Конспект открытого урока по математике 4 класс задачи на движение закрепление
Обновлено: 07.07.2024
обобщить знания зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
совершенствовать навыки решить задачи с величинами скорость, время, расстояние и на встречное движение
развивать мыслительные операции (анализа, синтеза, обобщения, классификации).
I. Организационный момент.
II. Устный счет (в парах)
Т первый множитель 110, второй множитель 7, чему равно произведение; (770)
Е увеличьте 300 в 4 раза; (1200)
Ш найдите произведение чисел 420 и 3; (1260)
С первый множитель 240, второй множитель 4; (960)
- найдите значение этих выражений;
- под каждым числом запишите соответствующую ему букву;
-прочитайте, какое слово получилось.
Итак, что же ждёт нас сегодня на уроке?
Путешествие – это движение.
Какие величины движения вам известны? (Скорость, время, расстояние).
III. Самоопределение к деятельности.
- Кто определил тему урока?
-Сформулируйте задачи урока. (Повторить, как связаны скорость, время и расстояние, закрепить умение решать задачи на движение, проверить свои знания).
IV. Работа по теме урока.
Теоретические знания. Самостоятельная работа.
1) Какой буквой обозначается скорость?
2) В каких единицах измеряется скорость?
км с м км/ч ч м/мин см м/с мин
расстояние разделить на время
скорость умножить на время
расстояние разделить на скорость
1) Какой буквой обозначается время?
2) В каких единицах измеряется время?
км с м км/ч ч м/мин см м/с мин
расстояние разделить на время
скорость умножить на время
расстояние разделить на скорость
1) Какой буквой обозначается расстояние?
2) В каких единицах измеряется расстояние?
км с м км/ч ч м/мин см м/с мин
расстояние разделить на время
скорость умножить на время
расстояние разделить на скорость
- А вам интересно самим оценить свои знания по теме урока? Тогда давайте выполним еще одно задание.
- Перед каждым из вас квадрат с числами. Рассмотрите их внимательно. Это отвеы на мои задания. Возьмите красный карандаш. Я читаю задание, а вы закрашиваете квадратик с правильным ответом.
1. Таня, следуя в школу, проходит 30 метров в минуту. С какой скоростью идет Таня? (30)
2. Туристы за 4 часа прошли расстояние 24 км. С какой скоростью шли туристы? (6)
3. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа? (180)
4. Вертолет пролетел 700 км со скоростью 350 км/ч. Сколько времени вертолет был в полете? (2)
5. Какова длина дома, если кошка пробегает его за 3 минуты со скоростью 40 м/мин.? (120)
6. Велосипедист ехал 4 часа, со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние он проехал? (60)
7. Скорость мухи 4 м/с. Через сколько времени она пролетит 28 метров? (7)
8. Ласточка 250 метров пролетела за 10 секунд. С какой скоростью летела ласточка? (25)
- Что у вас получилось? (Цифра 5)
- У кого получилась эта цифра?
- Молодцы, вы хорошо знаете формулы пути.
Работа по учебнику : с. 45, № 86 - решение задачи.
Краткая запись в таблице (по желанию - чертеж)
- Эту задачу можно решить двумя способами. 1 способ требует 3 действия для нахождения ответа, второй способ – 2 действия. Вы можете попробовать найти любой из этих способов решения. Если возникнут трудности, можно выбрать карточку-подсказку. Синяя – 3 действия, красная – 2.
На карточках план решения:
2 способ (красная):
- Сейчас каждый покажет, на что он способен .
Велосипедист проехал 48 км за 4 часа. С какой скоростью он двигался?
Дачник ехал от города до деревни 2 часа на автобусе со скоростью
60 км/ч, а потом шёл7 километров пешком. Найдите расстояние от города до деревни.
Велосипедист проехал 24 км со скоростью 12 км/ч, а потом еще 45 км со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он был в пути?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Урок математики в 4 Г классе
Учитель: Байкина Елена Викторовна
2020-2021 учебный год
Тип урока: закрепление изученного
Цель: сформировать у учащихся алгоритм решения задач на движение.
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- представлять результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности.
Личностные умения:
— проявлять желание решать проблему, используя приобретённые знания.
Познавательные умения:
— использовать приобретённые знания при выполнении ситуативного задания.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
Предметные умения:
— решать задачи на движение
Познавательные умения:
— определять способ решения задач на движение и обосновывать своё мнение
— выполнять самопроверку, самооценку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— комментировать учебное задание в рамках учебного диалога;
— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.
I .Организационный момент.
-Глубоко вздохнули, выдохнули. Сегодня у нас необычный урок математики, к нам пришли гости. Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Посмотрите, как теплее и светлее стало в нашем классе. И работать нам с таким настроением будет веселее.
-Запишите в тетрадях число, классная работа.
II . Устный счёт. (Арифметическая разминка.)
1.Решить примеры, перевернуть карточку, составить и прочитать пословицу.
( Примеры на доске : 12*0, 240:6, 700:10, 170:10, 350:10, 8*9, 280:40, 8*4, 1200:20, 30*50, 56:7. Пословица: Пов-то-ре-ни-е – мать у-че-ни-я.)
-Как понимаете пословицу?
75км 534м = …м
10сут 12ч = …ч
564878м = …км …м
691м05см = …см
523мин = …ч …мин
-Запишите в тетрадях только ответы через запятую.
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга по образцу на экране. (Презентация)
-Если одна ошибка, нарисуйте весёлый смайлик, если две – нейтральный смайлик, если ошибок больше двух – серьёзный смайлик.
-На какие группы вы бы разбили эти именованные числа? (Единицы длины и единицы времени)
-В каких задачах можете встретить единицы измерения обеих групп? (В задачах на движение)
-Как называются величины – единицы длины и единицы времени в задачах на движение? (Расстояние и время)
- Что такое расстояние? (Путь, пройденный за определённое время)
-Какую величину мы с вами не назвали? (Скорость)
-Что такое скорость? (Путь, пройденный в единицу времени)
III Самоопределение к деятельности.
-Кто определил тему урока? ( Решение задач на движение)
-Сформулируйте задачи урока. (Повторить, как связаны между собой скорость, время и расстояние, закрепить умения решать задачи на движение, проверить свои знания)
-Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение? ( В жизни, чтобы планировать время выхода и не опаздывать на встречи, рассчитывать скорость движения.)
IV Актуализация знаний.
-В задачах на движение используются величины: скорость, время, расстояние.
-Какой буквой обозначается расстояние: ( S )
-Как его найти? (Расстояние равно скорости, умноженной на время, S = V * t )
-Какой буквой обозначается скорость? ( V )
-Как её найти? (Скорость равна расстоянию, делённому на время, V = S : t )
-Какой буквой обозначается время? ( t )
-Как его найти? (Время движения равно расстоянию, делённому на скорость, t = S : V )
-На сколько групп можно разделить данные единицы измерения?
-Раздели данные единицы измерения на три группы (Слайд)
км/мин, мм, сек, неделя, см, м/сек ( Их можно разделить на три группы: единицы измерения расстояния, скорости и времени)
-А сейчас решим несколько задач на движение устно (презентация, решение 4 простых задач на движение, дети записывают решение задач на блокнотах маркером)
-Молодцы. Если не было ни одной ошибки в решении задач, поставьте себе в лист самооценки +.
V . Физкультминутка для глаз.
VI . Работа по учебнику.
1. Работа над задачей №27, стр.8.
-Какие объекты движения даны? (автобус, грузовой поезд, легковая машина)
-Сколько задач надо решить?
-Что известно в первой задаче? Что надо найти?
-Как вычислить расстояние, зная скорость и время?
-Запишите решения задач по вариантам.
(От каждого варианта выходят по одному ученику к доске и записывают решение задачи, 3 ученика)
-Первый вариант проверьте решение задачи у …..Зажгите зелёный свет светофорчика, если согласны с решением задачи.
- Как найти расстояние, если известна скорость и время?
-Второй вариант проверьте решение вашей задачи.
-Как найти время, если известна скорость и расстояние?
-Третий вариант проверьте решение вашей задачи.
-Как найти скорость, если известно время и расстояние?
-Поставьте в лист самооценки +, если правильно решили задачу.
2.Работа в группах над задачей №32, стр.8.
(В это время два сильных ученика получают карточку и работают по карточке, составляют и решают задачу, пользуясь данными таблиц по выбору) (Приложение 4)
-Напомните правила работы в группе. (1 уч. наизусть)
-Здесь не нужен шум и гам,
Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай,
Если, что не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг.
-Читаем задачу самостоятельно.
-Читает задачу вслух..
-Что известно в задаче?
-Что необходимо найти?
-Какие главные слова в условии задачи?
-Внимательно рассмотрите схему к задаче и решите её самостоятельно.
-На партах у вас лежат карточки с задачей и план работы.
(План работы над задачей:
1.Определите вид задачи.
2.Сделайте, если нужно, соответствующие записи на чертеже.
3.Решите задачу по действиям с пояснением,(выражением).
- Первая группа решает задачу по действиям с пояснением.
-Вторая и третья группа решает задачу выражением.
-Сколько способов решения данной задачи? (Два)
-Запишите решение задачи на доске. (От каждой группы выходит ученик)
I способ: 1) 1667+ 1524=3191(км) - расстояние от Москвы до Екатеринбурга.
2) 5042-3191=1851(км) – расстояние от Новосибирска до Иркутска.
-Есть ли другой способ решения этой задачи? (Да)
II способ: 5042-1667-1524=1851(км)
VI Систематическое закрепление.
Составление задачи по схеме движения. (№29,3))
-Определите вид задачи. (Эта задача на встречное движение)
-Что известно в задаче? (В задаче известна скорость объектов и их время)
-Что можем найти? (Можем найти расстояние между объектами)
-Придумайте условие задачи и вопрос. Воспользуйтесь карточкой-подсказкой. (Приложение 1)
-Кто придумал задачу?
(Из двух городов выехали одновременно навстречу друг другу два всадника и встретились через 3 часа. Один скакал со скоростью 18км/ч, а другой со скоростью 15км/ч. Найти расстояние между городами.) (Презентация)
-Решите задачу самостоятельно.
I способ: 1)18*3=54(км)-проскакал до встречи один всадник.
2)15*3=45(км)-проскакал до встречи другой всадник.
3)54+45=99(км)-расстояние между городами.
II способ: 1)18+15=33(км)-сближались всадники в час.
2)33*3=99(км)-расстояние между городами.
-Проверьте решение задачи по слайду.
-Какой всадник проскакал до встречи большее расстояние? Почему? (Потому что его скорость была больше)
-Оцените себя в листе самооценки.
-Наш урок подходит к концу.
-Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
-Решение каких задач мы с вами закрепили?
-Как взаимосвязаны между собой скорость, время и расстояние?
-Возьмите квадрат с числами и положите его перед собой. Вам интересно оценить свои знания по теме урока? Сейчас проведем небольшой математический диктант. Возьмите красный карандаш. Ваша задача закрасить квадратик с правильным ответом. Будьте внимательными. (Приложение 2)
1.Вертолёт летел 2 часа со скоростью 200 км/ч. Какое расстояние он пролетел? (400км)
2.Машина за 2 часа проехала 180 км. С какой скоростью она двигалась? (90км/ч)
3.За какое время прошёл турист 25км, если он шёл со скоростью 5км/ч? (5ч)
4.Какое расстояние пролетит стрекоза за 4 часа, если она летит со скоростью 30км/ч? (120км)
5.Дельфин проплыл 100км со скоростью 50км/ч. Сколько времени он затратил? (2ч)
вместе, п оэтому я прошу быть внимательными, доброжел ательными друг к другу.
Только все вмест е мы можем все преодолеть. Все готовы?
Помимо того, чт о мы будем п родвигаться впе рёд и вперё д , будем вести пу тевые
дневники, т.е. н ам понадобятся тетради, кар андаши, ручки. Все всё при гото вили?
Темой нашего путешествия бу дут понятия: скорость, врем я, расстоя ние.
Перед дальней до рогой нам надо немн ого размяться. Для этого проведем
математическу ю разминку. Я начи наю первая. Кто ответит на мой вопрос, задает
Найти произведе ние 32 и 4. (Вопросы за дают дети и отвеч ают дети цеп очкой)
Дорога наша не ро вная: то вверх идет, то вниз. Нам надо её немного сгладить ,
выровнять. Давайте решим примеры. Ответ первого примера бу дет началом
второго, ответ второго – началом третьего и т.д. Ребята решают примеры,
1563 х 3 = 4689 4689 + 5432 = 10121 10121 – 2463 = 7658 7658 : 7 = 1094
Вот мы и поднялись на небольшую высоту. Немного устали, давайте отдохне м
На эту высоту птички добрались бы быстрее. Вывешивается таблица скоростей
1. Во сколько раз ча йка летает б ыстрее, чем в орон? (в 2 раза)
2. На сколько км/ч стр иж летит медле ннее орла ? (на 52 км/ч)
3. Кто летает быст рее сорока или в орона? На сколь ко км/ч? (на 30 км/ч)
4. Сравните скорости чайки и утки. Что можете сказать об их скоростях?
(Скорость у тки в 2 раза больше, ч ем скорость чайки)
Птички так пусть и даль ше летают, а мы по кочка м, по кочка м и пришл и к
Чья это избушка? К доске прикрепле н рисунок избушки Бабы Яги. (Бабы Яги)
Давайте у неё с просим, ку да нам даль ше идти. Баба Я га приготовила кар ту -
схему. Вывешива ется карта. Здесь две дороги ве дут к Водяному .
По одной дороге надо преодолеть 3 00км, передвигаясь на сту пе Бабы Яги со
скоростью 10км /ч, а потом п ройти 10км со скоростью 5 км/ ч.
По вто рой д ороге н адо пре одолеть 270км на лошад и со скоростью 9км/ч, потом
через лес 1600 мет ров пройти пешком со ск оростью 80м /мин.
По какому пу ти нам надо идти, чтоб ы потратить ме ньше времени ?
Ученики, сидящ ие слева – I вариант, а их соседи - II вариа нт.
I вариа нт - по л евой дороге п осчитает время, необходимое на преодоление этого
II вариант - по правой дороге посчитает время. Где затрати м меньше времени, по
Оборудование: сигнальный светофор, листочки для графического диктанта, ИКТ, картинки: 2 слона, лев; карточки с примерами по вариантам, карточки с математическим квадратом.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета,
Не сдвинется с места любая работа.
II. Устный счет.
- А сейчас – устный счет.
–Внимание на доску. Укажите с помощью сигнального светофора правильное сравнение величин. Объясните ошибки.
Графический диктант
Графический диктант
Математический квадрат
Математический квадрат
Математический квадрат
Математический квадрат
Самостоятельная работа 1 вариант
420-5 . (36+9)+632:8=
Самостоятельная работа 1 вариант
420-5 . (36+9)+632:8=
Самостоятельная работа 2 вариант
532:4+6 . (42-8)-237=
Самостоятельная работа 2 вариант
532:4+6 . (42-8)-237=
обобщить знания зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
совершенствовать навыки решить задачи с величинами скорость, время, расстояние и на встречное движение
развивать мыслительные операции (анализа, синтеза, обобщения, классификации).
Оборудование: сигнальный светофор, листочки для графического диктанта, ИКТ, картинки: 2 слона, лев; карточки с примерами по вариантам, карточки с математическим квадратом.
I . Организационный момент.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета,
Не сдвинется с места любая работа.
II . Устный счет.
- А сейчас – устный счет.
–Внимание на доску. Укажите с помощью сигнального светофора правильное сравнение величин. Объясните ошибки.
6 дм 9 см 2 ч. 16 мин = 136 мин.
2 м 8 см = 280 см 5 мин. 10 сек.
5 дм 7 см = 75 см 180 сек. = 3 ч.
3 м 5 см = 350 см 2 мин. 15 сек.
- Какие величины встретились в этом задании? (длина и время)
- В каких задачах мы встречаемся с этими величинами? (задачи на скорость, время, расстояние)
- Посмотрите на экран. Я предлагаю вспомнить, в каких еще единицах измеряется скорость, время и расстояние. Заполните пропуски, указав нужную единицу измерения.
км : км/ч = м : м/ ч =
III . Актуализация знаний.
-Какие величины были использованы в заданиях? Какова же тема нашего урока?
(Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние)
-Действительно, мы продолжаем знакомство с задачами на движение. И сегодня мы отправимся в зоопарк. А на чем мы будем добираться, вы узнаете, если правильно выполните графический диктант.
IV . Работа по теме урока.
- Перед вами лежат листочки с заданием.
-Что получилось? Дорисуйте свой автомобиль. На нем мы и поедем в зоопарк.
2) Решение задач на нахождение v , t, S
- Откройте свои тетради. Запишите сегодняшнее число. Послушайте задачу.
Расстояние от дома до зоопарка 120 км. Автомобиль едет по дороге со скоростью 60 км/ч. Сколько времени потребуется, чтобы доехать до зоопарка?
-Запишите в тетрадь решение этой задачи. Обменяйтесь тетрадками и проверьте записанное решение друг у друга. (взаимопроверка)
-Покажите светофором, кто справился с заданием?
- Какую формулу мы использовали для нахождения времени? t = S : v
-Итак, мы на месте. У самых ворот нас встречают 2 огромные черепахи. (Слайд с задачей про черепах)
Задача № 2. (задача решается на интерактивной доске) устно
Первая черепаха проползла 15 метров за 3 минуты, а вторая – 12 метров за 2 минуты. Какая из них двигалась быстрее?
-Какая же черепаха двигалась быстрее? Давайте наградим эту черепаху.
-Какой формулой мы воспользовались для нахождения скорости? v = S : t
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета.
(Заяц)
Задача № 3. (на интерактивной доске) устно
За 5 секунд заяц пробегает 100 метров. Найди скорость зайца.
- Какую форму мы использовали в этой задаче? v = S : t
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
Тихо сели, к работе – приступили.
3) Решение задач на движение.
-Ребята, мы повторили формулы для нахождения скорости и времени, а про какую формулу мы еще не сказали? (расстояние)
- Как же найти расстояние? ( S = v * t )
(Вывешивается плакат)
- А теперь усложним нашу задачу. Посмотрите, на встречу нам идут два слона.
Задача (решение у доски)
Два слона вышли навстречу друг другу. Один слон движется со скоростью 12 км/ч, а другой – на 3 км/ч быстрее. На каком расстоянии будут слоны друг от друга через 2 часа, если весь путь равен 75 км?
- Как удобнее оформить краткую запись к этой задаче? (чертежом)
- Что известно? (скорость первого слона, время движения и общее расстояние между слонами)
- Что нужно узнать в задаче? (расстояние между слонами через 2 часа)
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
- Почему? (неизвестна скорость второго слона и расстояние, которое они прошли)
- Можем узнать скорость второго слона? (да, 12+3=15 км/ч.)
- Можем ли узнать пройденное расстояние каждого слона? (да, 12*2=24 (км) – прошел первый слон, 15*2=30 (км) – прошел второй слон)
- Что нужно узнать еще? (Пройденное расстояние между двумя слонами, 24+30=54 (км) – прошли слоны за 2 часа.)
- Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи? (можем, 75-54=21(км) – осталось пройти)
- К какому виду эта задача относится? (на встречное движение)
4) Самостоятельная работа.
- Подходим к следующей клетке. А кто в ней живет, вы узнаете, отгадав загадку
- Этот зверь собой прекрасен,
Грива пышная на нем.
Побежит быстрее ветра
За добычею своей.
Повезет ему, поверь,
Ведь он главный царь зверей! (лев)
(появляется картинка льва)
- Лев предлагает вам поработать самостоятельно.
Примеры на карточках (по вариантам)
1 вариант 2 вариант
(по 1 человеку от варианта записывают ответ у доски, проверка с помощью сигнального светофора)
V . Итог урока.
- Ребята, наше путешествие по зоопарку подходит к концу. А вам интересно самим оценить свои знания по теме урока? Тогда давайте выполним еще одно задание.
- Перед каждым из вас квадрат с числами. Рассмотрите их внимательно. Это отвеы на мои задания. Возьмите красный карандаш. Я читаю задание, а вы закрашиваете квадратик с правильным ответом.
1. Таня, следуя в школу, проходит 30 метров в минуту. С какой скоростью идет Таня? (30)
2. Туристы за 4 часа прошли расстояние 24 км. С какой скоростью шли туристы? (6)
3. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа? (180)
4. Вертолет пролетел 700 км со скоростью 350 км/ч. Сколько времени вертолет был в полете? (2)
5. Какова длина дома, если кошка пробегает его за 3 минуты со скоростью 40 м/мин.? (120)
6. Велосипедист ехал 4 часа, со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние он проехал? (60)
7. Скорость мухи 4 м/с. Через сколько времени она пролетит 28 метров? (7)
8. Ласточка 250 метров пролетела за 10 секунд. С какой скоростью летела ласточка? (25)
Читайте также: