Глаз и зрение 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Учебник: Перышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013.

Цели урока:

  • Учащиеся должны повторить и обобщить знания по теме «Линзы;
  • oцeнить свои умения применять знания об оптических системах;
  • познакомиться с устройством глаза и назначением отдельных его элементов;
  • познакомиться с болезнями глаза и способами коррекции зрения научиться применять знания из биологии к объяснению механизма зрения;
  • систематизировать имеющиеся знания об оптических системах и расширить их.

Ученик должен научиться

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, запись темы урока в рабочие тетради. (Слайд 1)

2. Проверка домашнего задания, подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний).

Линзой называют.
а) Прозрачное тело, ограниченное сферической поверхностью.
б) Прозрачное тело.
в) Тело, ограниченное сферической поверхностью.


На рисунке изображены стеклянные линзы. Какие из них являются собирающими?

а) 1.
б) 2.
в) 3.

Какой буквой обозначается главный фокус линзы?
а) F;
б) О;
в) Д.

В каких единицах измерения дается оптическая сила линзы?
а) мм;
б) кг;
в) дптр;

Фокусное расстояние линзы F = -20 см. Какая это линза?
а) собирающая;
б) рассеивающая.

Оптическая сила линзы Д = 2 дптр. Какая это линза?
а) собирающая;
б) рассеивающая.

Фронтальный опрос (Слайд 3)


3. Объяснение новой темы.

(Слайд 4)

Мы живём в прекрасном мире, богатом красками, звуками, запахами. Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния. Внешний мир мы видим благодаря зрению. Орган зрения играет огромную роль в жизни человека. Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью глаз.

Всё пространство вокруг человека заполнено различным излучением. И только малая его часть воспринимается органом зрения. Свет или видимое излучение – это электромагнитная волна длиной излучения от 400 до 760 нм. Другие волны не вызывают зрительных ощущений. Наши глаза чувствительны только к определенному, сравнительно узкому интервалу длин волн.

Познакомимся со строением глаза. (Слайд 5)

  • глазного яблока, соединенного
  • зрительным нервом с головным мозгом, и
  • вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко). (Слайд 6)
  • Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой.
  • Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей.
  • За роговицей расположена радужная оболочка, которая у людей может иметь различный цвет.
  • В радужный оболочке есть небольшое отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте.
  • За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу – хрусталик.
  • Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере.
  • За хрусталиком расположено стекловидное тело.
  • Задняя часть склеры – глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой). Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва.

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов? (Слайд 7)

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы.

Характеристика изображения

Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым.

Первым это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был немецкий астроном И. Кеплер (Портрет учёного) (Слайд 8)Вся эта система аналогична оптической системе собирающей линзы.

Но почему тогда мы видим предметы неперевернутыми? Процесс зрения непрерывно корректируется мозгом. В свое время английский поэт Уильям Блейк подметил:

Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.

Фотоаппарат представляет собой устройство, принцип действия которого подобен действию человеческого глаза. (Слайд 8)

Глаз приспособлен к работе в различной интенсивности освещения (благодаря адаптации)

Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на более далеком расстоянии называется аккомодацией (от лат. accomodatio - приспособление). Благодаря аккомодации чело­веку удается фокусировать изображения различных предметов на одном и том же расстоянии от хрусталика - на сетчатке глаза.

Однако при очень близком расположении рассматриваемого пред­мета напряжение мышц, деформирующих хрусталик, усиливается, и работа глаза становится утомительной. Оптимальное расстояние при чтении и письме для нормального глаза составляет около 25 см. Это расстояние называют расстоянием ясного (или наилучшего) зрения.

Чувствительность глаза к свету может меняться в миллиарды раз, благодаря изменению диаметра зрачка.

Приспособляемость глаза может вызвать иллюзии – наблюдаемый предмет нам таким, каков он есть на самом деле.. (Слайд 10-13)

У человека два глаза. Какое преимущество дает зрение двумя глазами?

Во-первых, мы можем различить расстояние между предметами. Это позволяет видеть предмет объемным, а не плоским. Во-вторых, увеличивает поле зрения. . Глаз обладает свойствам адаптации – способностью менять свою чувствительность в зависимости от величины светового потока. Глаз очень чувствительный аппарат.

Отклонения зрения (деферкты)

В процессе старения организма в глазах человека могут возникнуть отклонения от нормы, вследствие чего нарушаются основные условия наилучшего зрения, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Эти отклонения называются дефектами зрения. Изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения – близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы. (Слайд 14)

Причиной дальнозоркости и близорукости могут быть и врожденные изменения глазного яблока. (Слайд 15) При близорукости изображение предмета фиксируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. (Слайд 16)При дальнозоркости изображение предмета фиксируется за сетчаткой и тоже воспринимается как расплывчатое.

Очки:

(Слайд 17) Для исправления дефектов зрения с древних времён и по наши дни применяют очки. Самые старые очки были найдены в гробнице древнеегипетского фараона Тутанхамона. Это были два тончайших спила изумруда, соединенных бронзовыми пластинками в виде оправы. В древней Греции на острове Крит были найдены оптические линзы из шлифованного горного хрусталя, которые также можно было использовать для исправления недостатков зрения. В древнем Риме в витринах харчевен выставляли стеклянные шары, наполненные водой. Было замечено, что предметы, помещенные в воду внутрь таких шаров выглядят больше, чем на самом деле. Хозяева пытались привлечь посетителей необычайно большими плодами и фруктами. (Слайд 18)Первым достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517—1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, надевал очки. Известный итальянский ученый Леонардода Винчи первым сделал попытку переноса естественнонаучного знания в оптике в прикладную область. Прошло немало времени, чтобы простейшие линзы превратились в современные бинокли, микроскопы, телескопы и другие оптические приборы, наконец, просто в очки .

Очки – простейший медицинский прибор. Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз. Сейчас вместо очков часто используют контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются на веко непосредственно, на глазное яблоко. Контактные линзы не требуют никакой оправы, не запотевают, незаметны.

Какие же линзы следует применять в очках?

(Слайд 19) При близорукости необходимо изображение предмета отодвинуть от хрусталика и переместить на сетчатку. Для этого применяют линзы вынутые – рассеивающие свет с отрицательной оптической силой.

4. Зарядка для глаз (физкультминутка).

(Слайд 21)

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна +2 дптр. Какой недостаток зрения исправляют эти очки? (дальнозоркость).
  2. Если человек близорук, то какие очки ему необходимы: +1,5 дптр или -1,5 дптр? (-1,5 дптр)

Глаз – это живой оптический прибор. Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение.

Простейшие упражнения можно использовать в любых условиях, в том числе и в школе, где глаза устают больше всего.

Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.

Переводи взгляд с ближних предметов (рама окна) на дальние предметы (на линии горизонта). Делай круговые движения глазами: по часовой стрелке и против.

Вытяни вперед руку. Следи взглядом за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 3 раза.

На карточках (см. Приложение 2)

  1. Сядьте прямо и расслабьтесь. Шея и голова должны быть на одной линии.
  2. Ладонями закройте глаза, но не давите на них, свет не должен проникать в глаза.
  3. Попытайтесь вспомнить что-нибудь приятное.
  4. Подержите так несколько секунд и постепенно приоткройте глаза.
  5. Проделаем так ещё 2 раза.
  1. Согните руки в локтях, поставьте локти на парту, так чтобы руки были чуть ниже уровня глаз.
  2. Разомкните пальцы.
  3. Делайте плавно повороты и смотрите вдаль сквозь пальцы.

Если вы делаете всё правильно, то руки должны проплывать мимо вас. Вам должно казаться, что руки движутся.

Упражнение № 3. Основной комплекс для укрепления мышц глаза.

  1. сядьте удобно, посмотрите вдаль в окно. Глубоко и медленно вдыхая, сводим глаза на переносице и остановим на 2 секунды и, выдыхая, возвращаем их в исходное положение.
  2. Проделаем так ещё 2 раза.

Упражнение № 4

  1. Вдыхая, опускаем глаза вниз и затем медленно поворачиваем их по часовой стрелке и останавливаемся в верхней точке (на 12-ти).
  2. Не задерживаясь, выдыхая, опускаем глаза до исходного положения (до 6).
  3. Закрываем глаза на несколько секунд

Для нормального формирования зрения и его сохранение необходимо соблюдать простые правила:

Гигиена зрения. (Слайд 22)

  1. Не рекомендуется читать в движущемся транспорте, так как постоянно меняется кривизна хрусталика.
  2. Не рекомендуется держать книги на расстоянии ближе 30 см, потому что мышечный аппарат глаза сильно напрягается.
  3. Читать, писать в хорошем освещенном помещении, освещение должно падать слева.
  4. В школьных мастерских при работе на станках, надевать защитные очки, так как инородные предметы могут попасть в глаза.
  5. Очень вредное действие на зрение оказывает курение, алкоголь, наркотики. Они поражают зрительный нерв, что приводит к потере зрения.

Сегодня на уроке мы говорили о значении зрения в нашей жизни. Изучили строение оптической системы и свойства глаза. А так же узнали с помощью, каких линз можно исправлять близорукость и дальнозоркость. Обо всем этом мы узнали благодаря биологии, истории, и конечно физике.

5. Выходной контроль. Закрепление изученного материала.

Чтобы выяснить как вы усвоили новый материал, мы выполним тест.

Тест: (Слайд 23) (см. Приложение 3)

Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
а) хрусталик;
б) роговица

На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
а) на сетчатке;
б) на роговице

Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
а) адаптацией;
б) аккомодацией;
в) иллюзией зрения

При близорукости применяют очки
а) с рассеивающими линзами;
б) с собирающими линзами

При дальнозоркости применяют очки
а) с рассеивающими линзами;
б) с собирающими линзами.

Тест выполненный на листах, проверяется учащимися (меняются).

6. Поведение итогов урока, выставление оценок.

7. Домашнее задание.

§ 6-7 стр.185-188 (Слайд 24) Доклады: Фотоаппарат, Проекционные аппараты, Лупа, Телескоп, Микроскоп


Учить самостоятельно добывать знания, анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

1.развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологичес-ких и других качеств личности школьника.2. Воспитание высокого чувства гражданского долга, правильного отношения к общечеловеческим ценностям, людям с ограниченными возможностями.

Ученик будет: знать строение и функции зрительного анализатора.

Уметь описывать, сравнивать, находить признаки различия.

иллюстрации, таблица, карточки с тестовыми заданиями, видеоролик, макет глаза

Приветствую вас друзья, участники и гости сегоднешнего урока! Прежде всего хотела бы узнать какое сегодня настроение у моих учеников. Перед вами лежат три цветные фигуры, это красный круг (настроение отличное), желотый квадрат (настроение хорошее), и зеленый треугольник (настроение удовлетворительное).

А теперь разобьемся на пары, у каждого к парте приклеен листочек с названием человеческого органа. Сердце-кровь, желудок-пищевод, череп-головной мозг, ключица-лопатка, альвеолы-легкие.

Почему вы так разделились. Молодцы правильно! А если мы возьмемся за руки мы будем целым организмом. Садитесь на свои места.

делятся на 4 группы. Готовятся к уроку. Выполняют задания.

II.Актуализация знаний -8 мин

Глаз-этот бесценный и прекрасный дар природы не только зеркало души, но и зеркало общего состояния здоровья человека.

Определяют тему урока

Изучение нового материала.

Этап побужде-ния - 5 мин

Вы увидели как устроен глаз, на парте находятся листы с таблицей, вы их должны заполнить.

Этап осмысле-ния 3 мин.

Какая оболочка выполняет какую функцию?

Выполняют схему зритель-ного анализатора.

Физминутка для глаз

На партах находится тренажер для разминки глаз. Смотря на неё, вы должны выполнить движение по стрелкам от одного до пяти.

Самостоятельная работа учащихся по новой теме.

Предлагает прочитать текст учебника, по рисунку строения глаза, нужно подписать все оболочки глаза.

Одной паре нужно по макету глаза собрать по частям глаз.

Идёт работа с текстом и обозначить все части глаза.

Выполняют работу, делают наблюдения. Обсуждают и делают вывод.

Заполняют оценочные листы. Оценивают, как они поняли изученный материал

Предлагает написать мнение о уроке на стикерах, ответив на вопросы: С какой темой вы познакоми-лись на уроке? Вам было интересно на уроке?

Глаз иногда называют живым фотоаппаратом, так как оптическая система глаза, дающая изображение, сходна с объективом фотоаппарата, но она значительно сложнее.

Глаз человека (и многих животных) имеет почти шарообразную форму (рис. 163), он защищен плотной оболочкой, называемой склерой. Передняя часть склеры — роговая оболочка 1 прозрачна. За роговой оболочкой (роговицей) расположена радужная оболочка 2, которая у разных людей может иметь разный цвет. Между роговицей и радужной оболочкой находится водянистая жидкость.

Глаз человека

Рис. 163. Глаз человека

В радужной оболочке есть отверстие — зрачок 3, диаметр которого в зависимости от освещения может изменяться примерно от 2 до 8 мм. Меняется он потому, что радужная оболочка способна раздвигаться. За зрачком расположено прозрачное тело, по форме похожее на собирающую линзу, — это хрусталик 4, он окружён мышцами 5, прикрепляющими его к склере.

За хрусталиком расположено стекловидное тело 6. Оно прозрачно и заполняет всю остальную часть глаза. Задняя часть склеры — глазное дно — покрыто сетчатой оболочкой 7 (сетчаткой). Сетчатка состоит из тончайших волокон, которые, как ворсинки, устилают глазное дно. Они представляют собой разветвлённые окончания зрительного нерва, чувствительные к свету.

Как получается и воспринимается глазом изображение?

Свет, падающий в глаз, преломляется на передней поверхности глаза, в роговице, хрусталике и стекловидном теле (т. е. в оптической системе глаза), благодаря чему на сетчатке образуется действительное, уменьшенное, перевёрнутое изображение рассматриваемых предметов (рис. 164).

Формирование изображения на сетчатке глаза

Рис. 164. Формирование изображения на сетчатке глаза

Свет, падая на окончания зрительного нерва, из которых состоит сетчатка, раздражает эти окончания. Раздражения по нервным волокнам передаются в мозг, и человек получает зрительное впечатление, видит предметы. Процесс зрения корректируется мозгом, поэтому предмет мы воспринимаем прямым.

А каким образом создаётся на сетчатке чёткое изображение, когда мы переводим взгляд с удалённого предмета на близкий или наоборот?

В оптической системе глаза в результате его эволюции выработалось замечательное свойство, обеспечивающее получение изображения на сетчатке при разных положениях предмета. Что же это за свойство?

Кривизна хрусталика, а значит, и его оптическая сила могут изменяться. Когда мы смотрим на дальние предметы, то кривизна хрусталика сравнительно невелика, потому что мышцы, окружающие его, расслаблены. При переводе взгляда на близлежащие предметы мышцы сжимают хрусталик, его кривизна, а следовательно, и оптическая сила увеличиваются.

Какое преимущество даёт зрение двумя глазами?

Во-первых, мы видим большее пространство, т. е. увеличивается поле зрения. Во-вторых, зрение двумя глазами позволяет различать, какой предмет находится ближе и какой — дальше от нас. Дело в том, что на сетчатках правого и левого глаза получаются отличные друг от друга изображения, мы как бы видим предметы слева и справа. Чем ближе предмет, тем заметнее это различие, оно и создаёт впечатление разницы в расстояниях, хотя, конечно, изображения сливаются в нашем сознании в одно. Благодаря зрению двумя глазами мы видим предмет объёмным, не плоским.

Вопросы

  1. Как получается и воспринимается изображение глазом?
  2. Как создаётся чёткое изображение на сетчатке, когда переводят взгляд с удалённого предмета на близкий?
  3. Какое преимущество даёт зрение двумя глазами?

Задание

  1. Используя дополнительную литературу и Интернет, начертите схему построения изображения в фотоаппарате.
  2. Подготовьте презентацию о современных фотоаппаратах и их использовании в быту и технике.

Это любопытно.

Близорукость и дальнозоркость. Очки

Благодаря аккомодации изображение рассматриваемых предметов получается как раз на сетчатке глаза. Это выполняется, если глаз нормальный.

Глаз называется нормальным, если он в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке (рис. 165, а). Наиболее распространены два недостатка глаза — близорукость и дальнозоркость.

Близоруким называется такой глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит внутри глаза (рис. 165, б). Близорукость может быть обусловлена большим удалением сетчатки от хрусталика по сравнению с нормальным глазом. Если предмет расположен на расстоянии 25 см от близорукого глаза, то изображение предмета получится не на сетчатке (как у нормального глаза), а ближе к хрусталику, впереди сетчатки. Чтобы изображение оказалось на сетчатке, нужно приблизить предмет к глазу. Поэтому у близорукого глаза расстояние наилучшего видения меньше 25 см.

Недостатки зрения

Рис. 165. Недостатки зрения

Дальнозорким называется глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит за сетчаткой (рис. 165, е).

Дальнозоркость может быть обусловлена тем, что сетчатка расположена ближе к хрусталику по сравнению с нормальным глазом. Изображение предмета получается за сетчаткой такого глаза. Если предмет удалить от глаза, то изображение попадает на сетчатку, отсюда и название этого недостатка — дальнозоркость.

Разница в расположении сетчатки даже в пределах одного миллиметра уже может приводить к заметной близорукости или дальнозоркости.

Люди, имевшие в молодости нормальное зрение, в пожилом возрасте становятся дальнозоркими. Это объясняется тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, ослабевают и способность аккомодации уменьшается. Происходит это и из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность сжиматься. Поэтому изображение получается за сетчаткой.

Близорукость и дальнозоркость устраняются применением линз. Изобретение очков явилось великим благом для людей, имеющих недостатки зрения.

Какие же линзы следует применять для устранения этих недостатков зрения?

У близорукого глаза изображение получается внутри глаза впереди сетчатки. Чтобы оно передвинулось на сетчатку, нужно уменьшить оптическую силу преломляющей системы глаза. Для этого применяют рассеивающую линзу (рис. 166, а).

Коррекция недостатков зрения с помощью линз

Рис. 166. Коррекция недостатков зрения с помощью линз

Оптическую силу системы дальнозоркого глаза нужно, наоборот, усилить, чтобы изображение попало на сетчатку. Для этого используют собирающую линзу (рис. 166,6).

Итак, для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми, рассеивающими линзами. Если, например, человек носит очки, оптическая сила которых равна -0,5 дптр (или -2 дптр, -3,5 дптр), то, значит, он близорукий.

В очках для дальнозорких глаз используют выпуклые, собирающие линзы. Такие очки могут иметь, например, оптическую силу +0,5 дптр, +3 дптр, +4,25 дптр.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока . Глаз и зрение

Дата проведения . 15.05.2018 г.

Технология урока.

Технология погружения в тему учебного занятия

Цель урока : познакомиться с устройством глаза и назначением отдельных его элементов; познакомиться с болезнями глаза и способами коррекции зрения научиться применять знания из биологии к объяснению механизма зрения.

понимание и способность объяснять физические явле­ ния.

умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

определять фокус линзы, фокусное рас­ стояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы.

умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Добиться понимания изучаемого материала

Показать значимость изучаемой темы для сохранения зрения

Научить разбираться в дефектах зрения и способах их лечения

Развивать активную и познавательную деятельность

Научить проводить исследования на различных этапах урока

Планируемые образовательные результаты.

В результате изучения материала учащиеся должны

Знать/понимать:

как устроен глаз

какие дефекты зрения существуют, чем они обусловлены

как сберечь зрение

определять дефекты зрения,

рассчитывать оптическую силу очков

применять полученные знания для сохранения здоровья глаз

Оборудование

Набор по оптике на магнитных держателях для классной доски

Лист бумаги с отверстием и цифрами вокруг

Собирающая линза, экран

Информационное обеспечение:

Ход урока Тип урока – изучение нового материала.

Ход занятия

Организационный момент (2 мин)

Здравствуйте! Садитесь. Начинаем урок.

Изучение нового материала (25 мин)

Наверное, кто-то удивился, что эта тема изучается по физике. Дело в том, что глаз – это оптический прибор, состоящий из глазного яблока шаровидной формы диаметром 23-25 мм и вспомогательных структур (слайд №9) : бровей, ресниц м век. Брови защищают наши глаза от пота; веки и ресницы – от яркого света, от пыли.

Давайте рассмотрим строение глаза (таблица и слайд №5, 6). Снаружи глаз покрыт твердой оболочкой белого цвета – склерой. Она защищает глаз от повреждений. Посмотрите, друг на друга, и вы ее увидите. Передняя часть склеры – роговица, она прозрачна (толщина 0.5 мм), на ней свет преломляется, з роговицей – водянистая влага, затем радужная оболочка (у каждого человека окрашена в свой цвет). В центре радужной оболочки – зрачок. Зрачок – это отверстие. Через него в глаз поступает вся световая информация. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм в зависимости от света. (слайд №8) . За зрачком – хрусталик, двояковыпуклая линза (1.43), прозрачный, плотный. Он может изменять свою форму с помощью мышц, которыми удерживается. За ним – стекловидное тело – прозрачное студенистое образование. Свет проходит через него и попадает на сетчатку, которая состоит из множества окончаний зрительного нерва. На ней получается действительное, перевернутое, уменьшенное изображение предмета. (см. анимацию: изображение мышки на сетчатке глаза).

Вопросы классу:

1. С помощью чего можно получить такое изображение? (ответ: собирающая линза).

2. Как нужно расположить предмет, чтобы его изображение было уменьшенным, действительным, обратным? (ответ: за двойным фокусом).

Почему же мы видим предмет таким, как он есть – не перевернутым? Процесс зрения корректируется мозгом. Английский поэт Уильям Блейк писал:

Но ведь мы рассматриваем, как удаленные, так и близкие предметы, т.е. расположенные на разном расстоянии. Если вы предмет будите располагать по отношению к линзе на разном расстоянии, будет ли изображение предмета всегда уменьшенным и в том же месте? А как сделать так, чтобы изображение всегда было в одном месте и уменьшенным? За счет чего это достигается? (ответ: хрусталик может изменять свои размеры). На основе анимации показываю перемещение мышки по отношению к глазу и наблюдаем изменение формы хрусталика.

Лист белой бумаги 7x7 см с отверстием в середине. Вокруг отверстия по периметру написаны цифры. На классной доске – надпись.

Расположить лист так, чтобы цифры по периметру были хорошо видны. Закрыть один глаз, а вторым смотреть через отверстие в бумаге на текст на доске. Цифры на листе бумаги кажутся размытыми, теряют резкость – они находятся как бы вне фокуса. Затем перевести взгляд на цифры на бумаге – запись на доске будет не четкой.

Какую форму принял хрусталик, когда смотрели вдаль, когда вблизи?

На слайде нарисованы 2 кружочка диаметром 1,8 мм на расстоянии 5–7 см: один – зеленый, другой – красный. Закрыть левый глаз, поместите рисунок на расстоянии 20 см от правого глаза и медленно приближайте глаз к экрану компьютера, смотря на зеленый кружок слева, наступит момент, когда красный кружок исчезнет.

1668 г. Мариотт забавлял придворных короля Людовика 14. Двух вельмож сажали друг против друга и просили рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку. Тогда каждому казалось, что у другого нет головы.

Так как деформация хрусталика может происходить в определенных пределах, то существуют границы, называемые ближней и дальней точкой аккомодации, в пределах которой можно видеть предметы отчетливо.

Какое преимущество дает видение двумя глазами? (видеть предметы более объемно, оценить расстояние до предмета). Левым и правым глазом человек видит по-разному (бинокулярное зрение) .

Расположить карандаш на расстоянии вытянутой руки на луче зрения. Закройте один глаз и запомните, что увидели этим глазом. Теперь поменяйте глаза. Картина осталась той же или изменилась?

Вывод: наши глаза видят по-разному. Информация, которая поступает в мозг, не только обрабатывается, но и корректируется. Значит, мы воспринимаем информацию такой, как ее видит мозг.

И так, при нормальном зрении световые лучи от предметов проходят, преломляясь ,через оптическую систему глаза и дают изображение на сетчатке. 95% людей рождаются с нормальным зрением.

Опыт на доске (из набора по оптике) – демонстрация нормального зрения (слайд №9)

Но могут быть и 2 наиболее распространенных дефекта зрения: близорукость и дальнозоркость. Они бывают врожденные, но могут быть и приобретенными.

При близорукости изображение получается перед сетчаткой.

Опыт (из набора по оптике, а также слайд №9) Показать, что лучи пересекаются перед сетчаткой.

Расстояние наилучшего зрения меньше 25см. Предметы расплывчаты. Причина – более удлиненное глазное яблоко (врожденная) или увеличенная кривизна хрусталика ( неправильный обмен веществ). Исправляется ношением очков с рассеивающими линзами.

Опыт по исправлению близорукости (из набора по оптике и слайд №9)

При дальнозоркости расстояние наилучшего зрения больше 25 см. Изображение получается за сетчаткой. Причины: глазное яблоко укорочено, малая выпуклость хрусталика, старение организма. Близкие предметы видят расплывчато. Исправляется ношением очков с собирающими линзами.

Опыт (из набора по оптике, слайд №9) по исправлению дальнозоркости.

Вопросы классу:

1. Врач выписывает очки с Д = 2 дптр. Какой дефект зрения?

2. Если человек близорукий, очки с какими линзами ему нужны?

3. Как определить фокусное расстояние линзы?

На столах у учащихся лежат линзы. Нужно определить их оптическую силу.

Вопрос классу: прошу посмотреть на меня через линзу и определить, какой дефект зрения корректируется данной линзой.

Решение задачи по рецепту врача (слайд №12)

И так, глаз – живой оптический прибор Мышцы глаза ученика за 1 учебный день испытывают такую же нагрузку, какую мышцы его рук, если бы он поднял штангу над головой весом, предназначенным для среднего профессионала атлета. Чтобы спасти глаза от напряжения, необходима специальная гимнастика.

Гимнастика для глаз.

Зажмурьтесь изо всех сил, потом откройте глаза. 4-5 раз.

30с поглаживать подушечками пальцев.

Водить по кругу. (На интерактивной доске нарисовать круг)

Вытянуть руку вперед. Медленно приблизить палец к носу, а потом обратно. 3 раза.

Памятка при работе на компьютере.

Проверка зрения учащихся (слайд №11)

Глаз обычного человека различает 160 цветов. У художника, красильщика – более 1000 цветов. Еще одним дефектом зрения является цветная слепота, когда глаз не способен различать красные и зеленые цвета. Химик Дальтон его исследовал, поэтому этот дефект зрения получил название – дальтонизм (1% мужчин, 0,5% женщин). Дальтон в 26 лет обнаружил, что плохо отличает красные ягода от травы. Усилиями специалистов изготовлены очки, с помощью которых дальтоник может различать цвета. (слайд №15) Тест на дальтонизм (провести с учащимися класса).

И еще одна особенность зрения – это зрительные иллюзии. Бывают случаи, когда мозг не всегда может оценить зрительную информацию, поэтому возникают зрительные иллюзии. Большинство иллюзий связано с тем, что некоторые предметы или их части воспринимаются не отдельно, а в связи с окружающими предметами.

На компьютере получить на черном фоне белый квадрат в середине, а под ни белую линию. Сосредоточив взгляд на белом квадрате вверху, приблизительно через 30с замечают, что нижняя белая полоса исчезает.

Закрепление новых знаний (10 мин)

Проверочный тест (слайд №14)

Итоги:

И так мы с вами изучили строение глаза; выяснили особенности зрения; узнали, какие дефекты зрения существуют и что делать, чтобы сохранить зрение.

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись,
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела знаний нет!

(Фирдоус, перс. Поэт I в)

Домашнее задание ( 3 мин)

3) это любопытно, стр 215

Спасибо за сотрудничество.

Самоанализ урока

Внешние связи урока.

Урок по данной теме является завершающем уроком изучения нового материала в курсе физики 8 класса. Данный урок – это взаимосвязь физики и биологии. Учащиеся сами научатся определять фокусное расстояние и диоптрии для своего глаза, узнают какие линзы используются при дальнозоркости, а какие при близорукости: данные знания смогут применить на практике, в жизни.

Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Возможности данного класса в целом удовлетворительные, в отдельности есть обучающиеся, у которых высокая мотивация к изучению физики, есть обучающиеся, имеющие знания по физике ниже среднего.

У большинства обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, воспитаны чувства долга, ответственности, взаимовыручки, сотрудничества и другие мотивы учения. На данном уроке учащиеся активно работали, это связано с тем, что ранее на уроке биологии они изучали строение глаза и им было интересно изучить данную тему и со стороны физики.

Учащиеся в ходе урока проявили умения выделять главное, строить логические цепочки действий, сразу смогли применить полученные знания к различным ситуациям.

Активность обучающихся адекватна. Работоспособность класса в целом достаточная. Атмосфера в классе дружеская, уровень словесно - логического мышления достаточный.

Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

Общая организация урока

Этапы урока логически связаны. Проверка знаний учащихся служит основой для дальнейшего изучения темы. Закрепление теоретического материала способствует его лучшему усвоению.

Время урока распределено рационально по этапам.

Урок проводится в кабинете физики, компьютер использовался. Для обеспечения экономичного использования времени на уроке учащиеся отвечали на вопросы с места. Принимали активное участие в диалоге.

Перед началом урока была подготовлена доска, были записаны дата проведения и тема урока, вынесены основные понятия на слайды. Урок был проведен в достаточно быстром темпе. В конце урока были подведены его итоги, активно работающим ученикам поставлены оценки; было задано домашнее задание. Все запланированное на данный урок было осуществлено.

Содержание урока

Объем нового материала оптимальный по учебной программе, базируется на уже имеющуюся в опыте учащихся систему знаний. Изложение материала было последовательным, уровень изложения материала соответствует уровню понимания содержания учениками и уровню сложности изложения содержания в учебнике.

В ходе урока я старалась акцентировать внимание учащихся на основных понятиях, подчеркивая ведущую идею темы. При объяснении материала опиралась на жизненные представления, потребности и интересы учащихся, использовала компьютерную презентацию.

Содержание урока очень хорошо подходит для формирования самостоятельного мышления и активной учебной деятельности, для развития логического мышления школьников и повышения интереса к предмету.

Методическая сторона урока и его оборудование

На данном уроке использовались различные методические приемы, методы и средства: опрос, конспектирование, беседа, лабораторная работа, работа с мультимедиа. Методические приёмы соответствовали возрастным особенностям учащихся, целям, поставленным в начале урока. Видно было, что детям интересно, они внимательно слушали и всё конспектировали.

4. Функциональный анализ урока.

Мои взаимоотношения с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Мне удалось настроить детей на работу, установить необходимый контакт с учащимися, характерный для учёбы микроклимат в классе. Во время беседы я дала возможность ученикам высказать свое мнение. На протяжении урока учила детей быть аккуратными и трудолюбивыми.

Практические упражнения проводились с целью закрепления теоретического материала и осуществлялись при совместном обсуждении и с использованием комментирования.

Во время урока старалась следить за своей речью. Она бала выразительна, что способствовало поддержанию интереса учащихся к уроку, голосом выделяла важные моменты, при объяснении теории точно использовала специальную терминологию.

Оценка конечного результата урока.

Поставленная цель достигнута, я считаю, что не только познакомила учеников с устройством глаза и назначением отдельных его элементов, а так же на практике отработала с ними различные методы определения нарушения зрения, к счастью, большинство учащихся никаких нарушений у себя не определили, в целом урок прошел в дружелюбной атмосфере, весь материал, который я запланировала рассказать детям – выдан, практические задания отработаны.

Немного было тяжело акцентировать внимание детей после фронтальных лабораторных работ.

В целом, я считаю, что урок пошел на хорошем уровне, конечно, в дальнейшем будет легче, так как при проведении урока с большим количеством фронтальных работ учащихся нужно урок отработать не один раз.

Читайте также: