Конспект урока маленькие трагедии пушкина 9 класс

Обновлено: 02.07.2024

Задача: Развитие навыков анализа текста, навыков работы с книгой, привитие интереса к жизни и творчеству А.С. Пушкина.

  • 1830 г. - Болдинская осень
  • 23 окт. - "Скупой рыцарь" (11 апр.1836 г. в №1 журнала "Современник" под редакцией Пушкина)
  • 26 окт. - "Моцарт и Сальери" (24 дек 1831 г. в альманахе "Северные цветы")
  • 4 ноября - "Каменный гость"
  • 6 ноября - "Пир во время чумы" (1 дек. 1831 г. в альманахе "Альциона")

С обратной стороны доски

Гедонизм (греч.) - этическое учение, первоначально развитое древнегреческой философской школой (4 век до н.э.), целью жизни и высшим благом признает наслаждение.

Достоевский: "По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать: это гений, опередивший русское сознание".

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем.
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне:

С обратной стороны доски

Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Бедной юности моей?
А.С. Пушкин

Ошибается тот, кто считает, что Пушкин "необычайно светел, понятен, общедоступен настолько, что и раздумывать о его творчестве нечего".

Русский писатель, мыслитель Ф.М. Достоевский утверждал: "По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать: это гений, опередивший русское сознание.

Он обладал духовной силой, - продолжал Достоевский, - позволяющей ему брать "на себя" напор всей бездуховной, темной мировой нечисти. Он служил истине и Красоте, а не моде. Для него духовность, духовная жизнь - это не культурной времяпровождение, а неустанная, напряженная работа над своей душой".

Эта проблема волнует Пушкина. И эпиграфом к своему стихотворению "Герой" 1830 г. он ставит слова из Евангелия "Что есть истина?" Эти же слова мы определим сегодня в цель нашего урока. Что есть истина с точки зрения Пушкина, и как он раскрывает эту проблему в своих "Маленьких трагедиях"?

В письме к П.А. Плетневу он писал: "1830 год - печальный для нас! Какие события. Народ подавлен и раздражен". Пушкин стал свидетелем июльской революции во Франции, восстания в Польше, крестьянских волнений в России. Современный век рождает у Пушкина впечатление бесовского кружения (читает ученик):

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем.
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне:

И в эту пору появляется сборник "Маленькие трагедии". Появляется стремительно (см. на доске даты).

- Что, по-вашему, объединяет все трагедии в сборник?

(Психологизм человеческой души, охваченной всепоглощающей, но эгоистичной и потому разрушительной страстью: скупостью, завистью, чувственностью. Каждый из носителей этой страсти - натура незаурядная, человек большого ума и, главное, огромной силы воли.

В "Маленьких трагедиях" разрываются родственные, дружеские, любовные и вообще человеческие связи. Это разрушение цельности личности и человечества тревожило Пушкина. В этом он увидел трагедию своего времени. "Жестокий век, жестокие сердца!" - говорит один из его героев.

Лишь немногие из персонажей "Маленьких трагедий" отвергают себялюбивые жизненные принципы, но и им грозит "железный век", и их подстерегает опасность и гибель.)

- А с художественной стороны что общего в трагедиях?

(Пушкин писал в основном стихи в ту пору, это помогло ему выработать особую манеру - давать исключительно большое содержание в предельно сжатом объеме. Его письмо "сгущеное, лаконичное, отсвечивающее многими смысловыми оттенками" (Мейлах), музыкальное, ритмичное. Болдинские драмы удивительны: предельно коротки, в каждой - лишь несколько действующих лиц, острый сюжет, личность обнаруживает себя глубоко и полно.

В основе названий часто лежит оксюморон - контрастные понятия, соединенные воедино, дающие новый образ: "Скупой" - "рыцарь", "Пир" - и "чума", все равно что "жизнь" - и "смерть", "Каменный" - "гость". На этом фоне соединение "Моцарт и Сальери" выступает как прием параллелизма. Мы же по ассоциации разводим эти два имени до осознания непримиримого конфликта.)

Тема трагедии о Скупом не случайно, наверное, поставлена в списке первой. В качестве эпиграфа Пушкин предполагал взять две строки:

"Перестань и ты жить в погребах,

Как крот в ущельях подземельных".

Это слова из стихотворения Державина о скупом, не сделавшем ничего для народа. Пушкин вспоминает и обыгрывает известные строки. Первоначальное название "Скупой" он меняет на "Скупой рыцарь". Возможно, мы поймем почему, если вспомнив о находке исследователей. На титульном листе рукописи они обнаружили мужской портрет, набросанный рукой самого Пушкина. И только недавно пришла догадка - Шекспир!

- Как вы считаете, почему Шекспир, а не Мольер, например?

(Мольер - представитель классицизма, который видит человека односторонне.

Сам Пушкин напишет через 5 лет после Болдинской осени: "Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков. У Мольера Скупой скуп - и только, у Шекспира Шайлок скуп, мстителен, сметлив, чадолюбив, остроумен").

- Каков Скупой (барон) у Пушкина?

(Величествен, зловещ и жалок).

Он живет в "ужасный век", когда власть денег начинает подрывать старый рыцарский уклад.

- Что ищет в золоте Барон? Зачитаем его монолог.

(Сохранения своей власти и независимости, но "царствует" он в подвале. Барон думает, что ему все подвластно. Сын для него враг, так как переведет его деньги в "атласные дырявые карманы". Рыцарь становится ростовщиком. Рыцарь, который готов еще старый меч обнажить "рукой дрожащей", умирая, бормочет про ключи:

Власть ключей приходит на смену власти меча.)

- Что ищет в золоте Альбер?

(Независимость. Идея погони за золотом стала его разрушительной страстью:

"О бедность, бедность!
Как унижает сердце нам она!")

- Какие же у него возможности иметь это золото?

(? взять у ростовщика-жида под проценты

? убедить отца достойно содержать его

? ускорить его смерть

Все попытки иметь деньги честно терпят неудачу. Честь и любовь к деньгам несовместимы).

- Литературовед Мейлах уверен, что трагедия "Скупой рыцарь" превращается в трагикомедию.

Что дает ему возможность так говорить?

(Трагедия - жанр высокий, о высоких чувствах. Здесь же властолюбие перерастает в низменную страсть - любовь к деньгам).

Но последние строки окрашены трагическим светом - когда Барон беззащитен перед фразой, оскорбляющей его честь: "Барон, вы лжете" - беззащитен, несмотря на богатство. В Бароне проснулся рыцарь:

"Так подыми ж, и меч нас рассуди!"

Власть золота относительна, не все человеческие ценности продаются и покупаются.

"Ужасный век, ужасные сердца!"

Афиша Александрийского театра на 1 февраля 1837 года пообещает постановку трагикомедии. Но 1 февраля Пушкина уже в живых не будет. День премьеры окажется днем отпевания поэта. И пьесу играть не будут, вероятно боясь "излишнего энтузуазма толпы" (Колосова, Болдинская осень).

"Моцарт и Сальери"

Вот уже полтора столетия не прекращаются споры вокруг версии: "Отравил Сальери Моцарта или нет?" Обе версии обросли легендами и доказательствами. В обвинениях виноват и сам Сальери, который на смертном одре, в полном ли здравии или нет, признается в совершенном преступлении. Но верить ли?

"Это целая трагедия, глубокая, великая: Ее идея - вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения", - заметил Белинский.

"Какая глубокая и поучительная трагедия! Какое огромное содержание. "

К этому содержанию мы с вами и обратимся.

- Пушкин не показывает духовный путь, пройденный Моцартом, зато формирование личности Сальери изображает подробно. - Почему?

(Сальери лидирует, Моцарт аккомпанирует. Чтобы понять идею Пушкина, надо пристальное внимание уделить образу Сальери.

"Самое существенное - путь", - утверждает Гегель.

Идея - история души, пораженной завистью, конфликт гения и таланта.)

- Отчего, едва явившись на сцену, Сальери "начинает" вдруг припоминать свою жизнь с самого детства?

(Ответ - первые строки маленькой трагедии:

"Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше:"

Усомниться в Божьей справедливости верующий человек может лишь в самой крайности. Не говорит ли это о тяжелейшем душевном кризисе? Чтобы отыскать его истоки и выйти из него, Сальери обращается к прошлому.)

- Охарактеризуйте кратко этот путь.

- "Произведения Моцарта восхищают Сальери совершенством формы. Но душа его остается равнодушной", - считает литературовед М. Бабинский. Вы согласны? Подтвердите свое мнение.

(Душа его равнодушна, так как преступный замысел становится его окончательным решением, искусство не действует на нее очищающе. Душевное очищение, которое не смогло доставить искусство, он испытывает, совершив убийство.

"Эти слезы: и больно, и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг:")

- М. Бабинский заметил: "В маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" содержатся две большие гибели". - Что дает ему право сказать так?

(Физическая гибель Моцарта и духовный конец Сальери наступают одновременно.

"Гений и злодейство - две вещи несовместные", - уверен Моцарт - и философское, и нравственное утверждение.

"Тяжкий долг" сам Пушкин определяет как "злодейство").

- Сопоставьте жизненные и творческие позиции Моцарта и Сальери (в двух словах).

(Зависть - "Чувства добрые я лирой пробуждал").

В облике Моцарта ощущается душа самого Пушкина, для которого храмом искусства всегда была жизнь. Это он - щедрый от безмерного таланта, жизнерадостный, человечный. В его "праздности" отразилось не безделье, а напряженный внутренний труд. В образе Моцарта отразилось величие самого Пушкина, потому образ Моцарта лиричен.

"Каменный гость"

В двух рассмотренных трагедиях Пушкин сосредоточил внимание на интимных страстях (скупости и зависти), которые подчиняют себе человека. В этом же яду стоит и третья трагедия - "Каменный гость", где главным чувством стала любовь.

В широкополо шляпе, в плаще он стоит под деревом за городскими воротами. Он ждет, пока смеркнется, чтобы "усы плащом закрыв, а брови шляпой", войти в Мадрид. Встреча с доной Анной принесет ему счастье и гибель.

Название трагедии говорит о многом: не "Дон Жуан" (или "Дон Гуан" - Испания), а "Каменный гость".

- О чем напоминает такое название?

(О неотвратимости, о возмездии).

- Какое произведение Пушкина в этом отношении сопоставимо с "Каменным гостем"?

("Выстрел": "Что пользы мне лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит", - думает Сильвио: он хочет выстрелить в счастливца, которому жизнь как никогда дорога. В такую минуту настигает смерть Дон Гуана.

Дон Гуан счастлив, он хочет жить свободно в "каменном мире" статуй, но на пути к счастью приносит людям страдание, обманывает, убивает, кощунствует:

"На совести усталой много зла,
Быть моет, тяготеет".)

- Дон Гуан - герой раннего Возрождения. Объясните с этой точки зрения его характер. (Кто еще относится к Возрождению? - Лаура)

(От своего времени - он верный рыцарь короля. НО: свободные чувства вырываются. Его любовь вольна, бескорыстна, но и своевольна. У Лауры она не контролируется никакими моральными нормами, а у Дон Гуана вытесняет все душевные движения: упоение земной жизнью - и презрение ко всяким моральным нормам).

- Почему гибнет Дон Гуан? Что его губит?

(Отсутствие человеческой этики, благородства. Он иронизирует над мертвым:

А затем сам приглашает статую, покараулить любовное свидание с его женой - это нравственная ущербность. Он и гибнет от руки самой судьбы, карающей тех, кто переступил человеческие законы. Это высшая справедливость.)

Г.А. Лесскис дает интересную трактовку образов через гедонизм: столкновение гедонистического и христианского начала, из которых второе побеждает. Он отмечает, что раннему Пушкина свойственен был гедонизм (Марс, Вакх и Венера появлялись в триединстве). Теперь эту идею несут Лаура и Дон Гуан, зрелый Пушкин развенчивает ее).

- В чем Пушкин отошел от традиционной трактовки образа Дона Гуана?

(У него Дон Гуан не гнусный соблазнитель и развратник, а рыцарь с достоинством и честью, способный любить, но перепутавший добро и зло. Дуэлист, "одаренный всем, чтобы сводить с ума женщин", в нем есть нечто, "импонирующее: воля, широкость и глубина его души" (Белинский)).

Пушкин понимает, что его героям свойственен эгоизм. Они не выдерживают нравственной проверки. Этому надо противопоставить иную, высокую человеческую нравственность.

"Пир во время чумы"

"Где стол был яств, там гроб стоит" - эту строку из оды Державина два года спустя возьмет Пушкин эпиграфом к одной из глав "Дубровского".

Жизнь и смерть становятся лицом друг другу.

- О чем спорят герои трагедии?

(Как встретить смерть, как жить накануне - за час, за минуту до рокового мгновения).

На вопрос из Евангелия "Что есть истина", поставленный эпиграфом к стихотворению "Герой", отвечают герои последней маленькой трагедии.

- Что привело участников пиршества сюда?

(Молодой человек стремиться забыться. Луиза хочет спастись от одиночества, так как внутренне не подготовлена к испытанию смертью. Мери видит спасение в любви. Вальсингам (председатель) бросает вызов смерти, хочет противостоять).

"Есть упоение в бою,
У бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении чумы".

Белинский заметил: "Основная мысль - оргия во время чумы, оргия отчаяния, тем более ужасная, чем более веселая".

- Вальсингам чувствует себя победителем?

(Нет, он задумывается).

(Взывает к совести, к молитве - "слушать тишину гробов").

Трагедия в том, что героизм Вальсингама лишен жертвенности ради людей, а самоотверженность Священника отрицает личную духовную отвагу.

Пушкин видел это противоречие личных желаний и общих интересов, но не верил в его разрешение в современном ему мире. Хотя для себя ответ он знал:

"Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль на встречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?"

- то есть истина для самого поэта в соединении личной духовной отваги и жертвенности ради людей.

Пушкинские "Маленькие трагедии" отметили глубокие нравственные, философские проблемы на трудном человеческом пути.

Он подводит нас к мысли, что человек все-таки многогранен и бесконечен. Эта мысль пронизывает трагедии Пушкина и делает их при всей катастрофичности "ужасного века" и "ужасных сердец" светлыми.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_literature_v_9_klasse_motsart.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 9 классе

Есть три непобедимые вещи: гений, доблесть, рождение.

Тема: Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. “Гений и злодейство две вещи несовместные”.

Бессильный враг – наш лучший друг, завистливый друг – злейший из наших врагов.

1) Подвести ребят к формировке основной идеи трагедии – истории души пораженной гордыней.

2) показать художественные достоинства трагедии: мастерство диалога, глубокое содержательное применение в драме музыки, являющейся элементом сюжетного и идейного содержания (единственное в мировой драматургии).

Тип урока: урок- дискуссия. Интеграция литературы и музыки.

1. Портрет Пушкина.

2. Рисунок “Моцарт и Сальери”.

3. Музыка Моцарта.

4. Факты биографии композиторов.

5. Пианино, свечи, фужеры.

1. Определить тему урока, эпиграф к уроку (запись в тетради), слушая музыку и рассказ.

2. История создания трагедии.

1.Трагедия написана в 1830 году, но замысел относится ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году. В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.

Моцарт умер в 1791 году, в тридцатилетнем возрасте, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние году мучился душевными расстройствами и не раз каялся, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно.Гаушкин считал факт отравления Моцарта его лучшим другом Сальери установленным и психологически обоснованным.

2б. Дискуссия с чтением фрагментов трагедии.

пройденного Моцартом, зато формирование личности изображено подробно.

-Кто главный герой (Сальери солирует, Моцарт - аккомпанирует)

а) – Внутренний монолог Сальери- история его духовной жизни (чтение).Личность формируется, прежде всего, в профессиональной сфере. Сальери композитор. При постижении духовной жизни необходимо начать с этого. Сальери- учитель Бетховена и Шуберта, был известен как выдающийся композитор, он был последователем оперной реформы Глюка.

-Каким было начало его пути? (призвание его появилось рано).

музыке серьезное, целеустремленное.

-Каким он был в годы учебы? (не хватает таланта)

Трудно давалось теория музыки. Сальери с головой ушел в это, для развития других сторон личности не оставалось времени. Его образование было односторонним, ущербным.

Он добровольный затворник. Усилия вознаграждены.

-Что мы признаем?

Овладел творчеством- этой высшей формой реализации личности. Сальери с честью выдержал испытания. И Сальери заслуживает уважения.

-Отчего Сальери начинает вспоминать жизнь с детства?

справедливости верующий человек может только в крайности.

- Всегда ли Сальери искренен? Почему так часто уничтожает свои произведения? Или это высокая требовательность к себе, строгая взыскательность художника. Но скорее причина в другом: Сальери далек от живой жизни, его труд игра музыкальных форм. Хотя есть и восторг и вдохновение.

-Как Сальери определил свою судьбу? Ведь он бы мог стать хорошим исполнителем музыки?

Произведения Сальери нравятся публике, но гармония между жизнью и творчеством нарушена. Вот с этого момента начинается роковое движение Сальери к преступлению.

Б) – На музыкальном небосклоне новая звезда – Моцарт. Его яркая черта?

-Как Моцарт передает свои ощущения, которые стали содержанием его произведения?

Реальное живое чувство определяет форму произведения Моцарта. В его сочинениях сама жизнь. Моцарт талантлив, он знает, что такое творчество.

-Каким видим Моцарта?

Живой, жизнелюбивый в искусстве и в жизни.

Чтение. 3. Сценка по ролям.

-Как развивается действие пьесы?-Почему Сальери не любит пародий? Труд не приносит ему радости.-Ваше отношение к Сальери и к Моцарту?По-человечески его жалко. Талант или есть или нет.Моцарт принимает человеческое горе – это долг художника. Он испытывает материальные трудности, но Моцарт натужно не трудится.-Почему Сальери не отказывается от творчества? (От наук, чуждых музыке Сальери надменно отрекается).

-Из этой надменности, что развивается в Сальери? Гордыня. А Моцарт не противопоставляет себя людям, хотя признает – за художником особое место.

Как важен в жизни выбор, это нравственное испытание.

-В чем видит цель жизни Сальери: в служению избранному делу или в честолюбии?

Как относится к себе и к другим?-честно, открыто или затаится, скрыв от людей неспособность воплотить себя в деле, превратив свою жизнь в непрерывный процесс само оправдания. Еще не поздно пересмотреть планы. Чрезмерная гордость Сальери заставила воспротивиться этому.

Для него искусство - способ поддержания амбиций в своих и чужих глазах.

Самолюбивый до крайности, он решает завоевать общественно призвание любым путем.Все тревожнее чувство дисгармонии. Вместо того чтобы искать корень бед в себе, он ищет их в других. Чем несчастнее такой человек, тем агрессивнее его стремление выместить на других свои беды. Сальери до появления Моцарта морально готов был убить любого, кто подозрителен для него.

В душе его рождается Зависть (самолюбие, надменность- агрессивность- зависть- убийство). Он понимает унизительность этого чувства, но нечего не может поделать.

-Как Сальери объясняет зависть к таланту Моцарту?

Завистливость в природе индивидуалиста, хотя до встречи с Моцартом Сальери мог контролировать свои чувства. Завистник – индивидуалист чувствует свой долг в том, чтобы оборвать творчество и жизнь талантливого композитора. Таков мрачный итог самооправдания Сальери.

-Как развивается действие пьесы? (чтение диалога)

Запись выводов. 4б.

Гибель выдающийся личности есть покушение на счастье всех людей. Но трагичны судьба и убийцы, человека незаурядного. Гордыня помешала ему оценить свои способности. Противоречия между идеалом творческого труда подражательством ремесленника усилили агрессивность Сальери. Духовный конец его наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В маленькой трагедии содержатся две больших.

Музыка Моцарта останется, а вместе с ней и сам Моцарт.

4а. Самое трудное в преступном деянии - это научиться благопристойному его наименованию. Агрессивной стороной изображается Моцарт.

Тема: Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. “Гений и злодейство две

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпиграф к уроку:

В. Г. Белинский

I. Вступительное слово учителя.

II. Рассказ учащихся о прочитанных пьесах.

Можно прочитать по ролям заранее подготовленными учениками.

IV. Беседа по вопросам:

1. Чем различаются по настроению две сцены трагедии?

2. Расскажите о характерах, взглядах и поступках героев.

3. Почему, несмотря на нехорошие предчувствия, Моцарт не подозревает, что Сальери может быть подлым?

4. Докажите, что преступление Сальери – идейное преступление.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: