План конспект по познанию мира

Обновлено: 04.07.2024

1. Организационный момент

– Давайте и мы улыбнемся друг другу. Если вы научитесь улыбаться всему, что окружает вас, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало. Желаю вам на сегодняшнем занятии подняться на следующую ступеньку в познании мира.

II. Повторение изученного материала

– Какое настроение у нашей улитки?
– Как вы определили? (Она улыбается)
– Так о чем мы с вами говорили на прошлом занятии? (О настроении)
– Как вы думаете, от чего зависит плохое настроение людей?
– А когда у вас хорошее настроение?
– Вы должны были понаблюдать за тем, как меняется ваше настроение в течение недели, и заполнить таблицу. (Ребята составили таблицу и раскрашивали каждый день разным цветом свое настроение: зеленым – веселое, бодрое; красным – неуверенное, беспокойное; серым – тревожное, унылое, сердитое).

Результаты наблюдения: у 78% обучающихся жизнерадостное, бодрое настроение; 22% обучающихся временами выражают беспокойное, унылое состояние.

– Человек может радоваться и огорчаться, веселиться, страдать. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться.

III. Беседа о познании окружающего мира

– Ребята, а сейчас у вас какое настроение?

– Тогда посмотрите в окно и попробуйте описать свои чувства, вызванные созерцанием природы. (Чувства радости, восхищения, удивления, желания изучить окружающий мир)

– Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, ощущение – это органы чувств. Давайте проверим как хорошо работают ваши органы чувств.

1. Предлагаю детям закрыть глаза и запомнить все звуки в течение 20 секунд.

– Что вы услышали? Какой орган чувств работал? (Уши)

Слух – большая ценность для человека. Заткните уши. Что произошло? (Исчезли все звуки). С помощью органов слуха мы слышим шум дождя, журчание ручья, пение птиц, музыку, речь людей.

2. Учащиеся с завязанными глазами на ощупь определяют геометрические фигуры.

– Какой орган чувств работает? (Кожа)

– Зачем человеку кожа?

Кожа – орган осязания, она помогает определить не только форму, размер предмета, но и почувствовать тепло, холод, жару, мороз.

3. Дети с закрытыми глазами и зажатым носом определяют на вкус кусок яблока и лука.

– Что помогло узнать где яблоко, а где лук? (Язык)

– Ребята, а если перед вами окажутся незнакомые вещества, можно ли их пробовать на вкус? Почему? (Ответы детей)

Вывод: сейчас в быту используются много различных химических веществ в красивой, яркой упаковке, которые так и хочется попробовать. Это могут быть моющие и дезинфицирующие средства, отрава для насекомых и мышей, лосьоны, дезодоранты и многое другое, что ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.

– Что же произошло с нашим сказочным героем?

– Только ли вкус незнакомых веществ опасен для организма человека? Что еще может нанести вред здоровью? (Запахи)

– На свете много опасных веществ, запах которых очень вреден для здоровья.

IV. Физминутка

1. Чтение по ролям текста на страницах 27-29.

– Как же человек познает мир? Назовите органы чувств, которые являются нашими помощниками.

VI. Глаза – главные помощники человека

– А вот с помощью какого органа чувств мы больше всего воспринимаем окружающую среду, вы узнаете, отгадав загадку.

– Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

– Самое острое зрение у орла. А ночью лучше всех видит сова. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Почему? (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать, сравнивать предметы, узнавать их цвет, форму, размер). Доказано, что 80% всей информации человек получает через зрение. Но всегда ли можно доверять своим глазам? Попробуем проверить, не обманывают ли они нас иногда.

1. Демонстрация опыта.

– Рассмотрите карандаш в стакане с водой. Каким он кажется? (Сломанным).

2. Выполнение задания 2 на странице 30 в рабочей тетради.

– Какой вывод можем сделать? (Органы чувств иногда могут ошибаться)

– А что надо делать, чтобы зрение всегда оставалось хорошим? (Соблюдать правила бережного отношения к зрению, выполнять специальные упражнения для глаз)

  • читать при плохом освещении;
  • промывать глаза по утрам;
  • смотреть близко телевизор;
  • читать при хорошем освещении;
  • оберегать глаза от попадания в них инородных предметов;
  • низко наклоняться при письме;
  • не читать в транспорте;
  • делать гимнастику для глаз.

4. Гимнастика для глаз.

– Какие необходимо выполнять упражнения, если устали глаза?

– Давайте прочитаем перечень упражнений, данных в тетради, и выполним их.

5. Выполнение задания 4 на странице 31 в рабочей тетради.

– Что помогает сохранить слух и зрение?

VII. Итог

– С помощью чего мы познаем окружающий мир?

Действительно, практически все, что мы узнаем о мире, приходит к нам через наши пять органов чувств. С раннего детства человек пытается все потрогать, понюхать, попробовать на вкус, послушать, рассмотреть. Но при этом мы не должны забывать об основных правилах личной гигиены и закаливания с целью профилактики заболеваний органов чувств. Ведь, если мы здоровы, то успешны, счастливы. И у нас хорошее настроение. А залог хорошего настроения – это улыбка. Так давайте же еще раз улыбнемся и подарим друг другу здоровье и радость.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с образом жиз­ни первых людей, учить понимать различия между прошлым и настоящим с точки зрения собственной жизни и жизни других людей.

Критерии успеха

Данный урок знакомит учащихся с образом жиз­ни первых людей, учит понимать различия между прошлым и настоящим с точки зрения собственной жизни и жизни других людей.

Учит находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Учит описывать внешний вид и деятельность первых людей, опи­сывать первые объединения людей на основе изу­ченного материала.

На уроке ученики отвечают на вопросы, используя дополнительные источники и ресурсы, устанавливают причинно-следственные связи между событиями.

Межпредметные

Естествознание. Предложите выполнить зада­ние в рубрике "Попробуй".

использования

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ. Возможный уровень:

организованная деятельность, включающая пре­зентации и ИKT;

самостоятельное изучение информации, обсуж­дение в группе; представление классу полученных выводов;

Предварительные

У учеников имеются первичные представления о древних людях.

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Актуализация знаний

Посмотрите на часы.

- Вспомните чем вы занимались час назад?

- Чем занимались вчера вечером? Вчера утром?

- Чем занимались летом в последние дни перед 1 сентября?

Эти события, которые происходили с вами и другими людьми называется – ПРОШЛЫМ. – т.е. то, что уже прошло.

- Давайте хором повторим.

- Хорошо, молодцы. Подняли правую руку, подняли левую руку, похлопали друг другу. (4 мин)

Ввод в тему.

- Как думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Что мы должны знать к концу урока?

- Что должны узнать? Чему должны научиться?

- Тема нашего урока: первый человек.

- Сегодня мы будем говорить о первых людях, которые появились на планете Земля, и о том, как они жили.

- Ребята а вы знаете что существует наука, которая изучает то, что было в прошлом.

- Как вы думаете как она называется?

Это наука история, и мы начинаем её изучать.

- Она расскажет нам о прошлом человечества. История начинается с появления первого человека. (4 мин)

Критерии успеха

Учащиеся узнают что есть наука которое изучает то что было в прошлом

Середина урока

Просмотр мультфильма

- Сейчас предлагаю вашему вниманию посмотреть фрагмент мультфильма

"Первобытные люди". (5 мин)

- Если вам понравился фрагмент мультика поднимите правую руку, если нет левую.

- Что вы можете сказать о первых людях, после просмотра мультфильма? (Ответы детей)

- Самый первый человек появился на Земле очень давно. Это было в Африке. Позже люди расселились по всему миру. (2 мин)

- Посмотрите на доску, верблюжонок Бота принёс нам древние орудия труда.

- Вы знаете их названия?

- Это палка-копалка (одно из первых орудий, которое использовал первый человек, предназначена для разрыхления почвы и копания.

- А это каменный топор (орудие из камня, имеющее поперечную рукоятку). (2 мин)

Работа в парах

- У вас на столах лежат белые карточки, в этих карточках вы должны обвести те орудия труда которыми пользовался первый человек. Это задание вы выполняете в парах.

- На это вам даётся 2 минуты.

Можете начинать. (хожу по кабинету смотрю)

- Кто выполнил это задание сели ровно.

- Давайте узнаем что же у вас получилось?

- 1 пара покажите какие орудия труда вы обвели?

- 4 пара а что получилось у вас?

- У кого так же? Поднимите руку.

- Если вам понравилось это задание поднимите жёлтый карандаш, если при выполнении задания возникли трудности поднимите красный карандаш. (3 мин)

Физминутка (2 мин)

- А теперь давайте немного отдохнём.

Работа в прописи

- Да мы с вами узнали какими орудиями труда пользовался первый человек.

- Ну а сейчас мы с вами живём в современном мире.

- И чтобы узнать чем отличается первый человек от современного откройте пропись на странице 32.

- Здесь вам нужно указать стрелками отличительные признаки древних людей и современных.

- На эту работу вам 2 минуты. Начинайте.

- Если выполнили это задание сели ровно.

- Что же у вас получилось?

- Ангелина назови мне признаки первобытного человека?

- Илья а ты назови мне признаки современного человека?

- Если вам понравилось это задание лайк, если нет дизлайк. (2 мин)

- Мы с вами узнали чем отличались первые люди от современных.

- Жизнь первых людей была интересной и в то же время необычной.

- Они жили большими семьями – родами. Женщины собирали съедобные коренья, плоды, ягоды. А мужчины охотились. (2 мин)

Подведение итога (5 мин)

- А теперь давайте проверим что нового вы узнали на уроке.

- Эту работу вы будете выполнять в группах.

- Повернитесь к друг другу.

- На ваших столах лежат разноцветные карточки с заданием.

- Вам нужно вставить пропущенные слова, т.е провести стрелки от слов к пустому месту.

- На эту работу вам 3 минуты. Приступайте.

Подберите правильные слова

Первые люди жили __________ лет назад.

Они появились в ______________.

Женщины собирали ____________и____________.

Жили они большими семьями- _______________.

- Кто закончил, сели ровно.

- Как вы справились с этой работой?

- Как получилось у 3 группы?

- У всех ли так? Давайте проверим.

- Молодцы, подняли правую ручку, подняли левую ручку и похлопали друг другу. (2)

- Вы отлично справились со всеми заданиями.

- Узнали о первых людях, о том что они появились много лет назад в Африке. И как они жили.

Рабочая тетрадь: стр 32.

Критерии успеха

как выглядел древний человек;

об условиях и образе жизни первобытного человека.

Конец урока

- У вас на столах есть стикеры, если вам понравился урок и вы узнали для себя много интересного приклейте стикер на розовый цветочек, если на уроке у вас были затруднения приклейте стикер на красный цветочек.

- Покажите левую ладошку – это знания с которыми вы пришли на урок, покажите правую ладошку – это знания которые вы получили на уроке.

- Спасибо за урок. (3 мин)

Критерии успеха

После этого учащиеся вместе выполняют задание. При проверке учиты­ваются аккуратность и прочность жилища.

Цель: расширять знания детей о ветре как о природном явлении.

Закрепить знания детей о воздухе и ветре, познакомить с возникновением ветра в природе. Формировать познавательный интерес к природе.

Развивать у детей мышление, память, познавательную активность.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении совместной деятельности.

Оборудование: бэйджи, воздушные шары (синий, красный, зелёный), оборудование для опытов: пластиковые стаканы, полиэтиленовые пакеты, кусочки земли, кирпича, губки, прозрачные контейнеры с водой; ноутбук, мультимедийная система, экран.

Дети заходят в группу и находятся на ковре.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Он бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обрывает –

Так порою он сердит.

Только что он был везде,

Миг – и нет его нигде!

Воспитатель: Почему ветер называют невидимкой?

Дети: Ветер нельзя увидеть, его можно только почувствовать или увидеть то, что ветер делает.

Воспитатель: Какой бывает ветер?

Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, пронизывающий, свирепый…

Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?

Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, значит, ветер есть. Если раскачиваются флажки или бельё на верёвке, то ветер есть…

Воспитатель: Давайте подойдём к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер?

Дети подходят к окну и рассуждают, воспитатель обобщает наблюдения детей.

Воспитатель: Ребята, а что умеет делать ветер?

Дети: Ветер умеет гудеть, свистеть, освежать, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде…

Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветер – и хороших, и плохих. Смотрите на экран, посмотрим на работу ветра.

Воспитатель: Какой ветер вам больше понравился?

Воспитатель: Ребята, а давайте, мы тоже превратимся в ветер.

Под спокойную музыку проводится динамическая пауза:

Осторожно ветер Руки вверх, махи руками вправо-влево.

За калитку вышел.

Пробежал по крыше, Перебирать пальчиками.

Покачал тихонько Руки верх, махи вправо – влево.

Пожурил за что-то Погрозить пальчиком

И, расправив гордо Махи руками, бег на носочках.

Вперемешку с пылью.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что такое ветер?

Дети: Это движение воздуха.

Представьте, что вы учёные работаете в лабораториях. У нас работают четыре лаборатории. Внимательно посмотрите на цвет шариков на эмблемах и разделитесь по группам. Разделились - молодцы! Перед учёными стоит такая задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем доказать нам это. Прошу исследователей воздуха пройти в свои лаборатории. Приступайте к исследованиям.

Дети проводят опыты с воздухом, используя подготовленное оборудование и материал (3стола по 4 ребёнка за каждым).

Воспитатель: Исследовательская работа закончена. Начинается заседание учёного совета. О своих открытиях расскажут учёные лаборатории №1.

Ребёнок: Мы взяли стакан и положили в него бумажную салфетку, затем повернув его отверстием вниз, опустили стакан в воду, а потом быстро вынули из воды. Потрогали салфетку – она оказалась сухой. Значит, в стакане находится воздух, который мешает воде намочить салфетку. Если под водой наклонить стакан, мы увидим пузырьки воздуха, выходящие из него в воду.

Воспитатель: Поздравляю вас с открытием. Слушаем учёных лаборатории №2.

Ребёнок: Мы взяли целлофановый мешочек и начали его скручивать со стороны отверстия. Мы увидели, что он надувается, значит, в мешочке находится воздух.

Мы раскрыли мешочек, а затем резко зажали его отверстие, мешочек надулся, как шарик – мы поймали в него воздух из комнаты.

Воспитатель: Поздравляю вас с открытием. Слушаем учёных лаборатории №3.

Ребёнок: Мы взяли ком земли, кусочек кирпича, губку и всё это опустили в воду. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает, что в земле, кирпиче и в губке находится воздух.

Воспитатель: Поздравляем вас с открытием! Молодцы учёные, вы доказали, что воздух находится повсюду вокруг нас. Ребята, а как же из воздуха получается ветер?

Дети: Мы машем руками, включаем вентилятор, кондиционер, машем веером.

Воспитатель: Но ведь на улице нет вентиляторов, а ветер иногда возникает очень сильный. Вы хотите узнать, как он образуется?

На экране слайды. Вывод: Воздух нагревается и поднимается вверх, его место занимает холодный воздух, который опять нагревается – так происходит и в природе: движение воздуха создаёт ветер.

Воспитатель: Сегодня мы определили наличие воздуха вокруг нас и узнали, как получается ветер. Я надеюсь, вы и дальше будете проводить эксперименты. Для дальнейшего изучения ветра мы подготовили чашечный ветромер, ветряной рукав, вертушки. Давайте быстрее собираться на прогулку, чтобы испытать эти приборы.

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: Воздух и его свойства
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах, очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук ) Почему возник звук? (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух ? ( растениям, животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться )
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали?( теплый ветер )
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? ( около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали, что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь, выкрикивать не нужно, дослушайте до конца, а потом ответите. Хорошо?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана ,смерчи
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так, мы с вами выяснили, что ветер -это и есть воздух. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Вот наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов). А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

Предварительный просмотр:

Материал и оборудование:

- таз с водой, два бруска: большой и маленький, 2 стакана деревянный и стеклянный, 2 шарика;

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Обогащение словаря: пустыня, оазис, барханы, караван верблюдов, верблюжья колючка.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, музыкальный центр, диски с музыкой, презентация к занятию, картинки животных, растений, модель пустыни, модели животных и растений пустыни, мнемотаблицы, заготовки силуэта верблюда, шерстяные нитки, клей, кисточки, салфетки.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются)

Собирайтесь дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Наши руки соединились, передали друг другу тепло, доброту. Они нас подружили.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы с вами снова отправляемся в путешествие. А куда мы попадем – вы узнаете, отгадав загадку:

Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется и льется на желтый песок.
В воздухе желтом
и плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.

- Куда мы с вами попадём?

Воспитатель: А отправляемся мы в пустыню на ковре-самолете.

Воспитатель: Ковер у нас есть, а чтобы он стал волшебным нужно произнести заклинание:

Ты наш коврик добрый будь
Отвези нас в дальний путь
И обратно привези.
Заклинаю: 1,2,3!

(Звучит волшебная музыка)

Воспитатель: Потихонечку садитесь, осторожно шевелитесь:

Чтоб ковер-самолет поскорей летел вперед! (Звучит музыка полета)
Вот летим мы над полями,
Вот и море перед нами,
Вижу лодку, рыбака, море шире иль река? (Ответы детей)

Один, два, три, четыре – ну, конечно, море шире.
Вот под нами темный лес
Ветки тянет до небес.
В нем дровишек целый груз.
Выше дерево иль куст? (Ответы детей)

Справа горы высоки
Слева реки глубоки
Прилетели мы, садимся.
Осторожно приземлимся.

Воспитатель: Интересно, куда мы попали? (Ответы детей)

Воспитатель: Везде так пусто. Это пустыня. Пустыня-это бескрайний песок, где почти нет растительности.

Воспитатель: Ребята, а почему пустыню так назвали – пустыней?

Джин: Я сейчас вам покажу просторы пустыни.

Воспитатель: Горячее солнце, горячий песок, и жарко здесь очень…воды бы глоток. Воды в пустыне мало она находится глубоко под песками и поэтому так ценится, а песка очень много. Большие холмы песка называются – барханы. Это слово для вас новое, повторите – барханы. Барханы есть только в пустыне.

Воспитатель: Ребята, давайте договоримся, если вы услышите новое слово, то мы его называем и картинку с изображением этого слова ставим на доску. Так, какие новые слова мы с вами только что узнали? (Ответы детей: пустыня, барханы)

Воспитатель: Дождей в пустыне очень мало. А палящее солнце так печет, что можно испечь яйцо в раскаленном песке, представляете.

Воспитатель: Ребята, а какие вы видите растения в пустыне?

Воспитатель: Это не высокие зелёные деревья, а кустарники. Да и тех очень мало.

Воспитатель: А это растение вы узнаете?

Дети: Да, это кактус! …..

Воспитатель: У кактуса вместо листьев колючки. А корень уходит глубоко в пески, где есть вода.

В пустыне встречается необычное для нас растение с листочками в виде колючек. Кто знает, как называется это растение? Ответы детей

- Это верблюжья колючка. Как вы думаете, почему это растение так назвали? (Ответы детей). Это растение с удовольствием едят верблюды.

- У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой.

- Посмотрите на экран. Какое необычное дерево растет в пустыне. Кто знает, как оно называется? (Ответы детей)

- Как вы думаете, почему это дерево без листьев? (Ответы детей)

Дело в том, что саксаул – это дерево пустыни. Оно приспособилось к условиям пустыни, не боится соленых грунтовых вод, хорошо переносит засуху, т.к. лишено листьев и поэтому испаряет мало влаги.

Воспитатель: Но кроме растений в пустыне встречаются и животные и птицы, насекомые и пресмыкающиеся.

Воспитатель: Назовите тех, которых знаете. (На экране: змея, ящерица, жуки, черепаха, скорпион, верблюд, ежи, пауки)

Воспитатель: Посмотрите, среди песков островок зелени и маленькое озеро, родниковой воды. Это – оазис. Оазис-это райский уголок пустыни, где все могут напиться водой, утолить свою жажду.

Каждая капля воды может спасти жизнь. Поэтому нужно бережно относиться к воде.

Воспитатель: Когда несколько верблюдов идут по бескрайней пустыне – это караван верблюдов. Ребята повторите: караван верблюдов. Он направляется к оазису, чтобы запастись водой и продолжить свое путешествие.

Воспитатель: Ребята, мы узнали еще два новых слова, давайте отнесем картинки с их изображением на доску. Назовите эти слова (караван верблюдов, оазис).

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку.

Колючка вкуснее чем множество блюд
Её обожает горбатый… (Верблюд)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что верблюд может жить без воды 2–3 недели. Но потом выпивает 13 ведер воды за 10 минут.

Воспитатель: Давайте его хорошо рассмотрим: У него длинная шерсть-это хорошая защита от холодных ночей в пустыне. Длинные и густые ресницы защищают его глаза от песка и пыли. А вода и пища хранится в его двух горбах, представляете? А питается он растениями с колючками. Только верблюд может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море. Это животное имеет мозолистые подошвы, как тапочки, что помогает ему передвигаться по горячему песку, не обжигая ног и не проваливаясь. Верблюд очень сильное животное, может переносить тяжести до 500 кг. Может подолгу обходиться без пищи и воды. Именно поэтому верблюдов использовали для перевозки грузов по пустыне люди.

Вы, наверное, устали?
Да!
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И, как змеи зашипели.
Пошипели, помолчали,
Как тушканчик поскакали.
Поскакали, поскакали,
За барханом мы пропали.

- Отдохнули, ребята. Возвращаемся в группу.

Ты наш коврик добрый будь
Покажи обратный путь
Ты лети, лети, лети.
Заклинаю: 1, 2, 3!

Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись в детский сад.

- Обратите внимание на модель пустыни, которую мы с вами подготовили ранее… Чего здесь не хватает? Дети: животных, растений, насекомых.

Сейчас мы с вами поделимся на 3 команды:

первая команда будет собирать картинки с изображением растений пустыни,

вторая – картинки животных, среди них есть неподходящие, а третья – определит и укажет стрелками местообитание различных живых существ и выберет среди них обитателей пустыни.

Дети работают за столами.

- Молодцы! Все справились с заданием… Подойдите к макету и дополните пустыню животными, растениями и насекомыми, которых вы узнали.

Обратите внимание, что остались ещё животные…

Воспитатель: Дети, животные очень хотели бы, чтобы вы рассказали о них. Послушайте, как вы будете составлять рассказы.

Сначала, назовете животное, о котором будете рассказывать.

Опишите характерные части тела животного (уши, конечности, хвост). Опишите чем покрыто тело животного? (Шерсть, чешуя, иголки)

Какого цвета его окрас?

Назовите его детёныша.

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Нет ушей, не видно ножек
Шар в колючках – это … (Ёжик)

Камень на ножках
Ползёт по дорожке,
Панцирь-рубаха
В ней вся … (Черепаха)

Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. Подойдите к нашему макету, посмотрите, как ожила наша пустыня.

Как вы думаете, какое из этих живых существ, приносит больше пользы человеку?

Воспитатель: Какую пользу приносит верблюд людям? Как они помогают людям?
Дети: Люди получают от верблюда молоко и шерсть. Верблюд перевозит грузы.

Воспитатель: Как вы думаете верблюд дикое или домашнее животное?

Воспитатель: Я предлагаю вам дополнить наш макет караваном верблюдов, который мы сделаем своими руками.

Дети подходят к столу и начинают работу способом ниткографии по созданию каравана верблюдов, затем выставляют свои поделки на макете пустыни.

Воспитатель: Итак, ребята, наше путешествие и исследование пустыни подошло к концу.

Вам понравилось путешествие? Что понравилось больше всего?

- Что нового, интересного вы узнали сегодня о животных и растениях пустыни? Каждый из детей высказывается

Какие новые слова вы узнали?

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, всем спасибо. А наш макет, который мы вместе с вами создали, останется в группе и будет нам напоминать о сегодняшнем путешествии в пустыню.

Читайте также: