Конспект урока материальная культура казахов

Обновлено: 02.07.2024

Краткое описание: Тип урока - комбинированный. Учащиеся осознают, что материальной культурой принято считать бытовую культуру народа, в состав которой входят: особенности национального жилища; особенности национальной одежды; особенности оружия; особенности национальной кухни; особенн

Тема занятия: Материальная культура казахского народа (1 час)

Общая цель: Изучение особенностей материальной культуры казахского народа.

Образовательная: Рассмотреть казахское жилище, казахскую национальную одежду, казахскую домашнюю мебель и утварь, казахские ремесленные изделия;

Воспитательная: Прививать уважение к культурным достижениям казахов, способствовать развитию толерантности.

Результаты обучения: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.

Ключевые идеи: Материальной культурой принято считать бытовую культуру народа, в состав которой входят: особенности национального жилища; особенности национальной одежды; особенности оружия; особенности национальной кухни; особенности предметов домашнего обихода; обряды и традиции народа. Как известно даже при кажущейся похожести культур нескольких народов у каждой из них в отдельности есть те или иные особенности, отличия. Так культура кочевников разных народностей только на первый взгляд кажется однотипной, на самом деле место проживания, культура соседних народов и другие немаловажные внешние факторы оказывают огромное влияние на формирование культуры народы, в том числе и материальной.

Тип урока: комбинированный.

Культура и внешний лоск -

совершенно разные вещи.

I Организационный момент.

III Изучение нового материала.

Что такое культура? С чем это понятие у вас ассоциируется? Какие виды культуры мы можем выделить? Что относится к материальной культуре? Каковы особенности материальной культуры? Что к духовной культуре? Как вы понимаете эпиграф урока?

Попробуйте ответить на открытые тесты:

1.Основным жилищем казахского народа была.

2. Юрты по размерам были: 4-канатными, .

3. По убранству юрты назывались.

4. Самая высокая часть юрты, служившая навершием, остовом называлась.

5. Казахи глубоко почитали порог юрты.

6. К казахской национальной одежде относятся.

7. Тон бывает двух видов.

8. Разновидностей шапана много.

9. Домашнюю мебель составляли.

10. Из кожи, дерева умельцы изготовляли предметы домашнего обихода.

3. 3 прилагательных

VI Объяснение домашнего задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

способствовать формированию устойчивых знаний о материальной культуре казахского народа, научить анализировать, сравнивать, отслеживать динамику изменений, продолжить формирование умения логически излагать исторические факты.

Убедить в рациональности и целесообразности организации быта казахского народа.

Формирование коммуникативных навыков.

Оборудование: иллюстрации учебника

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид урока: урок- путешествие.

Ход урока: орг.момент.

вступительное слово учителя: сегодня на уроке мы продолжаем изучение материальной культуры казахского народа, нам необходимо выявить особенности быта, оценить рациональность организации казахского аула. Для этого вы отправитесь в путешествие по различным регионам государства, но прежде, чем мы с вами это сделаем, давайте повторим все, что вы знаете об обстановке в государстве.

Проверка изученного ранее:

  1. Когда произошло восстание Кенесары Касымулы?
  2. Сколько длилась борьба казахов под руководством Есет Котибарулы?
  3. Какой тактики придерживались участники восстания в Присырдарьинском регионе?
  4. Что такое форт?
  5. Что такое шариат?

Ответы на контурах :

3. нападения на форпосты небольшими группами

4. военное укрепление

5. свод законов ислама

Второй ученик совмещает даты и события и расставляет их в хронологическом порядке, для этого :

Начало восстания Кенесары Касымулы

Избрание Кенесары ханом Казахского ханства

Вторжение Кенесары на территорию Кыргыстана

Окончание восстания Есета Котибарулы

Борьба Жанкожи Нурмухамедулы против царского правительства

Сражение у оз. Жанкара

Причины поражения восстаний в Казахском ханстве

превосходство сил царской

фронтальная беседа с классом (проходит одновременно)

  • Каковы причины выступления присырдарьинских казахов против среднеазиатских государств?
  • Расскажите о ходе выступлений батыра Жанкожи против царизма.
  • Какие действия предпринимал батыр Есет Котибарулы против царского правительства?
  • Опишите обстоятельства гибелт Жанкожи Нурмухамедулы.

Работа в группах

Группа №3 рассказывает о бедствиях во время джута и борьбе с болезнями скота: ящур, сибирская язва, чесотка, оспа, чума, а также характеризует такую традицию как пал.

Группа №4 оценивает переход казахов к сенокошению и оседлому образу жизни, выявляет причины изменения в укладе и быте. Дает характеристику богарному земледелию с использованием плугов и борон, а в зоне орошаемого земледелия чигирь и атпа.

  1. Определите, как происходили названия аулов.
  2. Почему казахам строго запрещалось рубить живое дерево?
  3. Почему казахская лошадь ценилась среди русских переселенцев?

П- я считаю, что……

О- потому, что…….

П- могу это доказать…..

С- исходя из этого могу сделать вывод….

Домашнее задание § 24

Тема: Материальная культура казахского народа

способствовать формированию устойчивых знаний о материальной культуре казахского народа, научить анализировать, сравнивать, отслеживать динамику изменений, продолжить формирование умения логически излагать исторические факты.

Убедить в рациональности и целесообразности организации быта казахского народа.

Формирование коммуникативных навыков.

Оборудование: иллюстрации учебника

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид урока: урок- путешествие.

Ход урока: орг.момент.

вступительное слово учителя: сегодня на уроке мы продолжаем изучение материальной культуры казахского народа, нам необходимо выявить особенности быта, оценить рациональность организации казахского аула. Для этого вы отправитесь в путешествие по различным регионам государства, но прежде, чем мы с вами это сделаем, давайте повторим все, что вы знаете об обстановке в государстве.

Проверка изученного ранее:

Когда произошло восстание Кенесары Касымулы?

Сколько длилась борьба казахов под руководством Есет Котибарулы?

Какой тактики придерживались участники восстания в Присырдарьинском регионе?

Что такое шариат?

Ответы на контурах :

3. нападения на форпосты небольшими группами

4. военное укрепление

5. свод законов ислама

Второй ученик совмещает даты и события и расставляет их в хронологическом порядке, для этого :

Начало восстания Кенесары Касымулы

Избрание Кенесары ханом Казахского ханства

Вторжение Кенесары на территорию Кыргыстана

Окончание восстания Есета Котибарулы

Борьба Жанкожи Нурмухамедулы против царского правительства

Сражение у оз. Жанкара

превосходство сил царской

Причины поражения восстаний в Казахском ханстве





локальность выступлений устаревшая тактика, слабое вооружение

фронтальная беседа с классом (проходит одновременно)

Каковы причины выступления присырдарьинских казахов против среднеазиатских государств?

Расскажите о ходе выступлений батыра Жанкожи против царизма.

Какие действия предпринимал батыр Есет Котибарулы против царского правительства?

Опишите обстоятельства гибелт Жанкожи Нурмухамедулы.

Работа в группах

Группа №3 рассказывает о бедствиях во время джута и борьбе с болезнями скота: ящур, сибирская язва, чесотка, оспа, чума, а также характеризует такую традицию как пал.

Группа №4 оценивает переход казахов к сенокошению и оседлому образу жизни, выявляет причины изменения в укладе и быте. Дает характеристику богарному земледелию с использованием плугов и борон, а в зоне орошаемого земледелия чигирь и атпа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема занятия : Материальная культура казахского народа (1 час)

Общая цель : Изучение особенностей материальной культуры казахского народа.

Образовательная : Рассмотреть казахское жилище, казахскую национальную одежду, казахскую домашнюю мебель и утварь, казахские ремесленные изделия;

Воспитательная : Прививать уважение к культурным достижениям казахов, способствовать развитию толерантности.

Результаты обучения : сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.

Ключевые идеи : Материальной культурой принято считать бытовую культуру народа, в состав которой входят: особенности национального жилища; особенности национальной одежды; особенности оружия; особенности национальной кухни; особенности предметов домашнего обихода; обряды и традиции народа. Как известно даже при кажущейся похожести культур нескольких народов у каждой из них в отдельности есть те или иные особенности, отличия. Так культура кочевников разных народностей только на первый взгляд кажется однотипной, на самом деле место проживания, культура соседних народов и другие немаловажные внешние факторы оказывают огромное влияние на формирование культуры народы, в том числе и материальной.

Тип урока : комбинированный.

Культура и внешний лоск —

совершенно разные вещи.

Ход занятия:

I Организационный момент.

III Изучение нового материала.

Что такое культура? С чем это понятие у вас ассоциируется? Какие виды культуры мы можем выделить? Что относится к материальной культуре? Каковы особенности материальной культуры? Что к духовной культуре? Как вы понимаете эпиграф урока?

Попробуйте ответить на открытые тесты:

1.Основным жилищем казахского народа была.

2. Юрты по размерам были: 4-канатными, .

3. По убранству юрты назывались.

4. Самая высокая часть юрты, служившая навершием, остовом называлась.

5. Казахи глубоко почитали порог юрты.

6. К казахской национальной одежде относятся.

7. Тон бывает двух видов.

8. Разновидностей шапана много.

9. Домашнюю мебель составляли.

10. Из кожи, дерева умельцы изготовляли предметы домашнего обихода.

3. 3 прилагательных

VI Объяснение домашнего задания.

Обучающая: дать учащимся общее представление и ознакомить их с материальной культурой казахского народа.

Развивающаяся: расширить знания учащихся о материальной культуре. Сформировать самостоятельное представление учащихся о соотношении национальной культуры казахского народа с мировой культурой.

Воспитательная: воспитывать уважение к богатой культуре казахского народа.

Наглядности: рисунки с изображениями образцов материальной культуры (национальная одежда, предметы домашнего ремесла, макет юрты).

Тип урока: комбинированный.

ВложениеРазмер
urok_1.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории Казахстана в 5 классе

Учитель: Зарипова А.А., школа-гимназия №17 г.Актобе, Казахстан

Тема: Материальная культура казахского народа.

Обучающая: дать учащимся общее представление и ознакомить их с материальной культурой казахского народа.

Развивающаяся: расширить знания учащихся о материальной культуре. Сформировать самостоятельное представление учащихся о соотношении национальной культуры казахского народа с мировой культурой.

Воспитательная: воспитывать уважение к богатой культуре казахского народа.

Наглядности: рисунки с изображениями образцов материальной культуры (национальная одежда, предметы домашнего ремесла, макет юрты).

Читайте также: