Конспект урока материальная культура казахов
Обновлено: 02.07.2024
Краткое описание: Тип урока - комбинированный. Учащиеся осознают, что материальной культурой принято считать бытовую культуру народа, в состав которой входят: особенности национального жилища; особенности национальной одежды; особенности оружия; особенности национальной кухни; особенн
Тема занятия: Материальная культура казахского народа (1 час)
Общая цель: Изучение особенностей материальной культуры казахского народа.
Образовательная: Рассмотреть казахское жилище, казахскую национальную одежду, казахскую домашнюю мебель и утварь, казахские ремесленные изделия;
Воспитательная: Прививать уважение к культурным достижениям казахов, способствовать развитию толерантности.
Результаты обучения: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.
Ключевые идеи: Материальной культурой принято считать бытовую культуру народа, в состав которой входят: особенности национального жилища; особенности национальной одежды; особенности оружия; особенности национальной кухни; особенности предметов домашнего обихода; обряды и традиции народа. Как известно даже при кажущейся похожести культур нескольких народов у каждой из них в отдельности есть те или иные особенности, отличия. Так культура кочевников разных народностей только на первый взгляд кажется однотипной, на самом деле место проживания, культура соседних народов и другие немаловажные внешние факторы оказывают огромное влияние на формирование культуры народы, в том числе и материальной.
Тип урока: комбинированный.
Культура и внешний лоск -
совершенно разные вещи.
I Организационный момент.
III Изучение нового материала.
Что такое культура? С чем это понятие у вас ассоциируется? Какие виды культуры мы можем выделить? Что относится к материальной культуре? Каковы особенности материальной культуры? Что к духовной культуре? Как вы понимаете эпиграф урока?
Попробуйте ответить на открытые тесты:
1.Основным жилищем казахского народа была.
2. Юрты по размерам были: 4-канатными, .
3. По убранству юрты назывались.
4. Самая высокая часть юрты, служившая навершием, остовом называлась.
5. Казахи глубоко почитали порог юрты.
6. К казахской национальной одежде относятся.
7. Тон бывает двух видов.
8. Разновидностей шапана много.
9. Домашнюю мебель составляли.
10. Из кожи, дерева умельцы изготовляли предметы домашнего обихода.
3. 3 прилагательных
VI Объяснение домашнего задания.
способствовать формированию устойчивых знаний о материальной культуре казахского народа, научить анализировать, сравнивать, отслеживать динамику изменений, продолжить формирование умения логически излагать исторические факты.
Убедить в рациональности и целесообразности организации быта казахского народа.
Формирование коммуникативных навыков.
Оборудование: иллюстрации учебника
Тип урока: изучение новых знаний.
Вид урока: урок- путешествие.
Ход урока: орг.момент.
вступительное слово учителя: сегодня на уроке мы продолжаем изучение материальной культуры казахского народа, нам необходимо выявить особенности быта, оценить рациональность организации казахского аула. Для этого вы отправитесь в путешествие по различным регионам государства, но прежде, чем мы с вами это сделаем, давайте повторим все, что вы знаете об обстановке в государстве.
Проверка изученного ранее:
- Когда произошло восстание Кенесары Касымулы?
- Сколько длилась борьба казахов под руководством Есет Котибарулы?
- Какой тактики придерживались участники восстания в Присырдарьинском регионе?
- Что такое форт?
- Что такое шариат?
Ответы на контурах :
3. нападения на форпосты небольшими группами
4. военное укрепление
5. свод законов ислама
Второй ученик совмещает даты и события и расставляет их в хронологическом порядке, для этого :
Начало восстания Кенесары Касымулы
Избрание Кенесары ханом Казахского ханства
Вторжение Кенесары на территорию Кыргыстана
Окончание восстания Есета Котибарулы
Борьба Жанкожи Нурмухамедулы против царского правительства
Сражение у оз. Жанкара
Причины поражения восстаний в Казахском ханстве
превосходство сил царской
фронтальная беседа с классом (проходит одновременно)
- Каковы причины выступления присырдарьинских казахов против среднеазиатских государств?
- Расскажите о ходе выступлений батыра Жанкожи против царизма.
- Какие действия предпринимал батыр Есет Котибарулы против царского правительства?
- Опишите обстоятельства гибелт Жанкожи Нурмухамедулы.
Работа в группах
Группа №3 рассказывает о бедствиях во время джута и борьбе с болезнями скота: ящур, сибирская язва, чесотка, оспа, чума, а также характеризует такую традицию как пал.
Группа №4 оценивает переход казахов к сенокошению и оседлому образу жизни, выявляет причины изменения в укладе и быте. Дает характеристику богарному земледелию с использованием плугов и борон, а в зоне орошаемого земледелия чигирь и атпа.
- Определите, как происходили названия аулов.
- Почему казахам строго запрещалось рубить живое дерево?
- Почему казахская лошадь ценилась среди русских переселенцев?
П- я считаю, что……
О- потому, что…….
П- могу это доказать…..
С- исходя из этого могу сделать вывод….
Домашнее задание § 24
Тема: Материальная культура казахского народа
способствовать формированию устойчивых знаний о материальной культуре казахского народа, научить анализировать, сравнивать, отслеживать динамику изменений, продолжить формирование умения логически излагать исторические факты.
Убедить в рациональности и целесообразности организации быта казахского народа.
Формирование коммуникативных навыков.
Оборудование: иллюстрации учебника
Тип урока: изучение новых знаний.
Вид урока: урок- путешествие.
Ход урока: орг.момент.
вступительное слово учителя: сегодня на уроке мы продолжаем изучение материальной культуры казахского народа, нам необходимо выявить особенности быта, оценить рациональность организации казахского аула. Для этого вы отправитесь в путешествие по различным регионам государства, но прежде, чем мы с вами это сделаем, давайте повторим все, что вы знаете об обстановке в государстве.
Проверка изученного ранее:
Когда произошло восстание Кенесары Касымулы?
Сколько длилась борьба казахов под руководством Есет Котибарулы?
Какой тактики придерживались участники восстания в Присырдарьинском регионе?
Что такое шариат?
Ответы на контурах :
3. нападения на форпосты небольшими группами
4. военное укрепление
5. свод законов ислама
Второй ученик совмещает даты и события и расставляет их в хронологическом порядке, для этого :
Начало восстания Кенесары Касымулы
Избрание Кенесары ханом Казахского ханства
Вторжение Кенесары на территорию Кыргыстана
Окончание восстания Есета Котибарулы
Борьба Жанкожи Нурмухамедулы против царского правительства
Сражение у оз. Жанкара
превосходство сил царской
Причины поражения восстаний в Казахском ханстве
локальность выступлений устаревшая тактика, слабое вооружение
фронтальная беседа с классом (проходит одновременно)
Каковы причины выступления присырдарьинских казахов против среднеазиатских государств?
Расскажите о ходе выступлений батыра Жанкожи против царизма.
Какие действия предпринимал батыр Есет Котибарулы против царского правительства?
Опишите обстоятельства гибелт Жанкожи Нурмухамедулы.
Работа в группах
Группа №3 рассказывает о бедствиях во время джута и борьбе с болезнями скота: ящур, сибирская язва, чесотка, оспа, чума, а также характеризует такую традицию как пал.
Группа №4 оценивает переход казахов к сенокошению и оседлому образу жизни, выявляет причины изменения в укладе и быте. Дает характеристику богарному земледелию с использованием плугов и борон, а в зоне орошаемого земледелия чигирь и атпа.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема занятия : Материальная культура казахского народа (1 час)
Общая цель : Изучение особенностей материальной культуры казахского народа.
Образовательная : Рассмотреть казахское жилище, казахскую национальную одежду, казахскую домашнюю мебель и утварь, казахские ремесленные изделия;
Воспитательная : Прививать уважение к культурным достижениям казахов, способствовать развитию толерантности.
Результаты обучения : сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.
Ключевые идеи : Материальной культурой принято считать бытовую культуру народа, в состав которой входят: особенности национального жилища; особенности национальной одежды; особенности оружия; особенности национальной кухни; особенности предметов домашнего обихода; обряды и традиции народа. Как известно даже при кажущейся похожести культур нескольких народов у каждой из них в отдельности есть те или иные особенности, отличия. Так культура кочевников разных народностей только на первый взгляд кажется однотипной, на самом деле место проживания, культура соседних народов и другие немаловажные внешние факторы оказывают огромное влияние на формирование культуры народы, в том числе и материальной.
Тип урока : комбинированный.
Культура и внешний лоск —
совершенно разные вещи.
Ход занятия:
I Организационный момент.
III Изучение нового материала.
Что такое культура? С чем это понятие у вас ассоциируется? Какие виды культуры мы можем выделить? Что относится к материальной культуре? Каковы особенности материальной культуры? Что к духовной культуре? Как вы понимаете эпиграф урока?
Попробуйте ответить на открытые тесты:
1.Основным жилищем казахского народа была.
2. Юрты по размерам были: 4-канатными, .
3. По убранству юрты назывались.
4. Самая высокая часть юрты, служившая навершием, остовом называлась.
5. Казахи глубоко почитали порог юрты.
6. К казахской национальной одежде относятся.
7. Тон бывает двух видов.
8. Разновидностей шапана много.
9. Домашнюю мебель составляли.
10. Из кожи, дерева умельцы изготовляли предметы домашнего обихода.
3. 3 прилагательных
VI Объяснение домашнего задания.
Обучающая: дать учащимся общее представление и ознакомить их с материальной культурой казахского народа.
Развивающаяся: расширить знания учащихся о материальной культуре. Сформировать самостоятельное представление учащихся о соотношении национальной культуры казахского народа с мировой культурой.
Воспитательная: воспитывать уважение к богатой культуре казахского народа.
Наглядности: рисунки с изображениями образцов материальной культуры (национальная одежда, предметы домашнего ремесла, макет юрты).
Тип урока: комбинированный.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории Казахстана в 5 классе
Учитель: Зарипова А.А., школа-гимназия №17 г.Актобе, Казахстан
Тема: Материальная культура казахского народа.
Обучающая: дать учащимся общее представление и ознакомить их с материальной культурой казахского народа.
Развивающаяся: расширить знания учащихся о материальной культуре. Сформировать самостоятельное представление учащихся о соотношении национальной культуры казахского народа с мировой культурой.
Воспитательная: воспитывать уважение к богатой культуре казахского народа.
Наглядности: рисунки с изображениями образцов материальной культуры (национальная одежда, предметы домашнего ремесла, макет юрты).
Читайте также: