Конспект урока противоположные числа 6 класс виленкин

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Дик Наталья Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ ООШ №18
Населённый пункт: п. Солони
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок математики в 6 классе "Противоположные числа"
Раздел: среднее образование

Учебник:
Математика: 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Н.Я. Виленкин и др.] – 21-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2007. – 288 с.: ил.
Тип урока:
урок усвоения новых знаний
Технологии:
здоровьесбережения, проблемного обучения, развитие исследовательских умений.
Виды

Организационный этап

Учитель: - Ребята! Сегодня у меня очень хорошее настроение! Надеюсь,

настроение по 10 бальной шкале.

- Итак, плохое настроение и лень умножим на нуль!

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Длинный - короткий,

Большой - .
(маленький)
3.

Правда - …….
(ложь)
4.

Бедный - . (
богатый)
5.

Горячий – ………,
(холодный)
7.

Хорошо - ……..
(плохо)
Учитель: - Как называются эти слова в русском языке? (
Антонимы-слова с противоположными значениями.)
Учитель:

знаний.

География
(север-юг, гора-впадина). 
Русский язык
(слова-антонимы: добро-зло, белый - чёрный). 
История
(война-мир, прогресс-регресс, импорт-экспорт). 
Биология
(левая рука - правая рука).
Учитель: - Вы догадались, каким математическим понятием мы с вами

противоположных числах?
(Нет. Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?).  Какие числа называются противоположными?  Как расположены противоположные числа на координатной прямой?  Какое число противоположно самому себе?
Учитель:

расположить

противоположные числа?
(на координатной прямой).
-

координатная прямая?
(Рене Декарт 1596-1650) Рене Декарт – выдающийся французский философ, математик, биолог и физик. Его труды способствовали признанию отрицательных чисел, которые появились гораздо позже натуральных чисел, и математики долго относились к ним с недоверием. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел в 1637 году координатную прямую.
3.

Актуализация знаний.

Учитель: - Чтобы продолжить наш урок, нам необходимо вспомнить:

Что такое координатная прямая?
(Прямую с выбранными на ней Разработал учитель математики МКОУ ООШ №18 Дик Наталья Николаевна I квалификационной категории п. Солони 2015 г.
началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой).
2.

координатой

прямой?
(Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки).
3.

Какими числами являются координаты точек на горизонтальной

прямой, расположенных:

а) справа от начала координат;
(положительными)
б) слева от начала координат?
(отрицательными)
4.

Какую координату имеет начало координат?
(нуль)
5.

Какими числами обозначают координаты точек на вертикальной

прямой, расположенных:

а) выше начала координат;
(положительными)
б) ниже начала координат?
(отрицательными)
Задача №1.
(устно)
Учитель: - Из чисел -3,6; 5/7; -6/9; 0; 7; -81/9; 4,7; -100; 3

назовите сначала все отрицательные, а потом все положительные числа.

Задача №2.
(устно)
Учитель: - Назовите три числа, расположенные на координатной прямой:

а) правее числа 5;

б) левее числа -6;

в) правее числа -11;

г) левее числа 25.

Учитель: - Запишите координаты точек А, В, С, К, О, Е, Т, Н, если начало

отсчета - точка О.

Физкультпауза.

Учитель: - Теперь давайте немного разомнемся. Я даю вам задание, а вы

выполняете противоположное.

1. Наклоны влево: раз, два, три, четыре; вправо: раз, два, три, четыре.

2. Прыжки на левой ноге: раз, два, три, четыре; на правой: раз, два, три,

3. Наклоны головы вверх-вниз.

4.Присели, встали.

Первичное усвоение новых знаний.

Учитель:

Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину

одной клетки тетради. Отметьте на этой прямой точки: А(-6), В(-1,5),

С(6), D(2), Е(-3), К(2,5).

Какие точки одинаково удалены от начала отсчёта и находятся по

разные стороны от нее?
(А и С) 
Чему равно расстояние (в единичных отрезках) от точки О (начала

отсчета) до точек А и С?
(6 единичных отрезков) 
Пусть нам надо выйти из пункта О и пройти расстояние 6 км (1 клетка

равна 1 км). Куда мы попадём?
(В пункт А и С) Разработал учитель математики МКОУ ООШ №18 Дик Наталья Николаевна I квалификационной категории п. Солони 2015 г.

Как мы должны двигаться, чтобы попасть в эти пункты?
(в противоположных направлениях) 
Значит числа 6 и -6 называются как…?
(противоположными) 
Число 6 противоположно какому числу?
(-6),
а число -6?
(6) 
Приведите еще примеры противоположных чисел.

Давайте обобщим все, что мы сегодня узнали о противоположных

числах?
(расположены на координатной прямой, на одинаковом расстоянии от начала отсчета, по разные стороны от него) 
Чем отличаются противоположные числа?
(знаками) 
Попробуйте сформулировать определение, какие же числа называются

противоположными?
(заполнить пропуски)
(Определение:
Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными.) 
Прочитайте, что у вас получилось?

Откройте учебник п. 27 стр. 154-155 и найдите в тексте параграфа

определение противоположных чисел. Прочитайте. Сравните с тем,

что получилось у вас. Запишите определение в тетрадь.

Назовите еще одно число, противоположное числу 6.

Какой вывод можно сделать?
(Для каждого числа есть только одно противоположное ему число) 
Назовите число, противоположное числу 0.
(Число 0 противоположно самому себе.) 
Запишите, пожалуйста, в тетради памятку как обозначаются

Первичная проверка понимания и закрепление.

№926 (устно)
Найдите числа, противоположные числам: – 276; 124; – 321; 62; 9; – 1; 1; – 7,8; – 9; 0,5; − 5 7 ; 4 3 8 ; − 3 2 9 ; 1 4 .
№927 (а, б, д) (с комментированием с места по очереди)
а) – (– 80) =*; б) 3,5 = – *; д) –( – 7 12 ¿=¿ .
№928 (б)
Найдите значение выражения: k, если – k= 27; –35; 7,1; –6,9; 80; –90; 3 7 ; − 8 15 ;3 1 6 .
№933 (а, б, в)
Какие целые числа расположены на координатной прямой между числами: а) –8 и –5; б) –3 и 0; в) –2 и 2. № Вопрос Ответ
1
Запишите число, расположенное на расстоянии 2 единицы левее нуля.
-2

2
Запишите число, расположенное на расстоянии 4 единиц правее нуля.
+4

3
Запишите число, не являющееся ни положительным, ни отрицательным.
0

4
Запишите число, противоположное числу 6.
-6

5
Запишите число, противоположное числу – 9,8.
+9.8

6
Запишите число, противоположное самому себе.
0

7
Запишите все целые числа, которые находятся между числами -1 и 3
0, 1, 2

8
Любое ли целое число является натуральным? (запиши ДА или НЕТ)
Нет

ПРОВЕРЬТЕ, И ОЦЕНИ ДРУГ ДРУГА!
Разработал учитель математики МКОУ ООШ №18 Дик Наталья Николаевна I квалификационной категории п. Солони 2015 г.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

п. 27, №943, 945 (а, б)

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель: - Ребята, вы сегодня хорошо и много работали! В начале урока вы

мне сказали, что хотите на этом уроке узнать:
 Какие числа называются противоположными?  Как расположены противоположные числа на координатной прямой?  Какое число противоположно самому себе?
Узнали?

Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы на уроке?

Что в работе на уроке было наиболее интересным?

Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?

Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

Оцените, пожалуйста, свое настроение на конец урока.

Оцените урок.
Разработал учитель математики МКОУ ООШ №18 Дик Наталья Николаевна I квалификационной категории п. Солони 2015 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. – М.: Мнемозина, 2006-2012.

8. Задача урока: формировать представление о противоположных числах, научить применять его на практике; актуализация знаний учащихся.

9. Цели:

- образовательные: закрепить понятие координатной прямой, ввести понятие числа противоположного данному, научить распознавать, записывать и откладывать на координатной прямой;

развивать навыки самоконтроля, самостоятельной работы, самооценки; развивать коммуникабельность, креативность, умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах, ответственность и аккуратность.

10. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового знания

11. Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая

13. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (смайлики, практическая работа), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint,

14. Структура и ход урока

1. Организационный момент

Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил:

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату, классная работа, а для темы урока оставьте строчку, вы сами ее сформулируете позже.

2. Актуализация знаний

Прежде чем узнавать новое, нужно повторить уже изученное, поэтому поработаем устно:

а) Числа, используемые при счете предметов, называют…

б) Прямая с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется…

в) Отрицательные числа находятся на координатной прямой…

д) Какие числа расположены правее нуля?

е) Какие числа называются отрицательными?

з) Назовите число, которое не является ни положительным, ни отрицательным

и) Где на координатной прямой расположены отрицательные числа?

к) Назовите координату точки А

л) Найдите точку с координатой B(-2)

Что мы с вами повторили?

Мы с вами повторили, какая прямая называется координатной прямой, понятия натуральных чисел и отрицательных чисел.

3. Создание проблемной ситуации

Посмотрите на доску. Я начну фразу, а вы продолжайте, смело хором отвечайте.

Мужчина высокий и….

Рисунок черный и …

Собака большая и …

Мир, окружающий нас, интересен, но противоречив. Ещё в детстве вы читали сказки, в которых уживались добро и…(зло), теперь вы стали старше, учитесь в школе и получаете оценки: хорошие и…(плохие).

Учащиеся приводят такие примеры. (Мужчина и женщина, горячая плита и холодный холодильник и др.).

А теперь давайте найдём противоположности в разных областях знаний.

География (север-юг, гора-впадина).

Русский язык (слова-антонимы: добро-зло, белый - чёрный).

История (война-мир, прогресс-регресс, импорт-экспорт).

Биология (левая рука - правая рука).

Итак, мы видим, что в математике тоже есть свои противоположности: могу сложить или…(вычесть), разделить или…(умножить). Вот и вы столкнулись с противоположностями - противоположные числа.

Мне нужны 2 помощника. Встали спиной друг к другу. Сделали по 3 шага. На каком расстоянии в шагах они находятся от меня. Если рассматривать на координатной прямой, то каким координатам соответствуют мои помощники? Ещё раз напомните, в каком направлении двигались помощники? Значит числа 3 и -3 называются какими?

Все понятия противоположностей, которые мы с вами давали, субъективны и зависят от личного восприятия каждого человека. Одному вода кажется горячей, другому холодной, одному еда вкусна, другому – нет. В математике же, науке точной, всё должно быть строго и чётко. Попробуем, следуя схеме, дать определение противоположных чисел.

Посмотрите на доску, кому соответствуют числа с противоположными координатами?

Числа 3 и -3 называются …(противоположными), т. к. они …(отличаются только знаком).

Назовите общее этих чисел. Их отличия.

Числа -2 и 5 отличаются знаком, они тоже являются противоположными, я права? (Нет, так как расстояния от нуля до этих чисел не равны).

А какое число противоположно 0?

Значит, как точно определить противоположные числа?

Числа, которые отличаются только знаком, называются противоположными.

Приведите свои примеры.

4. Первичное закрепление

На столах у учеников табличка с зашифрованным названием положительных и отрицательных чисел в древности.

Образовательная: ввести понятие противоположных чисел и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме.

Развивающая: способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления; систематизировать знания путем создания условий для интеллектуального развития личности ребенка на уроке; развивать математическую культуру речи и письма.

Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; дисциплинарные навыки; интерес к предмету.

Задачи:

  1. Ввести определение противоположных чисел, определение целых чисел; научить находить числа, противоположные данным числам.
  2. Актуализация знаний учащихся по таким вопросам:
  • Что такое координатная прямая?
  • Что называют координатой точки на прямой?
  • Какими числами являются координаты, расположенные слева от начала координат; справа от начала координат; какую координату имеет начало координат?
  • Какими числами обозначают координаты точек на вертикальной прямой: выше начала координат; ниже начала координат.

Выбранные цели и задачи соответствуют программному материалу и срокам изучения данной темы.

Типурока: урок получения и закрепления первичных знаний.

План урока

№ п/п

Этап урока

Стадия вызова. Организационный момент

Актуализация знаний учащихся (повторение)

Определение темы урока

Постановка целей урока

Стадия осмысления. Основная часть

Работа с учебником (анализ текста)

Выполнение заданий на закрепление

Работа у доски и в тетрадях

Стадия рефлексии. Подведение итогов урока. Домашнее задание

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_protivopolozhnye_chisla.docx 338.95 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики МБОУ СШ №7 г. Ярцева

(1 урок по данной теме)

6 класс, УМК Виленкин

Образовательная: ввести понятие противоположных чисел и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме.

Развивающая: способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления; систематизировать знания путем создания условий для интеллектуального развития личности ребенка на уроке; развивать математическую культуру речи и письма.

Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; дисциплинарные навыки; интерес к предмету.

  1. Ввести определение противоположных чисел, определение целых чисел; научить находить числа, противоположные данным числам.
  2. Актуализация знаний учащихся по таким вопросам:
  • Что такое координатная прямая?
  • Что называют координатой точки на прямой?
  • Какими числами являются координаты, расположенные слева от начала координат; справа от начала координат; какую координату имеет начало координат?
  • Какими числами обозначают координаты точек на вертикальной прямой: выше начала координат; ниже начала координат.

Выбранные цели и задачи соответствуют программному материалу и срокам изучения данной темы.

Типурока: урок получения и закрепления первичных знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Стадия вызова. Организационный момент

Актуализация знаний учащихся (повторение)

Определение темы урока

Постановка целей урока

Стадия осмысления. Основная часть

Работа с учебником (анализ текста)

Выполнение заданий на закрепление

Работа у доски и в тетрадях

Стадия рефлексии. Подведение итогов урока. Домашнее задание

I.Стадия вызова. Организационный момент.

Цель этапа урока: сформировать положительную мотивацию обучающихся; пробудить интерес к изучаемой теме; стимулировать деятельность; актуализировать знания; поставить цели и задачи.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я вижу, все готовы к уроку! Начнем нашу работу.

Сегодня на уроке мы с вами будем изучать новую тему.

Но сначала ответим на вопросы и повторим пройденный материал.

1.Актуализация знаний учащихся (повторение) .

Учитель: Работаем устно.

1 задание: определить по рисункам – какая часть фигуры закрашена? (слайд1)

2 задание: Отрезок разделён на десять равных частей. Определить какая часть отрезка выделена цветом? (слайд 2)

Учитель: А теперь ребята ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:(слайд3) фронтальная устная работа с классом.

-Что такое координатная прямая?

-Что называют координатой точки на прямой?

-Какими числами являются координаты, расположенные слева от начала координат; справа от начала координат; какую координату имеет начало координат?

-Какими числами обозначают координаты точек на вертикальной прямой: выше начала координат; ниже начала координат.

3 задание: Изобразить точки с координатами – 6; +3; - 5; - 7; ; ; 2,3; -5,8 на координатной прямой (слайд 4)

Учитель: Ребята, на этом слайде вы видите координатную прямую, и точки, которые надо отметить. (ученики выходят и отмечают точки на заранее подготовленной координатной прямой).

4 задание: Определите координаты отмеченной точки (слайд 5-16) и отгадайте имя великого ученого фронтальная устная работа с классом.

Учитель: А теперь ребята, вам нужно выполнить еще одно задание. Определить координату отмеченной точки. Выполняя, его вы узнаете имя великого ученого своего времени.

Учитель: Очень хорошо! Вы отгадали – это Декарт! Все вы наверняка уже слышали это имя! Посмотрите на экран.

Проговаривается историческая справка.

Историческая справка (слайд 17). (опережающее задание рассказывает ученик)

Ученик: Французский математик, физик, философ. Его работы способствовали признанию отрицательных чисел в Европе. Предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую (1637 г.)

Учитель: 4 задание: Ребята, посмотрите на следующий слайд. Здесь изображен термометр, который установлен на здании Московского университета. Какую температуру показывает термометр.

Работа с термометром (слайд 18) фронтальная устная работа с классом.

Учитель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали. За хорошую работу следующие ученики получают оценки

Учитель: Пришло время новой темы! Давайте вместе определим тему сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста на слайд и ответьте на следующие вопросы (ответы выводятся на экран с помощью конструктора презентаций Mentimeter):

  • Человечки одинаково удалены от точки О, но находятся по разные стороны от неё. Назовите одним словом в именительном падеже направления движения человечков. (Противоположные)
  • Назовите одним словом в именительном падеже, с помощью чего записывают координаты точек на прямой? (числа)

(Работа в группах в течение 3 мин. Далее учащиеся озвучивают цели урока, учитель корректирует их. Обращение к таблице ЗХУ.)

II. Стадия осмысления. Основная часть

Цели этапа урока: ввести понятие противоположных чисел и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме; способствовать получению и осмыслению через активные формы новой информации, соотнесению её с собственными знаниями.

Учитель: Ребята, посмотрите ещё раз на экран (слайд 20). Какие координаты имеют точки, в которых находятся человечки? ( 5 и -5 )

Учитель: Вы, наверное, догадались, как называются эти числа? (Противоположные. 5 противоположно -5, а -5 противоположно 5).

1.Работа с учебником.

Учитель: Ребята, давайте найдём в учебнике определение противоположных чисел и прочитаем его. (Все ищут правило в учебнике, 1 ученик читает вслух).

- Приведите примеры противоположных чисел.

- Назовите число, противоположное числу 6.

- Назовите ещё какое-нибудь число, противоположное числу 6.

-Какой вывод можно сделать?

- Назовите число, противоположное числу 0.

Ребята, запомните и запишите в тетрадь: (слайд 21)

1 . Что для каждого числа есть только одно противоположное ему число .

2.Число 0 противоположно самому себе.

Запись в тетради.

число, противоположное числу .

число, противоположное числу .

- Что означает запись ?

  • Перечислите, какие числа мы используем при счёте предметов?
  • Как называются эти числа?
  • Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют целыми числами.

-Прочитайте двумя способами:

- Каким числом может быть запись: ?

-С какими понятиями мы познакомились?

2.Выполнение заданий на закрепление.

Учитель: А теперь выполним несколько упражнений по новой теме:

  1. Назовите закрытые числа в таблице и отметьте их на координатной прямой. (слайд 24)
  1. Ребята, посмотрите на слайд и скажите: какие целые числа расположены на координатной прямой между числами. (Еще раз вспомнить, что называется целыми числами).
    (слайд 25) фронтальная устная работа с классом.
  1. А теперь нужно найти координаты точек, отмеченных на прямой.

Ответ : А(1), С(-1,5), В(-4)

Учитель: Все вы, я вижу устали. Поэтому давайте немного отдохнем. Все встали и потянулись. А теперь, выполняем упражнения за мной.

Шеей крутим осторожно -

Голова кружиться может.

Влево смотрим - раз, два, три.

Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)

И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)

№ 927 (а,б,г) ( ребята работают на обыкновенной доске и получают затем оценки)

5. Самостоятельная работа 5-7 мин. (слайд 28)

Самостоятельная работа выполняется на усмотрение учителя, если осталось время в конце урока и дети усвоили материал.

III. Стадия рефлексии. Подведение итогов урока.Домашнее задание. (слайд 29)

Цели этапа урока: помочь осмыслить и обобщить полученную информацию; выявить отношение к изучаемому материалу.

- Итак, с чем мы познакомились на уроке?

-Какие числа называются противоположными?

-Какое число противоположно нулю?

-В ами были поставлены цели урока. Обсудите в группах, смогли ли вы выполнить поставленные цели.

(На обсуждение даётся 2–3 мин.)

  • На уроке я понял…
  • …я был удивлён…
  • …хотелось бы узнать…

Выразите своё впечатление от урока одним словом. ( с помощью конструктора презентаций Mentimeter)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Противоположные числа

Образовательные:

- способствовать формированию умений применять приемы: обобщения, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

Воспитательные:

- воспитывать организованность, общительность, отзывчивость, трудолюбие, аккуратность.

Организационный момент. Настрой учащихся на работу.

Ученик: А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все в порядке

Книга, ручка и тетрадка?

И линейку не забудь,

В математику ведь держим с вами путь. Учитель: Ребята, поудобнее садитесь.

Не шумите, не вертитесь.

Все внимательно считайте

А спрошу вас - отвечайте!

Вам условие понятно?

Ученики: Да!

Учитель: Это слышать мне приятно!

-Ребята! Сегодня у меня очень хорошее настроение! Надеюсь, что у вас оно такое же!

- А у кого всё-таки плохое настроение и присутствует лень, умножьте всё это на нуль!

Проверка домашнего задания.

1. Устный счет. (Слайд №1)

а) Найди ошибки в примерах (примеры показаны через проектор на экране):

hello_html_580de58c.jpg

12*30 = 360

720 : 18 = 4 (верно 40)

6 – 3,5 = 3,5 (верно 2,5)

7,2 : 2,4 = 0,3 (верно 3)

2,4 : 0,12 = 2 (верно 20)

6,8 + 2,2 = 10 (верно 9)

20 * 0,125 = 25 (верно 2,5)

б) КАРТОЧКИ Решить задачи:

1.Детям необходимо в среднем потреблять 1,8 литра воды в сутки. при этом вода, поступающая с пищей составляет 20 % вода поступающей в организм виде питьевой воды какое количество питьевой воды дети должны потреблять сутки?

100-20=80% воды дети должны потреблять помимо воды из пищи

1,8*80/100=1,44 л питьевой воды должны пить дети

1,8*20/100=0,36 л воды - с пищей

Сколько воды содержится в 5 кг арбуза, если известно, что арбуз состоит на 98% из воды?

5 кг-100% х =(5*98) /100=4,9 кг

400 листов бумаги для печати на принтере имеют толщину 4,4 см. Вычислить толщину пачки, в которой 500 листов бумаги для принтера.

Решение.
Обозначим через х см толщину пачки бумаги из 500 листов.
Согласно условию составим соотношение:
400 листов — 4,4 см
500 листов — х см
Запишем пропорцию : =

Найдем неизвестное число: х= = 5,5 Ответ. Толщина пачки бумаги из 500 листов 5,5 см.

в) Задание на повторение понятий: координатная прямая, начало координат, координата точки на прямой, положительные и отрицательные координаты. (Слайд 4)

Ответить на вопросы:

1.Что такое координатная прямая? (Прямая с выбранной на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется координатной прямой)

2.Что называют координатой точки на прямой? (Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки)

3.Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенных справа от начала координат (положительными), слева от координатной прямой (отрицательными)?

4.Какими числами являются координаты точек на вертикальной прямой, расположенных: а) выше начала координат; б) ниже начала координат?

Какую координату имеет начало координат? (0)

5.Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину двух клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки: А(5), Р(-6), М(6), В(8), К(-3).

Подведение учащихся к изучению новой темы – актуализация знаний.

П осмотрите на доску, к нам в гости пришли очень симпатичные человечки. Сравните их, пожалуйста.

• Слабый – сильный; и т.д.

Учитель: Как называются в русском языке эти слова?

Ученик: Антонимы .

Учитель: Какие слова называются антонимами?

Ученик: Слова, противоположные по значению.

Учитель: Мир, окружающий нас, интересен, но противоречив. Ещё в детстве вы читали сказки, в которых уживались добро и…(зло), теперь вы стали старше, учитесь в школе и получаете оценки - хорошие и…(плохие).

Приводят примеры

(Мужчина и женщина, горячая плита и холодный холодильник).

А теперь давайте найдём противоположности в разных областях знаний.

Учащиеся называют слово и область знаний.

Русский - черный, белый,

История - Война и мир,

Биология – левая рука, правая рука,

География – север, юг, гора, впадина

Астрономия - зима и лето

Учитель: Назовите основную единицу языка.

Ученик: Слово

Учитель: А в математике, что является объектом изучения?

Ученик: Число.

Учитель: А как вы думаете, в математике есть противоположности? Приведите примеры

Ученик: плюс, минус

Подведение учащихся к формулировке темы и целей урока.

У читель : Обобщите все о чем мы с вами говорили? Сформулируйте тему урока. Противоположные числа

Учитель : Молодцы, правильно! В своих тетрадях записываем тему урока.

Учитель : Попробуйте выделить цели нашего урока.

Формулируют цели . Узнать что такое (слайд 10) противоположные числа, научиться их находить среди чисел и на координатной прямой.

hello_html_m2893c67d.jpg

Учитель : Пусть нам надо выйти из точки и пройти путь в 6 км (1 км = 1 ед. отрезку). В какую точку мы попадём? Как надо двигаться, чтобы попасть в эти точки? (слайд 11)

Уч-ся : В противоположных направлениях.

Учитель : Числа 6 и – 6 являются какими?

hello_html_2465027f.jpg

Уч-ся : Противоположными. (слайд 12)

Учитель : Эти числа одинаково удалены от начала отсчета находятся в противоположных направлениях

Значит, числа 6 и -6 будут противоположными. Чем они отличаются?

Попробуйте сформулировать определение, какие же числа называются противоположными?

Д ва числа отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами. (слайд 13)

Учитель : Что можно сказать про число 0?

Изучение нового.

Учитель : Итак, два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются

противоположными .

А как вы думаете, для каждого числа сколько существует противоположных чисел?

Только одно.

Например, для числа 8 противоположным будет число (- 8), для числа (- 21) противоположным будет число 21, для числа 3,4 противоположным будет число (- 3,4), а для числа а какое будет противоположным? Число (- а ).

Число, противоположное числу а , обозначают (– а).

Если а = 6,7, то – а = - 6,7;

а = 7,8, то – а = - 7,8;

Условимся считать, что знак “-“ , поставленный перед каким-нибудь числом, изменяет его на число, ему противоположное. Число, противоположное числу а, обозначают – а .

hello_html_303c10ab.jpg

- (а) = - а;

Как можно объяснить такую запись: -(-9)? (Ответ: число, противоположное числу – 9, т.е число 9). Значит, верна запись –(-9) = 9. (слайд 14)

Какое число противоположно числу -2?

Тогда можно записать: - ( - 2) = 2

Какое число противоположно числу -7?

Тогда можно записать – (- 7 ) = 7

Т .е - ( - а ) = а

Учитель : Перечислите какие числа мы используем при счете предметов.

Учитель : Как называются эти числа?

Т.о., мы с вами знакомы числами положительными, отрицательными и нулём. (Слайд15)

Определение: Натуральные числа, противоположные числа и 0 называют целыми числами.

К акие целые числа расположены на координатной прямой между числами.

воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность при выполнении заданий .

По степени взаимодействия учит ель - ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познават ельной дея т ельнос т и: репродуктивный,

Задачи: Создать благоприя тный псих ологический настр ой на рабо ту

Ребята, прочитайте стихотворение на слайде. Кто из вас прибежал в школу с

таким же настроением? Кто не хоч ет лениться, а хочет трудиться и узнать что - то

новое? На жёлтых листах смайлы символизирующие настроение, соотнесите ваше с

Актуализация знаний . Устный счет. А сейчас выполним задание найди и

Проверка знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового

- У меня есть 2 карточки с заданием, которые нужно выполнить у доски,

1). К доске вызвать ученика заполнить таблицу на доске. Карточка : Запишите

(рядом) т оже самое, но вместо слов “прибыло” и “ выбыло” используйте знаки “ +” и “ - ”.

Ещё один у доски отметить на координатной прямой точки: А( - 4), В( - 2), О(0), Е(1),

4. Назовите число, не являющееся ни отрицательным, ни пол ожительным.

5. Где на координатной прямой расположены отрицательные числа?

Проверка заданий у доски . Ученики объясняют свои ответы.

Человек обладает положительными и отрицательными качествами. Мысленно

- Мир, окружающий нас, интересен, но противоречив. Ещё в детстве вы читали

сказки, в которых уживались добро и…(зло), теперь вы стали старше, учитесь в

Пусть нам надо выйти из точки и пройти путь в 6км (1км = 1 ед.отрезку). В

какую точку мы попадём? Как надо двигаться, чтобы попасть в эти точки?

Вы догадались, ка ким математическим понятием мы с вами будем сегодня

- Правильно. Сформулируйте тему нашего урока? Запишите в тетрадь.

- Хорошо, какие цели вы поставите для себя на сегодняшнем уроке?

В математике есть противоположности: прибавить - … отнять Делить - … умнож ать

Все противоположности, которые мы называли в других пре дметах,

субъективны. Математика любит точность и в математике должно быть все строго

определено. Поэтому нам надо дать четкое определение противоположных чисел..

Задачи: Об еспечение восприятия, осм ысления и п ервичного зап оминани я д етьми

изучаемой тем ы, определения противоположн ого числа

Назвать общее и отличия. О бщее: 1) лежат на одной прямой; 2) одинаковое

расстояние от начала отсчета. Отличия: 1) лежат по разные стороны от 0; 2) разные

А теперь попробуйте сформулиро вать определение противоположных чисел

…….. чис ла называются ……., если они отличаются Т ОЛЬКО……. . П римеры.

Число, противоположн ое к a , обозначается символом ( - a ).

Число, противоположное числу - а, равно а. Значит, - ( - а)=а .

Задачи: Устан овление правиль ности и осо знанности из учения темы

материала, корр екция выявл енных проб елов, обеспечени е закрепления в памяти д етей

знаний и спос обов действий, которые им н еобходимы для самостоятель ной работы п о

1. Записать числ а, противопол ожн ые данным : 17, -46, 53,6, -8,2, 0

2. Выпишите пары противоположных чисел: 5,2, -8,1, 3,8, -0,4, 8,2, -5,2, 0,4, -3,8.

Какие вы все сегодня красивые, нарядные? Дайте - ка я на вас погляжу в

Задачи: Выявл ение качества и уровня усв оения знан ий и способов д ействий, а такж е

выявление нед остатков в знаниях и сп особах действ ий, устан овление причин выявленн ых

Выполним упражнение из учебника. Кто желает пойти к до ске?

Выполним математический диктант. После этого обменяетесь тетрадями

и проверите работу выполненную своим соседом по парте.

 начертите координатную прямую и изобразите на ней число - 3 и

Задачи: Дать ка чественную оц енку работы класса и отдельных обучаемы х

3. Какие числа называют противоположными? 4. Зачем нужны противоположные числа?

5. Какое число противоположно самому себе? 6. Сколько у каждого числа существует противоположных?

Читайте также: