Жанр вальса в серьезной и легкой музыке 8 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

3. Если в легкой музыке содержание лежит, так сказать, на поверхности, то для того чтобы понять серьезную классическую музыку,

Легкая музыка, легка по содержанию и легка
по восприятию, это важно, так как серьезные,
глубокие по содержанию произведения не
вполне доступны.

Отличия
Серьёзная музыка
Лёгкая музыка
Главное
Формы
Образ
Мелодия и гармония
Крупные и малые
Динамичен,
постоянно развивается
Собственная
Углублённое
Трудность восприятия
Ритм
Малые
Статичен,
постоянен
Отсутствует
Поверхностное
Доступность восприятия
Концертный зал,
филармония, театр
Заставляет человека обратиться
внутрь себя, размышлять,
анализировать
Поднимает слушателя, возвышает,
облагораживает
Ставит самостоятельные задачи,
не служит фоном
Дискотека,
вечеринка
Помогает расслабиться,
отвлечься, отдохнуть
Логика
Восприятие
Место исполнения
Влияние
Задачи
Приобщение
Общие требования
Спускается к человеку
Служит фоном,
украшением ситуации
К вечным идеалам,
К жизни
ценностям жизни
Сочинение и исполнение требует высокого мастерства,
художественного вкуса, серьёзного отношения

5. Танец

вид искусства, в котором художественный образ создается
посредством ритмичных пластических движений и смены
выразительных положений человеческого тела. Танец
неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное
содержание которой находит свое воплощение в его движениях,
фигурах, композиции.

6. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

7. ВАЛЬС

8. Вальс На голубом Дунае

10. Вальс - фантазия

11. Вальс-фантазия, как и указано в названии, это больше чем вальс и больше чем танец. Это фантазия о любви, лирическая поэма.

13. С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку. Танец — это огромный мир, чтобы его покорить надо иметь терпение.

Различные направления,
жанры, формы сменяют друг
друга с невероятной быстротой,
подчиняясь стремительному
бегу нашего времени, а в
значительной степени и
капризам моды. В лучших
образцах “легкой” музыки
“легкость” означает не
“легковесность”, а доступность
для восприятия.

14. Обращаясь к жанрам бытовой музыки, великие композиторы оставались настоящими, требовательными к себе художниками. Они никогда

не
изменяли хорошему вкусу и
воспитывали его в своих
слушателях. Вот почему
произведения классиков до сих
пор не теряют своей свежести и
привлекательности в отличие от
многих песенок и танцев, которые,
как всякая мода, очень быстро
“стареют”, надоедают и начинают
казаться нелепыми и смешными.

15. Кто же все-таки является подлинным любителем музыки? Конечно, тот, чьи интересы наиболее широки, кто видит в музыке не только

средство
развлечения и приятного
отдыха, но великое и
прекрасное искусство,
обладающее могучей силой
воздействия, кто стремится
глубже проникнуть в это
искусство,
понять его богатый и
выразительный язык.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Если в легкой музыке содержание лежит, так сказать, на поверхности, то для то.

Если в легкой музыке содержание лежит, так сказать, на поверхности, то для того чтобы понять серьезную классическую музыку, надо эмоционально слиться с ней, уметь слушать внимательно. Легкая музыка, легка по содержанию и легка по восприятию, это важно, так как серьезные, глубокие по содержанию произведения не вполне доступны.

Отличия Серьёзная музыка Лёгкая музыка Главное Мелодия и гармония Ритм Формы.

Отличия Серьёзная музыка Лёгкая музыка Главное Мелодия и гармония Ритм Формы Крупные и малые Малые Образ Динамичен, постоянно развивается Статичен, постоянен Логика Собственная Отсутствует Восприятие Углублённое Трудность восприятия Поверхностное Доступность восприятия Место исполнения Концертный зал, филармония, театр Дискотека, вечеринка Влияние Заставляет человека обратиться внутрь себя, размышлять, анализировать Помогает расслабиться, отвлечься, отдохнуть Поднимает слушателя, возвышает, облагораживает Спускается к человеку Задачи Ставит самостоятельные задачи, неслужит фоном Служит фоном, украшением ситуации Приобщение К вечным идеалам, ценностямжизни К жизни Общие требования Сочинение и исполнение требует высокого мастерства,художественноговкуса, серьёзного отношения

Танец вид искусства, в котором художественный образ создается посредством рит.

Танец вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.

Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

ВАЛЬС Парный бальный танец, в основе которого лежат народные танцы Австрии, Г.

Вальс На голубом Дунае Иоганн Штраус

Вальс На голубом Дунае Иоганн Штраус


Вальс - фантазия Михаил Иванович Глинка 1804 -1857

Вальс - фантазия Михаил Иванович Глинка 1804 -1857

Вальс-фантазия, как и указано в названии, это больше чем вальс и больше чем т.

С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку. Танец — это огромный ми.

С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку. Танец — это огромный мир, чтобы его покорить надо иметь терпение. Различные направления, жанры, формы сменяют друг друга с невероятной быстротой, подчиняясь стремительному бегу нашего времени, а в значительной степени и капризам моды. В лучших образцах “легкой” музыки “легкость” означает не “легковесность”, а доступность для восприятия.

Обращаясь к жанрам бытовой музыки, великие композиторы оставались настоящими.

Обращаясь к жанрам бытовой музыки, великие композиторы оставались настоящими, требовательными к себе художниками. Они никогда не изменяли хорошему вкусу и воспитывали его в своих слушателях. Вот почему произведения классиков до сих пор не теряют своей свежести и привлекательности в отличие от многих песенок и танцев, которые, как всякая мода, очень быстро “стареют”, надоедают и начинают казаться нелепыми и смешными.

Кто же все-таки является подлинным любителем музыки? Конечно, тот, чьи интер.

Кто же все-таки является подлинным любителем музыки? Конечно, тот, чьи интересы наиболее широки, кто видит в музыке не только средство развлечения и приятного отдыха, но великое и прекрасное искусство, обладающее могучей силой воздействия, кто стремится глубже проникнуть в это искусство, понять его богатый и выразительный язык.


Краткое описание документа:

Углубление темы на примере творчества И.Штрауса, М.И. Глинки.

познакомить с историей развития танца, возникновения вальса;

подчеркнуть роль ритма в танцевальной музыке, зависимость танца

от времени и моды;

расширять кругозор учащихся в области биографических сведений о композиторах; закрепление особенностей их стилей.

3.Формировать навыки выразительного исполнения.

1.Развивать музыкальный вкус, слух, память, восприятие, мышление; познавательный интерес уч-ся; умение анализировать, сравнивать, обобщать;

навыки вокально-хоровой работы .

2.Развивать умение объективно оценивать себя и своих одноклассников.

1.Создать условия для эмоционального раскрытия личности детей.

2.Воспитывать интерес к музыке, художественный вкус учащихся, потребности к общению искусством.

3. обогащать духовный мир уч-ся.

песни ? Кто э то ? На какие два в ида делятся все пе сни в мир е ?

Его называют ко ролем танцев. О днако у него не всег да была такая

безупречная репутация . Долгие го ды его считали с омнительным,

десятилетие, что бы общественное мн ение смягчилось.

скользить. Зарод ился он действит ельно в крестьянск ой среде : еще мног о столетий

назад, когда при дворце танцевал и гораздо более ч инные танцы, в австрийских и

баварских де ревнях вовсю кружились в вальсе, и во мног их старинных мел одиях

В высшее общество в альс попал снач ала как часть кад рили, и только потом

стал самостоятель ным танцем. Призн ание в западном вы сшем обществе валь с

Но было у валь са и много противн иков . И первыми из них были… у чителя

танцев. Впрочем не удивительно : в отл ичие от сложны х менуэта, кадр или и

мазурки, валь с можно было сам остоятельно разу чить за считанные час ы.

Таким образом, преподаватели тан цев рисковали остаться без раб оты !

Невзлюбили валь с и поборники мора ли, а также религи озные деятели. Ведь

в вальсе парт неры гораздо ближе д руг к другу , чем в других танца х того

времени – поэтому танец считался н еприличным и греховн ым.

В консервативн ой Англии валь с был принят еще позже . Вот например

наблюдаем за тем, как неприличн ый иностранн ый танец, называемы й

достаточно бр осить взгляд на чу вственно переплетенн ые конечности и те сно

прижатые друг к другу тел а в танце, чтоб увидеть на ск олько далеко мы

ушли от скромной сдержанност и, которая до си х пор сч италась

отличительной чертой англи йских женщин. Пока этот непристойный та нец

ограничивался к ругом прелюб одеек , мы не думали, что он заслу живает

нашего внима ния. Но теперь , когда вал ьс пытается пр оникнуть в

респектабельн ые классы нашег о общества посредств ом гражданског о

примера, по даваемых нам нашими правителями, мы чу вствуем себя

обязанными предупредить каждого р одителя против п оказа этого танца и х

- Но и спустя много дес ятков лет некот орые представит ели лондонской

прессы, вспоми ная о появлении вальс а в Англии, не см ягчились : «Тот, кто

ночи напролет , н аблюдает без особ ого беспокойства, ка к его сестра или ж ена

, схваченная нез накомым мужчиной и подчиненная ст растным объятиям,

кружится в тан це по небольш ой комнате – единственн ым очевидным

извинением так ого неприлич н ого обра щения может быть только то, что все

это происходит под звуки му зыки – едва л и сможет понять т от ужас, с каким

что правящая к оролева Виктория , п о слу хам, отлично умел а и очень любила

танцевать валь с, несколько изви няло бедный тане ц в глазах консерват оров.

Ланнер и Иога н Штраус писали так ие вальсы, что д аже противн ики танца

не могли остать ся равноду шными. Штраус, кстати, изме нил вальс навсегда.

Если раньше это был танец неспешн ый , то благодаря ком позитору в моду

вошли стрем ительные венские вальс ы. Потом, впрочем, ме дленный вальс

В России вальс сначала тоже не о добрили. Павел 1 из дал специальный

указ , которым запретил танцевать вальс в России. Его же на Мария

Федоровна вальс еще больше невзлю била, и до самой ее смерти вальс на

Что не мешало , в прочем, вальсу стать любимым танце м на частных

балах еще в 10 – х годах 19 века. Без вал ьса не обходился ни один из балов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

- обучающая – определить характерные черты вальса;

- развивающая – развивать интерес к музыкальной культуре ХХ века;

- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.

Ход урока:

1. Организационный момент.

3. Работа по теме урока:

Звуки вальса тихонько коснулись души,

В глубину всех сердец незаметно проникли.

Пригласить свою даму на танец спеши,

Пусть сердца закружат в зачарованном ритме.

Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать с прослушивания

- обучающая – определить характерные черты вальса;

- развивающая – развивать интерес к музыкальной культуре ХХ века;

- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.

1. Организационный момент.

3. Работа по теме урока:

Звуки вальса тихонько коснулись души,

В глубину всех сердец незаметно проникли.

Пригласить свою даму на танец спеши,

Пусть сердца закружат в зачарованном ритме.

Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать с прослушивания фрагментов песен, написанных в наши дни.

- Каким песням принадлежат эти мелодии и что между ними общего? (Эти песни написаны в ритме вальса и исполняются в темпе вальса)

- Чем объяснить популярность вальса на протяжении вот уже 2 веков?

- Как вы думаете, почему многие песни, сочинённые в наши дни, имеют черты вальса?

- Скажите, как мы узнаём о быте, музыке, танцах прошлых лет? (из повестей, романов, сказок)

- Какому танцу созвучен образ юной Наташи Ростовой?

- Почему именно он, а не мазурка, полонез, менуэт?

Изучение нового материала.

При дворах высокопоставленных лиц танцевали множество танцев: менуэты, сарабанды, полонезы. Простой люд плясал на праздниках народные танцы – в каждой стране свои.

Одни танцы (особенно народные) сохранялись веками, другие исчезали без следа.

РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА

Перед вами 7 прекрасных стран, которые стали Родиной для 7 разных танцев.

- А какую страну считают Родиной ВАЛЬСА?

Родиной вальса считают три страны: Францию, Чехию и Австрию.

В середине 18 столетия во Франции бытовал народный танец ВОЛЬТ. Танцевали его парами, с поворотом одного танцующего вокруг другого.

В Австрии танцевали степенный танец ЛЕНДЛЕР.

Была ещё немецкая разновидность лендлера – быстрый, стремительный ВАЛЬЦЕР. Во всех этих танцах партнёры, крепко обнявшись, кружились в быстром, вихревом движении.

Новый танец ВАЛЬС соединил в себе элементы вольта, лендлера, фурманта и вальцера. Вальс вышел из сельских кабачков и вошёл в аристократические танцевальные залы. Только принят там был не сразу. Во дворцах новый танец считался очень неприличным.

Особенно любили танцевать венцы. До сих пор знамениты вальсы Иоганна Штрауса-отца, его сыновей Иозефа, Эдварда и Иоганна. Последнего уже при жизни называли королём вальса. Его вальсы покорили Европу.

Немецкий композитор Франц Шуберт написал около 250 вальсов.

У польского композитора Фридерика Шопена вальсы стали концертными пьесами.

За 200 лет прошедших с рождения ВАЛЬСА, облик его менялся, становился разнообразным.

В творчестве композиторов разных стран и эпох вальсы были разными: бальными, эстрадными, симфоническими и оперными, мятежными и нежно-поэтическими.

О таком вальсе мы сегодня поговорим – это произведение великого русского композитора Михаила Глинки.

- Какое впечатление произвела на вас музыка Михаила Глинки? Какие чувства и мысли она вызвала?

- Как вы думаете, почему композитор дал своему произведению такое название?

(на доску прикрепляется портрет Е.Е. Керн).

Поэтическое увлечение этой юной девушкой было одним из самых глубоких жизненных впечатлений Глинки.

Прослушайте это произведение ещё раз и охарактеризуйте интонацию и ритм главной мелодии.

Мелодия Певучая, гибкая. В ней слышится нежный и страстный призыв любви

Ритм Лёгкий, трепетный, причудливый, как будто Глинка рисовал прелестный облик девушки, её воздушную походку, быстрые и лёгкие движения.

Словно лёгкие капельки или снежинки

Начинают волшебно владеть тишиной…

Нарастает мелодия Глинки –

И яснеет бездонная высь надо мной.

- Как вы понимаете смысл этой песни?

- Соответствует ли форма этой песни её содержанию?

- Опишите свои впечатления от пения Татьяны и Сергея Никитиных.

- Сравните эту интерпретацию песни с исполнением Клавдии Шульженко.

Запишем текст песни в тетрадь.

подведение итогов урока.

Вальс! Как велика его слава, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох дарили и дарят ему свою благосклонность. Они выбрали и отличили его среди множества других танцев и сделали королем танцев!

. Пусть на земле нашей старой

Новые вальсы звучат!

Пусть восхищенные парни

Кружат счастливых девчат.

Пусть в тишине затаенной

Кружатся звезды для нас!

Вальс - это танец влюбленных,

Вальс - это все - таки вальс.

Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература: Учебник, программа.

2. Наглядные пособия: портреты композиторов.

Читайте также: