Из русской литературы 18 века конспект ломоносов

Обновлено: 07.07.2024

познакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание и художественные особенности произведения; обучение выразительному чтению; развивать умения находить в тексте юмористические моменты.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

У М. В. Ломоносова необычная биография. Родился он в 1711 г. в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны Сивковой.

Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за щекой гривенник.

В 19 лет Михаил Ломоносов попал в Москву. Обстоятельства сложились так, что ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения.

В академии курс обучения составлял 8 лет, Ломоносов же прошел этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках, и в 1736 г. был направлен в Германию для изучения точных наук: физики, химии, механики, горного дела, языков. В 1741 г. обучение было закончено, и Ломоносов вернулся в Петербург.

С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант ученого проникает в различные области знаний. В 1755 г. в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.

Позже М. В. Ломоносов за свой колоссальный вклад в науки будет достоен звания академика.

II. Знакомство со статьей о великом русском ученом в учебнике.

III. Словарная работа.

Астр ó ном – астроном (ученый).

Весьма – очень сильно.

В жару – в пылу спора (сильно).

Слыл – все его знали.

Коперник – польский астроном.

Птолемей – древнегреческий астроном.

Очаг – место, где разводят огонь, для приготовления пищи.

IV. Выразительное чтение стихотворения учителем наизусть.

V. Самостоятельное чтение учащимися стихотворного текста.

Учитель помогает ребятам отметить паузы, логическое ударение, лучше понять ритм произведения.

VI. Работа по вопросам 1, 2, 3 (учебник, с. 53).

Дополнительный вопрос : В какой момент чтения стихотворения вы улыбнулись, понимая шутливость сказанного?

VII. Обобщение.

Чтение высказываний о Ломоносове.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

5 класс литература 04.10.16

Цели : познакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание и художественные особенности произведения; обучение выразительному чтению; развивать умения находить в тексте юмористические моменты.

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельностити, участвует в творческом, созидательном процессе, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

I. Вступительное слово учителя.

У М. В. Ломоносова необычная биография. Родился он в 1711 г. в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны Сивковой.

Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за щекой гривенник.

В 19 лет Михаил Ломоносов попал в Москву. Обстоятельства сложились так, что ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения.

В академии курс обучения составлял 8 лет, Ломоносов же прошел этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках, и в 1736 г. был направлен в Германию для изучения точных наук: физики, химии, механики, горного дела, языков. В 1741 г. обучение было закончено, и Ломоносов вернулся в Петербург.

С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант ученого проникает в различные области знаний. В 1755 г. в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.

Позже М. В. Ломоносов за свой колоссальный вклад в науки будет достоен звания академика.

II. Знакомство со статьей о великом русском ученом в учебнике.

III. Словарная работа.

Астрóном – астроном (ученый).

Весьма – очень сильно.

В жару – в пылу спора (сильно).

Слыл – все его знали.

Коперник – польский астроном.

Птолемей – древнегреческий астроном.

Очаг – место, где разводят огонь, для приготовления пищи.

IV. Выразительное чтение стихотворения учителем.

V. Самостоятельное чтение учащимися стихотворного текста.

Учитель помогает ребятам отметить паузы, логическое ударение, лучше понять ритм произведения.

VI. Работа по вопросам 1, 2, 3 (учебник, с. 53).

Дополнительный вопрос : В какой момент чтения стихотворения вы улыбнулись, понимая шутливость сказанного?

VII. Обобщение.

Чтение высказываний о Ломоносове.



Ломоносов в литературе 18 века был одной из самых видных фигур. Впрочем, как и во многих других сферах. Удивительной личностью по силе дарования и его универсализму является Ломоносов. В литературе, физике, механике, металлургии, химии, географии, астрономии, языковедении - везде он оставил свой след, сделал множество открытий. Предлагаем познакомиться со вкладом, который он внес в словесное творчество.

Образованность Ломоносова, особенность творчества

ломоносов в литературе

Его образованность носила энциклопедический характер. Ломоносов знал греческий и латынь, различные европейские языки, был знаком с античным наследием и мировой литературой. Михаил Васильевич, кроме того, был силен в естественнонаучных трудах и церковнославянской книжности. Все это делает его причастным почти ко всем культурным сферам своего времени. Примечательно и то, что его творчество, являясь синтезом достижений российского, европейского и античного обществ, глубоко национально.

Борьба с "иностранщиной"

Ломоносов в литературе и русском языке осуществил множество реформ и преобразований. Одной из них была борьба с "иностранщиной". Михаил Васильевич заметил, что русский язык сильно засорен различными иностранными словами, а также обветшалыми, устаревшими церковнославянскими выражениями. Он решил очистить его, раскрыть его богатства. Ломоносов задумал развить на народной основе литературный язык. Он пошел по пути сочетания ценного в русском и славянском языках.

вклад ломоносова в литературу и русский язык

Борьба Михаила Васильевича с "иностранщиной" сыграла большую роль. Благодаря ей укрепился русский национальный язык. Ломоносов был знатоком множества языков и гениальным ученым. Он смог найти подходящие русские слова для научных понятий. Так Михаил Васильевич заложил основу научного и технического словаря. Многие научные выражения, составленные им, прочно вошли в обиход и используются и сегодня.

"Витиеватый слог" Ломоносова

"Витиеватый слог", который использовал Ломоносов в литературе, - это не результат "античных прививок" родному языку, как в писаниях Тредиаковского. Это естественная попытка переосмыслить достижения древнерусской литературы в непростые для нее переломные периоды. Речь идет о конце 14 - начале 15 века, а также о второй половине 17 века. Для этих времен свойственно стремление возродить культуру литературно-поэтического творчества. В эти периоды появляется стиль "плетения словес", усложняющий слог. Ломоносов в литературе фактически предпринимает попытки продолжить то, что когда-то пробовал осуществить Епифаний Премудрый, а через некоторое время - Евфимий Чудовский, Епифаний Славинецкий и другие его предшественники.

О том, что Михаил Васильевич очень уважительно относился к древнерусской литературе, свидетельствует его замысел создать словарь, в который должны войти слова, почерпнутые из новгородских летописей и летописи Нестора. Кроме того, он задумал написать специальный труд, посвященный словенскому языку и тому, что можно взять из него и использовать в письме.

Теория стилей Ломоносова

ломоносов в литературе кратко

Ломоносов в литературе предпринял попытку реформировать принятую в то время "классическую" теорию трех стилей. Она его не удовлетворяла. Он хотел разобраться в старинных стилях по древним документам и произведениям. Ломоносов ввел понятия следующих стилей: пиитического, риторического, простого, дидаскалического и исторического. Нередко они взаимодополняли друг друга. Михаил Васильевич обращался и к "витиеватому стилю". Его сочинение "Риторика", изданное в 1748 году, содержит главу, посвященную именно ему. В ней говорится о том, что витиеватые речи - предложения, в которых сказуемое и подлежащее сопрягаются "необыкновенным" образом и составляют тем самым что-то "приятное" и "важное". Итак, велеречивость и пышность языка Ломоносова понимается как продолжение древнерусских литературных традиций.

Значение поэтических творений Ломоносова

Очень многое для русской словесности сделал Ломоносов. Вклад в литературу его настолько велик, что можно говорить о том, что именно с него начинается русская литература. Это отметил Белинский Виссарион Григорьевич, знаменитый критик. В своей статье под названием "Литературные мечтания" он дал такую оценку его творчеству. И с этим мнением нельзя не согласиться. Не только работой по созданию русского национального художественного языка, но и своими поэтическими творениями открыл новую страницу М. В. Ломоносов в литературе. И не только в ней.

вклад ломоносова в литературу краткое содержание

Можно говорить о том, что Ломоносов, вклад в литературу которого был бесценным, открыл новый этап и в истории всей русской культуры. Он стремился в своей деятельности к освобождению культуры от сословной ограниченности. Ломоносов стремился и к тому, чтобы она не была связана с церковью. Михаил Ломоносов хотел построить общенациональную культуру.

Классицизм в творчестве Михаила Васильевича

В русской литературе 2-я половина 18 века является эпохой классицизма. Литература, созданная в рамках данного направления, призвана отражать жизнь не такой, какая она есть, а в идеальных проявлениях. Она должна давать образцы для подражания. Все творения классицизма делились на 3 стиля. Свой язык, темы и жанры соответствовали каждому из них.

Литературное наследие Ломоносова

Имя Михаила Васильевича тесно связано с развитием данного направления в нашей стране. Каковы же заслуги такого поэта, как Ломоносов, в литературе? Кратко опишем внесенный им вклад. Поэт за свою творческую жизнь создал много произведений в различных жанрах. Его перу принадлежат и эпиграммы, и надписи, и послания, и идиллии, и басни. Кроме того, Михаил Васильевич обращался к сатире. Что еще сделал Ломоносов в литературе? Кратко характеризуя его вклад, можно сказать, что он создал 2 трагедии и попробовал себя в "легкой поэзии". Однако именно ода была его излюбленным жанром.

Ода как жанр

Этот жанр в классицизме относится к высокому стилю. Ода должна воспевать какое-либо важное государственное лицо или мероприятие, возвеличивать то или иное событие, произошедшее в жизни страны. Этот жанр должен быть написан "торжественным" языком. В оде встречается множество риторических фигур и разнообразных тропов.

К этому жанру особенно часто обращался Михаил Васильевич Ломоносов в литературе. Содержание од в творчестве Ломоносова определяется теми общественно-политическими взглядами, которые исповедовал поэт. В большинстве своем тематика произведений Михаила Васильевича была героико-патриотической.

Основные темы од Ломоносова

Тема родины - центральная в одах Ломоносова. Поэт не устает воспевать величие России, необозримость и обширность ее просторов, обилие ее богатств. Например, в оде 1748 года создан величественный образ природы. Это произведение, посвященное восшествию на престол Елизаветы Петровны, - большой вклад Ломоносова в литературу. Краткое содержание ее сводится к описанию щедрот монарха.

ломоносов в литературе биография

Автор отмечает, что при Елизавете "тишина" нерушима. В произведении мы находим олицетворенный образ природы, которая простирает ноги на степь, обращает свой веселый взор и исчисляет "вкруг довольства", локтем своим возлегши на Кавказ.

Для того чтобы Отечество стало процветающим, нужно, чтобы все слои населения напряженно и упорно трудились. Одной из главных тем в одах Михаила Васильевича становится тема труда. Ему непременно должны сопутствовать просвещение и наука. Следует позаботиться о создании кадров российских ученых, как утверждал Михаил Ломоносов в литературе.

Михаил Васильевич считал, что для процветания наук и просвещения необходим мир. Во многих его одах звучит требование прекратить войны. Он призывает установить "возлюбленную тишину". Так Михаил Васильевич называет мир между народами, пресечение реакции, прекращение раздоров внутри страны.

Таким образом, он воспевает в своих произведениях величие природы и русского народа, выступает за развитие науки и просвещения, призывает к прогрессу в промышленности, торговли и ремеслах. Михаил Васильевич убеждает читателя, что нужно осваивать природные ресурсы России. Он славит победы отечества на полях сражений.

Пропагандистская направленность од

Содержания од обуславливаются и тем, что они имеют пропагандистскую направленность. Ломоносов выступал за просвещенный абсолютизм. Он был уверен в том, что осуществить программу преобразований в стране может лишь просвещенный монарх. Поэтому в творчестве Ломоносова важную роль играет тема государственных деятелей страны. Поэт вкладывает в уста мудрых правителей, заботящихся об интересах нации, свои сокровенные мысли по поводу того, как следует обустроить Россию.

Идеал "просвещенного монарха"

ломоносов вклад в литературу

Идеал "просвещенного монарха" наиболее полно выразился в его творчестве в образе Петра I. Ломоносов считал, что его деятельность является примером для подражания. Он призывал преемников Петра I продолжить его начинания.

Особенности од Ломоносова

Ломоносов строил свои оды по принципу произведений ораторского искусства. Характерно для них обилие гипербол, метафор, восклицаний, аллегорий, неожиданных сравнений и др. Поэт также использует славянские и древнегреческие мифологические образы.

Все вышеперечисленные особенности придают торжественно-монументальный и вместе с тем глубоко лирический характер его одам. Они являются выдающимися образцами классицизма.

михаил васильевич ломоносов в литературе

Итак, мы охарактеризовали вклад Ломоносова в литературу и русский язык кратко. Однако это лишь небольшая часть его наследия. Как мы говорили, он оставил свой след во многих науках. Это был человек с разносторонними интересами и талантами. Его наследие изучается и по сей день, в том числе и то, что сделал Ломоносов в литературе. Биография его входит в учебный курс по целому ряду предметов.

Гост

ГОСТ

Михаил Васильевич Ломоносов - яркая фигура в русской истории, самый известный русский “универсальный человек”: физик, химик, основоположник научного мореплавания, астроном, географ, а также художник, историк, филолог и выдающийся поэт.

Ломоносов был одним из тех людей, что продвинули русское Просвещение далеко вперёд своими научными успехами, общественной деятельностью и вкладом в развитие искусства.

Универсальный человек (энциклопедист, полимат, “человек эпохи Возрождения”) - человек, историческая фигура, чья успешная деятельность не ограничивалась только одной областью знаний. Учёные-полиматы делали колоссальный вклад в развитие сразу нескольких наук.

За годы своей жизни Ломоносов достиг очень многого, став незаменимой фигурой в развитии отечественных науки и искусства. Мы же поговорим о его вкладе в развитие русской литературы. Научно-эстетическое мышление Ломоносова объединило науку и искусство в его произведениях.

Ломоносов и классицизм

М.В. Ломоносов родился в 1711 и умер в 1765 году, период его активной деятельности пришёлся на первую половину и середину XVIII столетия. Европейская, в том числе и русская культура находилась в этот временной промежуток под влиянием классицизма.

Классицизм - эстетическое направление в культуре XVII - XIX веков, характеризующееся наличием культа разума и строгой системы эталонов.

Классицистов интересовали только вечные проблемы и масштабные события, они исследовали нравственный идеал, стремились к нему и пытались соответствовать собственным высоким стандартам. Классицизм просуществовал около двух столетий, оказав значительное влияние на развитие искусства, в том числе и литературы.

Классицизм в литературе - это направление, основывающееся на идеях рационализма.

Готовые работы на аналогичную тему

Писатели-классицисты объявляли высшей ценностью личность человека и считали, что понять окружающий нас мир можно только анализируя его, опираясь на рациональность. Литературным эталоном классицистов были произведения Античности.

В русскую литературу классицизм, зародившийся во Франции в XVII веке, пришёл в начале XVIII века. Причиной его установления стала европеизация русской культуры, последовавшая за реформами Петра I.

М. В. Ломоносов как находился под влиянием классицизма, так и сам влиял на тенденции его развития в рамках российского литературного пространства. Отличительной чертой творчества Ломоносова, однако, было его желание говорить о будущем и о великих истинах, а не углубляться в детали отражения окружающей действительности.

Ломоносов развивал русские национальные традиции. Именно в его творчестве впервые прозвучала идея русского национального самосознания.

Ломоносов не был доволен существовавшим в России общественным строем, однако в своих произведениях громко заявлял о гордости за военные победы своей страны и восхвалял монарха. В то время, как в Европе одно за другим открывались революционные научные и общественные понятия, Россия по-прежнему жила по средневековым законам. Будучи патриотом, Ломоносов как мог способствовал развитию русского Просвещения.

Просвещение - эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.

Оды Ломоносова

Произведения Ломоносова можно назвать общественной лирикой. В своих стихотворениях поэт утверждал образы идеального монарха, гражданина и государства.

Пожалуй, наиболее известными произведениями М.В. Ломоносова являются его торжественные оды.

Ода - лирический жанр, некая торжественная песня, выражающая чувство восторга и вызванная чем-то грандиозным: историческим событием, деятельностью личности, явлениями природы, мыслями о Боге и так далее.

Торжественные оды Ломоносова были перенасыщена тропами и фигурами, риторическими восклицаниями и вопросами, поскольку их главной целью было оказание сильного эстетического влияния на слушателя. Первая торжественная ода, написанная Ломоносовым, была посвящена победе русского оружия - захвату турецкой крепости.

Торжественные оды М. В. Ломоносова:

Помимо торжественных Ломоносов писал также духовные и анакреонтические оды, в которых вёл философские рассуждения о строении мироздания.

Реформы русского языка и русской литературы

Вклад М.В. Ломоносова в русскую литературу не ограничивался его произведениями. Совместно с поэтом и филологом В.К. Тредиаковским он провёл силлабо-тоническую реформу русского стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение - способ организации стихотворения; чередование ударных и безударных слогов в строгом порядке, применяемом ко всем строкам произведения.

Начиная с XVI века, всё русское стихосложение строилось на силлабическом принципе, который не учитывал уникальные особенности русского языка. Тонический принцип, впрочем, тоже русскому языку не совсем подходил, поскольку основывался на чередовании долгих и кратких звуков. Рождение же силлабо-тонического стихосложения сделало возможным создание всех стихотворений, созданных на русском языке начиная с середины XVIII века.

Ломоносов создал классический русский ямб.

Помимо этого Ломоносов создал теорию трёх штилей, активно используемую в русском классицизме. Это учение дифференцировало высокие, средние и низкие жанры, не допуская их смешения.

Высокий штиль:

  1. Ода;
  2. Героическая поэма;
  3. Трагедия;
  4. Ораторская речь.

Средний штиль:

Низкий штиль:

Читайте также: