Классный час день народного единства 7 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Классный час, посвященный ко Дню народного единства, проводится в форме беседы, с элементами интеллектуального творческого взаимодействия между учителем и учениками в форме диспута, обсуждения. Работа направлена на активизацию личностного сопереживания, анализ и оценку понятия Родина и всего, что связано с этим понятием.

формировать чувство гражданственности и патриотизма;

формировать ответственность за судьбу Родины;

дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;

расширять кругозор учащихся;

воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

знакомство учащихся с отношением людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

развитие чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, интереса к истории Российского государства;

воспитание чувства гордости и уважения к защитникам государства;

активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала, а также анализа символов Российского государства.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества; о правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;

знать основные события и периоды отечественной истории; о героических страницах и подвигах людей;

рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках; давать развернутое описание исторических объектов, памятников.

(Классный час сопровождается презентацией)

I .. Активизация деятельности

II .Выступление учителей

- истории, живописи, музыки

I . Активизация деятельности.

Но прежде чем начать классный час, я вам предлагаю ответить на вопросы. Вопросы на листочках перед вами. Пожалуйста, писменно ответьте на вопросы и отложите листочки.

Если спросить у жителей российских городов, особенно тех, что находятся в глубинке, какой праздник отмечается в нашей стране 4 ноября, то ответы, скорее всего, будут разными.

Кстати, о празднике годовщины Октябрьской революции, которую сегодня стали называть переворотом, сожалели очень многие люди – таких набралось более 60%.

В последующие годы ситуация несколько прояснилась: уже 45% опрошенных знали, что отмечается День народного единства, а 6% даже вспомнили про Казанскую икону Богоматери, однако 30% не могли дать точного ответа, а 10% всё ещё мечтали отмечать 4 ноября – как годовщину Великого Октября 1917 года.

Что ж, будем прояснять и дальше, и попытаемся здесь коротко напомнить, каким событиям посвящён праздник 4 ноября, и почему каждому россиянину, а в особенности тем, кто считает себя русским и православным, следует в этот день с благодарностью вспоминать тех, благодаря кому мы сегодня можем жить свободно и независимо.

Некоторые аналитики и социологи придерживаются мнения, согласно которому празднование 4 ноября было введено для того, чтобы сгладить в сознании народа отмену 7 ноября – праздника, который в СССР был самым важным – пожалуй, даже важнее Дня Победы. Между тем, день 4 ноября отмечался в России ещё за сотни лет до революционных событий XX века, и был одним из важнейших православно-государственных праздников.

В 2004 году Межрелигиозный совет России предложил установить 4 ноября День народного единства, и Дума это предложение поддержала. Патриарх Алексий II публично напомнил обществу о событиях 1612 года, о том, как российский народ, несмотря на социальные, национальные, и даже религиозные различия между людьми, преодолел величайшие трудности и невзгоды, объединился перед лицом опасности и победил врага, установив в государстве гражданский мир и согласие.

Владимир Путин, бывший тогда президентом, подписал закон, предусматривающий установление Дней воинской славы России – среди этих дней есть и праздник народного единства. Впервые он был отмечен 4 ноября 2005 года.

Сделаем экскурс в глубь веков…

Слово учителю истории.

События, в память о которых он был учреждён, действительно были и являются для нашего Отечества судьбоносными: если бы не они, могло бы не быть той России, в которую мы верим, и которую любим, какие бы трудности нам ни грозили. Когда в 1584 году умер государь Иван Грозный – последний из Рюриковичей, на Руси началось время, называемое в нашей истории Смутным – это был глубокий и тяжёлый кризис, вначале династический, а потом и государственный. Смута царила не только в высших кругах, но и в умах всех людей: один за другим стали появляться узурпаторы, самозванцы; в стране начались воровство, грабежи и убийства, процветало взяточничество, а кабаки размножались с небывалой скоростью – народ заливал горе.

В то время даже лучшим государственным мужам, на которых держалась Россия, было страшно, и казалось, что Московскому государству пришёл конец. Москву и Кремль сдали польско-литовским захватчикам, а большинство бояр принесли присягу католическому правителю – польскому королевичу Владиславу.

Всё началось в 1611 году, когда по призыву патриарха Гермогена поднялось первое народное ополчение, возглавляемое Прокопием Ляпуновым, воеводой из Рязани. Гермоген призвал всех россиян защитить Отечество и православную веру, выгнать с русской земли ненавистных ляхов – польских захватчиков, а вместе с ними и литовских князей. В тот раз восставшие потерпели поражение: воевода был убит своими же соотечественниками по ложному навету – Смута глубоко проникла в умы, и спасти положение мог только человек с сильной волей и горячим сердцем.

Минин организовал сбор средств для создания нового ополчения, и предложил пригласить в качестве главного воеводы князя Дмитрия Пожарского из Новгорода. Пожарскому было тогда 30 лет, и он согласился возглавить ополчение, но потребовал себе знающего помощника-казначея – народ предложил Кузьму Минина.

Огромное по тем временам количество людей собралось под знамёнами предводителей, которым будет вечно благодарна Россия: одних только служилых собралось больше

10 000, 3000 казаков, 1000 стрельцов, и много военнообязанных из крестьян.

Когда о празднике вспомнили, и решили учредить его заново, патриарх Алексий сказал, что этот день всегда будет объединять народы нашей общей Родины – России, и неважно, что между нами есть различия – социальные, национальные или религиозные. Никакие различия не должны мешать людям жить в мире и согласии, трудясь для блага Отечества и своего собственного – в противном случае сохранение государственности и независимости невозможно.

Сегодня 4 ноября – это государственный выходной день, и считается, что он фактически перенесён с 7-го числа. Можно считать и так, однако всё проще: в настоящее время празднование революции 1917 года изжило само себя, и наши ценности стали другими. Мы не отказываемся от своей истории – это было бы малодушием, но вряд ли уместно считать праздником день, который стал началом разрушения многих ценностей России и русского народа. Впрочем, для многих людей старшего поколения он остаётся любимым праздником - они продолжают отмечать его по-своему, и для них это нормально.

Почему День народного единства так важен для России?

Только вместе мы можем быть сильным и великим народом – вся наша история показывает это, поэтому взаимное уважение и сохранение традиций жизненно необходимы для стабильности и целостности государства, для согласия и понимания в обществе, для нашего счастья и благополучия.

Отражением нашей истории – и дореволюционной и послевоенной - является символика нашего государства. Именно этот принцип положен в основу предложенного президентом РФ варианта государственной символики. С одной стороны, — флаг и герб, которые отражают дореволюционную историю, с другой — музыка Александрова, которая помогала объединять нашу страну в трудные годы, восстанавливать её из разрухи в послевоенный период.

Слово представляется учителю рисования

Герб – символический опознавательный символ государства, официальная эмблема, составленная по определённым правилам. Герб можно увидеть на знамёнах, печатях, денежных знаках, официальных документа, вывесках государственных учреждений.

Герб был позаимствован у Византии, после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, в период создания единого централизованного государства, в 1497 году.

Что означает герб с изображением орла? Эта птица - самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.

Автор наиболее распространённого изображения герба Российской Федерации — народный художник Евгений Ухналёв.

Вопрос: Где можно увидеть герб?

Ответ: На паспорте, аттестате, свидетельстве о рождении, на почтовых марках, дипломе, наградах правительства и другом.

Трёхцветный триколор появился в эпоху Петра I , каждый цвет несёт определенную смысловую нагрузку. Белый цвет – святость, благородство, мир, чистота совести; синий – небо, верность, вера, правда; красный – власть, огонь, отвага. В годы советской власти флаг был красного цвета с серпом и молотом. В 1991 году произошло возвращение к триколору. Флаг – полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос. Отношение ширины флага к длине 2:3.

Все мы знаем, что 22 августа –. День Государственного флага Российской Федерации.

Слово – учителю музыки и МХК.

Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства. Гимн менялся несколько раз за российскую историю, что было связано с формой государственного устройства, теми, кто руководил страной. Музыка гимна величавая, торжественная. Гимн слушают и поют стоя, сняв головные уборы.

Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана . Гимн был утверждён 8 декабря 2000 года.

Такие вечные ценности как, здоровье, успех, взаимопонимание, любовь, добро и счастье – зависят только от нас самих.

III . Рефлекция

А сейчас проверьте себя: насколько вы правильно ответили на вопросы.

1 В 1612 году народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов

2 Казанский собор

3. Памятник Минину и Пожарскому расположен перед Собором Василия Блаженного на Красной площади

4 в 2005 году

5. изгнать интервентов и подготовить условия для формирования русского правительства, пользующегося доверием населения

6. более 190 народов.

7. Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.

8 . Народный художник Евгений Ухналёв.

10. Верхняя — голубого, средняя — зелёного и нижняя — белого цвета.

1. В честь какого события отмечается День народного единства?

2. Какой собор сооружён в Москве в память об избавлении Москвы от поляков?

3. Перед каким московским собором установлен памятник Минину и Пожарскому?

4. В каком году в России начали отмечать День народного единства?

5. Какие две крупные задачи ставили Минин и Пожарский?

6. Россия – многонациональное государство. Сколько народов населяет её территорию? А сколько - на территории Республики Башкортостан?

Классный час ко Дню народного единства для учащихся 6-7 класса

Ход классного часа

1. Рассказ с элементами беседы.

Учитель. День народного единства.

■ В память о каких событиях установлен этот праздник?

Праздник единения России установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от интервентов, что положило начало выходу страны из кризиса Смутного времени.

■ К чему призывает нас этот праздник?

Новый праздник призван напомнить о том, что мы, россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям, - единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

■ В чём состоит суть Дня народного единства?

День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочения российской государственности, станет праздником взаимопонимания, милосердия, заботы о людях.

■ Для чего нам нужно единство?

Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем вывести нашу Родину из кризиса.

■ Какое ещё название имеет этот праздник?

День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. Давайте поговорим, о том, что может сделать каждый из нас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

Краткая историческая справка об истории благотворительности в России и в мире. Благотворительности сегодня.

Класс разбивается на 3 проектные группы.

Примерный перечень благотворительных акций:

Другие виды общешкольных мероприятий:

• Экскурсии в краеведческие музеи, заочные экскурсии на исторические темы; уроки истории в краеведческих музеях.

■ Как называется страна, в которой мы живём? (Российская Федерация.)

■ Что же такое федерация?

Федерация - это единство и многообразие народов страны. Наше общество представляет собой пеструю мозаику из граждан, которые различаются между собой по нации и религии.

■ Что дает нам понимание того, что в жизни и в обществе существует многообразие?

Понимание способствует признанию того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Среди различных групп людей не может быть единого мировоззрения, но это не исключает общечеловеческих ценностей.

■ Какие общечеловеческие ценности вы знаете?

Наиболее важными из них являются: терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции, умение выслушать точку зрения другого человека; стремление найти согласие по наиболее важным вопросам, не прибегая к насилию и уважая позиции другого, основываясь на согласии по ключевым вопросам; умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, взаимный отказ от некоторых своих целей ради общего согласия.

Давайте познакомимся с Декларацией принципов толерантности, представленной в Конституции Российской Федерации:

Статья 1

Понятие толерантности

1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Статья 2

Государственный уровень

2.1. На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2. Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

Статья 3

Социальные аспекты

3.1. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2. Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

Статья 4

Воспитание

4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Работа в группах.

■ Приведите примеры конфликтных ситуаций и способов выхода из нее, учитывая принципы толерантности.

Учитель. Истории известны 3 подхода к решению проблем и конфликтов: с позиции силы (проблема решается за счет силы или, другими словами, за счет преимущества одной стороны: перевес в физической силе во время драки или военное превосходство в сражении, богатство в деловом мире, авторитет, власть и другие преимущества в различных отношениях между людьми. При силовом решении проблем часто и права человека нарушаются: свобода и равенство человека, право на жизнь, на здоровье, на уважение и личное достоинство); с позиции интересов (Александр Невский успешно решал конфликты не только с позиции силы. Он неоднократно спасал Русь от карательных набегов татаро-монголов, выезжая на переговоры к ханам и стараясь найти общие интересы); с позиции правил (с точки зрения правил, записанных в законе).

■ Какими качествами должен обладать человек, чтобы найти выход из конфликтной ситуации? (Терпимость, сдержанность, уважение многообразия в различных сферах жизни общества.)

■ Как же проявляется равноправие народов России?

Равноправие и самоопределение народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им.

Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его развития и изучения. Важно, что Конституция гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.

Общепризнанное положение поясняет этот вопрос следующим образом: все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры и образования. В странах, где это положение нарушается, можно наблюдать национальные конфликты.

Еще тысячелетия назад люди понимали необходимость осуществления принципа общественного равенства.

Но проходили века, сменялись эпохи и цивилизации, а долгожданный красивый идеал, приблизившись, таял, как мираж. Раздражая современников своей обманчивостью, становился причиной общественных потрясений и, подчас, страшных несчастий.

Многие хотят, чтобы все люди уравнялись в зарплате и жилплощади, в доступе к продуктам питания и предметам быта, доступе к информации и достижениям культуры, в возможности получения образования и медицинского обслуживания.

■ При каких условиях равенство может считаться реальным?

Работа в группах.

■ Как можно осуществить принцип общественного равенства?

Учитель. Давайте прочитаем, что по этому вопросу написано в Конституции РФ:

Конституция РФ (извлечение)

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Итак, мы с вами поговорили о способах разрешения конфликтов, об основных принципах, соблюдение которых гарантирует мирное сосуществование разных народов в обществе.

■ Какие это принципы? (Равноправие, взаимопомощь, терпимость, согласие, равенство.)

■ Может ли человек жить в одиночестве? Сам по себе, отдельно от других?

Есть у Евгения Евтушенко прекрасное стихотворение:

Люди сильны друг другом,

Так, словно Севером - Юг,

Так, словно пахарь плугом,

Так, словно пахарем - плуг.

Люди сильны друг другом.

Что равнодушья мерзей?

Люди сильны испугом

Вдруг потерять друзей.

➣ отношения между людьми укрепляют чувство уверенности в себе;

➣ общение помогает нам учиться, работать, жить;

➣ это о дружбе, которая лишает нас одиночества, делает нас добрее и лучше.

■ Найдите серьезные аргументы и обоснуйте, может ли человек быть счастлив один?

■ Ребята, как вы думаете, какова мораль этой сказки относительно нашей темы?

➣ каждый в своей жизни должен кого-то утешить, защитить, приютить, дать добрый совет;

➣ узкий мир личных интересов.

Каждый из нас хотел бы, чтобы друзья стремились поделиться с нами и радостью, и горем, чтобы в нас испытывали необходимость, а взамен получать бы ощущение безопасности от сознания того, что есть друзья, на которых можно положиться. Горячее желание обрести свой мир помимо дома - естественно и необходимо, через это надо пройти, чтобы стать взрослым.

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что человеку для полноценной жизни необходимо общение с близкими по духу людьми, обретение друзей. Давайте с вами разберемся, что такое дружба?

➣ дружба - это преданность, понимание, уважение, верность, искренность;

➣ это ответственность за другого;

➣ это полное доверие;

➣ дружба исключает предательство.

В результате у нас получились такие определения:

Задание. Найдите причины ссоры между друзьями.

■ Как вы считаете, почему возникают трудности между лучшими друзьями?

➣ ваш лучший друг ведет себя по-разному наедине с вами и в присутствии других людей;

➣ ваш лучший друг иногда, не подумав, допускает грубые замечания, придирается к вам или своим поступком задевает ваши чувства;

➣ ваш лучший друг ревнив, считает вас своей собственностью и обижается, если вы дружите с кем-то еще;

➣ ваш друг не хранит ваших секретов.

➣ разные вкусы у людей;

➣ что хорошо мне, не обязательно - другу;

➣ расходятся мнения на один и тот же вопрос.

Учитель. Да, правильно, если хочешь сохранить свою дружбу, помни, что твое мнение навсегда останется твоим, а твой друг всегда будет думать по-своему. И этот факт надо принимать как данность. Будешь пытаться навязывать другому свою правду и не заметишь, как разрушатся ваши дружеские отношения.

Мы с вами разобрались, что дружба - это ответственность, своего рода испытание.

По возможности - просмотр кадров фильма.

Приблизительное представление о том, каким другом являемся мы сами, дает тест. Ответьте честно на вопросы, и увидите, к какой категории вы относитесь.

1. Вы знаете много забавных историй об одном из своих приятелей. Как вы поступите:

а) расскажете их другим людям;

б) расскажете, не назвав имен;

в) оставите при себе?

2. Ваш друг часто берет что-либо взаймы, но никогда не возвращает взятую вещь. Сейчас он хотел бы взять дорогой прибор. Как вы поступите:

б) скажете, что его у вас нет;

в) откажете, объяснив причину?

3. Друг случайно разбил ваши часы. Как вы поступите:

а) скажете, что и без того собирались купить новые;

б) попросите оплатить стоимость часов;

в) откажетесь от новых часов, но устроите маленький скандал?

4. Ваш друг поддерживает отношения с человеком, которого вы не любите. В таком случае:

а) прекратите видеться с другом;

б) ничего не скажете и будете продолжать дружеские отношения;

в) скажете другу, что он должен выбрать между вами и другим?

5. Чувствуете, что у вашего друга скоро будут большие неприятности. Тогда вы:

а) порвете отношения с ним, чтобы не пострадать самому;

б) откровенно поговорите с ним;

в) продолжите дружбу, как прежде?

6. Считаете, что настоящий друг должен:

а) делиться с вами всем;

б) говорить только то, что хочет;

в) оставлять свои мысли и проблемы при себе?

7. Вам известно, что другу нужны деньги, а у вас их достаточно, чтобы ему услужить. Вы говорите:

8. Как поступите, если хотите занять деньги у друга:

а) намекнете издалека;

б) попросите взаймы;

в) ничего ему не скажете?

9. Ваш друг купил одежду, которая, как вам кажется, ему не подходит. Тогда вы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Создать у учащихся представление о значимости Дня народного единства для истории нашего государства.

Подвести учащихся к выводу о том, что день народного единства призван осуществить связь времён, увидеть историю Родины как единое целое.

Максимально использовать материал урока для привития уважения к историческому прошлому своей Родины и ко всем, кто стремился к благу России.

Побудить обучающихся стать добрее и более внимательными друг к другу

Оборудование:

Ход классного часа.

Учитель:

? Знаете ли вы, в память, о каких событиях установлен этот праздник?

1 ученик:

Праздник единения России установлен в память о событиях 4 ноября 1612 г., когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от интервентов, что положило начало выхода страны из кризиса Смутного времени.

2 ученик:

В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.

Учитель:

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Родина и единство… Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания. Но страна снова и снова вставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Трудное время переживала Россия. Царский род прекратился, царя не было, появились самозванцы, старавшиеся силой захватить престол. Воспользовавшись внутренними смутами, в Россию вторглись иностранцы – шведы и поляки. Разбойничьи шайки грабили и губили народ. Казалось, помощи было ждать неоткуда.

Слайд 7 - Смутное время

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в конце XVI начале XVII веков.

Слайд 9 (4 ученик):

В 1598 г. умер Федор Иоаннович (сын Ивана IV Грозного). Он был бездетным, и наследовать ему должен был младший брат его Дмитрий, но его уже не было в живых. В народе ходила молва, что Дмитрий был убит и что убийцу подослал Борис Годунов, надеявшийся сделаться царем после бездетного Федора. В действительности так и произошло: после смерти Федора Иоанновича в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Годунова. Бояре были не довольны этим. Зная, что бояре не желают ему добра, Борис сделался подозрительным и стал преследовать многих бояр знатного рода.

Слайд 10 (5 ученик):

В это же время в России случился сильный голод и моровое поветрие. От них погибло много людей. В народе пошли волнения, стали припоминать смерть царевича Дмитрия и распускать слух, что Дмитрий жив. И действительно, скоро появился в Польше человек, который объявил себя царевичем Дмитрием. Лжедмитрий I – беглый монах Григорий Отрепьев, получил поддержку польских панов, католического духовенства, собрал войско, двинулся в Россию, пообещав польскому королю несколько русских областей. В 1604 г. самозванец вступил в Россию.

Слайд 11 (6 ученик):

Города один за другим сдавались ему. В некоторых местах царским воеводам удалось разбить его, но тут на беду скоропостижно скончался Борис Годунов. Народ счел смерть Годунова божьей карой за похищение престола, и другие города поспешили принять Лжедмитрия царем. Народ встретил его радостно. Вместе с царем из Польши приехали поляки и русские, вели себя буйно, причиняли жителям разные насилия. Этим воспользовались бояре, которым Лжедмитрий уже был не нужен. Бояре решили отделаться от лжецаря. Они распустили слухи, что на престоле сидит не настоящий православный царь, а самозванец и еретик. В Москве прошло восстание, Лжедмитрий был убит.

Слайд 12 (7ученик):

После смерти Лжедмитрия бояре выбрали царем Василия Шуйского, но спокойствия в стране не восстановилось.

Летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила В. И. Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть перешла в руки "семибоярщины".

В 1611 году бывший русский царь Василий Шуйский пленником был привезен в Польшу к королю Сигизмунду. Василий Иванович Шуйский умер на чужбине 12 сентября 1612 года.

Не желая вновь выбирать царя из бояр и стремясь примириться с поляками, семибоярщина предложила призвать на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - королевича Владислава.

Слайд 15 (8 ученик):

Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. Польские отряды расползлись по всей стране. Шведы захватили Великий Новгород. Интервенты рвали страну на части. Гибель России казалась неизбежной…

Польские отряды расползлись по всей стране.

Шведы захватили Великий Новгород.

Интервенты рвали страну на части.

Гибель России казалась неизбежной…

Великий святитель стал рассылать во все концы России письма, в которых призывал всех людей встать на защиту Родины, прогнать поляков и выбрать себе православного царя.

Узнав об этом, поляки заточили Патриарха Гермогена в тюрьму (башня Чудова монастыря) и заморили его медленной голодной смертью. Но письма его уже разошлись по всей России.

Слайд 18 (9 ученик):

И в этот момент в русских людях заговорило народное чувство, и они решили стать за родную страну против чужеземцев. Из разных мест двинулись русские ополчения к Москве. Во главе их стал рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Но русское ополчение, пошедшее на освобождение Москвы, распалось. Между тем на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Они взяли Новгород. А в Пскове объявился новый самозванец.

Слайд 19 (10 ученик):

Первое ополчение распалось, и, казалось бы, некому защитить родную страну. В Нижнем Новгороде посадские люди во главе с Кузьмой Мининым, простым купцом, организовали сбор средств на создание нового ополчения, для спасения родины.

Осенью 1611 г. по призыву нижегородского купеческого старосты К. Минина началось формирование народного ополчения.

Почти целый год собирали силы русские люди, несли деньги, драгоценности, одежду, оружие. Бедняки срывали с груди кресты.

И наконец, в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.

Военным руководителем ополчения стал князь Д. М. Пожарский.

Князь Пожарский, став во главе ополчения, принял всю власть над Русской землей, но остался скромен и прост в обращении. Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события. После победы новый царь возвел его в бояре.

Слайд 25 (11 ученик):

Весной 1612 г. ополченцы выступили в поход, по дороге рати других городов присоединялись к ополченцам. Все двинулись к Москве.

Однако исход битвы оставался неясным. Но тут Минин отобрал 300 отличных воинов, и смело бросился с ними на неприятеля сзади – в самую гущу поляков. Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились, а русские воспользовались этим беспорядком.

Два месяца осаждал Москву Пожарский.

26 октября (4 ноября) интервенты (поляки) открыли ворота Кремля и сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

Слайд 30 (12 ученик):

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего.

Слайд 31 - сабли

Слайд 32

Казалось, что России больше нет, в небытие уйдёт культура, и быт, и мораль, и право.

Любовь к России оказалась сильнее, чем ненависть к крепостникам. Призыв объединиться шёл из низов общества. Забыв обиды, встали в один строй люди разных общественных слоев: купечество, крестьянство, дворянство, духовенство, казачество. Именно ополчение решило судьбу русского государства.

Это была демонстрация воли к независимости, любви к Родине, умения самоорганизоваться, когда

нет центральной власти, когда на троне люди, чуждые России.

Слайд 33 (13 ученик):

В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все и на которую можно было бы опереться.

Слайд 34

? Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Слайд 35 (14 ученик):

В царствование Александра I (в XIX в). Минину и Пожарскому был поставлен памятник в Москве в 1818 г. – работа скульптора Мартоса Ивана Петровича (1754 – 1835).

Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий.

Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.

Слайд 36 (15 ученик):

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери. Одна из самых чтимых икон в России. На ней изображён лик Божией Матери, немного наклонённой к левому плечу над головкой Младенца Спасителя. Правой ручкой Спаситель благословляет. В благословение войску Минина и Пожарского сопутствовала чудотворная икона.

Слайд 37

Долго и горячо молилось всё войско перед этой иконой. Наконец, молитвы были услышаны: 4 ноября 1612 года поляки объявили, что сдаются, и нижегородское ополчение торжественно, под звон колоколов, с Казанской иконой Божией Матери и хоругвями вошло в Московский Кремль.

Слайд 38 (16 ученик):

В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери.

Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БЕСЕДЫ.

Слайд 39

- К чему призывает нас этот праздник?

Новый праздник призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

-В чем состоит суть дня народного единства?

День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества толерантности, упрочнения российской государственности, станет праздником взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. Этот день соединения прошлого, настоящего и будущего, объединения всех людей нашей огромной страны в любви друг к другу, к своему краю, к России.

-Для чего нам нужно единство?

Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем вывести нашу Родину из кризиса.

Слайд 40

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

Слайд 41

4 ноября – это день единства всех российских народов;

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая

когда-либо ей грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

Слайд 42

Без понимания, осознания, воспитания чувства державности, патриотизма в каждом из нас

наше Отечество не сможет стать действительно великой державой.

Будущее страны за вами, сегодняшние школьники.

Слайд 43

2. Викторина.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ (Слайды 44- 53)

1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?

Речь Посполитая

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года? Прокопий Петрович Ляпунов

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?

Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4. Как звали национального героя того времени? Иван Осипович Сусанин.

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
Лжедмитрия II

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь? Казанский собор на Красной площади в Москве.

8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
С воцарением Михаила Романова.

9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября? в 1649 г.

10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?

День народного единства.

Слайд 54

Чтение стихотворения

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой

Заключительное слово учителя.

Наша история богата славными датами, среди которых победа народного ополчения во главе с гражданином Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским стала не только ратным подвигом во имя свободы, но и его будущей мощи и величия. Праздник 4 ноября проникнут идеей согласия и устремленности к единству, которая способна и в наше время сплотить россиян.

Автор: Щепелева Наталья Михайловна, педагог-организатор, ГКОУ РО детский дом № 1 г. Новочеркасска.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект классного часа, посвященного Дню народного единства. Данное мероприятие проводилось с детьми старшего подросткового возраста в канун праздника.





Князь Пожарский
Одним из ярких примеров такого единения является ополчение, сформированное посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским для противостояния интервенции Польши и Швеции в 1612 г.
Благодаря этому ополчению была устранена угроза потери независимости Российского государства. Интервенции предшествовал период Смуты, который характеризовался ослаблением государственного порядка.
(Слайд № 7 - дата начала и окончания Смутного времени).
Дата 4 ноября (22 октября по старому .стилю) 1612 г. приходится на так называемое Смутное время - период с 1584 г. (смерть Ивана Грозного) до 1613 г.(коронация Михаила Федоровича Романова).
После смерти Ивана Грозного и двух его наследников - брата Федора Иоанновича и младшего сына Дмитрия, трон в 1598 г. занял Борис Годунов. В 1604 г. с территории Польши в Россию вторглись войска Лжедмитрия I, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия. После смерти Годунова, в 1605 г. Лжедмитрий занял царский престол. Спустя год он был убит в ходе заговора под руководством князя Василия Шуйского, который впоследствии был коронован на царство. В 1610 г. власть перешла к совету бояр во главе с князем Федором Мстиславским - это период "семибоярщины". Мстиславский присягнул на верность польскому королевичу Владиславу. Москва оказалась оккупирована польскими войсками под руководством гетмана Станислава Жолкевского.
Первое дворянское ополчение, созданное в Рязани в 1611 году, под командованием Прокопия Ляпунова подошло к Москве, но взять её не смогло. В руководстве ополчения начались разногласия и оно распалось к зиме 1611 года.
Казалось, возврата к единому и независимому государству не было… Однако новое движение за возрождение Российского государства зародилось в Нижнем Новгороде.
(Слайд № 8 – картина + описание заключения патриарха Гермогена).






В старину во время военных действий монастыри выполняли роль укрепленных сооружений, где люди могли переждать бедствие. Вот как выглядит комплекс Троице-Сергиевой лавры со спутников. Хорошо видно, что монастырские помещения окружает высокая каменная стена.
(Слайд № 12).




(Слайд № 14).
Пятницкая башня Троице - Сергиевой лавры, под которую вели подкоп польско - литовские интервенты.


А в Лавре хворь— цинга защитников морит.
Уж отгорел закат. Тревожный час ночлега,
Под башнею подкоп, и землю лях сверлит,
Но услыхал дозор, и не шумна тревога.
Здесь, осенив крестом себя во имя Бога,
Два грозные бойца с зажженым фитилем
В прокопанный проход спускаются навстречу
Подземным шорохом, они не примут сечу,
Им к бочке с порохом скорей дойти с огнем.
Вот шнур уже зажжен — и грозный грохнул гром.
Всем смерть заказана, она и недалече.
Вмиг ринулся обвал, и тяжкий давит ком
И плющит головы врагам и грудь, и плечи.
(Слайд № 15 Вылазка защитников в стан поляков)
Существует множество исторических картин, на которых изображены различные моменты осады Троице-Сергиевой лавры.



Вылазка защитников в стан поляков.
(Слайд № 16 -Архимандрит Дионисий диктует инокам Троице-Сергиевой Лавры воззвание к народам. Картина написана в начале 20 века).



Архимандрит Дионисий диктует инокам Троице-Сергиевой лавры воззвание к народам. Начало ХХ века.
(Слайд № 17 - Осада Троице-Сергиевой Лавры).






Также в начале 17 века еще использовали луки и стрелы.
(Слайды № 21,22 – изображения различных пушек).
Для штурма укрепленных сооружений применяли различные пушки.






Основными доспехами была кольчуга, а также пластинчатые доспехи. Голову воина закрывал шлем. Помимо этого применяли различную защиту для рук и ног.
(Слайд № 24, 25 – огнестрельное оружие).
В начале XVII века использовали огнестрельное оружие – пищали, мушкеты.








Искусствовед. 2.
(Слайд № 32. Памятники, посвященные героям нижегородского ополчения).
Мысль об увековечении памяти героев освобождения страны от польских интервентов была выдвинута в передовых кругах русского общества ещё в 1803 г. Такое предложение внёс на заседании “Вольного общества любителей словесности, наук и художеств” пылкий патриот поэт Василий Пугачёв.
(Слайд № 33).



Эта идея была подхвачена русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом, который уже в 1804 г. начал работу над памятником.
И. П. Мартос изобразил момент обращения Минина к раненому князю Пожарскому. Минин призывает Пожарского возглавить войско и освободить Москву. Одной рукой Минин вручает Пожарскому меч, а другой указывает на Кремль, призывая к защите Отечества.
Бронзовые герои покоятся на мощном постаменте из полированного красного гранита. На постаменте надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818.”
(Слайд № 34 – барельеф с лицевой стороны памятника).




На барельефе с тыловой стороны памятника показана батальная сцена – ополченцы изгоняют интервентов.
(Слайд № 36 – фрагмент памятника Минину и Пожарскому).



Высота постамента почти 4 м, памятник был отлит в Петербурге. На него ушло 20 т бронзы. Затем скульптурная группа была доставлена в Москву по воде. Этот великолепный монумент сооружён на средства, собранные по всенародной подписке. Из гривенников и копеек составилась внушительная сумма 150 тысяч рублей. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке.
(Слайд № 37. Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде).
В других городах нашей страны также установлены различные памятники Минину и Пожарскому. Наибольшее их количество находится на территории Нижегородской области – это связано с тем, что Нижний Новгород был не только центром ополчения, но и родиной этих героев. Есть подобные памятники и в других городах – в Ярославле, Москве, Суздале.
Например, мало кому известно, что в Нижнем Новгороде находится точная, но немного уменьшенная копия памятника Минину и Пожарскому, о котором речь шла ранее. 4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде был открыт памятник работы Зураба Церетели — уменьшенная на 5 см копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского Кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи.



По мнению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.
(Слайд № 38. Часовня Казанской Богоматери).
Памятник народному ополчению 1612 года в Ярославле (Часовня Казанской Богоматери)





Михайло-Архангельский собор - древнейший каменный храм Нижнего Новгорода.
23 апреля 1628 года под руководством зодчих Лаврентия Семенова и пасынка Антипа началось строительство существующего здания.
Восстановление велось в память о Нижегородском ополчении и было завершено в 1631 году.
В 1962 году после проведенной реставрации в собор был перенесён прах Кузьмы Минина.
(Слайд № 41. Памятник-бюст князю Пожарскому в Зарайске. ).
Памятник-бюст князю Пожарскому в Зарайске.



(Слайд № 42. Памятник князю Пожарскому в посёлке Борисоглебский Ярославской области.).
Памятник князю Пожарскому в посёлке Борисоглебский Ярославской области.


Читайте также: