Физический смысл производной конспект
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 11 класс
Урок №10. Определение производной. Физический смысл производной.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
1) Определение производной;
2) Физический смысл производной;
2) Приращение функции;
3) Скорость материальной точки в заданный момент времени по данному закону движения.
Глоссарий по теме
Пусть функция y=f(x) определена в точках x0 и x1. Разность x1−x0 называют приращением аргумента (при переходе от точки x0 к точке x1), а разность f(x1)-f(x0) называют приращением функции.
Определение. Производной функции называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю.
Основная литература:
Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. – М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература:
Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. – М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Изучая поведение функции y=f(x) около конкретной точки x0, важно знать, как меняется значение функции при изменении значения аргумента. Для этого используют понятия приращений аргумента и функции.
Пусть функция y=f(x) определена в точках x0 и x1. Разность x1−x0 называют приращением аргумента (при переходе от точки x0 к точке x1), а разность f(x1)-f(x0) называют приращением функции.
Приращение аргумента обозначают Δx (читают: дельта икс; Δ — прописная буква греческого алфавита "дельта"; соответствующая строчная буква пишется так: δ). Приращение функции обозначают Δy или Δf.
Нельзя истолковывать термин "приращение" как "прирост".
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Найдем приращение Δx и Δf в точке x0, если f(x)= x 2 , x0=2 и х=1,9
Δf= f(1,9) –f(2)=1,9 2 -2 2 =-0,39
Ответ: Δx=-0,1; Δf =-0,39
Найдем приращение Δx и Δf в точке x0, если f(x)= x 2 , x0=2 и х=2,1
Δf= f(1,9) –f(2)=2,1 2 -2 2 =0,41
Ответ: Δx=0,1; Δf =0,41
Найдем приращение Δf функции в точке x0,если приращение аргумента равно x0.
по формуле (1) находим:
С помощью введенных обозначений приращений удобно также выражать среднюю скорость движения за промежуток времени [t0; t0+∆t]. Если точка движется по прямой и известна ее координата x(t), то
Эта формула верна и для ∆t
Аналогично выражение называют средней скорость изменения функции на промежутке с концами х0 и х0+∆х.
Определение. Производной функции называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю.
Обозначение: y’ или f’(x)
Если функция f(x) имеет производную в точке х, то эта функция называется дифференцируемой в этой точке. Если функция f(x) имеет производную в каждой точке некоторого промежутка, то эта функция дифференцируема на этом промежутке. Операция нахождения производной называется дифференцированием.
Схема вычисления производной функции
- Разделить приращение функции на приращение аргумента:
- Найти предел отношения приращения функции к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю.
Вычислить производную функции y=x 2
Решение: Используем схему вычисления производной по действиям:
Физический смысл производной: если положение точки при её движении задаётся функцией пути S(t), где t – время движения, то производная функции S есть мгновенная скорость движения в момент времени t: v(t)=S’(t).
Таким образом, скорость – есть производная от пути по времени.
Точка движется по закону s(t)=1-2t. Найдите среднюю скорость движения за промежуток времени от t=0,8 до t=1.
Необходимое и достаточное условие дифференцируемости
Теорема 1. Для того, чтобы функция f(x) была дифференцируема в точке x0, необходимо и достаточно, чтобы в этой точке она имела конечную производную. Следствие. Функция, дифференцируемая в точке, непрерывна в этой точке.
Замечание. Дифференциалом dx независимой переменной будем считать приращение Δx, т.е. dx ≡ Δx.
Тип урока: Урок освоения новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Содержание урока: §5 учебника пункт 21, стр. 137-142.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник.
Структура урока:
- Организационный момент, постановка цели урока
- Изучение нового материала
- Первичное закрепление нового материала
- Самостоятельная работа
- Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент, постановка цели урока (2 мин.)
II. Изучение нового материала (10 мин.)
Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с правилами вычисления производных, научились находить производные линейной, степенной, тригонометрических функций. Узнали, в чем заключается геометрический смысл производной. Сегодня на уроке мы узнаем, где в физике применяется данное понятие.
Для этого вспомним определение производной (Слайд 2)
Теперь обратимся к курсу физики (Слайд 3)
Учащиеся рассуждают, вспоминают физические понятия и формулы.
Пусть тело движется по закону S(t)= f(t) Рассмотрим путь, пройденный телом за время от t0 до t0+ Δ t, где Δt – приращение аргумента. В момент времени t0 телом пройден путь S(t0), в момент t0+Δt – путь S(t0 +Δt). Поэтому за время Δt тело прошло путь S(t0+Δt) –S(t0), т.е. мы получили приращение функции. Средняя скорость движения тела за этот промежуток времени υ==
Чем меньше промежуток времени t, тем точнее мы можем узнать, с какой скоростью движется тело в момент t. Устремив t →0, получим мгновенную скорость – числовое значение скорости в момент t этого движения.
υ= , при Δt→0 скорость – есть производная от пути по времени.
Слайд 4
Вспомним определение ускорения.
Применяя изложенный выше материал можно сделать вывод, что при t а(t)= υ’(t) ускорение – есть производная от скорости.
Далее на интерактивной доске появляются формулы силы тока, угловой скорости, ЭДС и т.д. Учащиеся дописывают мгновенные значения данных физических величин через понятие производной. (При отсутствии интерактивной доски использовать презентацию)
Вывод формулируют учащиеся.
Вывод: (Слайд 9) Производная – это есть скорость изменения функции. (Функции пути, координаты, скорости, магнитного потока и т.д.)
Учитель: Мы видим, что связь между количественными характеристиками самых различных процессов исследуемых физикой, техническими науками, химией, аналогична связи между путем и скоростью. Можно привести множество задач, для решения которых также необходимо находить скорость изменения некоторой функции, например: нахождение концентрации раствора в определенный момент, нахождение расхода жидкости, угловой скорости вращения тела, линейной плотности в точке и т.д. Некоторые из таких задач мы сейчас решим.
III. Закрепление полученных знаний (работа в группах) (15 мин.)
С последующим разбором у доски
Перед решением задач уточнить единицы измерения физических величин.
Задание 1 группе
Точка движется по закону s(t)=2t³-3t (s – путь в метрах, t – время в секундах). Вычислите скорость движения точки, ее ускорение в момент времени 2с
Задание 2 группе
Маховик вращается вокруг оси по закону φ(t)= t 4 -5t. Найдите его угловую скорость ω в момент времени 2с (φ – угол вращения в радианах, ω – угловая скорость рад/с)
Дано: | Решение: |
φ(t)=t 4 -5t t=2с ______________ φ(2)=? | ω(t)= φ’(t) ω(t)=(t 4 -5t)’= 4t³-5 ω(2)=4·2³-5=32-5=27рад/c Ответ: ω(2)= 27рад/c |
Задание 3 группе
Тело массой 2 кг движется прямолинейно по закону х(t)=2-3t+2t²
Найдите скорость тела и его кинетическую энергию через 3с после начала движения. Какая сила действует на тело в этот момент времени? (t измеряется в секундах, х – в метрах)
Задание 4
Точка совершает колебательные движения по закону х(t)=2sin3t. Докажите, что ускорение пропорционально координате х.
Дано: | Решение: |
х (t)= 2sin3t ______________ а(t) | a(t)=υ’(t)=х’’(t); υ(t)=х’(t); υ(t)=(2sin3t)’=6cos3t a(t)=(6cos3t)’=-18 sin3t=-9·х(t) Ответ: a(t)=-9·х(t) |
IV. Самостоятельное решение задач №272, 274, 275, 277
Производной функции в точке называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента при , если этот предел существует.
Но нет необходимости каждый раз пользоваться этим определением для нахождения производной…
Геометрический смысл производной
Если мы рассмотрим прямоугольный треугольник , то заметим, что есть .
Производная в точке равна тангенсу угла наклона касательной к графику функции в этой точке:
где – угол наклона касательной (проведенной к в т. )
Физический смысл производной
Если точка движется вдоль оси и ее координаты изменяются по закону , то мгновенная скорость точки :
Пример. Материальная точка движется прямолинейно по закону , где — расстояние от точки отсчета в метрах, — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени .
Повторить основные формулы и правила дифференцирования.
Рассмотреть на примерах решения практических задач, как применяется производная в химии, физике, биологии, экономике.
Тема урока:
Физический смысл производной в решении задач
Повторить основные формулы и правила дифференцирования.
Рассмотреть на примерах решения практических задач, как применяется производная в химии, физике, биологии, экономике.
Прежде чем вспомнит какую тему этого урока мы определили на предыдущем занятии, я предлагаю вам выполнить тестовое задание. Вам необходимо в течении 3-х минут определить ключевое слово сегодняшнего урока. Выполнив задание. запишите получившееся слово в таблицу. Желаю вам успеха. (ученики работают над расшифровкой слова)
Найдите производную функции:
у = х - 4
у = х -
у = х 5 + 3х 4 -2х – 5
И 1 +
3 2x 2
Ф 12x 2
Ю
С 1 -
Я 5х 4 +12х 3 – 2
К -
Н
Л x 3
М 4x 3
-Какое слово у вас получилось? (флюксия) В течении урока вы работаете с листом самооценивания, не забывая оценивать себя после каждого этапа урока.
- Что это означает?
Исаак Ньютон (1642-1727) один из создателей дифференциального исчисления.
Ньютон ввёл понятие производной, изучая законы механики, тем самым раскрыл её физический и механический смысл.
Интересно: Исаак Ньютон называл производную флюксией, а саму функцию - флюентой.
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о производной, и не только.
Предлагаю вам решить задачу:
Мама с своей дочкой гуляла в парке. Девочка захотела покататься на каруселях, а мама решила сфотографировать дочку. Вращение карусели совершается по закону φ(t)=1/9t³-2/5t². Фотография может быть хорошего качества только при ускорении равном 3 м/с². В какой момент времени необходимо сделать снимок?
Проанализируем условие задачи и вопрос .(известен закон движения карусели и задано ускорение)
Какие величины характеризуют условие задачи? (физические величины: скорость, время, ускорение)
Какое свойство производной функции может нам помочь выявить закономерности между этими величинами и поможет решить задачу? (Физический смысл производной).
Запишем тему урока в тетради " Физический смысл производной в решении задач".
Вспомним физический смысл производной.
Если известен закон движения
материальной точки (тела)
x(t), s(t) или φ(t), то мгновенная
скорость в момент времени t
вычисляется по формуле
а ускорение a(t) = v׳(t)= x׳׳(t).
Прежде чем мы продолжим решение предложенной вам задачи, обратимся к таблице №1 в которой представлены задачи из открытого банка ЕГЭ, в решении которых используется физический смысл производной. Вспомним этапы решения этих задач проговаривая и фиксируя в правом столбце таблицы пошаговый алгоритм решения каждой задачи.
Попробуем составить таблицу-алгоритм решения вместе (проговариваем вместе, решение задачи на доске сравниваем с эталоном на экране, исправляем неточности и ошибки).
№1. При движении тела по прямой расстояние S(км) от начальной точки меняется по закону S(t) = 8t +t³ . Найдите формулу для вычисления скорости в любой момент времени и вычислите её при t= 2 с.
Определим, по какому закону изменяется скорость тела, применяя физический смысл производной
v(t) = S ׳(t)
По условию задачи, время равно 2 секунды, Вычисляя значение полученного выражения при t= 2 с. отвечаем на поставленный вопрос.
№2. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t) = 1/6t² + 5t + 28 (где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения).
В какой момент времени её скорость будет равна 6 м/с?
Определим, по какому закону изменяется скорость тела, применяя физический смысл производной
По условию задачи, скорость равна 6 м/с. Тогда полученное выражение приравниваем к 6, т.е. получаем уравнения, при решении которого отвечаем на поставленный вопрос.
№3. Материальная точка движется прямолинейно по закону S(t) = t³ -3/2t² + 2t - 1 (где S — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеряемое с начала движения).
В какой момент времени её ускорение будет равно 9 м/с²?
Определим, по какому закону изменяется скорость тела, применяя физический смысл производной:
v(t) = S ׳(t)=3t²-3t +2
Определим, по какому закону изменяется ускорение данного тела, применяя механический смысл производной:
По условию задачи, ускорение равно 9 м/с² , тогда полученное выражение приравниваем к 9, т.е. получаем уравнения, при решении которого отвечаем на поставленный вопрос.
Проверим решение задач на слайде.
А теперь вернёмся к предложенной ранее задаче и сравним её условие с условиями уже решённых задач. По какому из алгоритмов можно решить эту задачу?
Решают самостоятельно ( проверяем со слайда)
v(t) = φ ׳(t)=1/3t²-5t
a(t)=v´(t) = 2/3t -5
2/3t -5= 3
Ответ: фотографировать девочку необходимо на 12 секунде.
Итак, мы решили задачу связанную с реальной жизненной ситуацией.
Рассмотрим ещё несколько примеров применения производной в процессах и явлениях реального мира.
Читайте также: