Постперестройка в россии конспект

Обновлено: 06.07.2024

После подавления путча большинство республик СССР заявили о выходе из его состава и провозгласили независимость. И какой результат? К чему привела перестройка? Распад СССР. 1985-1991 годы прошли в неудачных стараниях стабилизировать ситуацию в стране. Осенью 1991 года была произведена попытка преобразования бывшей супердержавы в конфедерацию ССГ, закончившаяся провалом. Главной задачей, стоявшей на четвертом этапе перестройки, который ещё называют постперестройкой, являлась ликвидация СССР и оформление взаимоотношений между республиками бывшего Союза. Эта цель фактически была достигнута в Беловежской пуще на встрече лидеров России, Украины и Беларуси. Позже к беловежским договоренностям присоединилось и большинство других республик. К концу 1991 года СССР уже даже формально перестал существовать.

Прежде всего нужно сказать о крахе, который потерпела перестройка в СССР (1985-1991). Итоги как для руководящих кругов, так и для страны в целом были неутешительные. Страна распалась на ряд независимых государств, в некоторых из них начались вооруженные конфликты, произошло катастрофическое снижение экономических показателей, полностью была дискредитирована коммунистическая идея, а КПСС была ликвидирована. Главные же цели, которые ставила перестройка, так и не были достигнуты. Наоборот, положение ещё больше усугубилось. Единственные позитивные моменты можно увидеть только в демократизации общества и в зарождении рыночных отношений. СССР в период перестройки 1985-1991 годов являл собой государство, не способное противостоять внешним и внутренним вызовам.

· 17—18 декабря — события в Алма-Ате

· 5—18 июня 1988 года — Всесоюзные торжественные мероприятия, приуроченные к 1000-летнему юбилею принятия христианства на Руси.

· 5 сентября 1988 года — Начался суд над Ю. М. Чурбановым и др. (5 сентября — 30 декабря).

· январь 1989 года — Началось первое свободное выдвижение кандидатов в народные депутаты СССР.

· апрель 1989 года — события в Тбилиси.

· июнь 1989 года — Первый съезд народных депутатов СССР.

Январь 1990 года — Ввод советских войск в город Баку с целью ликвидации беспорядков на этнической почве и подавления политической оппозиции ] , закончившееся гибелью более сотни жителей города, в основном азербайджанцев.

Осенью 1991 г. новое российское правительство под руководством Е.Т.Гайдара (15.06.1992-14.12.1992) приступило к осуществлению широкомасштабных реформ с целью создания в нашей стране основ рыночной экономики. Намечались:

1) Либерализация цен, т.е. отказ от их жесткого регулирования государством и предоставление производителям права самостоятельно устанавливать цены в зависимости от спроса и предложения;

2) Приватизация государственной собственности;

3) Частичная конвертация рубля внутри страны, т.е. возможность покупки за рубли иностранной валюты в банках России;

4) Полная свобода торговли внутри страны;

5) Сокращение государственных расходов с целью уменьшения дефицита бюджета;

6) Отказ от монополии государства на внешнюю торговлю;

7) Создание эффективного судопроизводства;

Внешняя политика России в конце 20-начале 21в.

Новое место России в мире.

Россия унаследовала место СССР в международных организациях. Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако ее военные возможности сократились.

Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми.

России предстояло найти внешнеполитическую концепцию, отвечавшую ее национальным интересам.

Россия и Запад.

У российского руководства в начале 90-х гг. еще не было четкого представления о сущности национальных интересов страны.

Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г.

Отчуждение между Россией и странами Запада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании чеченской проблемы. Их действия напоминали о Балканском кризисе и роли, которую сыграли США и НАТО в Косове.

Вновь возникла потребность в уточнении внешнеполитического курса России.

Россия и Восток.

В первой половине 90-х гг. отношения со странами Востока были второстепенным направлением внешней политики России. События последующих лет показали, что подход, основанный на недооценке восточного направления российской внешней политики, ошибочен.

С 1996 г., когда министрами иностранных дел были Е. М. Примаков и И. С. Иванов, отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

Одним из крупнейших торговых партнеров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции.

Роль России заметно усилилась после ее принятия в 1998 г. в Международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило ее политические позиции.

В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнерство, обеспечить многополярность современного мира.

Россия — СНГ.

Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла исторической важности задача не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооруженные конфликты. Так произошло в Югославии: спад государства привел здесь к кровопролитной гражданской войне.

Руководство России сумело избежать двух опасных крайностей — попыток силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве — так называют страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

С помощью российских войск были погашены очаги военных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии.

Только за первые 5 лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992—1994).

Однако Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 г., создать не удалось. Большинство программ и планов остались нереализованными. Объемы торговли внутри СНГ неуклонно сокращались. Нарастали новые противоречия, и они охватили все области сотрудничества — экономическую, политическую, юридическую, информационную. Свою роль сыграл и внешний фактор: не все страны мирового сообщества были готовы мириться с воссозданием на новой основе единого мощного государственного образования или союза государств.

Обоснование: данная тема изучается как самостоятельная в курсе истории России ХХ века в 9 и 11 классах при изучении соответствующих тем по культуре страны. Данная презентация может также использоваться на уроках по обществознанию при изучении тем, входящих в раздел “Духовная жизнь общества”.

Предмет: история России 20 века.

перспективная - повышение общей культуры подрастающего поколения как необходимого условия становления гражданского общества посредством расширения представлений о различных направлениях в развитии искусства;

ближайшая - знакомство с различными видами и направлениями в развитии современного российского искусства, их выдающимися представителями.

В ходе занятия учащиеся смогут:

  • познакомиться с новыми направлениями в развитии отечественного искусства;
  • выделить основные принципы современной хореографии;
  • познакомиться с особенностями деятельности хореографических учебных заведений и ведущих театров страны.

Оборудование урока: учебник по истории России 20 века; интерактивная или мультимедийная доска, презентация к уроку.

Учащимся может быть предложено для анализа высказывание (китайская пословица): “О короле можно судить по тому, как танцуют во время его правления”.

Учащиеся делают вывод о том, что танец - это отражение вкусов, нравов, этики и эстетики эпохи.

3. Изучение нового.

3.1. Работа с учебником Н.В.Загладина для 11 класса или А.Данилова и Л.Косулиной для 9 класса.

Учитель предлагает вспомнить, какие изменения произошли в 1985-1990-е годы в различных сферах жизни общества. (Учащиеся называют их).

После этого учащимся дается задание: определить влияние произошедших в обществе перемен на развитие искусства в 1990-е годы.

Учащиеся делают вывод о противоречивости такого воздействия. Выделяются положительные моменты:

  • увеличение разнообразия направлений и жанров в развитии различных видов искусства;
  • укрепление международных связей в области культуры;
  • обмен опытом с представителями зарубежных школ искусства.
  • коммерциализация искусства, которая в условиях низкой общей культуры населения приобретает огромный размах и приводит к созданию в массовом масштабе низкопробной продукции;
  • в связи с резким падением уровня жизни основной массы населения доступность произведений искусства падает (не по карману);
  • следствием этого процесса является низкая доходность учреждений культуры, что приводит к закрытию некоторых, к тому, что создается незначительное количество произведений, достойных высокого названия “произведений искусства”;
  • отказ государства от финансирования культуры (снятие госзаказа) в условиях провалившейся приватизации и, как следствие, отсутствия начального капитала, также приводит многие театры, студии к закрытию или разорению;
  • постоянная инфляция затрудняет не только выпуск продукции искусства(фильма, театральной или оперной постановки и др.), но делает невозможной даже оплату труда артистов;
  • отказ от цензуры в условиях посттоталитарного общества обернулся вседозволенностью: так понимала свободу и ее реализацию значительная часть российского общества; это привело к созданию так называемой “чернухи”, ничего общего не имеющей с искусством.

Отсюда делается вывод о неравномерности и противоречивости развития культуры в целом и искусства - в частности.

3.2. Просмотр презентации. (Комментирование слайдов может осуществляться как учителем, так и учащимися, которым заранее было дано задание познакомиться с материалами презентации и подобрать информацию о том или ином виде искусства).

  • назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей (с творчеством кого из них вы знакомы?);
  • определить особенности в развитии отдельных видов искусства;
  • сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;
  • определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.

4. Рефлексия и подведение итогов.

  • модерн, контемпорари (не единый однозначный стиль, а объединение баз танцевальных методик, взятых из западного (классический танец, джаз-модерн) и восточного (цигун, тай цзи цюань, йога) искусства движения), авангард, постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы, проявления которого можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.

В качестве особенностей могут быть отмечены:

  • отказ от канонов; воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами;
  • использование кордебалета в спектаклях в сочетании с соцреализмом;
  • ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования;
  • выход из изоляции: наладился прямой диалог со странами Запада;
  • резкое уменьшение масштабов музыкального искусства, массовая эмиграция талантливых композиторов и исполнителей, снижение интереса к получению серьезного музыкального образования и взрывное развитие музыкального шоу-бизнеса в несколько лет “интегрировало” российскую музыкальную культуру в мировую, где подавляющее число музыкальных явлений связано с массовой, легкой, потребительской культурой;
  • появление новых профессий (продюсеры, менеджеры и т.п.);
  • стремление дистанцироваться от социалистического прошлого, подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали появлению фильмов определенных жанров: боевик, триллер, криминальная драма, детективный триллер, комедия абсурда и т.п.
  • острой становится ема социальной ответственности человека за подрастающее поколение, что находит отражение в театральных постановках и киноискусстве;
  • жанр комедии в эти годы стал одним из наиболее привлекательных для зрителей и самих кинематографистов. Однако на экраны выходили не бытовые, как раньше, а более соответствующие духу того времени сатирические комедии, с элементами гротеска, “черного” юмора, даже боевика. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов.
  • в постперестроечное время в значительном количестве на экраны выходят фильмы, снятые в жанре драмы и мелодрамы;
  • фотография выходит за рамки репортажа или портрета, становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением.

Общий вывод: русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего древа мировой общечеловеческой культуры. Её вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.

5. Выставление отметок за работу на уроке.

6. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся кроме материала учебника и презентации, записей в тетради может быть предложено творческое задание в интерактивной форме: каждая из групп (их 3-4) готовит материал к творческому зачету в свободной форме в зависимости от выбранной темы: отрывки из фильмов или фильма (если группа готовит материал о кино), мини-постановка отрывка из спектакля или фрагмент записи спектакля (для тех, кто выбрал в качестве темы развитие театрального искусства), мини-концерт (отрывки из музыкальных произведений для тех, кто выбрал музыкальное искусство). Каждой группе задается время для выступления (не более 15 минут); каждая группа продумывает вопросы и задания остальным группам перед презентацией своего материала (по 2); выбрать наиболее понравившийся материал (группу) с обоснованием выбора, исключая собственную группу.

Урок истории "Культура России в эпоху "перестройки" и в "постперестроечный" период"


Обоснование: данная тема изучается как самостоятельная в курсе истории России ХХ века в 9 и 11 классах при изучении соответствующих тем по культуре страны. Данная презентация может также использоваться на уроках по обществознанию при изучении тем, входящих в раздел “Духовная жизнь общества”.

Предмет: история России 20 века.

перспективная - повышение общей культуры подрастающего поколения как необходимого условия становления гражданского общества посредством расширения представлений о различных направлениях в развитии искусства;

ближайшая - знакомство с различными видами и направлениями в развитии современного российского искусства, их выдающимися представителями.

В ходе занятия учащиеся смогут:

- расширить представление о развитии таких видов отечественного искусства как балет и хореография, опера и театр, живопись и фотография, музыка и кино;

познакомиться с новыми направлениями в развитии отечественного искусства;

выделить основные принципы современной хореографии;

познакомиться с особенностями деятельности хореографических учебных заведений и ведущих театров страны.

В результате занятия учащиеся смогут:

назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей;

определить особенности в развитии отдельных видов искусства;

сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;

определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.

Оборудование урока: учебник по истории России 20 века; интерактивная или мультимедийная доска, презентация к уроку.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Мотивация.

Учащимся может быть предложено для анализа высказывание (китайская пословица): “О короле можно судить по тому, как танцуют во время его правления”.

Учащиеся делают вывод о том, что танец - это отражение вкусов, нравов, этики и эстетики эпохи.

3. Изучение нового.

3.1. Работа с учебником Н.В.Загладина для 11 класса или А.Данилова и Л.Косулиной для 9 класса.

Учитель предлагает вспомнить, какие изменения произошли в 1985-1990-е годы в различных сферах жизни общества. (Учащиеся называют их).

После этого учащимся дается задание: определить влияние произошедших в обществе перемен на развитие искусства в 1990-е годы.

Учащиеся делают вывод о противоречивости такого воздействия. Выделяются положительные моменты:

- снятие цензуры, что способствовало реализации творческих замыслов, свободе творчества;

увеличение разнообразия направлений и жанров в развитии различных видов искусства;

укрепление международных связей в области культуры;

обмен опытом с представителями зарубежных школ искусства.

Наряду с этими выделяются и отрицательные:

коммерциализация искусства, которая в условиях низкой общей культуры населения приобретает огромный размах и приводит к созданию в массовом масштабе низкопробной продукции;

в связи с резким падением уровня жизни основной массы населения доступность произведений искусства падает (не по карману);

следствием этого процесса является низкая доходность учреждений культуры, что приводит к закрытию некоторых, к тому, что создается незначительное количество произведений, достойных высокого названия “произведений искусства”;

отказ государства от финансирования культуры (снятие госзаказа) в условиях провалившейся приватизации и, как следствие, отсутствия начального капитала, также приводит многие театры, студии к закрытию или разорению;

постоянная инфляция затрудняет не только выпуск продукции искусства(фильма, театральной или оперной постановки и др.), но делает невозможной даже оплату труда артистов;

отказ от цензуры в условиях посттоталитарного общества обернулся вседозволенностью: так понимала свободу и ее реализацию значительная часть российского общества; это привело к созданию так называемой “чернухи”, ничего общего не имеющей с искусством.

Отсюда делается вывод о неравномерности и противоречивости развития культуры в целом и искусства - в частности.

3.2. Просмотр презентации. (Комментирование слайдов может осуществляться как учителем, так и учащимися, которым заранее было дано задание познакомиться с материалами презентации и подобрать информацию о том или ином виде искусства).

Просмотр предваряется заданием (лучше написать на доске заранее):

назвать основные направления в развитии различных видов искусства, а также их представителей (с творчеством кого из них вы знакомы?);

определить особенности в развитии отдельных видов искусства;

сделать вывод об уровне развития современного отечественного искусства, о его преемственности как важнейшей составляющей развития;

определить роль и место российского искусства в общемировом культурном процессе.

4. Рефлексия и подведение итогов.

В качестве основных направлений могут быть названы:

модерн, контемпорари (не единый однозначный стиль, а объединение баз танцевальных методик, взятых из западного (классический танец, джаз-модерн) и восточного (цигун, тай цзи цюань, йога) искусства движения), авангард, постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы, проявления которого можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.

В качестве особенностей могут быть отмечены:

- синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей, исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела;

отказ от канонов; воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами;

использование кордебалета в спектаклях в сочетании с соцреализмом;

ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования, что определяет качество отечественной системы балетного образования;

выход из изоляции: наладился прямой диалог со странами Запада;

резкое уменьшение масштабов музыкального искусства, массовая эмиграция талантливых композиторов и исполнителей, снижение интереса к получению серьезного музыкального образования и взрывное развитие музыкального шоу-бизнеса в несколько лет “интегрировало” российскую музыкальную культуру в мировую, где подавляющее число музыкальных явлений связано с массовой, легкой, потребительской культурой;

появление новых профессий (продюсеры, менеджеры и т.п.);

стремление дистанцироваться от социалистического прошлого, подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали появлению фильмов определенных жанров: боевик, триллер, криминальная драма, детективный триллер, комедия абсурда и т.п.

острой становится ема социальной ответственности человека за подрастающее поколение, что находит отражение в театральных постановках и киноискусстве;

жанр комедии в эти годы стал одним из наиболее привлекательных для зрителей и самих кинематографистов. Однако на экраны выходили не бытовые, как раньше, а более соответствующие духу того времени сатирические комедии, с элементами гротеска, “черного” юмора, даже боевика. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов.

в постперестроечное время в значительном количестве на экраны выходят фильмы, снятые в жанре драмы и мелодрамы;

фотография выходит за рамки репортажа или портрета, становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением.

Общий вывод: русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего древа мировой общечеловеческой культуры. Её вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.

5. Выставление отметок за работу на уроке.

6. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся кроме материала учебника и презентации, записей в тетради может быть предложено творческое задание в интерактивной форме: каждая из групп (их 3-4) готовит материал к творческому зачету в свободной форме в зависимости от выбранной темы: отрывки из фильмов или фильма (если группа готовит материал о кино), мини-постановка отрывка из спектакля или фрагмент записи спектакля (для тех, кто выбрал в качестве темы развитие театрального искусства), мини-концерт (отрывки из музыкальных произведений для тех, кто выбрал музыкальное искусство). Каждой группе задается время для выступления (не более 15 минут); каждая группа продумывает вопросы и задания остальным группам перед презентацией своего материала (по 2); выбрать наиболее понравившийся материал (группу) с обоснованием выбора, исключая собственную группу.

Читайте также: