Россия весной летом 1917 конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Россия весной-летом 1917 г.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся.

Цель: рассмотреть развитие политических событий весной и летом 1917 г., определить причины падения авторитета Временного правительства и лидеров Петросовета, причины и результаты Корниловского выступления. Ожидаемые результаты (на уроке учащиеся смогут):

а) в области знаний:

1. объяснить, как Февральская революция 1917г. изменила расстановку политических сил в стране;

2. про анализировать Апрельские тезисы;

3. сравнить апрельский и июньский кризисы власти;

б) в области умений и навыков проявить:

4. умение работать с текстом учебника, выделять главное ;

5. умение анализа и сравнения апрельского и июльского тезисов ;

6. продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники ;

в) в области качеств, отношений, ценностей проявить:

7. интерес к выбору внутриполитического курса страны;

8. интерес к изменениям политических курсов разных партий.

Оборудование:

Учебник, раздаточный материал.

Основные понятия:

Коалиционное правительство – правительство, сформированное из представителей различных партий.

Важные даты:

Июнь 1917 г. – I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов;

25-31 августа 1917 г. – выступление генерала Л.Г. Корнилова.

I. Оргмомент (2 мин.).

II. Проверка домашнего задания (устный опрос у доски, фронтальный опрос) (8 мин.).

III. Изучение нового материала . (22 мин).

Политические партии после Февраля ( рассказ),( 3 мин.)

Апрельские тезисы. (беседа+работа с документом ) , (6 мин).

Кризисы Временного правительства. (рассказ + работа в тетради ),(10 мин.)

Выступление генерала Корнилова . (рассказ ),( 3 мин.)

IV. Закрепление изученного материала . (фронтальный опрос ),(5 мин)

V. Итоги урока. Рефлексия ( 2 мин.)

VI. Домашнее задание : (1 мин.)

I . Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).

II. Проверка домашнего задания (устный опрос у доски, фронтальный опрос) (8 мин.).

Рассказать причины и задачи революции;

рассказать о революционных событиях февраля 1917 г. в Петрограде;

рассказать о новых органах власти.

Назвать дату отречения Николая II от престола? В пользу кого он отрекся?

Какие два органа существовали одновременно? что значит двоевластие?

Назвать содержание приказа №1

Когда была опубликована декларация Временного правительства?

III. Изучение нового материала . (22 мин).

Политические партии после Февраля ( рассказ),(3 мин.)

Февральская революция многое изменила в расстановке политических сил. После отречения от престола Николая II прекратили свою деятельность монархические партии. Не сумели найти себя в новых условиях и октябристы.

Конституционно-демократическая партия из главной оппозиционной силы превратилась в правящую партию. Кадеты заметно полевели. Весной 1917 г. они высказались за установление в России республики и даже за сотрудничество с социалистическими партиями.

Вышли из подполья социалистические партии. Их влияние возросло. Их лидеры были инициаторами создания Петроградского Совета. Они возглавили и его Исполнительный комитет. Ещё быстрее росли ряды партии социалистов-революционеров (в марте более 500 тыс. членов), они имели самую крупную фракцию в Петроградском Совете. Но эсеры уступили руководящую роль меньшевикам. Они отказались от некоторых положений своей программы.

Читая следующий абзац, подумайте, от каких положений своей программы отказались эсеры. (стр. 78)

Меньшевики и эсеры считали, что Россия ещё не готова к социализму. Страна, по их мнению, не достигла высокого уровня развития промышленного производства, культурный уровень народа низок, пролетариат не составляет большинства населения. Революция призвана завершить буржуазно-демократические преобразования. Возглавлять их должна либеральная буржуазия. Вот почему лидеры Советов и передали власть Временному правительству. Задачу Советов они видели в контроле за деятельностью правительства и в давлении на него, если оно отклонялось от демократического курса. Меньшевики и эсеры признавали, что либеральные деятели имеют некоторый опыт государственного управления. Они — и это главное — были уверены, что только союз всех политических сил, стоящих на позициях демократии, сможет предотвратить гражданскую войну и восстановление монархии.

Большевики не приняли активного участия в февральских событиях. Многие руководители партии находились в тюрьмах и эмиграции. В РСДРП(б) состояло не больше 24 тыс. членов, в Петрограде большевиков было несколько сотен человек. У них была небольшая фракция в Петроградском Совете, которая в целом разделяла позиции меньшевиков и эсеров. Ситуация изменилась в апреле 1917 г.

Апрельские тезисы. (беседа+работа с документом ) , (6 мин).

3 апреля 1917 г. Из Цюриха в Петроград через территорию Германии в специальном пломбированном вагоне возвратилась группа социал-демократов во главе с лидером большевиков В.И. Лениным. В своей речи на Финляндском вокзале он выдвинул новую программу действий, направленную на захват власти в стране.

7 апреля 1917 г.

ТЕЗИСЫ

1. …разъяснять им их ошибку, разъяснять неразрывную связь капитала с империалистской войной, доказывать, что кончить войну истинно демократическим, не насильническим, миром нельзя без свержения капитала.

2. Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, – ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства.

Этот переход характеризуется, с одной стороны, максимумом легальности (Россия сейчас самая свободная страна в мире из всех воюющих стран), с другой стороны, отсутствием насилия над массами и, наконец, доверчиво-бессознательным отношением их к правительству капиталистов, худших врагов мира и социализма.

3. Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний, особенно относительно отказа от аннексий…

4. Признание факта, что в большинстве Советов рабочих депутатов наша партия в меньшинстве…

Разъяснение массам, что С. Р. Д. есть единственно возможная форма революционного правительства и что поэтому нашей задачей, пока это правительство поддается влиянию буржуазии, может явиться лишь терпеливое, систематическое, настойчивое, приспособляющееся особенно к практическим потребностям масс, разъяснение ошибок их тактики.

Пока мы в меньшинстве, мы ведем работу критики и выяснения ошибок, проповедуя в то же время необходимость перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов, чтобы массы опытом избавились от своих ошибок.

5. Не парламентарная республика, – возвращение к ней от С.Р.Д. было бы шагом назад, —а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху…

6. В аграрной программе перенесение центра тяжести на Сов. батр. депутатов.

Конфискация всех помещичьих земель.

Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Сов. батр. и крест, депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения (в размере около 100 дес. до 300 по местным и прочим условиям и по определению местных учреждений) образцового хозяйства под контролем батр. депутатов и на общественный счет.

7. Слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны С. Р. Д.

Беседа по вопросам к документу:

1 ряд: Каково отношение лидера большевиков к войне?

2 ряд: Какие главные задачи ставит Ленин в политической сфере?

На какие способы достижения этих задач указывает Ленин?

3 ряд: Что предлагает сделать Ленин для решения аграрного вопроса?

Какие шаги еще предлагает Ленин для изменения ситуации в стране?

Кризисы Временного правительства. (рассказ + работа в тетради ),(10 мин.)

18 апреля министр иностранных дел П. Н. Милюков обратился с нотой к правительствам союзных с Россией держав.

В знак протеста в Петрограде, Москве и других городах прошли массовые антивоенные демонстрации. П. Н. Милюков и военный министр А. И. Гучков были вынуждены уйти в отставку. Разразился первый кризис Временного правительства.

Лидеры кадетов и октябристов предложили меньшевикам и эсерам войти в состав правительства. Начались длительные переговоры. 5 мая 1917 г. было достигнуто соглашение о коалиционном составе правительства. В него вошли 10 министров, представляющих интересы либеральной буржуазии, и 6 министров-социалистов.

Коалиционное правительство - правительство, сформированное из представителей различных партий.

I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов открылся 3 июня 1917 г. Меньшевики и эсеры располагали на съезде решающим большинством. Они же преобладали и в новом руководящем органе Советов — Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК), избранном на съезде.

Делегаты приняли резолюцию о доверии Временному правительству. Более того, лидер меньшевиков И. Г. Церетели заявил, что в России нет такой партии, которая согласилась бы взять власть целиком в свои руки.

18 июня в Петрограде произошла грандиозная манифестация, в которой приняли участие свыше 400 тыс. человек. Вопреки ожиданиям лидеров съезда, демонстранты несли в основном плакаты с большевистскими требованиями. Массовые антиправительственные демонстрации прошли во многих городах. В стране разразился второй политический кризис.

Правительство попыталось выйти из него при помощи давно готовящегося наступления на фронте, полагая, что военный успех собьет растущую волну недовольства. Однако начавшееся наступление войск Юго-Западного фронта вскоре захлебнулось.

24 июля был объявлен состав второго коалиционного Временного правительства. В него вошли 7 умеренных социалистов и 8 министров кадетской ориентации. Министром-председателем и военным министром стал А Ф Керенский. Стремясь сплотить поддерживающие его силы и предотвратить Гражданскую войну, А.Ф. Керенский выступил инициатором созыва в Москве 12 августа Государственного совещания. В нем приняли участие представители армии, крупнейших политических и общественных организации, депутаты всех Государственных дум. Большевики отказались участвовать в совещании.

Большинство делегатов вместо одобрения курса правительства повели речь о необходимости решительных мер но наведению порядка в стране. Аплодисментами было встречено выступление главнокомандующего Л. Г. Корнилова, в котором он определил немедленные и решительные меры для наведения дисциплины на фронте и в тылу.

Составление схемы по ходу рассказа: Столкновение правит. сил с демонстрантами.

двоевластие I Коалиц. пр-во на ю-з. фронте II коалиц. пр-во.

нота Милюкова июньский Керенский А.Ф.) август

27.02.19 апрельский I съезд Советов июльский Выступление

Период двоевластия закончился после июльских событий . 9 июля ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполком Всероссийского Совета крестьянских депутатов объявили о признании неограниченных полномочий второго коалиционного Временного правительства, министром-председателем которого стал эсер А. Ф. Керенский . Вся власть в стране перешла к Временному правительству, а эсеро-меньшевистские Советы утратили своё значение органов революционно-демократической диктатуры.

Выступление генерала Корнилова . ( рассказ),(3 мин.)

Но когда конный корпус генерала А. М. Крымова был приведен в движение, Керенский испугался, что военные предпочтут увидеть на посту диктатора решительного главнокомандующего. 27 августа он объявил Корнилова изменником и сместил его с поста Верховного главнокомандующего. Корнилов отказался подчиниться и приказал войскам генерала Крымова двигаться прямо на Петроград.

Обстановка в столице была крайне напряженной. К концу 27 августа ВЦИК Советов создал чрезвычайный орган — Комитет народной борьбы с контрреволюцией. В Комитет вошли и представители большевиков.

И они активно включились в работу, мобилизовав на борьбу с Корниловым до 40 тыс. человек. В Петрограде для защиты города вооружались рабочие дружины и отряды Красной гвардии. На помощь Петроградскому гарнизону прибыли тысячи революционно настроенных матросов и солдат.

Навстречу продвигавшимся к столице частям Крымова были посланы сотни агитаторов. Железнодорожники разбирали пути. 30 августа практически без единого выстрела войска Корнилова были остановлены. Генерал Крымов застрелился, генерал Корнилов был арестован.

IV. Закрепление изученного материала . (фронтальный опрос ),(5 мин)

Как изменилась расстановка политических сил после падения монархии?

Какую программу наметил лидер большевиков Ленин в своих Апрельских тезисах?

Какими причинами были вызваны кризисы властей весной-летом 1917 г.?

V. Итоги урока. Рефлексия ( 2 мин.)

На листках записать: а) впечатление об уроке; б) больше всего запомнившееся событие.


Изучаем события, происходившие в России между двумя революциями 1917 года, Февральской и Октябрьской. Раскрываем причины кризисов Временного правительства.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Россия весной-летом 1917г.: нарастание революционного кризиса"

Россия весной-летом 1917 г. Нарастание революционного кризиса

Ключевые вопросы урока

1) Чего ожидали различные слои населения России после победы Февральской революции?

2) Какие из этих ожиданий были удовлетворены, а какие – нет?

3) В результате каких событий было ликвидировано двоевластие?

4) Какой вариант развития России был связан с именем генерала Корнилова?

5) Как изменялось отношение к большевикам со стороны населения страны?


Попробуем восстановить развитие исторических событий в России весной-летом 1917 г., чтобы разобраться, так ли уж необходима была стране Октябрьская революция, и какие иные варианты развития событий могли быть реализованы.

2 марта 1917 года в салоне-вагоне царского поезда, находившегося на железнодорожной станции Пскова, Николай II отрёкся от престола. Революция победила, и народу, праздновавшему её победу, хотелось верить, что кровь 1300 человек, погибших во время февральских столкновений, не была напрасной, что для России началась новая свободная эра.

Но отречение императора само по себе не решало все те проблемы, которые накопились в стране. Революция началась с демонстрации петроградских работниц, которые требовали прекращения войны. От войны устали все: и крестьяне, и рабочие, и, больше всех, армия. Оставались нерешёнными и те вопросы, которые в 1905 г. вызвали первую российскую революцию: крестьяне боролись за землю, рабочие – за более выгодные и гуманные условия найма. Национальные партии поднимали вопрос о культурной автономии или даже государственном суверенитете своих народов.


Первое Временное правительство было создано Временным комитетом Государственной думы после переговоров с Исполнительным комитетом Петроградского Совета. В него вошли 11 человек. Председателем Совета Министров и одновременно министром внутренних дел стал князь Георгий Львов.

Временное правительство провело ряд демократических преобразований: ликвидировало цензуру, полицейские и жандармские управления, освободило политических заключённых, отменило смертную казнь. Был также принят новый избирательный закон, который устанавливал, что выборы в Учредительное собрание будут всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании. Женщины также наделялись политическими правами.


Вот только с проведением этих самых выборов Временное правительство не спешило. Понять это промедление можно. Шла война. Многие мужчины-избиратели были в армии. Западная часть страны была оккупирована немцами. Проведение по-настоящему всеобщих свободных выборов нелегко было бы организовать. Но отказ от немедленного созыва Учредительного собрания не прибавлял популярности правительству в глазах населения.

18 апреля 1917 г. разразился первый правительственный кризис. Событием, которое вызвало взрыв возмущения, стала нота министра иностранных дел Павла Милюкова. Он обращался к правительствам Англии и Франции с заявлением, что Россия будет продолжать войну до победного конца и выполнит все договоры царского правительства.


В Петрограде прошли массовые митинги и демонстрации, в них приняли участие около 15 тысяч солдат и 100 тысяч рабочих. Они требовали немедленного прекращения войны, а также отставки Милюкова и военного министра Александра Гучкова. 5 мая было создано новое, коалиционное правительство. В него вошли 10 представителей буржуазных партий и 6 социалистов. Министром-председателем оставался князь Львов.

3 июня начались заседания Первого Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Делегаты большевики предложили принять резолюцию о немедленном прекращении войны и передаче власти Советам. Возможность мирного перехода власти в руки Советов обосновал лидер большевистской партии Ленин в своих Апрельских тезисах. Это была программа действий большевиков, которую он предложил в своей речи на Финляндском вокзале 3 апреля 1917 г. после возвращения из Швейцарской эмиграции.


Итак, весной 1917 г. Ленин предполагал, что установление Советской власти мирным путём вполне возможно: если Петроградский Совет перестанет поддерживать Временное правительство, то оно падёт само собой. Но большинство делегатов съезда Советов – эсеры и меньшевики – поддерживали Временное правительство, считали, что время для взятия власти ещё не пришло.


Тем временем по приказу Временного правительства началось наступление на фронте. Оно планировалось еще на конец апреля – начало мая. Но хаос в войсках сделал это невозможным. Наступление было отложено на конец июня. Основную роль в операции должны были сыграть войска Юго-Западного фронта, которыми командовал генерал Гутор, а затем – генерал Корнилов. Остальные русские фронты должны были наносить вспомогательные удары. Наступление началось 18 июня в направлении Львова.


Но затем наступление остановилось. Отборные ударные части, начинавшие наступление, к этому моменту были в основном выбиты. Обычные пехотные части отказывались наступать. Австро-германское контрнаступление, начавшееся 6 июля, привело к прорыву фронта и стремительному бегству русской армии. Огромных масштабов достигло дезертирство. Армия, по сути, превращалась в неуправляемую толпу.


В начале июля Временное правительство испытало новый кризис.

Результатом июльского кризиса стала фактическая ликвидация двоевластия. Второе коалиционное правительство, которое было создано 24 июля, смогло оттеснить на несколько месяцев Совет от управления страной. Главой нового кабинета министров стал Александр Керенский.

Остатки доверия к Временному правительству катастрофически таяли. Ненавистная большинству война продолжалась, экономической положение стремительно ухудшалось, крестьяне, отчаявшись дождаться решения аграрного вопроса, перешли к массовым самозахватам земли. Начался распад российской государственности. 3 июля делегация Временного правительства во главе с Терещенко и Церетели признали автономию Украинской Центральной рады. Через несколько дней финский сейм заявил о независимости Финляндии во внутренних делах.

Общественное мнение всё более склонялось к идее установления сильной власти. Возможными вариантами развития России были уже не демократия и диктатура, а диктатура левая (революционная) или правая (военная).

Попытку установления военной диктатуры предпринял главнокомандующий Русской Армией генерал Лавр Георгиевич Корнилов. Причём делалось это с согласия и одобрения Александра Керенского. Предполагалось, что после взятия под контроль Петрограда власть перейдёт к Директории во главе с Керенским, Корниловым и лидером партии эсеров Борисом Савинковым. Главная задача Директории – наведение порядка в стране и управление ею до созыва Учредительного собрания.

1. Познакомить учащихся со сложной внутриполитической ситуацией, сложившейся в России после Февральской революции 1917 г.
2. Проанализировать и сравнить, найти сходства и различие апрельского и июльского кризисов; дать оценку выступлению генерала Л. Корнилова; уяснить переломный характер июльских событий.
3. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Основные понятия: кризис власти, военная диктатура, политический кризис, легитимное правительство, комиссар.

Развитие демократических процессов в России после Февральской революции.
Временного правительства.
Активизация большевиков.
Выступление генерала Л.Г. Корнилова.
Углубление кризиса осенью 1917 г.

1. Проверка выполнения домашнего задания (тест)

2. Вводная беседа

Вопрос классу: - Каковы были альтернативы развития России после Февральской революции?

II. Изучение нового материала

Вводное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим внутриполитическую ситуацию, сложившуюся в России после Февральской революции. Наша цель – разобраться в водовороте событий исторического периода от февраля к октябрю 1917 года.

Февральская революция, начавшись в Петрограде, быстро распространилась по всей стране. Повсюду создавались органы местного самоуправления, проходили съезды рабочих и солдатских депутатов. Но возникшее в ходе революции Временное правительство не являлось авторитетным и не пользовалось уважением. Деятельность Временного правительства сопровождалось частыми кризисами. В период между февралём и октябрём в стране сменилось четыре состава правительства. Нам необходимо выяснить причины и итоги кризисов Временного правительства.

Лозунги противников правительства

Позиция партии большевиков

Действия Временного правительства

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК.
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на

поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны

вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

- Какие цели преследовал Корнилов?
- Почему его выступление было оценено как мятеж?

Итак, плохо подготовленное выступление Корнилова было подавлено. И самое активное участие в его подавлении приняли большевики.

- Как вы думаете, почему?

Победа над Корниловым подняла престиж большевиков, возросло их представительство в органах власти, в Советах. А кризис всё продолжал углубляться.

III. Закрепление материала.

Вопросы для закрепления материала:

Рефлексия – учащиеся заполняют листы самооценки впечатления от урока (приложение).

Как я усвоил материал?

  • В материале разобралась (ся), на уроке было интересно - 3 балла.
  • Мне все понятно, но материал не всегда интересен - 2 балла.
  • Мне хотелось разобраться, но я не все понял (а) - 1 балл.
  • Материал трудный и малоинтересный. Мало что понял (а) - 0 баллов.

Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?

  • Везде справился (ась) сам (а), удовлетворен (а) своей работой (9-10 баллов) – 3 балла.
  • Допустил (а) ошибки (на каком этапе?) (7-8 баллов) – 2 балла.
  • Не справился (ась) (с какими заданиями?) (4-6 баллов) – 1 балл.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)

Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст.


Тест по теме "Февральская революция. Россия весной-летом 1917 года"

История России. 9 класс.

Конспект урока по истории России для 9 класса на тему "Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы".

• Выяснять причины Февральской революции, ход и движущие силы; определять сущность двоевластия; провести сравнительный анализ двух форм власти после революции; спрогнозир.


Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Жизнь петербуржцев с 1861 по 1917 гг."

На данном уроке используются информационно-коммуникативные и игровые технологии.

1917 - 2017: уроки Донской истории

выступление на II Николаевский образовательных чтениях. В работе освещена роль Октябрьской революции, её влияние на церквь, казаков.


Презентация "Мода весна-лето 2014г. Праздник весны и красоты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: рассмотреть развитие политических событий весной и летом 1917 г., определить причины падения авторитета Временного правительства и лидеров Петросовета, показать исторические условия, которые привели к событиям Октября.

Воспитательная: формировать у учащихся чувство любви к Родине, активную гражданскую позицию, свое понимание демократии и свою позицию по отношению к политическим событиям весны – лета 1917 года.

Развивающая: развивать навыки групповой работы, самостоятельной работы с историческими документами, таблицами, схемами, формировать свою точку зрения, делать выводы, обосновывая их; актуализировать творческую и исследовательскую деятельность учащихся, желание заниматься научно-исследовательской работой.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Тема урока, план урока

Россия весной – летом 1917 года.

1.Расстановка политических сил после Февраля

2.Деятельность Временного правительства после Февраля

4.Апрельский кризис власти

5.Июньский кризис власти

6.Июльский кризис власти

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся осознают, что с весны по лето 1917 г. в России не было согласия между основными политическими силами по вопросу о преобразованиях в стране, разрушалось государственное управление, армия, экономика, обострялись основные вопросы революции. Нарастал кризис Российского государства.

Учащиеся понимают, что причины нарастания и углубления кризиса Российского государства кроются в нерешительности, непоследовательности действий Временного правительства, откладывании решения основных вопросов революции до созыва Учредительного собрания, созыв которого Временное правительство так же откладывало.

Учащиеся осознают, что данная позиция Временного правительства привела к его краху. В ходе кризисов власти правительства быстро менялись, а решения всех главных вопросов продолжали откладывать до Учредительного собрания, одновременно ухудшалось социально-экономическое положение в стране.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный и частично поисковый метод. Вариант проблемного задания: почему произошло падения авторитета Временного правительства и лидеров Петросовета?

Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

Развитие умений учащихся

Учатся работать в группе, с документами, текстом учебника, схемами, таблицами, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать ранее изученное, сравнивать и обобщать, анализировать изучаемый материал, решать проблемные задачи, выдвигать гипотезы и предъявлять результаты своей работы

Основные понятия и термины

Революция, Временное правительство, двоевластие, коалиционное правительство

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России 20-начало 21 века. 9 класс

С.В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории России 20-21 века, 9 класс.

О.В. Арасланова, А.В. Поздеев Поурочные разработки по истории России 20- начало 21 века, 9 класс

Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России, 9 класс.

На экране выводится содержание презентации.

Часть урока, время

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

Учащиеся делятся на три группы, выбирают ответственного за работу группы

Введение в новую тему

Зачитывается тема урока.

Обозначаются проблемные вопросы к уроку.

Дается инструкция по работе в группах

Учащиеся записывают тему и план урока.

Учитель рассказывает о расстановке политических сил после февраля.

Организует работу с документами

Учитель комментирует деятельность Временного правительства в условиях кризиса

Рассказ учителя о приезде лидеров большевиков в Петроград

Организация просмотра видеофрагмента

Комментирует выводы групп по сравнительному анализу кризисов Временного правительства

Читайте также: