Лес кормилец и врачеватель конспект
Обновлено: 07.07.2024
3 телеграмма: А я крепко спал в своей берлоге и ждал весны. Но люди своим шумом, выстрелами разбудили меня. Вышел я из берлоги, наступил на что-то ужасное, оно вонзилось мне в лапу! Было очень больно.
- Как вы думаете, кто же нам прислал эти необычные телеграммы?
Скажите, а где живут отправители этих телеграмм?
Лес – большой дом, где по соседству живут разнообразные звери, птицы, насекомые. Для них лес – родной дом и кормилец.
Стихотворение (читает ученик)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
-Давайте отправимся в путешествие по лесным тропинкам, чтобы помочь лесным жителям и узнать об их жизни в лесах.
-Путешествовать мы будем по станциям.
Кто такие наборщики?
Посмотрите, на доске слова, но в них перепутаны слоги. Вы должны, переставить слоги и составить слова-названия растений, которые растут в лесу (дети на интерактивной доске составляют слова-растения)
Береза, ромашка, ландыш, Горицвет, подорожник.
- А для чего нам нужны растения? Какая от них польза? Как нужно обращаться с растениями леса?
Ребята, а что вы знаете о горицвете?
(выступление о горицвете)
-Ребята, у вас на столах конверты. Найдите растения, о которых мы говорили сейчас. Давайте наш лес украсим этими растениями.
(на доске большой рисунок леса, дети с помощью магнита крепят растения, которые составили из слогов)
-Посмотрите на доску перед вами кроссворд. Вы должны разгадать кроссворд и узнать название лесных жителей
(дети с помощью инструмента-карандаша разгадывают кроссворд, вписывая слова- названия животных)
1. Крупный хищник. На зиму впадает в спячку (медведь)
2. Небольшое животное с иглами. Питается насекомыми, мелкими грызунами (еж)
3 По лесу серый хищник ходит.
На зайцев ужас он наводит (волк)
4. Является диким предком домашних свиней. Питается травой, желудями, клубнями, кореньями (кабан)
5. Животное среднего размера 30-50 см. Передвигается прыжками. Обладатель длинных ушей. Трусишка, всего боится (заяц)
6. Этой птице по ночам не спится.
К утру домой воротится большеглазая охотница (сова)
7.Он длинноногий и рогатый
И говорят о нем: сохатый (лось)
-Скажите, ребята, а живут ли лоси у нас в лесу? Кто видел лосей? Что вы знаете о них?
(выступление о лосях)
-Ребята, как сделать так, чтобы диким зверям хорошо жилось в лесу?
-А теперь заселим наш лес зверями.
На нашей планете живут
Они летают и поют
И землю свято берегут
Можно жить без птиц на свете?
-Ребята, а зачем нам нужны птицы?
А кто мне скажет, почему птицы улетают на юг?
Как называют птиц, которые улетают на юг?
А тех, которые остаются жить в лесу? (перелетные и оседлые)
На интерактивной доске изображены птицы. Вам нужно назвать птицу и возле каждой птицы на писать букву П (перелетные) или О(оседлые)
Ребята, а кто видел птицу-горихвостку? Как вы думаете, почему ее так назвали?
(доклад о птице-горихвостке)
- А как мы должны обращаться с нашими пернатыми друзьями?
-А теперь заселим наш лес птицами.
Физминутка.
Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей части дороги.
Красный свет - природе вред!
Свет зеленый - как красиво!
Итак, красный свет - зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред
Желтый свет - чтобы мы соблюдали определенные правила поведения.
Зеленый свет - это, когда мы для природы делаем добрые дела.
Учитель: Такая ситуация.
Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.
Мальчик взял:
* Резиновые сапоги, (чтобы походить по берегу озера, чтобы не кусали насекомые) (желтый свет)
Нож(чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (красный свет)
* Зажигалку( чтобы когда устанет, посидеть у костра. (красный свет)
* Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (красный свет)
* Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз по краю оврага. (зеленый свет)
* Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (зеленый свет)
* Сачок для ловли бабочек. (красный свет)
* Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (желтый свет)
Учитель: Молодцы ребята, знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить природе!
-Ребята, мы с вами знаем как вести себя в лесу. А какой бы вы знак поставили при входе в лес, для тех, кто не знает правил поведения в лесу?
-Вам такое задание, каждая группа должна придумать и нарисовать свой знак, который бы нес полезную информацию тем, кто идет в лес.
( Дети рисуют, учитель собирает готовые рисунки и выводит их на доску с помощью веб-камеры. Далее дети объясняют свой нарисованный знак)
Всем беречь природу надо -
Это вовсе не наказ,
Это просьба к вам, ребята,
Слушайте вы наш рассказ!
Раз - деревья охраняем -
Это, чтоб для чистоты.
Два - животных защищаем -
Это, чтоб для доброты!
Чтоб вода текла из крана,
Чистая, пречистая,
Берегите вы озёра
И речушки быстрые!
Птиц ребята уважают,
Строят им кормушки,
Чтобы пели в нашей роще
Разные пичужки!
Мы частушки сочиняли
Не для развлечения,
А беречь природу надо
Всем, без исключения!
Учитель: Итак, кого же из лесных обитателей вы запомнили?
Ребята, вспомните, зачем мы отправились в путешествие?
Как же сделать так, чтобы больше звери не присылали таких телеграмм?
Посмотрите, наш лес стал полон зверями, птицами и растениями
( рисунок леса на доске заполняется растениями, птицами и зверями)
Ребята! Берегите природу, не обижайте животных и птиц, всегда соблюдайте правила поведения в природе и подсказывайте их другим.
Давайте будем к тому стремиться, чтоб нас любили и звери и птица.
И доверяли повсюду нам, как самым верным своим друзьям!
Список использованной литературы
1.Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий
2.Учебник Окружающий мир для 3 класса А.А.Плешаков
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
2.Картинки из сети Интернет
Приложения
Лес (вывешивается на доску)
Горихвостка (выводится на интерактивной доске)
Горихвостка – ярко окрашенная птичка , без которой редко обходится какой лес, и даже парк. Увидеть и услышать ее совсем не трудно. Она ни от кого даже и не собирается прятаться. Наоборот сидит на самом видном месте и поет. Песня ее простая и даже немного грустная. Горихвостка питается насекомыми.
Каждый раз Союз охраны птиц России избирает символом наступающего года какую-либо птицу, обитающую на территории нашей страны. В новом 2015 году такой чести удостоилась горихвостка.
Лось((выводится на интерактивной доске)
Лось – это настоящий лесной великан. Лось распространён в лесной зоне. Он достигает 2 метров в высоту, а в длину – 3 метра. Главным достоинством лося являются его рога. Лось питается травой и ветками деревьев. Лоси быстро бегают и хорошо плавают. На лосей охотятся не только люди, но и волки, медведи. Лось - миролюбивое животное, оно первым не нападает ни на животных, ни на человека.
Горицвет(выводится на интерактивной доске)
Горицвет цветёт рано весной - с конца апреля, в мае. Цветёт от 40 до 50 дней. Широко распространён в степных и лесостепных областях, так же растет и в нашей местности. Горицвет используют в медицине. Цветы горицвета очень красивы. Горицвет занесен в красную книгу, охраняется государством. Если вы встретите в весеннем лесу выразительные желтые цветы, не срывайте их.
Полный текст материала Конспект классного часа "Путешествие по лесным тропинкам"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе.
- Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса;
- Познакомить детей с обитателями леса;
- Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения.
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
- Развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы.
- Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.
Материал: картины леса, картинки с изображением зверей для игры.
Ход НОД
Воспитатель загадывает детям загадку:
Воспитатель: А чтобы туда попасть, надо закрыть глазки и произнести волшебные слова.
«Листик, листик, ты лети
Открываем глазки, ну вот мы с вами и в лесу.
Но сначала надо повторить правила поведения в лесу.
- Ветки не ломать, деревья не калечить; ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу не шуметь, не кричать.
- Птичьих гнёзд не разорять.
- Н не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;
- Не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;
- Не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу;
- Не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных. Помните, правильное поведение в лесу – залог вашей безопасности.
Воспитатель: А теперь давайте познакомимся с лесом и его жителями.
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
Белом сарафане. (Берёза).
Рассказ о берёзе.
Воспитатель: Ребята берёзы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Особенно красивы берёзы во время цветения. Цветут берёзы в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжается берёзка в зелёную листву и жёлтые серёжки. Плод берёзки – маленький орех с двумя прозрачными листьями. В конце лета и начале осени много мелких плодов разносится ветром.
А какие интересные народные приметы и поговорки связаны с образом берёзы.
Воспитатель читает стихотворение.
Он растёт и ввысь, и вширь,
Этот чудо – богатырь!
Сколько дубу силы
Руки – ветки распростёр
И укрыл нас как шатёр.
А это могучее дерево, наверное, знает каждый. Как оно называется?
Воспитатель: Правильно, у дуба кривые ветки, потому что дубы любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов не прямые, а изломанные, угловатые.
Воспитатель: В лесу растут и другие деревья. Отгадайте какие?
Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и выставляют картинку с нужным деревом.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка).
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина).
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(Лиственница).
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди).
Воспитатель: Какие деревья растут в лесу?
Дети: Берёза, ель, дуб и т. д.
Воспитатель: Одни животные используют эти деревья, как столовую (для них это еда, для других животных дерево – это дом.
Ребята, знаете ли вы, с кем дружит ель? Кто живёт в этом дупле?
Воспитатель: Правильно, ель для белки – это дом. Давайте поселим здесь белку.
- А чем питается белочка?
Дети: Орехи, жёлуди, грибы.
Воспитатель: На каком дереве растут жёлуди?
Воспитатель: А орехи на чём растут?
Дети: На орешнике.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, орешник – это дерево, кустарник или трава?
Дети: Кустарник. Молодцы, давайте посадим здесь орешник для белочки.
- А какие ещё кустарники вы знаете?
Дети: Шиповник, калина и т. д.
Воспитатель: Ой, ребята, что это за колючий шар под шиповником лежит? Дети: Ёж. (выставляем ежа).
Воспитатель: Как вы думаете, из чего ёж строит себе гнездо?
Дети: Из сухой травы, мелких веточек, листьев.
Воспитатель: Ну, конечно, в лесу трава растёт.
- Какую траву вы знаете?
Дети: Подорожник, крапива.
Воспитатель: Ребята, в лесу растёт ещё мох, папоротник. А цветущие ландыши, ну просто чудо – крошечные белые горошки на зелёной ножке. Попробуйте вдохнуть их аромат.
- Ребята, слышите, мне кажется, что за орешником прячется кто-то и дрожит? (заяц – выставляем).
- От кого прячется заяц? (От лисы – вот она крадётся. Давайте поселим её подальше от зайчика – там за деревьями).
- А от кого ещё прячется заяц? (От волка). Давайте-ка мы его тоже подальше от зайца поселим.
- Ребята, а почему так тихо в лесу? Кого не хватает? (Птиц).
- Каких птиц вы знаете?
Застучал дятел (выставляем на ель, закуковала кукушка (на берёзу). Кто спит днём в том дупле на дубе? (Сова).
Воспитатель: Ребята нравится вам в лесу?
Воспитатель: Давайте поиграем и узнаем кто ещё живёт в лесу и найдём их домики.
Воспитатель: В лесу живут разные звери, птицы, насекомые. Для них лес – родной дом и кормилец, а для человека – друг.
Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. Закроем глаза и скажем волшебные слова
«Листик, листик, ты лети
Воспитатель: Ребята, где мы с вами гуляли?
- Каких жителей видали?
- Нужно ли беречь лес?
Воспитатель:Молодцы, мне тоже понравилось с вами путешествовать.
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Полный сказок и чудес!
Посмотри на хвойные деревья. Обычно они не сбрасывают зимой свою хвою (иголки) — видоизменённые листья. Какие ты знаешь хвойные деревья?
А теперь посмотри на лиственные деревья.
В холодном климате они всегда на зиму сбрасывают листья. Посоревнуйся с друзьями, кто из вас назовёт больше лиственных деревьев.
Лиственные деревья (береза, клен, липа, дуб) |
Короед |
Работа муравьёв в лесу |
Посмотри внимательно на экосистему леса. Деревья борются с поедающими кору жуками-короедами. Они заливают смолой ходы этих насекомых и замуровывают жуков и личинок в стволе.
Выполнила студентка
313 группы
Галиахметова Р.Ф.
I . Организационный этап
Здравствуйте, ребята. Взгляните пожалуйста в окошко, какое у нас сейчас время года? ( зима) А вы еще ходили зимой в лес? А давайте мы все закроем глаза, представим что мы с вами гуляем в зимнем волшебном лесу, где кружатся красивые - красивые снежинки, представили? А теперь откроем глаза, возьмем снежинки которые у вас лежат на столах, и подарим их своему соседу по парте произнося какое - либо пожелание.
Как я вижу, у вас на лицах появились улыбки, теперь давайте на такой эмоциональной ноте, мы с вами начнем наше занятие.
II . Проблемно – мотивационный этап
Ребята, а сейчас мы с вами чтобы узнать о чем мы с вами будем говорить мы с вами решим ребус ( растение)
- Ребята, какое слово у нас получилось?( растение)
- Значит о чем мы с вами будем говорить? ( о растениях)
- Но мы с вами будем говорить об особенных растениях. А чтобы узнать как еще называют этих особенных растений вам надо будет собрать из букв спрятанное слово ( на экране)
- Итак ребята, какое слово у вас получилось? ( Лекарственные)
- Правильно молодцы, значит особенные растения это у нас лекарственные растения. И сложив наши два слова мы можем с вами назвать тему нашего занятия. Итак, как называется наша сегодняшняя тема? ( Лекарственные растения)
- Ой ребята, посмотрите на экран, что вы видите ( корзина). А с чем связаны растения и корзина ( растения собирают в корзины) Правильно, лекарственные растения мы можем собирать в корзину, но эта корзина не простая в эту корзину мы с вами будем собирать алгоритм наших действий. На экране вы видите разные действия, но только некоторые из них могут попасть в нашу корзину, подумайте внимательно.
1. Узнать о некоторых лекарственных растениях
2. Узнать о том, как их применяют
- Раз мы с вами определи наши сегодняшние действия, можем ли мы с вами поставить цель? Какую цель мы с вами поставим, как вы думаете?
- Цель: узнать о некоторых лекарственных растениях и об их применении
-Лекарственных растений очень много в нашем крае. Сегодня мы поговорим о некоторых из них.
III . Деятельностный этап
- Для начала попробуйте сказать, что такое лекарственное растение? ( ответы детей) А чтобы узнать поподробнее давайте мы с вами выполним задание. Задание будет следующее ( смарт) вам нужно будет найти пропущенные слова. Будем читать по одному предложению.
Целебные свойства растений были известны человеку с глубокой древности. Часто сообщали о целебных свойствах тех или иных растений животные, которые инстинктивно находили растения для своего здоровья. Среди остатков глиняных изделий археологи находят специальную посуду, в которой растирали и варили лекарственные травы. Сбор, изготовления лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями.
- Вот мы с вами и узнали о том, что такое лекарственное растение. Но их величайшее множество. И чтобы узнать какое растение для чего применяется мы вами выполним еще одно задание. Вам нужно будет сопоставить картинку растения с его применением. Будем работать в парах. Как мы работаем в парах? Одна пара будет работать около доски. Как мы работаем около доски? 1 пара выходит к доске, а остальные пары чтобы выполнить данное задание возьмите 2 конверта, с названием рисунки и применение.
Применяют как успокаивающее, противовоспалительное, мочегонное средство. Отваром полощут горло, используют как противовоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар придает светлым волосам золотистый оттенок.
В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев предупреждает появление отека. Используют при заболеваниях верхних дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.
Витамины и соли железа в ней, улучшают качество крови при малокровии. Также обладает желчегонными, противовоспалительными свойствами, содержащийся в листьях витамин. Из молодых листьев и побегов готовят супы, салаты, пюре, борщи, приправы, заготавливают на зиму.
Читайте также: