентяй, лодырь)
- Наши герои любят трудиться, а вы любите?
- Как трудятся ваши родители, братья, сестренки?
И мы сейчас с вами потрудимся.
«Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (ходьба на месте)
Белый гриб в траве нашли. (приседания)
На пеньке растут опята
Наклонитесь к ним ребята,
И в лукошко набери! (наклоны)
Вон на дереве орех,
Кто подпрыгнет выше всех? (прыжки)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (потягивания – руки вверх)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (ходьба на месте)
Утомил всех долгий путь –
- В казахском народе говорилось, если дети трудятся и помогают взрослым, то они станут сильными и крепкими.
- Как вы понимаете пословицы?
Муравей невелик, а горы копает.
Терпение и труд все перетрут.
Мала пчела, да и та работает. (обсуждают пословицы)
- Любую работу лучше выполнять вместе, поэтому нужны надежные друзья помощники.
Дети собирают конструктор все вместе, а воспитатель один. Необходимо определить разницу.
- И как лучше трудиться, одному или помогать друг другу? (обсуждают)
- На этом завершается занятие. Спасибо, ребята, за работу!
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе.
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями казахских писателей.
1. Знакомить с творчеством И. Алтынсарина. Помочь детям понять замысел автора о необходимости всем трудиться.
2. Воспитать положительное отношение к труду.
3. Обогащение и активация словаря, развитие связной речи и мышления.
4. Формировать интерес к пословицам о труде.
Словарная работа: лентяй, лодырь, терпение, труд.
Материалы и оборудование: портрет И. Алтынсарина, разрезные картинки паука, ласточки, муравья; иллюстрации к рассказу.
Полиязычие: труд – еңбек, work, лентяй - жағымсыз, lazy person
Воспитатель показывает портрет писателя И. Алтынсарина. Рассказывает о жизни и деятельности казахского просветителя.
Обращает внимание на разрезные картинки паука, муравья и ласточки.
Предлагает их правильно собрать.
Показывает другие картинки с паутиной, крошкой хлеба и гнездышка с птенцами.
- Рассмотрите внимательно и скажите, какие картинки подходят друг другу по смыслу.
- Понравился вам рассказ?
- О ком этот рассказ?
- Чем занимался паучок в рассказе?
- Что делал муравей и почему у ласточки в клюве травинки?
- Можно назвать паука, муравья и ласточку бездельниками?
- Как можно иначе назвать бездельника? (лентяй, лодырь)
- Наши герои любят трудиться, а вы любите?
- Как трудятся ваши родители, братья, сестренки?
И мы сейчас с вами потрудимся.
«Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (ходьба на месте)
Белый гриб в траве нашли. (приседания)
На пеньке растут опята
Наклонитесь к ним ребята,
И в лукошко набери! (наклоны)
Вон на дереве орех,
Кто подпрыгнет выше всех? (прыжки)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (потягивания – руки вверх)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (ходьба на месте)
Утомил всех долгий путь –
- В казахском народе говорилось, если дети трудятся и помогают взрослым, то они станут сильными и крепкими.
- Как вы понимаете пословицы?
Муравей невелик, а горы копает.
Терпение и труд все перетрут.
Мала пчела, да и та работает. (обсуждают пословицы)
- Любую работу лучше выполнять вместе, поэтому нужны надежные друзья помощники.
Дети собирают конструктор все вместе, а воспитатель один. Необходимо определить разницу.
Словарная работа: прилагательные. Билингвальный компонент. Ползать-енбектеу, летать-ушпа, бегать- жугіру.
Этапы деятельности
Тәрбиешінің қызметі
Управленческие действия педагога
Балалардың іс-әрекеті
Деятельность детей
Мотивациялық
қозғаушылық
Мотивационно - побудительный
– Здравствуйте, ребята! Сегодня нам в группу принесли необычное письмо, давайте мы с свами посмотрим, что же в этом письме Слайд
Проявляют неподдельный интерес к происходящему, хотят по быстрее узнать, что же это за письмо.
Ұйымдастырушылық
ізденушілік
Проблемно - поисковый
Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?
Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?
Какого человека можно назвать трудолюбивым?
Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы..
Слайд: загадка
Наплетёт, наплетёт,
Сядет и добычу ждёт. (паук)
Слайд: загадка
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей,
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может…
Кто такие муравьи?
Слайд: загадка
Кто приклеил майским днём
Рукавичку над окном,
Поселил в неё жильцов —
Непоседливых птенцов
Кто такая ласточка?
Слайд: Физминутка:
Рассказ воспитателя.
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:
– Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
– Он плетёт свою паутину.
– А вон муравей, видишь?
– Вижу, он бежит с крошкой во рту.
– Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
– Вверху летит ласточка и держит в клюве травку.
Тогда отец говорит сыну:
– Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером.
Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.
Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.
Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке?
Какой вывод каждый из вас сделал для себя?
Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными?
Предлагает поиграть игру наоборот. Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
Читайте также: