Конспект открытого урока по математике 4 класс задачи на движение закрепление

Обновлено: 07.07.2024

обобщить знания зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.

совершенствовать навыки решить задачи с величинами скорость, время, расстояние и на встречное движение

развивать мыслительные операции (анализа, синтеза, обобщения, классификации).

I. Организационный момент.

II. Устный счет (в парах)

Т первый множитель 110, второй множитель 7, чему равно произведение; (770)

Е увеличьте 300 в 4 раза; (1200)

Ш найдите произведение чисел 420 и 3; (1260)

С первый множитель 240, второй множитель 4; (960)

- найдите значение этих выражений;

- под каждым числом запишите соответствующую ему букву;

-прочитайте, какое слово получилось.

Итак, что же ждёт нас сегодня на уроке?

Путешествие – это движение.

Какие величины движения вам известны? (Скорость, время, расстояние).

III. Самоопределение к деятельности.

- Кто определил тему урока?

-Сформулируйте задачи урока. (Повторить, как связаны скорость, время и расстояние, закрепить умение решать задачи на движение, проверить свои знания).

IV. Работа по теме урока.

Теоретические знания. Самостоятельная работа.

1) Какой буквой обозначается скорость?

2) В каких единицах измеряется скорость?

км с м км/ч ч м/мин см м/с мин

расстояние разделить на время

скорость умножить на время

расстояние разделить на скорость

1) Какой буквой обозначается время?

2) В каких единицах измеряется время?

км с м км/ч ч м/мин см м/с мин

расстояние разделить на время

скорость умножить на время

расстояние разделить на скорость

1) Какой буквой обозначается расстояние?

2) В каких единицах измеряется расстояние?

км с м км/ч ч м/мин см м/с мин

расстояние разделить на время

скорость умножить на время

расстояние разделить на скорость

- А вам интересно самим оценить свои знания по теме урока? Тогда давайте выполним еще одно задание.

- Перед каждым из вас квадрат с числами. Рассмотрите их внимательно. Это отвеы на мои задания. Возьмите красный карандаш. Я читаю задание, а вы закрашиваете квадратик с правильным ответом.

1. Таня, следуя в школу, проходит 30 метров в минуту. С какой скоростью идет Таня? (30)

2. Туристы за 4 часа прошли расстояние 24 км. С какой скоростью шли туристы? (6)

3. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа? (180)

4. Вертолет пролетел 700 км со скоростью 350 км/ч. Сколько времени вертолет был в полете? (2)

5. Какова длина дома, если кошка пробегает его за 3 минуты со скоростью 40 м/мин.? (120)

6. Велосипедист ехал 4 часа, со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние он проехал? (60)

7. Скорость мухи 4 м/с. Через сколько времени она пролетит 28 метров? (7)

8. Ласточка 250 метров пролетела за 10 секунд. С какой скоростью летела ласточка? (25)

- Что у вас получилось? (Цифра 5)

- У кого получилась эта цифра?

- Молодцы, вы хорошо знаете формулы пути.

Работа по учебнику : с. 45, № 86 - решение задачи.

Краткая запись в таблице (по желанию - чертеж)

- Эту задачу можно решить двумя способами. 1 способ требует 3 действия для нахождения ответа, второй способ – 2 действия. Вы можете попробовать найти любой из этих способов решения. Если возникнут трудности, можно выбрать карточку-подсказку. Синяя – 3 действия, красная – 2.

На карточках план решения:

2 способ (красная):

- Сейчас каждый покажет, на что он способен .

Велосипедист проехал 48 км за 4 часа. С какой скоростью он двигался?

Дачник ехал от города до деревни 2 часа на автобусе со скоростью

60 км/ч, а потом шёл7 километров пешком. Найдите расстояние от города до деревни.

Велосипедист проехал 24 км со скоростью 12 км/ч, а потом еще 45 км со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он был в пути?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Урок математики в 4 Г классе

Учитель: Байкина Елена Викторовна

2020-2021 учебный год

Тип урока: закрепление изученного

Цель: сформировать у учащихся алгоритм решения задач на движение.

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- представлять результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

Личностные умения:

— проявлять желание решать проблему, используя приобретённые знания.

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания при выполнении ситуативного задания.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Предметные умения:

— решать задачи на движение

Познавательные умения:

— определять способ решения задач на движение и обосновывать своё мнение

— выполнять самопроверку, самооценку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— комментировать учебное задание в рамках учебного диалога;

— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

I .Организационный момент.

-Глубоко вздохнули, выдохнули. Сегодня у нас необычный урок математики, к нам пришли гости. Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Посмотрите, как теплее и светлее стало в нашем классе. И работать нам с таким настроением будет веселее.

-Запишите в тетрадях число, классная работа.

II . Устный счёт. (Арифметическая разминка.)

1.Решить примеры, перевернуть карточку, составить и прочитать пословицу.

( Примеры на доске : 12*0, 240:6, 700:10, 170:10, 350:10, 8*9, 280:40, 8*4, 1200:20, 30*50, 56:7. Пословица: Пов-то-ре-ни-е – мать у-че-ни-я.)

-Как понимаете пословицу?

75км 534м = …м

10сут 12ч = …ч

564878м = …км …м

691м05см = …см

523мин = …ч …мин

-Запишите в тетрадях только ответы через запятую.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга по образцу на экране. (Презентация)

-Если одна ошибка, нарисуйте весёлый смайлик, если две – нейтральный смайлик, если ошибок больше двух – серьёзный смайлик.

-На какие группы вы бы разбили эти именованные числа? (Единицы длины и единицы времени)

-В каких задачах можете встретить единицы измерения обеих групп? (В задачах на движение)

-Как называются величины – единицы длины и единицы времени в задачах на движение? (Расстояние и время)

- Что такое расстояние? (Путь, пройденный за определённое время)

-Какую величину мы с вами не назвали? (Скорость)

-Что такое скорость? (Путь, пройденный в единицу времени)

III Самоопределение к деятельности.

-Кто определил тему урока? ( Решение задач на движение)

-Сформулируйте задачи урока. (Повторить, как связаны между собой скорость, время и расстояние, закрепить умения решать задачи на движение, проверить свои знания)

-Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение? ( В жизни, чтобы планировать время выхода и не опаздывать на встречи, рассчитывать скорость движения.)

IV Актуализация знаний.

-В задачах на движение используются величины: скорость, время, расстояние.

-Какой буквой обозначается расстояние: ( S )

-Как его найти? (Расстояние равно скорости, умноженной на время, S = V * t )

-Какой буквой обозначается скорость? ( V )

-Как её найти? (Скорость равна расстоянию, делённому на время, V = S : t )

-Какой буквой обозначается время? ( t )

-Как его найти? (Время движения равно расстоянию, делённому на скорость, t = S : V )

-На сколько групп можно разделить данные единицы измерения?

-Раздели данные единицы измерения на три группы (Слайд)

км/мин, мм, сек, неделя, см, м/сек ( Их можно разделить на три группы: единицы измерения расстояния, скорости и времени)

-А сейчас решим несколько задач на движение устно (презентация, решение 4 простых задач на движение, дети записывают решение задач на блокнотах маркером)

-Молодцы. Если не было ни одной ошибки в решении задач, поставьте себе в лист самооценки +.

V . Физкультминутка для глаз.

VI . Работа по учебнику.

1. Работа над задачей №27, стр.8.

-Какие объекты движения даны? (автобус, грузовой поезд, легковая машина)

-Сколько задач надо решить?

-Что известно в первой задаче? Что надо найти?

-Как вычислить расстояние, зная скорость и время?

-Запишите решения задач по вариантам.

(От каждого варианта выходят по одному ученику к доске и записывают решение задачи, 3 ученика)

-Первый вариант проверьте решение задачи у …..Зажгите зелёный свет светофорчика, если согласны с решением задачи.

- Как найти расстояние, если известна скорость и время?

-Второй вариант проверьте решение вашей задачи.

-Как найти время, если известна скорость и расстояние?

-Третий вариант проверьте решение вашей задачи.

-Как найти скорость, если известно время и расстояние?

-Поставьте в лист самооценки +, если правильно решили задачу.

2.Работа в группах над задачей №32, стр.8.

(В это время два сильных ученика получают карточку и работают по карточке, составляют и решают задачу, пользуясь данными таблиц по выбору) (Приложение 4)

-Напомните правила работы в группе. (1 уч. наизусть)

-Здесь не нужен шум и гам,

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай,

Если, что не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

-Читаем задачу самостоятельно.

-Читает задачу вслух..

-Что известно в задаче?

-Что необходимо найти?

-Какие главные слова в условии задачи?

-Внимательно рассмотрите схему к задаче и решите её самостоятельно.

-На партах у вас лежат карточки с задачей и план работы.

(План работы над задачей:

1.Определите вид задачи.

2.Сделайте, если нужно, соответствующие записи на чертеже.

3.Решите задачу по действиям с пояснением,(выражением).

- Первая группа решает задачу по действиям с пояснением.

-Вторая и третья группа решает задачу выражением.

-Сколько способов решения данной задачи? (Два)

-Запишите решение задачи на доске. (От каждой группы выходит ученик)

I способ: 1) 1667+ 1524=3191(км) - расстояние от Москвы до Екатеринбурга.

2) 5042-3191=1851(км) – расстояние от Новосибирска до Иркутска.

-Есть ли другой способ решения этой задачи? (Да)

II способ: 5042-1667-1524=1851(км)

VI Систематическое закрепление.

Составление задачи по схеме движения. (№29,3))

-Определите вид задачи. (Эта задача на встречное движение)

-Что известно в задаче? (В задаче известна скорость объектов и их время)

-Что можем найти? (Можем найти расстояние между объектами)

-Придумайте условие задачи и вопрос. Воспользуйтесь карточкой-подсказкой. (Приложение 1)

-Кто придумал задачу?

(Из двух городов выехали одновременно навстречу друг другу два всадника и встретились через 3 часа. Один скакал со скоростью 18км/ч, а другой со скоростью 15км/ч. Найти расстояние между городами.) (Презентация)

-Решите задачу самостоятельно.

I способ: 1)18*3=54(км)-проскакал до встречи один всадник.

2)15*3=45(км)-проскакал до встречи другой всадник.

3)54+45=99(км)-расстояние между городами.

II способ: 1)18+15=33(км)-сближались всадники в час.

2)33*3=99(км)-расстояние между городами.

-Проверьте решение задачи по слайду.

-Какой всадник проскакал до встречи большее расстояние? Почему? (Потому что его скорость была больше)

-Оцените себя в листе самооценки.

-Наш урок подходит к концу.

-Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

-Решение каких задач мы с вами закрепили?

-Как взаимосвязаны между собой скорость, время и расстояние?

-Возьмите квадрат с числами и положите его перед собой. Вам интересно оценить свои знания по теме урока? Сейчас проведем небольшой математический диктант. Возьмите красный карандаш. Ваша задача закрасить квадратик с правильным ответом. Будьте внимательными. (Приложение 2)

1.Вертолёт летел 2 часа со скоростью 200 км/ч. Какое расстояние он пролетел? (400км)

2.Машина за 2 часа проехала 180 км. С какой скоростью она двигалась? (90км/ч)

3.За какое время прошёл турист 25км, если он шёл со скоростью 5км/ч? (5ч)

4.Какое расстояние пролетит стрекоза за 4 часа, если она летит со скоростью 30км/ч? (120км)

5.Дельфин проплыл 100км со скоростью 50км/ч. Сколько времени он затратил? (2ч)

вместе, п оэтому я прошу быть внимательными, доброжел ательными друг к другу.

Только все вмест е мы можем все преодолеть. Все готовы?

Помимо того, чт о мы будем п родвигаться впе рёд и вперё д , будем вести пу тевые

дневники, т.е. н ам понадобятся тетради, кар андаши, ручки. Все всё при гото вили?

Темой нашего путешествия бу дут понятия: скорость, врем я, расстоя ние.

Перед дальней до рогой нам надо немн ого размяться. Для этого проведем

математическу ю разминку. Я начи наю первая. Кто ответит на мой вопрос, задает

Найти произведе ние 32 и 4. (Вопросы за дают дети и отвеч ают дети цеп очкой)

Дорога наша не ро вная: то вверх идет, то вниз. Нам надо её немного сгладить ,

выровнять. Давайте решим примеры. Ответ первого примера бу дет началом

второго, ответ второго – началом третьего и т.д. Ребята решают примеры,

1563 х 3 = 4689 4689 + 5432 = 10121 10121 – 2463 = 7658 7658 : 7 = 1094

Вот мы и поднялись на небольшую высоту. Немного устали, давайте отдохне м

На эту высоту птички добрались бы быстрее. Вывешивается таблица скоростей

1. Во сколько раз ча йка летает б ыстрее, чем в орон? (в 2 раза)

2. На сколько км/ч стр иж летит медле ннее орла ? (на 52 км/ч)

3. Кто летает быст рее сорока или в орона? На сколь ко км/ч? (на 30 км/ч)

4. Сравните скорости чайки и утки. Что можете сказать об их скоростях?

(Скорость у тки в 2 раза больше, ч ем скорость чайки)

Птички так пусть и даль ше летают, а мы по кочка м, по кочка м и пришл и к

Чья это избушка? К доске прикрепле н рисунок избушки Бабы Яги. (Бабы Яги)

Давайте у неё с просим, ку да нам даль ше идти. Баба Я га приготовила кар ту -

схему. Вывешива ется карта. Здесь две дороги ве дут к Водяному .

По одной дороге надо преодолеть 3 00км, передвигаясь на сту пе Бабы Яги со

скоростью 10км /ч, а потом п ройти 10км со скоростью 5 км/ ч.

По вто рой д ороге н адо пре одолеть 270км на лошад и со скоростью 9км/ч, потом

через лес 1600 мет ров пройти пешком со ск оростью 80м /мин.

По какому пу ти нам надо идти, чтоб ы потратить ме ньше времени ?

Ученики, сидящ ие слева – I вариант, а их соседи - II вариа нт.

I вариа нт - по л евой дороге п осчитает время, необходимое на преодоление этого

II вариант - по правой дороге посчитает время. Где затрати м меньше времени, по

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: сигнальный светофор, листочки для графического диктанта, ИКТ, картинки: 2 слона, лев; карточки с примерами по вариантам, карточки с математическим квадратом.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета,

Не сдвинется с места любая работа.

II. Устный счет.

- А сейчас – устный счет.

–Внимание на доску. Укажите с помощью сигнального светофора правильное сравнение величин. Объясните ошибки.

Графический диктант





Графический диктант





Математический квадрат


Математический квадрат

Математический квадрат

Математический квадрат

Самостоятельная работа 1 вариант

420-5 . (36+9)+632:8=

Самостоятельная работа 1 вариант

420-5 . (36+9)+632:8=

Самостоятельная работа 2 вариант

532:4+6 . (42-8)-237=

Самостоятельная работа 2 вариант

532:4+6 . (42-8)-237=

обобщить знания зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.

совершенствовать навыки решить задачи с величинами скорость, время, расстояние и на встречное движение

развивать мыслительные операции (анализа, синтеза, обобщения, классификации).

Оборудование: сигнальный светофор, листочки для графического диктанта, ИКТ, картинки: 2 слона, лев; карточки с примерами по вариантам, карточки с математическим квадратом.

I . Организационный момент.

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета,

Не сдвинется с места любая работа.

II . Устный счет.

- А сейчас – устный счет.

–Внимание на доску. Укажите с помощью сигнального светофора правильное сравнение величин. Объясните ошибки.

6 дм 9 см 2 ч. 16 мин = 136 мин.

2 м 8 см = 280 см 5 мин. 10 сек.

5 дм 7 см = 75 см 180 сек. = 3 ч.

3 м 5 см = 350 см 2 мин. 15 сек.

- Какие величины встретились в этом задании? (длина и время)

- В каких задачах мы встречаемся с этими величинами? (задачи на скорость, время, расстояние)

- Посмотрите на экран. Я предлагаю вспомнить, в каких еще единицах измеряется скорость, время и расстояние. Заполните пропуски, указав нужную единицу измерения.

км : км/ч = м : м/ ч =

III . Актуализация знаний.

-Какие величины были использованы в заданиях? Какова же тема нашего урока?

(Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние)

-Действительно, мы продолжаем знакомство с задачами на движение. И сегодня мы отправимся в зоопарк. А на чем мы будем добираться, вы узнаете, если правильно выполните графический диктант.

IV . Работа по теме урока.

- Перед вами лежат листочки с заданием.


-Что получилось? Дорисуйте свой автомобиль. На нем мы и поедем в зоопарк.

2) Решение задач на нахождение v , t, S

- Откройте свои тетради. Запишите сегодняшнее число. Послушайте задачу.

Расстояние от дома до зоопарка 120 км. Автомобиль едет по дороге со скоростью 60 км/ч. Сколько времени потребуется, чтобы доехать до зоопарка?

-Запишите в тетрадь решение этой задачи. Обменяйтесь тетрадками и проверьте записанное решение друг у друга. (взаимопроверка)

-Покажите светофором, кто справился с заданием?

- Какую формулу мы использовали для нахождения времени? t = S : v

-Итак, мы на месте. У самых ворот нас встречают 2 огромные черепахи. (Слайд с задачей про черепах)

Задача № 2. (задача решается на интерактивной доске) устно

Первая черепаха проползла 15 метров за 3 минуты, а вторая – 12 метров за 2 минуты. Какая из них двигалась быстрее?

-Какая же черепаха двигалась быстрее? Давайте наградим эту черепаху.

-Какой формулой мы воспользовались для нахождения скорости? v = S : t

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета.
(Заяц)

Задача № 3. (на интерактивной доске) устно

За 5 секунд заяц пробегает 100 метров. Найди скорость зайца.

- Какую форму мы использовали в этой задаче? v = S : t

Встанем глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

Тихо сели, к работе – приступили.

3) Решение задач на движение.

-Ребята, мы повторили формулы для нахождения скорости и времени, а про какую формулу мы еще не сказали? (расстояние)

- Как же найти расстояние? ( S = v * t )

(Вывешивается плакат)

- А теперь усложним нашу задачу. Посмотрите, на встречу нам идут два слона.

Задача (решение у доски)

Два слона вышли навстречу друг другу. Один слон движется со скоростью 12 км/ч, а другой – на 3 км/ч быстрее. На каком расстоянии будут слоны друг от друга через 2 часа, если весь путь равен 75 км?

- Как удобнее оформить краткую запись к этой задаче? (чертежом)

- Что известно? (скорость первого слона, время движения и общее расстояние между слонами)

- Что нужно узнать в задаче? (расстояние между слонами через 2 часа)

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)

- Почему? (неизвестна скорость второго слона и расстояние, которое они прошли)

- Можем узнать скорость второго слона? (да, 12+3=15 км/ч.)

- Можем ли узнать пройденное расстояние каждого слона? (да, 12*2=24 (км) – прошел первый слон, 15*2=30 (км) – прошел второй слон)

- Что нужно узнать еще? (Пройденное расстояние между двумя слонами, 24+30=54 (км) – прошли слоны за 2 часа.)

- Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи? (можем, 75-54=21(км) – осталось пройти)

- К какому виду эта задача относится? (на встречное движение)

4) Самостоятельная работа.

- Подходим к следующей клетке. А кто в ней живет, вы узнаете, отгадав загадку

- Этот зверь собой прекрасен,
Грива пышная на нем.
Побежит быстрее ветра
За добычею своей.
Повезет ему, поверь,
Ведь он главный царь зверей! (лев)

(появляется картинка льва)

- Лев предлагает вам поработать самостоятельно.

Примеры на карточках (по вариантам)

1 вариант 2 вариант

(по 1 человеку от варианта записывают ответ у доски, проверка с помощью сигнального светофора)

V . Итог урока.

- Ребята, наше путешествие по зоопарку подходит к концу. А вам интересно самим оценить свои знания по теме урока? Тогда давайте выполним еще одно задание.

- Перед каждым из вас квадрат с числами. Рассмотрите их внимательно. Это отвеы на мои задания. Возьмите красный карандаш. Я читаю задание, а вы закрашиваете квадратик с правильным ответом.

1. Таня, следуя в школу, проходит 30 метров в минуту. С какой скоростью идет Таня? (30)

2. Туристы за 4 часа прошли расстояние 24 км. С какой скоростью шли туристы? (6)

3. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа? (180)

4. Вертолет пролетел 700 км со скоростью 350 км/ч. Сколько времени вертолет был в полете? (2)

5. Какова длина дома, если кошка пробегает его за 3 минуты со скоростью 40 м/мин.? (120)

6. Велосипедист ехал 4 часа, со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние он проехал? (60)

7. Скорость мухи 4 м/с. Через сколько времени она пролетит 28 метров? (7)

8. Ласточка 250 метров пролетела за 10 секунд. С какой скоростью летела ласточка? (25)

Читайте также: