Конспект урока вязание крючком традиции и современность

Обновлено: 05.07.2024

Цели:
1) познакомить учащихся с новым видом рукоделия - вязания крючком;
2) научить приёмам вязания крючком основных видов петель;
3) развивать координацию движений;
4) содействовать воспитанию художественного вкуса;
5) сформировать навыки по организации рабочего места.

Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный.
Формы: практическая.
Технологии: здоровьесберегающие.
Оборудование: мультимедийное оборудование; образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи.

Словарь : начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.
Ход урока:
I.Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала.

- Посмотрите внимательно на картинки. Предметы, изображенные на них сшиты или связаны? (Связаны).

- Они связаны спицами? (Нет. Крючком)

- Сформулируйте тему нашего урока. ( Вязание крючком)

- А как можно сформулировать цель нашего урока? (Научиться вязать крючком.)
Слово учителя.
а) Актуальность вязания крючком.
В современный век научно-технического прогресса, когда очень многие виды деятельности женщины в доме заменили запрограммированные машины, большая редкость – вещи, изготовленные руками самой хозяйки. Ведь женщина – не только хранительница семейного очага, она создаёт в своем жилище уют, красоту, комфорт, тем самым выражая свой неповторимый стиль, подчеркивая яркую индивидуальность своего характера. По интерьеру, по созданному уюту можно судить о самой женщине.

Ребята, а как вы считаете, какими вещами, предметами, изготовленными своими руками, может современная женщина украсить свой дом? ( Салфетка,скатерть,коврик,вязаная вазочка, прихватка и т.д.)

г) Оборудование рабочего места и техника безопасности при работе с крючком.


  1. Не кладите крючок в портфель без пенала.

  2. Крючок храните с специальном футляре или шкатулке.

  3. Клубок ниток при вязании положите в ёмкость с ровными краями, чтобы он не укатился.

  4. Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать с левой стороны.

  5. При вязании сидите удобно: откиньтесь на спинку стула, не ставьте локти на стол, не горбитесь.

  6. Делайте перерывы во время вязания, выполняйте упражнения для снятия усталости мышц глаз.

  7. Вяжите без спешки так, чтобы движения были плавными и равномерными. На рабочем месте должен быть порядок.

  8. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи

  9. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.

д) Основные виды петель.
Положение крючка в руке.
Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш . При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож . При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.
Начальная петля.
Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .
Воздушная петля.
Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.
Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.
Цепочка воздушных петель.
Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.
После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля”), в подсчет не включаются (рисунок ). Если необходимо связать большую начальную цепочку из воздушных петель, легко ошибиться в расчетах, чтобы облегчить себе задачу, воспользуйтесь маленькой хитростью. Начальную цепочку свяжите из ниток с отдельного клубочка, затем аккуратно привяжите новую нить к первой петле начальной цепочки и продолжите вязание по схеме, таким образом, вы легко сможете либо довязать недостающие петли начальной цепочки, либо распустить лишние, не распуская проделанной работы.

3. Практическая работа.
Вязание основных видов петель:
воздушная петля;
цепочка воздушных петель.
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.

4. Закрепление изученного материала.
Вопросы:
Как нужно держать крючок?
Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
Что означает номер крючка?

5. Итог урока.
Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.
Заключение.

- Перед вами образцы вязания. Из них я постаралась сделать маленький домик –счастья. Но мне очень хочется, чтобы вы дополнили мою картину своими работами, сделав из них солнышко с лучами, травку и небо с облачками.(Девочки поочередно выходят и прикрепляют булавками свои работы так, чтобы получилось солнышко, трава, облака.)

  • Образовательная :
  • Познакомить учащихся с особенностями вязания крючком, применением вязаных крючком изделий.
  • Ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы; с правилами работы при вязании крючком, прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус;
  • Развивающая : Развивать сенсорные и моторные навыки.
  • Воспитательная : Воспитывать любовь к рукоделию.

Тип урока : комбинированный.

Методы : словесный, наглядный.

Оборудование : мультимедийное оборудование; 2 ларца, образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи.

Словарь : начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.

Длительность урока: 2 урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель, одетый в вязаную крючком вещь встречает учащихся и объявляет, что сегодня необычный урок, а урок – посиделки, а девочки девицы – мастерицы.

2. Изучение нового материала.

Все учащихся усаживаются за общий стол.

а) Словесно – иллюстративный рассказ.

Раньше в старину девушки, женщины долгими, темными вечерами собирались вместе и рукодельничали и пели песни. Видов рукоделия много. Мы сегодня познакомимся одним из видов рукоделия, а его вы назовете сами, если внимательно рассмотрите мой костюм.

(дети называют рукоделие – вязание крючком)

Девочки выступают с докладами об истории вязания.

Точный срок истории возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно вязание крючком уходит глубокими корнями в далекое прошлое. При раскопках гробниц древних греков был найден детский носок, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет примерно 5 000 лет. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой примерно около

Самыми лучшими вязальщиками были признаны Арабы, а сложнейшие узоры были придуманы еще до нашей эры. В XII веке вязание крючком получило распространения в Италии, Франции, Шотландии, Испании и Англии.

В России история возникновения вязания крючком также не определена временным периодом. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти. В XIX-XX стало распространено вязание сапожек. На праздники вязаные вещи украшались цветными орнаментами.

В Европе история возникновения вязания крючком началась благодаря египетским христианам-коптам. В Миссионерские поездки они брали с собой вязаные крючком вещи, которые приковывали к себе внимание окружающих. Таким образом, в 13 веке вся Европа была поглощена вязанием крючком. В дальнейшем вязание даже стало домашней работой. Вязание крючком стало довольно прибыльной промышленной нишей. Вязались шляпки, перчатки, чулки, зонтики. Изначально вязанием занимались только мужчины, а парижские чулочники отказывались брать на работу женщин. Мужчины-ремесленники соревновались с женщинами за первенство в мастерстве вязания крючком.В дальнейшем промышленные предприятия вытеснили вязальщиков с рынка. Однако чем больше вязаных вещей выпускалось массово на производстве, тем больше ценились вещи, связанные в домашних условиях. В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. В наши дни вязание крючком стало очень популярным и вошло в число любимейших занятий рукодельниц, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами.

Девочки делают вывод, что в ларце находятся инструменты и материалы для вязания крючком. Учитель рассказывает о крючках. В ларце лежат различные инструменты и материалы. Подойдите, пожалуйста, к столу, рассмотрите поближе все материалы, попробуйте их на ощупь.

Посмотрите, на каждом крючке обязательно указан номер. К номеру крючка подбирается пряжа соответствующей толщины, тогда изделие получится очень красивым и качественным.

Ученица делает доклад на тему: Крючки и нитки

Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 1 до 8 мм). Крючки диаметром 3-6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкий крючок (1,5-2,5 мм в диаметре).

Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязаное полотно будет ажурное, с большими просветами. Если же взять толстые нитки и тонкий крючок, то получится плотное вязание. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.

Фактура полотна, вязанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.

- для каждого вида пряжи обязательным является подбор нужных спиц либо крючков.

- после выбора типа изделия и пряжи можно спокойно приступать к работе. Помните, что создавая вещи своими руками, вы становитесь обладателем нужной вещи в своем гардеробе за небольшую плату и совершенно точно в единственном экземпляре.

При вязании крючком необходимо соблюдать определенные правила

Ученица : Безопасность труда.

1. Проверить крючок перед началом работы. Кончик крючка не должен быть слишком круглым и острым.

2. Рабочий инструмент и материал разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.

3. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его инструментами, мусором.

4. Быть внимательным, не отвлекаться и не мешать другим.

5. Передавать крючок только тупым концом.

6. По окончании работы острие крючка закрыть специальным колпачком и убрать в отведенное для него место (пенал, чехол).

7. Не оставлять крючок без присмотра на своем рабочем месте.

8. В случае плохого самочувствия или травмирования прекратить работу, поставить в известность педагога.

1. Бросать крючок без присмотра, брать его в рот.

2. Размахивать руками с инструментом, класть его на край стола.

3. Передавать крючок острым концом.

4. Во время работы поворачиваться к соседу по парте.

3. Творческая практическая деятельность

Демонстрация приемов вязания основных видов петель и их условных обозначений.

Девочкам предлагается открыть ларец под №2, где находится образцы, связанные из воздушных петель.

Учитель демонстрирует условное обозначение и приемы вязания воздушной петли. (показ образца)

Девочки выполняют упражнение. (звучит музыка)

1) соблюдение постановки рук.

2) положение крючка во время работы.

Есть на нашей выставке вещь, которая украшала до недавнего времени каждый дом. Попробуем выяснить, как называлась кружевная полоска, которую пришивали как украшение. Название вещи замотано в 6 клубочках – в каждом клубочке по букве.

Шесть девочек разматывают клубочки: кто быстрее? (игра проводится под музыку)

Учитель демонстрирует образец подзора. Но куда же прикрепляют подзор? Посмотрите на рисунки на них изображены стол, окно, кровать, лавка, полотенце, печь. Выберите рисунок (кровать).

Девочкам предлагается внимательно рассмотреть рисунок подзора и сделать вывод, что при вязании применяются различные петли.

Учитель демонстрирует условное обозначение и прием вязания столбика без накида. (показ образца)

Учащихся выполняют вязание основных видов петель: (звучит музыка)

  • цепочка воздушных петель;
  • столбик без накида;
  • столбик с накидом;

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.

Физминутка: упражнения для снятия усталости мышц глаз.

Простой крючок из стали
И нитки – раз и два! –
Нужны, чтоб возникали
Ажуры-кружева.

Подвластны все узоры
Крючку или игле:
Так делали уборы
И раньше на земле.

Те связи не прервутся
И с ниткой той сейчас
И в мой узор вплетутся,
Чтоб радовать Вам глаз.

4. Итог урока. Рефлексия . Закрепление изученного материала.

Как нужно держать крючок?

Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?

Что означает номер крючка?

Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

- Перед вами образцы вязания. Из них я постаралась сделать маленький домик –счастья. Но мне очень хочется, чтобы вы дополнили мою картину своими работами, сделав из них солнышко с лучами, травку и небо с облачками.(Девочки поочередно выходят и прикрепляют булавками свои работы так, чтобы получилось солнышко, трава, облака.)

- Я рада, что вы справились с заданием .

Выставка работ учащихся

Домашнее задание: Придумайте варианты использования цепочек из воздушных петель

Время работы: 90 минут

Дидактическое обоснование урока:

  • Образовательная:
    • Познакомить учащихся с особенностями вязания крючком, применением вязаных крючком изделий.
    • Ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы; с правилами работы при вязании крючком, прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус;
    • по основной дидактической цели: урок изучения нового материала
    • по основным этапам учебного процесса: первичного ознакомления с материалом, образования понятий, применения полученных правил на практике.

    Методическое оснащение урока:

    • кабинет трудового обучения;
    • инструменты, приспособления (крючки для вязания, ножницы)
    • материал (пряжа)
    • проектор, компьютер
    • Мультимедийная презентация; образцы вязаных изделий; крючки для вязания
    • Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

    2. Изучение нового материала.

    Слово учителя.

    На прошлом уроке вы научились изготовлять ткань своими собственными руками. Процесс этот называется ткачеством. А есть ли другие способы получения полотна? Оказывается, есть. Сегодня вы познакомитесь с этими способами.

    - Как вы уже, наверное, догадались, полотно можно получить с помощью вязания.

    Всем известно, что вязанье –

    Это кропотливый труд,
    Вот поэтому ленивых
    В мастерицы не берут.
    (Л. Шубная)

    Расскажите, что вы знаете об этом технологическом процессе.

    История возникновения вязания:

    1-я ученица

    Вязание - способ изготовления одежды, бывает ручное(на спицах или крючком) и машинное. В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. В V веке вязание процветает на Востоке и примерно в IX веке попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита. В Испании же только в XVI веке получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки. Чулки были необходимым предметом одежды, в XVII и XVIII веках в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины.

    2-я ученица

    Точный срок истории возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно вязание крючком уходит глубокими корнями в далекое прошлое. При раскопках гробниц древних греков был найден детский носок, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет примерно 5 000 лет. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой примерно около 4 000 лет.

    Самыми лучшими вязальщиками были признаны Арабы, а сложнейшие узоры были придуманы еще до нашей эры. В XII веке вязание крючком получило распространения в Италии, Франции, Шотландии, Испании и Англии.


    В России история возникновения вязания крючком также не определена временным периодом. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти. В XIX-XX стало распространено вязание сапожек. На праздники вязаные вещи украшались цветными орнаментами.

    В Европе история возникновения вязания крючком началась благодаря египетским христианам-коптам. В Миссионерские поездки они брали с собой вязаные крючком вещи, которые приковывали к себе внимание окружающих. Таким образом, в 13 веке вся Европа была поглощена вязанием крючком. В дальнейшем вязание даже стало домашней работой. Вязание крючком стало довольно прибыльной промышленной нишей. Вязались шляпки, перчатки, чулки, зонтики. Изначально вязанием занимались только мужчины, а парижские чулочники отказывались брать на работу женщин. Мужчины-ремесленники соревновались с женщинами за первенство в мастерстве вязания крючком.В дальнейшем промышленные предприятия вытеснили вязальщиков с рынка. Однако чем больше вязаных вещей выпускалось массово на производстве, тем больше ценились вещи, связанные в домашних условиях. В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. В наши дни вязание крючком стало очень популярным и вошло в число любимейших занятий рукодельниц, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами.

    Беседа.

    “Вязание”. Работа с учебником.

    Просмотр слайдов с изображением вязаных изделий.

    - Какие особенности имеют вязаные изделия?

    - Попробуйте объяснить термин “вязание”.

    - Какие виды изделий можно изготовить путем вязания?

    - Какие особенности имеют вязаные изделия?

    - Попробуйте объяснить термин “вязание”?

    - С помощью какого изобретения процесс вязания сделался более быстрым?

    Словесно-иллюстративный рассказ “Вязание крючком”. Демонстрация крючков, ниток. Работа с учебником

    1-я ученица

    - Вязание крючком считается более легким видом рукоделия. Но изделия, связанные крючком, так же красивы, как и связанные на спицах. В качестве инструмента в данном случае используется крючок - палочка одинаковой толщины по всей длине или с утолщением на ручке с крючком на конце. Крючки для вязания могут быть сделаны из пластмассы, металла, кости, дерева. Для вязания крючком могут использоваться разные виды ниток, которые могут быть изготовлены из натуральных или синтетических волокон. В зависимости от толщины ниток выбирают крючок. Выбор ниток осуществляют в зависимости от вида изделия. Для теплого жакета выберут шерстяную пряжу, а для салфетки - хлопчатобумажную.

    2-я ученица

    Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (например, свитер, шарф, платье и т. д.), так и отделочных элементов одежды (рукава, пуговицы, манжеты и т. д.) или украшений(салфетки, занавески и т. д.).

    Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 1 до 8 мм). Крючки диаметром 3-6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкий крючок (1,5-2,5 мм в диаметре).

    Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязанное полотно будет ажурное, с большими просветами. Если же взять толстые нитки и тонкий крючок, то получится плотное вязание. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.

    Фактура полотна, вязанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.

    В заключение следует отметить:

    - для каждого вида пряжи обязательным является подбор нужных спиц либо крючков.

    - после выбора типа изделия и пряжи можно спокойно приступать к работе. Помните, что создавая вещи своими руками, вы становитесь обладателем нужной вещи в своем гардеробе за небольшую плату и совершенно точно в единственном экземпляре.

    При вязании крючком необходимо соблюдать определенные правила

    3-я ученица

    Безопасность труда.

    Должен:

    1. Проверить крючок перед началом работы. Кончик крючка не должен быть слишком круглым и острым.

    2. Рабочий инструмент и материал разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.

    3. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его инструментами, мусором.

    4. Быть внимательным, не отвлекаться и не мешать другим.

    5. Передавать крючок только тупым концом.

    6. По окончании работы острие крючка закрыть специальным колпачком и убрать в отведенное для него место (пенал, чехол).

    7. Не оставлять крючок без присмотра на своем рабочем месте.

    8. В случае плохого самочувствия или травмирования прекратить работу, поставить в известность педагога.

    Запрещается:

    1. Бросать крючок без присмотра, брать его в рот.

    2. Размахивать руками с инструментом, класть его на край стола.

    3. Передавать крючок острым концом.

    4. Во время работы поворачиваться к соседу по парте.

    3. Творческая практическая деятельность

    • цепочка воздушных петель;
    • столбик без накида;
    • столбик с накидом;

    Для того чтобы связать красивую вещь крючком, надо научиться читать схему.

    Как в математике 2+2=4, 2-2=0 каждый знак обозначает свое действие, так и в вязании крючком.

    Перед вами условные обозначения и их расшифровка. Но так случилось, что карточки перепутались. Попробуйте сами догадаться и определить какой значок, что обозначает.

    - Рассмотрите схему вязания крючком воздушных петель, иллюстрации в учебнике. Попробуйте выполнить вязание воздушных петель по схеме.

    Рассказ учителя

    Положение крючка в руке. Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений - держать крючок как карандаш. При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож. При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.

    Начальная петля. Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке.

    Воздушная петля. Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому.

    Цепочка воздушных петель. Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.

    Столбик без накида. Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда

    Столбик с накидом. Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.

    - Цепочка, которую вы связали, является очень простым изделием, но и из нее можно изготовить красивые и нужные изделия. Это могут быть панно, декоративные прихватки, салфетки.


    Простой крючок из стали
    И нитки – раз и два! –
    Нужны, чтоб возникали
    Ажуры-кружева.

    Подвластны все узоры
    Крючку или игле:
    Так делали уборы
    И раньше на земле.

    Те связи не прервутся
    И с ниткой той сейчас
    И в мой узор вплетутся,
    Чтоб радовать Вам глаз.

    4. Итог урока. Рефлексия

    Выставка работ учащихся

    Беседа по вопросам

    - Что нового вы узнали на уроке?

    - Довольны ли вы своей работой?

    - Были ли у вас затруднения?

    Домашнее задание: Придумайте варианты использования цепочек из воздушныхпетель.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Образовательная :

    Познакомить учащихся с особенностями вязания крючком, применением вязаных крючком изделий.

    Ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы; с правилами работы при вязании крючком, прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус;

    Развивающая : Развивать сенсорные и моторные навыки.

    Воспитательная : Воспитывать любовь к рукоделию.

    Тип урока : комбинированный.

    Методы : словесный, наглядный.

    Формы : практическая.

    Технологии : здоровьесберегающие.

    Оборудование : мультимедийное оборудование; 2 ларца, образцы готовых изделий, связанных крючком; набор крючков из различных материалов; различные виды пряжи.

    Словарь : начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.

    Длительность урока: 2 урока.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Учитель, одетый в вязаную крючком вещь встречает учащихся и объявляет, что сегодня необычный урок, а урок – посиделки, а девочки девицы – мастерицы.

    2. Изучение нового материала.

    Все учащихся усаживаются за общий стол.

    а) Словесно – иллюстративный рассказ.

    Раньше в старину девушки, женщины долгими, темными вечерами собирались вместе и рукодельничали и пели песни. Видов рукоделия много. Мы сегодня познакомимся одним из видов рукоделия, а его вы назовете сами, если внимательно рассмотрите мой костюм.

    (дети называют рукоделие – вязание крючком)

    Девочки выступают с докладами об истории вязания.

    Точный срок истории возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно вязание крючком уходит глубокими корнями в далекое прошлое. При раскопках гробниц древних греков был найден детский носок, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет примерно 5 000 лет. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой примерно около

    Самыми лучшими вязальщиками были признаны Арабы, а сложнейшие узоры были придуманы еще до нашей эры. В XII веке вязание крючком получило распространения в Италии, Франции, Шотландии, Испании и Англии.

    В России история возникновения вязания крючком также не определена временным периодом. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти. В XIX-XX стало распространено вязание сапожек. На праздники вязаные вещи украшались цветными орнаментами.

    В Европе история возникновения вязания крючком началась благодаря египетским христианам-коптам. В Миссионерские поездки они брали с собой вязаные крючком вещи, которые приковывали к себе внимание окружающих. Таким образом, в 13 веке вся Европа была поглощена вязанием крючком. В дальнейшем вязание даже стало домашней работой. Вязание крючком стало довольно прибыльной промышленной нишей. Вязались шляпки, перчатки, чулки, зонтики. Изначально вязанием занимались только мужчины, а парижские чулочники отказывались брать на работу женщин. Мужчины-ремесленники соревновались с женщинами за первенство в мастерстве вязания крючком.В дальнейшем промышленные предприятия вытеснили вязальщиков с рынка. Однако чем больше вязаных вещей выпускалось массово на производстве, тем больше ценились вещи, связанные в домашних условиях. В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. В наши дни вязание крючком стало очень популярным и вошло в число любимейших занятий рукодельниц, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами.

    2. Изучение нового материала.

    - Посмотрите внимательно на картинки. Предметы, изображенные на них сшиты или связаны? (Связаны).

    - Они связаны спицами? (Нет. Крючком)

    - Сформулируйте тему нашего урока. ( Вязание крючком)

    - А как можно сформулировать цель нашего урока? (Научиться вязать крючком.)

    Слово учителя .

    а) Актуальность вязания крючком.

    В современный век научно-технического прогресса, когда очень многие виды деятельности женщины в доме заменили запрограммированные машины, большая редкость – вещи, изготовленные руками самой хозяйки. Ведь женщина – не только хранительница семейного очага, она создаёт в своем жилище уют, красоту, комфорт, тем самым выражая свой неповторимый стиль, подчеркивая яркую индивидуальность своего характера. По интерьеру, по созданному уюту можно судить о самой женщине.

    Ребята, а как вы считаете, какими вещами, предметами, изготовленными своими руками, может современная женщина украсить свой дом? ( Салфетка,скатерть,коврик,вязаная вазочка, прихватка и т.д.)

    Сейчас рукоделие для женщины стало просто приятным развлечением. У современной женщины отпала необходимость заниматься кройкой и вязанием. Ей проще купить все в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.

    Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства – вязание крючком. Вязание крючком просто, многообразно и доступно каждому!

    Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше.

    Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна. Ни у одного другого человека на всей планете нет такой же.

    Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязаные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.

    Ученица : Безопасность труда.

    Должен:

    1. Проверить крючок перед началом работы. Кончик крючка не должен быть слишком круглым и острым.

    2. Рабочий инструмент и материал разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.

    3. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его инструментами, мусором.

    4. Быть внимательным, не отвлекаться и не мешать другим.

    5. Передавать крючок только тупым концом.

    6. По окончании работы острие крючка закрыть специальным колпачком и убрать в отведенное для него место (пенал, чехол).

    7. Не оставлять крючок без присмотра на своем рабочем месте.

    8. В случае плохого самочувствия или травмирования прекратить работу, поставить в известность педагога.

    Запрещается:

    1. Бросать крючок без присмотра, брать его в рот.

    2. Размахивать руками с инструментом, класть его на край стола.

    3. Передавать крючок острым концом.

    4. Во время работы поворачиваться к соседу по парте.

    Основные виды петель.

    Положение крючка в руке.

    Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш . При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож . При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.

    Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .

    Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.

    Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.

    Цепочка воздушных петель.

    Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.

    После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля”), в подсчет не включаются (рисунок ). Если необходимо связать большую начальную цепочку из воздушных петель, легко ошибиться в расчетах, чтобы облегчить себе задачу, воспользуйтесь маленькой хитростью. Начальную цепочку свяжите из ниток с отдельного клубочка, затем аккуратно привяжите новую нить к первой петле начальной цепочки и продолжите вязание по схеме, таким образом, вы легко сможете либо довязать недостающие петли начальной цепочки, либо распустить лишние, не распуская проделанной работы.

    Творческая практическая деятельность

    Демонстрация приемов вязания основных видов петель и их условных обозначений.

    Девочкам предлагается открыть ларец под №2, где находится образцы, связанные из воздушных петель.

    Учитель демонстрирует условное обозначение и приемы вязания воздушной петли. (показ образца)

    Девочки выполняют упражнение. (звучит музыка)

    1) соблюдение постановки рук.

    2) положение крючка во время работы.

    контроль приемов выполнения петель.

    Учитель демонстрирует условное обозначение и прием вязания столбика без накида. (показ образца)

    Учащихся выполняют вязание основных видов петель: (звучит музыка)

    цепочка воздушных петель;

    столбик без накида;

    столбик с накидом;

    Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.

    Физминутка: упражнения для снятия усталости мышц глаз.

    Простой крючок из стали
    И нитки – раз и два! –
    Нужны, чтоб возникали
    Ажуры-кружева.

    Подвластны все узоры
    Крючку или игле:
    Так делали уборы
    И раньше на земле.

    Те связи не прервутся
    И с ниткой той сейчас
    И в мой узор вплетутся,
    Чтоб радовать Вам глаз.

    Итог урока. Рефлексия . Закрепление изученного материала.

    Как нужно держать крючок?

    Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?

    Что означает номер крючка?

    Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

    - Перед вами образцы вязания. Из них я постаралась сделать маленький домик –счастья. Но мне очень хочется, чтобы вы дополнили мою картину своими работами, сделав из них солнышко с лучами, травку и небо с облачками.(Девочки поочередно выходят и прикрепляют булавками свои работы так, чтобы получилось солнышко, трава, облака.)

    - Я рада, что вы справились с заданием .

    Выставка работ учащихся

    Домашнее задание: Придумайте варианты использования цепочек из воздушных петель

    Урок для учащихся 9 класса. Может быть внедрение во время недели профсоюзных уроков.

    кружево для штор вязаное крючком

    План вязания крючком

    План-конспект урока Тема: Древний Египет и Междуречье 5 класс

    японский журнал вязания крючком

    План-коспект повторительно-обобщающего урока по истории Старого мира для 5 класс по теме. " Старый Египет и Междуречье" в игровой форме.

    уроки филейного вязания крючком

    Цель данного курса – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, сделать условия для овладения учащимися методами деятельности, в состав которых входят общие и особые учебны.

    вязаные модели крючком фото 2009

    План вязания крючком

    План-конспект занятия Лечебное плавание девушки и юноши 5 класс.

    приспособление для вязания крючков

    уроки вязания крючком пошагово

    На уроке применен способ проектной технологии, направленный на развитие коммуникативной компетенции учащихся.

    дуплет вязание крючком схемы схема

    План вязания крючком

    ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для учащихся 5 класса Баскетбол: обучение техническим и тактическим действиям, игре по правилам.

    вязаные крючком для девочки

    Цель: обеспечить усвоение учащимися технических (ведению мяча змейкой, с обеганием стоек; передачам мяча 2-мя руками от груди, 2-мя руками с отскоком от пола, передам мяча при встречном движен.

    схема вязания купальников крючком бесплатно

    пинетки вязанные крючком с бусинками

    Конспект рока «Вязание крючком традиции и современность."7 класс.

    вязание крючком ажурных кофточек из мотивов

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Читайте также: