Конспект урока метр соотношения между единицами длины

Обновлено: 02.07.2024

- Как переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними?

Глоссарий по теме:

Метр, дециметр, сантиметр, миллиметр - единицы измерения длины.

Таблица мер длины:

Именованные числа - это числа, полученные при измерении величин и сопровождающиеся названием единицы измерения (например: 5 см, 8 м).

Основная и дополнительная литература по теме урока:

2. Математика. Рабочая тетрадь. 2 кл. 1 часть: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова А. Д. -М.: Просвещение, 2017, с.17, 18

3. Математика. КИМы. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Глаголева Ю. И., Волкова А. Д. -М.: Просвещение, Учлит, 2017, с.7, 8

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для измерения длин больших предметов существует более крупная единица измерения – метр.

Сокращенно обозначаем буквой эм - М.

Метр появился на свет в конце восемнадцатого века во Франции.

В жизненной практике мы можем наблюдать, прежде всего, измерение именно с помощью метра. Зайдем в магазин и понаблюдаем, с помощью чего измеряет продавец длину ткани, клеенки, ленты? Конечно же, с помощью метра. Когда ваши родители соберутся делать ремонт, они сначала с помощью метра измерят длину, ширину, высоту комнат, чтобы рассчитать количество обоев, краски. Из этого следует, что метр – основная единица длины.


Посмотрим на рисунок. Сколько сантиметров помещается в данной линейке?


Сто сантиметров. Значит в одном метре сто сантиметров. 1м=100см

Посмотрим на линейку. Подумаем, сколько дециметров в одном метре?

Мы видим, что 1м это 10 дм

Как соотносятся между собой все единицы измерения длины?

Существует таблица мер длины, которую нужно выучить

1 см = 10 мм

1 дм = 10 см

1 м = 100 см

Именованные числа можно преобразовывать - сантиметры переводить в миллиметры, дециметры переводить в сантиметры и наоборот.

Например: пять дециметров семь сантиметров нужно перевести в сантиметры

Пять дециметров - это пятьдесят сантиметров, да еще семь сантиметров равно пятьдесят семь сантиметров.

Запишем это так: 5 дм 7 см = ? см

5 дм 7 см = 50 см + 7 см = 57 см

Семьдесят пять сантиметров переведем в дециметры и сантиметры. Семьдесят пять сантиметров - это семьдесят сантиметров и пять сантиметров. Семьдесят сантиметров - это семь дециметров. Получается: семьдесят пять сантиметров - это семь дециметров и пять сантиметров.

Запишем это так: 75 см = ?дм ? см

75 см = 70 см + 5 см = 7 дм 5 см

Сравним два именованных числа: 1 м и 5 дм.

Удобнее сравнивать одинаковые единицы длины, поэтому один метр переведем в дециметры.

На данном уроке происходит знакомство с названием новой меры длины - метром. Учащиеся получают представление об использовании этой меры на практике, учатся соотносить с другими известными мерами длины.

ВложениеРазмер
matematika_2_klass_metr._sootnosheniya_mezhdu_edintsami_dliny.doc 82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Метр. Соотношения между единицами длины

Цель: содействовать знакомству с названием новой меры длины метром; дать представление об использовании ее на практике, о соотношении с другими известными мерами длины.

Задачи: создать условия для формирования умения измерять длину с помощью различных измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки, усвоения соотношения: 1м = 10дм, 1м = 100см, 1дм = 10см, для развития умения сравнивать величины, выраженные в единицах длины; совершенствовать умения решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Предметные: овладение основами логического и алгоритмического мышления. Умение воспроизводить по памяти соотношения между единицами длины: 1м = 100см, 1дм = 10см, 1м = 10дм.

Личностные: готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

Метапредметные: умение работать в информационной среде. Владение основными методами познания окружающего мира (анализ)

Планируемые результаты: воспроизводить соотношения между единицами длины (м, дм, см). Проводить практические измерения с помощью инструментов (линейки, метровой линейки, рулетки) и необходимые расчёты с величинами. Выполнять измерения на глаз и осуществлять самоконтроль с помощью измерительных инструментов. Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. Выстраивать последовательность двузначных чисел в натуральном ряду. Сравнивать двузначные числа и результаты сравнения фиксировать на схемах (графах). Конструировать арифметические задачи (придумывать вопрос, дополнять условие). Определять арифметические действия для решения задач.

Находить и показывать на рисунках луч. Видоизменять геометрические фигуры. Строить логические рассуждения и обосновывать их в процессе решения задач.

Оборудование: цифровые веры, измерительные инструменты: линейки, метровая линейка, рулетка, модели сантиметра, дециметра, метра

Мы задачи решаем,

Без труда вычисляем,

Сколько будет четырежды два.

Вычитаем и делим,

И чертить мы умеем,

К новым знаньям стремимся всегда.

С математикой мы дружим,

Интересна нам она.

Ведь зовут её царицей

Всех наук не зря.

– Дети! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений и новых открытий.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

1.Составление плана урока. (На доске расположены геометрические фигуры разного цвета и размера: красный треугольник, большой желтый прямоугольник, большой зеленый квадрат, маленький синий квадрат, белый круг, маленький синий прямоугольник.)

- Ребята, за фигурой находится вид работы, которую вы должны будете выполнить на уроке. Приготовьте веры с цифрами от 1 до 6. Я читаю задание, а вы давайте ответ. Цифры обозначают номер фигуры, которую надо выбрать.

- Первая фигура не голубая, не красная, не жёлтая и не круг. (3 – это зеленый квадрат).

Переворачиваем фигуру 3, на обратной стороне запись:

Этап 1. Работа с геометрическими фигурами

- Выбираем следующую фигуру. Ее можно назвать лишней. Почему? (5. Круг)

Этап 2. Устный счет

- Следующая фигура три угла, три вершины, три стороны. (1)

Этап 3. Минутка чистописания

-Подберите следующую фигуру так, чтобы изменился цвет и размер фигуры: был большой жёлтый прямоугольник, стал …(маленький синий прямоугольник 6.)

Этап 4. Решение задач

- Среди оставшихся фигур найдите фигуру у которой все стороны равны. (Это квадрат, 4).

Этап 5. Решение примеров

- Как называется последняя фигура? (Прямоугольник 2.) (4 прямых угла, 4 стороны, противоположные стороны равны).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с соотношениями между единицами длины – метром, дециметром и сантиметром; создать условия для ознакомления с единицами длины на Руси; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию навыков решать задачу разными способами

Урок 16. Метр. Соотношения между единицами длины

Цели деятельности учителя

Познакомить с соотношениями между единицами длины – метром, дециметром и сантиметром; создать условия для ознакомления с единицами длины на Руси; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию навыков решать задачу разными способами

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: называть единицы длины; выполнять измерения с помощью измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки; сравнивать величины, выраженные в единицах длины; воспроизводить соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм; моделировать ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; получат возможность научиться: выбирать единицу длины при выполнении измерений; обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; коммуникативные – составлять небольшие устные монологические высказывания; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; регулятивные – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Универсальные
учебные действия

I. Актуализация знаний

в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

От дома до колодца 20 метров. Сколько метров надо пройти, чтобы принести ведро воды? А кружку воды?

Личностные: осознают
свои возможности в учении.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления

о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу

• Найдите примеры с ответом 13.

15 – 2 14 – 4 16 + 3

18 – 3 12 + 4 11 + 2

16 – 3 13 + 0 18 – 5

Вычисляют значения выражений

Винни-Пух решил навестить ослика Иа. От дома до моста он прошел 20 метров, по мосту – 10 метров и от моста до домика Иа – еще 10 метров. Какова длина пути, который должен пройти Винни-Пух, чтобы навестить ослика Иа и вернуться домой?


• Какова масса каждого мешка с мукой?


Определяют массу мешка

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6).

– Сегодня мы продолжим работу с единицами длины. Будем решать задачи на определение длины предметов.

– Мы с вами умеем измерять длины небольших предметов с помощью обычной линейки и получаем результаты в сантиметрах. А как быть, если нам надо пойти в магазин и купить ткань на пальто? Неужели продавец будет отмерять ткань такой линеечкой, как наша? Ни один продавец такой линейкой не пользуется, так как в сантиметрах длину большого куска ткани отмерять очень неудобно. Продавцы всегда используют деревянную линейку длиной 1 метр

и обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

III. Изучение нового материала

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Измерьте длину своей парты. Сколько получилось сантиметров?

– Покажите на рулетке отрезок 10 дм.

– Как называется эта единица длины? (1 метр.)

– Как можно начертить отрезок длиной 12 дм?

Варианты выполнения задания:

I вариант – можно отложить 1 дециметр двенадцать раз;

II вариант – можно отложить 1 метр и еще 2 дециметра (так как 12 дм = 1 м 2 дм).

– Какой вариант более рациональный?

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Выполняют практическую работу

Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа по учебнику.

– Прочитайте задание. Можно ли этот текст назвать задачей?

– Придумайте вопрос задачи.

Варианты вопросов:

• Какова длина всей ленты? (5 + 4 = 9.)

• На сколько метров один кусок длиннее (короче) другого? (5 – 4 = 1.)

– Объясните план решения каждой задачи

Придумывают вопрос к задаче

– Прочитайте условие задачи. Что вам известно?

– Какой вопрос можно поставить к данному условию?

• Чему равна ширина комнаты?

• Чему равен периметр этой комнаты?


1) 5 – 2 = 3 (м) – ширина.

2) 5 + 5 + 4 + 4 = 18 (м) – периметр комнаты.

Объясняют план решения каждой задачи

Выполнение задания в тетради

• Положите перед собой оранжевую и белую палочки. Длина оранжевой палочки – 10 см, или 1 дм, а белой – 1 см. Роль рейки будет играть оранжевая палочка, так как ее длина – 1 дм.

Выложите вдоль оранжевой палочки белые палочки. Их получится ровно 10.


5 раз по 2 белые палочки.

Так как длина каждой белой палочки – 1 см, то видно, что в оранжевой палочке укладывается 5 раз по 2 см. Следовательно, чтобы получить 1 дм, надо от рейки отмерить 5 раз по 2 см

IV. Путешествие

– Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, метром. А что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. Так, у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца.

Учитель показывает, как измеряют локтем длину ленты, а затем предлагает проделать это двум-трем ученикам. Количество локтей получилось разное. (См. ресурсный материал.)

Личностные: демонстрируют интерес к изучению математики.

Познавательные: определяют круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

V. Первичное осмысление и закрепление

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Учитель берет непрозрачный пакет и на глазах детей кладет в него 2 яблока и 3 груши (или любые другие предметы разной формы, которые легко узнать на ощупь).

– Сколько в пакете груш и сколько яблок? (3 груши и 2 яблока.)

– Давайте подумаем, сколько раз можно вытащить по одному фрукту, чтобы обязательно достать грушу. Смотрите, я вытаскиваю один фрукт. (Рука учителя в пакете.)

– Обязательно ли это груша? (Нет, так как в пакете не только груши, но и яблоки.)

Учитель вытаскивает яблоко.

– Действительно, в первый раз я могу вытащить не грушу, а яблоко. Сколько груш и яблок теперь осталось в пакете? (3 груши и 1 яблоко.)

– Вытаскиваю фрукт второй раз. Как вы думаете, это обязательно груша? (Нет, потому что в пакете остались не только груши, но и 1 яблоко.)

Учитель опять вытаскивает яблоко.

– Буду вытаскивать в третий раз. Как вы считаете, это обязательно груша? (Да, так как в пакете яблок больше нет.)

– Делаем вывод: число возможных попыток у нас зависит не от числа груш, а от числа яблок.

Учитель кладет яблоки в пакет.

– Сколько раз надо вытащить по одному фрукту, чтобы обязательно достать яблоко? (Число попыток в этом случае зависит не от числа яблок, а от числа груш. Так как в пакете 3 груши, то мы можем гарантировать, что только в четвертый раз обязательно достанем яблоко.)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Проводят практическое решение задачи. Решают логическую задачу.

Решают старинную задачу

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно

продолжают их по установленному правилу.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в тетради

Работа по учебнику.

– Прочитайте логическую задачу. Как вы будете рассуждать?

– Прочитайте старинную задачу.

– Что вам известно? Что требуется узнать?

– Какую новую единицу длины содержит эта задача?



1) 6 + 2 = 8 (аршин) – высота 1-й березы.

2) 8 + 2 = 10 (аршин) – высота 2-й березы.

1) 2 + 2 = 4 (аршина) – выше 2-я береза, чем изба.

2) 6 + 4 = 10 (аршин) – высота 2-й березы.

Решают задачу разными способами

Выполнение задания в тетради

– Сравните числа, построив схемы


с помощью схемы

– Запишите какое-нибудь двузначное число, не используя цифру 0. Поменяйте местами цифры в записи этого числа. Запишите получившееся число и сравните его с первоначальным

Записывают и сравнивают двузначные числа

– Перепишите числа в порядке увеличения. (0, 6, 12, 21, 30, 40, 54, 77, 100.)

– Перепишите числа в порядке уменьшения. (100, 99, 91, 89, 64, 60, 14, 7, 1.)

Записывают числа в порядке увеличения, уменьшения

Выполнение задания в тетради

– Выполните сложение величин.

2 дм 5 см + 4 см = 2 дм 9 см

8 дм 3 см + 1 дм = 9 дм 3 см

3 м 6 дм + 2 дм = 3 м 8 дм

Выполняют сложение величин

Выполнение задания в тетради

– Рассмотрите чертеж. Какие фигуры здесь изображены? (Луч и точка А.) Как доказать, что точка А расположена на луче? (Надо продолжить луч.) Каким инструментом надо воспользоваться для доказательства? (Линейкой.)

Выполняют построения с помощью линейки

– Оля начертила два отрезка и отметила на них 3 точ-
ки так, что на каждом отрезке получилось по 2 точки.

Попробуйте и вы выполнить такой же чертеж


Выполнение задания в тетради

Работа в печатной тетради № 1.


Заполняют пустые клеточки

Выполнение задания в тетради. Устные ответы

VI. Итоги урока.

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите старинные русские единицы длины.

– Назовите признаки пирамиды

Отвечают на вопросы

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его.

Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Оценивание работы уча-щихся

Поясняет домашнее задание.

№ 16, 17 (учебник); № 6, 8 (рабочая тетрадь).

Ключ (задание 16, учебник): заполненная таблица должна выглядеть так:

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Как появились меры длины. Как измеряли на Руси

Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями. Очень большие расстояния измерялись переходами, привалами или даже днями.

В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок математики во 2 классе

Школа 21 века

Тема урока : Метр. Соотношение между единицами длины.

Цель методическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы организации познавательной деятельности.

Цели образовательные:

обучающие : формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длинны (см, дм, м); формирование умения практически находить длину предметов с помощью рулетки;

воспитательные : формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;

развивающие : развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Формируемые УУД:

личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;

коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;

познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.

Используемые технологии: технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Ребята, вы готовы к уроку? Ответьте с помощью сигналов. (Дети показывают сигнальные карточки.)

- На вас надеюсь я, друзья!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

- В гости к нам пришёл герой русской народной сказки. Скажите, а какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете? (Ответы детей)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Ответы детей)

- Он приготовил для вас задания. Как вы считаете, мы справимся с ними?

- Что для этого нужно? (Предполагаемые ответы детей: внимательно слушать, дружно работать, быть активными и т.д.)

ЛУУД: самоопределение к деятельности; смыслообразование;

учебно – познавательная мотивация.

КУУД: планирование учебного сотрудничества.

2. Актуализация знаний.

1. Логическая задача .

- Оля не выше Саши и Иры. Ира не самая высокая. Где Ира, где Саша, где Оля?

2. Повторение знаний о см и дм .

- Какие единицы измерения длинны, ширины, высоты вы знаете? (см, дм)

- Как соотносятся см и дм ? (10 см = 1дм или 1дм = 10см) (Работа с таблицей.)

- Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах? (ручка, карандаш, конфета, ластик и т.д.)

- Измерь длину своего карандаша в сантиметрах и запиши в тетрадь.

- Размеры каких предметов можно измерить в дециметрах (длину и ширину крышки парты, высоту портфеля и т.д.)

- Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь. (Дети работают в парах. Учитель направляет и контролирует ход работы.)

ЛУУД: сохранение мотивации к учению.

РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция.

ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.

КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.

3. Фиксация затруднений в пробном действии, выявление места и причины затруднения.

- Мишутка предлагает вам измерить в сантиметрах или дециметрах длину классной комнаты .

- Попробуем это сделать. (Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину класса, остальные наблюдают.)

- С какими затруднениями вы столкнулись? (Предполагаемые ответы детей: слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число)

- Значит, нам нужна более крупная единица измерения, чем сантиметр и дециметр. И нужен другой прибор для измерения.

ЛУУД: мотивация на достижение цели познания.

РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция.

ПУУД: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.

КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.

4. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения и научимся ей пользоваться.

- Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться? (Предполагаемые ответы детей: как называется и как обозначается новая единица измерения длины; как она соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новой единицы измерения длины; какие приборы существуют для измерения более крупных расстояний.)

ЛУУД: учебно - познавательная мотивация.

РУУД: планирование, как определение последовательности действий.

КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.

5. Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта.

- Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а 10 дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр и записывается так -1 м.

(Учитель показывает метровую линейку)

- Давайте убедимся, что в метре действительно 10 дм. (Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре.)

- Мишутка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре?

- Составим таблицу соотношений мер длины. (Дети вместе с учителем составляют таблицу.)

- Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах?

(Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.)

- Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния? (Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает как ими пользоваться.)

ПУУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия;

осознанное и произвольное высказывание в устной речи.

6. Первичное закрепление .

1. Закрепление материала по статье в учебнике. (стр. 35).

- Прочтите внимательно статью, рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины. (Дети работают самостоятельно.)

2. Проверка степени усвоения материала.

- Ответьте на вопросы:

- Что можно измерить в метрах?

- Сколько дециметров в одном метре? В трёх метрах? В восьми метрах?

- Сколько сантиметров в одном метре?

-104 см-это больше или меньше 1 м?

(Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек.)

3. Выполнение заданий №2, №3 на стр. 36.

(Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек.)

РУУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль.

ПУУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний.

ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания.

7. Практическая работа с самопроверкой по эталону.

1. Практическая работа – тренировка в измерении с помощью метра длины предмета.

- Как звали маму - медведицу? Как звали папу - медведя?

(Дети вспоминают содержание сказки, хором договаривают пропущенные слова).

- Мишутке, Настасье Петровне и Михаилу Ивановичу надо сшить одеяла.

- Перед вами слова: одеяльце и одеяло .

- Что в них общего? (Одинаковый корень, близки по значению).

- Как называются такие слова?

- Для кого сошьём одеяльце? Почему?

- Для кого сошьём одеяло? Почему?

- Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяльца Мишутки. (Задание для первой группы).

- Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Настасьи Петровны. (Задание для второй группы).

- Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Михаила Ивановича. (Задание для третьей группы).

- Измерьте длину шкафа в классной комнате. (Задание для четвёртой группы).

- Измерьте длину классной комнаты. (Задание для пятой группы).

(Дети работают самостоятельно. Сравнивают результаты своей работы с эталоном. Учитель направляет и корректирует работу в группах.

ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания.

ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач, управление поведением партнёров.

РУУД: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; самоконтроль процесса результатов деятельности.

8. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа.

1. Самостоятельная работа по карточкам с разным уровнем сложности. (Учитель оказывает помощь ученикам, испытывающим затруднения).

2. Самопроверка-сравнение с эталоном. Самооценка .

ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу.

9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Какую новую единицу измерения длины вы узнали?

- Расположите единицы длины в порядке возрастания, почему нужны разные единицы измерения длины?

- Чему же равна длина нашей классной комнаты?

- Какую работу вам понравилось выполнять?

- Наш гость Мишутка благодарит вас за хорошую работу и желает вам успехов в учёбе .

ЛУУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

ПУУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности.


Познакомить учащихся с новой единицей длины — метром, его обозначением (м) и соотношениями между единицами длины (м, дм, см).

Научить учащихся выполнять практические измерения с помощью инструментов (метровой линейкой, рулеткой) и действия с величинами. Закреплять у учащихся знания табличных случаев сложения и вычитания, последовательности двузначных чисел в натуральном ряду; умения сравнивать двузначные числа, конструировать и решать текстовые арифметические задачи. Развивать у учащихся пространственные представления. Формировать у учащихся навыки логических рассуждений

Воспроизводить соотношения между единицами длины (м, дм, см). Проводить практические измерения с помощью инструментов (линейки, метровой линейки, рулетки) и необходимые расчёты с величинами. Выполнять измерения на глаз и осуществлять самоконтроль с помощью измерительных инструментов. Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. Выстраивать последовательность двузначных чисел в натуральном ряду. Сравнивать двузначные числа и результаты сравнения фиксировать на схемах (в графах). Конструировать арифметические задачи (придумывать вопрос, дополнять условие). Определять арифметические действия для решения задач. Находить и показывать на рисунках луч. Видоизменять геометрические фигуры. Строить логические рассуждения и обосновывать их в процессе решения задач.

Читайте также: