В мастерской мастера гончара конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Задачи:

Познакомить детей с профессией гончара.

Развивать у детей представление о труде гончаров в древние времена и в настоящее время, о необходимости их труда.

Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду гончаров.

Активизация словаря: горн, гончар, гончарный круг, горшечник, обжиг.

Учить рассказывать сказку без помощи воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином.

Материал: иллюстрации, керамические изделия (кувшин, крынка).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Посмотрите, на выставку наших изделий, и отгадайте загадки:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

Посуды нет такой давно,

Всё металл и стекло,

А в старину у всех была

Чаще посуда (глиняная)

В земле я родился,

В огне закалился. (Горшок)

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи. (Гончар)

Когда-то, давным-давно в одном старинном русском селе, жили добрые трудолюбивые люди. Они выращивали скот, сеяли хлеб, воспитывали детей. Однажды этим людям в руки попал небольшой кусочек глины. Глина была серой и некрасивой. Никто не знал, для чего она нужна и как ею пользоваться. Но один умелец взял в руки глину, брызнул на нее водой, она согрелась, стала теплой и мягкой словно ожила.

Несколько умелых движений и кусок глины в руках умельцев превратился в глиняный сосуд, чашку, бокал. Изделия высушивались на солнце. Вот так ребята, кусок глины оказался волшебным, ведь из него получились такие нужные предметы. Глины было очень много и хватало, чтобы изготовить посуду для всех жителей села. Людей, которые стали лепить изделия из глины назвали гончарами. В древности, для того чтобы изготовить самый простой горшок, нужно было потратить очень много времени и сил.

Через некоторое время гончары придумали деревянный гончарный круг. Древний гончарный круг представлял собой горизонтально расположенное колесо, на нем можно было расположить глиняную заготовку. Мастер помещал в центр вращающегося гончарного круга ком глины, смачивал руки водой и далее нажатием больших пальцев делал углубление и формировал донышко. Далее заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Работали, как правило, обеими руками: одна — внутри, другая — снаружи. Руки перемещались от дна вверх. Их необходимо было постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине. Вращая колесо рукой или ногой, ремесленник придавал заготовкам более правильные и сложные формы.

Дети ходят по кругу поют песню:

Трух - трух, трух- трух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Под окном стоит - на весь двор кричит.

Кто услышит – тот бежит.

Воспитатель: С тех пор, как люди нашли первый кусочек глины, прошло очень много лет. Теперь мастера гончары работают на большой фабрике. Они изготавливают изделия, которые покрывают глазурью. Все эти изделия называются керамикой. Теперь изделия из глины изготовляются на современном автоматическом, гончарном круге. Работает он от электричества и крутится сам. Теперь гончару не приходится крутить круг руками или ногами, он занят только формированием изделия и поэтому оно получается красившее и прочнее чем на старинном круге.

Воспитатель: Вот так волшебная глина пришла к нам сквозь года и продолжает радовать нас своей красотой и сегодня. Вот теперь вы знаете, какая интересная и сложная профессия гончара, сколько разных инструментов он использует в своей работе, чтобы получились такие красивые вещи: посуда, игрушки, украшения. Как же нужно относиться к таким вещам из глины?

Ответы детей: бережно, аккуратно, чтобы они не треснули и не разбились, так как они очень хрупкие. И чтобы небрежным отношением не обидеть мастеров.

Воспитатель: Верно, вы все правильно ответили и, надеюсь, так и будете относиться к интересному труду гончаров.

Воспитатель: Ребята, а я знаю сказку, где использовался кувшин.

Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

— Ну, кувшин, пошутил, да и будет, — отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, — поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

— Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

Воспитатель: А как лиса попала в кувшин? (Ответы детей)

Воспитатель: Кого же вам жалко в этой сказке? (Ответы детей)

Воспитатель: Хотелось бы вам помочь лисе? (Ответы детей)

Воспитатель: А как это можно сделать? (Ответы детей)

Воспитатель: Как лиса сначала разговаривала с кувшином? (ласково, она его просила) (Ответы детей)

Воспитатель: Какие слова она говорила? Произнесите эти слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит ласково. (Дети имитируют)

Воспитатель: А как лиса стала потом разговаривать? Какие слова она говорила? (Ответы детей)

Воспитатель: Произнесите слова так, чтобы все услышали, что лиса говорит сердито. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Чем же заканчивается сказка? (Ответы детей)

Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, в какой ещё сказке есть и лиса и кувшин? (Ответы детей)

Воспитатель: А почему кувшин за собой лису потянул? (Ответы детей)

Ключевые слова: Гончар; глина; керамика; орнамент; ритм; Греция; Дагестан; Пальметты; Меандр; растения; волна; история.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

«Земля, ты так любви достойна,

За то, что ты всегда иная,

Как убедительно и стройно

Всё в глуби глаз, вся жизнь земная.

Поля, луга, долины, степи, равнины, горы и леса,

Чем удивительна красота нашей планеты: все живое на ней, земные пространства и водные просторы, города и страны и, конечно, люди и их дела!

На предыдущих уроках мы уже рассуждали о том, что художники черпают вдохновение у природы. А как вы думаете, народные мастера, обращаются ли к природе в поисках мотивов?

Посмотрите, перед собой вы видите Древнегреческие сосуды. Первые найденные сосуды относятся к двухтясячи пятисотым годам до нашей эры.

Такие сосуды называют вазописью, это значит роспись керамических сосудов, то есть ваз.

Теперь вы видите Балхарские сосуды. Эти сосуды изготавливаются в селе Балхар, в Акушинском районе Дагестана. Появление балхарской расписной керамики предположительно относится к 13 веку нашей эры.

Этот вид декоративно-прикладного искусства называется керамика.

Керамика это изделия из обожженной глины.

А мастер, который создает глиняную посуду, лепит ее и обжигает, называются Гончар.

Древнегреческая вазопись делится на два вида : вазопись по глазури и подглазурная. По глазури расписывается уже полностью готовое изделие, а подглазурная роспись наносится на предварительно обожжённое изделие. После окончания работы художника изделие покрывают слоем прозрачной глазури и вновь обжигают при высокой температуре.

Балхарская роспись нанесена белыми и красно-коричневыми красками по светлому серовато-желтому или серо-розоватому глиняному сосуду, предварительно уплотненному лощением, то есть отполированному. Изящная роспись выполняется без всякой разметки, прямо от руки, простыми самодельными кистями.

Обратите внимание, на мотивы, используемые в вазописи Древней Греции и Балхарской росписи.

И там и там, бросается в глаза, что навеяны они окружающей их природой.

Меандр – это лента орнамента собранная из прямых углов, представляющая собой непрерывную линию.

Получил название от извилистой реки Меандр. Древние Греки видели глубокий магический смысл в этом орнаменте, он отражал течение человеческой жизни.

Пальметта — растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости.

Роспись народов Дагестана сочетает плавность и сочность крупных точечных и линейных мотивов с графической штриховкой.

В балхарской керамике, вы можете наблюдать извилистые плавные линии, чем то напоминающие волну, или усики винограда.

Обратите внимания, что балхарский орнамент, как и древнегреческий имеет ритм и наносится по кругу.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: К какому времени относится этот вид керамики?

2500 год до нашей эры;

13 век нашей эры;

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Выберите название древнегреческого орнамента, соответствующий описанию.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Обязательная и дополнительная литература для самостоятельного изучения:

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 175 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 2 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 64 с.

Педагогические цели: способствовать формированию пред-ставления о связи творчества народного мастера с природой, об общности гончарного искусства мастеров народов мира; создать условия для углубления эстетического восприятия учащимися знаков-символов природных стихий: земля (плодородие), вода, солнце; содействовать формированию художественно-графических умений: передавать ритм элементов орнамента в композиции узора, связанного с силуэтом художественного сосуда.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: в познавательной сфере – осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – овладевают художественным (эстетическим) вкусом; в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют художественный вкус, воображение, фантазию; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Личностные: овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видят, воспринимают и передают в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи; овладевают навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.

Метапредметные: активно используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием.

Тип урока: формирование новых знаний (урок-повтор и вариация).

Форма урока: урок-путешествие.

Вид занятия: рисование по образцу (декоративная композиция по мотивам росписи балхарской и греческой керамики).

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: керамика, гончар, гончарное искусство, орнаментальная роспись, балхарское керамическое искусство, чернофигурные и краснофигурные вазы.

Оборудование: акварель, гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой, меандр.

Зрительный ряд: фотографии или репродукции с изображением керамических сосудов Древней Греции и Дагестана; фото: балхарская посуда, балхарский сосуд (З. Умалаева), древнегреческие вазы.

Литературный ряд: стихотворения и загадки о керамических изделиях.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Проверка готовности учащихся к уроку, смачивание красок, приветствие учащихся:

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

II. Постановка учебной задачи.

– Справедливы слова поэта К. Бальмонта:

Земля, ты так любви достойна

За то, что ты всегда иная.

– Как вы понимаете эти слова?

– Действительно, удивительна красота нашей планеты: все живое на ней, земные пространства и водные просторы, города и страны и, конечно, люди. А какими красивыми могут быть их дела!

В земле я родился,

В огне закалился.

Предлагает сформулировать тему и учебные задачи урока.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

– Почему про горшок говорят, что он в земле родился?

– Верно, глину добывают в земле. Она бывает разных цветов: белая, красная и даже чёрная. А какие еще сосуды делают из глины?

– Правильно, это различная утварь для хранения продуктов, готовки и подачи пищи на стол: кринки, кувшины – для молока, сметаны, сливок; корчаги – для воды; емкости для хранения масла и других продуктов; сковороды и горшки для варки и жарки, всевозможные миски и тарелки для еды, квасники и прочие сосуды для напитков. Пластические свойства глины и богатство керамического декора позволяют создавать и скульптуру, панно, вазы, игрушки, украшения и другие керамические изделия.

– Изделия и материалы из глин и их смесей, закрепленные обжигом, называют КЕРАМИКОЙ. Слово происходит от названия предместья Афин, где работали мастера.

– А как называют мастеров, которые работают с глиной, и их искусство?

– А вот какое стихотворение про глиняную миску сочинила Ольга Ткаченко:

В печи обожжённая,

От кувшина – низка

– Посмотрите, какие чудесные керамические сосуды создают современные гончары (слайды 2–5) .

– Ремесло гончара – одно из самых древних. Человек начал лепить из глины еще в каменном веке.

• Глину для изделий гончар ищет самостоятельно.

• Гончарное дело требует хорошего физического состояния человека.

• Во время производства изделия гончар должен быть настроен на позитивный лад – тогда и изделия получаются крепкими и красивыми.

• Гончар должен обладать творческим мышлением и задатками художника, чтобы изделия получались красивые.

– А сейчас я вас приглашаю в мастерскую гончара. Давайте посмотрим, какие инструменты ему необходимы (слайд 6) .

– Гончарный круг в далекие времена и сегодня – верный помощник мастера (любой страны мира). Именно на нем он превращает кусок глины в удивительные по красоте и форме сосуды.

– Чем можно украсить керамические изделия? (Орнаментальной росписью, лепкой.)

– Декор изделия зависит от его формы. Рассмотрите изделия балхар-ских мастеров на слайде 7 презентации, в учебнике на с. 26 и в творческой тетради на с. 10.

– Что вы можете сказать о самом узоре, как он расположен на разных изделиях и о цвете декора?

– Балхарское керамическое искусство насчитывает несколько сотен лет. Сосуды балхарских мастериц отличает изумительный орнаментальный узор, неразрывно связанный с формой сосуда. Каждое изделие поражает особой стройностью, грациозностью и плавностью линий, импровизационностью орнаментальных линий и композиций, основанных на многовековом традиционном опыте. Мастер наносит узор белой глиной.

– А теперь я вас прошу внимательно рассмотреть древнегреческие вазы. (Слайд 8; учебник, с. 26; творческая тетрадь, с. 11.)

– В чем сходство и отличие этих ваз?

– Цвет обожженной глины по-разному сочетается в изделиях с цветом декора (узора), украшающего изделия. Греческий мастер использует черный цвет в изображении орнамента и декоративной композиции (чернофигурные и краснофигурные вазы).

– Очень важно для обоих мастеров, чтобы силуэтность декоративного изображения хорошо гармонировала с поверхностью сосуда и сохраняла ее.

– Внимательно рассмотрите элементы орнамента. Какие знакомые символы вы видите?

– В росписи обоих мастеров используются в основном растительные мотивы, а также магические знаки плодородия. Изображения круга (в том числе с крестом внутри), ромба, квадрата издревле распространены у многих народов мира. Они являются символами солнца, воды, плодородия либо имеют значение оберегов и благожеланий.

– А теперь мы отдохнем,

На разминку в лес пойдём…

Все сейчас мы тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Мы маленькие зайки

Скакали на полянке.

В школу прибежали.

За парты тихо скок

И продолжим наш урок.

2. Формирование практических умений.

Тайна рождения древних сосудов. Украшение силуэтов сосудов по мотивам традиционных балхарских и греческих орнаментов.

– Народные мастера Балхар и Древней Греции очень просят помочь им расписать керамические сосуды в творческой тетради на с. 10–11.

Упражнение 1. Повторите белой гуашью узоры балхарских мастеров в творческой тетради на с. 10. Нанесите узоры на кувшин для воды. Рисуйте кистью.

Упражнение 2. Рассмотрите природную основу созданного сотни веков назад орнамента Древней Греции в творческой тетради на с. 11. Геометрический орнамент волны, или МЕАНДР, передает бесконечность движения (слайд 9) .

А в орнаменте из ПАЛЬМЕТТ запечатлены ветки пальмы. Греческие орнаменты встречаются не только в керамике, а и в украшении зданий.

Дорисуйте орнаменты, украшающие вазы из Древней Греции. Распишите силуэты вазы по мотивам греческого орнамента в творческой тетради на с. 11.

• орнамент рисуем сразу кистью;

• мелкие элементы орнамента изображаем на поверхности горла сосуда и на поддоне;

• сферическую, упругую форму сосуда подчеркиваем линиями – поясками, повторяющими движение прикосновения кисти (или палочки) мастера во время быстрого вращения гончарного круга.

Помним о добрых знаках-символах, включаем их в свою орнаментальную роспись.

Для того чтобы ваша орнаментальная роспись гармонировала с поверхностью сосудов и сохраняла ее, чаще смотрите на репродукции народной керамики.

IV. Итог урока. Рефлексия.

– Какие красивые рисунки создали наши руки! Давайте приложим свою руку к сердцу. Что вы чувствуете?

Выставка детских работ. Оценка, выявление ошибок.

Анализ работ. Определяем, кому из учащихся удалось наиболее выразительно разместить узоры, хорошо гармонирующие с поверхностью сосудов, а также то, какие добрые пожелания и знаки-символы можно прочитать в детских росписях

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты: сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:- учебно-познавательный интерес к новому у.


Презентация к уроку ИЗО по программе Шпикаловой Т.Я. на тему "В мастерской мастера -гончара"

Презентация предназначена как наглядность для уроков ИЗО в помощь учителю начальных классов любого УМК.



Конспект урока по ИЗО (2 класс). Тема: "В мастерской мастера – игрушечника" (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование умения обучающихся выявлять характерные особенности росписи филимоновской игрушки; умение создавать узоры по собственному замыслу.Планируемые результатыПредметн.


Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Школа России.

Конспект урока по технологии 3 класс. Тема: "Переплетная мастерская. Изделие: Вертолет" УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с конструкцией вертолёта, с новым материалом – пробкой и способами обработки.Планируемые результаты:Предметные:знать, как конструиров.


Технологическая карта урока по теме "В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира. Роспись вазы"
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Сформировать первоначальные знания об изделиях гончаров и их орнаментов.

Познакомить с понятиями: орнамент народов мира: форма изделия и декор.

Закрепить умение анализировать объекты для выделения существенных признаков.

Воспитывать самостоятельность и творчество.

Оборудование: Для учителя : альбомный лист, черный фломастер.

Для учащихся : черный фломастер, заготовки для росписи.

Орг. момент – 1 минута;

Введение в тему – 3 минуты;

Объяснение нового материала – 5 минут;

Объяснение последовательности изображения — 6 минут;

Указания к практической работе — 3 минуты

Практическая работа — 20 минут

Итог урока. Рефлексия — 2 минуты.

- Здравствуйте ребята, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я Анастасия Эдуардовна.

-Я вижу, что вы к уроку готовы, у вас всё удобно и аккуратно разложено на парте.

- Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

2. Введение в тему.

-Ребята, послушайте внимательно.

Земля, ты так любви достойна

За то, что ты всегда иная.

-Как вы думаете, справедливы слова поэта К. Бальмонта?

-И впрямь удивительна красота нашей планеты: всё живое на ней, земные пространства и водные просторы, города и страны и, конечно, люди. А какими красивыми могут быть их дела!

3. Объяснение нового материала. Беседа по образцам изделий гончаров.

- Посмотрите, какие чудесные керамические (глиняные) сосуды создали гончары. Самые прекрасные кувшины делаются из обычной глины, только добавляется настроение, трудолюбие и желание сделать вещь, которая будет нести тепло рук мастера. Цвет обожжённой глины по-разному сочетается в них с цветом декора (узора), украшающего изделия.

-Обратите внимание на 1й слайд. -Эти работы принадлежат балхарским мастерам-гончарам.

- Балхар –селение, расположенное в Дагестана. Оно известно прежде всего своей керамикой. Уникальное декоративно-прикладное искусство Дагестана отражает богатый духовный мир народов горного края, его связь с окружающей природой.

-Внимательно посмотрите на сосуды и скажите на что похож орнамент?

-Это и подтверждает выше сказанное.

- В Балхаре живет легенда о первом гончаре, некоем Калкуччи. Этот бедняк, сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкуччи обучил ему односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики.

- А теперь посмотрите на 2й слайд. Это работы гончаров Древней Греции.

Дре́вняя Гре́ция — старинаая цивилизация. Сами греки до сих пор называют свою страну Элладой , а себя эллинами . Большинство историков рассматривают её как основополагающую культуру основных принципов архитектуры, скульптуры, поэзии, а также физико-математических наук, искусства театра , Олимпийских игр и т. д.

Различие в художественных вкусах разных народов сказалось на способах декорирования керамики. Художественные произведения разных времен и народов настолько отличаются орнаментацией и формами, что в большинстве случаев можно безошибочно определить, к какой эпохе и какому народу они относятся.

- И ор намент этих сосудов сильно отличается от орнамента Балхарской посуды.

-Геометрический орнамент меандр передаёт бесконечность движения. А в орнаменте из пальметт запечатлены ветки пальмы.

Формировать представление о глине, как основе гончарного производства.

Продолжать знакомить со свойствами глины.

Способствовать развитию сотрудничества детей и творческого потенциала через игровую импровизацию.

Ход занятия

Стук в дверь, входит почтальон Печкин:

- Здравствуйте, ребята. Я вам принес письмо и посылку от дяди Федора. (В коробке лежит глина, а на коробке письмо)

Воспитатель: Спасибо, почтальон Печкин. (открывает коробку, достает глину)

- Ребята, как вы думаете, что это такое? (ответы детей)

Воспитатель: Это глина, природный материал.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о глине?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель предлагает взять детям кусочки глины в руки.

Воспитатель: У вас в руках глина. Какая она?

Дети: Жесткая, твердая, крошится.

Воспитатель: Она липкая, мажется?

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем эксперимент: намочим наши кусочки глины водой и посмотрим, что с ней станет.

- А пока наша глина мокнет, мы свами немного отдохнем.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щёку – засыпают.)

Воспитатель: Хорошо, поиграли, а теперь давайте посмотрим, что стало с нашей глиной. Какие изменения произошли, что вы заметили?

Дети: Она намокла.

Воспитатель: Дети вы можете потрогать её, помять. Какая она стала?

Дети трогают глину руками.

Дети: Мягкая, липкая, мажется…

Воспитатель: Это свойство глины и узнали люди, и стали делать из неё различные предметы: кирпичи для строительства домов, предметы быта (посуду, игрушки, украшения.

– Зачем же дядя Федор прислал нам глину? Может быть в письме есть ответ. Давайте прочитаем письмо.

Воспитатель: Как же мы поможем дяде Федору?

Дети: Слепим посуду из глины.

Воспитатель: Изготовить чашки и блюдца из глины непросто, но научиться этому можно у гончара. Гончар – это человек, который делает посуду из глины.

(проходят в импровизированную гончарную мастерскую)

Воспитатель: Посмотрите, сколько разнообразных предметов изготовил гончар. Предлагаю вам посмотреть фильм о работе мастера.

Изготовление изделия из глины включает несколько этапов: приготовление глины, она должна быть мягкой эластичной, затем из этой глины делают разные изделия, потом их сушат или обжигают в специальной печи, а затем расписывают. Вначале гончар крошит глину, смачивает водой, затем тщательно переминает, чтобы получилась однородная масса: мягкая, пластичная. Изготавливать посуду можно вручную или на гончарном круге. Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус, опускают вниз, нажатием большого пальца превращают в полый цилиндр. Во время работы гончар должен смачивать водой руки, чтобы пальцы легко скользили по изделию. Для получения нужной формы гончар использует деревянный резак. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки. После просушки изделие расписывают.

Воспитатель: Хотите попробовать себя в роли гончаров?

Воспитатель: Тогда занимайте места за столами. Предлагаю вам слепить чайную пару (чашку и блюдце) для гостей дяди Федора. Посмотрите, как мы будем лепить из глины.

Сначала и для блюдца, и для чашки мы скатаем шар. Затем заготовку для блюдца плавными движениями расплющиваем, затем аккуратно разглаживаем. Чтобы не было трещинок пальчики при необходимости смачиваем водой. Потом не спеша загибаем края вверх. Для чашки ком глины аккуратно надеваем на большой палец левой руки и обжимаем глину вокруг пальца, получился конус. Аккуратно снимаем с пальца и потихоньку начинаем вытягивать изделие вверх и в стороны, до нужного размера. После затираем неровности и трещинки, смочив руки водой.

- А вы заметили, что кусок глины у вас один? Почему? Правильно, вам предстоит решить кто будет лепить чашку, а кто блюдце. И самостоятельно поделить кусок на две части так, чтобы чашка и блюдце подходили друг другу по размеру. Приступайте.

(Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь воспитателя, после работы дети моют руки, затем подходят к столу, где стоят вылепленные чашки и блюдца парами.)

Формировать представление о глине, как основе гончарного производства.

Продолжать знакомить со свойствами глины.

Способствовать развитию сотрудничества детей и творческого потенциала через игровую импровизацию.

Ход занятия

Стук в дверь, входит почтальон Печкин:

- Здравствуйте, ребята. Я вам принес письмо и посылку от дяди Федора. (В коробке лежит глина, а на коробке письмо)

Воспитатель: Спасибо, почтальон Печкин. (открывает коробку, достает глину)

- Ребята, как вы думаете, что это такое? (ответы детей)

Воспитатель: Это глина, природный материал.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о глине?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель предлагает взять детям кусочки глины в руки.

Воспитатель: У вас в руках глина. Какая она?

Дети: Жесткая, твердая, крошится.

Воспитатель: Она липкая, мажется?

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем эксперимент: намочим наши кусочки глины водой и посмотрим, что с ней станет.

- А пока наша глина мокнет, мы свами немного отдохнем.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щёку – засыпают.)

Воспитатель: Хорошо, поиграли, а теперь давайте посмотрим, что стало с нашей глиной. Какие изменения произошли, что вы заметили?

Дети: Она намокла.

Воспитатель: Дети вы можете потрогать её, помять. Какая она стала?

Дети трогают глину руками.

Дети: Мягкая, липкая, мажется…

Воспитатель: Это свойство глины и узнали люди, и стали делать из неё различные предметы: кирпичи для строительства домов, предметы быта (посуду, игрушки, украшения.

– Зачем же дядя Федор прислал нам глину? Может быть в письме есть ответ. Давайте прочитаем письмо.

Воспитатель: Как же мы поможем дяде Федору?

Дети: Слепим посуду из глины.

Воспитатель: Изготовить чашки и блюдца из глины непросто, но научиться этому можно у гончара. Гончар – это человек, который делает посуду из глины.

(проходят в импровизированную гончарную мастерскую)

Воспитатель: Посмотрите, сколько разнообразных предметов изготовил гончар. Предлагаю вам посмотреть фильм о работе мастера.

Изготовление изделия из глины включает несколько этапов: приготовление глины, она должна быть мягкой эластичной, затем из этой глины делают разные изделия, потом их сушат или обжигают в специальной печи, а затем расписывают. Вначале гончар крошит глину, смачивает водой, затем тщательно переминает, чтобы получилась однородная масса: мягкая, пластичная. Изготавливать посуду можно вручную или на гончарном круге. Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус, опускают вниз, нажатием большого пальца превращают в полый цилиндр. Во время работы гончар должен смачивать водой руки, чтобы пальцы легко скользили по изделию. Для получения нужной формы гончар использует деревянный резак. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки. После просушки изделие расписывают.

Воспитатель: Хотите попробовать себя в роли гончаров?

Воспитатель: Тогда занимайте места за столами. Предлагаю вам слепить чайную пару (чашку и блюдце) для гостей дяди Федора. Посмотрите, как мы будем лепить из глины.

Сначала и для блюдца, и для чашки мы скатаем шар. Затем заготовку для блюдца плавными движениями расплющиваем, затем аккуратно разглаживаем. Чтобы не было трещинок пальчики при необходимости смачиваем водой. Потом не спеша загибаем края вверх. Для чашки ком глины аккуратно надеваем на большой палец левой руки и обжимаем глину вокруг пальца, получился конус. Аккуратно снимаем с пальца и потихоньку начинаем вытягивать изделие вверх и в стороны, до нужного размера. После затираем неровности и трещинки, смочив руки водой.

- А вы заметили, что кусок глины у вас один? Почему? Правильно, вам предстоит решить кто будет лепить чашку, а кто блюдце. И самостоятельно поделить кусок на две части так, чтобы чашка и блюдце подходили друг другу по размеру. Приступайте.

(Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь воспитателя, после работы дети моют руки, затем подходят к столу, где стоят вылепленные чашки и блюдца парами.)

Формировать представление о глине, как основе гончарного производства.

Продолжать знакомить со свойствами глины.

Способствовать развитию сотрудничества детей и творческого потенциала через игровую импровизацию.

Ход занятия

Стук в дверь, входит почтальон Печкин:

- Здравствуйте, ребята. Я вам принес письмо и посылку от дяди Федора. (В коробке лежит глина, а на коробке письмо)

Воспитатель: Спасибо, почтальон Печкин. (открывает коробку, достает глину)

- Ребята, как вы думаете, что это такое? (ответы детей)

Воспитатель: Это глина, природный материал.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о глине?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель предлагает взять детям кусочки глины в руки.

Воспитатель: У вас в руках глина. Какая она?

Дети: Жесткая, твердая, крошится.

Воспитатель: Она липкая, мажется?

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем эксперимент: намочим наши кусочки глины водой и посмотрим, что с ней станет.

- А пока наша глина мокнет, мы свами немного отдохнем.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щёку – засыпают.)

Воспитатель: Хорошо, поиграли, а теперь давайте посмотрим, что стало с нашей глиной. Какие изменения произошли, что вы заметили?

Дети: Она намокла.

Воспитатель: Дети вы можете потрогать её, помять. Какая она стала?

Дети трогают глину руками.

Дети: Мягкая, липкая, мажется…

Воспитатель: Это свойство глины и узнали люди, и стали делать из неё различные предметы: кирпичи для строительства домов, предметы быта (посуду, игрушки, украшения.

– Зачем же дядя Федор прислал нам глину? Может быть в письме есть ответ. Давайте прочитаем письмо.

Воспитатель: Как же мы поможем дяде Федору?

Дети: Слепим посуду из глины.

Воспитатель: Изготовить чашки и блюдца из глины непросто, но научиться этому можно у гончара. Гончар – это человек, который делает посуду из глины.

(проходят в импровизированную гончарную мастерскую)

Воспитатель: Посмотрите, сколько разнообразных предметов изготовил гончар. Предлагаю вам посмотреть фильм о работе мастера.

Изготовление изделия из глины включает несколько этапов: приготовление глины, она должна быть мягкой эластичной, затем из этой глины делают разные изделия, потом их сушат или обжигают в специальной печи, а затем расписывают. Вначале гончар крошит глину, смачивает водой, затем тщательно переминает, чтобы получилась однородная масса: мягкая, пластичная. Изготавливать посуду можно вручную или на гончарном круге. Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус, опускают вниз, нажатием большого пальца превращают в полый цилиндр. Во время работы гончар должен смачивать водой руки, чтобы пальцы легко скользили по изделию. Для получения нужной формы гончар использует деревянный резак. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки. После просушки изделие расписывают.

Воспитатель: Хотите попробовать себя в роли гончаров?

Воспитатель: Тогда занимайте места за столами. Предлагаю вам слепить чайную пару (чашку и блюдце) для гостей дяди Федора. Посмотрите, как мы будем лепить из глины.

Сначала и для блюдца, и для чашки мы скатаем шар. Затем заготовку для блюдца плавными движениями расплющиваем, затем аккуратно разглаживаем. Чтобы не было трещинок пальчики при необходимости смачиваем водой. Потом не спеша загибаем края вверх. Для чашки ком глины аккуратно надеваем на большой палец левой руки и обжимаем глину вокруг пальца, получился конус. Аккуратно снимаем с пальца и потихоньку начинаем вытягивать изделие вверх и в стороны, до нужного размера. После затираем неровности и трещинки, смочив руки водой.

- А вы заметили, что кусок глины у вас один? Почему? Правильно, вам предстоит решить кто будет лепить чашку, а кто блюдце. И самостоятельно поделить кусок на две части так, чтобы чашка и блюдце подходили друг другу по размеру. Приступайте.

(Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь воспитателя, после работы дети моют руки, затем подходят к столу, где стоят вылепленные чашки и блюдца парами.)

Организация Мастерской Деда Мороза.

Организация Мастерской Деда Мороза. Автор: Шувалова Елена Алексеевна, воспитатель МКДОУ д/с № 83 г. Россошь, Воронежской области. В декабре месяце, в преддверии Нового года,.

План работы театральной мастерской в группе Задачи: 1. Совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства. 2. Совершенствовать.

Читайте также: