Конспект урока спп с придаточными времени 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: знакомство со СПП с придаточным времени.

Задачи:

  • формировать умения распознавать придаточные предложения времени, отличать их от других придаточных, определять их месторасположение в СПП;
  • формировать умение отражать строение СПП с придаточным времени, способах связи придаточного времени с главным; правильно ставить знаки препинания; производить синонимическую замену обстоятельства времени, выраженного деепричастного оборотом, придаточным времени;
  • развивать мышление, умение доказывать свою точку зрения;
  • воспитывать коммуникабельность.

Оформление урока и подготовительная работа:

  1. компьютер, проектор, экран
  2. карта успеха (табель самооценки ученика)
  3. компьютерная презентация

Ход урока

1. Организационный момент. Этап включения в урок

Откроем свои тетради и сделаем записи: число, классная работа. (слайд 1, приложение 3)

2. Создание проблемной ситуации

3. Этап формулировки темы и целеполагания

СПП с придаточными времени (запись в тетрадь) – 3 слайд, приложение 3.

- Задайте себе вопрос: Что я хочу знать по этой теме? Зачем мне это надо?

4. Актуализация знаний

- (возвращение к эпиграфу) Хотелось бы, чтобы наш урок прошел быстро, четко, слаженно, чтобы мы все успели и были за это вознаграждены хорошими отметками в журнале. Для этого у каждого из вас имеется на парте карта успеха ученика, которую в конце урока вы мне сдаете. (Приложение 1)

4. Повторение изученного материала.

Это задание направлено на такое качество как избирательность внимания. Оно поможет быстро выбрать из множества однородных, похожих необходимый грамматический объект, а потом производить с ним какие-то операции.

А главное, это качество нам понадобиться на ЕГЭ.

Данная разработка содержит внутри документа активную ссылку на презентацию Google, а также ссылку на интерактивное задание в сервисе Wordwall. Для его выполнения вам понадобится интерактивная доска. Это сделает ваш урок более ярким и эмоциональным, а значит, точно запомнится обучающимся

ВложениеРазмер
spp_s_pridatochnymi_vremeni.doc 29 КБ

Предварительный просмотр:

Вид урока : урок изучения нового материала

Цель урока: дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени и места.

- формировать у учащихся умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений;

- выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;

- проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.

- развивать устную и письменную речь учащихся,

- воспитывать интерес к русскому языку и литературе,

- воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

2. Повторение изученного.

На доске предложения. Составить схему и определить вид придаточного (предложения)

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).

2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).

5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).

Задание 1. Заполните схему:


- Расскажите о сложных предложения по схеме.

3. Изучение нового материала.

  1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой.
  2. С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.
  3. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят .

- На что указывает придаточное ? (на время)

- На какой вопрос отвечает? (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)

- С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? (союзами когда, пока, с тех пор, до тех пор), кроме того в главной части могут быть ук.с. В то время, по мере того, с тех пор, до тех пор)

- К чему относится? (ко всему придаточному)

- Где может находиться? (до, после, внутри главного)

- Как называется такое придаточное? (Времени)

- На какие вопросы мы ответили? (на что указывает? на какие вопросы отвечает? С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? К чему относится? Где может находиться? )

4. Выполнение практических заданий по теме урока .

- А теперь, чтобы новый материал лучше заполнился, выполним ряд упражнений.

– Перед каждым из вас учебная карточка с предложениями.

Задание 1: Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

1. Как только папа ушел (когда? – придаточная времени) , я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

2. Вот и теперь (когда? – придаточная времени) , когда я вошел в комнату , Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени) .

4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.( придаточное места)

5. Там, где кончалась чаща , белели березы. ( придаточное места)

6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня. ( придаточное места)

– Какое из данных предложений построено по следующей схеме: [… (…) …]? (второе, пятое).

Задание 3. Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными.

3. […], (до тех пор пока…).

1. С какими видами придаточных предложений мы сегодня познакомились?
2. Как их различить?

Рефлексия содержания учебного материала

Оцените свою работу на уроке от 1 до 5

1. знаю о СПП с придаточными места и времени;

2. могу находить их в тексте;

3. могу самостоятельно построить данные предложения

4. умею чертить схемы предложений,

5. на уроке мне было интересно;

6. я отвечал на уроке устно

6. Оценивание работы учеников

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

открытый урок русского языка в 9 классе:

I .Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости: учитель русского языка и литературы _________________, и заместитель директора по УВР ____________________________.

Я хочу вам пожелать на сегодняшний урок плодотворно поработать, чтобы каждый из вас унес в себе частичку тепла и багаж знаний, который вам понадобиться в дальнейшем при сдаче ОГЭ.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами группой придаточных обстоятельственных предложений - это придаточные времени. Научимся распознавать их, определять место придаточных предложений в сложноподчинённом предложении, определять способы связи придаточных времени с главными предложениями, будем выполнять тестовые задания по теме урока. Хотелось бы, чтобы урок прошёл чётко, слаженно, чтобы мы всё успели с вами, и вы получили хорошие отметки. Для этого давайте пожелаем друг другу успехов на уроке и хорошего настроения (слайд № 2)

Цель :

Образовательная: и зучение особенностей сложноподчинённого предложения с придаточным времени; формирование умения находить сложноподчинённые предложения среди других, ставить запятые, объяснять их, формирование умения конструировать предложения данного вида и правильно употреблять их в речи.

Развивающая: развитие логического мышления; формирование интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, обобщать).

Воспитательная: дальнейшее воспитание культуры речи, умения корректно высказать свою точку зрения.

Тип урока : изучение новых знаний.

Форма урока : групповая и индивидуальная работа.

Методы : объяснение нового материала учителем, работа с тестами, работа у доски, работа с раздаточным материалом.

Оборудование : проектор, доска, тесты, карточки.

II . Актуализация:

Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, давайте проверим домашнее задание. Проверка домашнего задания (правила п.14-15).

Два ученика работают у доски. Предложения:

1.Наш поход закончился в ущелье, в котором был расположен палаточный лагерь.

2. Меня тревожила мысль, что я не успею на последний автобус. (слайд № 3)

Беседа с учениками по вопросам:

1. Что называем СПП с придаточным определительным?

2. На какой вопрос отвечает?

3. Какими союзами или союзными словами присоединяются?

4. Что называем СПП с придаточным изъяснительным?

5. На какие вопросы отвечают?

6. Какими союзами или союзными словами присоединяются? (слайд № 4-6)

III . Мотивация: слово учителя

– когда мы изучали классификацию СПП, кроме придаточных определительных и изъяснительных, есть ещё придаточные обстоятельственные. Давайте откроем учебник на стр. 70 и еще раз вспомним придаточные обстоятельственные (работа с учебником).

IV . Изучение нового материала

Кроме придаточных определительных, изъяснительных в русском языке есть ещё другие виды придаточных. С одним из них мы познакомимся сейчас (работа в группах).

На каждой парте, одной из трех групп лежат карточки, на них написано одно предложение. Каждая группа коллективно разбирает свое предложение, выбирает человека, который будет работать у доски и защищать честь группы, разбирая предложение.

1-я группа: (Когда солнышко пригреет), [красна ягодка созреет.]

2-я группа: (С тех пор как погиб отец), [заботы о семье взял на себя его брат.]

3-я группа: [Было светло и тепло], (пока горел костер.) (слайд № 7)

Сделаем вывод:

- Что обозначают придаточные времени?

- На какие вопросы отвечают придаточные времени?

- Как придаточные времени присоединяются к главному?

- Где может стоять придаточное времени по отношению к главному предложению?

Ребята, давайте свои выводы проверим по учебнику (стр. 71, п.16), (слайд № 8)

V . Закрепление учебного материала:

Работа с учебником: упражнение 109, стр. 72 (3 предложения).

Проверка с разъяснениями (один ученик работает у доски).

Физминутка Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Все присели, всем спасибо. (слайд № 9)

VI . Подготовка к (ОГЭ). Выполнение тестовых заданий

- Ребята, вам вскоре предстоит сдавать первый в вашей жизни экзамен - ГИА. Но вы должны верить в свои силы. Ведь все в ваших руках. Я хочу прочитать вам одну притчу: (слайд № 10)

- Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить.

И он пошел на луг, поймал бабочку, (слайд № 11) посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет — мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?" (слайд № 12)

И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: "Все в твоих руках. " (слайд № 13)
-Ребята, все в ваших руках!

1 слайд № 14 (В1)

1. В каком предложении нет придаточного времени?

1) Было время, когда старый замок служил убежищем всякому бедняку без малейших ограничений.

2) Когда я проснулся, в доме уже никого не было.

3) Мелеховы выехали на покос, когда уже на лугу была чуть не половина хутора.

4) Солнце ещё согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места.

2 слайд № 15 (В2)

2. Выберите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

1) Скоро сильный храп возвестил, что хозяин спит беспробудным сном.

2) Она не любила, когда её тревожили утром.

3) Как только выпал первый снег, Захар Строгов собрался в город продавать воск.

4) Юрьева колебалась и молчала, хотя ей хотелось сказать очень много знаменитому артисту.

3 слайд № 16 (В3)

3. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

1)К счастью, на трамвайной остановке я увидел майора.

2)Я подбежал к нему и подробно объяснил, в чём дело.

3)Мальчик стоял на том же месте.

4)Увидев командира, он как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

4 слайд № 17 (В4)

4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Пошли человек шесть, (1) среди них,(2) конечно,(3) и Миха,(4)который потом почти дословно пересказал друзьям все удивительные истории,(5) услышанные от учителя.

5 Слайд № 18 (В5)

5. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке .

6 слайд № 19 (В6)

6.В приведённом предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Например,(1) опишите вьющийся куст этих красных цветов,(2) которые тянутся через ограду,(3) хотят заглянуть в комнату,(4) посмотреть через стеклянную дверь,(5) что мы тут с вами делаем…

Метод взаимопроверки (оценивание учеников). (слайд № 20)

Ответы: 1 -1; 2 -3; 3 -4; 4 -2, 3; 5 -2; 6 -2,5.

VII . Орфографический практикум : (учебник стр. 70), если останется время.

VIII . Закрепление изученного правила (повторение правила).

IX .Подведение итогов урока. (слайд № 21)

-Что нового вы сегодня узнали?

-Чему вы научились на уроке?

- что для вас было интересным?

Что для вас оказалось трудным?

VII . Домашнее задание .

Выучить правила параграф 16, выполнить упр. 108, 110 (конструирование) (объяснение выполнения домашнего задания). (слайд № 22)

Нажмите, чтобы узнать подробности

2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

3) развивающая: развивать интеллектуальные умения анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности.

4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к родному языку.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учетом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Знать: знать группы СПП по значению и строению, виды придаточных;

Уметь: ориентироваться в тексте; определять виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями; выполнять синтаксический разбор, ставить знаки препинания; использовать СПП в устной и письменной речи; распознавать орфограммы;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).

Тип урока: изучение нового

Оборудование: компьютерная презентация, карточки с заданиями

Учебник: Русский язык 9 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.

I. Оргмомент (метафора на формирование чувства уверенности в себе)

- Ребята, вам вскоре предстоит сдавать основной государственный экзамен по русскому языку (ОГЭ). Но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы. Ведь все в ваших руках. (Слайды 2-5)

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет — мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?" И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: "Все в твоих руках. "

- Ребята, все в ваших руках!

II. Работа по карточкам (групповая работа)

- Проверим, готовы ли мы к работе (фронтальный опрос по теории)

Взаимоконтроль и оценка

III. Работа с текстом о книгах (слайд 8)

- А теперь поработаем с текстом, который лежит перед вами.

(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь. (10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных.

(11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)

- Докажите, что это текст (Текст — это группа предложений, объединенных одной темой с помощью языковых средств. Текст всегда состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение, текстом не является. Любой текст — это высказывание на определенную тему (она бывает названа в заголовке), в нем есть начало и конец, часто он разделён на смысловые части (абзацы). Предложения в тексте всегда взаимосвязаны, каждое последующее предложение строится на основе предыдущего. Для связи предложений в тексте применяются различные лексические и синтаксические средства языка. Текст всегда оформляется в каком-либо стиле (разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом или художественном).

- Обозначьте тему (О книгах)

- Какую проблему поднимает автор? (Роль книги в жизни человека)

- Определите стиль и тип речи (Публицистический, рассуждение)

- Как вы это определили? (Текст публицистического стиля не только описывает факты, но и отражает мнение, настроение автора, содержит его комментарии и размышления. Публицист стремится писать о том, что интересно для большинства людей, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его читателей. В публицистических текстах всегда поднимаются актуальные проблемы, речь автора страстная и образная, текст острый и яркий. Автор, сообщая факты, формирует общественное мнение, активно воздействует на разум и чувства человека. Публицист не только рассказывает о положении дел в обществе, но и убеждает читателя в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Он стремится доказать правильность своей позиции. Среди средств выразительности часто применяются слова с положительной или отрицательной окраской, риторические вопросы, восклицания).

- Найдите в тексте:

а) односоставное безличное предложение (3);

б) СПП с придаточным определительным (7,9), местоименно-определительным (6);

в) СПП с придаточным изъяснительным (10).

- Определите средства связи предложений в тексте (личное местоимение (книга - она), лексический повтор (книга, книгой)

- Объясните постановку тире в предложении (11) (Если приложение является последним словом в предложении, то перед ним ставится тире)

- Мы продолжим работу с этим текстом на следующих уроках. Нам предстоит найти лексические и синтаксические средства выразительности и определить их роль в тексте, а затем написать сочинение-рассуждение по данной проблеме.

IV. Работа над новой темой

2) Виды сложноподчиненных предложений (Слайды 10-13)

3) Чтение правила в учебнике и упражнения для наблюдений - стр. 80

4) Теория со слайдов (слайды 14-16)

5) Анализ предложений. Синтаксический разбор. (слайд 17)

Выйдя из лесу, мы сразу увидели дорогу.

- Верно ли, что предложение простое? Чем оно осложнено?

- Обстоятельство времени преобразуйте в придаточное времени.

Как только мы вышли из лесу, сразу увидели дорогу.

- Подберите синонимы к союзу КАК ТОЛЬКО (когда, едва)

V. Закрепление

1) Проблемный вопрос: Как мы ориентируемся при определении вида придаточного предложения? (по союзу/ союзному слову и по вопросам).

- Можно ли только по союзу/ союзному слову определить вид придаточного?

2) Анализ предложений (определить вид придаточного предложения) (слайд 18)

A) Мы не знали, где остановимся на ночлег. (изъяснительное)

Б) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (определителительное)

B) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть.

Вывод: одно и то же союзное слово может присоединять разные типы придаточных предложений.

VI. Физкультминутка

Гимнастика для глаз

- Закройте глаза, откройте. Выполните упр. 10 раз. Посмотрите на самую дальнюю точку, а теперь на кончик носа. Выполните упр. 5 раз.

Разминка двигательная

- Встаньте, поднимите руки вверх, опустите. Выполните упр.5 раз. Руки на пояс, наклоны вперёд и назад. 5 раз. Встаньте на цыпочки и потянитесь, помашите руками.

3) Работа с учебником (самостоятельно–упр. 124 по вариантам (предложение 1-4 – 1 вариант, предложение 5-7 – 2 вариант).

VII. Графический диктант

1) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.

2) Сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском больше нет.

3) На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.

4) Как измерить то, что страна пережила.

5) Нет истины там, где нет любви.

6) Когда вы продумываете поведение героев произведения, оцените их поступки.

Взаимоконтроль и оценка (работа в паре).

VIII. Работа над заданиями ОГЭ

- Определите тип орфограммы, распределите слова по видам орфограмм, добавьте свои примеры. (Работа по группам)

Прижавшись, собираемся, правленные, наклонимся, прихрамывая, бездонном, реликвии, приходили, завидовали, кружок, отчаянные, выбирайте, пригорюнившись, пустынном, обессиленно, пребывания, изумлённо, решаемые, варенные вкрутую, взбирались, прикасаясь.

IX. Подведение итогов. Рефлексия

- Какую тему мы сегодня изучили?

- Что понравилось на уроке? Что показалось сложным? (возвращение к метафоре о бабочке)

Оценка деятельности учащихся

X. Домашнее задание (по выбору):

1.Используя сложноподчиненные предложения, описать местоположение нашего села;

2. Параграф 25, упр. 125, правило;

3.Найти лексические и синтаксические средства выразительности в тексте о книгах и определить их роль в тексте; подготовиться к сочинению-рассуждению, сформулировать задания ОГЭ типа 15.2 и 15.3.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид урока - изучение нового материала. Задачи урока: формировать у учащихся умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений.

Конспект урока на тему:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени"

Составила: Гатина Светлана Анатольевна

учитель русского языка и литературы

Вид урока: урок изучения нового материала

- дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени и места.

- формировать у учащихся умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений;

- выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;

- правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений;

- формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений,

- проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.

Повторение о сложном предложении.

Задание 1. Заполните схему:


- Расскажите о сложных предложения по схеме.

Задание 2. Придаточные предложения бывают:

На прошлых уроках мы с вами изучили придаточные определительные и придаточные изъяснительные. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(речь пойдет о придаточных обстоятельственных)
- Совершенно верно! Сегодня мы продолжим изучать обширную группу сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными, но с какими придаточными мы познакомимся я пока не скажу …

Оставьте одну строчку для записи темы урока. Разделите страницу пополам.

Графический диктант

Задание: Прослушать предложения, определить вид придаточного, записать схему в 1 столбик – СПП с определительным придаточным, во 2 – СПП с изъяснительным.

1.Известно, что по-настоящему страдают люди только от досадных мелочей.

2.Синцову хотелось по дороге узнать, почему у всегда спокойного лейтенанта такое взволнованное лицо.

3.Я напоминал садовника, который ежедневно вытаскивает цветок из земли.

4.Он легко шёл по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю.

5.Михей стрелял туда, где виднелись огоньки.

- Куда вы записали последнее предложение? Почему? (Никуда, оно не относится к данным придаточным).

- На какой вопрос отвечает придаточное в этом предложении? Что обозначает? Какой это вид? (придаточное обстоятельственное).

- Сегодня мы начнём изучение придаточных обстоятельственных. Запишите тему и оставьте ещё одну свободную строчку.

- Какие цели и задачи поставим на урок? (Познакомиться с отличитель­ными особенностями при­даточных обстоятельственных; совершенство­вать пунктуационные навыки, уметь использовать СПП данного вида в речи).

Изучение нового материала

- Вернёмся к предложению, которое вызвало затруднение: Михей стрелял туда, где виднелись огоньки.

- Теперь, изучив схему, мы можем определить, какое конкретно придаточное обстоятельственное перед нами. Какое? (места). Докажите.

- А если мы изменим предложение так: Михей стрелял, когда виднелись огоньки.

- Какое придаточное получилось? (времени).

- Допишите тему в свободную строчку: Придаточные места и времени.

- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные? (на вопросы косвенных падежей)

- Каким образом придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному слову? (С помощью союзов что, как будто, чтобы. С помощью союзных слов. С помощью частицы ли, употреблённой в значении союза).

- Какое указательное слово подчёркивает и выделяет значение придаточного изъяснительного в рамках сложноподчинённого предложения? (Указательное местоимение тот).

- Какую речь могут передавать придаточные изъяснительные? (Косвенную речь).

2.Преобразуйте предложение с прямой речью в сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Выполните разбор полученного предложения, составьте схему.

3.карточка (составить схемы предложений и определить вид придаточного)

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).

2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).

5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).
Сегодня мы начнем знакомство с придаточными обстоятельственными.

· Поговорим о придаточных места и времени.

И сегодня нас ждет знакомство с придаточными обстоятельственными.


Со всеми этими вопросами мы сталкивались, когда изучали обстоятельство как второстепенный член предложения. Давайте теперь вспомним, какими бывают обстоятельства в предложении.

Бывают обстоятельства места, времени.

Бывают – причины, цели, следствия, условия, уступки.

Бывают – образа действия, меры и степени, сравнения.

И точно такими же бывают придаточные обстоятельственные в сложноподчиненном предложении.

Придаточные обстоятельственные делятся на три основные группы.

1. Придаточные места и времени.

2. Придаточные причины, цели, следствия, условия, уступки.

3. Придаточные образа действия, меры и степени, сравнения.

И сегодня нас интересует первая группа – придаточные времени и места.

Начнем с придаточных времени. Естественно, что когда мы говорим о каком-то действии и явлении, нас интересует – когда все случилось? как долго продолжалось? С каких пор началось? до каких пор длилось? Это и есть основные вопросы, на которые отвечают придаточные времени.

Придаточные времени указывают на время действия в главном предложении.

Родители переехали в Москву (когда?), когда Ване исполнилось восемь лет.

В Москве семья оставалась (как долго?), пока Ваня учился.

С тех пор, как Ваня закончил школу, он живет в Санкт-Петербурге. Живет – с каких пор?

Обратите внимание, что вопросы мы ставим от всего главного предложения. Значит, придаточные времени присоединяются ко всему главному предложению.

Теперь обратим внимание на средства связи в таких предложениях. Придаточные времени соединяются с главным предложением при помощи союзов когда, пока, едва, как, как вдруг. А еще – с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем.

Части некоторых союзов могут становиться указательными словами. Запятая ставится между указательным словом и союзом. Подсказать, что запятая может ставиться именно так, могут слова и, не, только, лишь, еще и, именно, прежде всего, очевидно, вероятно, может быть. Эти слова стоят перед указательными словами.

Расстановка запятых может зависеть от интонации. Но все же нужно обращать внимание на слова-подсказки.

С тех пор как мы приехали в город, мы успели навестить всех знакомых. Придаточное предложение стоит перед главным. В таком случае запятая ставится только после придаточного предложения. С тех пор как – это союз.

Лейтенант не видел своего командира с тех пор, как окончилась война. В этом предложении с тех пор выделятся интонационно. Это указательные слова. Перед союзом как ставится запятая.

Он запомнил эту улицу еще с тех пор, как бегал по ней школьником. Присутствует выделительная частица еще, и потому запятая ставится перед как.

Придаточные времени можно часто встретить в пословицах и поговорках. Например.

Куй железо, пока горячо.

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Когда я ем – я глух и нем.

Это случится, когда рак на горе свистнет.

Посмотрите на эти сложноподчиненные предложения. Придаточные времени в них стоят то перед главным предложением, то после него.

В сложноподчиненных предложениях придаточные времени могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного.


Теперь давайте обратимся к придаточным места. Естественно, что после того, как мы узнали – когда произошло какое-либо действие, нам хочется узнать, где оно произошло, куда кто-то направился и откуда пришел. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

Придаточные места указывают на место совершения действия в главном предложении.

Радость пришла оттуда (откуда?), откуда не ждали.

Я решил остаться там (где?), где мне было так хорошо в детстве.

Но раз в неделю я собираюсь и еду туда (куда?), куда зовёт меня сердце.

Придаточные места присоединяются ко всему главному предложению.

Вернемся к вопросам, на которые отвечают придаточные места. Где? Куда? Откуда? Эти вопросы помогут нам запомнить средства связи придаточных места с главными предложениями. В качестве средств связи выступают союзные слова где, куда и откуда!

В главной части этим словам соответствуют указательные слова там, туда, оттуда, всюду, повсюду и так далее. Эти указательные слова являются своего рода показателем для придаточной места.

Без указательных слов придаточные места употребляются достаточно редко и обычно в разговорной речи.

Мы остановились там, где дорога разветвлялась. Предложение звучит полно: в нем есть указательное слово. Это предложение может использоваться в литературной речи.

Мы остановились, где дорога разветвлялась. Предложение кажется немного неестественным, как будто чего-то не хватает. Не хватает указательного слова. Это предложение можно употреблять только в разговорной речи.

В сочинениях и изложениях при построении сложноподчиненных предложений с придаточными места лучше пользоваться указательными словами.

Придаточные места тоже можно часто встретить в пословицах и поговорках.

Хорошо там, где нас нет.

Где тонко, там и рвется.

Куда ни кинь – всюду клин.

Загнал, куда Макар телят не гонял.

В сложноподчиненных предложениях придаточные места могут занимать позицию перед главным предложением, после главного предложения и в середине главного предложения.


Пожалуйста, помните! Союзы и союзные слова, которые используются как средства связи для придаточных времени и места, могут связывать с главным предложением и другие виды придаточных.

Поэтому очень важно правильно ставить вопросы.

Время (какое?), когда с деревьев облетают листья, мы называем осенью.

Антон спросил (о чём?), когда отходит поезд.

Мы ответим (когда?), когда вы зададите вопрос.

Этот дом (какой?), куда давным-давно никто не заглядывал, стоял на окраине села.

Я понял (что?), куда нужно бежать.

Посетители пошли туда (куда?), куда пригласил их экскурсовод.

Что же нам требуется запомнить?



5.Итоги урока.

1. С какими видами придаточных предложений мы сегодня познакомились?
2. Как их различить?

Рефлексия содержания учебного материала

Оцените свою работу на уроке от 1 до 5

1. знаю о СПП с придаточными места и времени;

2. могу находить их в тексте;

3. могу самостоятельно построить данные предложения

4. умею чертить схемы предложений,

5. на уроке мне было интересно;

6. я отвечал на уроке устно

6. Оценивание работы учеников

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

Читайте также: