Конспект чем живое отличается от неживого 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Сформировать у учащихся представление об основных свойствах живых организмов.

- на знание: называть основные признаки живых организмов.

•Охарактеризовать основные признаки живых организмов.

• Познакомить учащихся с новым учебником.

Поиск и выделение информации

Сопоставлять уже изученный материал с новым

Высказывание своей точки зрения.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками

-на понимание: Характеризует основные признаки живых организмов.

Умение рассказать другому о способах движения

Сравнивает живые и неживые организмы.

•Показать отличие живых организмов от неживых.

•Сделать вывод о том, что живые организмы имеют сходное строение.

Умение задавать вопросы.

Делает вывод о том, что живые организмы имеют сходное строение.

предположение и его доказать

- воспитательные (личностные): •Воспитывать бережное отношение к природе.

•Воспитывать положительную мотивацию у учащихся к процессу обучения.

Бережное отношение к природе

2. Время урока: 45 минут

3. Тип урока: вводный урок

4. Вид урока: развитие критического мышления

5. Компонент содержания образования: когнитивные и практические

6. План урока:Изучение нового материала

Рассказ учителя и самостоятельная работа учащихся.

Самостоятельная работа учащихся.

Обобщение и систематизация знаний

Самостоятельная работа учащихся и взаимопроверка.

Карточка с тестом (приложение 5)

Цель этапа урока

Цель: Создать благоприятную атмосферу в классе и настроить учащихся на работу.

- Кто староста? Скажи, пожалуйста, все ли присутствуют сегодня на уроке?

Да, на уроке присутствует весь класс.

сотрудничество с учителем.

Постановка темы и цели урока

Постановка темы и цели урока для учащихся

-Дорогие ребята сегодня у нас с вами первый в этом году урок биологии.

- Для того чтобы нам узнать какую тему мы будем изучать, вам предстоит написать немой диктант.

-Я буду показывать вам картинки, а вы должны будите записать в тетрадь что изображено на картинке и попытаться сформулировать тему нашего урока (приложение 1)

-Вам понятно задание?

-Молодцы ребята слова записали, а теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Сформулиро-вал ты тему почти правильно, но это не все, может еще кто-нибудь хочет высказаться?

-Молодец! И так ребята давайте запишем тему нашего урока в тетрадь: чем отличается живое от неживого.

-А как вы думаете ребята, какая цель нашего сегодняшнего урока?

-Почти правильно сформулирова-ла цель.

-Цель нашего урока: изучить основные свойства живых организмов.

Учащиеся внимательно слушают учителя и осмысливают предстоящую работу.

Да, нам все понятно.

Может быть, тема это живые и неживые организмы?

Отличие живых организмов от неживых?

Учащиеся слушают учителя и записывают тему урока в тетрадь.

Изучить свойства живых организмов и неживых

Регулятивные: самостоятельно выдвигают цель урока

Коммуникативные: восприятие информации с учетом поставленной задачи.

Личностные: самоопределение, проявление интереса к получению новых знаний.

Актуализация знаний учащихся

Изучение нового материала

Формирование личностного интереса к изучению темы.

Создание условий для активного восприятия информации.

Закрепление изученного материала.

-Ребята, хотите поиграть в игру?

-Ну вот и все, игра наша с вами кончилась отложите листочки, мы к ним вернемся в конце урока и проверим ваши ответы.

-Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен, чтобы в этом убедить, просто посмотрите вокруг.

-Ребята что вы видите вокруг себя?

-Ребята, а как вы думаете чем цветок отличается, например от парты или шкафа?

-Правильно, сейчас я предлагаю вам составить Кластер на тему основные признаки живого (приложение 3)

-Вам понятно, что нужно сделать?

-Все составили кластер?

-Сейчас на доске нам Иван напишет кластер, а все остальные будут сравнивать кластер Ивана со своим, и если на доске будет написано не все, то можно будет его дополнить.

-Ребята, у вас есть дополнения по кластеру? Все ли правильно написал Иван?

-Молодцы ребята, все справились с заданием на отлично.

-Ребята сейчас вам нужно прочитать параграф учебника на страницах 4-7.

-Вам понятно задание?

-Молодцы ребята, нашли правильно все определения понятий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Цель: сформировать у учащихся представление об основных отличительных особенностях живого организма от неживого

Задачи:
Образовательная: научить обучающихся выявлять основные признаки живого;
Развивающая: развивать умение анализировать и сравнивать живую и неживую природу; продолжить формирование умений работать с учебником;
Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в кабинете биологии.

Метапредметные: начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.

Личностные: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности

Оборудование:
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация.
3.Изучение нового материала.
4. Рефлексия.
5.Закрепление изученного материала на уроке
6. Домашнее задание.

1.Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.

Ребята, скажите, что изучает предмет биология? (живые организмы)

А, что же значит живой организм?

Я Вам загадаю загадки о живых организмах или неживых предметах, а вы попытайтесь отгадать их и определить живой это организм или неживой предмет.

1.Словно вихрь летит спасаясь
От врага пугливый. (Заяц)

2.Стройных ножек в нём четыре,
Всех друзей на разносол
Пригласил на кухню…(Стол)

3. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

4. Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова. (Книга)

5. И на суше, и в воде —

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме… (Черепаха)
А скажите о каких предметах сейчас мы говорили о живых или о не живых?


3.Изучение нового материала
Постановка цели урока

hello_html_43bb0c2d.jpg


А теперь поработаем с учебником. На доске записаны свойства живого. При помощи параграфа в учебнике дайте определения этим свойствам. Выслушивает ответы детей.
Учитель: Ребята, оказывается все живое состоит из маленьких ячеек – клеток. Это ещё одно свойство, которое необходимо записать в тетрадь.


4. Рефлексия
Учитель: Ребята, угадайте о живом или о не живом объекте пойдет речь в следующих моих вопросах.
Вопросы:
1. Весной с крыш домов начинают свисать сосульки. Если пронаблюдать в течение дня за одной из них, то можно заметить, что к вечеру ее размеры увеличиваются, она становится толще и длиннее. Какое свойство живого здесь имеет место? (РОСТ) Можно ли на основе этого сосульки причислить к живой природе? (НЕТ)
2. Ученые заметили, что в пустыне песок днем испускает газы, за счет того что он накаляется на солнце, а ночью вновь их поглощает, за счет того, что он остывает. Имеет ли здесь место процесс дыхания? (НЕТ) Можно ли на основе этого причислить песок пустыни к живой природе? (НЕТ)
Выслушивает и обсуждает ответы учащихся. Дети приходят к выводу, что живым организм будет тогда, когда он будет обладать всем комплексом признаков живого.
Учитель: Ребята, что нового Вы узнали сегодня на уроке?
Учитель: Что для Вас было сегодня трудным в изучении?

5.Закрепление изученного материала на уроке
Учитель: Откройте свои рабочие тетради и выполните в них задание 1-5.
После выполнения заданий учащимися, начинает проверять правильность их выполнения, опросив устно по вопросам детей

6. Домашнее задание
Учитель: Прочитайте дома параграф №1и запомни те основные свойства живого.

Урок – обобщение изученного материала по теме “Отличие живого от неживого”.

Рабочая программа составлена в соответствии с Программой по биологии для 5–9-х классов коллектива авторов: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова [Биология: 5 – 11 классы: программы./ И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 400 с.]. Учебник: Сухова, Т.С. Биология: 5 – 6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 176 с.: ил.).

В пятом классе уроки изучения материала темы “Отличие живого от неживого” направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской, способствующую через создание творческой атмосферы на занятии формировать такие универсальные учебные действия, как умения выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Пятиклассники учатся принимать и понимать позицию собеседника, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории, наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. Использование в обучении биологии современных образовательных технологий, методов и приемов, с опорой на методологию системно-деятельностного подхода, становится эффективным инструментом познания окружающего мира и формирования понятийного теоретического мышления обучающегося основной школы.

Основные этапы урока – педагогической мастерской:

1. Индукция – это этап, который направлен “включение” чувств, эмоций, подсознания ребенка. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – все то, что способно вызвать поток ассоциаций.

2. Деконструкция – этап, на котором осуществляется работа с информационным материалом, ставится проблема и отделяется известное от неизвестного.

3. Реконструкция – это создание группами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.

4. Социализация – это соотнесение учениками своей деятельности с деятельностью других учеников и представление всем промежуточных и окончательных результатов своего труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю-мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех обучающихся.

5. Афиширование – это наглядное представление результатов деятельности учеников и мастера. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики защищают свои творческие работы.

6. Разрыв – заранее планируется мастером. Участникам мастерской предлагается для осмысления материал парадоксального содержания. Сначала новое знание приводит мысли и эмоции учеников к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к “озарению” — “разрыву”.

7. Рефлексия – это отражение собственного мироощущения, осознание учеником собственных достижений в работе мастерской и оценка успеха группы.

ПЛАН УРОКА:

Первый этап. Индуктор

Обучающиеся рассаживаются на свои места.

У каждого на столе набор для работы: печатный текст (Приложение 1), два листа писчей бумаги (чередовать листы зеленого цвета и желтого цвета так, чтобы одна половина детей в классе получила комплекты с зелеными листами, а вторая половина – с желтыми) и карточка-мишень (Приложение 2) для рефлексии.

Видеоряд: фото с изображениями объектов живой и неживой природы, наложенные на музыкальный фрагмент.

После просмотра видеоряда учитель-мастер задает ученикам вопросы:

1. Что же мы с вами увидели? (ученики перечисляют)

2. Как одним словом назвать все то естественное, что нас окружает? (природа)

3. А какая бывает природа? (живая и неживая)

4. Вам легко было отличить объекты живой природы от неживых тел? (да)

5. А почему вам это удалось? (потому что нам известны признаки живых организмов).

Вот это мы сегодня с вами и закрепим.

Как же мы сформулируем тему нашего занятия? (ученики высказывают предложения).

Тема урока: Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги.

Второй этап. Деконструкция и реконструкция.

Деконструкция. Предлагается стихотворный текст. Обучающиеся, которые получили комплект с зелеными листами, выбирают из текста слова и словосочетания, которые относятся к живой природе. Те ребята, у которых комплект для работы содержит желтые листы – слова и словосочетания, относящиеся к объектам неживой природы. Слова в тексте необходимо подчеркнуть.

Реконструкция. Каждый ученик пишет свой стихотворный текст (про живую или неживую природу), используя подчеркнутые слова и свои примеры.

Третий этап. Социализация.

Обучающиеся зачитывают слова, которые подчеркнули и аргументируют свой выбор. Некоторые слова (поле, лес, луг) вызывают спор между учениками на предмет принадлежности к живой или неживой природы. Учитель-мастер помогает разрешить конфликт: эти объекты можно отнести и к живой и к неживой природе, потому что они являются примерами взаимосвязи живых организмов и неживой природы. Обсуждается вопрос о том, что живые организмы состоят из органических веществ (белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты) и неорганических веществ (вода и минеральные соли).

Четвертый этап. Афиширование.

Представление работ участников мастерской (и Мастера): ученикам предлагается прочитать свои стихотворения. Обучающиеся с выражением читают свои сочинения и вывешивают их на доску.

Пятый этап. Разрыв.

Живая природа полна тайн. В правилах природы – множество исключений. И вот одно из них. О принадлежности этого объекта к живой или неживой природе до сих пор спорят ученые. Попробуем разрешить это противоречие и мы. Предлагается видеофрагмент о вирусах.

Шестой этап. Социализация.

Обучающиеся высказывают свою точку зрения о принадлежности вирусов к живой или неживой природе. В конечном итоге мы приходим к выводу, что вирусы – неклеточная форма жизни. Они проявляют свойства живого только попадая в живой организм. Находясь в неживой природе, они являются объектами неживой природы.

Седьмой этап Афиширование.

Обобщая нашу работу, формулируем выводы.

1. Природа делится на живую и неживую.

  • дышат;
  • питаются;
  • выделяют;
  • растут;
  • развиваются;
  • размножаются;
  • обладают раздражимостью;
  • обладают наследственностью;
  • обладают изменчивостью.

3. Живые организмы состоят из органических веществ (белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты) и неорганических веществ (вода и минеральные соли).

4. Наличие неорганических веществ в живых организмах доказывает единство природы и взаимосвязь живой природы с неживыми телами.

5. Вирусы – неклеточная форма жизни. Они проявляют свойства живого только попадая в живой организм. Находясь в неживой природе, они являются объектами неживой природы.

Оцениваем нашу работу на уроке.

Метод “Рефлексивная мишень”.

На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на четыре сектора.

  • 1-й сектор — оценка содержания;
  • 2–й сектор — оценка формы, методов взаимодействия;
  • 3-й сектор — оценка деятельности класса;
  • 4-й сектор — оценка своего вклада в деятельность класса.

Каждый из участников делает отметку в каждом секторе – 4 раза “стреляет” в мишень. Если участник низко оценивает результаты, то отметка ставится им в поле “0 – 5” на мишени если выше – то в поле “5 – 10”; если очень высоко – то в поле “10” мишени.

После того как каждый из участников взаимодействия “выстрелил” (поставил четыре отметки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на общее обозрение и учитель-мастер организует ее краткий анализ.

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание:

1) параграф 5 в учебнике, тетрадь на печатной основе параграф 5 стр. 11 задание 2, стр. 13 задания 6 и 7, стр. 14 задание 8.

2) нарисовать объекты живой и неживой природы, рисунки подписать.

У каждого на столе набор для работы: печатный текст (Приложение 1), два листа писчей бумаги (чередовать листы зеленого цвета и желтого цвета так, чтобы одна половина детей в классе получила комплекты с зелеными листами, а вторая половина – с желтыми) и карточка-мишень (Приложение 2) для рефлексии.

1. Что же мы с вами увидели? (ученики перечисляют)

2. Как одним словом назвать все то естественное, что нас окружает? (природа)

3. А какая бывает природа? (живая и неживая)

4. Вам легко было отличить объекты живой природы от неживых тел? (да)

Предлагает выяснить, почему некоторые слова (поле, лес, луг) подчеркнули все ребята.

1. Природа делится на живую и неживую.

  • дышат;
  • питаются;
  • выделяют;
  • растут;
  • развиваются;
  • размножаются;
  • обладают раздражимостью;
  • обладают наследственностью;
  • обладают изменчивостью.

3. Живые организмы состоят из органических веществ (белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты) и неорганических веществ (вода и минеральные соли).

4. Наличие неорганических веществ в живых организмах доказывает единство природы и взаимосвязь живой природы с неживыми телами.

Метод “Рефлексивная мишень”.

На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на четыре сектора.

В каждом из секторов записываются параметры — вопросы рефлексии состоявшегося взаимодействия:

1-й сектор — оценка содержания;

2–й сектор — оценка формы, методов взаимодействия;

3-й сектор — оценка деятельности класса;

4-й сектор — оценка своего вклада в деятельность класса.

Каждый из участников делает отметку в каждом секторе – 4 раза “стреляет” в мишень. Если участник низко оценивает результаты, то отметка ставится им в поле “0 – 5” на мишени если выше – то в поле “5 – 10”; если очень высоко – то в поле “10” мишени.

После того как каждый из участников взаимодействия “выстрелил” (поставил четыре отметки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на общее обозрение.


Данная разработка предназначена для детей специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Содержимое разработки

Учитель: Герцог Светлана Михайловна

- Сформировать у учащихся представление о неживой и живой природе; научить правильно, различать их

-Коррекция образной памяти на основе упражнений в узнавании; развитие навыка связанного устного высказывания.

- воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, интерес к предмету.

Организационный момент

- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

-Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение

- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

Актуализация знаний

- Подумай и ответь:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

В небе тучка проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг… (природа)

-Вспомните, когда вы сегодня шли в класс, что вы видели в окне ?

- Подумайте, на какие 2 группы мы можем их разделить?

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Изучение нового материала

- Откройте учебник на стр.7 и прочтите в учебнике название нового раздела и темы для изучения в этом разделе.

- На улице, дома, в классе – везде и всюду нас окружают различные тела, или предметы. К ним относятся Солнце, Луна, воздух, вода, горы, растения, животные, автомобили, книги, карандаши. Тел, или предметов, в окружающем мире так много, что их невозможно сосчитать.

Тела природы делят на неживые и живые. Солнце, Луна, воздух, облака, горы, камни – это неживые тела(предметы) природы. Они составляют часть природы, которую называют неживой. Деревья, кустарники, травы, грибы, насекомые, рыбы, птицы, звери – это живые тела природы, или организмы. К живым телам относится и человек.

Живые тела, или организмы, отличаются от неживых тел тем, что они питаются, дышат, растут, взрослеют, дают потомство(размножаются), стареют и умирают. Растения, животные, грибы и другие живые тела – это часть природы, которую называют живой.

Муравей Облако Человек Вертолет

-С неживыми и живыми телами в природе происходят различные изменения. Днем когда светит солнце, камни и другие тела на земле нагреваются. С наступлением ночи они охлаждаются. Весной становится тепло, снег и лед тают, на деревьях и кустарниках появляются молодые листья, начинают зеленеть травы, побуждаются после зимней спячки ежи, хомяки, суслики, возвращаются из теплых стран перелетные птицы. Поздней осенью на реках, озерах, прудах появляется лед. Зимой идет снег.

Нагревание и охлаждение камней, таяние снега и льда, выпадение снега или дождя, появление весной листьев на деревьях и кустарниках, побуждение животных после зимней спячки

Неживые тела природы бывают твёрдыми, жидкими и газообразными.

Камень, гранит, или кусок мела или глины, песчинка - это твёрдые тела. Их невозможно сдавить пальцами. Твёрдые тела имеют постоянную форму.

Вода, нефть - жидкие тела или жидкости. Они могут растекаться, переливаться, вытекать. Жидкости не имеют постоянной формы, а принимают форму тех углублений, пустот или сосудов, которые они заполняют.

Воздух, природный газ - газообразные тела, или газы. Они, как и жидкости не имеют постоянную форму. Воздух занимает все места, которые свободны от других тел.

Руки к верху поднимаем, (Руки вверх)

А потом их опускаем, (Руки вниз)

А потом их разведём (Руки в стороны)

И к себе скорей прижмём, (Руки вниз прижать к бёдрам)

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей (Хлопки в ладоши)

Работа с учебником

-Открываем учебник на стр.7. Читаем. (Чтение в слух, про себя)

Работа в тетрадях

Природа-это окружающий нас мир.

Все предметы, которые составляют природу, называют телами природы или природными телами.

Живая природа-это живые тела, все обитатели Земли.

Неживая природа-это неживые тела, которые не могут дышать, питаться, размножаться и умирать. (Земля,Солнце, Луна,звезды, песок, глина)





Твердые тела Жидкие тела Газообразные тела

Камень Вода Воздух

Уголь Сок Природные газы

Песок Бензин

Глина Нефть

Закрепление

-Какой бывает природа?

- .Какие неживые тела природы называют твёрдыми, а какие- жидкими или жидкостями?

-Приведите примеры твёрдых и жидких природных тел.

- Назовите известные вам газообразные тела

Подведение итогов .Выставление оценок.

-Молодцы. Сегодня мы с вами много интересного узнали о живой и неживой природе.

Домашнее задание: -стр.7-9, читать, учить определения.


-75%

Читайте также: