Конспект занятия по развитию образной речи

Обновлено: 04.07.2024

Автор-составитель: Игнатова Татьяна Александровна, Воспитатель(1 квалификационная категория) МАДОУ детский сад №186 города Тюмени Цель: Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы. Программные задачи: Образовательная область…

Автор: Сайфетдинова Клара Джавдятовна,воспитатель АНО ДО "Планета детства "Лада", Детский сад №193 "Земляничка", г.Тольятти, Самарская обл. Раскрывая механизм создания проблемной ситуации как основной единицы технологии проблемного обучения, в статье…

Автор: Ведерникова Оксана Александровна, воспитатель МАДОУ детский сад № 90 г. Тюмени 1 категория, стаж: 23 года Задачи: 1. Уточнять и закреплять правильное произношение звука "р", отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком. 2. Развивать речь,…

Автор: Морозова Наталия Сергеевна, учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 29" города Тобольска Конспект подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению. (подготовительная группа) Тема: «Автоматизация звука [ш]…

Автор: Анна Владимировна Сапунова, учитель-логопед МАДОУ № 8 "Огонек" г. Сургута Цель: знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и других странах (дать представление об отличительных особенностях проведения Нового года у разных народов). Обучающие…

Составитель: Айгумова Светлана Магомедовна, воспитатель МБДОУ детский сад "Белоснежка" п.Солнечный Сургутский рн Задачи: Образовательные: обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках уточнить представления детей о сезонных…

Автор: Колчеданцева Нина Ивановна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 39" комбинированного вида г. Тюмени Задачи: закрепить знания о зиме и жизни животных в это время года. Побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию через элементы драматизации…


Укажите три цифры с картинки:



Общественный совет при Департаменте образования и науки Тюменской области просит Вас оценить условия пребывания детей в детских садах региона

Развивать образность речи, языковое чутье; обогащать лексику детей, усвоение семантики новых слов, используя фольклорные произведения (пословицы, поговорки, фразеологизмы).

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал, который оформлен как сказочный лес, горница, речка с мостом.

Звучит русская народная мелодия.

Детей встречает Хозяюшка в русском народном костюме.

- Здравствуйте, гости дорогие. Все я к вам в гости наведывалась, а теперь и вы ко мне пожаловали. Да вот незадача: мостик к дому сломался, ни проехать, ни пройти. Есть у меня досочки, но они не простые, а волшебные. Из них можно мостик построить, если придумаем продолжение пословицы, которая начинается так:

„Человек без друзей…”. Каждая досочка должна иметь свое продолжение. Вот я положила первую досочку: „Человек без друзей, что дерево без корней”. А как другие закончить, не знаю. Вы мне поможете?

Дети придумывают продолжение пословицы.

- воробей без крыльев,

- стульчик без ножки,

- ромашка без лепестков,

Спасибо вам, дети, за помощь. Милости просим чайку откушать да сказочку послушать. А откуда вы пожаловали?

- Из „Страны плавной речи”

- Ну что ж, проходите, рассаживайтесь. Гость на гость, хозяевам только в радость. Удобно ли вам, гости дорогие? Все ли вам видно? Все ли вам слышно? Располагайтесь, будьте как дома.

И я сяду рядышком на лавочку,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадку,

Кто смышленей – погляжу.

• Плутовкой издавна слывет,

В округе курам счет ведет

И ловит мышек ловко,

Хотя не мышеловка. (лиса)

- Правильно, лиса. А где она живет? (В лесу)

- А в сказках ее можно встретить?

- Назовите сказки, в которых живет лиса.

„Лиса и тигр”, „Лиса и воробей”, „Лечея-плачея”, „Как аукнется, так и откликнется”, „Как лиса летать училась”, „Небо пало”, „Присяга”, „Приключение Буратино”…

- А как ее в сказках величали?

Лечея-плачея, лиса Патрикеевна, кумушка.

- А какие вы можете придумать ей имена?

хитрая головка, лиса – всему лесу краса, лиса – пушистый хвостик, лиса – обманщица…

- Не с проста я вам загадку загадала. Живет неподалеку от моего дома лисица-сестрица. Ох, и хитрая, плутовка. Повадилась ко мне. Хочет мою курочку - рябушечку забрать. А та бедная, ни жива, ни мертва – лежит. Водицы колодезной просит испить. А лиса веревку в колодце запутала. Водицы не достать, если узлы лисицыны на веревке не развязать.

- Готовы? Как сказать по другому, по народному?

Игра «Скажи по другому”

Дети подбирают фразеологизмы к словам Хозяюшки:

* мечтать, задумываться - витать в облаках;

* хитрить, обманывать - морочить голову, водить за нос,

* предупреждать об опасности - бить тревогу;

* убегать от опасности - уносить ноги;

* быть невнимательным - ворон считать.

* никому не рассказывать - держать язык за зубами.

* бездельничать - бить баклуши.

С каждым правильным ответом детей на веревке развязывается узелок, из колодца дети достают воду, наливают курочке в миску.

- Спасибо, ребятушки, спасли вы мою курочку-рябушечку от коварства лисы. А вот, кажется, и лиса, легка на помине. С кем это она беседует?

Дети надевают маски-шапочки, или берут в руки куклы-марионетки и разыгрывают диалоги на основе малых фольклорных форм с элементами творческого рассказывания и инсценирования. (Дети в диалоге объединяют разные потешки в один сюжет, придумывают начало, развязку диалога.)

Диалоги для инсценирования:

Хозяюшка: - Выбежала рыжая плутовка на поляну и увидела мышонка.

- Привет, рыжая плутовка!

- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?

- Для чего землю копал?

- Для чего норку делал?

- От тебя лиса прятался.

- Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу!

- А у меня в норке спаленка.

- Кушать захочешь – вылезешь!

- А у меня в норке кладовочка.

- Мышонок, мышонок, а я ведь твою норку разрою!

- А я от тебя в отнорочек – и был таков.

Мышонок убежал, а лиса огорчилась:

- Обвел меня мышонок вокруг пальца, ну ничего. Я в другом месте добычу найду.

„Медведь и белочка”

Хозяюшка: - А вот на полянку из малинника пробирается медведюшка-батюшка, увидела его непоседа белочка, ей давно хотелось узнать, почему медведи спят зимой:

- Здравствуйте, Михайло Иваныч!

- Добрый день, попрыгунья!

- Косолапый, что с тобой? Почему ты спишь зимой?

- Потому что снег и лед не малина и не мед.

- Бурый Миша, милый мой, спать же холодно зимой?

- Я же спал не на дороге. Я же спал в своей берлоге.

- До свидания, Мишенька. Некогда мне лясы точить, орешки нужно собирать.

- До свидания, Рыжехвостик. - И побрел медведь снова в малинник, жир нагуливать, к зимней спячке готовиться.

Хозяюшка: - А вот и два неразлучных друга появились. Зая никогда не унывал, а Лапусь часто грустил, из-за каждого пустяка горевал:

- Почему ты такой грустный?

- Потерял я лист капустный.

- Я на речке хвостик мыл, вымыл, вымыл да упал, снова хвостик замарал и лист капустный потерял.

- Это горе не беда! Побежали, я тебя морковкой угощу - спелой, сочной, хрустящей!

- Рано поутру проснулась красавица бабочка и встретила тетушку сову, она ее никогда еще не встречала:

- Здравствуйте, тетушка сова!

- Доброе утро, красавица!

- Эх ты, совушка-сова, где ты, совушка, жила?

- Я жила в лесище, во сыром дуплище!

- Кто тебя, сову, видал, кто хлеб-соль твою едал?

- Все мои подружки – комары да мушки!

- До свидания, рановстайка, не намочи крылышки росой. А мне пора спать.

- До свидания, тетушка сова – мудрая голова.

- Что за рыжий хвостик из-за березки выглядывает? Да это наша рыжая плутовка, хитрая головка! Кого же она на этот раз хочет обмануть. Кажется, я знаю. Вот и ежик ни головы, ни ножек:

- Здравствуй, ежик! Всем то ты хорош, да пригож. Да вот только какой-то ты…

- Да не то, что бы некрасивый!

- А какой, неуклюжий?

- Да не то, что бы неуклюжий!

- Ну, какой же я тогда?

- Да какой-то ты - несъедобный!

- Лиса пригорюнилась и не солоно хлебавши отправилась дальше, а ежик довольный запел свою любимую песенку:

- Фуф-ты, фуф-ты, фуф-ты – фу, на спине мешок несу,

Самый сильный я в лесу, не боюсь лису!

- Вот такие у меня соседи: белки, зайцы и медведи. Все они разные по характеру, но очень трудолюбивые. С утра до вечера трудятся. Как вы думаете почему? Ответы я жду не простыми словами, а пословицами. Знаете, что такое пословица?

(ответы детей)

- Да, это короткое высказывание, которое нас чему-то учит, дает совет. Пословицы придумывает народ, они передаются из уст в уста, от человека к человеку.

„Солнечные лучики” ждут, не дождутся, что бы узнать и всему миру рассказать пословицы о труде.

Варианты пословиц :

• Что бы научиться трудиться – нужно три года, а научиться лениться – и трех дней достаточно и другие.

„Солнечные лучики ” (говорящая игрушка) благодарят детей.

- Да, старинная пословица не мимо молвится. На моей волшебной яблоньке в каждом волшебном яблочке спрятались пословицы. Прилетела ворона, хотела их сорвать или поклевать, да сторож мой – пес Полкан, ее спугнул. Но пословицы все равно перепутались. Помогите мне их распутать.

• За двумя зайцами погонишься – люби и саночки возить.

• Любишь кататься – ни одного не поймаешь.

• Двое пашут – людей насмешишь.

• Поспешишь – семеро руками машут.

• Маленький труд – глаза велики.

• У страха – лучше большого безделья.

• Лягушек бояться – в пруду не купаться.

• Волков бояться – в лес не ходить.

- Можно ли про нас сказать: „Двое пашут, а семеро руками машут” (ответы детей).

- Да, правильно. Потому что мы все трудились, все мне помогали распутывать пословицы, никто не бездельничал.

- Давайте и нашим гостям заречным расскажем: о чем бывают пословицы, а мой волшебный клубочек нам поможет.

Мой клубочек озорной,

Он всегда, всегда со мной.

Я говорю слово, а вы должны подобрать слово наоборот.

Игра „Слова – спорщики”

О добре и зле; (правде,лени,родителях.).

- Засиделись мы, все бока затекли, нужно косточки размять. А не поиграть ли нам. Посмотрите, какие озорные лягушата сидят на колодце и предлагают нам превратиться в таких же весельчаков. Согласны? Тогда повторяйте вслед за мной:

Коммуникативная игра „Веселые лягушата”

Вправо – прыг, влево – прыг.

Мы теперь не дети,

Мы теперь лягушки!

- Один лягушонок любит превращаться в цаплю, а кто он? Нам подскажет считалка:

Как у нас на сеновале,

Две лягушки ночевали,

Утром встали – щей поели,

А тебе водить велели.

(цапля уходит на болото)

На старой кадушке

(дети свободно прыгают по всему залу)

(приставляют ладошки с растопыренными пальцами к ушам)

Глаза на макушке.

(соединяют большие пальцы с указательными, изображая круглые глаза)

То в вальсе кружились,

То твист танцевали,

То лапку на пятку

С хлопком выставляли

(лягушата весело танцуют, выполняя характерные для танцев движения)

(грозят пальцем правой руки)

(грозят пальцем левой руки)

Всех лягушат поскорей догоняй!

(ритмичные хлопки по коленям и в ладоши, цапля догоняет лягушат, происходит превращение лягушат в ребят)

Мы теперь не лягушата,

Мы теперь ребята!

Дети рассказывают Хозяюшке о празднике, о Домовом.

- Домовой – вечный хранитель домашнего очага.

- Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье.

- Иногда вредничает, шалит, если, что ему не по нраву.

- Он пугает тех, кто не заботится о доме, семье.

- В этот день люди в старину задабривали Домового - угощали кашей, оставляя с вечера ее на столе, приговаривая:

«Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!

- Не только угощали, но и веселились, пели песни и дарили ему подарки.

- Мы не забыли угостить Домового - вчера, когда уходили домой на столе оставили миску с кашей.

- Спасибо вам, гости дорогие. Да и я ему кашку сварю. А подарок я уже приготовила - картины, только название не смогла придумать.

Игра „ Подбери пословицу к картинке”

1 слайд: название игры.

- А я вам сюрприз приготовила.

Чок, чок, перед нами сундучок,

Весь резной и расписной,

Сундучок, секрет открой!

- Что случилось? А у сундучка - то замок сломан. Кто же это мог сделать?

Вдруг раздается щелчок, появляется видеописьмо от домовенка Кузи:

- Дорогие ребята! Я - домовенок Кузя, живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днем мне нравиться наблюдать, как вы играете, слушать ваши сказки. Вот и я решил сделать вам подарок.

Подарок мой лежит на дне

В моем волшебном сундуке.

Открыть сундук поможет, дети,

Волшебный цветик-семицветик.

Как лепесточки по сказочному назовете,

Подарок мой тот час возьмете.

Игра „Слово – цвет”

Хозяюшка называет цвет лепестка цветика-семицветика, дети подбирают к нему синонимы, давая другое название, цвету и сундучок открывается.

Оранжевый - апельсиновый, рыжий, огненный;

Светло-синий - васильковый, небесный;

Ярко-зеленый - изумрудный, огуречный, кабачковый;

Красный - алый, малиновый, вишневый, клубничный;

Фиолетовый - баклажановый, сливовый;

Желтый - солнечный, лимонный;

Коричневый - шоколадный, конфетный.

Звенит колокольчик, сундучок открывается. Дети угощаются леденцами – петушками.

- Порадовали вы меня, гости дорогие, много сказочных слов, выражений знаете. По заслугам и награда. А нам пора расставаться.

От боков пылает жар.

Утром, днем и вечерком

Угостит он вас чайком!

Гостей заречных к себе приглашайте,

И чай с сушками и теплыми ватрушками

До свидания! До новых встреч!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию образной речи дошкольников на тему:

Программное содержание:

· упражнять детей в составлении разных типов рассказов (описание, рассуждение, повествование по пословице);

· закрепить навыки словообразования путем соединения двух простых слов, активизировать в речи притяжательные прилагательные;

· развивать интонационную выразительность речи;

· воспитывать культуру речевого общения, интерес к языку.

Словарная работа: медвежья услуга, вертеться как белка в колесе, смотреть волком.

Материал: картинки с изображением фразеологизмов, словарь, картинки с изображением животных, заготовки для книги.

(Из-за забора выглядывают хвосты, головы животных)

– В зоопарке живут также и животные жарких стран.
– А какие, вы узнаете, если добавите словечко.

· Здесь живут полосатые, хищные … (тигры).

· А также ловкие, хвостатые … (обезьяны).

· Большие, толстокожие … (бегемоты).

· Сильные, гривастые … (львы).

· Пугливые, полосатые … (зебры).

· Пятнистые … (жирафы).

· Зеленые, опасные, зубастые … (крокодилы).

· Медлительные … (черепахи).

· А еще огромные и сильные … (слоны).

– А теперь на зверей посмотрите и красиво говорите!
– Они какие? (Смешные, замечательные, игривые, внимательные, заботливые…)

– Если у тигра быстрые ноги, то он …
– Если у льва острые зубы, то он …
– Если у обезьяны длинный хвост, то она …
– Если у черепахи короткие ноги, то она …
– Если у зайца короткий хвост, то он …
– Если у бегемота толстая кожа, то он …
– Если у верблюда два горба, то он …

– Заяц быстрый, а черепаха … (медлительная).
– У обезьяны длинный хвост, а у зайца … (короткий).

– В нашем зоопарке животные хорошо выглядят, здоровы, активны и не болеют. Докажите, что питомцам зоопарка очень хорошо в зоопарке.(Доказательная речь детей)

– Чтобы еще лучше жилось питомцам в зоопарке, подарим им лучистое солнце.

– Материалом для книги могут быть наши наблюдения и заметки о животных. Поэтому следующей страничкой нашей книги будут описательные рассказы о животных. А описывать мы будем по схеме:

· Как называется животное?

· Каков его внешний вид: размер, строение, окраска? Каковы его повадки?

· Кто его детеныши?

· Отношение к животному.

– Самый лучший рассказ мы напишем в нашей книге. (Рассказы детей)
– Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешним видом, чтобы показать, какой это человек.

Дополните выражение:

· Голоден, как … (волк)

· Труслив, как . (заяц)

· Здоров, как … (бык)

· Колючий, как … (еж)

· Хитёр, как … (лиса).

– Разложите слова так, чтобы получилась пословица.
– Какая пословица получилась?
– Ребята, что означает эта пословица?

– Мы собрали очень интересный и необходимый материал для новой книги. Интересная книга у нас получится? Остается только потрудиться над изданием книги, чем мы и займемся в ближайшее время. Вы – настоящие писатели.

Занятия по развитию речи в детском саду для детей 5-6 лет

Методическое пособие является результатом опыта работы воспитателей, логопедов, педагогов детского сада

На занятиях используются все традиционные формы организации работы по развитию речи детей. Воспитатель создает проблемные ситуации, ставит перед детьми поисковые вопросы, привлекает детей к самостоятельному поиску решения проблемы, опираясь на личный опыт детей и предшествующие знания, не спешит с выводами, а предоставляет детям возможность делать их самим, побуждает обосновать свои суждения, помогает освоить нормы вежливого речевого общения. Предлагаемая серия занятий поддержит активный интерес детей к литературным произведениям, поможет детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности.

Желаем творческих успехов!

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе




Логоритмическое занятие

Конспект логоритмического занятия в детском саду в старшей группе "Непослушная Коза"Автор: Валитова Лариса Владимировна Описание: конспект занятия может быть использован для открытого показа педагогами логогрупп, логопедами, а также музыкальными руководителями Цель: развитие речи детей Задачи: - научить правильному звукопроизношению; - развивать ритмический слух детей; - формировать правильное дыхание. Ход занятияДети под музыку входят в зал и встают в круг. Ведущая. Я расскажу одну и.


Читайте также: