Программно изобразительная музыка конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Разработка включает: сценарий занятия и презентацию по теме с музыкальным сопровождением. В конце презентации учащимся предложено интерактивное задание по изучаемому учебному материалу.

ВложениеРазмер
Сценарий занятия: Программно изобразительная музыка. Звуки осени. 80.74 КБ
Презентация к занятию"Звуки осени" 2.99 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №14 г. Жигулёвска г.о. Жигулёвск

«Программно - изобразительная музыка.

План - конспект урока и презентация

Рыжакова Наталья Николаевна,

педагог дополнительного образования

руководитель детского объединения

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Научить детей осознавать и передавать собственные эмоциональные состояния от прослушанной или исполняемой ими музыки.

  1. Продолжить знакомство с программной музыкой на примере произведений о природе.
  2. Продолжить работу по развитию навыков разбора и анализа музыкальных произведений.
  1. Формировать навыки восприятия музыки
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку.
  3. Способствовать снятию эмоционального напряжения (музыкотерапия).
  4. Развивать творческое и ассоциативное мышление детей.
  1. Воспитывать чувства доброго и радостного отношения к жизни и окружающим.
  2. Воспитывать культуру восприятия и понимания музыки.
  3. Воспитывать творческий подход к слушанию музыкального произведения.

Термины и понятия : программно-изобразительная музыка, средства музыкальной выразительности, виды программной музыки с конкретной и обобщённой программами.

Оборудование: компьютер, музыкальный центр, фортепиано, шумовые инструменты (ксилофон, бубен, колокольчики и др.)

Используемый в работе материал.

Литературный: стихи А. С.Пушкина, А. Вивальди, И.А. Бунина.

Видео материал: мультимедийное сопровождение в виде презентации к уроку, портреты композиторов, художников и поэтов.

  1. Основная часть. Повторение пройденного материала.
  2. Слушание музыки, беседа.
  3. Исполнение музыкальных произведений учащимися.
  4. Домашнее задание.
  5. Поощрение детей.
  6. Рефлексия.

Педагог спрашивает, какое настроение вызвала музыка.

Дети: грустное, задумчивое настроение, немного печальное.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин )(4-5 слайд)

Да, грустная музыка, печальное настроение. В мелодии преобладают грустные интонации - вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным “вздохам”, и уже к совершенно безнадежному полному умиранию, увяданию природы.

“Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - так писал композитор – П.И.Чайковский об этом времени года.

Давайте вспомним, что такое программная музыка.

Какое произведение можно назвать программным? (Ответы детей суммируются, делается вывод о том, что все произведения, имеющие названия, заголовки отдельных частей, эпиграфы или развёрнутую литературную программу, называются программными.)

Какой тип программности использовал композитор?

Вспомните два типа программности в музыке.

Это пример конкретной программности – в которой кроме названия произведения есть ещё уточнение – эпиграф, развёрнутая программа.

Обобщённая программность выражена в конкретном ёмком названии произведения.

Какая осень видится вам при звуках этой музыки?

(Звучит первая часть - Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней) ( 10-12 слайд)

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,

Но петь и танцевать уже невмочь.

И, завершая радость наслажденья,

В крепчайший сон всех погружает ночь.

( Звучит третья часть концерта Вивальди - Allegro, la Caccia. Охота )(13-14 слайд)

Педагог. А какая это музыка по характеру?

Дети . Весёлая, торжественная.

Педагог . Да, весёлая, стремительная. Эта музыка передаёт настроение охотников на осенней охоте. Стремительность, азарт, трубят охотничьи рога. Издавна на Руси увлекались охотой. После сбора урожая, все стремились на охоту.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Что общего вы услышали?

4. Педагог. Многие композиторы писали музыку об осени, осеннем настроении.

Учащиеся: романтическую, задумчивую, очень красивую.

Педагог . А теперь послушайте её в оркестровом изложении.( 16 слайд )

Педагог : А если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы сочинили для осени в ноябре?

Учащиеся : все листья опали, значит очень грустную, но скоро зима, первый снег, сани, катание с горок, значит повеселее…

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

ночью буря бушевала,

А с рассветом на село

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

И. А. Бунин( 17-18 слайд )

Затем педагог предлагает детям послушать эту пьесу в исполнении симфонического оркестра и подыгрывать на шумовых музыкальных инструментах (ксилофон, колокольчики, бубен)

4.1 Тестовое задание в презентации ( 21-22 слайд ) на повторение пройденного материала.

Нарисуйте дома картину осени, которая представлялась вам, когда вы слушали музыку П.И. Чайковского, А. Вивальди, А. Рыбникова.

Педагог . Ребята, здесь на доске вы видите дерево – это яблоня. Но она без яблок. На ваших столах лежат вырезанные изображения этих плодов разного цвета. У меня к вам просьба, давайте прикрепим эти яблоки на дерево, но:

-если вам было интересно, яблоки пусть будут красными;

-если вам было скучно на уроке - жёлтого;

-если вам было не интересно - зелёного. Всем понятно задание? Прошу вас к доске.

Урок музыки: Программно-изобразительная музыка

В жизни человека музыка бывает и другом, и утешительницей, и мечтой. Но некоторые люди (часто по незнанию) отводят ей роль простой служанки, даже не подозревая о том, что она - богиня, способная возвысить человеческую душу, затронуть в ней добрые, благородные струны.

Даже слушая незнакомую музыку, вы вдруг понимаете, что в ней выражены именно ваши чувства, настроения: то грусть, то бурная радость, то такой оттенок настроения, какой и словами не определить.

Все произведения, имеющие названия, заголовки отдельных частей, эпиграфы или развёрнутую литературную программу, называются программными.

В вокальных произведениях - песнях, романсах, вокальных циклах, а также в музыкально-театральных жанрах - всегда есть текст и программа ясна.

А если музыка инструментальная, в ней нет текста, то, как лучше понять её и исполнить? Об этом позаботились композиторы, давшие названия своим инструментальным сочинениям, особенно тем, в которых музыка что-то или кого-то изображает. Итак, речь сейчас пойдёт о программно-изобразительной музыке.

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет.

Здесь основными изобразительными средствами стали ритм и темп. Ведь движения любого живого существа происходят в определённом ритме и темпе, и они очень точно могут быть переданы музыкой.

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю С. Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов - скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Традицию писать музыкальные портреты продолжили в XIX веке: Шуман, Берлиоз , Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Лядов.

Большую изобразительную роль в музыке играют гармония и тембры инструментов. Мы только что упомянули об особенности звучания оркестра в симфонии Шостаковича.

Программных произведений в музыке существует огромное множество. Мы ещё не раз будем встречаться с ними на наших уроках.

Вопросы и задания:

1. Что такое программная музыка?

2. С какой целью композиторы дают названия инструментальным произведениям?

3. В какой форме может быть выражена обобщённая программа?

4. Перечислите все знакомые вам программные произведения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока на тему "Программно- изобразительная музыка" по музыкальной литературе

Мезенцева Юлия Сергеевна,

Преподаватель теоретичечких дисциплин

Методическая: привлечение интерактивных методов обучения (использование литературных и художественных произведений, сочинений учащихся по изученным музыкальным произведениям) как фактора повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся.

Воспитательная: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Задачи урока:

1.Продолжить работу по развитию навыков анализа музыкальных произведений.

2.Обогатить слуховой багаж учащихся произведениями, не изучающимися в курсе музыкальной литературы.

Тип урока : знакомство с новым материалом.

Методические материалы: раздаточный материал (лото), репродукции картин зарубежных и русских художников, CD компакт-диски, музыкальный центр.

Запоминание детьми новых музыкальных произведений.

Запоминание учащимися выразительных средств, которые необходимы композиторам для создания приёмов звукоизобразительности.

Поиграем в лото (детям раздаются карточки с вопросами, называются понятия, учащиеся должны правильно разложить их на карточках):

Высокий женский голос – (сопрано).

Приём игры на струнно-щипковых инструментах путём защипывания струны – (пиццикато).

Высокий детский голос – (дискант).

Ансамбль из пяти исполнителей – (квинтет).

Раздвижной медный духовой инструмент – (тромбон).

Произведение о природе, сельской жизни – (пастораль).

Ансамбль из четырёх исполнителей – (квартет).

Низкий женский голос – (альт).

Запись всех партий оркестровых инструментов – (партитура).

Струнный инструмент, не входящий в состав квартета – (контрабас).

Переложение оркестровой музыки для фортепиано – (клавир).

Одноголосное исполнение – (соло).

Руководитель оркестра – (дирижёр).

Высокий мужской голос – (тенор).

Ансамбль из двух исполнителей – (дуэт).

Высокий женский голос – (сопрано).

Послушайте стихотворение Якова Халецкого, и перечислите все инструменты, которые в нём встретите, а также группы, к которым они относятся:

О, если б вы знали,

Как нежен фагот,

Какая душа у рояля!

И флейта, влюблено вздыхая,

Быть может, вы тоже слыхали?

Прислушавшись к звукам рожка,

Ему отвечает охотно,

Гармонией красок дыша,

Собрали волшебные ноты.

Где столько красот,

Ведут свои партии хором.

В согласьи с самим дирижёром.

Слетая с натянутых струн,

Вокруг рассыпают улыбки.

Полные радостных дум

Гитары, и трубы, и скрипки!

II. Объяснение нового материала.

Теперь давайте подумаем, что такое программная музыка.

Какое произведение можно назвать программным? (Ответы детей суммируются, делается вывод о том, что все произведения, имеющие названия, заголовки отдельных частей, эпиграфы или развёрнутую литературную программу, называются программными.)

В вокальных, а также музыкально-театральных произведениях программа всегда ясна – в них есть текст. А как же понять, что происходит в инструментальной музыке?

Об этом позаботились композиторы, давая названия своим инструментальным сочинениям, особенно тем, в которых музыка что-то или кого-то изображает.

Сегодня мы будем говорить об изобразительности в симфонической музыке, так как именно в ней особенно ярко проявляется тембровая изобретательность композиторов.

Что легче всего изобразить в музыке? Конечно же, звуки природы.

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге.

В чешуе, как жар, горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

О. безупречно ясный день!

Меня охватывает лень,

И безраздельно полон я

Одним блаженством бытия!

И вздохи ветра мне слышны,

Чудесной музыки полны.

В ветвях, склонённых до земли,

Деревья струны обрели.

Итак, в этих произведениях основным выразительным средством являлся тембр инструментов. Другие приёмы существуют для изображения движений людей, зверей, птиц. Если изображается движение, какие выразительные средства должны выйти на первый план? (Ответы детей суммируются, делается вывод: ритм и темп.)

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь обратился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

На корму – и в щель забился.

После прослушивания ответьте, пожалуйста, на вопрос: как передается жужжание шмеля? (Хроматическим опеванием устойчивых ступеней в лёгких пассажах, использованием тембров флейты соло и струнных инструментов пиццикато.) В музыке изображает, как он набирает высоту и уносится ввысь

Наконец ушёл из дому

Так за дело! Мне знакомы

Все его слова и пассы.

Смело стану тоже чудеса творить!

Ну-ка старая метёлка,

Наготу прикрой ветошкой;

Раздвоись – и шаркни ножкой!

С головой – кастрюля, что ты вьёшь круги?

Перестань – и пулей из воды беги.

Что ж! Метелка покорилась

И, подобно человеку,

Живо сбегала на речку

И в обратный путь пустилась

Глянул: а вода – наполняет враз.

Три больших ушата, чан, ведро, и таз.

Я забыл слова пароля, чтоб водица не текла,

Чтоб вернулась к прежней роли

Перестань! Иль будет худо,

Иль дождешься ты беды! –

А метла все носит с пруда

Ведра, полные воды.

. О, спасенье! Мастер входит!

- Половинки. Слейтесь вместе

И, метлою, в угол влезьте!

Это мастера приказ!

Только мастер в старой славе

Для трудов волшебных в праве

III. Закрепление нового материала.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Что такое программная музыка?

Какие два типа программности вы знаете?

Какие произведения мы сегодня слушали?

Какое произведение вам больше всего запомнилось?

Какие выразительные средства наиболее важны для композиторов, использующих приемы звукоизобразительности?

IV. Домашнее задание.

Найти в произведениях по специальности приемы звукоизобразительности.

Записать по памяти произведения, о которых велась речь на уроке, и их авторов.

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного

Северного района Новосибирской области

Открытый урок

«Путешествие в

преподаватель теоретических дисциплин

Лаврова Людмила Анатольевна

с. Северное, 2019 г.

Открытый урок на тему:

по музыкальной литературе (первый год обучения)

Программно-изобразительная музыка, или что помогает услышать и

понять замысел композитора в инструментальном произведении?

п р о г р а м м н о -

название произведения, поясняющее его содержание и раскрывающее замысел

автора). Для большей наглядности объяснений целесообразно воспользоваться

сборниками фортепианных сочинений для детей (например, П. Чайковского, С.

программные пьесы чередуются с имеющими только жанровое обозначение

природы, образы народного творчества, произведения литературы, живописи,

звукообразовательных приемов, их художественная природа в музыке.

занятиях. Кроме того, должны быть усвоены следующие понятия: цикл, сюита,

Название произведения помогает слушателям понять его содержание, а

исполнителям – лучше выразить замысел автора

Иногда помимо названия композитор дает произведению предисловие –

программу, т. е композитор раскрывает свой замысел не только с помощью

средств музыки, но и с помощью названия произведения и программы – это и

есть программная музыка

звукоизобразительные приемы: пение птиц передается с помощью верхнего

регистра, форшлагов, трелей.

музыке: волны моря, шелест листвы, журчание ручейка

Методическая: привлечение интерактивных методов обучения

(использование литературных и художественных произведений) как фактора

повышения мотивации и интеллектуальной активности обучающихся.

Образовательная:

Воспитательная:

Задачи урока:

Обогатить слуховой багаж учащихся произведениями по программе.

Развивать умение слушать музыку.

Тип урока: знакомство с новым материалом. Закрепление, обобщение

компьютер, интерактивная доска, видеопроектор.

Предполагаемый результат:

Запоминание детьми новых музыкальных произведений.

необходимы композиторам для создания приёмов звукоизобразительности.

Повторение пройденного.

Давайте повторим всё, что вы ранее изучили.

Объяснение нового материала.

Теперь давайте подумаем, что такое программная музыка.

произведения, имеющие названия, заголовки отдельных частей, эпиграфы

или развёрнутую литературную программу, называются программными).

программа всегда ясна – в них есть текст. А так же понять, что происходит в

инструментальным сочинениям, особенно тем, в которых музыка что-то или

кого-то изображает. Умение превратить видимое в слышимое подвластно не

каждому композитору. Однако некоторые композиторы обладали уникальным

даром. Например, Николай Андреевич Римскому-Корсакову лучше удавалось

был мастером изображения в музыке колокольных звонов.

программно-изобразительной музыке. П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840-1893 года в Воткинске,

проникся глубокой привязанностью к родине впитал в себя народные песни.

изгладили в Чайковском эти запавших в его душу первые впечатлений.

фортепианном наследии Чайковского и по своей тематике и по особенностям

фортепианного изложения. Трудно назвать в детской русской фортепианной

заграничном путешествии. В письме в П. Юргенсону: «Завтра примусь я за

сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумывал о том, что не

мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной

литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких

отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у

Читайте также: