Явление электромагнитной индукции конспект урока 9 класс презентация

Обновлено: 04.07.2024

Оборудование: подковообразный постоянный магнит, гальванометр, катушка, соединительные провода, компьютер, проектор.

Оформление: Плакат – таблица 7 “Электромагнитная индукция. Использование электромагнитной индукции”.

1. Организационный момент 1 мин.
2. Проверка домашнего задания. Проверочный тест 5 мин.
3. Актуализация опорных знаний 7 мин.
4. Зарядка 2 мин.
5. Освоение нового материала 15 мин.
6. Закрепление нового материала 6 мин.
7. Задание на дом 2 мин.
8. Подведение итогов и результатов урока 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Проверочный тест.

Дидактическая задача этапа: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся.

Проверка домашнего задания по изученной ранее теме “Магнитный поток” осуществляется в виде теста с разноуровневыми заданиями. Учащимся раздаются заранее подготовленные карточки с различным уровнем сложности заданий. Каждый уровень сложности оценивается соответственно на оценку “3”, “4”, “5”.

Имеются 2 варианта заданий.

Выполнение 1, 2, 3 задания оцениваются на оценку “3”. Эти задания соответствуют тестам I уровня сложности, где предусматривается конструктивное воспроизведение.

Выполнение 1, 2, 3, 4 задания оценивается на оценку “4”. 4 задание соответствует тестам II уровня сложности, т.е. ученик проявляет знания и понимание основных положений, понятий, свободно владеет изученным материалом.

Выполнение 1, 2, 3, 4, 5 задания оценивается на оценку “5”. 5 задание – задание III уровня сложности. На тест дается 6 минут. (Приложение 1)

3. Актуализация опорных знаний.

Дидактическая задача этапа: Актуализировать опорные знания ранее изученной темы для изучения новой.

Проверим I – вариант теста. Учащиеся по желанию читают задания и

ответы на них. Учитель записывает все на доске.

Используется активная деятельность всего класса в ходепроверки знаний отдельных учащихся. А также привлечениеучеников к исправлению ошибок, если они находятся.

Особое внимание заостряется на задании 4. В котором говорится об изменении магнитного потока через контур. Учащиеся должны четко представлять, что при приближении магнита к контуру магнитный поток через контур увеличивается. И, наоборот, при удалении магнита магнитный поток ослабляется, что необходимо знать для изучения новой темы.

4. Освоение нового материала.

а) Формулировка темы урока

Тема нашего урока называется “Изучение явления Э.М.И.”

б) Постановка цели урока

Цель нашего урока – изучить явление ЭМИ

в) Показ практической значимости изучения нового материала.

Явление Э.М.И. было открыто Фарадеем 29 августа 1831г. и вошло в основу устройства генераторов всех электростанций мира, превращающих механическую энергию в энергию электрического тока.

г) Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Все Вы знаете, что вокруг проводника с током образуется магнитное поле. Но если электрический ток “создает” магнитное поле, то не существует ли оборотное явление? Нельзя ли с помощью магнитного поля “создать” электрический ток? Такую задачу в начале XIX века пытались решить многие ученые. Поставил ее перед собой и английский ученый Майкл Фарадей. “Превратить магнетизм в электричество” - так записал в своем дневнике эту задачу Фарадей. 10 лет потребовалось Фарадею для ее решения. А мы рассмотрим решение этой задачи сегодня на уроке.

Чтобы понять, как Фарадею удалось “превратить магнетизм в электричество” выполним опыт Фарадея, используя современные приборы.

Опыт 1

Подковообразный магнит, гальванометр, соединительные провода.

При извлечении магнита из катушки снова наблюдается отклонение стрелки гальванометра, но в противоположную сторону, что указывает на возникновение в катушке тока противоположного направления.

Как только движение магнита относительно катушки прекращается, прекращается и ток.

Вывод: Ток в цепи катушки существует только во время движения магнита относительно катушки.

Опыт 2

Подковообразный магнит, гальванометр, соединительные провода.

Происходит отклонение стрелки гальванометра в противоположную сторону.

Вывод: Индукционный ток возникает когда движется катушка, а магнит остается неподвижным.

Во всех рассматриваемых нами опытах индукционный ток возникал при изменении магнитного потока.

Следовательно: Явление ЭМИ заключается в возникновении индукционного тока в замкнутом проводнике при всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника. Существование тока наблюдается в течении всего процесса изменения магнитного потока.

Так в I опыте при приближении магнита к катушке магнитный поток через контур увеличивается, при удалении катушки магнитный поток через контур уменьшается. Поток меняется за счет изменения индукции магнитного поля. Во II опыте катушка попадает в области поля с большей или меньшей магнитной индукцией.

На основании явления ЭМИ были созданы мощные генераторы электрической энергии.

5. Закрепление нового материала.

Дидактическая задача этапа: Закрепить у учащихся знания по новому материалу.

  1. В чем заключается явление ЭМИ?
  2. При каком условии в катушке, замкнутой на гальванометр, возникает индукционный ток?
  3. Что происходит с током при изменении магнитного потока?

6. Домашнее задание дифференцированное.

  1. Прочитать и выучить материал п. – 49.
  2. Выполнить упражнение 39.
  3. Ответить на вопрос микротеста.

7. Подведение итогов и результатов урока.

Дидактическая задача этапа: Подвести итоги урока, дать оценку успешности достижения цели.

Сегодня мы ознакомились с явление ЭМИ и выяснили где оно находит применение в наши дни.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Автор: Андронова Елена Владимировна,

МОУ СОШ №3 с УИОП

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму. Конфуций. Превратить электричество Превратить электричество в магнетизм Повторим… Чем порождается магнитное поле?

Повторим… Что такое магнитные линии?

О чём мы можем судить по картине магнитных линий поля?

Повторим… Как выглядят магнитные линии полосового магнита? Повторим… Какая величина служит силовой характеристикой магнитного поля?

От каких величин зависит магнитный поток?

Магнитный поток изменяется,

угол поворота контура

в магнитном поле

Превратить электричество Превратить электричество в магнетизм Результаты исследования:

изменение магнитного потока, пронизывающего контур

возникновение электрического тока

в проводящем контуре

Явление электромагнитной индукции явление возникновения электрического тока в замкнутом проводящем контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего этот контур.

  • Какую цель поставил перед собой Фарадей при изучении электромагнитных явлений?
  • Сколько лет работал Фарадей над достижением своей цели?
  • Какой вывод он записал в своем дневнике?
  • Как вы считаете, каким чертами характера обладал ученый?

Памятник Амперу. Лион. Франция

Андре-Мари Ампер

(20 января 1775 - 10 июня 1836)

Знаменитый французский физик, математик и естествоиспытатель

Ампер проводил опыты

по вдвиганию магнитных сердечников в проволочную спираль одновременно

Жан-Даниэль Колладон

(15 декабря 1802 - 30 июня 1893)

в парке Бастионов (Женева)

с Фарадеем проводил свои опыты с использованием гальванометра

с магнитной стрелкой

Памятник Д.Генри перед зданием Смитсоновского

Джозеф Генри

(17 декабря 1797 - 13 мая 1878)

Генри обнаружил явление ЭМИ раньше Фарадея, но нигде

не сообщил о своих наблюдениях и не опубликовал эти результаты

Майкл Фарадей

(22сентября 1791 – 25 августа 1867) английский физик-экспериментатор и химик

Майклу Фарадею (Лондон)

Майкл родился в семье лондонского кузнеца. В школе он постиг лишь простейшие навыки чтения, письма, арифметики.

(17 декабря 1778 – 29 мая 1829)

Английский химик и физик

В 13 лет Майкл стал работать

в книжной лавке.

После прослушивания лекций химика Дэви Майкла взяли

на работу в его лабораторию

После того, как Дэви повредил глаза, Майкл Фарадей стал его секретарём и лаборантом. С этого момента он начал заниматься наукой.

«Электрическая волна возникает

только при движении магнита,

2 – магнитный брусок

3 – спираль из медной проволоки

Майкл Фарадей обнаружил.

называют явление возникновения…

Один раз металлическое кольцо падает на стоящий вертикально полосовой магнит так, что надевается на него, второй раз так, что пролетает мимо него. Плоскость кольца в обоих случаях горизонтальна. Ток в кольце…

Один раз полосовой магнит падает сквозь неподвижное металлическое кольцо южным полюсом вниз,


Что же объединяет все эти опыты? Что можно сказать о магнитном потоке, как числе линий магнитной индукции, пронизывающих поверхность, ограниченную контуром?

  • При внесении (изъятии) магнита?
  • При замыкании (размыкании) цепи?
  • При изменении силы тока реостатом?
  • При внесении (изъятии) катушки с током?
  • При вращении контура в магнитном поле?

ВЫВОД: Во всех рассмотренных случаях изменяется магнитный поток через поверхность, ограниченную контуром В цепи катушки гальванометра появляется индукционный ток

изменяется магнитный поток

через поверхность, ограниченную контуром

ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ

  • Заключается в возникновении электрического тока в замкнутом контуре при

любом изменении магнитного потока через поверхность, ограниченную этим контуром

Отличие полученного тока от известного нам ранее заключается в том, что для его получения

не нужен источник тока

29 августа 1831 года Майклом Фарадеем открыто явление электромагнитной индукции Ему удалось превратить магнетизм в электричество

29 августа 1831 года

Майклом Фарадеем открыто явление электромагнитной индукции

Ему удалось превратить магнетизм в электричество

Можно из магнетизма создать электричество.

Можно из магнетизма создать электричество.

Применение явления электромагнитной индукции 1. Трансформатор; 2. Генератор; 3. Детектор металла; 4. Индукционные печи; 5. Запись и воспроизводство информации на магнитную ленту; 6. Счетчик электроэнергии; 7. Поезд на магнитной подушке;

Применение явления электромагнитной индукции

Вклад ученых-физиков в дело Великой победы

Подведение итогов урока

  • изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  • рассмотрели историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  • показали причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции, т.е. превратили магнетизм в электричество, и теперь мы с вами знаем, что электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток

Домашнее задание:

  • Параграф 39
  • Подготовить презентацию о жизни М.Фарадея


-80%

ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ открыто Майклом Фарадеем 29 августа 1831 года

№ слайда 1

ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ открыто Майклом Фарадеем 29 августа 1831 года Презентацию выполнила: Бахтина Ирина Владимировна , учитель физики МОУ «СОШ №3 г.Новый Оскол Белгородской области

Установленный факт: магнитное поле – особый вид материи магнитное поле порождает

№ слайда 2

Установленный факт: магнитное поле – особый вид материи магнитное поле порождается электрическим током

1822 год… Майкл Фарадей ставит задачу: ПРЕВРАТИТЬ МАГНЕТИЗМ В ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

№ слайда 4

1822 год… Майкл Фарадей ставит задачу: ПРЕВРАТИТЬ МАГНЕТИЗМ В ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Решением той же задачи были заняты и другие ученые того времени Почти одновремен

№ слайда 5

Решением той же задачи были заняты и другие ученые того времени Почти одновременно с Майклом Фарадеем получить электрический ток в катушке с помощью магнита пытался швейцарский физик Жан Даниэль Колладон

Открытие не было сделано Судьба оказалась благосклонна к Майклу Фарадею Открытие

№ слайда 6

Открытие не было сделано Судьба оказалась благосклонна к Майклу Фарадею Открытие не было сделано Судьба оказалась благосклонна к Майклу Фарадею

ФАРАДЕЙ ПРЕДЛОЖИЛ И ДРУГИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ОПЫТА: Замыкание (размыкание) цепи кату

№ слайда 7

ФАРАДЕЙ ПРЕДЛОЖИЛ И ДРУГИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ОПЫТА: Замыкание (размыкание) цепи катушки с током Регулирование реостатом силы тока в цепи катушки Внесение (извлечение) катушки с током из катушки, замкнутой на гальванометр Вращение замкнутого контура в магнитном поле

Что же объединяет все эти опыты?Что можно сказать о магнитном потоке, как числе

№ слайда 8

Что же объединяет все эти опыты?Что можно сказать о магнитном потоке, как числе линий магнитной индукции, пронизывающих поверхность, ограниченную контуром? При внесении (изъятии) магнита? При замыкании (размыкании) цепи? При изменении силы тока реостатом? При внесении (изъятии) катушки с током? При вращении контура в магнитном поле? изменяется

ВЫВОД: Во всех рассмотренных случаях изменяется магнитный поток через поверхност

№ слайда 9

ВЫВОД: Во всех рассмотренных случаях изменяется магнитный поток через поверхность, ограниченную контуром В цепи катушки гальванометра появляется индукционный ток

ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ Заключается в возникновении электрического ток

№ слайда 10

ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ Заключается в возникновении электрического тока в замкнутом контуре при любом изменении магнитного потока через поверхность, ограниченную этим контуром Отличие полученного тока от известного нам ранее заключается в том, что для его получения не нужен источник тока

29 августа 1831 года Майклом Фарадеем открыто явление электромагнитной индукции

№ слайда 11

29 августа 1831 года Майклом Фарадеем открыто явление электромагнитной индукции Ему удалось превратить магнетизм в электричество

Домашнее задание: Параграф 49 ОК в тетради Подготовить презентацию о жизни М.Фар

№ слайда 12

Домашнее задание: Параграф 49 ОК в тетради Подготовить презентацию о жизни М.Фарадея (по желанию)

Читайте также: