Лес кормилец и врачеватель конспект

Обновлено: 07.07.2024

3 телеграмма: А я крепко спал в своей берлоге и ждал весны. Но люди своим шумом, выстрелами разбудили меня. Вышел я из берлоги, наступил на что-то ужасное, оно вонзилось мне в лапу! Было очень больно.

- Как вы думаете, кто же нам прислал эти необычные телеграммы?

Скажите, а где живут отправители этих телеграмм?

Лес – большой дом, где по соседству живут разнообразные звери, птицы, насекомые. Для них лес – родной дом и кормилец.

Стихотворение (читает ученик)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

-Давайте отправимся в путешествие по лесным тропинкам, чтобы помочь лесным жителям и узнать об их жизни в лесах.

-Путешествовать мы будем по станциям.

Кто такие наборщики?

Посмотрите, на доске слова, но в них перепутаны слоги. Вы должны, переставить слоги и составить слова-названия растений, которые растут в лесу (дети на интерактивной доске составляют слова-растения)

Береза, ромашка, ландыш, Горицвет, подорожник.

- А для чего нам нужны растения? Какая от них польза? Как нужно обращаться с растениями леса?

Ребята, а что вы знаете о горицвете?

(выступление о горицвете)

-Ребята, у вас на столах конверты. Найдите растения, о которых мы говорили сейчас. Давайте наш лес украсим этими растениями.

(на доске большой рисунок леса, дети с помощью магнита крепят растения, которые составили из слогов)

-Посмотрите на доску перед вами кроссворд. Вы должны разгадать кроссворд и узнать название лесных жителей

(дети с помощью инструмента-карандаша разгадывают кроссворд, вписывая слова- названия животных)

1. Крупный хищник. На зиму впадает в спячку (медведь)

2. Небольшое животное с иглами. Питается насекомыми, мелкими грызунами (еж)

3 По лесу серый хищник ходит.

На зайцев ужас он наводит (волк)

4. Является диким предком домашних свиней. Питается травой, желудями, клубнями, кореньями (кабан)

5. Животное среднего размера 30-50 см. Передвигается прыжками. Обладатель длинных ушей. Трусишка, всего боится (заяц)

6. Этой птице по ночам не спится.

К утру домой воротится большеглазая охотница (сова)

7.Он длинноногий и рогатый

И говорят о нем: сохатый (лось)

-Скажите, ребята, а живут ли лоси у нас в лесу? Кто видел лосей? Что вы знаете о них?

(выступление о лосях)

-Ребята, как сделать так, чтобы диким зверям хорошо жилось в лесу?

-А теперь заселим наш лес зверями.

На нашей планете живут

Они летают и поют

И землю свято берегут

Можно жить без птиц на свете?

-Ребята, а зачем нам нужны птицы?

А кто мне скажет, почему птицы улетают на юг?

Как называют птиц, которые улетают на юг?

А тех, которые остаются жить в лесу? (перелетные и оседлые)

На интерактивной доске изображены птицы. Вам нужно назвать птицу и возле каждой птицы на писать букву П (перелетные) или О(оседлые)

Ребята, а кто видел птицу-горихвостку? Как вы думаете, почему ее так назвали?

(доклад о птице-горихвостке)

- А как мы должны обращаться с нашими пернатыми друзьями?

-А теперь заселим наш лес птицами.

Физминутка.

Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей части дороги.

Красный свет - природе вред!

Свет зеленый - как красиво!

Итак, красный свет - зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред

Желтый свет - чтобы мы соблюдали определенные правила поведения.

Зеленый свет - это, когда мы для природы делаем добрые дела.

Учитель: Такая ситуация.

Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.

Мальчик взял:

* Резиновые сапоги, (чтобы походить по берегу озера, чтобы не кусали насекомые) (желтый свет)

Нож(чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (красный свет)

* Зажигалку( чтобы когда устанет, посидеть у костра. (красный свет)

* Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (красный свет)

* Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз по краю оврага. (зеленый свет)

* Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (зеленый свет)

* Сачок для ловли бабочек. (красный свет)

* Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (желтый свет)

Учитель: Молодцы ребята, знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить природе!

-Ребята, мы с вами знаем как вести себя в лесу. А какой бы вы знак поставили при входе в лес, для тех, кто не знает правил поведения в лесу?

-Вам такое задание, каждая группа должна придумать и нарисовать свой знак, который бы нес полезную информацию тем, кто идет в лес.

( Дети рисуют, учитель собирает готовые рисунки и выводит их на доску с помощью веб-камеры. Далее дети объясняют свой нарисованный знак)

Всем беречь природу надо -

Это вовсе не наказ,

Это просьба к вам, ребята,

Слушайте вы наш рассказ!

Раз - деревья охраняем -

Это, чтоб для чистоты.

Два - животных защищаем -

Это, чтоб для доброты!

Чтоб вода текла из крана,

Чистая, пречистая,

Берегите вы озёра

И речушки быстрые!

Птиц ребята уважают,

Строят им кормушки,

Чтобы пели в нашей роще

Разные пичужки!

Мы частушки сочиняли

Не для развлечения,

А беречь природу надо

Всем, без исключения!

Учитель: Итак, кого же из лесных обитателей вы запомнили?

Ребята, вспомните, зачем мы отправились в путешествие?

Как же сделать так, чтобы больше звери не присылали таких телеграмм?

Посмотрите, наш лес стал полон зверями, птицами и растениями

( рисунок леса на доске заполняется растениями, птицами и зверями)

Ребята! Берегите природу, не обижайте животных и птиц, всегда соблюдайте правила поведения в природе и подсказывайте их другим.

Давайте будем к тому стремиться, чтоб нас любили и звери и птица.

И доверяли повсюду нам, как самым верным своим друзьям!

Список использованной литературы

1.Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий

2.Учебник Окружающий мир для 3 класса А.А.Плешаков


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

2.Картинки из сети Интернет

Приложения

Лес (вывешивается на доску)

Горихвостка (выводится на интерактивной доске)

Горихвостка – ярко окрашенная птичка , без которой редко обходится какой лес, и даже парк. Увидеть и услышать ее совсем не трудно. Она ни от кого даже и не собирается прятаться. Наоборот сидит на самом видном месте и поет. Песня ее простая и даже немного грустная. Горихвостка питается насекомыми.

Каждый раз Союз охраны птиц России избирает символом наступающего года какую-либо птицу, обитающую на территории нашей страны. В новом 2015 году такой чести удостоилась горихвостка.

Лось((выводится на интерактивной доске)

Лось – это настоящий лесной великан. Лось распространён в лесной зоне. Он достигает 2 метров в высоту, а в длину – 3 метра. Главным достоинством лося являются его рога. Лось питается травой и ветками деревьев. Лоси быстро бегают и хорошо плавают. На лосей охотятся не только люди, но и волки, медведи. Лось - миролюбивое животное, оно первым не нападает ни на животных, ни на человека.

Горицвет(выводится на интерактивной доске)

Горицвет цветёт рано весной - с конца апреля, в мае. Цветёт от 40 до 50 дней. Широко распространён в степных и лесостепных областях, так же растет и в нашей местности. Горицвет используют в медицине. Цветы горицвета очень красивы. Горицвет занесен в красную книгу, охраняется государством. Если вы встретите в весеннем лесу выразительные желтые цветы, не срывайте их.


Полный текст материала Конспект классного часа "Путешествие по лесным тропинкам"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе.

- Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса;

- Познакомить детей с обитателями леса;

- Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения.

- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;

- Развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы.

- Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

Материал: картины леса, картинки с изображением зверей для игры.

Ход НОД

Воспитатель загадывает детям загадку:

Воспитатель: А чтобы туда попасть, надо закрыть глазки и произнести волшебные слова.

«Листик, листик, ты лети

Открываем глазки, ну вот мы с вами и в лесу.

Но сначала надо повторить правила поведения в лесу.

- Ветки не ломать, деревья не калечить; ни травинку, ни лист зря не рвите.

- В лесу не шуметь, не кричать.

- Птичьих гнёзд не разорять.

- Н не бросайте мусор, нельзя загрязнять природу, это дом для зверей и птиц;

- Не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу;

- Не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу;

- Не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных. Помните, правильное поведение в лесу – залог вашей безопасности.

Воспитатель: А теперь давайте познакомимся с лесом и его жителями.

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

Белом сарафане. (Берёза).

Рассказ о берёзе.

Воспитатель: Ребята берёзы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Особенно красивы берёзы во время цветения. Цветут берёзы в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжается берёзка в зелёную листву и жёлтые серёжки. Плод берёзки – маленький орех с двумя прозрачными листьями. В конце лета и начале осени много мелких плодов разносится ветром.

А какие интересные народные приметы и поговорки связаны с образом берёзы.

Воспитатель читает стихотворение.

Он растёт и ввысь, и вширь,

Этот чудо – богатырь!

Сколько дубу силы

Руки – ветки распростёр

И укрыл нас как шатёр.

А это могучее дерево, наверное, знает каждый. Как оно называется?

Воспитатель: Правильно, у дуба кривые ветки, потому что дубы любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов не прямые, а изломанные, угловатые.

Воспитатель: В лесу растут и другие деревья. Отгадайте какие?

Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и выставляют картинку с нужным деревом.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка).

Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина).

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок.

(Лиственница).

Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками

Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)

Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо-налево)

Кто в глуши твоей таится?

Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)

Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)

Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди).

Воспитатель: Какие деревья растут в лесу?

Дети: Берёза, ель, дуб и т. д.

Воспитатель: Одни животные используют эти деревья, как столовую (для них это еда, для других животных дерево – это дом.

Ребята, знаете ли вы, с кем дружит ель? Кто живёт в этом дупле?

Воспитатель: Правильно, ель для белки – это дом. Давайте поселим здесь белку.

- А чем питается белочка?

Дети: Орехи, жёлуди, грибы.

Воспитатель: На каком дереве растут жёлуди?

Воспитатель: А орехи на чём растут?

Дети: На орешнике.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, орешник – это дерево, кустарник или трава?

Дети: Кустарник. Молодцы, давайте посадим здесь орешник для белочки.

- А какие ещё кустарники вы знаете?

Дети: Шиповник, калина и т. д.

Воспитатель: Ой, ребята, что это за колючий шар под шиповником лежит? Дети: Ёж. (выставляем ежа).

Воспитатель: Как вы думаете, из чего ёж строит себе гнездо?

Дети: Из сухой травы, мелких веточек, листьев.

Воспитатель: Ну, конечно, в лесу трава растёт.

- Какую траву вы знаете?

Дети: Подорожник, крапива.

Воспитатель: Ребята, в лесу растёт ещё мох, папоротник. А цветущие ландыши, ну просто чудо – крошечные белые горошки на зелёной ножке. Попробуйте вдохнуть их аромат.

- Ребята, слышите, мне кажется, что за орешником прячется кто-то и дрожит? (заяц – выставляем).

- От кого прячется заяц? (От лисы – вот она крадётся. Давайте поселим её подальше от зайчика – там за деревьями).

- А от кого ещё прячется заяц? (От волка). Давайте-ка мы его тоже подальше от зайца поселим.

- Ребята, а почему так тихо в лесу? Кого не хватает? (Птиц).

- Каких птиц вы знаете?

Застучал дятел (выставляем на ель, закуковала кукушка (на берёзу). Кто спит днём в том дупле на дубе? (Сова).

Воспитатель: Ребята нравится вам в лесу?

Воспитатель: Давайте поиграем и узнаем кто ещё живёт в лесу и найдём их домики.

Воспитатель: В лесу живут разные звери, птицы, насекомые. Для них лес – родной дом и кормилец, а для человека – друг.

Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. Закроем глаза и скажем волшебные слова

«Листик, листик, ты лети

Воспитатель: Ребята, где мы с вами гуляли?

- Каких жителей видали?

- Нужно ли беречь лес?

Воспитатель:Молодцы, мне тоже понравилось с вами путешествовать.

Лес дремучий, до свиданья!

Мы дружить с тобою рады,

Полный сказок и чудес!

Посмотри на хвойные деревья. Обычно они не сбрасывают зимой свою хвою (иголки) — видоизменённые листья. Какие ты знаешь хвойные деревья?

А теперь посмотри на лиственные деревья.

В холодном климате они всегда на зиму сбра­сывают листья. Посоревнуйся с друзьями, кто из вас назовёт больше лиственных деревьев.

Лиственные деревья (береза, клен, липа, дуб)

Короед
Работа муравьёв в лесу

Посмотри внимательно на экосистему леса. Деревья борются с поедающими кору жуками-короедами. Они заливают смолой ходы этих насекомых и замуровывают жуков и личинок в стволе.

Выполнила студентка
313 группы
Галиахметова Р.Ф.

I . Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Взгляните пожалуйста в окошко, какое у нас сейчас время года? ( зима) А вы еще ходили зимой в лес? А давайте мы все закроем глаза, представим что мы с вами гуляем в зимнем волшебном лесу, где кружатся красивые - красивые снежинки, представили? А теперь откроем глаза, возьмем снежинки которые у вас лежат на столах, и подарим их своему соседу по парте произнося какое - либо пожелание.

Как я вижу, у вас на лицах появились улыбки, теперь давайте на такой эмоциональной ноте, мы с вами начнем наше занятие.

II . Проблемно – мотивационный этап

Ребята, а сейчас мы с вами чтобы узнать о чем мы с вами будем говорить мы с вами решим ребус ( растение)

- Ребята, какое слово у нас получилось?( растение)

- Значит о чем мы с вами будем говорить? ( о растениях)

- Но мы с вами будем говорить об особенных растениях. А чтобы узнать как еще называют этих особенных растений вам надо будет собрать из букв спрятанное слово ( на экране)

- Итак ребята, какое слово у вас получилось? ( Лекарственные)

- Правильно молодцы, значит особенные растения это у нас лекарственные растения. И сложив наши два слова мы можем с вами назвать тему нашего занятия. Итак, как называется наша сегодняшняя тема? ( Лекарственные растения)

- Ой ребята, посмотрите на экран, что вы видите ( корзина). А с чем связаны растения и корзина ( растения собирают в корзины) Правильно, лекарственные растения мы можем собирать в корзину, но эта корзина не простая в эту корзину мы с вами будем собирать алгоритм наших действий. На экране вы видите разные действия, но только некоторые из них могут попасть в нашу корзину, подумайте внимательно.

1. Узнать о некоторых лекарственных растениях

2. Узнать о том, как их применяют

- Раз мы с вами определи наши сегодняшние действия, можем ли мы с вами поставить цель? Какую цель мы с вами поставим, как вы думаете?

- Цель: узнать о некоторых лекарственных растениях и об их применении

-Лекарственных растений очень много в нашем крае. Сегодня мы поговорим о некоторых из них.

III . Деятельностный этап

- Для начала попробуйте сказать, что такое лекарственное растение? ( ответы детей) А чтобы узнать поподробнее давайте мы с вами выполним задание. Задание будет следующее ( смарт) вам нужно будет найти пропущенные слова. Будем читать по одному предложению.

Целебные свойства растений были известны человеку с глубокой древности. Часто сообщали о целебных свойствах тех или иных растений животные, которые инстинктивно находили растения для своего здоровья. Среди остатков глиняных изделий археологи находят специальную посуду, в которой растирали и варили лекарственные травы. Сбор, изготовления лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями.

- Вот мы с вами и узнали о том, что такое лекарственное растение. Но их величайшее множество. И чтобы узнать какое растение для чего применяется мы вами выполним еще одно задание. Вам нужно будет сопоставить картинку растения с его применением. Будем работать в парах. Как мы работаем в парах? Одна пара будет работать около доски. Как мы работаем около доски? 1 пара выходит к доске, а остальные пары чтобы выполнить данное задание возьмите 2 конверта, с названием рисунки и применение.

t1634233630ab.jpg

Применяют как успокаивающее, противовоспалительное, мочегонное средство. Отваром полощут горло, используют как противовоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар придает светлым волосам золотистый оттенок.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев предупреждает появление отека. Используют при заболеваниях верхних дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

t1634233630ae.jpg

Витамины и соли железа в ней, улучшают качество крови при малокровии. Также обладает желчегонными, противовоспалительными свойствами, содержащийся в листьях витамин. Из молодых листьев и побегов готовят супы, салаты, пюре, борщи, приправы, заготавливают на зиму.

Читайте также: