Нарушение прав ребенка конспект

Обновлено: 07.07.2024

Несовершеннолетние входят в число уязвимых категорий граждан. Поэтому каждое правовое государство должно уделять пристальное внимание защите и обеспечению исполнения прав граждан, не достигших совершеннолетия.

Ребенком (несовершеннолетним) признается каждый человек, не достигший возраста 18 лет. За ним закреплены соответствующие обязанности и права, которые должны соблюдаться на территории всех субъектов РФ.

На территории Российской Федерации права несовершеннолетних, отношения между детьми и их родителями или законными представителями (опекунами), а также ответственность за нарушение этих прав регламентируют:

Кроме того, каждый несовершеннолетний, являющийся гражданином РФ, защищается международным правом (например, 6 статьей Конвенции ООН о правах ребенка, под юрисдикцию которой подпадает Российская Федерация).

Российская Федерация, будучи государством-членом ООН, обязана соблюдать права своих несовершеннолетних граждан и своевременно пресекать нарушения их прав и свобод.

Права ребенка

Согласно нормам, закрепленным российским законодательством и международными конвенциями, дети имеют право на соблюдение:

  • индивидуальности: собственное имя, гражданский статус, жизнь с родителями;
  • свободы мыслеизъявления, выражения своих взглядов, желаний и потребностей в любой форме;
  • свободы совести и вероисповедания;
  • защиты от физического, сексуального и психологического насилия со стороны кого бы то ни было: родителей, законных представителей или третьих лиц;
  • защиты от рабства и насильственного удержания в неволе, в том числе трудового рабства;
  • получения помощи и защиты со стороны государства при потере связи с семьей и ближайшими родственниками;
  • полного материального обеспечения со стороны родителей или опекунов, обеспечивающее полноценное социальное, физическое, умственное и психологическое развитие (согласно 60 статье СК РФ);
  • права на получение образования, медицинской и социальной помощи.

Права ребенка в семье

Ребенок имеет право:

в семье

  • проживать и воспитываться в семье (за исключением случаев, когда такое проживание влечет угрозу его жизни и здоровью), при отсутствии родителей или наличии родителей, лишенных прав - в госучреждениях;
  • иметь собственное имя, отчество и фамилию (с 14 лет - право на добровольную смену имени);
  • общаться с кровными родственниками отца и матери (в том числе после развода родителей);
  • открыто выражать свое мнение;
  • получать доход (стипендию, зарплату);
  • владеть движимой и недвижимой собственностью, унаследованной или полученной в дар.

В список наиболее распространенных нарушений прав несовершеннолетнего со стороны родителей входят:

  • оскорбления и унижение человеческого достоинства;
  • физическое насилие и угрозы насилием;
  • отсутствие заботы и халатное отношение к удовлетворению базовых потребностей ребенка;
  • оставление без присмотра на длительный срок;
  • воспрепятствование перемещениям, длительный запрет на выход за пределы дома или комнаты;
  • нецелевое расходование средств из материнского капитала - лишение детей причитаемой им по закону собственности;
  • лишение возможности получать полноценное питание, образование и медицинскую помощь.

Примеры нарушений и защиты прав детей в России

Большинство случаев нарушений прав несовершеннолетних в России связаны с неправомерными действиями родителей, школьных учителей и воспитателей.

Работники дошкольных учреждений нередко допускают следующие нарушения:

  • незаконный отказ в получении места, а также отчисление без достаточно весомой причины;
  • психологическое насилие: запугивание, оскорбления, социальная изоляция;
  • пренебрежение нуждами детей и оставление без надзора.

В российских школах регистрируют случаи таких нарушений, как:

  • неправомерное удаление или недопуск учеников к урокам;
  • принуждение учеников к посещению факультативов и секций;
  • публичное оскорбление учеников со стороны учителей и других работников школы.

Судебная практика

Статья 57 Семейного кодекса РФ говорит о праве маленького гражданина выражать свое мнение при решении любого вопроса в семье, а также иметь право быть заслушанным в ходе судебного либо административного разбирательства при условии достижения ребенком возраста десяти лет, за исключением случаев, противоречащим его интересам.

Однако в ходе изучения судебной практики нередко выявляются нарушения, связанные, например, с рассмотрением дел об определении места жительства ребенка в случае раздельного проживания его родителей, когда мнение ребенка, достигшего десятилетнего возраста, с кем он хочет проживать, не учитывается.

Так, одним из судов Пермского края было вынесено решение об определении места жительства двенадцатилетнего подростка, при этом мнение самого ребенка не учитывалось ни органами опеки и попечительства, ни судом, а само решение судом никак не было мотивировано.

Также, судебная практика говорит о случаях, когда суд не учитывает мнение ребенка, когда родители в суде заключают мировое соглашение о месте жительства ребенка, тем самым нарушая требования ст. 57 СК РФ.

Как оспорить отцовство в суде

Ярким примером такого нарушения служит утверждение судьей одного из судов Новосибирска мирового соглашения между родителями двух несовершеннолетних детей. При этом местом жительства 13-летней дочери было определено с матерью. а местом жительства 7-летнего сына - с отцом. Мнение девочки-подростка при этом судом учтено не было.

В отдельных случаях также в обход требований статьи 57 СК РФ не учитывалось мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в вопросе необходимости лишения его родителя родительских прав.

Куда обращаться?

В случае нарушения прав ребенка в школе родители, в первую очередь, должны обратиться за разъяснениями к педагогу или администрации школы. Если разъяснения родителей не удовлетворили, они имеют право подать письменную жалобу на имя директора образовательного учреждения и получить письменный ответ относительно сложившейся ситуации. Если письменный ответ также не удовлетворил родителей, можно обращаться в вышестоящие органы управления образованием.

Отталкиваясь от характера нарушений прав ребенка, можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребенка, в местные органы опеки и попечительства, в прокуратуру, полицию, суд.

В случае нарушения прав и законных интересов детей родителями либо опекунами, а также в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию, образованию, при злоупотреблении родительскими правами сам ребенок имеет право обратиться за защитой в органы опеки и попечительства, а при достижении подростком возраста 14 лет - в суд.

Заявить в компетентные органы о нарушении прав несовершеннолетнего могут:

  • сам ребенок;
  • родители или законные представители ;
  • родственники;
  • соседи и школьные учителя;
  • третьи лица, ставшие свидетелями нарушения прав.

Образец жалобы на нарушение прав ребенка со стороны работников учебного заведения можно посмотреть по ссылке.

Ответственность

После получения заявления о нарушении прав ребенка родителями или опекуном органы опеки обязаны нанести визит родителям или опекунам ребенка и провести разбирательство на предмет того, имеют ли место быть нарушения его законных прав. При выявлении таковых после проведения разбирательства родители могут лишиться родительских прав или получить ограничения в них в качестве меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

Воспитание, которое не соответствует принятым нормам и ущемляющее права ребенка, препятствие общению с родственниками и другие нарушения прав ребенка могут повлечь за собой административную ответственность: штраф или предупреждение.

При наличии факта жестокого обращения предусматривается возможность не только лишения либо ограничения родительских прав, но и уголовная ответственность в виде лишения свободы.

Под жестоким обращением понимаются установленные факты избиения, отсутствие дома необходимых продуктов питания, игнорирование требований лечащего врача ребенка и пр.

Уголовная ответственность предусматривается для недобросовестного родителя в случае многократного неисполнения обязательств по выплате алиментов.

Педагогические работники образовательных учреждений, медицинские специалисты и иные лица, под присмотром которых мог находиться некоторое время ребенок, могут понести административное наказание за допущенное психическое или физическое насилие над личностью ребенка. Нарушение прав ребенка может обернуться для педагога или иного специалиста наложением штрафа, а при обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба. За неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, сопряженное с жестоким обращением, виновное лицо может понести уголовную ответственность.

Конвенция о правах ребенка охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей, выступая, в частности, против нарушения прав ребенка в семье.

Проведенные исследования показали, что нарушения прав ребенка дошкольного возраста в семьях чаще всего связаны именно с применением телесных и иных наказаний, унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб. При этом родители не считают такие наказания нарушением прав ребенка, что объясняется их юридической безграмотностью.

• Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу с такими последствиями, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки. Ребенок может вырасти озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм.

• Избегайте жесткости в обращении с малышом, так как это приводит к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослым, к неуважению унижающего его взрослого, потере детского доверия.

• Использование жестоких мер воспитания не дает положительных результатов, не всегда способствует исправлению нежелательного поведения ребенка, а только унижает его.

Многие родители признают собственную педагогическую беспомощность, не знают других способов воздействия на ребенка, кроме наказания. Даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление.

• Не относитесь к ребенку лишь как к объекту воспитания, используя бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания, унижающие его.

• В воспитательном процессе относитесь к ребенку как к субъекту права.

• Используйте методы правосубъектного взаимодействия с ребенком : обратитесь к нему с доброжелательной критикой, советом, утешением; превратите строгое требование в добрую шутку, выразите собственное недовольство его поведением в форме обиды.

Именно такими формами регулирования детского поведения можно достичь желаемых результатов в воспитании малыша.

• Не нарушайте права ребенка на собственное мнение, детские переживания; не относитесь к его проблемам свысока; не вымещайте на сыне (дочери) свои обиды, плохое настроение.

• Не воспитывайте ребенка только строгостью; не разговаривайте с ним в повышенном раздрожительном тоне; не кричите на него – он может стать обидчивым, капризным, плаксивым.

Помните: повышенное возбуждение родителей усиливает возникший конфликт с ребенком.

Не раздражайтесь, не повышайте голос на ребенка, если он испытывает затруднения при выполнении тех или иных действий; не акцентируйте внимание на его неуспехах, оказывайте необходимую помощь и поддержку малышу.

Создавайте в семье атмосферу любви, понимания и поддержки, которая поможет детям достичь настоящей зрелости.

В семьях, где царят душевная теплота, чуткость, уважение к мнению другого, забота о близких людях, права ребенка не нарушаются, он чувствует себя уверенным и счастливым членом семьи.

Социальный педагог: Рыбак Регины Никоаевна

Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребенка в семье 1. Принять ребенка таким, какой он есть, и любить его. 2. Обнимать ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день. 3. Выражать недовольство отдельными.

Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.

Однако результаты проведенного исследования показали, что нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих достоинство ребенка и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных. Установлено, что 51 % родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% — из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 9% родителей уверенно заявляют о том, что считают телесные и иные наказания, унижающие ребенка, неприемлемыми ни при каких обстоятельствах.

Зачастую в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление.

Причина выбора именно этих методов кроется:

— в аналогичном собственном детском опыте родителей, который нельзя изменить, но необходимо переосмыслить;

— отсутствие альтернативных моделей поведения в репертуаре воспитательных воздействий, доступных данному родителю;

— отсутствие рефлексии собственного поведения как психотравмирующего.

Методы воспитательного воздействия, которые являются отражением объективного отношения к ребенку, — это приказы, угрозы, предупреждения, советы, нотации, обзывания. Все эти формы могут считаться унижающими достоинство ребенка. Методы, отражающие субъективное отношение к нему, — критика, утешение, обращение в шутку, обида . Родителям необходимо учиться использовать именно эти формы регулирования поведения детей.

Конвенция о правах ребенка охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей, выступая, в частности, против нарушения прав ребенка в семье .

• Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу с такими последствиями, как неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки. Ребенок может вырасти озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм.

• Избегайте жесткости в обращении с малышом, так как это приводит к нарушению взаимоотношений ребенка со взрослым , к неуважению унижающего его взрослого, потере детского доверия.

• Использование жестоких мер воспитания не дает положительных результатов, не всегда способствует исправлению нежелательного поведения ребенка , а только унижает его.

• Не нарушайте права ребенка на собственное мнение, детские переживания; не относитесь к его проблемам свысока; не вымещайте на сыне (дочери) свои обиды, плохое настроение.

• Не воспитывайте ребенка только строгостью ; не разговаривайте с ним в повышенном раздрожительном тоне; не кричите на него – он может стать обидчивым, капризным, плаксивым.

  • Повышенное возбуждение родителей усиливает возникший конфликт с ребенком .

В нашем учреждении работает педагоги и психологи, которые готовы дать квалифицированную консультацию и совет для каждого конкретного случая нежелательного поведения ребёнка.

Надо также помнить, что дети следуют принятой в семье модели поведения. Таким образом, родительская жестокость в отношении ребёнка может впоследствии вернуться от него к самим родителям, перейти в его отношения с другими людьми, со сверстниками. И вряд ли такой ребёнок сможет стать популярным и уважаемым в детском коллективе, в школе. А впоследствии ему просто будет трудно строить отношения с людьми.

Создавайте в семье атмосферу любви , понимания и поддержки, которая поможет детям достичь настоящей зрелости. В семьях , где царят душевная теплота, чуткость, уважение к мнению другого, забота о близких людях, права ребенка не нарушаются , он чувствует себя уверенным и счастливым членом семьи .

В процессе воспитания своих детей родители прикладывают массу моральных и материальных усилий. Однако не все знают, что это входит в их прямые обязанности, выполнение которых контролируется государственными и социальными органами.

Законодательная база


Все права детей регламентируются правовыми актами Российской Федерации. Можно отметить такие основные документы, которые регулируют данный вопрос:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка.

Ряд глав Семейного Кодекса РФ также достаточно четко обосновывают имущественные и другие полномочия малышей. При вынесении наказаний провинившихся граждан в особо тяжких случаях применяется Уголовный кодекс.

Основные полномочия

В ст. 54–58 СК РФ определяется такой ряд правовых позиций для лиц, не достигших восемнадцати лет:

  • общение с родственниками — даже в том случае, если они проживают отдельно. Исключение может составлять решение суда, которое ограничивает такие возможности;
  • получение фамилии (переходит от одного из родителей), имени и отчества (определяется по отцу);
  • проживание с комфортными жилищными условиями;
  • свобода в выборе религии;
  • выражение своих личных суждений, касательно его интересов — начиная с десятилетнего возраста мнение малыша берется во внимание во всех судебных заседаниях по выбору места проживания, усыновления;
  • защита его интересов — если по любым причинам родители отстранены от выполнения своих функций, то эти обязанности выполняют опекуны или усыновители;
  • воспитываться в семье — только так можно достигнуть полноценного развития;
  • ограждение от трудовой деятельности, которая несет опасность для здоровья;
  • получение необходимого образования;
  • недопущение незаконного выезда за пределы государства;
  • отсутствие участия в военных действиях до пятнадцати лет;
  • обеспечение необходимой одеждой, питанием и полноценным отдыхом;
  • пользование медицинскими и социальными услугами.

Это неполный перечень. Однако несоблюдение хоть одного из перечисленных пунктов влечет за собой ответственность взрослых за нарушение прав ребенка.

Внимание! Любой житель страны, который знает о происходящем по отношению к несовершеннолетнему гражданину, обязан поставить в известность соответствующие государственные органы.

Примеры негативного воздействия


Зачастую взрослыми происходит ущемления интересов малолетних лиц страны. Однако они не всегда понимают, что это противозаконно и не знают какие действия можно к этому отнести.

Под понятием нарушения прав ребенка законом считаются такие случаи:

  • ограничение общения с отцом или матерью;
  • отказ в оказании своевременного лечения в случае болезни;
  • нахождение без присмотра самих дома малышей, что может угрожать их безопасности;
  • попытки реализации с целью получения дохода его законной собственности;
  • применение различного рода насилия;
  • запрет заниматься развивающими занятиями;
  • ограничение в передвижении;
  • отсутствие проявления заботы и обеспечения.

Это список часто встречающихся ситуаций, которые можно наблюдать. В жизни существует гораздо больше случаев, проявление которых нежелательно по отношению к детям.

Агрессорами могут быть наряду с близкими людьми и педагоги, посторонние граждане, ровесники.

Интересно! Закон допускает лишение родительских прав даже при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Даже после такого наказания обязанность содержать своего отпрыска за гражданином остается.

Насилие по отношению к детям


Такие действия по отношению к юным жителям страны зачастую проявляют самые близкие родственники. Столетиями это практиковалось, оправдывая свое поведение воспитательными целями. Однако, это крайне негативно сказывается на психике ребенка. Поэтому государство ставит своей целью оградить от неправильных поступков взрослых несовершеннолетних детей.

К фактам принуждения закон относит:

  • психологическое давление;
  • угрозы;
  • унижение;
  • наказание с употреблением физической силы;
  • моральное угнетение.

Важно! Страшным моментом в этом является то, что обидчики не осознают до конца свою вину, они убеждены, что их действия помогут улучшить процесс воспитания.

Запрет на общение с родственниками

Вынесенные решения судебных инстанций зачастую взрослые игнорируют. Они ограждают от общества не только отца или матери, но и их родственников. Это нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего малыша.

Игнорирование интересов

Согласно Российскому законодательству, дети старше десяти лет могут выражать свое мнение. Разумеется, что в сложных жизненных ситуациях они не смогут адекватно оценивать сложившуюся обстановку, но абсолютно не прислушиваться к их желаниям нельзя.

Это не распространяется на такие ситуации:

  • в медицинских вопросах;
  • в решении не посещать учебное заведение.

Однако, в вопросах выбора специфики развивающих занятий (секций, кружков) прислушиваться родителям стоит.

В выборе меню нужно брать во внимание предпочтения вкусов ребенка, но только так, чтобы это не противоречило здоровому питанию.

Эмоциональное насилие


Происходят в жизни часто случаи, когда родители, не контролируя свои эмоции, выплескивают свой гнев на ребенка, унижая и оскорбляя его.

Большой урон для психического состояния и развития малыша производят ситуации, при которых близкие люди игнорируют его. За любой неправильный проступок они отказываются разговаривать с ним. Это оставляет негативный след на дальнейшей жизни ребенка.

Формировать чувство одиночества и незащищенности помогает бездействие и равнодушие взрослых к нарушению прав ребенка.

А вот запрет произносить свои мысли, выражать мнение негативно проявляется на характере. Дети отстают в развитии, а во взрослой жизни не способны принять самостоятельно решение.

В учебных заведениях некоторые преподаватели могут запугивать, публично унижать, необоснованно критиковать. Это приводит к тому, что дети ненавидят своих учителей, возникает отвращение к учебе, интерес к познанию нового.

Физическая расправа


Телесные наказания, которые существовали еще в давние времена, имеют место в некоторых семьях и в наши дни. Взрослые объясняют это как один из методов воспитания. Выявить такое поведение можно случайно или при нанесении тяжелых травм малышу. Это делают чаще всего работники образовательных или медицинских учреждений.

Такой вид негативного воздействия может происходить со стороны посторонних лиц. Тогда расследованием занимаются правоохранительные органы, которое завершается привлечением к ответственности виновного за нарушение прав несовершеннолетних.

Сексуальное влияние

Большая часть полового унижения происходит в семье. Обидчиками могут стать:

  • близкие друзья родителей;
  • отцы;
  • отчимы;
  • преподаватели.

Пренебрежение нуждами

Этот вид проявляется в недостаточном удовлетворении потребности в еде. Также нежелание приобретать необходимые сезонные вещи. Часто дети вырастают из них и вынуждены пользоваться некомфортной одеждой, так как новую покупать взрослые не хотят.

Большую опасность для жизни представляют случаи, когда не оказывается своевременная медицинская помощь. Из-за такого халатного отношения ребенок теряет здоровье.

Выявление случившегося


Для того чтобы вовремя остановить неправомерные действия нерадивых граждан, нужно обнаружить такое явление. А это делается не всегда легко и быстро.

Это могут осуществить:

  • родители или воспитатели;
  • попечители;
  • опекуны;
  • соседи, медицинские сотрудники;
  • друзья;
  • лично обиженный ребенок.

А также заявителем может выступать любой другой человек.

Нужно! Только после вынесения решения судом на основании доказательной базы могут к виновным задействоваться разные виды наказание.

Куда обращаться?

Вопросами факта нарушения прав несовершеннолетних детей в нашей стране занимаются в такие структуры:

  • органы опеки и попечительства — защищают малолетние лица, которые оказались в трудных жизненных ситуациях и нуждающихся в поддержке державы;
  • прокуратура — проводят анализ и выявляют негативные факты;
  • органы внутренних дел — профилактика беспризорности, семейного неблагополучия;
  • суд;
  • комиссия по делам несовершеннолетних — принимает меры общественного воздействия при обнаруженных случаях.

Обратите внимание! Сотрудники этих организаций обязаны в течение трех рабочих дней посетить семью, где проживает ребенок, и проверить ситуацию.

Органы опеки и попечительства

Это организация исполнительной власти, которая занимается правовой защитой граждан, над которыми установлена опека и людьми, заботящихся о недееспособных и малолетних лицах. Основными направлениями в работе являются:

  • подбор желающих взять на себя обязанности опекать детей, оставшихся без родителей;
  • лишение возможности заботиться о подопечных в случае выявленных нарушений;
  • представление интересов опекаемых лиц в органах правосудия при различных разбирательствах, защита их имущественных прав;
  • определение и ведение учета граждан, которые нуждаются в воспитании;
  • осуществление контроля за выполнением обязанностей взрослыми по отношению к своим подопечным и при необходимости оказание им помощи.

При поиске граждан, которые будут воспитывать малолетнего человека предпочтение отдается родственникам. Ведь в этом случае двум сторонам легче найти общий язык и комфортнее будет жизнь малыша.

Если такой возможности не представляется, то привлекаются посторонние лица. Их проверкой и подбором и занимаются данные органы.

Крайне нежелательно определять детей в государственные специализированные учреждения. К такой мере приходят в крайнем случае. Но и в этом случае они находятся под защитой органа попечительства до достижения восемнадцати лет.

Прокуратура


В полномочия такого юриста входит внесение предложения по поводу:

  • лишения родительских прав;
  • привлечение к уголовной ответственности за нарушение прав и законных интересов ребенка;
  • усыновления или его аннуляции;
  • защиты детей от негативной информации и распространяемых взглядов с целью формирования их взглядов.

Каждое обращение рассматривается и принимаются соответствующие меры.

Эта структура уполномочена вести наблюдение за правомерными действиями попечительских организаций. При первых замеченных нарушениях или злоупотреблением должностных полномочий сотрудниками социальной службы прокуратура может обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав и интересов ребенка.

Около 25% поданных в судебные инстанции исковых заявлений были выполнены работниками прокуратуры.

Комиссия по делам несовершеннолетних

  • защита прав и интересов детей;
  • наблюдение за воспитание и развитием подрастающего поколения;
  • участие в судебных мероприятиях;
  • проведение профилактических мероприятий по детской преступности и беспризорности.

Обратившиеся могут быть уверены, что их претензии не останутся без внимания.

Способы наказания по закону


За несоблюдение норм предусмотрена такая ответственность:

  • уголовная — за подмену, привлечение в противозаконные деяния, разглашение тайны усыновления;
  • административная — отсутствие или не на должном уровне воспитание, приобщение к употреблению алкоголя и никотину.

Виновные могут быть наказаны вынесением предупреждения или лишением свободы. Принятие решения зависит от:

  • возраста ребенка;
  • доказательной базы обвинений;
  • анализа семейных отношений;
  • поведения и характеристики отца и матери.

Государство заинтересовано в сохранении целостности семьи, в которой проживает ребенок. Соответствующие органы прикладывают массу сил, чтобы остановить неправомерное поведение взрослых. При незначительных нарушениях выносятся выговоры, участники ставятся на учет и регулярно контролируются. Отводится некоторое время для исправления сложившейся ситуации.

Но в более сложных случаях детей забирают от родственников для ограждения от тяжких последствий.

Если обвинения касаются человека, который проявил нарушение, выполняя должностные обязанности, то к нему еще дополнительно применяется и дисциплинарное взыскание.

В ходе судебных разбирательств на ответчика может быть наложено возмещение морального ущерба.

Как осуществляется защита


В случае когда происходит нарушение прав несовершеннолетних детей, на их защиту становятся соответствующие органы. Ущемленный в своих интересах малолетний гражданин может сам обратиться туда за помощью. Однако в реальности этого практически не происходит.

После получения тревожного сигнала от третьих лиц уполномоченные организации начинают выполнять свои обязанности по отношению к ребенку.

В особо серьезных случаях несколько органов взаимодействуют между собой, включая правоохранительные. Предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.

Нарушение и гарантии несовершеннолетних

Согласно Семейному Кодексу Российской Федерации ребенок, достигший четырнадцати лет, вправе самостоятельно подать заявление в судебные инстанции для рассмотрения вопроса, касательно ущемления его интересов.

Органы опеки и попечительства рассматривают данное обращение. Если необходимо подключается прокурор, который инициирует судебное разбирательство.

Однако таких случаев очень мало из-за страха перед обидчиками или по незнанию своих прав.

Нарушения со стороны школы


Контроль за соблюдением законного отношения к учащимся совершает в учебном учреждении администрация. Во время пребывания на территории заведения дети иногда подвергаются давлению со стороны других ребят в виде физического воздействия или морального (насмешки, оскорбления).

Еще и педагоги могут также вносить свой негативный вклад в отношения. Это происходит в таком виде:

  • критика в присутствии других учащихся;
  • применение рукоприкладства;
  • лишение возможности присутствовать на уроке, чтобы не мешал другим;
  • отрицательные высказывания об уровне умственных способностей.

Неправильной позицией наставников является такая, при которой принудительно заставляют учеников убирать школьную территорию или аудиторию, где проходят занятия. Исключение составляют случаи, когда дети добровольно изъявляют желание помочь старшим.

В некоторых лицеях или гимназиях происходит ущемление интересов детей, когда дирекцией школы устанавливается единая форма или стандарты поведения.

В тех школах, где практикуют собирать деньги с родителей на текущие нужды, могут оказывать давление на детей, не сдавших их вовремя.

Рекомендация! Если преподаватели не допускают к урокам учеников, то нужно письменно обратиться в прокуратуру или Министерство образования.

Полномочия гражданам государство предоставляет с самого рождения. И так как причин нарушения прав детей в современном мире предостаточно, законодательство РФ контролирует данный вопрос, защищая интересы несовершеннолетних лиц. Развитие державы зависит от благополучия каждого его жителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование правовой культуры учащихся.

Задачи:

Рассмотреть вопрос прав человека и ребенка с точки зрения общечеловеческих ценностей.

Охарактеризовать основные документы о правах человека и ребенка.

Формирование навыков самостоятельной работы с документами.

План урока:

Проблема общечеловеческих ценностей и права человека.

Основные документы о правах человека и ребенка.

Ситуация соблюдения прав детей в России.




Цель: Формирование правовой культуры учащихся.

Рассмотреть вопрос прав человека и ребенка с точки зрения общечеловеческих ценностей.

Охарактеризовать основные документы о правах человека и ребенка.

Формирование навыков самостоятельной работы с документами.

Проблема общечеловеческих ценностей и права человека.

Основные документы о правах человека и ребенка.

Ситуация соблюдения прав детей в России.

1. Проблема общечеловеческих ценностей и права человека

Преподаватель:

Выдвижение проблемы общечеловеческих ценностей на передний план современного миропонимания свидетельствует об огромных преобразованиях в нашем обществе, в том числе и в области духовной культуры и нравственности. Начиная с античного мира, человек признавался высшей ценностью. Уважение к его личности, его достоинству, идеи добра, духовности были в центре внимания прогрессивных идей многих народов.

Общечеловеческие ценности – это то, что сближает, роднит духовные цели разных народов, разных эпох. Исповедовать общечеловеческие ценности – значит уважать и ценить то, что есть у других народов и то, что является их вкладом в общечеловеческое развитие, оберегать то что, создано всеми народами. Ценность личности является предметной основой общечеловеческого.

Проблема прав человека возникла давно. Еще в 18 веке мыслителей увлекала проблема естественных прав, смысл которых сводился к тому, что все люди от природы равны, что человек представляет собой самостоятельную ценность. Эти идеи нашли отражение в документах ООН в середине ХХ века.

2. Основные документы о правах человека и ребенка

Все документы о правах человека условно можно разделить на две группы:

декларации (от лат. – провозглашение) – не имеют обязательной силы, имеют рекомендательный характер. В них провозглашены основные принципы, программные положения.

конвенции (от лат. – договор, соглашение по специальному вопросу) – имеют обязательную силу для государств, которые к нему присоединились. Государство, подписавшее конвенцию, обязуется привести в соответствие с международными свои внутренние, национальные законы (Конституцию, кодексы, указы и др.)

Познакомимся с некоторыми из них.

В ходе самостоятельного анализа Всеобщей декларации прав человека ученики делают следующие выводы:

Всеобщая декларация прав человека – основной международный кодекс поведения в области прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В этом документе определены следующие категории прав человека:

естественные права: право на жизнь, на здоровье, защиту, запрет жестокого обращения;

гражданские права: право на гражданство, на вступление в брак, создание семьи, свободу места жительства, свободу передвижения;

политические права: право на свободу мысли, совести, религии, убеждений, их выражения, право голосовать, быть избранным;

экономические права: право на труд, на достойные условия труда, выбор работы;

социально-культурные права: право на отдых, на образование, социальное обеспечение, на охрану материнства и детства, право на хороший уровень здоровья.

Преподаватель:

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка.

В ходе самостоятельного анализа Декларации прав ребенка ученики делают следующие выводы:

Декларация прав ребенка – развивает положения Всеобщей декларации прав человека. Основывается на положении, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в охране и заботе. Подчеркивается, что человечество должно дать детям все лучшее, что имеет. Декларация обеспечивает детям достойное детство.

Преподаватель:

В 1989 году большинством стран мира, в том числе и СССР, был ратифицирован еще один документ, принятый 44–й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Это Конвенция о правах ребенка. По сути она конкретизирует и развивает положения предыдущих документов (признание достойной жизни ребенка как самой главной ценности, необходимость защиты его прав), прописывает юридические гарантии и нормы.

Конвенция о правах ребенка – состоит из 3 частей и имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои национальные средства для выполнения этих норм. Таким образом, это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Давайте познакомимся с этим документом.

В ходе самостоятельного анализа Конвенции о правах ребенка ученики делают следующие выводы:

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы соблюдения прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области. Подчеркивается, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Признается, что ребенок должен быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

1 часть включает 41 статью:

статьи 1–4 определяют понятие “ребенок”, утверждают приоритет интересов ребенка над интересами общества, подчеркивают гарантии государства на обеспечение прав ребенка.

статьи 5–11 определяют право детей на жизнь, имя, гражданство, на сохранение своей индивидуальности, на заботу родителей.

статьи 12–17 определяют права детей на выражение собственных взглядов, мнений, свободу мысли, совести, религии, собраний. Эти права ранее никогда не декларировались.

статьи 18–19 предусматривают меры по защите ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации.

статьи 20 – 27 определяют права детей–сирот, лишенных попечительства, неполноценных в развитии, а также права всех детей на медицинское обслуживание, социальную помощь, физическое, умственной, духовное и нравственное развитие, за обеспечение которого несут ответственность родители.

статьи 28–31 излагают право ребенка на образование, отдых, досуг.

статьи 32–36 определяют право ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и другой эксплуатации, от похищения и торговли детьми.

статьи 37–41 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушений или преступлений.

Конвенция провозглашает первейшую роль семьи, родителей в заботе о детях и защите детей, а также обязанность государства помогать родителям в выполнении их обязанностей. Это отражено в статьях 9, 10,18, 19, и других статьях Конвенции.

К 2 части относятся 41–45 статьи, которые определяют способы информации и контроля за выполнением Конвенции через деятельность международного Комитета по правам ребенка.

К 3 части относятся статьи 46–54 – раскрывают процедурно–правовые проблемы принятия и соблюдения государствами требований Конвенции.

Преподаватель:

Все положения Конвенции о правах ребенка сводятся к 4 основным требованиям, которые обеспечивают права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция провозгласила признание ребенка полноценной и полноправной личностью.

3. Ситуация соблюдения прав детей в России

В России Конвенция о правах ребенка была ратифицирована 13 июля 1990 года и, в соответствии с п.4 ст. 15 Конституции стала составной частью правовой системы Российской Федерации.

Положения Конвенции органично вошли в нормативно–правовое и организационное обеспечение федерального и регионального уровней. В России принят целый ряд законодательных актов – Семейный кодекс РФ (1996), Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (1993), Закон “Об образовании” (1992) и др.

23 августа 1993 года Президентом России был подписан Указ “О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей”. Действует президентская программа “Дети России”, включающая ряд подпрограмм: “Дети – инвалиды”, “Дети – сироты”, “Здоровый ребенок”, “Дети Севера”, “Одаренный ребенок” и др.

Но только некоторые цифры показывают, как далека еще наша страна от страны истинной демократии, где все дети по–настоящему счастливы. В 2003 году Российский детский фонд и Научно–исследовательский институт детства РДФ опубликовали очередной независимый доклад под названием “Тяготы детского мира”, где были сделаны следующие выводы:

в России проживает более 145 млн. жителей, из них 23,3 млн. детей;

за последние десять лет количество детей сократилась на 4 млн.;

рождаемость на одну тысячу человек сократилась с 13,4 до 8,8 детей;

смертность увеличилась с 11,2 до 13,6 на одну тысячу человек;

заболеваемость детей составляет 1302 случая на одну тысячу детей;

увеличилось количество почти всех основных групп заболеваний. По данным Всероссийской диспансеризации, 32,1% детей признаны здоровыми, 54,7% имеют функциональные изменения или факторы риска заболеваний;

в стране около 650 тысяч детей – инвалидов, 700 тысяч детей – сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, из которых 95% – социальные сироты (дети при живых родителях);

по данным МВД РФ в России 2,5 млн. безнадзорных и беспризорных детей, по данным Российского детского фонда – 4 млн.;

коэффициент охвата детей детскими дошкольными учреждениями составляет 64,8%, охвата базовым образованием – 89,4%, полным средним образованием – 70,3%. Многие учреждения образования перегружены, 36,9 % учебных заведений нуждаются в капитальном ремонте;

за последние 10 лет (к 2001 году) количество преступлений, связанных с вовлечением подростков и детей в совершение преступлений увеличилось на 77,2% и достигло более 16 тысяч.

Общей целью государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации является преодоление негативных тенденций и стабилизация положения детей. Основными направлениями этой политики обозначены:

укрепление правовой защиты детства;

поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;

обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;

улучшение питания детей;

обеспечение воспитания, образования и развития детей;

поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Ответьте на вопросы и аргументируйте ответ:

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Серая Шейка”, “Красная шапочка”, “Дюймовочка”, “Сказка о рыбаке и рыбке”.)

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Поросята из сказки “Три поросенка”, зайка из сказки “Ледяная избушка”.)

Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? (“Лягушка-путешественница”.)

В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (“Дюймовочка”.)

Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни “Квартет”.)

В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (“Мороз Иванович”, “Госпожа Метелица”, “Сказка о попе и о его работнике Балде”.)

Какое право нарушил Иван–царевич в сказке “Иван–царевич и Серый волк”? (Право на владение личным имуществом.)

Читайте также: