Почему курят подростки обж 9 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Методическое оснащение: Доска, мел, плакат с изображением человека, карточки с пословицами, листы бумаги.

Занятие проводится с учащимися 7-8 классов “Специальной (коррекционной) школы №18 VIII вида”.

Учитель. К сожалению, у многих людей есть вредные привычки. К ним относится и курение. На основе статистических данных разных стран можно сделать вывод , что в настоящее время до 60% мужчин и 20% женщин – жителей Земли – систематически курят. Закурить первую в жизни сигарету некоторые ребята пробуют уже в 10-14 лет, а кто-то и раньше.

Действительно, многие взрослые курят. Сначала они испытывают от первой выкуренной сигареты тошноту, головокружение, слабость. Но потом все проходит, – и курение становится дурной привычкой, от которой человек не в состоянии избавиться годами.

Так ли бесследно проходит курение для растущего, еще не окрепшего организма? Учитель показывает школьникам плакат с изображением человека и просит назвать те органы, на которые курение оказывает немедленное воздействие. Затем, спрашивает, каким образом табачный дым действует на те или иные органы, (зубы желтеют, портятся; глаза – слезятся; волосы приобретают неприятный запах; легкие – темнеют; сердце бьется чаще).

Учитель показывает школьникам на плакате сердце. Объясняет, что это важнейшая мышца организма, перекачивающая кровь и доставляющая её по всем органам и тканям. Далее поясняет, что табачные яды заставляют сердце биться чаще, чем ему положено в норме.

Затем демонстрируется опыт “курильщик”: в шприц кладется кусочек ваты, вместо иголки – сигарета. Имитируя вдох и выдох курильщика, учитель двигает поршень взад – вперед. Когда сигарета “выкурена”, на ватке остается желтоватый налет.

Учитель просит, двух добровольцев из учеников выйти к доске, разделенной на две половины, взять мел и записывать на одной половине аргументы “за” курение, а на другой “против”. “За” и “против”, нужно чередовать, их – если уже записан аргумент “за”, то предлагается противопоставить ему “против”. После учитель выписывает на доске основные мотивировки курения, а затем проводит их обсуждение.

Например: Вопрос: “Почему подростки начинают курить?”

  • из любопытства;
  • чтобы казаться взрослее;
  • за компанию;
  • чтобы похудеть;
  • потому что это модно.

Ученикам предлагается выбрать три наиболее “весомые” с их точки зрения мотивировки и выписать их на отдельный листок бумаги в порядке значимости. После этого выясняется, какая мотивировка курения оказалась наиболее популярной в данном классе (это можно выяснить путем подсчета голосов. Например: “Кто выбрал мотивировку “из любопытства”. Поднимите, пожалуйста, руку” и т. д.). Приведем примеры основных тезисов обсуждения каждой мотивировки курения.

“Из любопытства”. Многие подростки начинают курить “просто так”, “из любопытства”. О чем это говорит? Прежде всего, о том, что человек не очень хорошо понимает мотивы своего поведения. За такой мотивировкой может скрываться очень и очень многое. И то, что человек готов рисковать ради новых ощущений. И то, что он в принципе готов начать курить, если эта проба курения доставит ему удовольствие и не приведет к очевидным неприятностям. Конечно, мы говорим о разумном человеке, который не будет из любопытства прыгать из окна.

Однако пробующие курить из любопытства должны знать, что одна проба повлечет за собой другую, потом третью и т.д. И совсем незаметно для себя человек становится настоящим курильщиком, потому что курение табака вызывает привыкание. Многие юные курильщики считают, что они курят мало и смогут отказаться от табака, когда захотят, однако это мнение ошибочно. Даже малые дозы табака могут вызвать привыкание, а поскольку самостоятельно отказаться от курения не получается, не остается ничего другого, как продолжить курить, все время увеличивая количество выкуриваемых сигарет.

“Чтобы казаться взрослее”. Это довольно наивное утверждение, которое можно расшифровать примерно так: я хочу казаться взрослее в глазах своих сверстников (потому что на взрослых это не производит такого впечатления), хочу казаться независимым, самостоятельным, хочу, чтобы меня считали таким, потому что сам себя таким не считаю. По крайней мере, мне нужно подкрепление, чтобы я по – настоящему хотя бы на минуту почувствовал взрослым.

“За компанию”. Чего только не сделаешь “за компанию”. Тем более что в подростковом возрасте очень важно выть принятым в той компании, которая тебе нравится. Порой человек может начать курить вопреки своему желанию. Правда, иногда это происходит просто из-за того, что некоторые люди не умеют отказывать. Дома они умеют это делать и даже очень хорошо, но вот в другом месте… как-то неловко, неудобно, вдруг не так поймут…..

“Чтобы похудеть”. Это одно из самых распространённых заблуждений. Курить для того, чтобы похудеть – это всё равно, что привить себе какую-нибудь болезнь. Не забывайте, что курение портит цвет лица, волосы и зубы.

“Потому что это модно”. Сразу нужно оговорится, что это модно, но не везде. В современном мире количество курильщиков увеличивается в экономически неразвитых странах, а в странах с высоким жизненным уровнем (таких, как Англия, США) число курильщиков сокращается. В последние годы в моде гладко ухоженная кожа, блестящие волосы, белые зубы, спортивная фигура с развитой мускулатурой. Можно предполагать, что эта мода продержится ещё довольно долго.

Учитель, проводящий занятие, может изменить порядок обсуждения и вводить для дискуссии новые мотивировки.

Затем класс делится на две группы. Каждая группа получает по пословице и объясняет ее смысл. Пословицы:

1. Кто курит табак, тот сам себе враг.

2. Если хочешь долго жить, брось курить.

Учитель задает следующий вопрос: "Кому труднее всего отказать, если будет предложено закурить: взрослому, компании курящих сверстников или близкому другу? Обсуждаются все высказанные варианты, после обсуждения учитель предлагает проиграть в классе ситуацию, при которой один ученик предлагает закурить, а другой отказывается. Учитель объясняет классу, что суть этой игры заключается в отработке очень важного психологического навыка. Он может пригодиться не только в конкретном случае, когда вас принуждают курить, но и в любой жизненной ситуации, если вам предлагают сделать то, чего вы не хотите (пойти в незнакомое место, съесть то, что вы не любите, и т.д.). Учитель предлагает посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться.

Учитель предлагает двум ученикам выйти к доске и разыграть сценку, в которой один человек предлагает другому закурить. Весь класс должен внимательно следить за диалогом. И потом высказать суждение о том, кто был убедительнее, кто победил в споре и похоже ли это на реальную ситуацию.

Приводим пример такого диалога, обозначив участников как А. и Б.

А. - Давай закурим!

Б - Меня родители увидят.

А - А мы отойдем за угол.

Б - Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно. А - Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.

Б - А я наши сигареты не курю.

А - У меня иностранные.

Б - А я от спичек не прикуриваю.

А - А У меня зажигалка.

Б - Меня родители увидят.

А - Мы пойдем в подвал.

Б - в замешательстве и не знает, что ответить.

Комментарий учителя. По-моему, ни разу не был использован очень существенный аргумент: "Я не хочу". Ведь если ваш друг, которого вы боитесь обидеть отказом, не учитывает такой аргумент, значит, он рискует обидеть вас, ведь он не уважает ваших желаний. Далее, аргументы Б сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ, таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем.

Учитель. К счастью, многие даже длительное время курившие люди приходят к благоразумному выводу о необходимости бросить курить и своевременно делают это по собственному желанию. Начать курить легче, чем отказаться от курения. Тогда не лучше, ли вовсе не начинать? Давайте беречь здоровье – своё и близких!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: информирование подростков о воздействии никотина на организм человека.

2. Выявить причины курения и отказа от курения в подростковом возрасте.

3. Сформировать у подростков негативное отношение к курению, ответственное отношение к своему здоровью.

4. Обсудить возможные способы отказа от курения и способы ведения здорового образа жизни.

Приветствие

О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин.

Зависимость может развиться от так называемых психоактивных веществ.

Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие. К ним относятся наркотики, алкоголь, токсические вещества, табак и т. д.

Употребление ПАВ оказывает на организм человека спецефическое воздействие, в результате чего изменяется его настроение, сознание, поведение, восприятие окружающей действительности.

(Участники рассказывают о своем отношении к проблеме употребления ПАВ и опыте приема данных веществ).

С участниками обсуждаются причины, по которым человек может начать курить и причины того, почему люди не курят. Ответы необходимо записать в таблицу.

Информация для ведущего:

Возможные причины не курить:Возможные причины курить:

- мне не нравится курить;

- курение вредно для здоровья;

- курить – уже совсем не модно;

- я не хочу иметь вредные привычки;

- это неприятно выглядит;

- это слишком дорого;

- это вызов другим – показать, что я не курю;

- никто из моих друзей не курит;

- это повредит моим спортивным достижениям;

- мои родители не одобряют курение.

- мне нравится курить;

- курение снимает раздражение, расслабляет меня;

- это привычка;

- все вокруг меня курят;

- курение помогает выглядеть и чувствовать себя старше;

- курение стимулирует меня, повышает тонус;

- курение дает мне шанс занять чем-то руки;

- это поможет мне сбавить вес;

- курение позволяет мне отвлечься, когда я скучаю или в плохом настроении;

- курение позволяет мне чувствовать себя независимым.

Люди, которые курят, часто имеют неверное представление об этой пагубной привычке, существует много мифов по поводу курения.

Курениеблокирует концентрацию внимания: прогрессирующая закупорка артерий и вен отравляющими веществами ведет к кислородному голоданию мозга. Курениепрепятствует качественному расслаблению: никотин — возбуждающее средство. Если Вы измерите свой пульс, а потом выкурите подряд две сигареты, Вы отметите значительное ускорение его частоты.

Иногда люди жалуются, что начали набирать вес, отказавшись от сигарет. Отсюда и неверный вывод о связи табакокурения и похудения.

Сигареты с ментолом, представляемые более изысканными, женскими, освежающе ароматными, формируют табачную зависимость даже быстрее обычных. Высокотехнологичные фильтры сигарет, хотя и кажутся надежной защитой, на самом деле являются еще одной уловкой производителей – курильщик и окружающие все равно получают солидную дозу вредных веществ, никотина и дыма.

Это неправда. Кальян не менее опасен, чем традиционные способы употребления табака. А если учесть длительность одного сеанса курения кальяна, разовая доза вредных веществ, полученных каждым курильщиком, весьма велика. К тому же, став постоянным клиентом общественных кальянных, можно в нагрузку к обычным проблемам, связанным с курением, получить еще и туберкулез.

Электронную сигарету позиционируют как инновационный и безопасный метод бездымного курения. Однако по результатам недавних исследований, можно утверждать, что это устройство также не щадит организм курильщика.

Табачные компании часто представляют курение как свободный выбор взрослых людей. Это лукавый аргумент – в России не курят две трети населения, в том числе дети и беременные женщины. И право курильщика на сигаретный дым заканчивается там, где начинается право остальных на чистый воздух.

Также по данным исследований, большинство курильщиков начинают употреблять табак в возрасте 13–14 лет, когда не может быть и речи о свободном взрослом выборе.

Производители табака часто подвергают сомнению вред от вторичного дыма. Не существует безопасного уровня воздействия табачного дыма. Вторичный табачный дым содержит около 4000 химических веществ, в том числе около 70 канцерогенов. Доказано, что именно пассивное курение – причина большинства случаев рака легких и заболеваний сердечнососудистой системы у некурящих. Практически половина всех детей в мире – вынужденные пассивные курильщики. Около 50 миллионов беременных женщин по всему миру ежегодно становятся пассивными курильщицами, подвергая воздействию табачного дыма своих будущих детей.

В отличие от шмыганья носом, шарканья ногами, прогревания автомобиля рядом с домом и др. дурных привычек, курение – это вовсе не привычка, а – наркотическая зависимость. Большинство курильщиков испытывают ужас от наркотиков, являясь, на самом деле, наркоманами. Если Вы курите, нравится вам это или нет, но Вы - больны;помните: как и все тяжелые заболевания, Ваша болезнь не только хроническая, но и прогрессирующая.

Вывод: На самом деле сигареты – не магическое средство и не могут сделать все то, что им приписывается.

Участникам предлагается обсудить различные способы отказа от курения, все варианты рассматриваются и после анализа выбираются наиболее верные, которые записываются на доску/ватман.

Информация для ведущего:

У курящих людей развиваются два вида зависимости от табака: физиологическая и психологическая. К психологической зависимости можно отнести такие привычки как курение в определенном месте, в определенное время, за каким-то делом с какой-то компанией и т. д. Если человек решил бросить курить сначала нужно понять в каких случаях это происходит и сломать эти стереотипы. Если он привык курить по дороге в школу или из школы – нужно изменить маршрут. Если он привык курить после еды на балконе – не выходить на балкон и т. п.

В первые 5-7 дней отказа от курения нужно выполнять некоторые несложные рекомендации для того, чтобы как можно быстрее освободить организм от никотина и других вредных компонентов табачного дыма.

- Нужно пить больше жидкости: воды, соков, кисломолочных продуктов, некрепкого чая с лимоном (лимон содержит витамин С, который особенно нужен тем, кто бросает курить, есть свежие овощи.

- Не нужно пить крепкий чай или кофе – это обостряет тягу к сигарете. По той же причине не следует есть острые и пряные блюда.

- Каждый день необходимо съедать ложку меда – он помогает печени очистить организм от вредных веществ.

Как поддержать себя, чтобы снова не тянуло к сигарете?

- Избегайте ситуаций, провоцирующих курение.

- Найдите партнера по отказу от курения. Отказаться от курения легче, если вас поддерживают родные или друзья. Лучше всего бросать курить с кем-то вместе - вы можете оказывать друг другу моральную поддержку.

- Не делайте отказ от курения самоцелью. Не нужно, чтобы ваши мысли все время вращались вокруг курения. Ваша цель иная - добиться здоровья, силы, красоты, умения управлять собой, своим настроением и поведением самостоятельно, без помощи сигарет.

Что вы выигрываете, отказавшись от курения?

- Если вы не курите неделю, вас, конечно, еще тянет к сигарете, но уже улучшился цвет лица, пропал неприятный запах от кожи, от волос, от дыхания.

- Если вы не курите месяц, вам стало легче дышать, исчезла головная боль. Повысилась вкусовая чувствительность.

- Если вы не курите уже полгода - пульс стал реже, вы можете задержать дыхание на длительное время, значит, вы в хорошей форме, значит, улучшаются спортивные показатели.

- Посчитайте, сколько денег тратит курильщик на сигареты, если он выкуривает в день пачку сигарет?

- Если вы не курите больше года и не будете курить никогда, то вы доказали себе и окружающим, что у вас сильная воля, что вы зрелая личность, которая несет ответственность за свое здоровье и жизнь в целом.

Участников необходимо разделить на 2-4 микрогруппы. Каждая микрогруппа, должна придумать социальную рекламу против курения в форме изображения и слогана. В завершение работы происходит представление и защита идей каждой из микрогрупп, обсуждение результатов.

Курение является большой проблемой современного человека и общества в целом. Это не просто вредная привычка. Со временем у человека, который вовремя не остановился, развивается зависимость от никотина, содержащегося в табаке. Действие различных ядовитых веществ, выделяющихся при курении, оказывается для организма человека разрушающим.

Актуальность проблемы

Курение является большой проблемой современного человека и общества в целом. Современная молодежь начинает пробовать сигареты в среднем в 10 -12 лет, из них большая часть, пристрастившись к этому занятию, продолжает курить, постоянно увеличивая количество выкуренных сигарет в день. К 17 годам у одного из десяти молодых курильщиков уже имеется ярко выраженная зависимость от табака, несмотря на то, что даже дети в общих чертах знают о том, какой вред наносит курение.

Цель проекта: выявить причины, побуждающие подростков к курению.

Задачи: 1. работая с различными источниками информации, узнать историю, состав табака;

2. информировать учеников школы о пагубном воздействии компонентов табачного дыма на организм человека;

3. провести анкетирование учеников 5- 9 классов, с целью выявить причины, побуждающие подростков к курению;

4. провести эксперименты.

Объект исследования: табококурение в среде подростков, учащихся школы.

Предмет исследования: причины, по которым подростки начинают курить.

База исследования: учащиеся, их родители, учителя, независимые участники.

- сбор информации, изучение теоретического материала;

- проведение анкетирования, обработка результатов исследования.

История табака

Табак – это растение семейства Паслёновых родом из Америки.

Завез его в XV веке в европейские страны адмирал Христофор Колумб. Растение получило название от имени провинции Тобаго острова Гаити.

Быстрому распространению табака способствовало удивительное его свойство – привычная тяга к курению, с которой очень трудно совладать человеку.

В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году. Табак курили, применяли даже в качестве лекарства, что часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью.

В царствование царя Михаила Федоровича Романова уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

Торговля табаком и курение были разрешены в России в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы.

Состав табака

При сжигании табака образуется дым, в котором множество вредных веществ, но самыми вредными считаются никотин, угарный газ и табачные смолы.

Никотин – яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание. Он заставляет наше сердце биться быстрее, из-за чего оно быстро изнашивается.

Угарный газ – один из ядов, содержащихся в табачном дыме. Он мешает организму получать кислород, столь необходимый для всех органов.

Табачные смолы – канцерогенные вещества, которые образуются при сгорании табака. Они загрязняют наши легкие и приводят к их заболеванию.

Все эти вещества оказывают вредное действие на наш организм.

3.Как воздействует курение на организм человека

Давно не секрет, к каким серьёзным патологиям способно привести курение. Последствия никотиновой зависимости, которые чаще всего диагностируют у курильщиков:

- снижением способности к запоминанию информации и её восприятию;

- ухудшением остроты зрения;

- замедлением реакций в движениях;

- снижением мышечной силы;

- истощением нервных клеток, что приводит к преждевременной усталости, - снижению мозговых способностей в решении логических задач;

- активизацией функционирования щитовидки, что сопровождается учащением пульса, повышением температурных показателей, появлением жажды, раздражительности, нарушениями сна;

- отрицательным воздействием на кожные покровы, проявляющимся появлением угрей, себореи, изменением оттенка кожи;

- стремительным изнашиванием сердечной мышцы;

- развитием рака легких – онкологического заболевания;

- нарушением надлежащего режима труда и отдыха в связи с регулярно возникающим желанием выкурить очередную сигарету;

- частыми головными болями, раздражительностью и снижением работоспособности;

Вред курения для школьников и подростков является весьма актуальной темой среди окулистов, которые связывают многие серьезные патологии органов зрения и нарушения зрительного восприятия окружающего мира с постоянным воздействием на организм никотином. Со временем курильщики рискуют столкнуться с блеклостью оттенков, быстрой утомляемостью при чтении, мельканием и двоением в глазах, появлением слезоточивости, покраснения и припухлости органов зрения.

3. Почему подростки начинают курить?

Причина третья: желание казаться мужественнее или женственнее. Ложные стандарты мужественности и женственности, которые подростки черпают из книг, фильмов и рекламы, приводят к тому, что сигарета становится синонимом мужественности у мальчиков и привлекательности у девочек. Закуривая сигарету, мальчик начинает чувствовать себя мужчиной; девочка – роковой женщиной. Ведь многие литературные и кинематографические герои, с которых подростки берут пример, курят!

Причина четвертая: неуверенность в себе. Подростки только познают мир, они уже не дети, но еще и не взрослые, поэтому взрослая жизнь пугает и одновременно манит. Подросток еще очень раним, хрупок, не уверен в себе. Сигарета придает уверенности – и физически, и психологически. Это легкий и доступный и, как кажется подростку, безопасный способ расслабиться, почувствовать себя взрослым, самодостаточным и достойным уважения.

И, наконец, причина пятая и основная: курение родителей. Зачастую подростки курят просто потому, что так принято у них в семье. Если курят папа и мама, почему не закурить ребенку? Если родители что-то позволяют себе, то ребенок тем более будет копировать родительское поведение. (Приложение 2)

4. Результаты экспериментов

Подростки считают курение модным и о вреде не задумываются. Мы считаем, что в борьбе с курением очень важно формировать общественное мнение среди учащихся не столько о вреде курения, сколько о не актуальности, старомодности этого пристрастия. Пропагандировать, что сейчас модно вести здоровый образ жизни. Огорчает факт, что многие ребята начинают курить по примеру родителей.

Следующий этап нашей исследовательской работы мы хотели показать ребятам наглядно на растениях, как влияет никотин на живые организмы.

Действие никотина на растения:

В течение 10 дней проводили опыты над растениями – хлорофитумом. У нас было два растения – опытное и контрольное. Контрольное растение мы поливали обыкновенной водой, опытное растение мы поливали водой, настоянной на табачной пыли. Листья опытного растения после 4 полива стали желтеть, через 10 дней оно завяло. Контрольное растение чувствовало себя нормально на протяжение опыта.

Высадила в почву по пять семян гороха. Поливку проводила в одно и то же время одинаковым объемом воды. Первый рассадник поливала водой, в которую на 10 минут опускала вату с никотином от сигарет с фильтром. А второй поливала обыкновенной водой. (Приложение 3)

По результатам эксперимента мы видим что семена, которые поливали водой содержащее никотин, от сигарет с фильтром взошли раньше, чем семена, которые поливали обыкновенной водой. Но позднее когда растения стали расти произошло изменение. Растения, которые поливали обыкновенной водой стали развиваться лучше и быстрее, чем растения поливаемые водой с табачной вытяжкой. (Приложение 4)

Вывод: Никотин, содержащийся в воде полива, негативно влияет на развитие молодого растения. Точно таким же образом никотин влияет и на растущий организм подростка. И чтобы этого избежать необходимо, заботиться о своём здоровье, думать не только о своём здоровье, но и здоровье окружающих.

Такими простыми опытами мы доказали, что курение очень плохая и вредная привычка, которая губит жизнь человека засоряя его организм вредными веществами. Убеждение многих курильщиков, что фильтр защищает от вредных веществ, является ошибочным. Эта привычка наносит вред всему организму, а не только легким.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок ОБЖ в 9 классе

Тема урока: Почему подростки курят.

Время: 40 минут

Постановка проблемы. Большой вред здоровью человека наносят вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков, особенно в подростковом возрасте. По информации Роспотребнадзора за последние 20 лет количество курильщиков в стране значительно увеличилось. Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 27% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и семь сигарет в день соответственно. Но это только верхушка айсберга, сколько неизвестного скрывается под водой? Это самая актуальная проблема в среде обучающихся средней школы.

Цели и результаты обучения:

Углубить и актуализировать знания обучающихся о вредной привычке- табакокурении.

Дать обучающимся понятие о том, как табакокурение влияет на здоровье подростка и полностью искажает нормальное развитие личности. Как побороть эту вредную привычку?

Воспитывать ценностные ориентации у подростков, способствующие противостоять негативному давлению сверстников.

Развивать умения вести диалог, делать выводы и обобщения.

Учить обучающихся умению находить и использовать материалы по изучаемой теме в Интернете.

Основополагающий вопрос:

Как некоторые вредные привычки (курение) достигают степени пагубного пристрастия, полностью искажают нормальное развитие подростка, как на доступном уровне вырабатывать у обучающихся мотивацию отрицательного отношения к этим привычкам?

Актуальность темы определяется тем, что вредные привычки приносят людям и обществу большой моральный и экономический ущерб, наносят вред здоровью подростков, значительно сокращают продолжительность жизни человека.

Особенность:

проблемное содержание темы урока;

коммуникативная направленность;

сравнительный анализ;

отработка навыков у обучающихся принимать решение в той или иной ситуации;

осмысление поставленной проблемы, умение анализировать опасные ситуации для здоровья;

межпредметные связи: обж, химия, биология, история.

Используемые педагогические технологии:

ИКТ (информационно-коммуникативная технология);

проблемно-поискового и дискуссионного характера;

личностно-ориентированного подхода;

коммуникативно-диалогового характера.

Форма проведения урока: работа в группах.

Тема : Табакокурение и его влияние на здоровье подростка.

Последствия курения - болезни.

Что находится в табачном дыму?

Практические советы бросающим курить.

Ответственность за курение в общественных местах.

Профилактика табакокурения. Рекомендации психолога.

I этап. Введение. ( 2 минуты)

ПРОБЛЕМА: Табакокурение.

Табакокурение – одна из самых распространенных вредных привычек;

знакома и детям и взрослым;

ее решение важно для здоровья подростков;

среди вредных привычек табакокурение занимает особое место;

это самая актуальная проблема в среде обучающихся средней школы.

II этап. Работа с понятиями. 3минуты.

Вредными следует считать те привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни успешно реализовать себя как личность, как представителя данного общества.

Обучающиеся высказывают свои мнения, приводят примеры, факты.

Учитель предлагает свою позицию: никотин - это наркотик, во всяком случае, мощный стимулятор, к которому люди быстро привыкают.

Курение – привычная система действий, выражающая болезненное пристрастие человека к наркотическому веществу – никотину, содержащемуся в табаке.

Никотин – желтоватая жидкость жгучего вкуса, растворимая в воде и жирах, хорошо всасывается слизистыми оболочками и даже кожей. Очень ядовит: смертельная доза – 1мг/кг массы тела.

Курение – это социальная проблема общества?

Если рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных эта проблема является среди учеников средней школы. Поскольку влияние сверстников на несформировавшееся сознание подростка очень велико.

По оценке ВОЗ, Россия занимает первое место в мире по числу курящих детей и подростков.

Немного истории.

Листья и семена табака были привезены из Америки в 1492 году моряками экспедиции Христофора Колумба. Когда его корабль пристал к одному их островов неизвестного материка, матросы с изумлением наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из тлеющих листьев какого-то растения. Существовало поверие, что дымом они отпугивали москитов. Испытывая одурманивающее действие табака, индейцы приписывали ему волшебные свойства.

В Европу табак был завезён в 1496 году испанским монахом Романом Панно. Растения он использовал в качестве декоративных.

Лишь Пётр I , который пристрастился к табаку в Голландии, снял запрет на табак.

По информации Роспотребнадзора за последние 20 лет количество курильщиков в стране увеличилось на 440 тысяч человек. Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 27% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и семь сигарет в день соответственно. Но это только верхушка айсберга, сколько неизвестного скрывается под водой?

Среди учащихся профессиональных училищ курит 75% юношей и 64% девушек, из них выраженная табачная зависимость имеется у каждого десятого.

Вывод: Курение – самая массовая вредная привычка. Высокий уровень распространенности курения поддерживается за счет пополнения армии курильщиков подростками и молодежью.

III этап. Изучение основной проблемы. (20 минут) Далее учитель приводит примеры из анализа проведенного анкетирования среди обучающихся лицея № 102 на этапе изучения проблемы табакокурения (ноябрь 2011г.).

Опрос показал, что:

у половины опрошенных 6-классников курили друзья.

Причина, по которой подростки впервые попробовали закурить:

Почему подростки курят? (Желательно, чтобы обучающиеся ответили на этот вопрос сами).

Влияние сверстников, давление с их стороны.

Удовольствие от того, что делаешь что-то запретное.

Стремление подражать взрослым, авторитетным людям.

Сигареты легко можно купить.

Желание поступить наперекор.

Удовольствие от курения.

Примеры, которые видят по телевидению или в кино.

Далее учитель обращает внимание на то, что существуют мифы о курении и просит обучающихся высказаться по ним.

Мифы о курении:

Большинство взрослых и подростков курит.

Курение успокаивает нервы.

Курение помогает сосредоточиться и лучше работать.

Курение не так вредно, как говорят.

Я всегда смогу бросить курить.

Курение опасно только для того, кто курит.

Принципиально важно вывести обучающихся на уровень предметного и свободного обсуждения! Каково отношение общества к курению?

Табакокурение – это социальное явление. Терпимость к нему общества определяет поведение подростков. При малом жизненном опыте и недостаточной гигиенической культуре подростки ориентируются на поведение взрослых и копируют его. Легализация курения всех слоев населения (без различия пола и возраста) стала нормой, само собой разумеющимся явлением. Такую позицию взрослых усвоили и подростки.

Последствия курения - болезни. Так вредно или нет?

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасна, что многие не принимают ее всерьез.

Что находится в табачном дыму?

Средний курильщик делает около 200 затяжек в день. 200 глотков какого-то отстоя из 4000 химических соединений, 30 из которых особенно ядовиты. Аммиак, ацетон, бензол, метанол, пестициды, полоний, сероводород, синильная кислота, углекислый газ, формальдегид, плюс удобрения для хорошего роста злокачественных опухолей: бензпирен и дибензпирен - вот подлинный, но далеко не полный список составляющих особого вкуса табачного дыма. Можно сказать, что, затянувшись, курильщик приложился подышать к трубе химического завода.

Состояние лёгких курильщика с 25-летним стажем не лучше, чем у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, вдыхавших радиоактивную пыль.

Почему же курильщик не погибает сразу?

Курильщик не погибает потому, что доза никотина и других ядов вводится постепенно, от затяжки к затяжке. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид – другой яд, содержащийся в табаке. В течении 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20 000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г. никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

Однако, если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым – фармакологом Н.П Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.

В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.

«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.

Учитель просит обучающихся ответить на вопросы:

Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак?

Какие выводы можно сделать о влиянии табака на организм человека?

Что бы вы ответили , если бы вам предложили выкурить сигарету?

Вредное влияние курения на внутренние органы:

Практические советы бросающим курить

1. Сообщите своим друзьям, родителям, что вы бросаете курить.

Чем больше народа будет знать о вашем решении, тем больше ответственность довести начатое до конца.

3. Выберите определенный день, соберитесь с духом и бросьте.

Чтобы отвлечься, займитесь чем-нибудь с друзьями, которые не курят.

4. Выбросьте все, что напоминало бы вам о курении: пепельницу, зажигалку, спички. Запаситесь жевательной резинкой без сахара, мятными таблетками.

5. Помните, что если вы сможете бросить курить, то вы научитесь распоряжаться своей судьбой!

Древний китайский мудрец Лао – То сказал:

Позитивные изменения при отказе от курения:

через 2 часа никотин начинает удаляться из организма и в этот момент чувствуются первые симптомы отмены;

через 12 часов окись углерода от курения выйдет из организма полностью, лёгкие начнут функционировать лучше, пройдёт чувство нехватки воздуха;

через 2 дня вкусовая чувствительность и обоняние станут более острыми;

через 12 недель (3 месяца) функционирование системы кровообращения улучшается, что позволяет легче ходить и бегать;

через 3-9 месяцев кашель, одышка и проблемы с дыханием становятся значительно менее выраженными, функция лёгких увеличивается на 10 %;

через 5 лет риск инфаркта миокарда станет в 2 раза меньше, чем у курящих.

(Материал из Википедии — свободной интернет- энциклопедии.)

Ответственность за курение в общественных местах

Введено наказание за курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, вне специально отведенных мест для курения табака. С нарушителя взимается штраф от 300 до 500 рублей.

IV этап. Итоговая дискуссия. 10 минут

Учитель проводит занятие в группах, предложив обучающимся проанализировать одну из дилемм:

Курить или не курить?

Употреблять алкоголь или не употреблять его?

Употреблять наркотики или нет?

Учитель выдает на группы задания в виде подготовленных табличек. ( См. Приложение 1.)

Отдельной группе обучающихся учитель может предложить вопросы для обсуждения:

Не думаете ли вы, что никотин – это наркотик, т.к. от него трудно избавиться. Почему, в таком случае, табак легален, тогда как большинство наркотиков запрещены? Не было ли лучше сделать табак вне закона?

Какие меры предложите вы, чтобы подростки не курили?

Вырабатывать у подростков твердое убеждение, что курение вредно, оно наносит непоправимый ущерб здоровью и начинать курить не надо!

Сокращение числа курящих за счет осознания ими вредных последствий.

Усилить профилактическую работу среди подростков, воспитывая у них потребность в здоровом образе жизни, отказе от вредных привычек.

Административные меры с целью ограничения и запрещения курения в общественных местах.

V этап. Заключение. (5 минут)

Понятно, что обучающиеся свой выбор в отношении табакокурения сделают за пределами класса, в реальной жизненной ситуации. Задача учителя – показать возможные последствия каждого варианта и подчеркнуть, что ответственность за состояние своего здоровья несет сам подросток. Ему и решать: быть здоровым или быть больным.

Покупая сигареты, подросток не только встал на путь сокращения своей жизни, но и пополнил миллиардный бизнес производителей табака.

Давайте задумаемся, нужны ли нам вредные привычки? Что мы выигрываем, когда приобретаем зависимости? Что ждет нас в будущем: здоровая старость или быстрая смерть?

Обучающиеся должны прийти к выводу:

Курение делает человека нездоровым, приводит к неизлечимым болезням, может погубить.

Курение делает человека непривлекательным ( желтые зубы, кашель, затуманенный взгляд и т.д.).

Курение снижает физическую активность.

Курение стоит денег.

Никотин забирает свободу.

Человек становится его рабом.

Учёные доказали, что если дети и подростки употребляют табак и алкоголь, то увеличивается вероятность того, что в дальнейшем они попробуют НАРКОТИКИ!

Рекомендации психологов подросткам.

В течении подросткового периода жизни вам придется принимать много важных решений.

Давление сверстников может затруднить принятие правильных решений.

Если вас заставляют курить, употреблять алкоголь или наркотик:

избегайте таких мест – не ходите на вечеринки, где могут принимать алкоголь, наркотики и курить;

общайтесь с друзьями, которые не употребляют алкоголь и наркотики;

знайте свои ценности и пользуйтесь им;.

учтите все возможные последствия вашего решения.

Не позволяйте сверстникам решать за вас!

Что происходит после того, как вы приняли решение?

хорошо относиться к себе, т.к. вы сделали свой выбор;

заставить других уважать вас за то, что вы личность;

сохранить отношения с родителями, друзьями;

оградить себя от несчастья и помочь сделать это другим;

сохранить здоровье.

Заключительная часть урока.

Вопросы для закрепления.

Вопросы тестового задания.

Викторина о вреде табакокурения.

Когда, кем и откуда был впервые завезён табак в Европу?

1. В XVI в. испанцами из Америки.(*)

2. В XVI в. китайцами.

3. В XVIII в. англичанами из Индии.

При каком царе табак впервые появился в России?

1. При Иване Грозном.

2. При Екатерине II .

3. При Петре I .(*)

Какой русский царь ввёл запрет на курение?

1. Алексей Михайлович.(*)

2. Пётр I .

3. Екатерина II .

Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда человеку?

1. Сигареты с фильтром.

2. Сигареты с низким содержанием никотина и смол.

Что такое пассивное курение?

1. Нахождение в помещении, где курят.(*)

3. Когда не затягиваешься сигаретой.

Как влияет курение на работу сердца?

1. Замедляет его работу.

2. Заставляет учащённо биться.(*)

3. Не влияет на его работу.

Какое заболевание считается наиболее связанным с курением?

2. Рак лёгкого.(*)

Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?

1. Стаж не имеет значения.

2. Чем больше куришь, тем сложнее бросить курить.(*)

3. Чем дольше куришь, тем легче бросить курить.

(Примечание: (*) – правильные ответы).

hello_html_m554e6c9f.jpg

Приложение 1. Мой выбор.

Карточки заданий для работы в малых группах

Приложение 2. Выдержки из анкет обучающихся лицея № 102.

Так видят проблему курения наши ученики 5 – 6 классов.

"Чтобы дети не курили, я бы.

«…уничтожил бы все сигаретные заводы. (Олег Прохоров. 6а).

Читайте также: