Постперестройка в россии конспект
Обновлено: 06.07.2024
После подавления путча большинство республик СССР заявили о выходе из его состава и провозгласили независимость. И какой результат? К чему привела перестройка? Распад СССР. 1985-1991 годы прошли в неудачных стараниях стабилизировать ситуацию в стране. Осенью 1991 года была произведена попытка преобразования бывшей супердержавы в конфедерацию ССГ, закончившаяся провалом. Главной задачей, стоявшей на четвертом этапе перестройки, который ещё называют постперестройкой, являлась ликвидация СССР и оформление взаимоотношений между республиками бывшего Союза. Эта цель фактически была достигнута в Беловежской пуще на встрече лидеров России, Украины и Беларуси. Позже к беловежским договоренностям присоединилось и большинство других республик. К концу 1991 года СССР уже даже формально перестал существовать.
Прежде всего нужно сказать о крахе, который потерпела перестройка в СССР (1985-1991). Итоги как для руководящих кругов, так и для страны в целом были неутешительные. Страна распалась на ряд независимых государств, в некоторых из них начались вооруженные конфликты, произошло катастрофическое снижение экономических показателей, полностью была дискредитирована коммунистическая идея, а КПСС была ликвидирована. Главные же цели, которые ставила перестройка, так и не были достигнуты. Наоборот, положение ещё больше усугубилось. Единственные позитивные моменты можно увидеть только в демократизации общества и в зарождении рыночных отношений. СССР в период перестройки 1985-1991 годов являл собой государство, не способное противостоять внешним и внутренним вызовам.
· 17—18 декабря — события в Алма-Ате
· 5—18 июня 1988 года — Всесоюзные торжественные мероприятия, приуроченные к 1000-летнему юбилею принятия христианства на Руси.
· 5 сентября 1988 года — Начался суд над Ю. М. Чурбановым и др. (5 сентября — 30 декабря).
· январь 1989 года — Началось первое свободное выдвижение кандидатов в народные депутаты СССР.
· апрель 1989 года — события в Тбилиси.
· июнь 1989 года — Первый съезд народных депутатов СССР.
Январь 1990 года — Ввод советских войск в город Баку с целью ликвидации беспорядков на этнической почве и подавления политической оппозиции ] , закончившееся гибелью более сотни жителей города, в основном азербайджанцев.
Осенью 1991 г. новое российское правительство под руководством Е.Т.Гайдара (15.06.1992-14.12.1992) приступило к осуществлению широкомасштабных реформ с целью создания в нашей стране основ рыночной экономики. Намечались:
1) Либерализация цен, т.е. отказ от их жесткого регулирования государством и предоставление производителям права самостоятельно устанавливать цены в зависимости от спроса и предложения;
2) Приватизация государственной собственности;
3) Частичная конвертация рубля внутри страны, т.е. возможность покупки за рубли иностранной валюты в банках России;
4) Полная свобода торговли внутри страны;
5) Сокращение государственных расходов с целью уменьшения дефицита бюджета;
6) Отказ от монополии государства на внешнюю торговлю;
7) Создание эффективного судопроизводства;
Внешняя политика России в конце 20-начале 21в.
Новое место России в мире.
Россия унаследовала место СССР в международных организациях. Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако ее военные возможности сократились.
Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми.
России предстояло найти внешнеполитическую концепцию, отвечавшую ее национальным интересам.
Россия и Запад.
У российского руководства в начале 90-х гг. еще не было четкого представления о сущности национальных интересов страны.
Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г.
Отчуждение между Россией и странами Запада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании чеченской проблемы. Их действия напоминали о Балканском кризисе и роли, которую сыграли США и НАТО в Косове.
Вновь возникла потребность в уточнении внешнеполитического курса России.
Россия и Восток.
В первой половине 90-х гг. отношения со странами Востока были второстепенным направлением внешней политики России. События последующих лет показали, что подход, основанный на недооценке восточного направления российской внешней политики, ошибочен.
С 1996 г., когда министрами иностранных дел были Е. М. Примаков и И. С. Иванов, отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива.
Одним из крупнейших торговых партнеров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции.
Роль России заметно усилилась после ее принятия в 1998 г. в Международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило ее политические позиции.
В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнерство, обеспечить многополярность современного мира.
Россия — СНГ.
Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла исторической важности задача не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооруженные конфликты. Так произошло в Югославии: спад государства привел здесь к кровопролитной гражданской войне.
Руководство России сумело избежать двух опасных крайностей — попыток силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве — так называют страны Содружества Независимых Государств (СНГ).
С помощью российских войск были погашены очаги военных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии.
Только за первые 5 лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992—1994).
Однако Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 г., создать не удалось. Большинство программ и планов остались нереализованными. Объемы торговли внутри СНГ неуклонно сокращались. Нарастали новые противоречия, и они охватили все области сотрудничества — экономическую, политическую, юридическую, информационную. Свою роль сыграл и внешний фактор: не все страны мирового сообщества были готовы мириться с воссозданием на новой основе единого мощного государственного образования или союза государств.
Обоснование: данная тема изучается как самостоятельная в курсе истории России ХХ века в 9 и 11 классах при изучении соответствующих тем по культуре страны. Данная презентация может также использоваться на уроках по обществознанию при изучении тем, входящих в раздел “Духовная жизнь общества”.
Предмет: история России 20 века.
перспективная - повышение общей культуры подрастающего поколения как необходимого условия становления гражданского общества посредством расширения представлений о различных направлениях в развитии искусства;
ближайшая - знакомство с различными видами и направлениями в развитии современного российского искусства, их выдающимися представителями.
В ходе занятия учащиеся смогут:
- познакомиться с новыми направлениями в развитии отечественного искусства;
- выделить основные принципы современной хореографии;
- познакомиться с особенностями деятельности хореографических учебных заведений и ведущих театров страны.
Оборудование урока: учебник по истории России 20 века; интерактивная или мультимедийная доска, презентация к уроку.
Учащимся может быть предложено для анализа высказывание (китайская пословица): “О короле можно судить по тому, как танцуют во время его правления”.
Учащиеся делают вывод о том, что танец - это отражение вкусов, нравов, этики и эстетики эпохи.
3. Изучение нового.
3.1. Работа с учебником Н.В.Загладина для 11 класса или А.Данилова и Л.Косулиной для 9 класса.
Учитель предлагает вспомнить, какие изменения произошли в 1985-1990-е годы в различных сферах жизни общества. (Учащиеся называют их).
После этого учащимся дается задание: определить влияние произошедших в обществе перемен на развитие искусства в 1990-е годы.
Учащиеся делают вывод о противоречивости такого воздействия. Выделяются положительные моменты:
- увеличение разнообразия направлений и жанров в развитии различных видов искусства;
- укрепление международных связей в области культуры;
- обмен опытом с представителями зарубежных школ искусства.
- коммерциализация искусства, которая в условиях низкой общей культуры населения приобретает огромный размах и приводит к созданию в массовом масштабе низкопробной продукции;
- в связи с резким падением уровня жизни основной массы населения доступность произведений искусства падает (не по карману);
- следствием этого процесса является низкая доходность учреждений культуры, что приводит к закрытию некоторых, к тому, что создается незначительное количество произведений, достойных высокого названия “произведений искусства”;
- отказ государства от финансирования культуры (снятие госзаказа) в условиях провалившейся приватизации и, как следствие, отсутствия начального капитала, также приводит многие театры, студии к закрытию или разорению;
- постоянная инфляция затрудняет не только выпуск продукции искусства(фильма, театральной или оперной постановки и др.), но делает невозможной даже оплату труда артистов;
- отказ от цензуры в условиях посттоталитарного общества обернулся вседозволенностью: так понимала свободу и ее реализацию значительная часть российского общества; это привело к созданию так называемой “чернухи”, ничего общего не имеющей с искусством.
Отсюда делается вывод о неравномерности и противоречивости развития культуры в целом и искусства - в частности.
3.2. Просмотр презентации. (Комментирование слайдов может осуществляться как учителем, так и учащимися, которым заранее было дано задание познакомиться с материалами презентации и подобрать информацию о том или ином виде искусства).
- назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей (с творчеством кого из них вы знакомы?);
- определить особенности в развитии отдельных видов искусства;
- сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;
- определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.
4. Рефлексия и подведение итогов.
- модерн, контемпорари (не единый однозначный стиль, а объединение баз танцевальных методик, взятых из западного (классический танец, джаз-модерн) и восточного (цигун, тай цзи цюань, йога) искусства движения), авангард, постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы, проявления которого можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.
В качестве особенностей могут быть отмечены:
- отказ от канонов; воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами;
- использование кордебалета в спектаклях в сочетании с соцреализмом;
- ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования;
- выход из изоляции: наладился прямой диалог со странами Запада;
- резкое уменьшение масштабов музыкального искусства, массовая эмиграция талантливых композиторов и исполнителей, снижение интереса к получению серьезного музыкального образования и взрывное развитие музыкального шоу-бизнеса в несколько лет “интегрировало” российскую музыкальную культуру в мировую, где подавляющее число музыкальных явлений связано с массовой, легкой, потребительской культурой;
- появление новых профессий (продюсеры, менеджеры и т.п.);
- стремление дистанцироваться от социалистического прошлого, подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали появлению фильмов определенных жанров: боевик, триллер, криминальная драма, детективный триллер, комедия абсурда и т.п.
- острой становится ема социальной ответственности человека за подрастающее поколение, что находит отражение в театральных постановках и киноискусстве;
- жанр комедии в эти годы стал одним из наиболее привлекательных для зрителей и самих кинематографистов. Однако на экраны выходили не бытовые, как раньше, а более соответствующие духу того времени сатирические комедии, с элементами гротеска, “черного” юмора, даже боевика. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов.
- в постперестроечное время в значительном количестве на экраны выходят фильмы, снятые в жанре драмы и мелодрамы;
- фотография выходит за рамки репортажа или портрета, становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением.
Общий вывод: русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего древа мировой общечеловеческой культуры. Её вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.
5. Выставление отметок за работу на уроке.
6. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания учащимся кроме материала учебника и презентации, записей в тетради может быть предложено творческое задание в интерактивной форме: каждая из групп (их 3-4) готовит материал к творческому зачету в свободной форме в зависимости от выбранной темы: отрывки из фильмов или фильма (если группа готовит материал о кино), мини-постановка отрывка из спектакля или фрагмент записи спектакля (для тех, кто выбрал в качестве темы развитие театрального искусства), мини-концерт (отрывки из музыкальных произведений для тех, кто выбрал музыкальное искусство). Каждой группе задается время для выступления (не более 15 минут); каждая группа продумывает вопросы и задания остальным группам перед презентацией своего материала (по 2); выбрать наиболее понравившийся материал (группу) с обоснованием выбора, исключая собственную группу.
Урок истории "Культура России в эпоху "перестройки" и в "постперестроечный" период"
Обоснование: данная тема изучается как самостоятельная в курсе истории России ХХ века в 9 и 11 классах при изучении соответствующих тем по культуре страны. Данная презентация может также использоваться на уроках по обществознанию при изучении тем, входящих в раздел “Духовная жизнь общества”.
Предмет: история России 20 века.
перспективная - повышение общей культуры подрастающего поколения как необходимого условия становления гражданского общества посредством расширения представлений о различных направлениях в развитии искусства;
ближайшая - знакомство с различными видами и направлениями в развитии современного российского искусства, их выдающимися представителями.
В ходе занятия учащиеся смогут:
- расширить представление о развитии таких видов отечественного искусства как балет и хореография, опера и театр, живопись и фотография, музыка и кино;
познакомиться с новыми направлениями в развитии отечественного искусства;
выделить основные принципы современной хореографии;
познакомиться с особенностями деятельности хореографических учебных заведений и ведущих театров страны.
В результате занятия учащиеся смогут:
назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей;
определить особенности в развитии отдельных видов искусства;
сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;
определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.
Оборудование урока: учебник по истории России 20 века; интерактивная или мультимедийная доска, презентация к уроку.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
2. Мотивация.
Учащимся может быть предложено для анализа высказывание (китайская пословица): “О короле можно судить по тому, как танцуют во время его правления”.
Учащиеся делают вывод о том, что танец - это отражение вкусов, нравов, этики и эстетики эпохи.
3. Изучение нового.
3.1. Работа с учебником Н.В.Загладина для 11 класса или А.Данилова и Л.Косулиной для 9 класса.
Учитель предлагает вспомнить, какие изменения произошли в 1985-1990-е годы в различных сферах жизни общества. (Учащиеся называют их).
После этого учащимся дается задание: определить влияние произошедших в обществе перемен на развитие искусства в 1990-е годы.
Учащиеся делают вывод о противоречивости такого воздействия. Выделяются положительные моменты:
- снятие цензуры, что способствовало реализации творческих замыслов, свободе творчества;
увеличение разнообразия направлений и жанров в развитии различных видов искусства;
укрепление международных связей в области культуры;
обмен опытом с представителями зарубежных школ искусства.
Наряду с этими выделяются и отрицательные:
коммерциализация искусства, которая в условиях низкой общей культуры населения приобретает огромный размах и приводит к созданию в массовом масштабе низкопробной продукции;
в связи с резким падением уровня жизни основной массы населения доступность произведений искусства падает (не по карману);
следствием этого процесса является низкая доходность учреждений культуры, что приводит к закрытию некоторых, к тому, что создается незначительное количество произведений, достойных высокого названия “произведений искусства”;
отказ государства от финансирования культуры (снятие госзаказа) в условиях провалившейся приватизации и, как следствие, отсутствия начального капитала, также приводит многие театры, студии к закрытию или разорению;
постоянная инфляция затрудняет не только выпуск продукции искусства(фильма, театральной или оперной постановки и др.), но делает невозможной даже оплату труда артистов;
отказ от цензуры в условиях посттоталитарного общества обернулся вседозволенностью: так понимала свободу и ее реализацию значительная часть российского общества; это привело к созданию так называемой “чернухи”, ничего общего не имеющей с искусством.
Отсюда делается вывод о неравномерности и противоречивости развития культуры в целом и искусства - в частности.
3.2. Просмотр презентации. (Комментирование слайдов может осуществляться как учителем, так и учащимися, которым заранее было дано задание познакомиться с материалами презентации и подобрать информацию о том или ином виде искусства).
Просмотр предваряется заданием (лучше написать на доске заранее):
назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей (с творчеством кого из них вы знакомы?);
определить особенности в развитии отдельных видов искусства;
сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;
определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.
4. Рефлексия и подведение итогов.
В качестве основных направлений могут быть названы:
модерн, контемпорари (не единый однозначный стиль, а объединение баз танцевальных методик, взятых из западного (классический танец, джаз-модерн) и восточного (цигун, тай цзи цюань, йога) искусства движения), авангард, постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы, проявления которого можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.
В качестве особенностей могут быть отмечены:
- синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей, исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела;
отказ от канонов; воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами;
использование кордебалета в спектаклях в сочетании с соцреализмом;
ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования;
выход из изоляции: наладился прямой диалог со странами Запада;
резкое уменьшение масштабов музыкального искусства, массовая эмиграция талантливых композиторов и исполнителей, снижение интереса к получению серьезного музыкального образования и взрывное развитие музыкального шоу-бизнеса в несколько лет “интегрировало” российскую музыкальную культуру в мировую, где подавляющее число музыкальных явлений связано с массовой, легкой, потребительской культурой;
появление новых профессий (продюсеры, менеджеры и т.п.);
стремление дистанцироваться от социалистического прошлого, подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали появлению фильмов определенных жанров: боевик, триллер, криминальная драма, детективный триллер, комедия абсурда и т.п.
острой становится ема социальной ответственности человека за подрастающее поколение, что находит отражение в театральных постановках и киноискусстве;
жанр комедии в эти годы стал одним из наиболее привлекательных для зрителей и самих кинематографистов. Однако на экраны выходили не бытовые, как раньше, а более соответствующие духу того времени сатирические комедии, с элементами гротеска, “черного” юмора, даже боевика. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов.
в постперестроечное время в значительном количестве на экраны выходят фильмы, снятые в жанре драмы и мелодрамы;
фотография выходит за рамки репортажа или портрета, становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением.
Общий вывод: русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего древа мировой общечеловеческой культуры. Её вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.
5. Выставление отметок за работу на уроке.
6. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания учащимся кроме материала учебника и презентации, записей в тетради может быть предложено творческое задание в интерактивной форме: каждая из групп (их 3-4) готовит материал к творческому зачету в свободной форме в зависимости от выбранной темы: отрывки из фильмов или фильма (если группа готовит материал о кино), мини-постановка отрывка из спектакля или фрагмент записи спектакля (для тех, кто выбрал в качестве темы развитие театрального искусства), мини-концерт (отрывки из музыкальных произведений для тех, кто выбрал музыкальное искусство). Каждой группе задается время для выступления (не более 15 минут); каждая группа продумывает вопросы и задания остальным группам перед презентацией своего материала (по 2); выбрать наиболее понравившийся материал (группу) с обоснованием выбора, исключая собственную группу.
Читайте также: